Межнациональные отношения интеграция и дифференциация. Урок по обществознанию "Нация и межнациональные отношения2. Причины межнациональных конфликтов

Межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция. Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. Формы межнациональной дифференциации Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Религиозный фанатизм Национализм в различных формах в политике и культуре. Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Формы межнациональной интеграции Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации Международные культурные и народные центры Взаимопроникновение религий и культур, ценностей Причины межнациональной интеграции Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Слайд 7 из презентации «Межнациональные конфликты» к урокам географии на тему «Этнос»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке географии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Нация.ppt» можно в zip-архиве размером 16 КБ.

Скачать презентацию

Этнос

«Коммерческая география» - Практическая часть. Теоретическая часть. Пояснительная записка к элективному курсу «Коммерческая география. Программа элективного курса. Структура курса. Особенности отраслевых рынков, в том числе финансовой и инвестиционной деятельности. Зачетные занятия. Курс состоит из лекционного материала. Россия и мировой рынок.

«Каменная степь» - Фенологические наблюдения. Балка Таловая. Участники проекта «Сохраним степь». Коровяк фиолетовый. Ломонос цельнолистный. Брандушка русская. Склоны балки Таловая подвергались интенсивному выпасу. Птицемлечник Гуссона. Птицемлечник Фишера. Ирис низкий. Шалфей поникающий. Метод агростепей по Дзыбову. Астрагал пушистоцветковый.

«Эффективность отдыха» - Москва. 2010-2011. Особенности методики исследования. Отели Рима. Эффективность посещения Жемчужин Европы. Достопримечательности Ватикана. Шкала эффективности рекреационных ресурсов. Лихотай Евгения, 11 класс. Шкала эффективности оформления визы. Составляющие комфортности полёта. Шкала эффективности транспортной группы.

«Высокие горы» - Высотная поясность гор. Кордильеры. Полезные ископаемые гор. Высота гор. Горы - это части земной поверхности, высоко приподнятые над равниной и сильно расчлененные. Хибины. Хибины. Вершины гор. Добыча полезных ископаемых. Урал. Эльбрус двугорбый 5642. Уральские горы. Перевал - это понижения в гребне,наиболее удобные для перехода через хребет.

«Туризм и экотуризм» - Таким образом, можно сказать, что экотуризм лежит «на пересечении» природо-ориентированного и устойчивого туризма. Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой. Концепция экотуризма. Какой тур является экологичным?


Поурочный план - Нации и межнациональные отношения

Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока :

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Литература :

"Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока :

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности".
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации .

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация - это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция - Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины "расизм", "нацизм", "Шовинизм", "геноцид", "Холокост".
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Домашнее задание : § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

Учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.





ЭТНОС ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка и осознающих свое единство 1.Язык; 2.Религия; 3. Материальная и духовная культура; 4. Общность происхождения; 5. Общность исторической судьбы; 6. Общие черты психологического склада. ПРИЗНАКИ ЭТНОСА





РОД РОД – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). ПЛЕМЯ ПЛЕМЯ – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.


Возникла на основе территориальных, соседских связей исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ НАРОДНОСТЬ


НАЦИИ возникли на базе становления общности экономической жизни людей высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации Национальное самосознание Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации историческая память историческая память родной язык родной язык традиции и обычаи традиции и обычаи национальное достоинство национальное достоинство патриотизм



В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства. Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства.








НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Многонациональная среда Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Столкновение интересов этнических групп рано или поздно приводит к возникновению этнических конфликтов.



МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИЯ – сотрудничество наций, сближение различных сторон жизни народов ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – стремление народов к национальной самостоятельности ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – это любая конкуренция (соперничество) от противоборства до социальной конкуренции


Процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ: 1. Экономические и политические союзы 2. Транснациональные корпорации 3. Международные культурные центры 4. Взаимопроникновение религий, культур МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ




МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе Непродуманная политика ряда политических деятелей Ошибки и просчёты в национальном вопросе Канада – проблема франко-канадцев Франция – проблема провинции Бретань Великобритания – конфликт с Северной Ирландией Бельгия – фламандцы, валлоны Испания – баски Национальное меньшинство – отдельная часть этноса, оказавшаяся за пределами проживания его основной части или за пределами одноименного государства ПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫПРИЧИНЫ ПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫПРИМЕРЫ




(от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (от лат. tolerantia терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. ТОЛЕРАНТНОСТЬ




Демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма (стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии). постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом (идеологическое, политическое, психологическое и социальное обособление и противопоставление одной нации другим) и шовинизмом (неприязнь, ненависть к другим народам). ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА


Сочетать национальные и интернациональные интересы признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА


Антисемитизм – национальная нетерпимость к евреям Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация Ассимиляция – поглощение одной нации другой. Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным принципам Дискриминация – ущемление прав Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим» Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой Расизм – существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие ТЕРМИНЫТЕРМИНЫ Толерантность – терпимость Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма


ТЕСТ «НАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ " 1. О бщность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп: 1. класс; 2. сословие; 3. профессиональная группа; 4. этническая группа. 2. О бщность языка, культуры, территории, экономических связей характеризуется: 1. класс; 2. нация; 3. каста; 4. сословие. 3. В ерно ли, что: а) национальное самоопределение предполагает, что человек определяет свою национальность по самосознанию, а не по национальности родителей; б) национальное самоопределение предполагает возможность выбирать гражданство любой страны? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны.


3. 3. Верно ли, что: а) причиной национальных противоречий часто бывают территориальные претензии; б) национальные противоречия периодически возникают в разных странах? 1. верно только а; 2. верно только б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения неверны. 5. К акие из перечисленных социальных групп относятся к этническим? 1. каста; 2. гражданство; 3. нация; 4. народность; 5. сословие; 6. племя. КЛЮЧ:

Общество - это динамичная система, которая всегда находится в движении, в которой всегда происходят те или иные изменения, приводящие либо к развитию, либо к регрессу. Эти изменения часто настолько противоречивы, что сказать, способствовали они улучшению или, наоборот, негативно повлияли на общество, можно только спустя некоторое время. Одним из таких явлений можно назвать межнациональную интеграцию, тенденции к которой сейчас наблюдаются все ярче.

Что это такое?

Межнациональная интеграция - обществоведческий термин. Под ним понимается сближение культур разных национальностей, стирание границ между ними.

Откуда берет корни межнациональная интеграция?

Происходит это вследствие еще одного процесса, который также наблюдается в современном обществе - глобализации. Мир постепенно становится единым экономическим, политическим и культурным пространством. С развитием транспорта, средств связи, Интернета исчезли те границы, которые могли препятствовать налаживанию контактов между государствами. К тому же в век высоких технологий, в век информации борьба за полезные ископаемые, за территорию потеряла свою актуальность - войны за земли прекратились. На смену конфликтам и разногласиям пришло понимание того, что гораздо эффективнее сотрудничать с другими странами, осознание необходимости объединения. Все это и является предпосылками межнациональной интеграции.

Как проявляется?

Межнациональная интеграция может проявляться разными способами и на разных уровнях жизни общества. Она пронизывает все, начиная от фундамента социума - экономики, заканчивая мировоззрением людей, их сознанием. В зависимости от того, какую сферу деятельности она затрагивает, выделяют несколько форм межнациональной интеграции. Первая - экономическая. Примерами межнациональной интеграции этого вида могут служить разнообразные межгосударственные экономические союзы (ОПЕК, ВТО, Европейский союз), торговые кампании, затрагивающие несколько стран, транснациональные корпорации (те же автомобильные заводы, головной центр которых находится к одной стране, а концерны разбросаны по всему миру). Следующая форма интеграции - политическая: помимо экономических союзов, создаются крупные объединения, которые совместными усилиями пытаются решить глобальные проблемы, ответить на вопросы общемирового масштаба. К таким альянсам можно отнести Организацию Объединенных Наций, военный союз НАТО и другие.

Когда душа лежит к объединению

Пожалуй, самым долгим и сложным процессом является межнациональная интеграция, которая проходит на уровне сознания людей. Когда культуры объединяются не благодаря специально созданным союзам, а будто бы сами собой, проникая одна в другую. Когда ценности одного народа незаметно вплетаются в ориентиры другого, когда под воздействием иной культуры менталитет народа постепенно меняется, а обычаи обогащаются новыми традициями. Теперь многие мусульмане уже не удивляются европейской девушке в юбке мини, а европейцы, тем временем, с удовольствием едят суши с помощью японских палочек. Заключаются межнациональные браки, открываются центры иностранной культуры, языковые школы, повсеместно налаживается общение с иностранцами.

Другая сторона медали

Конечно, всемирное объединение народов и культур имеет свои положительные черты: при совместном решении вопросов учитываются интересы всех сторон, при сближении в духовном плане каждая из наций обогащается чем-то новым, плюс ко всему интеграция способствует развитию толерантности в людях, терпимости к различиям. Однако несмотря на все плюсы, есть и обратная сторона медали. При сильном сближении двух культур они могут потерять свою самобытность, уникальность. Одна, более развитая и сильная, может поглотить, просто уничтожить другую. Поэтому надо думать не только о том, как стать ближе с другими национальностями, но и о сохранении своих традиций и обычаев. Необходимо заботиться о своей исконной культуре, не забывать те ценности, которые она проповедует. Каждый из представителей той или иной национальности должен гордиться своим народом, помнить о своих корнях и истоках, а не глупо копировать образ жизни другого этноса.

Антипод межнациональной интеграции

Кстати. Когда какое-либо государство старается сохранить чистоту своей культуры, не примешивая в нее никакие другие традиции, пытается удалиться от влияния других наций, такое явление называется межнациональной дифференциацией.

Классный час по теме: «Нации и межнациональные отношения »в9 классе

Цель классного часа :углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи классного часа:

1.Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

Тип классного часа – комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание),

Обеспечение классного часа: словари, раздаточный материал, доклады учащихся

Ход классного часа:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План классного часа:

  1. Этнические общности.
  2. Национальное самосознание.
  3. Развитие межнациональных отношений в современном мире.
  4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
  5. Национальная политика.


Основные понятия : нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема классного часа : Существует ли в России межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности .

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос – его основные черты и особенности».

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Этнос

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение поведение

Специфическая материальная и духовная культура

Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации

Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Задание : Прочитайте отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такоеисторическая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу : Приведите примеры национального интереса россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, какмежнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.


Межнациональная дифференциация –

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах .


Межнациональная интеграция –

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.


Формы межнациональной дифференциации

  1. Самоизоляция в целом
  2. Протекционизм в экономике
  3. Религиозный фанатизм
  4. Национализм в различных формах в политике и культуре


Формы межнациональной интеграции

  1. Экономические и политические союзы
  2. Транснациональные корпорации
  3. Международные культурные и народные центры
  4. Взаимопроникновение религий и культур, ценностей


Причины межнациональной интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС).




Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире .

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

  1. Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
  2. Рост сепаратистских тенденций на территории России.
  3. Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления : Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов :

  1. Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
  2. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей.
  3. Колониальное население.
  4. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.



Виды межнациональных конфликтов :

  1. По поводу спорных территорий.
  2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
  3. Из-за произвольного изменения административных границ.
  4. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
  5. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
  6. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов :

  1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным увствам всех этнических групп;
  2. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
  3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
  4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов :

  1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
  2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
  3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика.

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества – являетсянациональная политика .


Гуманистические принципы политики в области национальных отношений


Основные принципы национальной политики


Условия гармонизации национальных отношений


1.Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.


1. Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.


1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.