Междоусобная война на Руси (1015—1019). Междоусобные войны на руси

История России с древнейших времен до конца XVII века Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики

Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Восстал Ярослав Владимирович.

Трудно сказать точно, когда это случилось, до болезни или уже в то время, как великий князь занемог; «Повесть временных лет» лаконично сообщает, что «хотящю Володимиру итн на Ярослава, Ярославъ же, послав за море, приведе варягы, бояся отца своего…». Но Владимир разболелся, «в се же время бяше у него Борисъ» сообщает далее летопись. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской», опираясь на неизвестные летописные известия, расшифровывает последнее глухое упоминание Нестора таким образом: «Борис нареченный отцем на великое княжение», что в принципе не противоречит данным «Повести временных лет», сообщившей, что в это время Владимир приблизил к себе Бориса, посланного ранее княжить в Ростов. И еще одно событие происходит в эти дни: начинается очередной набег печенегов, и Владимир направляет против кочевников именно Бориса, предоставив ему свою дружину и «воев», т.е. народное ополчение. Затем летописец сообщает, что в момент смерти Владимира его старший приемный сын Святополк оказался в Киеве.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, возможно, уже во время его тяжелой болезни на Руси стал нарастать очередной политический кризис. Связан он был прежде всего с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке – Борису, с чем не смогли смириться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 г. Полоцка, о насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце. Сохранилась легенда о попытке одного из сыновей Рогнеды еще в малолетнем возрасте вступиться за мать.

К 1015 г. оба старших сына Рогнеды – Вышеслав и Иэяслав умерли и теперь старшим среди всех великокняжеских сыновей оставался Ярослав, княживший ранее в Ростове, а затем переведенный в Новгород.

Но вряд ли можно думать, что лишь личные мотивы побудили Ярослава выступить против отца. Дело было, видимо, и в том, что за Ярославом виделась новгородская верхушка, стоявшая на традиционно сепаратистских по отношению к Киеву позициях. Не случайно в источниках сохранилось свидетельство о том, что Ярослав отказался платить Киеву положенную ежегодную дань в 2000 гривен, а еще тысячу собирать с новгородцев для раздачи княжеским людям По существу, Новгород отказывался нести свои прежние финансовые обязательства перед Киевом. Практически Ярослав повторял судьбу отца, поддержанного новгородцами и варягами против Киева. Его личные династические амбиции совпали со стремлением Новгорода вновь подтвердить свое особое положение в составе русских земель и, опираясь на варяжскую помощь, еще раз сокрушить Киев. Теперь у Ярослава, который при жизни своих старших братьев не имел никаких шансов на престол, появилась реальная возможность воцариться в Киеве. В этом смысле он также повторял судьбу Владимира, бывшего младшим и «неперспективным» сыном Святослава Игоревича.

Итак, в момент смерти великого киевского князя его официальный наследник был в походе против печенегов, старший из его сыновей Святополк, опирающийся на своих бояр и часть киевлян, ждал в Киеве развития событий, а действительно старший из его собственных сыновей Ярослав уже собрал в Новгороде рать, чтобы выступить против занемогшего отца.

К этому дню Святополку было 35 лет, Ярославу, родившемуся где-то в середине 80-х годов X в., было около 27 лет. Возраст Бориса установить трудно, но, по всем данным, он был намного моложе своих братьев, так как христианский брак Владимира состоялся лишь в 988 г. Великая княгиня Анна умерла в 1011 г. Если принять версию о том, что Борис и Глеб родились от византийской принцессы, что косвенно может подтверждаться и стремлением Владимира сделать своим наследником именно Бориса, то можно признать, что в 1015 г. он был в возрасте 20 -ти с небольшим лет. К тому же в ряде источников о нем и о Глебе говорится как об очень молодых людях.

Если Борис был, как бы мы сегодня сказали, «вполне благополучным ребенком», то Святополк и Ярослав несли в своей душе колоссальные личные комплексы.

Святополк был не только приемным сыном Владимира, т.е. человеком, не обладавшим даже формальными правами на престол. Его мать, многострадальная красавица «грекиня», была наложницей Святослава, а потом досталась как военный трофей его старшему сыну Ярополку. Судя по тому, что она была единственной женой Ярополка в то языческое время, можно предположить, что она была любима Ярополком и имела на него большое духовное влияние. Недаром в ряде источников говорится о том, что Ярополк не противился христианам, а некоторые историки предполагают, что и сам Ярополк под влиянием жены стал скрытым христианином, что и обрекло его среди киевской языческой стихии на поражение в борьбе с ярым язычником Владимиром. Затем «грекиня» досталась женолюбивому Владимиру. Можно лишь предположить, какие страсти кипели в детской и юношеской душе Святополка, как он относился к своим сводным братьям, к отцу. Не случайно он оказался в темнице вместе со своей женой-полькой. Теперь наступал его час и нетрудно было предугадать, что в начавшуюся борьбу он должен был вложить всю свою энергию, весь пыл души, все свои явные и мнимые обиды.

Под стать ему был и Ярослав, обладавший железным характером отца и бешеной неукротимостью Рогнеды, потерявшей из-за Владимира и свою полоцкую родню, и честь. Не случайно дальнейшая ветвь полоцких князей – Изяслав Владимирович, Брячислав Изяславич, Всеслав Брячиславнч – на целых сто лет стала противником Киева. «Рогволдовы внуки» (убитого Владимиром отца Рогнеды Рогволда) в течение долгого времени отливали Киеву свои родовые обиды, которые, конечно, были подкреплены и сепаратистскими тенденциями самой Полоцкой земли, державшейся, как и Новгород, несколько обособленно в составе Руси.

Святополк, бывший в час смерти Владимира либо в Киеве, либо в Вышгороде, оставался ближе всех к Берестову. Однако близкие к Владимиру люди, видимо, сторонники Бо риса, поначалу решили скрыть смерть великого князя, выиграть время и послать гонцов к Борису. Гонцы еще были в пути, а Святополк уже овладел инициативой. Он приказал везти тело Владимира в Киев и по существу взял бразды правления в свои руки. Ярослав, как известно, обретался на севере, а Борис скакал по степи во главе княжеской дружины в поисках печенегов. Все данные говорят за то, что Свято– полк умело распорядился выгодами своего положения. Тело великого князя было доставлено по древнему обычаю на санях в столицу. Его смерть привела народ в горесть и замешательство. Тут же Святополк начал раздавать горожанам «имение», т.е. по существу подкупать их, привлекая на свою сторону. Но уже гонцы дочери Владимира и сестры Ярослава Предславы гнали коней в Новгород. Предслава, бывшая скрытой союзницей Ярослава, именно ему спешила сообщить весть о смерти отца и о захвате Святополком в Киеве власти. Гонцы из Киева нашли в степи, на реке Альте дружину Бориса, который, не обнаружив печенегов, готовился вернуться обратно в Киев. Близкие к Борису люди уговаривали молодого князя повести дружину на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушать порядок престолонаследия, установленный ранее (именно на этом настаивают древние источники, подчеркивая безупречный, истинно христианский облик Бориса), то ли опасаясь штурмовать Киев, где Святополк уже успел собрать достаточно сил и сплотить своих сторонников.

Говоря о характере Бориса, следует заметить, что он не был таким непротивленцем, каким его рисуют позднейшие источники, созданные уже после канонизации Бориса и Глеба русской православной церковью. Отец поручил ему командование войском, доверял свою дружину, и уже сам этот факт говорит о многом, во всяком случае может представить нам Бориса, который к тому же долгое время сидел на княжении в Ростове, как решительного и опытного князя.

Получив от Бориса отрицательный ответ, дружина разошлась по домам: для опытных воинов и политиков было ясно, что отныне все люди, близкие к Борису, да и он сам, будут обречены.

Святополк не сразу пошел на организацию заговора против Бориса, а лишь после того, как до него дошли сведения, что дружина и «вой» покинули Бориса и он остался на Альте лишь с небольшим отрядом телохранителей, «съ отроки своими». Святополк собрал в вышгородском дворце своих сторонников; там же и был сформирован отряд убийц во главе с боярином Путшей, которые обещали князю сложить за него голову.

Когда отряд Путши поздним вечером появился на Альте, Борис уже был извещен о намерении Святополка убить его. Однако он либо не мог, либо не стал сопротивляться. Убийцы застали его в шатре, молящимся перед образом Христа.

Борис был убит, когда лег спать: нападавшие бросились к шатру и пробили его копьями в том месте, где находилась постель князя. Затем они разметали малочисленную охрану, завернули тело Бориса в шатер и повезли к Святополку. В Вышгороде убийцы обнаружили, что Борис еще дышит. По приказу Святополка верные ему варяги добили Бориса. Так Святополк убрал со своего пути самого опасного соперника, действуя решительно, быстро и жестоко.

Но оставался еще муромский князь Глеб, рожденный, как и Борис, в христианском браке Владимира от византийской принцессы и бывший теперь единственным законным наследником престола. Святополк направил к Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь – сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остановился и пристал к берегу. Здесь, на полпути к Киеву, на Днепре и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину, а потом по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев поразила древнерусское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя были в XI в. объявлены православной церковью первыми русскими святыми, намного ранее княгини Ольги и князя Владимира.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев – Святослава, который правил в Древлянской земле и, спасаясь от беспощадного Святополка, бежал в Венгрию. Убийцы настигли его в пути.

Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвердился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянного», и Новгород, где оставался Ярослав Владимирович. Теперь он вел на Киев сорокатысячную рать. Перед тем, как выступить в поход на юг, Ярослав, по свидетельству летописи, рассорился с новгородцами. Варяги, появившиеся по его призыву еще до смерти Владимира, начали чинить насилия и притеснения новгородцам, и те «иссекли» часть варягов. В ответ Ярослав расправился с «нарочитыми мужами», т.е. видными новгородцами. Каково же было чувство соперничества Новгорода по отношению к Киеву, если даже после этого, получив известие о смерти Владимира и узнав о вокняжении в Киеве после убийства других братьев Святополка, новгородцы откликнулись на призыв Ярослава и собрали значительную рать. Поистине Север вновь поднялся против Юга, как это было уже не раз в истории Руси. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенежской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Любеча и встали на противоположных берегах реки.

Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Печенеги, ограниченные в своих маневрах рекой и озерами, никак не могли развернуть свою конницу. Разгром Святополковой рати был полным. Сам великий князь бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с германским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк с поляками занял Киев.

Польские гарнизоны были поставлены в русских городах. Поляки начали «чинить насилия» над людьми. В ответ население стало браться за оружие. В этих условиях Святополк сам призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание горожан. Поднялся каждый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они попадались вооруженным киевлянам. Осажденный в своем дворце Болеслав 1 принял решение оставить столицу Руси. Но уходя из Киева, поляки ограбили город, увели с собой в плен массу людей, и впоследствии вопрос об этих пленных не на один год станет камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. Среди тех, кого Болеслав увел с собой, была и Пределава, сестра Ярослава Владимировича. Она стала наложницей польского короля. Ушел вместе с поляками и верховный иерарх русской церкви, знаменитый сподвижник Владимира грек Анастас, оставшийся верным законному правителю. Ушел, взяв с собой все ценности и всю казну Десятинной церкви. В прошлом он являлся херсонесским церковным иерархом, который в период осады Владимиром Херсонеса перешел на его сторону и помог русским овладеть городом. Как известно, после взятия Херсонеса Анастас перебрался в Киев и стал там иерархом главного собора Руси – Десятинной церкви, церкви Святой Богородицы («и поручи ю Настасу Корсуняннну, и попы корсунские прнставн служити в ней»).

Поразительно, что русские летописи, сообщив, пусть и противоречиво, о крещении Руси, кроме этой неясной фразы не обмолвились ни словом о том, какова же была организационная основа русской церкви, ее взаимоотношение с греческой патриархией, кто был первым русским митрополитом после крещения Руси. Все, что мы имеем, – это глухую фразу об Анастасе как главном священнике Десятинной церкви.

Это породило двухвековую полемику в мировой исторической литературе по поводу статуса русской церкви в первые годы после ее образования. Обращалось внимание на отсутствие известий о поставленин митрополита на Руси в эти годы и на то, что лишь под 1039 г. в летописи упоминается первый русский митрополит – грек Феопемт, освятивший Десятинную церковь. В дискуссии отмечалось, что позднейшие русские источники называли в качестве первых русских митрополитов, поставленных после крещения Руси, разных греческих церковных деятелей. Все это были лишь гипотезы. Но никто из историков прошлого не обратил внимания на запись в «Повести временных лет» о бегстве из Киева с поляками Анастаса и по существу об ограблении им главной русской православной святыни. А в этом факте кроется, возможно, ключ к разгадке и статуса русской церкви в первые годы ее существования.

В период утверждения христианства на Руси, как мы видели, Владимир был в значительной степени озабочен тем, чтобы вместе с новой религией на Русь не пришло византийское политическое влияние. Во многом именно поэтому он предпринял военную акцию против Византии на Крымском полуострове, именно поэтому широковещательно крестился в поверженном Херсонесе (что не исключало его первоначального индивидуального крещения и ранее), именно поэтому русы связали воедино крещение и женитьбу Владимира на прибывшей в захваченный Херсонес византийской принцессе Анне. В этой же связи следует рассматривать вопрос и о первом высшем русском церковном иерархе. Им не мог быть митрополит, поставленный из Византии на византийских же условиях. И не случайно на сцене появляется Ана стае, который в течение всей жизни Владимира и был, вероятно, главой вновь организующейся русской церкви. Во всяком случае известно, что он являлся главой Десятинной церкви с момента ее появления еще в деревянном варианте в 989 г. и до бегства в Польшу в 1017 г. Это без малого 28 лет.

Однако его бегство за рубеж, к врагам Руси, да еще «латинянам», какими воспринимались поляки уже после раскола церквей и, конечно, в пору создания «Повести временных лет» в начале XII в., являлось тяжким обвинением против первого русского прелата. Вполне возможно, именно поэтому его имя как первого русского митрополита, или во всяком случае епископа, поставленного Владимиром в Киеве и имеющего статус независимого от Византии иерарха, оказалось скрытым позднейшими летописцами. Митрополит изменник и вор – это было невыносимо для русского православного сердца. Так и возник в русском летописании вакуум сведений о первом русском митрополите на исходе X и в начале XI в.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без поддержки, поляки одновременно захватили и «Червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование киевлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал в степь к дружественным печенегам.

Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение произошло на реке Альте, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Битва закончилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся далее, в землю чехов, но умер в пути.

Любопытный штрих дает летопись по поводу последних дней Святополка уже во время его бегства за рубеж. Когда беглецы достигли пограничного с Польшей Берестья и остановились передохнуть, Святополк начал подгонять их:

«Побегнете со мною, женуть (т.е. гонятся) по нас». Когда же бывшие с ним дружинники возразили, что погони нет, князь настаивал на своем, и путники вновь двинулись в дорогу. В конце концов, Святополк полностью обессилел и был взят на носилки, но и в этом положении он, привставая, продолжал твердить: «Осе женуть, о женуть, побегни те» (т.е. «Вон гонятся, ой гонятся, бегите»). Так беглецы «пробежали» всю Польшу, Чехию и лишь смерть тяжелобольного, психически надломленного князя остановила этот сумасшедший бег.

В позднейших русских источниках, а также в знаменитом «Слове о полку Игореве» немало досталось проклятий на долю Олега Святославича, внука ЯросЛава Мудрого, который не раз во время междоусобных войн конца XI – начала XII в. приводил на Русь верных себе половцев. Однако эти печальные лавры Олег «Гориславич», как называет его «Слово», получил в истории незаслуженно. Первым в этом смысле был, конечно, Святополк, который не раз в борьбе с Ярославом Владимировичем водил на Русь печенегов. И позднее, задолго до Олега, этим сомнительным средством в междоусобных войнах пользовались дети и внуки Ярослава Мудрого, и Олег Святославич был лишь один из них.

Эта одиозная традиция сохранилась на Руси и позднее, когда в XII в. русские князья боролись друг с другом, опираясь на половецкую силу, и в XIII – XIV вв., когда половцев сменили татары, которых не раз водили друг против друга князья уже Северо-Восточной Руси.

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ПЯТАЯ Древнейшая история восточных славян. - Образование Русского государства на севере и на юге. - Утверждение христианства на Руси. Раздробление Руси на уделы. - Русские князья и половцы. - Суздаль и Новгород. - Появление Ливонского ордена. - Внутреннее

автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е годы XI в. Наступил 1073 г., и новая междоусобная борьба за власть началась на Руси. На этот раз распря произошла между сыновьями Ярослава Мудрого. Период их мирного совладения Русской землей длился с 1054 по 1072 г. Народные волнения конца 60-х -

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Борис и Глеб Мифологизированные образы сыновей князя Владимира, убитых братом Святополком. Они стали одними из первых святых, канонизированных на Руси. В христианской традиции с образами Бориса и Глеба связывается представление о покорности судьбе.Посвященные Борису

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Первые русские святые – Борис и Глеб Владимир Святославич умер 15 июля 1015 года, оставив после себя двенадцать сыновей: Святополка, Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Мстислава, Станислава, Святослава, Бориса, Глеба, Позвизда и Судислава. Судьба почти каждого из

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора

7. Святые Владимир, Борис, Глеб и Святополк Окаянный Казалось, спокойствие на Руси наладилось - ан нет… Подал голос Новгород. Город богатый, край обширный, и подать в казну он должен был платить немалую, 3000 гривен серебра в год. Треть шла на содержание местного князя и его

Из книги Тайна гибели Бориса и Глеба автора Боровков Дмитрий Александрович

1.10. Борис, Глеб и Святополк в «Анонимном сказании» Крупнейшим памятником Борисоглебского цикла является «Анонимное сказание», к тексту которого мы не раз уже обращались. Предполагается, что оно возникло в 1070-х гг. и после 1115 г. было дополнено «Сказанием о чудесах» Бориса

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

7. Святые Владимир, Борис, Глеб и Святополк Окаянный Казалось, спокойствие на Руси наладилось – ан нет… Подал голос Новгород. Город богатый, край обширный, и подать в казну он должен был платить немалую, 3000 гривен серебра в год. Треть шла на содержание местного князя и его

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб – князья-мученики Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.Восстал Ярослав

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 1. Междоусобица на Руси в 70-е годы XI в Наступил 1073 г., и новая междоусобная борьба за власть началась на Руси. На этот раз распря произошла между сыновьями Ярослава Мудрого. Период их мирного совладения Русской землей длился с 1054 по 1072 г. Народные волнения конца 60-х –

Из книги Сокровища святых [Рассказы о святости] автора Черных Наталия Борисовна

Из книги Вертоград Златословный автора Ранчин Андрей Михайлович

Канонизация Бориса и Глеба (О статье А. Н. Ужанкова «Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий») Статья А. Н. Ужанкова, напечатанная на страницах журнала «Древняя Русь: Вопросы медиевистики», безусловно интересна и содержательна, и

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ БОРИС И ГЛЕБ Младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича. По разделу русских земель ок. 994–996 гг. Борис получил Ростов, а Глеб - Муром. После смерти Владимира оба были убиты в 1015 г. по приказу старшего приемного сына Владимира Святополка,

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Текст лекции.

15 июля 1015 г. великий князь Владимир Святославич скончался. Отделился Новгород, Киеву перестало подчиняться Тмутараканское княжество, где правил сын Владимира Мстислав, Полоцк попытался сбросить власть Киева. Печенеги, узнав о смерти Владимира, усилили свой натиск на русские земли. Болеслав I вознамерился вернуть Польше Закарпатье, отнятое в свое время Владимиром. Власть в Киеве вопреки воле отца захватил Святополк, старший, приемный сын Владимира, женатый на польской принцессе. Владимир же собирался завещать престол сыну Борису. Как и младший Глеб, он родился в христианском браке от византийской принцессы Анны, а потому был, вероятно, единственным законным наследником престола. Утром 24 июля 1015 г. заговорщики окружили шатер

князя Бориса и убили его. К муромскому князю Глебу, родному брату Бориса, Святополк срочно направил гонцов с просьбой прибыть в Киев, т.к. отец тяжело болен. Не заподозривший коварства Глеб с небольшой охраной отправился в путь. По дороге он получил известие от Ярослава о смерти отца и убийстве брата. И он был настигнут заговорщиками и убит. Смерть юных братьев потрясла русское общество. Борис и Глеб стали символами праведности и мученичества во славу Руси. Оба князя уже в XI в. были причислены к лику святых мучеников.

После расправы над Борисом и Глебом Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, подослал убийц еще к одному брату - Святославу, который управлял Древлянской землей. Мстислав укрылся в Тмутаракани, а Ярослав повел на Киев 40-тысячную рать во главе с варягами. Святополк выступил против него со своей дружиной и нанятыми печенегами. Это был первый случай, когда в междоусобной борьбе русский князь воспользовался помощью степняков. Противники встретились на Днепре около Любеча зимой 1016 г. Святополк был разгромлен. Ярослав занял Киев в 1019 году. Первая большая смута на Руси привела к распаду государства, потере территорий, вторжению иноземцев. Новая встреча противников произошла на реке Альте, где Ярослав окончательно победил Святополка, который бежал в Польшу и по пути умер. С 1019 года начинается правление Ярослава. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника - брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.

1) Великий князь укрепил систему управления страной. Продолжая линию деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения себе.

2) Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов - «Русскую правду». Она касалась прежде всего вопросов общественного порядка, защищала людей от насилий, бесчинств, драк. «Русская правда» строго наказывала за умышленное убийство. Она допускала кровную месть, но право мстить убийце имели только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя).



3) Великий князь проявил себя человеком исключительно разносторонним. По его инициативе в 1037 г. был заложен новый главный храм Киева - тринадцатиглавый собор Святой Софии, который соперничал по красоте и размерам со святыней Константинополя - Софийским собором.

4) Ярослав основал ряд новых городов. На Волге был заложен Ярославль, а в отвоеванной земле чуди (эстов) - Юрьев (нынешний эстонский город Тарту). Город был назван так в честь Юрия - святого покровителя Ярослава.

5) При нем были открыты школы, созданы первые библиотеки, на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. Он поддерживал книжное дело. Ярослав любил книги, особенно церковные сочинения, и долгие часы проводил за их чтением. О его набожности и христианских добродетелях слагали легенды.

Ярослав вел и широкую внешнюю политику.

1) При нем утвердилась власть на западном берегу Чудского озера. предпринимались походы против воинствующих балтских племен литовцев и ятвягов.

2)Ярослав нанес поражение печенегам в 1036 году, под стенами Киева.

3) Вел войны с Византийской империей, в 1046 году Византия и Русь заключили договор и возобновили дружественные отношения.

При Ярославе Мудром Русь превратилась в великую державу. Ярослав умер в 1054 году на 76 году жизни, в ореоле славы. почитаемый русским обществом, любимый многочисленными детьми. Перед смертью он передал престол своему сыну Изяславу. Ярослав впредь завещал, что великим князем на Руси может быть старший в роду.



В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага - половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. Узнав о поражении князей, киевляне восстали, изгнали Изяслава. Правда, вскоре Святослав победил половцев, а Изяслав вернулся в Киев.

При братьях Ярославичах в 1072 г. была составлена основная часть Русской Правды. Закон детально регламентировал положение раз­личных слоен населения, а также наказания за преступления.

В 1073 г. между братьями начались усобицы. Святослав при под­держке Всеволода нагнал Изяслава и сам сел в Киеве. Однако вскоре он умер. Сын Святослава Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями. С этою времени междоусобные вой­ны князей стали почти непрерывными. Они сопровождались на­бегами половцев. Результатом было разорение южной Руси, отток ее населения на север и запад.

Начинается братоубийственная война между Ярославом Мудрым 1019-1054 Святополком Окаянным 1015-1019 Мстиславом Тмутараканским 1010-1036 Борисом 1015 Глебом

Считается, что 2-ю усобицу на Руси начал Ярослав Владимирович Он собрал новгородскую дружину и собрался в поход против отца

Инициативу перехватил Святополк По существу он взял власть в свои руки, несмотря на то, что был ПАСЫНКОМ Владимира. Святополк организовал заговор против Бориса. Отряд во главе с боярином Путшей отправился на р. Альту, где находился князь. Заговорщики обнаружили Бориса молящимся в своем шатре, а ночью закололи его копьями, когда тот спал.

Оставался еще Муромский князь Глеб направлялся в Киев. Узнав об убийстве Бориса, он пристал к берегу. Люди Святополка перебили дружину Глеба на корабле, а повар Муромского князя зарезал его ножом.

В 1072 г. Борис и Глеб были канонизированы Братья считаются первыми святыми на Руси Икона святых XIV век Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове (2006 г. , скульптор - А. Ю. Рукавишников)

Святополк убил и еще одного брата – Святослава За убийства своих братьев он и получил прозвище «Окаянный» Теперь оставалось всего 2 противника Святополк Ярополкович В Киеве Ярослав Владимирович В Новгороде

В сражении братья встретились близ Любеча на р. Днепр, стоя по разным сторонам. Это был 1016 год. Итог — полный разгром Святослава. В 1017 году Ярослав занял Киев. В 1018 году состоялось повторное сражение братьев на р. Альте. Итог – Святослав бежит в Польшу и умирает в пути.

В 1019 году Ярослав окончательно сел в Киеве Но в 1024 году Ярославу пришлось бороться с последним из братьев – Мстиславом Владимировичем Тмутараканским Ярослав Мстислав

Ярослав проиграл Мстиславу битву под г. Лиственом Страна разделилась на две части: Новгород и Киев Чернигов и Тмутаракань за

Усобица 1024 года закончилась в 1036 году со смертью Мстислава Таким образом, Ярослав Владимирович Мудрый стал единоличным правителем лишь в 1036 году!

Вторая усобица на Руси.1015 г. Великий князь Владимир Святославович
скончался. Но еще до его смерти появились
предпосылки междоусобицы.
1) У Владимира было много сыновей
2)Еще до смерти Владимира, Ярослав (который
сидел в Новгороде) перестал платить Киеву
дань.
После смерти Владимира отделился Новгород
Перестала уплачивать дань Тмутаракань
Полоцк тоже сбросил власть Киева.
Власть в Киеве захватил Святополк (а править
должен был Борис).

Вторая усобица на Руси.

Борис
не хотел идти против своего брата.
Известны его слова о том, что слава,
богатства, почести не вечны, что после них
все это ушло, будто и не было.
Борис решил:«Лучше мне одному умереть,
нежели губить столько душ».
24.07.1015 Борис был убит на реке Альте.
Глеб брат Бориса. Глеб обманным путем
был выведен из Мурома и по приказу
Святополка был убит.

Вторая усобица на Руси.

Святополка прозвали Окаянным.
Он убил еще одного своего брата – Святослава
Против Святополка выступил Ярослав с
варяжской дружиной.
Святополк на помощь позвал печенегов.
ЭТО ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ, КОГДА В
МЕЖДОУСОБИЦЕ КНЯЗЬ ПОЛЬЗОВАЛСЯ
ПОМОЩЬЮ СТЕПНЯКОВ.
1016 ГОД БИТВА НА ДНЕПРЕ МЕЖДУ
ЯРОСЛАВОМ И СВЯТОПОЛКОМ.
1017 Ярослав занял Киев.
Святополк никак не хотел уступать и вместе с
польским войском вернулся на Русь и занял
Киев. Ярослав убежал в Новгород

Вторая Междоусобица на Руси.

Вскоре Ярослав вторично взял Киев.
Святополк снова вернулся на Русскую землю и
противники встретились на том месте, где был
убит Борис.
Войска Ярослава одолели войска Святополка.
Святополк бежал и по пути умер.
Была проблема с Мстиславом Тмутараканским,
он не хотел подчиняться Киеву. Он подчинил
себе территории на Северном Кавказе.
В 1024 г он отвевал себе право на половину
Руси.
Но в 1036 г эти земли были вновь
присоединены Киеву.

Почему усобицы стали традиционными для Руси?

1)Огромная территория государства
2) Разный уровень развития его частей
3)Многонациональный состав населения

Правление Ярослава Мудрого. 1019-1054 (Общая инфа на дом)

Правление Ярослава историки приравнивают к
периоду расцвета древнерусского государства.
1)Ярослав Мудрый развил и усовершенствовал
систему наместничества, выстроил вертикаль
власти
2)Развитие полноценной денежной системы.
3)Русская правда – первый писанный свод законов,
начал функционировать единый свод законов.
4)Ярослав продолжает политику своего отца, по
проникновению на Балтику. (в 1030 г образует г.
Юрьев у Чудского озера).
5)Развитие зодчества по Византийскому образцу
6)Развивается Киев, тут образуется 8 рынков, 400
церквей.
7)Появляются школы и библиотеки в монастырях.
Была попытка вести летописи.
8)Развивается архитектура, иконопись.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

Укрепление
системы управления
страной.
Ввел в действие первый на Руси писаный
свод законов –Русскую Правду.
Развивалось каменное градостроительство.
Воздвигались церкви, соборы.
Я.Мудрый начинает политику

Реформа престолонаследия.

Укрепление системы управления страной.

Продолжая политику своего отца и деда он
послал в крупные города и земли своих
сыновей.
Владимир(он умер),Изяслав-Новгород
Святослав-Чернигов и Тмутаракань
Всеволод –Переяславль
Остальных сыновей рассадил в Ростове,
Смоленске, Владимире-Волынском

Русская правда

В свод законов «Русская правда» Ярослава
Мудрого входили наказания за кражи, убийства,
даже различные оскорбления, а также правила
ведения суда. Очень важно то, что он отменил
смертную казнь! По данному закону можно
определить, что в стране начался процесс деления
на сословия, появились признаки социального
неравенства. Это хорошо видно по системе
штрафов, по которой за одно и то же
преступление, но в отношении разных в
социальном положении лиц, наказание было
различным: за убийство огнищанина- вира
составляла 80 гривен, а за холопа - 5.
Но кровная месть допускалась. За убийство можно
было мстить убийце и даже убить его.
Вира-штраф за убийство человека.

Градостроительство.

Киев
превратился в один из самых крупных
и красивых городов Европы.
Был заложен город Ярославль.
В земле чуди – Юрьев.

1037- закладка Софийского собора.

Золотые ворота. (первое упоминание 1037)

Политика независимости от Византийской церкви.

Впервые митрополитом при нём
становится русский человек - Илларион,
то есть Я.Мудрый начинает политику
независимости от византийской церкви.
Илларион – был замечательным оратором,
автором « Слова о законе и благодати», в
котором он писал о равенстве народов и
прославлял родную Русскую землю.

Реформа престолонаследия. Лествичное право.

Ярослав завещал, что впредь великим князем на Руси будет
старший в роду.
Т.е. умирал один брат, на Киевский стол садился его младший
брат и т д…
Данная реформа в будущем стала одной из причин распрей и
междоусобиц.
Старший брат
Младшие братья по порядку
Дети старшего брата
Дети следующих братьев
Внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.
Таким образом, те из потомков, чьи отцы не успели побывать
на великом княжении, лишались права на очередь и получали
уделы на прокорм (либо вообще становились князьямиизгоями) . По мере смены главного князя все прочие
переезжали по старшинству из города в город. Такой же
лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных
княжеств, на которые распадалась Русь.

Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Ярослав продолжает политику своего отца, по проникновению на
Балтику. Ходил походами против литовских племен.
В 1030 г образует г. Юрьев у Чудского озера.
В 1036 Г. ЯРОСЛАВ НАНЕС ПОРАЖЕНИЕ ПЕЧЕНЕЖСКОМУ
ВОЙСКУ.ПОСЛЕ ЭТОГО СРАЖЕНИЯ ПЕЧЕНЕГИ ПРАКТИЧЕСКИ
ПРЕКРАТИЛИ НАБЕГИ НА РУССКИЕ ЗЕМЛИ.
В 1043 г. Русь пошла войной на Византию. Мирный договор был
подписан в 1046 г.- были возобновлены мирные отношения.
Был устроен брак в честь примирения между сыном Ярослава
Всеволодом и дочери Константина Мономаха.
Ярослав брачными договорами устанавливал связи с дворами
Европы. Ярослав был женат на дочери шведского короля
Ингигерде, его сестра была женой польского короля Казимира
I. Дочь Ярослава была замужем за короля Норвегии.
Все старшие сыновья Ярослава были женаты на принцессах
Польши, Германии, Византии. Дочери были замужем за
правителей разных стран. Анна- замужем за французским
королем, Анастасия- жена венгерского короля.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Итоги:

ПРИ
ЯРОСЛАВЕ РУСЬ СТАНОВИТСЯ
ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕРЖАВОЙ.
С политикой Руси считались все соседи.
Русь одолела орды кочевников, границы
были от Карпат до Камы, от Балтики до
Черного моря.
На востоке, вплоть до низовьев Волги, у
Руси не было соперников.

Развитие Культуры при Ярославе Мудром.

Много внимания князь уделял развитию
образования: строились первые школы, в которых
давалось начальное образование.
Много книг переведено в его правление с
греческого языка на русский, создавалась
библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал
переводчиков, сам много читал, имел огромную
библиотеку. Считал книги «реками, способными
напоить мудростью». При нём создана первая
библиотека в Софийском соборе.
Уделял большое внимание воспитанию, в том
числе своих детей. Написал«Завещание» детям. В
нём он призывал сыновей любить друг друга, не
враждовать, так как усобицы - гибель для всех,
призывал к миру и согласию.

Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын . правил в Чернигове, а Всеволод — в пограничном со степью Переяславле. В других далеких городах сидели младшие сыновья. Все они, как установил отец, подчинялись старшему брату. Но в 1073 г. все изменилось.

В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластцем» . Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Святослав и Всеволод двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в Польшу, потом в Германию. Великокняжеский престол захватил Святослав, второй по значению город на Руси — Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 г. Святослав умер. Не желая проливать кровь, Всеволод добровольно отдал Изяславу Киев, а сам удалился в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переяславль Всеволод отдал в управление старшему сыну Владимиру, родившемуся в 1053 г. от дочери византийского императора Константина Мономаха. С самого рождения за Владимиром закрепилось фамильное имя его византийского деда Мономаха. Он вошел в русскую историю как Владимир Мономах.

Вот тут-то и родилось начало очередной большой и долгой смуты на Руси. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. В 1078 г. он собрал большую рать, привлек к себе на службу половцев и двинулся войной на своих дядей. Это был не первый случай привлечения русским князем кочевников к междоусобным войнам на Руси, но Олег сделал половцев своими постоянными союзниками в борьбе с другими князьями. За помощь он предоставлял им возможность грабить и жечь русские города, уводить людей в плен. Недаром его прозвали на Руси Олегом Гориславичем.

А. Калугин. Междоусобица князей

В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и вновь укрылся в Тмутаракани. Но в этой же битве был убит и великий князь Изяслав. В Киеве сел Всеволод Ярославич, Чернигов перешел к его сыну Владимиру.

Со времени этой междоусобной борьбы половцы стали постоянно вмешиваться в борьбу русских князей друг с другом.

Впервые орды тюрковполовцев появились у границ Руси в 1061 г. Это был новый многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда кони половцев после привольных летних пастбищ были сыты, начиналась пора набегов, и горе было тем, кто вставал на пути кочевников.

В поход поднимались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно возникали перед врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, короткими копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стреляли на скаку, засыпая врага тучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Кочевники не любили сражаться с большим и хорошо организованным войском. Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъединить вражеские силы, заманить в засаду, уничтожить — так они вели свои войны. Если половцы сталкивались с сильным противником, они умели обороняться: быстро составляли телеги в несколько кругов, накрывали бычьими шкурами, чтобы их не могли поджечь, и отчаянно отбивались.



Иллюстрация. Половцы в разоренном русском городе.

В прежние времена нашествие таких кочевников поставило бы Русь на грань катастрофы. Но теперь Русь представляла собой единое государство с большими, хорошо укрепленными городами, сильной армией, хорошей системой сторожевой службы. Поэтому кочевники и Русь начали сосуществовать. Их отношения были то мирными, то враждебными. Между ними шла оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах. Русские князья и половецкие ханы начали заключать между собой династические браки.

Но стоило на Руси ослабнуть центральной власти или начаться усобице между князьями, половцы начинали свои набеги. Они участвовали в междоусобной борьбе на стороне то одного, то другого князя, а заодно грабили всех подряд. Князья во время своих усобиц все чаще стали приглашать половцев на Русь.

В отсутствие лидера. В 1093 г. умер последний из сыновей Ярослава Мудрого — Всеволод. Наступила пора Ярославовых внуков. За ними еще не было больших государственных дел, не было глубоких реформ, крупных военных походов. Зато было много честолюбия, гордости, зависти, счетов друг к другу. И не было среди них лидера, кто бы мог унять этот разброд.

Формально старшим в роду стал сын Изяслава Святополк. Он и претендовал на великокняжеский престол. Но человек он был нерешительный, легковесный, отличался мелким интриганством, чувством зависти к способным и ярким двоюродным братьям Владимиру и Олегу. Однако киевское вече провозгласило его великим князем. Вторым по значению князем на Руси оставался , продолжавший владеть Черниговом. А третий двоюродный брат Олег Святославич сидел в Тмутаракани. Олег вполне обоснованно, по старшинству, претендовал теперь на второй стол на Руси — Черниговское княжество.

Олег был смелым витязем, но чрезвычайно честолюбивым и обидчивым человеком. В гневе он крушил все направо и налево. Если были задеты его честь, его право на первенство, он не останавливался ни перед чем. На второй план отступали мудрость, благоразумие, интересы родины.

На Руси при внешнем единстве и при наличии великого киевского князя Святополка сложились три группировки соперничавших князей: одна — киевская во главе со Святополком; вторая — черниговскопереяславская во главе с Владимиром Мономахом; третья — тмутараканская во главе с Олегом. И за каждым князем стояла дружина, стояли крепнувшие, богатые, многолюдные города, сторонники по всей Руси. Такое положение грозило новыми распрями, новыми междоусобицами.

Начало военной деятельности Владимира Мономаха. Владимир Всеволодович Мономах с юных лет показал себя как смелый воин, талантливый полководец и умелый дипломат. Долгие годы он княжил в разных городах Руси — Ростове, ВладимиреВолынском, Смоленске, но больше всего в Переяславле, рядом с половецкой степью. Уже в те годы он приобрел большой военный опыт.

Еще в 1076 г. Святослав Ярославич поставил Мономаха вместе со своим сыном Олегом во главе своей рати, отправленной на помощь полякам в их войне с чехами и немцами. Войско под его командованием прошло с боями Чехию, одержало ряд побед над объединенными чешсконемецкими силами и со славой и большой добычей вернулось на родину.

Особенно прославился Владимир Мономах в 80е гг. IX в. в борьбе с половцами. Сидевший на киевском троне Всеволод, по существу, поручил сыну оборону всей степной границы Руси. В ту пору Мономах, воюя с кочевниками, не медлил ни часа. Он действовал смело, решительно. Мономах сам не раз углублялся в половецкую степь и громил там половецкие орды. По существу, он стал первым русским князем, который стремился бить кочевников на их территории. Это была новая военная тактика для Руси. Уже в ту пору в половецких шатрах и кибитках матери пугали детей именем Владимира Мономаха.

К началу 90х гг. XI в. он стал самым сильным и влиятельным князем на Руси, который не знал поражений на поле брани. В народе он слыл как князь-патриот, который не жалел ни сил, ни жизни ради обороны русских земель.

Битва у Треполя и поход Олега. В 1093 г. половцы предприняли большой поход. Только что вставший на престол Святополк Изяславич рвался в бой. Он обратился за помощью к Владимиру Мономаху, но осторожный князь советовал на этот раз откупиться от врагов, потому что Русь была не готова к большой войне. Однако Святополк настоял на походе. Объединенная киевская, черниговская и переяславская рать выступила в поход. Переяславцами командовал юный брат Владимира Ростислав.

Войска сошлись неподалеку от города Треполя, на берегу речки Стугны, притоке Днепра. Надвигалась гроза. Мономах уговаривал переждать непогоду. Он не хотел, чтобы в грозу река оставалась в тылу русского войска. Но Святополк и его дружинники рвались в бой.

Русская рать с трудом перешла взбухшую от половодья реку и изготовилась к сражению. В это время разразилась гроза. Вода в Стугне прибывала на глазах. Первый удар половцы нанесли по дружине Святополка. Киевляне не выдержали натиска и побежали. Затем всей массой половцы смели левое крыло Мономаха. Русское войско распалось. Воины бросились назад к реке. Во время переправы Ростислава снесло с коня, и он утонул. Лишь небольшая часть русского войска выбралась на противоположный берег реки и спаслась. Это было первое и последнее поражение Мономаха.

В тот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разграбили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов.
Олег с союзными половцами подошел к этому городу, за стенами которого с малым числом дружинников укрылся Мономах. Половцы учинили грабеж округи. Дружинники Мономаха отбили все штурмы, но положение было безнадежным. И тогда Владимир Мономах согласился уступить Олегу его родовое гнездо — Чернигов. Сам же он возвращался в осиротевший после гибели брата Переяславль. И вот кучка людей выходит из города и движется сквозь строй вражеского войска. Мономах впоследствии вспоминал, что половцы, как волки, облизывались на князя и его семью, но Олег сдержал слово и не разрешил напасть им на заклятого врага.

Нашествие Половцев

Борьба с половцами и усобицы князей. В 1095 г. половцы снова пришли на Русь и осадили Переяславль, зная, что Владимир еще не успел собрать новое войско и не мог сразиться с ними в открытом поле. Вступив в переговоры с врагом, Мономах сумел затем нанести им удар. После этого он послал гонцов в Киев и Чернигов, призывая братьев прислать дружины и добить половцев. Святополк прислал воинов, а Олег — старый друг степняков — отказался. Киевскопереяславская рать углубилась в степь и разгромила несколько половецких становищ, захватив богатую добычу.

В 1096 г. русские князья решили объединенными силами вновь нанести удар по половцам в глубине степей. Но Олег опять отказался присоединиться к братьям, и тогда киевскопереяславское войско вместо похода в степь двинулось на Чернигов. Князья отняли у Олега этот город и определили ему жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи. Но пока в Муроме княжил сын Владимира Мономаха Изяслав, а это означало, что Олег вообще остался без владений. Это было нестерпимо честолюбивому князю, и он только ждал случая, чтобы добиться своих прав силой.

И такая возможность представилась в том же году: две большие половецкие орды двинулись на Русь. Пока Владимир и Святополк отбивали одну орду у Переяславля, другая осадила Киев, взяла и разграбила КиевоПечерский монастырь. Князья бросились на выручку Киева, однако половцы, нагруженные добычей, ушли раньше, чем здесь появились русские дружины.

В это время Олег направился к Мурому. Ему навстречу вышел юный и малоопытный князь Изяслав Владимирович. Олег одолел его дружину, а сам муромский князь пал в бою. Весть о гибели сына потрясла Владимира, но он вместо того, чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо.

Мономах написал Олегу письмо. Он предлагал не губить Русскую землю, сам же обещал не мстить за сына, замечая, что смерть воина в бою — естественное дело. Мономах призывал Олега положить конец кровопролитию, договориться миром. Он признавал во многом свою неправоту, но одновременно писал о несправедливостях и жестокостях Олега. Но двоюродный брат и на этот раз ответил отказом. И тогда в поход на него двинулось все Мономахово племя. Сам он не принял участие в походе, а поручил сокрушить Олега своим сыновьям. В решающей битве они разбили дружину Олега, который вскоре запросил мира, поклявшись на кресте, что выполнит любое указание других князей.

Любечский съезд

Любечский съезд. В 1097 г. русские князья решили положить конец междоусобицам и сплотить свои силы в борьбе с половцами. Местом встречи был выбран родовой замок Мономаха в городе Любече. Уже этот факт может сказать, кто был инициатором съезда.



Иллюстрация. Любеческий съезд князей.

В Любеч собрались Святополк Изяславич, братья Олег и Давид Святославичи, Владимир Мономах, Давид Игоревич из ВладимираВолынского и его противник Василько Ростиславич из соседнего города Теребовля, правнук Ярослава Мудрого, смелый и предприимчивый молодой князь. Все они приехали со своими боярами и дружинами. Князья и их ближайшие соратники сели за общий стол в громадной гриднице замка.

Как рассказывает летопись, князья сказали на съезде: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем сохранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» . Итак, князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьямотступникам грозили кары со стороны других князей. Таким образом, съезд как бы еще раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями их «отчин» . Это говорило о том, что единое государство начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения. В то же время съезд подтвердил, что киевский князь попрежнему является главным князем Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев.

Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, роста городов, увеличение в них населения. И Чернигов, и Переяславль, и Смоленск, и Новгород, и Ростов, и ВладимирВолынский, и другие города не нуждались в такой степени, как раньше, в защите со стороны центральной власти: у них были свои многочисленные бояре, дружины, крепости, храмы, епископы, монастыри, сильное купечество, ремесленники. А главное — в это время во главе Руси стоял слабый правитель, у которого не было воли и сил подчинить себе всю страну. Единственное, что еще объединяло все земли,— это их страх перед половецкими нашествиями. За единство Руси выступала и церковь.

Прошло несколько дней после Любечского съезда, и стало ясно, что никакими клятвами не унять князей, боровшихся за власть и богатства.

Участники совещания еще не достигли своих городов, а из Киева пришла ужасная весть: Святополк Киевский и Давыд ВладимироВолынский схватили князя Василько Теребовльского, который заехал в КиевоПечерский монастырь помолиться. Давыд приказал выколоть пленному глаза и бросить его в темницу.

Это вызвало гнев остальных князей, и в первую очередь Мономаха, сделавшего так много для того, чтобы собрать князей в Любече. Объединенное войско многих князей подступило к Киеву. На этот раз привел свою дружину и Олег Черниговский. Князья заставили Святополка повиниться и присоединиться к ним в походе против Давыда. Давыд, испуганный, запросил пощады, выпустил ослепленного Василька на свободу и вернул ему его владения.

Хрупкий мир на Руси был восстановлен, что позволило усилить борьбу с половцами.