Методы уменьшения вариаций. Тематический раздел

ТАГУТИ: «ИНЖИНИРИНГ КАЧЕСТВА»

Рассмотрение вклада известных мировых ученых в философию управления качеством было бы неполным без упоминания об еще одном японском специалисте - Генити Тагути (ретсМ ТауисЫ, 1924-2007). Тагути - известный японский статистик, лауреат самых престижных наград в области качества (премия Деминга присуждалась ему четыре раза), изучал вопросы совершенствования промышленных процессов и продукции с конца 1940-х гг. Он развил идеи математической статистики, относящиеся, в частности, к статистическим методам планирования эксперимента и контроля качества.

Методы Тагути (этот термин появился в США, сам же Тагути называет свою концепцию «инжиниринг качества») представляют собой один из принципиально новых подходов к решению вопросов качества. Они получили распространение не только в Японии, но и в США и странах Западной Европы. В Великобритании создан клуб Тагути, ориентированный на открытый обмен информацией и продвижение и применение предложенных им методов. Философия Тагути базируется на следующих семи основных положениях:

  • 1) важнейшей мерой качества произведенного продукта (изделия) являются суммарные потери для общества , порождаемые этим продуктом ;
  • 2) чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в бизнесе, необходимо постоянное повышение качества и снижение затрат;
  • 3) программа постоянного повышения качества включает непрерывное уменьшение отклонений рабочих характеристик продукта (изделия) относительно заданных величин;
  • 4) потери потребителей, связанные с отклонениями при эксплуатации продукции, обычно пропорциональны квадрату отклонений рабочих характеристик от их заданных значений 2 ;
  • 5) качество и стоимость готового продукта определяются в большой степени процессами разработки и изготовления;
  • 6) отклонения в эксплуатации продукта (или функционировании процесса) могут быть снижены посредством использования нелинейных 3 зависимостей рабочих характеристик от параметров продукта (или процесса);
  • 7) для идентификации параметров продукта (или процесса), влияющих на снижение отклонений в эксплуатации (функционировании), должны использоваться статистически планируемые эксперименты.

Главное в философии Тагути - это повышение качества с одновременным снижением расходов. Согласно Тагути, экономический фактор (стоимость) и качество анализируются совместно. Оба фактора связаны общей характеристикой, называемой функцией потерь. Методология Тагути опирается на признание фактора неравноценности значений показателя внутри допуска. Функция потерь качества графически может быть представлена параболой с вершиной в точке оптимального значения (номинала), где потери равны нулю. При удалении от номинала потери возрастают и на границе поля достигают максимального значения - это потери от замены изделия. При анализе рассматриваются потери как со стороны потребителя, так и со стороны производителя. Заслуга Тагути заключается в том, что он сумел найти сравнительно простые и убедительные аргументы и приемы, которые сделали планирование эксперимента в области обеспечения качества реальностью. Именно в этом видит сам Тагути главную особенность своего подхода.

Идеи Тагути в течение 30 лет составляли базу инженерного образования в Японии, где издано его 7-томное собрание сочинений. В США эти методы стали известны в 1983 г. после того, как компания Ford Motor впервые начала знакомить с ними своих инженеров. Невнимание к методам Тагути - одна из причин технологического отставания многих производственных компаний США и Западной Европы от Японии. Методы Тагути позволяют проектировать изделия и процессы, нечувствительные к влиянию так называемых «шумов», т.е. переменных факторов, вызывающих разброс значений параметров, изменить которые трудно, невозможно или затратно. С экономической точки зрения любые, даже самые малые «шумы» уменьшают прибыль, поскольку при этом растут производственные издержки и затраты на гарантийное обслуживание. Такую устойчивость называют робастностью (англ, robust - крепкий, устойчивый). Тагути акцентирует внимание на этапах, предшествующих проектированию изделия, поскольку именно на этих этапах закладывается достижение робастности (см. параграф 1.2).

В заключение главы сделаем некоторые необходимые выводы. Во-первых, философия управления качеством, разработанная известными в мире специалистами, позволила изменить подход к управлению качеством как методологии производства продукции на основе технического контроля и перевести его в область человеческих взаимоотношений. Качество создается конкретными исполнителями и зависит исключительно от правильности их взаимодействий, четкости организации процессов, менталитета и приверженности персонала «культуре качества». Именно поэтому слово «мотивация», которой будет посвящена глава 4, является ключевым в управлении качеством.

Во-вторых, практически все «гуру» в области управления качеством подчеркивают приоритетную роль и важность личного участия высших руководителей организации в процессах улучшений. Сточки зрения мотивации важно не только участие - необходим личный пример следования философии управления качеством . Это касается как вопросов организации процессов и выделения необходимых ресурсов, так и методов проведения управленческого контроля (managerial control), повседневного поведения, организации рабочего времени, аккуратности в работе, нетерпимости к нарушениям и т.п. Поэтому важная часть в теории мотивации отводится именно позиции менеджеров, и, по мнению автора, преподавание курса «Управление качеством» просто невозможно без рассмотрения основных положений теории мотивации.

  • См. определение, данное Тагути термину «качество» (параграф 1.4). Тагути на основании статистических данных ломает очевидное, на первый взгляд, представление о том, что «вложил вдвое больше - получишь двойную выгоду». Касательно качества этот процесс гораздо более глубокий и требует четкой оценки затрат на обеспечение качества и выгод, получаемых от его повышения. Главный вывод - не следует стремиться к «абсолютному» качеству, иначе затраты возрастут до бесконечности. Требуется определить баланс (оптимум), когда качество удовлетворяет заказчиков, но не обходится безумно дорого для производителя. Может быть, даже более сложных зависимостей, чем просто квадратичная.
  • Альберт Швейцер (1875-1965) - известный немецкий теолог, музыкант, врач и философ, лауреат Нобелевской премии мира (1952) писал: «Личный пример - не просто лучший метод убеждения, он - единственный». Этот тезис, по мнению автора, не потеряет своей актуальности никогда, ни в одной сфере человеческих взаимоотношений. " Стимул - это внешняя причина, побуждающая людей к достижению цели (в Древней Греции стимулом называли остроконечную палку, с помощью которой погоняли домашний скот). В трудовом процессе стимул - материальное или моральное поощрение. В отличие от стимула мотив - это внутренняя побудительная сила, интерес, стремление, желание, основу которых составляют разносторонние человеческие потребности.

Известный японский статистик Гэнити Тагути, лауреат самых престижных наград в области качества (премия им. Деминга присуждалась ему 4 раза), изучал вопросы совершенствования промышленных процессов и продукции. Он развил идеи математической статистики, относящиеся, в частности, к статистическим методам планирования эксперимента и контроля качества.

Гэнити Тагути в свое время разработал собственную систему, сочетающую инженерные и статистические методы, нацеленную на быстрое повышение экономических показателей компании и качества продукции путем оптимизации конструкции изделий и процессов их изготовления. Эта методология, включающая и общую философию, и набор практических инструментов управления качеством, получила название "Методы Тагути".

Тагути не согласен с общепризнанным определением качества: "нахождение параметров изделий в установленных пределах". Такое определение позволяет считать, что два изделия мало отличаются друг от друга, если параметры одного находятся вблизи границы допуска, а параметры другого - немного выходят за эти границы. Тем не менее первое из них считается "хорошим", а второе - "плохим". В отличие от традиционного подхода, методы Тагути нацелены на обеспечение минимальных отклонений параметров изделий от заданных, при которых не происходит роста затрат, обусловленных качеством. Тагути предлагает оценивать качество величиной ущерба, наносимого обществу, с момента поставки продукции - чем меньше этот ущерб, тем выше качество. Основу его концепции обеспечения качества составляет теория потерь или ущерба от ненадлежащего качества.

Рис. 1 Допусковое мышление

Тагути доказал, что стоимость отклонения от целевого значения (номинала) возрастает по квадратичному закону по мере удаления от цели и предусматривает наличие потерь за пределами допуска (рис. 1).

Тагути предложил характеризовать производимые изделия устойчивостью технических характеристик и объединил стоимостные и качественные показатели в так называемую функцию потерь, по которой качественными считаются только такие изделия, показатели качества которых полностью совпадают с их номинальными значениями, а всякое отклонение от номинала сопряжено с той или иной потерей качества продукции. Функция одновременно учитывает потери, как со стороны потребителя, так и со стороны производителя.

Функция потерь имеет следующий вид:

L - потери для общества (величина, учитывающая потери потребителя и производителя от бракованной продукции);

k - постоянная потерь, определяемая с учетом расходов производителя изделий; y-значение измеряемой функциональной характеристики;



m -номинальное значение соответствующей функциональной характеристики;

(y-m) - отклонение от номинала.

Практическое применение функции потерь заключается в том, что она позволяет определить эффективность любого мероприятия, направленного на увеличение качества (рис. 2).

Рис. 2 Мышление через функцию потерь

Функция потерь качества является параболой с вершиной (потери равны нулю) в точке наилучшего значения (номинала), при удалении от номинала потери возрастают и на границе поля достигают своего максимального значения - потери от замены изделия.

Если производится продукция, соответствующая целевым значениям, это приводит к снижению затрат на качество, уменьшению возможных затрат, связанных с приемочными испытаниями, а также к снижению вероятности того, что в будущем компания утратит свою репутацию.

Важный аспект методологии Тагути состоит в том, что он не предполагает управлять каждым фактором, учитываемым в технологическом процессе или при изготовлении продукта. Идея состоит в том, чтобы влиять только на те факторы, которые способны привести к снижению затрат.

Тагути вводит понятие идеальной функции. Идеальная функция определяется идеальным соотношением между сигналами на входе и выходе, выражаемым специальной формулой. Но реальные процессы показывают результаты, отличные от предсказанных идеальной функцией.

Тагути вводит понятие отклоняющего фактора (или "шума"), являющегося причиной разброса характеристик на рабочем месте, которые трудно, невозможно или дорого изменить а также вносит поправку в понятие случайного отклонения. Он придерживается мнения, что все отклонения и ошибки имеют свои причины и что существуют не случайности, а факторы, которые иногда трудно учесть.

Внешние "шумы" - это вариации окружающей среды: влажность; пыль; индивидуальные особенности человека и т.д. "Шумы" при хранении и эксплуатации - это старение, износ и т.п.

Внутренние "шумы" - это производственные неполадки, приводящие к различиям между изделиями даже внутри одной партии продукции.

Тагути создал надежный и изящный метод расчета, используя идею отношения "сигнал/шум", принятую в электросвязи. Отношение "сигнал/шум" используется Тагути не только применительно к измерениям, но и в более широком смысле - для проектирования и оптимизации процессов. Отношение "сигнал/шум" стало основным инструментом инжиниринга качества. Это основное понятие, имеющее смысл отношения составляющей "сигнала" на выходе к составляющей "шума".

Если обозначить значение параметра на входе (множество входных данных, начиная от качества станка, материала и квалификации работника вплоть до чистоты помещения) через М , составляющие "шума" (дефекты материала, ошибки рабочего) через х1,х2,х3,…,хn, значение параметра на выходе через у , то у будет функцией М и "шума"

Отношение "сигнал/шум" в общем виде записывается так:

Тагути предложил 72 формулы для расчета отношения "сигнал/шум", большинство которых связаны со спецификой соответствующих отраслей техники (электроники, автомобилестроения, химии и т.д.). Однако существуют три стандартные общеупотребительные формулы:

Тип N : оптимальные номинальные характеристики (размеры, выходное напряжение и т.д.)

yi – параметр i -го наблюдения;

n - количество наблюдений.

Тип S : оптимальные минимальные характеристики (шум, загрязнение и т.д.)

Тип В : оптимальные максимальные характеристики (прочность, мощность и т.д.)

Отношение "сигнал/шум" интерпретируется всегда одинаково: чем больше отношение, тем это лучше. По существу, эта величина связана с коэффициентом вариации относительно у при зафиксированных условиях эксперимента для управляемых факторов. Стандартными методами находится модель

Рассмотрение такой модели, наряду с моделью для средних значений, позволяет найти компромиссный режим, который при достаточно высоких средних значениях меньше всего варьирует под воздействием неуправляемых факторов. При этом можно использовать как дисперсионный, так и регрессионный анализ. Впрочем, Тагути рекомендует чаще пользоваться графическими методами, не прибегая к формальным вычислениям.

В отличие от принятого в статистике толкования отношения "сигнал/шум" как отношения разности между начальным значением и измененным значением к начальному значению, в методах Тагути принято рассматривать отношение разности этих значений к среднему значению. Это позволяет повысить точность расчета, а значит, и надежность изделия.

Методы Тагути позволяют проектировать изделия и процессы нечувствительные к влиянию «шумов». С экономической точки зрения любые, даже самые малые «шумы» уменьшают прибыль, поскольку при этом растут производственные издержки и затраты на гарантийное обслуживание. Такую устойчивость принято называть робастностью. Тагути акцентирует внимание на этапах, предшествующих проектированию изделия, поскольку именно на них решается задача достижения робастности.

Заслуга Тагути заключается в том, что он сумел найти сравнительно простые и убедительные аргументы и приемы, которые сделали планирование эксперимента в области обеспечения качества реальностью. Именно в этом видит сам Тагути главную особенность своего подхода.

Применяются при проектировании продукции и в процессе ее производства. Методы Тагути - одини из методов управления качеством.

Цель метода

Обеспечение качества концепции (идеи), качества конструирования и качества производства.

Суть метода

Методы Тагути позволяют оценивать показатели качества продукции и определять потери качества, которые по мере отклонения текущих значений параметра от номинального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска.

Методы Тагути используют новую систему назначения допусков и вводят управление по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки.

План действий

  1. Изучение состояния дел с качеством и эффективностью продукции.
  2. Определение базовой концепции работоспособной модели объекта или схемы производственного процесса (системное проектирование).

Устанавливаются исходные значения параметров продукции или процесса.

  1. Определение уровней управляемых факторов, которые минимизируют чувствительность ко всем факторам помех (параметрическое проектирование). На этом этапе допуски полагаются столь широкими, что производственные затраты оказываются малыми.
  2. Расчет допустимых отклонений вблизи номинальных значений, достаточных для уменьшения отклонений продукции (проектирование допусков).

Особенности метода

Качество продукции не может быть улучшено до тех пор, пока не будут определены и измерены показатели качества. В основе введенного Г. Тагути трехстадийного подхода к установлению номинальных значений параметров продукции и процесса, а также допусков на них, лежит понятие об идеальности целевой функции объекта, с которой сравниваются функциональные возможности реального объекта. На основе методов Тагути вычисляют разницу между идеальным и реальным объектами и стремятся сократить ее до минимума, обеспечивая тем самым улучшение качества.

Согласно традиционной точке зрения все значения в пределах допусков одинаково хороши. Г. Тагути считает, что каждый раз при отклонении характеристики от целевого значения, происходят некоторые потери. Чем больше отклонение, тем большие потери.

Г. Тагути предложил разделять переменные, влияющие на рабочие характеристики продукции и процесса, на две группы так, чтобы в одной из них оказались факторы, ответственные за основной отклик (номинал), а во второй - ответственные за разброс. Для выявления этих групп Г. Тагути вводит новый обобщенный отклик - "отношение сигнал/шум".

Задача заключается в том, чтобы уменьшить чувствительность продукции и процессов к неконтролируемым факторам, или шумам.

Концепция Тагути включает принцип робастного (устойчивого) проектирования и функцию потерь качества. Функция потерь по Тагути различает изделия внутри допуска в зависимости от их близости к номиналу (целевому значению). Технологической основой робастного проектирования служит планирование эксперимента.

Основные методы, разработанные или адаптированные Г. Тагути

  1. Планирование экспериментов.
  2. Управление процессами посредством отслеживания расходов с помощью функции потерь качества.
  3. Развитие и реализация робастного управления процессами.
  4. Целенаправленная оптимизация продукции и процессов до производства (контроль до запуска процесса).
  5. Применение обобщенной философии качества Тагути для обеспечения оптимального качества продукции, услуг, процессов и систем.

Достоинства

Обеспечение конкурентных преимуществ за счет одновременного улучшения качества и снижения себестоимости продукции.

Недостатки

Широкое применение методов Тагути в управлении процессами, на базе вероятностно-статистических методов, не в се г да корректно в условиях высокой динамики требований к объектам оценивания и отсутствия аналогов.

Ожидаемый результат

Выпуск конкурентоспособной продукции.

  • 1.5. Ответственность за качество: взаимоотношения предприятий
  • Установление роли дефекта в ущербе, причиненном потребителю
  • 2. Современная концепция всеобщего управления качеством
  • 2.1. Принципы тотального управления качеством
  • 2.2. Содержание элементов и структура tqm
  • 2.3. Методы управления качеством в методологии tqm
  • Методология качества Тагути
  • 2.4. Характеристика функций управления в системе качества
  • 2.5. Статистические методы контроля и анализа процессов
  • 3. Развитие систем качества на предприятии
  • 3.1. Схемы и модели системы качества
  • Процессный ландшафт (1)
  • 3.2. Планирование политики и стратегии в области качества
  • 3.3. Реализация принципа постоянного улучшения качества
  • 3.4. Организация постоянного всеобуча персонала
  • 3.5. Практическая квалиметрия в системе качества
  • 3.6. Роль и задачи метрологической службы предприятия
  • 4. Рекомендации стандартов исо 9000 по обеспечению качества
  • 4.1. Общая характеристика стандартов: назначения, состав
  • И структура
  • 4.2. Сравнение двух версий стандартов исо 9000
  • 4.3. Структура новой модели системы качества по стандарту исо 9001:2000
  • 4.4. Требования к документации в системе управления качеством
  • 1. Руководство по качеству
  • 2. Стандарты предприятия
  • Документированные сведения (записи), которые требуются по гост р исо 9001-2001
  • 4.5. Содержание элементов модели управления качеством
  • 4.5.1. Управление системой менеджмента качества
  • 4.5.1.1. Общие требования
  • 4.5.1.2. Требования к документации: общие положения, руководство по качеству, управление документацией, управление записями
  • 4.5.2. Ответственность руководства
  • 4.5.2.1. Обязательства руководства
  • 4.5.2.2. Ориентация на потребителя
  • 4.5.2.3. Политика и Цели в области качества
  • 4.5.2.4. Планирование качества
  • 4.5.2.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией
  • 4.5.2.6. Анализ со стороны руководства
  • 4.5.3. Менеджмент ресурсов
  • 4.5.3.1. Персонал
  • 4.5.3.2. Инфраструктура
  • 4.5.4.4. Закупки
  • 4.5.4.5. Производство и обслуживание
  • 4.5.4.6. Идентификация и прослеживаемость
  • 4.5.4.7. Сохранение соответствия продукции
  • 4.5.4.8. Управление устройствами для мониторинга и измерений
  • 4.5.5. Измерение, анализ и улучшение
  • 4.5.5.2. Мониторинг (контроль) и измерение
  • 4.5.5.2.1. Удовлетворенность потребителей
  • 4.5.5.2.2. Внутренние аудиты (проверки)
  • 4.5.5.2.3. Мониторинг и измерение процессов
  • 4.5.5.2.4. Входной контроль закупок
  • 4.5.5.2.5. Операционный контроль сборочных единиц
  • 4.5.5.2.6. Проведение приемо-сдаточных испытаний
  • 4.5.5.3. Управление несоответствующей продукцией
  • 4.5.5.4. Анализ данных о качестве
  • 4.5.5.5. Улучшение
  • 4.6. Направления перестройки системы качества на предприятии
  • 2. Исследуйте свою организацию и культуру.
  • Место на предприятии
  • 5. РазработкА и внедрение систем управления качеством
  • 5.1. Методика проектирования системы качества с учетом положения исо 9000
  • 5.2. Документирование процессов в системе качества
  • 5.3. Этапы перехода на новую модель управления качеством
  • 5.4. Модель процессного подхода к управлению качеством
  • 5.5. Сертификация систем управления качеством
  • 6. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
  • 6.1. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности
  • 6.2. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность
  • 6.3. Управление конкурентоспособностью и пути ее повышения
  • Заключение
  • Библиографический список
  • ГлоСсарий
  • 394026 Воронеж, Московский просп., 14
  • Управление качеством
  • Методология качества Тагути

    .

      Использование нелинейных характеристик при проектировании:

      Применение специальных планов эксперимента с использованием отношения “сигнал/шум”

    Рис. 2.3. Методы Тагути

    В результате анализа производственных систем выявлено, что причина большей части дефектов (около 80%) – недостаточное качество проектных работ . Испытание образцов в реальных условиях обеспечивается методами математического моделирования изделий и процессов производства.

    Для снижения издержек, соблюдения требований клиентов, сокращения сроков разработки и вывода продукта на рынок используются следующие методы, охарактеризованные в табл. 2.4.

    Таблица 2.4

    Методы снижения «стоимости» качества

    Приведенные методы позволяют снизить затраты на изготовление изделий и повысить качество продукции.

    2.4. Характеристика функций управления в системе качества

    Согласно стандарту ИСО 8402 система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов, функций и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

    Управление качеством - это такая координация деятельности, которая позволяет с максимальной степенью уверенности достичь заранее поставленных целей. Цель управления качеством- выпуск продукции, уровень качества которой удовлетворяет потребителя. По наблюдению специалистов, лишь 15-20 % проблем с качеством продукции возникают по вине непосредственных исполнителей, а 80-85 % - по вине управленческих систем . Очевидно, что система TQM будет действовать только тогда, когда в ней участвуют все - от директора до рядового специалиста с нужной мерой ответственности, т.е. правильное «производственное поведение» каждого участника процесса будет способствовать достижению целей, а не наоборот.

    Основные функции управления качеством можно связать с функциями общего менеджмента предприятия, характеристика которых приведена в табл. 2.5.

    Таблица 2.5

    Функции управления качеством

    менеджмента

    1. Планирование

    Определение возможностей предприятия обеспечить качество; оценка необходимости изменений на предприятии, оценка значимости поставленных целей

    2. Организация

    Построение структуры системы качества, подбор персонала для конкретной работы делегирование полномочий и прав в использовании ресурсов. Организация командной работы по улучшению качества деятельности

    3. Мотивация

    Создание внутреннего побуждения персонала к действиям по улучшению качества и совершенствованию процессов. Создание условий для вовлеченности персонала в решении проблем качества. Стремление в заинтересованности всех сторон: персонала, поставщиков, потребителей.

    4. Контроль

    Процесс подтверждения того, что предприятие действительно достигает поставленной цели. Установление стандартов (правил) измерения и оценки. Сравнение результатов и выработка корректирующих действий

    из приведенных функций можно сделать вывод, что менеджмент качества – общая концентрация управления предприятием, увязывающая в единую систему все виды деятельности, необходимые для того, чтобы заказчик был максимально удовлетворен получаемым товаром и обслуживанием.

    Специальные функции управления качеством можно классифицировать по различным признакам: по элементам системы качества; по этапам жизненного цикла продукции; по подразделениям и исполнителям, по видам ресурсов.

    Взаимосвязь между функциями в системе управления качеством можно представить в виде схемы на рис. 2.4.

    Данную схему можно использовать как функциональную модель системы качества. Однако на практике трудно применять такую структуру, наиболее распространенной является линейно-функциональная структура или в комбинации с другими.

    1. Планирование качества – установление целей в области качества, определение операционных процессов по этапам жизненного цикла продукции, определение необходимых ресурсов для достижения целей качества.

    2. Управление качеством – действия, направленные на выполнение требований к качеству.

    3. Обеспечение качества – действия, связанные с созданием уверенности, что эти требования к качеству будут выполнены.

    4. Улучшение качества – действия, связанные с увеличением способности выполнить требования к качеству.

    В процессах управления качеством выполняются действия, подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям к качеству, такие как: контроль, анализ, испытание, верификация, идентификация, валидация (табл. 2.6).

    Рис. 2.4. Взаимосвязь между функциями в системе качества

    Таблица 2.6

    Специфические функции

    Контроль

    Процедура оценивания путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой

    – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения поставленных целей

    Испытание

    – определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре

    Верификация

    – подтверждение свидетельств того, что установленные требования были выполнены

    Идентификация

    – выявление изменения и закрепление его конкретной документацией

    Валидация

    – подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения были выполнены

    При выделении функций управления качеством важно установить их взаимосвязь с функциями общего менеджмента, а также учитывать характер объекта управления.

    Если речь идет об управлении отдельно взятым процессом, то достаточно выделить функции, описывающие процессы, входящие в цикл Шукарта-Деминга и добавить функцию коммуникации. Если речь идет о системе качества, то нужно добавить функции мотивации, анализа и корректировки.

    Каждую функцию можно связать с определенным процессом в системе качества, т.к. при ее осуществлении происходит преобразование входов в выходы, которые должны удовлетворить внутреннего и внешнего потребителя.

    Предложенная классификация функций управления качества позволяет выделить общие и специфические функции в системе качества. При идентификации (выборе) функций управления качеством необходимо учитывать, что осуществление каждой из них можно описать циклом (замкнутость действий), а также, что все функции должны обеспечивать сбалансированность системы и возможность ее усовершенствования.

    Имя японского ученого Гэнити Тагути в настоящее время в табеле о рангах по популярности не уступает К. Исикаве, Дж. Джурану, А. Фейгенбауму. Это объясняется тем, что его идеи и подходы при обеспечении качества нашли широкое применение в промышленности Японии, а затем и в других странах.

    Они характеризуются тем, что забота о качестве начинается на ранних этапах его формирования - при проектировании изделий и технологических процессов.

    Основные элементы подхода Г.

    Тагути заключаются в следующих постулатах.

    1. Важная мера качества изделия - это социальные потери, которые несет из-за него общество.

    2. В конкурентной экономике постоянное улучшение качества и снижение затрат необходимы для выживания в бизнесе.

    3. Программа постоянного улучшения качества включает в себя непрерывное уменьшение разбросов выходных характеристик изделия относительно их заданных значений.

    4. Потери потребителя из-за разбросов выходной характеристики изделия пропорциональны квадрату отклонения этой характеристики от ее заданного значения.

    5. Качество и цена изделия в значительной степени определяются инженерным проектированием изделия и процесса его изготовления.

    6. Разброс выходных характеристик изделия или процесса может быть уменьшен путем использования фактора нелинейности влияния параметров изделия или процесса на эти характеристики.

    7. Чтобы идентифицировать значения параметров изделия или процесса, которые уменьшают разброс выходных характеристик, можно использовать статистически планируемые эксперименты.

    Прокомментируем приведенные выше элементы этой философии.

    1. Г. Тагути считает, что качество - это потери, которые несет общество

    с того момента, как изделие отправлено потребителю. Чем меньше социальные потери из-за недоработок изделия, тем изделие более желательно потребителю.

    2. Постоянное улучшение качества и снижение затрат на протяжении жизненного цикла изделий - необходимые условия для выживания в глобальной экономике.

    3. Постоянное улучшение качества невозможно без соответствующего уменьшения выбросов выходных характеристик изделия относительно их заданных значений. Чем меньше вариация выхода относительно заданного значения, тем выше качество. В свою очередь, заданное значение должно

    быть определено как идеальное значение выходной характеристики.

    Эти характеристики измеряются как по непрерывной шкале, так и упорядоченным категориальным распределением (плохой, приемлемый, хороший, отличный). Оценка по непрерывной шкале более эффективна, но выходные данные, требующие субъективной оценки, измерить по ней невозможно.

    4. Любые разбросы выходной характеристики изделия относительно ее заданного значения приводят к потерям потребителя. Простейшая квадратичная функция потерь (рис. 5.9) имеет вид:

    1(у) = к (у-т)2,

    где k - константа, у - выходная характеристика, измеренная по непрерывной шкале; т - заданное значение у; 1(у) - потери, выраженные в долларах, которые несет потребитель в течение срока службы изделия из-за отклонения у от т. Очевидно, что чем больше отклонение выходной характеристики у от ее заданного значения т, тем больше потери потребителя 1(у).

    Средние потери потребителя из-за вариации выхода получаются статистическим усреднением квадратичной функции потерь, связанной с возможными значениями у. В случае квадратичной функции потерь средние потери из-за вариации выхода пропорциональны средней квадратичной ошибке у относительно заданного значения т.

    Концепция квадратичных потерь показывает важность непрерывного уменьшения вариации выхода.

    5. В связи с увеличением сложности современных изделий проектирование изделий и процессов производства играет решающую роль (робастное

    Рис. 5.9. Простейшая квадратичная функция потерь.

    проектирование)*. В процессе производства отклонения от номинальных значений неизбежны, и они влияют на вариацию выхода изделий. Уменьшение влияния различных отрицательных факторов наиболее эффективно на стадии проектирования изделия и процессов.

    Улучшение проектирования процессов, усиление контроля приведет к уменьшению разброса из-за влияния источников изменчивости.

    6. Начиная с первой стадии цикла разработки изделия, контроль качества должен стать неотъемлемой частью проектирования и сопровождать все последующие стадии. При этом используются такие методы, как проверка чувствительности, испытания прототипа изделия, ускоренные испытания долговечности и испытания на надежность.

    Г. Тагути ввел трехстадийный подход к установлению номинальных значений параметров изделия и процесса и допусков на них: системное проектирование, параметрическое проектирование и проектирование допусков. Системное проектирование - процесс применения научных и инженерных знаний к разработке модели изделия. Модель изделия определяет начальные значения параметров изделия или процесса. Системное проектирование включает учет как требований потребителя, так и производственных условий.

    Параметрическое проектирование - процесс идентификации таких значений параметров изделия или процесса, которые уменьшают чувствительность конструкции к источникам изменения параметров. Проектирование допусков - процесс определения допусков вблизи номинальных значений, которые идентифицированы с помощью параметрического проектирования.

    7. Для идентификации значений параметров изделия или процесса, которые уменьшают вариацию выхода, могут быть использованы статистически планируемые эксперименты. Г. Тагути разработал новый подход к использованию статистически планируемых экспериментов. Г. Тагути предлагает использовать критерий, который он назвал «отношение сигнал/шум» (s/n), в качестве выходной статистики.

    Он определил три типа отношения s/n для трех типов функции потерь: как можно меньшее, как можно большее или некоторое конечное.

    Г. Тагути применяет специальные планы эксперимента с использованием отношения «сигнал/шум». Подробнее о методах Тагути можно прочитать в .

    В нашей стране методы Тагути получили известность после публикаций Ю. П. Адлера .

    Робастность - устойчивость (от англ. robust).

    218_СВ. Пономарев, СВ. Мищенко, В.Я. Белобрагин и др. «Управление качеством продукции»