Методы определения стоимости картин художников. Критерии, алгоритм и правила проведения оценки картин

Картины, живопись пользуются большой популярностью как антиквариат и как метод инвестирования. Для вложения денег очень важно определить реальную цену произведения, в случае с коллекционированием этот параметр чуть менее важен, но тем не менее не на последнем месте. Оценка картин заключается в сборе большого количества информации как о сегменте рынка, так и о самом объекте продажи.

Оценка картин

Оценка и экспертиза

Для точного определения стоимости предмета искусства очень важно различать такие понятия, как оценка и экспертиза. Помимо этого, необходимо понимать, о чем идет речь, когда говорят «оценка живописи и картин».

Когда речь идет о картине, то подразумевают объект искусства, изображенный на холсте при помощи красок, карандашей, написанный маслом или другое. Если разговор заходит о живописи, то помимо картин, она может включать также рисунки на фарфоре или на других предметах. То есть живопись имеет более обобщенное понятие, чем картина.

Теперь разберемся, в чем же разница между оценкой и экспертизой. Экспертиза картин нужна, чтобы отличить оригинал произведения от подделки. Она представляет собой заключение работников музея о том, что картина подлинная. Это не может быть любой музей, только некоторые из них имеют право давать такое заключение. Для того чтобы провести экспертизу, кроме разрешения властей, необходимо иметь экспертов в этой области, а также лабораторное оборудование.

На руки заказчику выдается заключение или отказные бумаги, в случае если картина поддельная. Как правило, экспертиза проводится и для оценки, если существует необходимость определить цену очень известной и дорогой картины. Подделка картин менее ценных редко бывает высокого качества. Экспертиза не дает информации о том, сколько стоит то или иное произведение искусства.

Оценка может быть проведена любыми экспертами, которые имеют на это лицензии. Часто это может быть произведено даже онлайн по фотографии, однако такая оценка не будет точной. Существуют картины, которые невозможно оценить, не увидев воочию.

Что влияет на цену картины?

В отличие от других предметов инвестирования, таких как золото, антиквариат или предметы коллекционирования, которые со временем только дорожают, с картинами, как оказывается, не все так просто. Это так из-за нескольких факторов. Прежде всего, довольно тяжело определить реальную стоимость покупаемой картины.

Второй момент заключается в том, что далеко не вся живопись дорожает со временем. И последняя сложность в индивидуальном подходе к формированию цены на предметы искусства: даже если все картины будут дешеветь, работы некоторых художников могут вырасти в цене за короткое время.

Как происходит оценка?

Искусство оценивать сложно было всегда, основная его особенность в том, что каждым человеком оно может быть оценено совершенно по-разному. Существуют некоторые шкалы оценивания, в которых используются разные критерии. Обычно оценщики пользуются такими:

  • Провенанс - история происхождения картины и владения ею. Этот аспект является одним из самых важных в определении как ее цены, так и подлинности. Повлиять на стоимость может, например, факт владения предметом искусства какой-нибудь знаменитостью или интересная история, связанная с ее написанием.
  • Историческая и культурная ценность: чем менее известен автор, тем дешевле и стоит картина. Полотна, которые относятся к мировому культурному наследию, могут иметь очень высокую стоимость.
  • Экспертное заключение. Этот параметр не всегда означает именно музейную экспертизу. Если картина не относится к тем, которые имеют всемирную известность, то достаточно иметь заключение от специалиста, разбирающегося в этой области.
  • Степень сохранности: очевидно, что чем лучше сохранилась картина, тем дороже она стоит. Картины, которые нуждаются в реставрации, будут оценены дешевле, так как это связано с финансовыми вложениями.

Интересно, что при покупке картины западные инвесторы чаще всего обращают внимание именно на первый пункт, тогда как российских в большинстве случаев интересует экспертное заключение.

Картинная галерея

Влияние на стоимость картин, кроме того, оказывает биография автора:

  • каждое участие в новой выставке в крупных западных галереях, а также персональные выставки поднимают стоимость картины на 10–15 %;
  • поднять цену работ автора на 20–30 % может победа на международных конкурсах;
  • повлиять на оценочную стоимость может также наличие работ данного автора в частных коллекциях или популярность среди коллекционеров.

Как оценить собственную картину?

Если вы занимаетесь живописью и у вас нашелся покупатель ваших работ, а вы не знаете даже приблизительно, как оценить стоимость картины? Или еще один вариант: работа выставляется на аукцион и необходимо понять, какова должна быть начальная цена и минимальная, дешевле которой продавать не имеет смысла, а лучше повременить. Чтобы определиться с этими факторами, специалисты рекомендуют придерживаться таких критериев оценки:

  • Время и усилие. Подсчитайте, сколько времени вы потратили на написание картины, также в этот критерий могут входить такие факторы, как образование художника, его опыт, количество проданных работ, основная ли это его профессия и так далее.
  • Тема. Для того чтобы иметь максимальную оценку, тема живописи должна быть уникальной. Наименее высоко оцениваются работы, которые походят на другие, самые ценные - имеющие в основе оригинальную идею и особое отличие автора.
  • Общие темы. Если произведение имеет общую тему для многих картин, необходимо отметить, насколько работа данного автора отличается от остальных, есть ли в ней какая-то своя изюминка.
  • Качество. Даже имея отличную технику и оригинальность, картина должна быть написана на высоком уровне. Не должно быть пятен от краски, грязных линий, затухания следов, краски должны быть хорошо смешаны. Необходимо оценить, насколько качественны сами краски и холст.
  • Цветовая гамма. Необходимо рассмотреть, дополняют ли друг друга цвета на картине, или, наоборот, находятся в контрасте, а также, как воспринимается их сочетание сторонними наблюдателями.
  • Пропорции. Нет ли на картине нарушений пропорции, написанных где попало элементов, которые выглядят лишними. Все фигуры должны быть сбалансированы.

Оценить картину очень сложно. Такой объект оценки слишком многогранен и зависит от многих факторов. Бывает так, что в оценивании приходится иметь дело с несколькими экспертами. Кроме того, очень важна и эмоциональная составляющая. Стоимость картины всегда будет напрямую зависеть от личного впечатления покупателя.

Стоимость картины зависит от многих показателей. Однако начинающие художники с завышенными амбициями не учитывают этого и оценивают свои произведения слишком высоко. Поэтому, чтобы не питать напрасных иллюзий, лучше досконально изучить правила оценки.

Инструкция
1. В первую очередь, оценивается полотно по автору. Соответственно, чем старше картина и известнее художник, тем больше за нее дадут на любом аукционе. Конечно же, современные мастера в этом отношении очень сильно проигрывают признанным гениям ушедших эпох. Среди молодых художников распространен миф, что если в своей стране на их работы нет коллекционного спроса, то уж на Западе они точно будут востребованы. Это ошибочно, так как эксперты и коллекционеры за рубежом также жаждут приобрести работы признанного гения.

2. Следующий пункт, по которому определяют, сколько можно дать за то или иное полотно, – это время, когда данная картина была написана. Исходя из этого, произведение 18-го века априори будет дороже картины века 20-го в связи с тем, что уже считается антиквариатом.

3. Однако даже если художник и его работа не подходит под описание первых двух пунктов, у него все равно есть шансы получить вполне приличную оценку стоимости своего полотна. Ведь на нее влияет роль в современном искусстве. Если она полностью отражает события сегодняшнего дня, написана в стиле и духе времени, то такую картину оценивают достаточно высоко.

4. Качество картины также занимает не последнее место в определении цены произведения искусства. Определенные краски, холст, используемые кисти – все это определенным образом меняет стоимость полотна.

5. Еще один параметр, по которому оценивают стоимость картины, – это ее размер. Вполне ожидаемо и понятно, что чем меньше работа, тем меньше она будет стоить в сравнении с каким-либо масштабным произведением искусства.

6. Если вы не художник, а всего лишь коллекционер, который стремится продать имеющееся у него произведение искусства, то в вашем случае на оценку картины будет влиять и ее история. Количество предыдущих владельцев, наличие повреждений, качество проведенных реставраций, история предыдущих покупок – все это позволяет как увеличить, так и снизить стоимость такой работы.

Ко мне иногда почему-то обращаются по вопросу оценки своей живописи, полагая, что как автор галлерикса, я могу давать такие оценки на экспертном уровне. Нет, вообще-то, вопрос не по адресу. Но кое-чем я смогу помочь - понять, отлична ли цена вашей картины от нуля. Коротко, без воды. Сейчас вы научитесь делать это самостоятельно, а я в будущем просто буду давать ссылку на этот пост.

Чуть ниже мы подойдём к вопросу с научной точки зрения, но, для начала, «Экспресс-метод». Допустим вы беспорядочно расплескали краску по холсту и у вас затаилось сомнение, а вдруг это шедевр современного искусства? Давайте развеем сомнения самым лобовым способом. Проведите три теста:

  • Принесите прямо сейчас свой шедевр в ближайший художественный музей (выбирайте самый скромный и небольшой из них) и предложите разместить его в экспозиции. Варианты развития событий: а) вам предлагают деньги за разрешение повесить вашу картину в зале музея; б) вы предлагаете деньги за право повесить вашу картину в зале музея.
  • Давайте выберем самого циничного из ваших друзей. Например у моих друзей это я. Не говорите ему, что картину написали вы, просто покажите и спросите сколько бы он дал.
  • На самом деле, где-то в глубине вашей души у вас уже есть первоначальная оценка. Ваш мозг уже просчитал худший вариант реализации вашего шедевра. Выдохните и произнесите вашу худшую оценку вслух. Это и есть верхняя граница возможной цены.

Итак, из музея вас прогнали, друзья под столом, а вы сомневались, что сможете это продать. Предполагаемая цена вашей картины в этом случае: 0 руб.

На самом деле, стоимость картины на рынке складывается всего из четырёх составляющих:

  1. Ценность, переданная произведению именем автора.
  2. Ценность произведения, полученная из историй, с ним связанных.
  3. Стоимость работы и материалов, использованных для изготовления картины (с оговорками).
  4. Ценность объекта для конкретного покупателя в конкретный момент времени.

Имя автора

Допустим, ранее вы ещё не плескали краской на холсты и о вас ещё не писали в газетах. Тогда этот пункт ничего вам не добавляет.

История

Представляете, туриста выбросило в шторм в океан, он доплыл до необитаемого острова и обнаружил там ящик с барахлом какого-то художника. Все 5 дней, пока его не нашли, он писал картину. Ушла с молотка за 50 000 долларов. А вот ещё история, у рынка в селе Вышние Драчки остановился кортеж Президента. В этот момент местный плотник Василий Иванов показывал свою первую картину Кулиничне, продавщице лопат. Президент тоже увидел картину и похвалил. Это и вошло в сюжет Первого канала. С вами ничего такого пока не произошло?

Стоимость материала

В общем случае, учитывать при продаже картины цены на комплектующие - как-то даже унизительно для художника. Но есть варианты, когда материал объективно дорогой (очень большой холст, использовано натуральное золото, драгоценные камни и т. п.). Тогда ясно, что результат не может стоить меньше.

Покупатель

А вот это самый расхожий вариант в реальной жизни. Он не зависит ни от каких экспертных оценок, «правильности анатомии» или заваленности горизонта. Эта дама хочет эту шлюпку на этих волнах. Сюда входят все случаи из разряда «понравилось», а также заказные работы. Если вы написали портрет заказчика по его просьбе (или без) - для него этот портрет точно обладает какой-то ненулевой ценностью и вы сможете его продать за деньги. Профит в этом случае сильно зависит от размера кошелька покупателя.

Ну вот и наш, самый обыденный и самый распространённый случай. Некто, мы не знаем кто, взял несколько банок краски и ровно 34 секунды разнонаправленно размахивал кистью над большим листом бумаги. Получился натуральный Поллок, не меньше. Сколько стоит этот шедевр? За сколько его можно продать «на сотбисах»? Нам нужна профессиональная экспертная оценка! =)

Антикварный магазин предлагает свои услуги по бесплатной оценке старинной картины. При желании продать картину в Москве, выставить на продажу, для Вас работает комиссионный отдел в котором осуществляется скупка картин 19 - середины 20-го века. Приобретению подлежат полотна известных художников и мало-известных широкой аудитории живописцев.

На сколько дорого мы готовы оценить вашу картину, можно узнать, отправив любым удобным способом фото вашего экземпляра к нам на оценку, посредством электронной почты или на номер

В комиссионном отделе нашего магазина вы можете получить бесплатную консультацию о предметах живописи и узнать - сколько стоит старинная картина, где и за сколько можно продать в Москве, какие картины ценятся дорого и представляют максимальный интерес для антикваров, по каким критериям оценивается. На нашем сайте, через форму онлайн-оценки вы можете быстро узнать цену скупки картины не выходя из дома. В конце статьи Вы можете задать свой вопрос по оценке картины и получить исчерпывающий ответ за 15 минут.

Критерии оценки старинной картины

  • возраст полотна картины;
  • автор (художник), авторская подпись;
  • наличие клейма, штампов музея или выставки;
  • наличие документа искусствоведческой экспертизы
  • происхождение;
  • состояние полотна картины (подлежит реставрации -да/нет);
  • комплектности (рамка есть/нет);
  • размер и материал полотна;

Оценка художественной и рыночной стоимости картины. В чем отличие?

Следует понимать: оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных картин это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной картины подразумевает что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка картины экспертом - который является антикваром будет реальной.

Оценка старинной картины онлайн по фото

Как бесплатно оценить старинную картину 19 века

Несколько простых способов бесплатной онлайн оценки старинной картины у экспертов комиссионного отдела антикварного магазина.

Оценка иконы по телефону

Бесплатно оценить и узнать - за сколько продать картину можно со словесного описания, позвонив на номер телефона антикварного магазина.

Выезд оценщика - бесплатно

Если Вы не желаете тратить время на поездку в центр Москвы, оставьте заявку на оценку. Оценщик живописи приедет и встретится в удобном для Вас месте совершенно бесплатно.

Оценка картин производится при продавце. Занимает время от 5ти минут до часа. Оценка старинных полотен имеющих большую историческую и художественную ценность может быть увеличена по времени.

Стоимость старинных картин

Антикварная и рыночная стоимость старинных полотен зависит от десятков/сотен нюансов и задавать вопросы: "сколько стоит старая картина 19 века" или "за сколько можно продать картину в Москве" - совершенно бессмысленно. Вкратце, стоимость значительно зависит от имени художника, техники исполнения и используемых материалов и красок. Для коллекционеров антикварной живописи интерес представляют картины 17, 18, 19 и конца 20-го столетия (до 1980-го года). По фотографии уже можно многое прояснить. Приблизительную стоимость нашего интереса мы назвать сможем. Но точную оценку можно произвести только взяв в руки картину и внимательно рассмотрев. За дорогое, старинное полотно известного автора мы можем предложить сравнительно высокую цену, выставить на комиссию или посоветовать коллекционера, музей, которых может заинтересовать Ваш экземпляр.

Как продать картину выгодно

Напрямую коллекционеру? Но где его найти. По природе своей, серьезные коллекционеры весьма недоверчивый народ и предпочитают пополнять коллекцию только в проверенных местах и у людей с репутацией.
Соответственно, Вы - не их клиент. Частному лицу, возжелавшему украсить свою квартиру предметом живописи? Но не будучи экспертом, кто готов назначить высокую цену покупки? Не тратя время понапрасну, минуя мелких перекупщиков с досок объявлений, можно обратиться в антикварный салон, специализирующийся на комиссионной торговле старинной живописью. Что Вы, собственно, уже и сделали.

Оплата и конфиденциальность сделки

Оплата производится наличными или, по усмотрению клиента, переводом денежных средств на банковскую карту. Выплата всей причитающейся суммы за старинную картину осуществляется сразу после соглашения обеих сторон о взаимовыгодном приобретении предмета сделки. Соглашение о приобретении принимается после визуального осмотра и оценки старинной картины в стенах данного антикварного магазина в Москве или по месту встречи нашего представителя с клиентом.

Магазин Антиквар неукоснительно следует политике неразглашения личных данных и коммерческой информации о сделке. Содержание переписки с клиентом и его контактные данные не хранятся в базе антикварного магазина дольше 3-х дней и не под каким предлогом не передаются третьим лицам.

Для многих художников написать картину легче, чем назначить на нее цену. Картины не обладают какой-то очевидной ценностью, как техника или одежда, например. Конечно, живописному полотну тоже можно найти какое-то утилитарное применение. Помните, в мультике “Простоквашино”: “Какая, например, польза от этой картины на стене? — А от этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях закрывает!”. Но это, конечно, шутка. А в реальности объяснить, какую ценность несет искусство, и на каких весах эту ценность взвесить, довольно непросто.

В этой статье я хочу высказать несколько своих соображений на тему того, как можно сформировать цену на картину. Но, поскольку я здесь все же больше теоретик, чем практик, я попросила прокомментировать мои мысли человека, который профессионально занимается продажей картин.

Знакомьтесь: Вадим Вохмин. Арт-дилер с более, чем 10-летним стажем, человек, имеющий большой опыт продажи картин и работавший в разных городах России:

Я буду писать, а Вадим дополнит мою статью замечаниями.

Итак: первый параметр, который можно более-менее точно оценить, это стоимость материалов. Художественные материалы нынче дороги, но экономить на них ни в коем случае нельзя. Конечно, мастер может создать шедевр и на салфетке. Но вам действительно это нужно? Где-то мне попадалось высказывание, что для художника нет большей трагедии, чем создать хорошую работу плохими материалами. И, в принципе, я с этим согласна. От качества красок во многом зависит не только качество работы, но и то, сколько эта работа проживет. Довольно обидно будет, если картина, в которую вы вложили уйму сил, времени и душевных сил, после высыхания начнет менять цвета, трескаться и осыпаться.

Вадим: согласен с вашим первым параметром, все это, можно сказать, входит в стоимость картин, только далеко не существенный.

Другое, на чем нельзя экономить, это оформление. Да, я знаю, сколько стоит багет. Но лично у меня картина без рамы вызывает примерно такие же чувства, как, например, лысый ребенок. Как-то грустно и по-сиротски смотрится. Вы же не подаяния просите, а хотите продать картину за ту цену, которой она заслуживает.

Кроме того, правильно подобранная рама дополняет картину, показывает в лучшем свете и “собирает” ее. Здесь важна и стилистика рамы, и цвет, поэтому к выбору стоит отнестись внимательно.

Если это графический лист или акварель, можно с помощью паспарту исправить ошибки в композиции и “кадрировать” работу. Не глобальные, конечно, ошибки, но чуть улучшить работу можно) В общем, небольшая военная хитрость. Как преподаватель я обязана сказать, что надо стремиться идеально компоновать с самого начала, но по факту идеально получается не сразу и не всегда.

В общем, холст — в раме, графика — в паспарту или под стеклом.

Посчитали все расходы, получили 1-ю объективную составляющую цены картины: расходные материалы (краски, холст) + стоимость оформления (рама). Если нанимаете натурщика или платите за аренду мастерской — добавляйте сюда же.

Анекдот: Художник просит лавочника купить у него картину, тот предлагает 20 монет. Художник восклицает: — Помилуйте, ведь я одного холста купил у вас на 50!

-Да, но тогда холст был чистым.

Вадим: Рама для картины, это как одежда, в каком-то случае она красит человека, а в каком-то человек ее.

Вторая составляющая цены — это стоимость вашего личного времени. Обычно пишут “Подсчитайте, сколько часов вы потратили на работу и умножьте на столько денег, сколько стоит час вашего труда”.

Вадим: интересно, во сколько среднестатистический художник оценивает час своего труда:)?? Думаю, часто художники дают неверную оценку своего часа работы.

Не знаю, можно ли точно подсчитать время, которое уходит на живопись… У меня это пока не получалось, потому что не получается завершить работу в один прием, обычно рисунку требуется некоторое время чтобы “отлежаться”. Я оставляю его на ночь или на день, потом вношу какие-то правки, что-то добавляю, иногда снова дорабатываю.Если работа длительная, добавьте время на эскизы, наброски, поиски композиции.

В общем, если вам, как и мне, трудно вычислить общее время написания картины, можно подсчитать, сколько работ вы можете завершить за какой-то отрезок времени, скажем, за месяц. Сколько денег вам нужно на жизнь за тот же месяц, вы, думаю, примерно представляете.

Вадим: да, каждому нужно на жизнь разная сумма денег, амбиции у всех и желания разные, это очень субъективный момент.

Таким образом, можно найти стоимость вашей работы.

Вадим: я бы сказал еще,что смотря кто пишет, некоторые могут и за полчаса что то набросать, но у них имя и т.п. И их такая экспресс-работа все равно будет дорого продаваться и найдет быстро своего покупателя.

Но вы понимаете, что все работают с разной скоростью. И медленно — не всегда подразумевает “хорошо” (ну и наоборот, быстро — не обязательно “плохо”). Конечно, масштабное полотно, с большим количеством деталей, скрупулезной проработкой и множеством подготовительной работы должно иметь более высокую цену. Однако есть в современном мире художники, которые способны писать по картине в день (причем не только способны, но и делают это). И отнюдь не бедствуют. Такой темп работы дает достаточно большие преимущества. Если вы пишете много и быстро, вы постоянно оттачиваете мастерство и у вас всегда есть что предложить, скажем, на выставку. Тогда можно считать не сколько всего картин вы способны написать за месяц, а сколько вы готовы сделать на продажу.

Итак, можно уже определить стоимость картины исходя из затрат времени и расходов на материалы. В принципе, этим можно и ограничиться, но на самом деле это только половина цены.

Мало картину написать, нужно ее и продать, и продажа также требует времени. И это время тоже нужно включить в цену. Эту мысль я, честно говоря, подсмотрела в одной из статей Вадима, и мне это кажется вполне логичным. Продажа — такая же работа, требует навыка и усилий, и это не может не отразиться на стоимости. Конечно, заранее трудно предсказать, сколько времени потребуется на то, чтобы продать работу. Но, получив некоторый опыт, думаю, можно делать какие-то прогнозы.

И еще небольшой процент я бы назвала “цена уступки”. Сколько вы можете уступить в цене при продаже? Все любят покупать со скидкой, лучше ее предусмотреть заранее.

Вадим: я бы еще сказал что написать картину — это еще всего полдела, а не только полцены. Как говорил, по-моему, Пикассо, искусство — это не написать картину, а ее продать! Ведь просто написать — это дело техники и отточенного мастерства, ну плюс еще идея и озарение. Ну вот вас озарила идея, вы ее выложили на холсте, при хороших навыках и мастерстве это будет сделать нетрудно. Вот в итоге ваше творение. Но теперь попробуйте его продать. Вот это сделать действительно искусство, . Одну и ту же картину можно продать за разные деньги, если вы действительно искусны, то вы сможете продать ее за миллионы. Придать и создать такую ценность, что за нее готовы будут люди выложить миллионы — это поистине искусство. И если художник им не обладает, то он никогда не сможет продать дорого свои картины. Картина — это своего рода товар, и даже если он очень хороший, то еще не факт, что он вообще выйдет на рынок. Сколько замечательных разработок и идей так никогда и не увидят свет, никогда не выйдут на рынок, а так и останутся в забытьи никому не известные. Поэтому чтобы вывести на рынок картину скажем за миллион долларов, нужно провести целый этап разных моментов, которые создадут реально такую стоимость «1 миллион баксов». Что конкретно нужно делать, тут одним словом не скажешь, и скорей все будет индивидуально зависеть от возможностей, связей и т.п. На это может уйти не 1 год, но зато потом ты будешь за пару тройку дней писать свои шедевры и продавать их за миллион. Вот это действительно искусство — придать ценность на миллион тому, что стоит по номинальной стоимости (краски, холст,натурщик, аренда мастерской и т.п) совсем немного. А просто чисто технически изобразить, что-то на холсте — это не сложно. Разве сложно скажем, повторить точь-в-точь подсолнухи Ван Гога, но продать их за миллионы долларов вам вряд ли удастся:) Поэтому в конечном итоге, цена будет зависеть от той ценности, которую вы смогли создать для покупателя. Если ценность картины будет определяться из того какими красками она написана, на каком холсте и в какой мастерской с каким натурщиком, плюс то сколько вам надо было денег на хлеб и масло пока вы писали эту работу, то вряд ли сможете ее дорого продать:) Будьте искусным в создании ценности картины. Если вам это искусство по плечу, то тогда вы успешный художник, который продает свои картины за миллионы.

В общем, вторая половина от стоимости картины — затраты на продажу. И если вы не продаете работу сами — это не ваши деньги, а того, кто продает. Вы, наверное, знаете, что магазины чаще всего принимают картины на реализацию за 50% от стоимости. И если процент, за который продавец готов с вами сотрудничать, значительно ниже — это повод задуматься.

Надеюсь, эта статья поможет вам оценить свое творчество. Продавать картины нужно, хотя бы для того, чтобы заниматься живописью. Внутреннему художнику не нужны деньги. Но ему нужны краски, мастерская, новые впечатления и многое другое, что можно за деньги купить. Поэтому я желаю вам научиться придавать ценность своим работам.