Мемориальное сооружение. Мемориальные комплексы: описание. Что представляет собой мемориальный комплекс

Чем впечатляет: Стремящаяся вперед фигура с автоматом в поднятой руке. Он или рвется в атаку, или спешит рассказать о победе. Таким застыл в бронзе один из защитников Перемиловской высоты.

Чем впечатляет: Здесь сохранилась раненная во время Великой Отечественной войны церковь Михаила Архангела. Она неоднократно горела и отстраивалась заново. А в войну устояла, несмотря на то, что здесь в 1941 году закрепился гитлеровский пехотный полк. Бои за Белый Раст шли три дня и унесли много жизней. Напоминают об этом памятник, открытый совсем в 1942 году, и застрявшие в царских вратах храма осколки авиабомб.

Чем впечатляет: Когда-то ажурных башен Шухова в России было более 200. Сейчас осталось лишь 7. И одна из них спряталась на территории ВНИИ Кормов в Лобне. Возможно, когда-нибудь к ней можно будет подойти. Пока же можно лишь издали полюбоваться на гениальную гиперболоидную конструкцию.

Чем впечатляет: В 2004 году в честь 200-летия со дня открытия водопровода на улице Мира появился памятник мытищинской воде. Этот своеобразный букет из задвижек виден даже с высоты птичьего полета. Москвичи уже привыкли к тому, что за чистую воду нужно благодарить мытищинские ключи. Но история хранит совсем другие факты: и воды мытищинский водопровод давал мало, и качество ее оставляло желать лучшего… Так в чем же дело?

Рейтинг: 0

Эта статья написана с целью ознакомления с некоторыми мемориальными комплексами, размещенными на территории нашей страны и за ее пределами.

Что представляет собой мемориальный комплекс?

Как правило, речь идет о парках с определенными разграничительными линиями и четкой планировкой. Здесь часто присутствуют крупные партеры и широкие аллеи. Кроме того, окружен многочисленными зелеными насаждениями и деревьями, предпочтительно с плакучей или пирамидальной кроной.

Мемориальные комплексы - это некая территория с монументальными архитектурными сооружениями, такими, как:

  1. Пантеоны.
  2. Скульптурные группы.
  3. Мавзолеи.
  4. Памятники.
  5. Обелиски и др.

Все эти вышеперечисленные монументы посвящены выдающимся историческим событиям из истории государства и населяющего его народа.

Вечный огонь

Одной из самых выдающихся достопримечательностей Нижнего Новгорода является мемориальный комплекс «Вечный Огонь». Он находится на территории Нижегородского Кремля. Этот монументальный ансамбль был основан в 1965 году, тогда еще населенный пункт назывался г. Горьким. Памятник посвящен ратным подвигам и заслугам героев ВОВ. Это место имеет огромное значение для жителей города, ведь очень много людей сложило свои головы за мирное небо для своих детей и правнуков. Девятого мая 1970 года на территории мемориала был установлен танк Т-134. В 1980 году возле него организовали почетный караул, состоящий из школьников.

В центре монументального ансамбля находится Вечный огонь. Сам мемориальный комплекс представляет собой две черные стелы. Возле первой, высота которой не превышает полутора метров, располагается множество позолоченных венков. Это своего рода символ пропавших без вести солдат. На второй стеле изображены двое бойцов. Также на ней написаны даты начала и окончания войны. Сзади расположена надпись о славе горьковчанам, которые погибли в боях за независимость и свободу нашей Родины.

Открытие первого Вечного огня

Постоянно горящий Вечный огонь символизирует память о каком-нибудь знаменательном событии или человеке. Непрерывное горение пламени поддерживается подачей газа к определенному месту. Очень часто входит Вечный огонь в мемориальные комплексы, он практически является постоянным соседом этого монументального сооружения.

Первым таким комплексом с Вечным огнем стал архитектурный памятник, построенный под в Париже (Франция) в 1921 году. Это один из первых мемориалов, посвященный павшим в боях солдатам.

Мемориальный комплекс Славы

Он был открыт накануне 65 годовщины со времен Победы в войне - 8 мая 2010 года. Это крупнейшее сооружение подобного рода на Северном Кавказе. Он расположен в центре города Грозный. Строительство монумента заняло около 6 месяцев.

Знаменитое сооружение занимает более 5 га площади. У входа в мемориал расположен памятник бывшему командиру, герою Советского Союза, Мовлиду Висаитову. Монумент четырехугольной формы и состоит из 2 уровней. Первый подземный - это музей первого президента Чеченской Республики А. Кадырова. Верхний уровень, который имеет мемориальный комплекс, - это различные ретроспективы с изображениями, раскрывающие ключевые эпизоды ВОВ. В этой же части размещены портретные барельефы сорока героев а также людей различной национальности, которые в этот период времени проживали на территории республики.

Верхний уровень увенчан огромным стеклянным куполом. Над центральной частью мемориала установлен позолоченный шпиль высотой в 40 метров. Он стилизован под военную средневековую По всему периметру архитектурного ансамбля разбит парк - Аллея Славы. Здесь установлено сорок мемориальных плит. На них написаны имена жителей Чечни, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

На самом верхнем ярусе сооружения находится Вечный огонь, который горит в память о героях, отстоявших независимость и свободу нашей Родины. В торжественные даты мемориальный комплекс смогут одновременно посетить и почтить память героев более 15 тысяч человек. Монумент оснащен двумя телевизионными экранами, на которых транслируются различные видеоролики. К сожалению, не все мемориальные комплексы имеют такие большие масштабы.

Самые крупные мемориальные комплексы, посвященные ВОВ

Наиболее крупные культурные объекты нашей страны, посвященные Второй Мировой войне в память о победе советского народа над фашистской Германией:

  1. Мамаев курган в Волгограде.
  2. Мемориальный комплекс Славы имени А. Кадырова в Грозном.

Нужны ли мемориальные комплексы и памятники в наше время? все реже интересуется историй. Тем не менее, нынешнее поколение не должно забывать о знаменательных датах, героях и различных подвигах, совершенных во имя мира на всей земле. Именно мемориалы с Вечным огнем будут напоминать нам об этом.

) или произведения архитектуры ( , ), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое образа. На возникновение Мемориальные сооружения нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению человеческой ), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается , связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные , возникают Мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор , см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции Мемориальные сооружения ампир сменяется и псевдостилями, зачастую Мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, Ф. Мецнер). Многочисленные Мемориальные сооружения 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной (проект «Мировому страданию», 1915, ; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор , архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор , см. илл. ; комплекс в , 1937-38, скульптор и архитектор , см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны Мемориальные сооружения, воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного , и монументально-декоративной , строятся на симфонически-многообразных и пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое ; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему Мемориальные сооружения Если в многочисленных Мемориальные сооружения, оформляющих кладбища американских солдат ( близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор ; Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы , В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей ; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме Мемориальные сооружения, связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ , 1949-52, скульптор ; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском - с закономерностями застройки.

Мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов . К лучшим образцам ранних советских Мемориальные сооружения относятся в Ленинграде (1917-23, архитектор , ) и (1924-30, архитектор , соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание Мемориальные сооружения увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские Мемориальные сооружения 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор , архитектор и др., см. илл. ), на в Ленинграде (1960, В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, ), жертвам фашистского террора в (1960, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и (1961-67, и др., архитектор и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы и др., архитектор , см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор , В. А. Климов), в (1968-69, архитекторы , см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. ), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, и др., архитектор и др.). Кроме Мемориальные сооружения, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским Мемориальные сооружения относятся: в Ульяновске (1967-70, архитектор и др.), жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор , и др.; см. илл. ), «26 бакинских комиссаров» в (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники . Краткий , М., 1972; наших дней, [сб.], М., 1973.

Белград. Гора Авала. Памятник Неизвестному солдату.

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

А. Л. Витберг. Проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812.

Мемориальный комплекс Хатынь (Белорусская ССР). 1968-69. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

«Стоять на смерть!». Железобетон. Фрагмент памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитекторы Я. Б. Белопольский и др.).

К. Брынкуши. «Врата поцелуя». Мемориальный комплекс в Тыргу-Жиу. 1937-38.

Мемориал жертвам фашизма в Аблинге (Литовская ССР). Дерево. 1972. Скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте.

Музей-памятник боевого содружества Советской Армии и Войска Польского в с. Ленино (Белорусская ССР). 1968. Архитекторы Я. Б. Белопольский и В. И. Хавин, скульптор В. Е. Цигаль.

Что такое "Мемориальные сооружения"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мемориальные сооружения в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна, Обелиск, Храм; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие в себя произведения и др. видов искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, Мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл.; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл.; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл.; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл.; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл.). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл.; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл.; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

Значение мемориальных монументов и парков вокруг них в генеральном плане развития города очень высоко. Они играют важную роль в формировании силуэта города. В зависимости от монумента подбирается и соответствующая территория. Например, монумент торжественного содержания следует размещать на возвышенном месте, хорошо просматриваемом с самых разных точек города. Крупные же мемориальные комплексы траурного содержания не должны доминировать.

Как показывает практика, многие мемориальные парки своим появлением обязаны тем событиям, которые происходили на этой территории в то или иное историческое время. Если парку отведена исторически обусловленная территория, прежде всего необходимо провести тщательный анализ, чтобы выявить историческую и эстетическую ценность сохранившихся мемориальных сооружений и других элементов. Это позволит определить, насколько возможно их использовать в архитектурно-планировочной композиции парка. Если объекты не подходят по тематике и не представляют исторической ценности, то лучше от них освободиться. Необходимо изучить природные особенности, дать пейзажную эстетическую характеристику ландшафта, определить те объекты живой природы, которые имеют самостоятельную историческую ценность. При этом следует учитывать степень живописности местности, привлекательности ее, характер пространственных связей. Архитектурно-планировочная композиция будет зависеть от характера тех мемориальных сооружений, которые сохранились или которые предполагается разместить на территории. Это могут быть мемориальные объекты траурного содержания (надгробные стелы и обелиски, монументы, выражающие печаль, скорбь, мемориальные руины и т. п.) и объекты торжественного содержания, символизирующие победу, покорение космоса, трудовые подвиги и т. д. (музей, укрепления, сохранившееся оружие, макеты космических кораблей и многое другое).

По идейно-тематическому плану мемориальные парки подразделяют на:

I. Парки, создаваемые в честь выдающихся деятелей народа, полководцев, ученых, писателей, художников, композиторов и т. д.

II. Парки, посвященные знаменательным историческим событиям (победы, освобождения, воссоединения, покорения космоса, юбилейные, дружбы и мира и т. п.). Если основной мотив создания парка - дань уважения героям борьбы, то тогда на его территории можно встретить траурные монументы, надгробные стелы, вечный огонь на братских могилах, аллеи славы, памяти, в которых отдельные деревья - это своеобразные памятники тем, кто не вернулся.

III. Парки смешанного типа. Здесь мемориалы и сооружения на самые разные темы, и по времени они могут относиться к разным историческим событиям (историко-революционные, военно-патриотические, боевой и трудовой славы, мемориально-этнографические, парки с музеями и экспозициями на открытом воздухе).

Планировка мемориальных парков и комплексов должна отражать характер их содержания. Плоский, спокойный рельеф требует регулярных приемов планировки, гористый, пересеченный - организации близких и дальних перспектив, свободной трассировки аллей и дорог. Если местность имеет склоны, пригорки, то мемориальные объекты целесообразно размещать так, чтобы они были на пути движения посетителей по поднимающейся стороне. Путь к мемориалу следует обозначить зелеными насаждениями.

В мемориальных массивах число функциональных зон лучше ограничить. Увлечение устройством зон отдыха ведет к снижению той роли, которую мемориалы должны играть. Что же касается мемориальных парков с объектами траурного содержания, то размещение на их территории зрелищных сооружений и устройств исключается. Самим же мемориалам следует отводить спокойный, ровный рельеф, чтобы возможно было расположить здесь площадку для проведения массовых митингов, торжественных церемоний.

Зеленые насаждения вместе с элементами инженерного благоустройства формируют неповторимый образ мемориала, обеспечивают его гармоническое включение в ландшафт окружающей территории. В мемориальных парках растения несут «смысловую» нагрузку. Дуб олицетворяет собой силу, мощь народа. Березы давно стали символом России. Молодые яблони говорят о юности. Кипарисы, ели, самшит, тисе - спутники печали, скорби, траура. Даже сами деревья могут играть роль мемориальных объектов. Чтобы подчеркнуть торжественность мемориала, применяют зеленые насаждения колоновидных форм. Если же необходимо упор сделать на траурные интонации, то здесь уместнее посадить пурпуролистные насаждения, скорби - плакучие. Пестролистные насаждения создают праздничное настроение.

Большое значение уделяется и цветочному оформлению мемориальных парков. Если речь идет о траурных объектах, то используют цветы преимущественно белой окраски (розы, гвоздики, хризантемы, тюльпаны). Для памятников революции уместнее красные цветы (гвоздики, канны, розы, бегонии).

Значение имеют и фактура, цвет материала, используемого в оформлении парков. Чаще встречается камень - он долговечен, легок в обработке, хорошо сочетается с зеленью, цветами, водой, землей. Бронза, чугун олицетворяют собой силу, мощь, вечность.

Говоря о тех формах, которые эмоционально воздействуют на человека, необходимо вспомнить о воде. Водоемы могут тоже нести смысловую нагрузку или быть самостоятельными памятниками. Система водных устройств может быть использована как композиционная основа всего мемориального парка. Вода способна увеличить перспективу в сторону мемориального объекта, привлечь внимание к наиболее красивым уголкам парка, показать их как в зеркале. Вода способна воздействовать на настроение. В траурной зоне используют фонтаны типа стеклянных струй или с переливающейся из чаши в чашу водой.

Особая торжественность, монументальность сооружения подчеркиваются подсветом комплекса или наиболее важных в композиционном плане деталей.

7 ноября 1918 г. в Ленинграде в годовщину Великой Октябрьской революции был открыт один из впечатляющих монументов - Памятник жертвам революции. Марсово поле - небольшая озелененная территория, окруженная городской застройкой, но многие, кто приезжает в город, непременно приходят сюда, чтобы отдать дань уважения погибшим революционерам. По своему воздействию, лаконизму это один из лучших мемориальных комплексов.

В числе мемориальных парков особого внимания заслуживает большой мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина, созданный в районе села Шушенское. Памятные места, где жил и работал В. И. Ленин, являются реликвией. Центральный комплекс площадью 30 га включает старую восстановленную деревню Шушенское. Вокруг деревни создан новый парк, в котором расположена площадь Торжеств. Лесной массив «Шушенский бор» подразделяется на три зоны: заповедную - площадью 1847 га, лесопарковую - площадью 1609 га и лесную - площадью 810 га. Заповедная зона включает памятные места, где бывал В. И. Ленин. Здесь предусматривается строго организованное по маршрутам движение посетителей. С памятного места Журавлиной горки открываются замечательные виды на беспредельные просторы, снежные вершины Саянского хребта и водную гладь Енисея. Этими видами любовались В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Для последовательного осмотра памятных мест создана благоустроенная дорожно-тропиночная сеть свободного очертания протяженностью свыше 100 км.

Создание высокохудожественного мемориала, неповторимого по силе выразительности, возможно только в том случае, если все компоненты будут взаимоувязаны, если все и каждый при этом будет четко выполнять свою роль, архитектурно-планировочное решение будет сочетаться с правильным подбором ассортимента деревьев, кустарников, цветов, их композиционное решение будет учитывать объемы сооружений, водных поверхностей, всего ландшафта местности, современных инженерных объектов.