Мемориальная квартира с т рихтера. Дом рихтера под тарусой. Фортепианный дуэт лауреатов международных конкурсов

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

В 1999 г. у Музея изобразительных искусств открылся новый филиал Музей-квартира С.Т.Рихтера. Свой первый концерт в ГМИИ Святослав Рихтер сыграл в 1949 г., он сыграл две сонаты Бетховена. Между С.Рихтером и директором ГМИИ И.Антоновой завязалась тесная дружба, которая открыла новые точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства.

Музей-квартира С.Рихтера располагается на Б.Бронной улице. С 16 этажа открывается отличный вид на старую застройку центра Москвы. При слове музей - возникают образы старинной усадьбы с колоннами. Музей-квартира Рихтера находится в типовом кирпичном доме, но, попадая в него, погружаешься в особую атмосферу. Внутри квартиры все обустроено для дела - рояль для репетиций, шкафы для нот, комната отдыха. Рядом с роялем на подставке обычно стояла репродукция, которая ассоциировалась с репетируемой пьесой: Делакруа, когда играл Шопена, Гойя и Шилле - Шуман, Брейгель - Брамс, Малевич - Скрябин.

Рихтер не преподавал, но много репетировал с молодыми артистами, для многих из них эти репетиции стали "Университетами".

Несмотря на то, что Рихтер не был коллекционером, его дом украшен картинами. Он хорошо разбирался в искусстве, порою устраивал у себя дома выставки молодых художников.

В 1978 г. в ГМИИ состоялась выставка "Музыкант и его встречи в искусстве" где были представлены портреты людей, которых Рихтер знал и любил. Музыкант выступил в роли составителя каталога, здесь проявился его литературный талант. Так он описал Пикассо "никогда не забуду этого человека с раскаленными как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе всех. Он бегал по лестнице, как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по сене растения. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера не дрогнувшей руки".

С.Рихтер и сам увлекался искусством. Дружба с художницей А.Трояновской переросла в увлечение Рихтера пастелью. В собрании мастера есть произведения российских художников - В.Шухаева, П.Кончаловского, Н.Гончаровой, А.Фонвизина, зарубежных - Х.Хартунга, А.Колдера, Х.Миро, П.Пикассо. Большую часть своего собрания от завещал ГМИИ, картины теперь находятся в Музее Личных коллекций, экспозиция в мемориальной квартире Рихтера меняется. В одной из комнат выставлены его собственные пастели. Фальк отмечал в пастелях Рихтера "Удивительное ощущение света". А.Трояновская говорили, что Рихтер работал только по впечатлению и по памяти. Здесь представлены работы "Улица в Пекине", "Сумерки в Скатерном переулке", "Ереван", "Москва".

В музее есть комната Нины Дорлиак, певицы и жены музыканта. В 1945 г. они впервые выступили вместе на авторском вечере С.Прокофьева. В это время начался союз Дорлиак и Рихтера на сцене и в жизни. Вскоре Нина Львовна посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории, но для Рихтера жена оставалась самым главным другом и судьей. Рихтер и музыка неотделимы, так было в то время когда он был жив, музыка сейчас - главная составляющая музея. Когда можно прийти, спросите Вы заведующую музеем. Самый вероятный ответ, приходите когда будут репетировать выступление. Знакомство с музеем под звуки живой музыки - большая редкость для других музеев, но для музея Рихтера - это скорее правило. В музее проходят концерты и музыкальные вечера. Фестиваль "Декабрьские вечера" авторитетное явление и в музыкальной и культурной жизни страны (Н.Трегуб)

12 февраля на пресс-конференции в Мемориальной квартире Святослава Рихтера ГМИИ им. А.С. Пушкина представил музыкальную программу на 2018 год.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера продолжает музыкально-выставочный цикл «Годы странствий Святослава Рихтера» на этот раз, посвященный Англии и Америке.

В концертах примут участие известные исполнители, «звезды» разных поколений - Александр Гиндин, и Юрий Мартынов, Людмила Берлинская и Юрий Полубелов, Пётр Лаул и Сергей Кузнецов, Никита Мндоянц и Алексей Курбатов, Александр Рамм и Евгений Румянцев, Сергей Полтавский и Дарья Филиппенко, Алиса Гицба и Марина Карпеченко, Светлана Сумачёва и Мария Остроухова, Ольга Гречко и Дмитрий Хромов, гости из зарубежных стран Артур Ансель, Ханна Марти и Джек Джекович, ансамбли старинной и современной музыки «NeoBarocco», «Canto Vivo», «Rusquartet»,«Студия Новой музыки» и другие замечательные музыканты.

Помимо лекций-концертов в рамках «Литературно-музыкальной гостиной» состоится представление «Halloween», или «НЕобыкновенный концерт», продолжится семейный абонемент «Слово. Музыка. Игра».

В октябре 2018 года в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется выставка «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия — Америка» – на материале фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина, других отечественных музеев, а также архива Б. Бриттена в Олдборо (Великобритания).

В экспозиции будут представлены редкие архивные материалы из коллекций Рихтера и Бриттена: открытки и письма, афиши и программы концертов, фотографии, ноты и пластинки с автографами, мемориальные вещи, портреты и гравюры, эскизы декораций и костюмов, живописные и графические работы с видами городов и памятников Англии и Америки, запечатленные художниками разных стран.

Кроме того, отдел музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина готовит проекты к знаковым выставкам 2018 года.

Заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Баканова: «Отдел музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина - отдел особенный. Имя Святослава Рихтера, с которым он связан, дорого не только нашему музею, но и той публике, которая сформировалась вокруг него за долгие десятилетия. В этом году нас ждет обширная программа. Это будут не только концерты, но и лекции, мастер-классы. Музыканты, принимающие участие в мероприятиях, не просто понимают ценность Рихтера как исполнителя, но и сочетают свой талант с умением работать с архивными материалами - вместе с нашими коллегами изучают фонды и специально разучивают произведения. Благодаря этому музей имеет возможность представить редкие, эксклюзивные программы».

Ирина Бакланова

Заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Юлия Де-Клерк: «2018 год в Мемориальной квартире Святослава Рихтера посвящается Англии и Америке. При создании цикла концертных программ мы отталкивались от биографии Рихтера, его путешествий, гастролей, встреч с известными музыкантами и людьми искусства. Это не только географические странствия, но и метафизические. Программы этого года охватывают колоссальный промежуток времени: от Средневековья до музыки сегодняшнего дня, в них причудливо соединяются и перемежаются старинные, классические и авангардные произведения. Всего пройдет более 30 концертов, а осенью мы откроем главную выставку сезона «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия-Америка»».

Юлия Де-Клерк

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
8 (495) 695–83–46, 8 (495) 697–47–05, 8 (495) 697–72–05
Москва, ул. Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58 (16-й этаж)

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА АФИША МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ 2018

ЯНВАРЬ

«Американский театр новой музыки для фортепиано»

В программе: Г. Коуэлл, Дж. Антейль, Дж.Крам, Ла Монте Янг, К. Кардью, Ф. Ржевски

Исполнитель:

Владимир Иванов-Ракиевский

Детский фестиваль искусств «Январские вечера»

Вход только по пригласительным билетам

« Hommage à John Field »

Klavierabend лауреата международных конкурсов Ольги Макаровой

В программе: Дж. Филд, М. Глинка, Ф. Шопен, Ф. Лист, Г. Форе,

А. Скрябин, Б. Бриттен

ФЕВРАЛЬ

«Из английской и русской поэзии»

В программе : Д. Шостакович, Б. Бриттен, В. Мартынов

Исполнители: Екатерина Сычева (сопрано)

Павел Быков (баритон)

Николай Гладских (контратенор)

Игорь Степанич (фортепиано)

«Старый и Новый Свет: вчера, сегодня, завтра»

В программе: А. Бакс, Б. Бриттен, Д. Тавенер, Л. Фосс, Ф. Бридж,

М. Найман, Л. Либерман, Дж. Стивенсон

Исполнители: Дарья Филиппенко (альт)

Ирина Стачинская (флейта)

Ксения Апалько (фортепиано)

Алексей Сулимов (вокал)

«STELLA MARIS - музыка моря »

В программе : Г.Ф. Гендель, Anonim, Г. Пёрселл, И. Юсупова

Исполнители: заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии,

солистка музыкального театра «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» Алиса Гицба

и солисты ансамбля «LA STRAVAGANZA» в составе -

Светлана Шевелёва (блокфлейта)

Ася Гречищева (лютня, теорба)

Игорь Степанич (фортепиано)

«Пионеры американского авангарда»

В программе: Чарлз Айвз и Генри Коуэлл

Исполнители: ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» в составе -

Мона Хаба (фортепиано)

Екатерина Кичигина (сопрано)

Станислав Малышев (скрипка)

Инна Зильберман (скрипка)

Анна Бурчик (альт)

Ольга Калинова (виолончель)

МАРТ

«Музыкальный Лондон XVIII века»

В программе: И.К. Пепуш, К.Ф. Абель, И.К. Бах, Г.Ф. Гендель, Г. Фингер,

М. Клементи, Ф.М. Верачини, Н. Порпора, Н. Маттейс

Исполнители : ансамбль «NEOBAROCCO» в составе -

Ольга Филиппова (клавесин)

Александр Гулин (виола да гамба, барочная виолончель)

Ася Гречищева (лютня, теорба)

Екатерина Тугаринова (траверс флейта)

Открытие выставки «Детство и отрочество Святослава Рихтера»

(экспонаты из мемориального фонда и архива пианиста)

Дата уточняется

«Рихтер в гостях у Бриттена»

(программы фестиваля в Олдборо)

Фортепианный дуэт лауреатов международных конкурсов

Петра Лаула и Сергея Кузнецова

В программе : В.А. Моцарт, Б. Бриттен, Ф. Шуберт

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт I . «Во дворцах Средиземноморья». Музыка европейской аристократии

Исполнители: Анна Тончева

Анна Шкуровская

«Генри Пёрселл и английские вирджиналисты»

В программе: Г. Пёрселл, Дж. Булл, Ф. Ричардсон, П. Филипс, У. Бёрд

Исполнитель

Юрий Мартынов (клавикорд)

АПРЕЛЬ

Сольный концерт лауреата XV Международного конкурса

имени П.И. Чайковского Александра Рамма (II премия)

В программе : Бенджамин Бриттен. Три Сюиты для виолончели

«Американский регтайм и инструментальный театр Джорджа Крама»

В программе: С. Джоплин, Дж. Лам, Дж. Скотт, К. Вудс, А. Меттьюс, Дж. Крам

Исполнитель : лауреат международных конкурсов

Михаил Мордвинов (фортепиано)

« Hommage Джону Кейджу»

В программе: Д. Кейдж, Д. Чеглаков, Т. Михеева

Исполнители: Дмитрий Чеглаков (электроника, вокал)

Татьяна Михеева (вокал)

«Ирландские песни и английские серенады-взгляд издалека»

В программе: А. Дворжак, Л.В. Бетховен, В. Сильвестров

Исполнители:

Екатерина Кичигина (сопрано)

Мадина Рузматова (скрипка)

Юрий Полубелов (фортепиано)

Рустам Комачков (виолончель)

« Music of today без словаря»

В программе : М. Фелдман, Т. Адес, П. Назайкинская, Г. Брайерс, М. Мак-Конел,

Дж. Кейдж, Д. Ланг

Исполнители: лауреаты международных конкурсов

Алексей Курбатов (фортепиано)

Надежда Артамонова (скрипка)

Сергей Полтавский (альт)

Евгений Румянцев (виолончель)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт II . «Изумрудный остров ». Музыка Ирландии и Шотландии

Исполнители: Анна Тончева

Андрей Байрамов

Владимир Лазерсон

МАЙ

Великолепная четверка между «Оскаром», «Золотым глобусом» и «Грэмми»

В программе: Дж. Корильяно, М. Найман,Дж. Уильямс, Дж. Менотти

Исполнители: лауреаты международных конкурсов

Никита Мндоянц (фортепиано)

Антон Прищепа (кларнет)

Анастасия Петрунина (скрипка)

Сергей Полтавский (альт)

«В Британском королевстве». Английская музыка XVI - XVIII веков

В программе: Генрих VIII, Т. Хьюм, Дж. Йоркстон, И.К. Пепуш,

Исполнители: ансамбль старинной музыки «LA CAMPANELLA»

Открытие выставки «На память о Японии»

(экспонаты из мемориального фонда С. Рихтера)

Дата уточняется

«Мастера английского музыкального Возрождения начала XX века»

В программе: А. Бакс, Д. Тови, Ф. Бридж, Р. Воан-Уильямс

Исполнители: Московский ансамбль солистов в составе -

Денис Чефанов (фортепиано)

Наталия Калиничева (скрипка)

Алексей Симакин (альт)

Михаил Калиничев (виолончель)

Карлос Наварро-Эррера (контрабас)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт III . «Шелковый путь». Музыка Древнего Китая, арабского Востока и городов Европы

Исполнители: Анна Тончева

Дмитрий Игнатов

Анастасия Бондарева

ИЮНЬ

Фонд Владимира Спивакова представляет

лауреатов фестиваля «Москва встречает друзей»

(Программа и участники концерта будут объявлены в мае)

«Лютневые удовольствия». Музыка английского Возрождения

В программе: Т. Хьюм, Дж. Дауленд, Дж. Джонсон, Т. Морли,

Дж. Маршан, Т. Форд, Ф. Россетер

Исполнители: ансамбль «CANTO VIVO» в составе -

Андрей Чернышов (вокал, лютня)

Мария Белова (лютня)

«Джордж Гершвин и век джаза »

В программе: Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, К. Портер, Вернон Дюк

и джазовые стандарты 1920-х-1930-х годов

Исполнители: Джек Джекович (вокал)

Иван Акатов (труба)

Валерия Есауленко (фортепиано)

Дарья Соколова (контрабас)

Константин Войнов (ударные)

СЕНТЯБРЬ

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт IV. «Страна Барабания , или Как сделать инструмент из кожи»

Ведущая: Анна Тончева

« God Save the Queen »

В программе: Т. Кэмпион, Дж. Дауленд, Г. Доницетти, Р. Шуман, Э. Элгар

Исполнители: Светлана Сумачёва (сопрано)

Анна Синицына (меццо-сопрано)

Надежда Котнова (фортепиано)

Ася Гречищева (лютня)

«Англомания». Концерт-представление

В программе: У. Бёрд, Г. Пёрселл, Й. Гайдн, Г.Ф. Гендель, П. Хоуп, А. Прищепа, Я. Кларк, М. Арнольд

Исполнители: Александр Посикера (фагот, блокфлейты)

Антон Прищепа (кларнет, фортепиано, ударные)

Зоя Вязовская (флейта, кельтская арфа, ударные)

ОКТЯБРЬ

«Виолончельные сонаты в тройной перспективе:

Бридж–Бриттен–Барбер»

В программе: Ф. Бридж, Б. Бриттен, С. Барбер

Исполнители:

Ольга Макарова (фортепиано)

Олег Бугаев (виолончель)

« Ars antiqua Anglica »

В программе: мотеты, кондукты, секвенции и рондели

из английских рукописей XIII–XIV веков

Исполнители: солистка английского ансамбля «SEQUENZA»

Ханна Марти (вокал, средневековая арфа)

Анастасия Бондарева (вокал)

Данил Рябчиков (цитоль)

Открытие выставки «Годы странствий Святослава Рихтера.

АНГЛИЯ – АМЕРИКА»

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт V. «Поющее колесо» - колесная лира и шарманка

Ведущая: Анна Тончева

« Halloween », или «НЕобыкновенный концерт».

Музыкальное представление

В программе: Р. Кларк, М. Кеннеди-Фрейзер, Дж. Карпентер, Г. Бэклунд,

Э. Риде, Э. Элгар, Ф. Бридж, С. Кольридж-Тейлор, Л. Монктон

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Мария Остроухова (меццо-сопрано)

Елизавета Миллер (фортепиано)

НОЯБРЬ

« Классики американской музыки: Барбер и Бернстайн»

В программе: С. Барбер, Л. Бернстайн

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Елена Тарасова (фортепиано)

Валерия Есауленко (фортепиано)

Николай Агеев (кларнет)

Мария Симакова (сопрано)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт VI. «Песни под лиру и лютню.

Придворная и народная музыка Европы»

Ведущая: Антонина Тончева

«Шекспир в музыкальном театре XVIII XX веков»

В программе: Г. Пёрселл, Дж.Ф. Лемп, Дж. Россини, Г. Берлиоз, К. Сен-Санс, Р. Вагнер, Р. Штраус, Б. Бриттен, Я. Сибелиус, Э.В. Корнгольд, В. Шебалин, В. Гаврилин, К. Портер

Исполнители: солисты Московского музыкального театра

«ГЕЛИКОН-ОПЕРА»:

Марина Карпеченко (сопрано)

Дмитрий Хромов (тенор)

«Русские американцы»

В программе: А. Черепнин, И. Стравинский, А. Лурье, Л. Орнстайн, В. Дукельский

Исполнители: ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» в составе:

Екатерина Кичигина (сопрано)

Станислав Малышев (скрипка)

Инна Зильберман (скрипка)

Анна Бурчик (альт)

Ольга Калинова (виолончель)

Мона Хаба (фортепиано)

Наталия Черкасова (фортепиано)

« B like Britten »

В программе: А. Бакс, Б. Бриттен, Й. Боуэн, Р.Р. Беннетт

Исполнители: фортепианный дуэт из Франции в составе:

Людмила Берлинская

Артур Ансель

ДЕКАБРЬ

« Roadmovies : по дорогам американской музыки»

В программе: К. Портер, Дж. Керн, Чик Кориа, Дж. Адамс,

Дж. Кейдж, Ч. Айвз

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Елизавета Миллер (фортепиано)

Станислав Малышев (скрипка)

Ольга Гречко (сопрано)

«Английская история немецкой музыки»

В программе: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, Ф. Мендельсон

Исполнитель: лауреат международных конкурсов

Пётр Лаул (фортепиано)

Klavierabend Елизаветы Леонской

« Rusquartet » и Александр Гиндин поздравляют с Рождеством

В программе: Дж. Доув, Э. Элгар, Л. Ауэрбах

Исполнители: лауреат международных конкурсов

Александр Гиндин (фортепиано)

«RUSQUARTET» в составе:

Ксения Гамарис (1-я скрипка)

Анна Янчишина (2-я скрипка)

Ксения Жулева (альт)

Пётр Каретников (виолончель)

Адрес: Москва, Б. Бронная, 2/6, кв. 58

Экскурсии –все дни недели, кроме понедельника и вторника

Экскурсии-концерты – каждое последнее воскресенье месяца

Начало концертов в 19:00 (выходные дни в 18:00)

Запись по телефонам: 8 (495)697.83.46; 8(495)697.72.05; 8(495) 697.06.05

Приобретение билетов онлайн на сайте www.arts-museum.ru

Use Scan QR Code to copy link and share it

Святослав Рихтер, признанный лучшим пианистом прошлого века, длительное время жил на верхнем этаже кирпичной многоэтажки в центре Москвы. Для маэстро были соединены две квартиры, чтобы предоставить достаточный объем помещения для звучания мощного концертного рояля. Сейчас здесь находится мемориальная квартира великого музыканта – филиал музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Родился Святослав Рихтер в семье музыканта в Житомире, жил с родителями в Одессе до переезда в Москву для обучения в консерватории. История семьи сложилась трагически, его отец, немец по национальности, перед оккупацией Одессы фашистами был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже по вражескому заданию. При освобождении города от захватчиков мать Рихтера последовала за отступающими немецкими войсками и после войны проживала в Германии. Святослав долгое время считал ее погибшей, а встретился с матерью уже будучи всемирно известным человеком.

Путь к вершинам признания начинался в семье, ведь оба родителя владели музыкальной грамотой. Хотя и в разной степени. Работал в одесских филармонии и оперном театре, в 1937 году поступил в класс Г. Нейгауза московской консерватории. Учился целых 10 лет, с несколькими перерывами, сказалась и военная пора, и творческие метания.

Святослав Рихтер много выступал с сольными концертами, аккомпанировал известным певцам, в том числе своей супруге. Выступал он со многими известнейшими оркестрами мира, исполняя партию фортепиано, участвовал в инструментальных выступлениях известнейших солистов – скрипачей Кагана и Ойстраха, виолончелиста Ростроповича, альтиста Башмета и другими.

Мировая известность пришла к Святославу Рихтеру после войны и победы на молодежном творческом конкурсе, однако в капиталистические страны выезд ему долгое время был закрыт. Причиной тому были не только обвинения отцу, полностью снятые в 1962 году, но и дружеские контакты с опальными деятелями искусства, в том числе с поэтом и писателем Пастернаком и композитором Прокофьевым.

Обладатель многих наград разных государств, Герой Социалистического труда и первый советский лауреат американской премии Грэмми жил в 16-этажном доме, привлекающем впечатляющими видами московского центра. Подъезд здания украшен фотографиями знаменитых жильцов — кроме Рихтера здесь проживали великий комик Юрий Никулин и Валентин Плучек, режиссер Театра Сатиры. Музей в обычном жилом доме невозможно посетить без предварительной записи, что в данном случае вполне оправданно из-за заботы о проживающих в доме людях.

Жилище столь творческой личности не перегружено обилием громоздкой мебели, однако имеющаяся характерна очень высоким качеством. Таковы, например, ручной работы столик, скамья и тумбочка в прихожей. Встречает посетителей изображение молодого Святослава Рихтера, играющего на рояле.

Картина написана многолетней знакомой пианиста художницей Анной Трояновской, которая и его приобщила к живописи. Тогда еще пышная шевелюра Рихтера не привлекает на картине такого внимания, как его гибкие и выразительные кисти рук. Множество пастельных работ и акварелей Рихтера как в квартире, так и в самом музее имени Пушкина, подтверждают наличие у него не только музыкальных талантов.

Столовая в мемориальной квартире Святослава Рихтера сохранена в том же состоянии, в каком она была при жизни музыканта. От помещений подобного назначения в большинстве других квартир эта столовая отличается главным образом большим количеством стульев. При этом большинство расставлено вдоль стены, создавая впечатление не каждодневного использования.

Рихтер и его супруга, оперная певица и будущий профессор Московской консерватории, оба довольно много общались с соратниками по увлечению музыкой. Будучи в гостях у семейной пары, знакомые и друзья часто бывали приглашены к столу.

Ликвидация разделительной стены между соседними квартирами позволила создать настоящий концертный зал для великого пианиста. Здесь Святослав Рихтер отрабатывал свою виртуозную технику владения инструментом, занимаясь индивидуально и с участием других музыкантов.

Переделка квартир затронула не только перегородку между соседними, была также увеличена высота потолков для улучшения акустики зала. Покой обитателей соседних квартир дома обеспечивался усиленной звукоизоляцией, сделанной при ремонте.

Два раритетных рояля известной фирмы, большой фотопортрет хозяина квартиры на мольберте и картины на стенах дополняются элегантным мебельным гарнитуром из двух диванов и столика.

Ряды стульев для зрителей появились уже после обретения жилищем мемориального статуса. Здесь проводятся разнообразные публичные мероприятия, привлекающие множество зрителей и участников.

Набор мягкой мебели дополнен двумя массивными торшерами, все это подарено музыканту во время турне по Италии флорентийским мэром. Таково же происхождение больших размеров гобелена, украшающего торцевую стену концертного зала в мемориальной квартире Святослава Рихтера.

Проходная комната перед помещениями Святослава Теофиловича украшена двумя куклами, выполненными Резо Габриадзе к дружеской вечеринке в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Реваз Леванович, друживший с Рихтером – талантливый драматург, театральный режиссер и художник. Он организовал в Тбилиси Театр марионеток, некоторое время руководил кукольным театром имени Образцова в Москве.

Куклы изображают самого Святослава Рихтера и его хорошую знакомую Ирину Антонову, руководителя ГМИИ им. Пушкина. Именно по идее Ирины Александровны с 1981 года проводились ежегодные музыкальные фестивали в этой квартире, известные как Декабрьские вечера.

Круг знакомств Святослава Рихтера был необычайно широк, в него входили выдающиеся современники пианиста. Множество дружеских подарков сохранилось в его мемориальной квартире, одним из самых дорогих был дар великого Пикассо – керамическая сувенирная тарелка с автографом.

Талантливейший гражданин Франции, испанец по происхождению, Пабло Пикассо творил как живописец и график, оформлял театральные спектакли, в том числе балеты Дягилева в Париже. После второй мировой войны увлекся керамикой, занимаясь всем циклом работы от формования и обжига до росписи.

Не все комнаты мемориальной квартиры имеют привычную для жилых помещений меблировку. Одна из них полностью отведена под многочисленные фотоснимки хозяина квартиры. Фотографировали Святослава Рихтера многие мастера в силу публичности его деятельности, но сам он фотографироваться не любил и отказывался от фотосессий.

Чтобы заглянуть в спальню хозяина квартиры и пройти в его рабочий кабинет, необходимо миновать коридор, ведущий из предыдущих помещений. Спальня ничем примечательным не выделяется, за исключением висящего на стене отцовского портрета. Святослав Рихтер всю жизнь хранил память о своем отце, погибшем от необоснованных подозрений.

Одаренный и образованный музыкант, Теофил Данилович приложил немало стараний для обучения сына основам музыкальной культуры.

Рабочий кабинет Святослава Рихтера обходился без традиционного письменного стола, для музыканта таковым был рояль и при необходимости – откидная столешница секретера. Сейчас под защитным стеклом здесь хранятся особо чтимые хозяином кабинета раритетные предметы.

Деревянный младенец на тумбе мебельного набора – совсем не детская игрушка, это сувенир из Франции, где Рихтер основал первый свой музыкальный фестиваль. Изображение юного Иоанна Крестителя напоминает о памятном событии.

Расположенный на стене над фигуркой младенца небольшой пейзаж в рамке – подарок вдовы Михаила Булгакова, принадлежащий кисти Мартироса Сарьяна, замечательного певца природы Армении. Памятные сувениры расставлены и на верхних перекрытиях книжных шкафов, и на полках с книгами.

Собственный кабинет был и у супруги Святослава Рихтера, оперной певицы Нины Львовны Дорлиак, которая ненамного пережила мужа и завещала квартиру музею имени Пушкина. Рояль здесь также в наличии, есть мебельный гарнитур изысканной работы.

На стене привлекает внимание выразительный портрет хозяйки кабинета, выполненный давней знакомой супругов, грузинской художницей Кетеван Магалашвили.

На столике под портретом зеркало на длинной ручке, непременный атрибут репетиций оперных певиц. Зеркало расположено поблизости, на противоположной стене кабинета.

Как оперная певица супруга музыканта была достаточно известна, имела высшее актерское звание народной артистки СССР. Особо посещаемыми были совместные выступления супругов. Позднее Нина Львовна преподавала в Московской консерватории, была профессором кафедры вокального мастерства. Наряду с этим она же была домашним секретарем и распорядителем гастролей великого пианиста.

Непритязательный по своим запросам Святослав Рихтер ценил московское жилище, и особенно отлично оборудованный концертный зал. Наравне с домашними удобствами ему нравился великолепный вид из окон на московский центр. Как на ладони видны отсюда все исторические сооружения Кремля, крепостные стены и сторожевые башни, купола великолепных соборов.

Увидеть эту прекрасную картину за окном можно при посещении мемориальной квартиры Святослава Рихтера, которая доступна по предварительному согласованию, либо при посещении концерта. Но, конечно, гораздо интереснее пейзажей Москвы музейные экспонаты и погружение в атмосферу, окружавшую величайшего пианиста.

1 августа… Все любители классической фортепианной музыки знают эту дату как день ухода из жизни знаменитого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. Время стирает многие имена, но имя этого гениального исполнителя продолжает сиять на музыкальном Олимпе под названием «Его Величество Рояль» и, вне сомнения, будет сиять ещё долгие годы. Наверное, здесь уместно даже будет вспомнить слово ВСЕГДА – музыкальный мир ВСЕГДА будет чтить Святослава Теофиловича, любить и восхищаться его творчеством.

Осталось не только множество воспоминаний и публикаций о Святославе Теофиловиче, записей его исполнений. Остались дома, в которых он жил - их стены до сих пор хранят теплоту и дух своих обитателей.

В Москве квартира, где Рихтер провёл последние почти тридцать лет своей жизни, находится в доме № 2/6 по Большой Бронной улице. Музей-квартира Святослава Теофиловича входит в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, очень внимательные сотрудники поддерживают в ней прекрасный порядок и трепетно заботятся о состоянии всех экспонатов. Я иногда бываю в этих стенах: в самом большом помещении музея проходят интереснейшие концерты, на которых выступают замечательные музыканты, и не только нашей страны. Позже мы поговорим о том, какую программу приготовили сотрудники музея Рихтера к новому сезону, а сейчас - прошу вместе со мной войти в дверь квартиры № 58-59 и окунуться в атмосферу, окружавшую великого пианиста. Научный сотрудник музея Надя Игнатьева проведёт для нас интереснейшую экскурсию. Постараюсь вкратце передать её рассказ.

Святославу Теофиловичу Рихтеру предложили переехать на Большую Бронную в 1969 году. Обычное типовое здание, скажете вы, но будете неправы: в том далёком году, когда Москва не изобиловала высокими 16-этажными домами, подобное строение было пиком архитектурной моды! Но, естественно, не это прельстило Святослава Теофиловича. К концу 60-х годов замечательный пианист был на вершине славы и мог выбрать любую квартиру в самом престижном особняке, но открывшийся вид на Москву из окна квартиры на Бронной настолько восхитил его, что решение было принято совершенно определённо: да, жить только в этом доме. Но переезд состоялся спустя длительное время: надо было решить вопрос о дополнительной звукоизоляции помещения. Прежняя квартира Рихтера в профессорском доме в Брюсовом переулке имела колоссальную акустическую загруженность, поэтому проблема звукозащищённости жилья стояла весьма остро. Строители постарались на славу: объединили две квартиры в одну, значительно усилили пол, в самых больших комнатах сделали высоченные потолки, остальные помещения квартиры оставили низкопотолочными – необходимый эффект поглощения звуков был достигнут.

Все годы жизни С. Т. Рихтера вход в эту квартиру был со стороны половины Нины Львовны Дорлиак. Не секрет, что Святослав Теофилович временами не хотел отвлекаться на общение с людьми – творческий процесс был непрекращающимся, отсюда периоды необходимого затворничества. Все наиболее рутинные и бытовые вопросы решала Нина Львовна, она могла в некоторых случаях даже самых близких друзей отправить домой, если знала, что Рихтер не расположен к беседам.

Но к самой Нине Львовне, которая была профессором Московской консерватории, постоянно шли ученики. В кабинете, который служил репетиционным классом, до сих пор стоит рояль «Бехштейн», на стене – зеркало от пола в полный рост. На столике лежит маленькое зеркало на длинной ручке – это не прихоть или кокетство, а необходимый атрибут работы профессиональных вокалистов. Рихтер говорил Нине Львовне, что она своими занятиями со студентами в какой-то мере примирила его с ненавистными с детства гаммами и арпеджио. Эта комната половины Нины Львовны претерпела наименьшие изменения: мы видим старинный мебельный гарнитур, доставшийся Дорлиак от её матери Ксении Николаевны, бывшей фрейлины последней русской императрицы; на рояле – слепок руки друга Рихтера, пианиста Станислава Нейгауза, на стене – портрет самой Нины Львовны. Никакой вычурности, фальши – этим отличается обстановка квартиры Рихтера и Дорлиак. Рядом с репетиционной раньше была спальня Нины Львовны, теперь комната полностью переделана: на стенах только фотографии великого пианиста. Фотоэкспозиция правой стороны посвящена ставшему уже традиционным фестивалю «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, с левой стороны комнаты – фотографии выступлений Рихтера в разные годы жизни.

Перед половиной Святослава Теофиловича – комната, в которой внимание сразу привлекает портрет молодого Рихтера: таким он в двадцать два года приехал из Одессы в Москву, чтобы поступать в консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Жить юноше было негде, поэтому он спал у Нейгауза под роялем, а вот заниматься приходил к Анне Ивановне Трояновской. У неё в прежние времена была большая квартира на первом этаже дома в Скатертном переулке близ Никитских ворот, а после уплотнения осталась лишь одна комната в коммуналке. И в ней стоял рояль, подаренный Николаем Метнером перед отъездом в эмиграцию. Вот к этому-то роялю и прибегал молодой Рихтер в любое удобное ему время, а чтобы не беспокоить многочисленных соседей, стучал в окошко Анны Львовны условным знаком: это были первые такты «Скитальца» Шуберта.

Трояновская прекрасно рисовала, и именно она передала внешность молодого музыканта. На стенах квартиры много картин: работы Роберта Фалька (который занимался с пианистом и отмечал в пейзажах Рихтера «удивительное ощущение света»), живопись любимых художников – Дмитрия Краснопевцева и Василия Шухаева. Альфред Шнитке писал о Рихтере: «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссёр. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей…».

Главная комната квартиры сейчас служит концертным залом. Здесь стоят рояли музыканта – Steinway 38-го и 62-го годов, два старинных итальянских торшера, подаренные мэром Флоренции, зелёная кушетка, на которой Рихтер часто спал; на стенах много живописи, гобелен… Сейчас всё статично, а при жизни Святослава Теофиловича тут происходили бесконечные перестановки. Рояли часто меняли своё место – именно в этой комнате Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, здесь устраивал прослушивания многочисленных пластинок, которые привозил с гастрольных поездок, проводил столь любимые им «машкерады». «Я кинематографист, но делаю кино пальцами» – так гениальный музыкант говорил о себе.

Фото Елены Билибиной

Перед кабинетом и спальней – проходная комната, в которой висят две куклы работы Резо Габриадзе. Это шаржи на Святослава Теофиловича и Ирину Александровну Антонову, которые художник подготовил к проводящемуся в Пушкинском музее капустнику. Рихтер и Антонова были большими друзьями, и именно по инициативе Ирины Александровны мы имеем счастье приходить на концерты «Декабрьских вечеров». Она узнала, что Рихтер организует музыкальные фестивали во Франции, называемые Музыкальными празднествами в Гранж де Меле под Туром (в Турене), и предложила создать подобное мероприятие в Москве. На вопрос «И где же его мы сможем провести?» Антонова ответила: «У нас в музее». Начиная с 1981 года в декабре в Москву съезжаются замечательные музыканты со всего мира, чтобы участвовать в этом празднике искусства.

Одна из комнат половины Святослава Теофиловича посвящена его родителям. Отец, Теофил Данилович, был замечательным органистом, выпускником Венской консерватории. Он обучил единственного сына музыкальной грамоте, когда тому было пять лет. Затем постоянные занятия с мамой, Анной Павловной, разучивание несложных пьес в четыре руки и мини-концерты в кругу семьи – так началась жизнь у маленького Светика. Но планы мальчика не были связаны с музыкой: юный Рихтер хотел быть драматургом, затем художником-декоратором или режиссёром. Музыка была так же необходима для жизни, как дыхание, ноты проглатывались с поразительной скоростью – это казалось естественным.

Впервые мысль о концертной карьере пришла во время приезда Давида Ойстраха. «Его концертмейстер Всеволод Топилин, - вспоминал Рихтер, - исполнил в первой части концерта - и блистательно исполнил - Четвёртую балладу . Раз это удалось Топилину, - подумал я, - отчего бы не попробовать и мне?». Окончательное желание играть сформировалось благодаря Нейгаузу. Позже Рихтер признавался: «Мне уже приходилось слышать Генриха Густавича Нейгауза во время одного из его приездов в Одессу, и я просто влюбился в его манеру игры». Итак, Учитель был найден. Именно к нему 1937 году Рихтер в возрасте двадцати двух лет уехал в Москву поступать в консерваторию. Нейгауз был удивлён появлением высоченного возрастного юноши в своём классе, но с присущей ему деликатностью попросил исполнить что-либо. Рихтер играл всё, что было у него в руках, и через десять минут Генрих Густавович произнёс: «По-моему, он гениален». Так встретились Великий педагог и Великий ученик.

Фотография Генриха Густавовича стоит в секретере кабинета Рихтера, там же хранятся и самые ценные экспонаты музея: множество книг (хотя бо льшая часть коллекции перенесена в архивы Пушкинского музея), ноты, письма от друзей, подарки от почитателей таланта музыканта из разных стран мира. Есть один экспонат, сделанный рукам самого Святослава Теофиловича: это игра «Путь пианиста», которую Рихтер нарисовал дважды. Типовая задумка – бросаются кубики и участники игры проходят путь от 1 до 75 – получилась очень оригинальной, выполненной в трактовке, возможной только для пианиста. Святослав Теофилович иногда доставал игровое поле и «путешествовал» по нему со своими друзьями. Лучшие представители российской культурной элиты собирались в этой квартире, и необыкновенная атмосфера царит в стенах и по сей день.

Обстановка квартиры поражает скромностью и рациональностью. Но если мы вспомним дом Рихтера в Тарусе, то поймём, что гениальный пианист был лишён склонности к претензионным интерьерам, им постоянно владело только творческое начало. «Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, з?мки и много красного деревa…» – это слова Святослава Рихтера.

Творческий процесс продолжается в стенах квартиры Святослава Теофиловича и в наши дни.

Вот и закончилась наша экскурсия. Огромная благодарность всем сотрудникам музея-квартиры за служение Великому музыканту.

Фото взяты с сайта

Мемориальной квартиры Святослава Рихтера