Меценат Павел Третьяков. ~ Основатель Третьяковской галереи. Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи: биография, семья, интересные факты


Портрет Павла Михайловича Третьякова кисти Ильи Репина.


Павел Михайлович Третьяков - русский предприниматель, меценат, коллекционер, собиратель произведений русского изобразительного искусства. Павел Михайлович Третьяков является основателем Третьяковской галереи.

Биография Третьякова

Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели - собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях».

И он действительно создал такое полезное учреждение - первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.

Своей почти полувековой собирательской деятельностью, поддержкой наиболее талантливых и ярких художников Третьяков не меньше, чем идеологи «передвижников»- Иван Крамской или В. В. Стасов,- оказал влияние на формирование художественной культуры России второй половины XIX века и помог ее расцвету.



Памятник Павлу Михайловичу Третьякову около Третьяковской галереи. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Традициии коллекционирования в России

К этому времени коллекционирование в России перестало быть чисто дворянским занятием. Инициатива, как и во многих других областях, здесь переходит к просвещенным кругам купечества и интеллигенции.

Коллекции собирали братья Боткины, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Прянитников, В. А. Кокорев, Г. И. Хлудов, И. И. Четвериков, М. М. Зайцевский, В. С. Лепешкин, П. Образцов, позднее - братья Щукины, И. А. Морозов, С. И. Мамонтов и другие.

Третьяков происходил, как и они, из купеческой среды и сам до конца своих дней оставался купцом: вместе с братом, Сергеем Михайловичем, он владел мануфактурной фабрикой в Костроме, и это давало ему средства для истинного дела его жизни - собирательства.




Портрет Третьякова кисти Ильи Репина.




Крамской Иван Николаевич. Портрет П.Третьякова.


Принципы коллекционирования

Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников.

В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести,- берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой.

Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников.

Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами.

Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»).


Волнухин Сергей Михайлович.
Портрет П.М.Третьякова.
1899. Бронза.


Картины в коллекции Третьякова

Он выделял в современном ему искусстве самую живую и плодотворную струю - передвижников, с их боевым, демократическим духом, страстной приверженностью к правде и глубоким сочувствием к угнетенным.

Именно произведения передвижников составили драгоценное ядро его коллекции, и до сих пор полнота и качество этой части собраний галереи остаются непревзойденными. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в «Третьяковке» так, как нигде больше.

Огромное патриотическое и художественное значение имело осуществление идеи Третьякова о создании портретной галереи деятелей русской культуры.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов», по выражению И. Е. Репина,- выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников (Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).



Памятник Третьякову около Третьяковки. (cкульптор - А. П. Кибальников)


Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу», собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин Верещагина, таких капитальных произведений, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой. И дом Третьякова и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата - Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, ныне они - в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1918 году, по декрету о национализации, подписанному В. И. Лениным, галерея получила свое теперешнее название «Государственная Третьяковская галерея», чем было увековечено имя ее основателя.

Дело его жизни - настоящий подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.



Статья из книнги "Сто памятных дат. Художественный календарь.1982"

Дополнительная информация:
Всероссийское музейное объединение"Государственная Третьяковская галерея"
Москва, Лаврушинский пер., 10
230-77-88, 951-13-62
(м. Третьяковская) 953-52-23
Крымский вал, 10 (м. Октябрьская): 238-13-78

Дни и часы работы: ежедневно с 10:00 до 19:00, выходной - понедельник. Галерея, основанная в 1856 г. купцом П.М.Третьяковым, дает полное представление о развитии изобразительного искусства в России, начиная с Киевской Руси и кончая современным искусством ХХ века. Третьяковская галерея предлагает обзорные и тематические экскурсии.

artcontext.info

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П.М.Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3.8 млн. руб .

Павел Михайлович долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866–1940), затем Александра (1867–1959), Любовь (1870–1928), Михаил (1871–1912), Мария (1875–1952), Иван (1878–1887). В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Иван, всеобщий любимец, надежда отца. Горю Павла Михайловича не было предела. Старший сын, Михаил, родился больным, слабоумным и никогда не приносил родителям радости.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853) В. Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 годумеценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие» .

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И.Якоби, «Последняя весна» М.П.Клодта, «Бабушкины сны» В.М.Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

К концу жизни Третьяков носил титул коммерции советника, был членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур, а также действительным членом Петербургской Академии художеств (с 1893). Он скончался 4 декабря1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будте здоровы». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Увековечение имени

В Липецке есть улица Третьякова

ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова.

Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями.

К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено "Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры" (1866), которым владела семья Третьяковых.

В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увелечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых "развалах" у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство "художественного музеума". Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. А. Серов.

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 -первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона - портретной галереи знаменитых соотечественников - специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам - Н. В. Невреву, Н. Н. Ге, В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.

Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 - третья, в 1892 - четвертая.

На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Всемирно известная Третьяковская галерея открыта для посещения туристами круглый год. Однако далеко не всем посетителям знакома история ее создания, а также имена людей, благодаря стараниям которых она появилась.

Детство коллекционера

Биография Павла Третьякова началась 27 декабря 1832 года. Будущий собиратель появился на свет в Москве в семье купца. Очень большое влияние на его жизнь имело основательное образование, которое Павел со своим братом получали на дому. Братья с раннего детства помогали своему отцу по работе.

Желание помочь, а также расширить семейное дело, было настолько сильным, что молодые Третьяковы занялись производством бумаги - они стали владельцами бумагопрядильных фабрик с общей численностью рабочих - пять тысяч человек.

Любовь к прекрасному

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью. Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни.

Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы. Сбор коллекции отнимал у него достаточно много времени. Поскольку, помимо своего увлечения искусством, Павел Третьяков вместе с братом занимался предпринимательской деятельностью, а именно управлением льнопрядильной фабрикой в Костроме и продажей бумаги и тканей, на искусство оставалось не так уж много времени. Но Павел Третьяков занимался этим благородным делом не из-за желания личной наживы, успеха, авторитета, славы. Ему претили эти чувства, и он всячески избегал любой мало-мальской огласки по поводу своего коллекционирования. Знаменит случай, когда после хвалебной статьи Стасова, где автор рассыпался в восхвалениях Павлу Михайловичу за его самоотверженный труд, Третьяков чуть не слег по болезни, расстроившись из-за этого. После инцидента Павел Михайлович вынужден был временно покинуть Москву. После этого собиратель отказался присутствовать на торжественной церемонии по поводу передачи Третьяковской галереи в собственность Москвы. Такое отношение к славе только подтверждает, насколько простой и скромный человек был Павел Михайлович Третьяков. Биография коллекционера, конечно же, не может не вызывать восхищения.

Начало коллекции

Сложно сказать, кто именно привил Павлу Третьякову интерес к искусству, однако он довольно рано начал увлекаться живописью. Маленький Павел еще в детстве загорелся благородной идеей собрать свою собственную коллекцию и таким образом открыть для соотечественников возможность стать ближе к искусству, в том числе и к национальному. Его мечте суждено было сбыться. Уже в 1856 году он положил начало своей коллекции. Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

Формирование галереи

Даже приобретая и заказывая картины для своей галереи, Павел Михайлович Третьяков придерживался все такой же умеренности, как и во всем остальном. Даже в наполнении музея сказывался его уравновешенный и рассудительный характер. Покупая картины, Павел Третьяков никогда не стремился пополнить свою коллекцию исключительно дорогими экспонатами. Собиратель держался золотой середины.

Коллекционер не гнушался и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений, которые отражали бы настоящее национальное русское искусство.

Ценность Третьяковки

Основную часть галереи составляли произведения русской живописи. Многие картины были написаны художниками-передвижниками. Однако, помимо картин, Павел Михайлович увлекался скульптурой и иконами. Для того чтобы наполнить свою коллекцию, собиратель зачастую приобретал целые серии произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ. Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.

Помимо картин, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым на выставках или заказанных у лучших на то время отечественных художников, а также скульптур и икон, в коллекцию входили те произведения, которые были собраны и сохранены братом Павла Михайловича Сергеем. Это собрание состояло из работ До средины двадцатого века целых 84 произведения хранились в Третьяковской галерее, а потом были переданы в Эрмитаж и Музей Пушкина.

Значение деятельности

В 1892 г. Павел Третьяков пошел на великодушный шаг и передал свою галерею вместе со всей коллекцией в собственность Москвы. На этот момент коллекция состояла уже более чем из тысячи картин. С этого момента галерея обрела свое официальное название Городской художественной галереи Третьяковых.

Особенно огромное значение для русской культурной истории имеет тот факт, что на момент создания галереи национальная живопись в Российской империи имела разрозненный характер. Проще говоря, она находилась на стадии формирования. В то время искусство отечественных деятелей постоянно подвергалось сравнению, жесткой критике и по сути лишь находилось в начале развития. Именно труд Павла Михайловича Третьякова позволил систематизировать произведения национальной школы живописи и оставить в галере только избранные работы, тем самым задав тон дальнейшему развитию русского изобразительного искусства.

Вклад в искусство

Нужно сказать, что в преклонном возрасте коллекционер не переставал пополнять галерею и даже завещал личные средства на ее содержание и расширение. По разным сведениям, в год Павел Михайлович приобретал для галереи десятки новых произведений, среди которых были рисунки и этюды. Своей активной благотворительной деятельностью Павел Третьяков укрепил мировое значение Третьяковской галереи. Но и на этом художественная деятельность Павла Михайловича не заканчивается. В 1893 году собиратель стал членом

Галерея Павла Михайловича Третьякова и в наши дни пользуется необычайной популярностью среди туристов. Это только подчеркивает важность ее создания.

Культурное наследие

Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.

За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.

Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.

Авторитет Третьякова

Благодаря благородной позиции, великой цели, а также особенному характеру Третьяков имел очень много хороших знакомых и друзей среди художников. Многие деятели по своей собственной инициативе предлагали помощь и поддержку в создании Третьяковской галереи. Павла Михайловича очень любили и уважали в этой среде. Даже среди других собирателей Третьякову отдавали пальму первенства и в том числе разрешали первому выбирать среди написанных полотен творения для своего музея. У всех художников был на слуху Павел Третьяков. Краткая биография коллекционера лишь подчеркивает, что он, помимо своей благородной деятельности, и сам пользовался авторитетом среди художников. Так, Волнухин написал для коллекционера его портрет.

Общественная деятельность

Павел Третьяков дружил со многими художниками и многих из них спонсировал. Среди таких деятелей - Крамской, Перов, Васильев и многие другие творцы. Но и на этом благотворительность коллекционера не заканчивается. Павел Михайлович активно поддерживал специальные учебные заведения для слабослышащих людей, материально поддерживал вдов бедных художников, а также их детей. Он даже принимал участие в организации приюта для них. Такая деятельность подчеркивает, насколько широкой душой обладал Павел Третьяков. Биография собирателя производит неизгладимое впечатление как жизненный путь невероятно великодушного человека.

Достижения коллекционера

Третьяков Павел Михайлович вошел в российскую историю как настоящий герой, который немало сделал для своей Родины и ее процветания. Более того, многие искусствоведы характеризуют его как истинного патриота своей страны. Конечно, с этим трудно не согласиться. Ведь целью Павла Михайловича было собрать как можно большую коллекцию именно российских произведений, приумножить и показать во всей красе российский фонд изобразительного искусства. Более того, Третьяков не имел абсолютно никакого художественного образования, тем не менее безошибочно выбирал лучшие экспонаты для своей галереи. Биография Третьякова Павла Михайловича служит прекрасным примером того, сколько полезного можно сделать для своей страны.

4.12.1898 (17.12). Умер Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи, переданной им в 1892 г. в дар городу Москве

Основатель Третьяковской галереи

Павел Михайлович Третьяков (15.12.1832–4.12.1898) – известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.

Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тысяч человек. Увлеченный с юности искусством и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков начал на свои доходы собирать художественную коллекцию национальной русской живописи, пользуясь советами В.В. Стасова, и др. Годом зарождения его галереи принято считать 1856 г., когда были приобретены картины "Искушение" Н.Г. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В.Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И.П. Трутнева, К.А. Трутовского, Ф.А. Бруни, Л.Ф. Лагорио, и др.

С самого начала Третьяков решил, что собирает галерею не для себя лично. В завещании, составленном уже в 1860 г., после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Его подвижническая деятельность приобретает для России особое значение, если учесть, что в то время русская школа живописи как самобытное явление не имела известности за исключением некоторых имен. Произведения русских художников были рассеяны по частным коллекциям. Древнерусское искусство иконописи вообще не считалось художественным. В общественных вкусах доминировала художественная традиция Запада, возникшая в эпоху "Возрождения". И все это предстояло преодолеть частному предпринимателю Третьякову, собрать вместе, показать міру русскую живопись как явление, открыть имена, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.

Десятилетиями Третьяков материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Ф. Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. Одушевлявшая Третьякова высокая цель и жертвенные личные качества снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами, хотя он предлагал не самые большие суммы. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Прянишниковым и другими.

Большое культурно-историческое значение имело осуществление идеи Третьякова о создании обширной портретной галереи деятелей русской культуры. Портреты и автопортреты выполненялись по его заказу Крамским, Перовым, и другими живописцами, которые сохранили для потомков образы выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников ( , и других).

В 1874 г. Третьяков построил для своего собрания великолепное здание, которое с 1881 г. стало открытым для посещения. В 1892 г. он передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 г. она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и продолжала пополняться в значительной мере на средства П.М. Третьякова, который стал ее пожизненным попечителем и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мірового значения. В 1893 г. он был избран действительным членом Академии художеств.

После революции большевики часть собрания (в основном иностранных художников, из коллекции брата С.М. Третьякова) перевели в Музей изобразительных искусств им. , частично продали за границу. Тем не менее Третьяковскую галерею удалось сохранить как важнейшее достояние русской национальной культуры наряду с в С.-Петербурге.

Душа Москвы

Неисчерпаемо море щедрых даров купечества во имя человека-брата; не перечислить имен достойных, не вспомнить минувших дел,всех,сполна: нельзя охватить Россию. Эта памятка говорит только о Москве...

Не только дело "богоугодное" нашло в московском купечестве силу великого размаха: российское просвещение в науках и искусствах также многим ему обязано.

Всему миру известна московская "Галерея Третьяковская"... – живая история русской живописи... Вложила она немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Собрали, затратив миллионы. И принесли в дар Москве, – дар бесценный. И еще капитал оставили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и – доступ бесплатно всем...

Помню еще собрания Цветкова, С. Щукина. Библиотеку Хлудовых, из редкостей по церковному расколу. Собрания древней русской иконной живописи – К.Т. Солдатенкова, С.П. Рябушинского, Постникова, Хлудова, Карзинкина... Картинную галерею И.А. Морозова, на Пречистенке... – что еще?..

Московские клиники известны... Клиники воздвигались, словно по волшебству, в 80-90 годах минувшего века и все продолжали разрастаться. Жертвователи соревновали, "из-за чести". Большинство клиник – именные: гинекологическая клиника имени Т.С. Морозова, клиника по нервным болезням В.А. Морозовой, клиника по раковым опухолям, "зыковская", – ее же, детская клиника Мазуриных, по внутренним болезням...

Многие больницы созданы тем же купечеством московским: глазная Алексеевская, бесплатная Бахрушинская, Хлудовская, Сокольническая, Морозовская, Солдатенковская, Солодовниковская... – все без платы.

Богадельни: Набилковская, Боевская, Поповых, Казакова, Алексеевская, Морозовская, Варваринская, Ушаковская, Мещанские – Купеческого Общества, Солодовниковская... – на многие десятки тысяч престарелых. Многие детские приюты, убежища для вдов, сиротские дома... – без счета.

Дома дешевых квартир для неимущих, Бахрушина... Ночлежные дома Крестовниковых и Морозова, на 3-4000 бездомных...

Коммерческий Институт, коммерческие училища, Практическая Академия, техническое училище имени Комиссарова, – того самого мещанина Комиссарова, что вышиб из руки Каракозова оружие, направленное на Царя-Освободителя, – Мещанские училища – гиганты, десятки ремесленных училищ и школы рукоделий... – все создано купцами...

Родильные приюты, училище для глухонемых, Рукавишниковский приют для исправления малолетних преступников, с мастерскими и сельскохозяйственной школой в собственном имении, прядильно-ткацкие образцовые школы, школы технического рисования, школы фабричных колористов, литейщиков, художественной ковки, слесарей, монтеров... – на все широко давало купечество. Легко давало. Много дел человеколюбия и просвещения остались безыменными, по Слову: "пусть левая рука твоя не знает, что творит правая"...