Мастер-класс "театр на ложках". Делаем кукольный театр своими руками Игра на ложках в театре

Юлия Вафина

Театр ! Как много значит, он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Искусство кукольного театра по своей природе народное.

Куклы могут всё или почти всё. Они творят чудеса : веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Дети с удовольствием включаются в игру : отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вмести с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям . Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду и дома!Знакомят детей с кукольным театром с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров : хорошо всем знакомый театр картинок (фланелеграф, театр петрушек , в котором заняты перчаточные куклы. С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. Театр на столе – это самый простой и доступный всем возрастам детей театр . Туловище кукол выполнено в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы.

К концу года дети 1-й младшей группы, накопив определённый опыт, пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Это стремление необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдёт пальчиковый театр .

Куклы - варежки родились из обыкновенных вязаных варежек. Фантазия педагогов и детей может превратить самые обыкновенные варежки в животных и людей. Они очень просты в управлении, предназначены для детей самых младших возрастов.

Для детей 2-й младшей группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе . Использовать можно различные виды : театр «дисков» объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами» , театр «кружек» , театр на палочке , «киндер-театр » , театр «мочалки» , театр магнитиков . Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Перчаточные куклы можно использовать в качестве смешных помощников на занятиях в детском саду. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

В средней группе переходим к более сложному театру . Знакомим детей с театральной ширмой и с тростевыми куклами. Эти куклы - больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см) . Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки, которыми двигает кукловод. Но прежде, чем ставить спектакль с этими куклами, надо дать детям возможность поиграть с ними. Театр ложек , являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Мои куклы получились очень даже симпотичными, крепкими и привлекательными.

Материалы :

Набор ложек, картон, ткань любая, шерстянные нитки, фетр или другой материал, ленточки и глазки.

Способ изготовления :

Волосы. Их шерстяных ниток делаем помпоны. Они приклеиваются клеем моментом с внутренней стороны ложки . Цвета ниток могут быть совершенно разные. Для куклы-дед мы использовали в работе готовый помпон и платье от новогодней шапочки.

Одежда. Лучше конечно шить платье - конус из фетра, тогда подшивать не придется. Но можно также использовать и другие ткани, желательно плотные, чтобы держали форму.

Сшиваем конус, делаем надрез в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком.

Глаза. Глазки на ложке можно нарисовать , наклеить готовые бегающие глазки или сделать аппликацией.

В моем случае получилась вот такая яркая королевская семейка.



МАСТЕР КЛАСС «ТЕАТР ЛОЖЕК»

Здравствуйте, а вот и я!

Добро пожаловать, друзья!

Приглашаю я всех вас

На весёлый мастер класс!

И сейчас, без промедленья.

Начинаем представление.

Будьте смелыми, активными,

И, конечно. Позитивными!

В.: Уважаемые колеги, для начала снимем напряжение. Встанем в круг и поиграем.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» или «ПОХВАЛИ СЕБЯ» (глядя в зеркало нужно сказать себе ласковое слово).

В.: Молодцы! Сегодня я к вам пришла не спустыми руками. Я принесла вам подарок. А что это за подарок вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Всех кормлю с охотою

А сама безротая. (Ложка)

В.: Правильно!

На ложках можно поиграть

Громко-громко постучать.

Можно ложки нарядить

В куклы ловко превратить.

Могут ложки танцевать

Сказку детям показать.

В.: Но сначала мы немного поиграем с локами. Есть такая русская народная игра «Где работа – там еда».

ИГРА «ГДЕ РАБОТА – ТАМ ЕДА»

На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку все бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.

В.: Я хочу предложить вам изготовить из ложек кукол для театра – это просто и увлекательно, дети с удовольствием принимают участие в этом занятии и с ещё большим удовольствием разыгрывают сказки самостоятельно в театре.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ ДЛЯ ТЕАТРА

В.: А пока наши ложки превращаются в кукол для театра мы поиграем с нашим жюри. (Раздать расписные ложки комиссии)

«ЛАДУШКИ» (взять ложку за черенки, выпуклой стороной друг к другу)

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку поели на лошадку сели…

«ЛОШАДКА»

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

Ветер шумит ….(шуршат ложками)

Дятел стучит… (стучат ложками, как ладушки)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок, цок-цок-цок.

С горки –ух (на слово ух – удар ложками)

В ямку – бух (на слово бух удар ложками)

В.: Это была небольшая игра-разминка, а теперь предлагаю не скучать, и на ложках поиграть.

ИГРА НА ЛОЖКАХ (произвольно играют под музыку)

ТЕАТР «ТЕРЕМОК» (С музыкальным сопровождением)

В.: Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить … в аплодисменты!


ИЗМАЛКИНА МАРГАРИТА

Театрализованная деятельность дарит ребенку радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

Расширяются знания детей об окружающем мире.

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

Происходит развитие зрительного, слухового, речедвигательного анализаторов.

Активизируются и совершенствуются словарный запас, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность речи, интонационная сторона речи.

Совершенствуются моторика, координация движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.

Происходит коррекция поведения.

Развивается и формируется опыт нравственного поведения.

Стимулируется развитие творческой активности и самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляет радость и вызывает активный интерес.

Цели:

*развитие устойчивого интереса к театрализованной деятельности;

*обогащение и активизация словаря;

*совершенствование диалогической речи, формирование грамматического строя речи;

*способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Основные направления развития театрализованной игры:

Переход от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

Переход от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

Переход от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Задачи и содержание работы

Необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

Важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, а также в повседневном общении. От лица куклы взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.

Самый кратчайший путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственному восприятию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это можно достигнуть через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи при формировании выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир и учится выражать свое отношение к миру добра и зла.

Публикации по теме:

В поисках альтернативы вредному увлечению взрослые часто забывают о таком волшебном искусстве, как кукольный театр. Ведь к представлениям.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам мою "Книгу сказок"! Одно из моих хобби - это игрушки из фетра. На мой взгляд.

Мастер- класс «Стаканчиковый театр» Подготовила и провела Воспитатель МДОУ «Детский сад №4» г. Саратова Хлопушина В. С. Во втором полугодии.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит много задач,одна из них - создать в своей группе театральный уголок - интересный,яркий,с разными.

Детство-уникальный период жизни человека,время формирования личности. Именно в детском возрасте особая роль отводится театральному действу.

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению теневого театра "Колобок". Идея создания теневого театра вдохновила меня старенькая.

Вам приходилось подслушивать играющих детей? Если да, тогда вы знаете, что дети – удивительно артистичные существа. Мамины и папины интонации легко различимы, сценки из быта узнаваемы… Перевоплощение – вторая натура ребенка. Он примеряет на себя разные роли и играет их с блеском. Вдохновите юного актера на творческий эксперимент и подарите ему кукольный театр!

Использовать, как всегда, будем подручные материалы, а маленький артист сам будет участвовать в создании своего театра.

Куклы из… ложек

Ярких и необычных театральных кукол из одноразовых ложек можно сделать за полчаса. Кстати, такие игрушки – это древняя традиция, наши предки разрисовывали и даже наряжали деревянные ложки.

Можно выбрать сказку, специально для которой делать кукольный набор. Например, сказку «Репка».

Вам понадобятся:

Одноразовые ложки (10-20 штук);
горячий пистолет и клей;
ножницы;
маркеры;
пряжа разных цветов;
аксессуары (пуговицы, бусины, мелкие детали).

Сперва нужно продумать детали для каждой куклы.

Для деда, например, можно использовать серую пряжу, сделав из нее волосы, брови и усы, большую бусину – для носа, темную ткань – для одежды. Глаза можно просто нарисовать маркером или приклеить покупные.

Чтобы сделать кукольную шевелюру, намотайте нитки на два пальца, снимите моток и перевяжите его посередине ниткой того же цвета. Разрежьте петли, подровняйте концы. Капните горячий клей с тыльной (в данном случае вогнутой) стороны ложки и приклейте пучок ниток. Также приклеиваем усы и нос.

Дед имеет двойное туловище – к ложке-основе приклеена вторая ложка, маскирующая изнанку. Для этого капните клей на верхнюю часть черенка и соедините детали.

Кусок ткани обмотайте вокруг черенка ложки так, чтобы он сидел свободно (для придания объема туловищу). Привяжите тканевую одежку, замаскируйте это место декоративной лентой.

Чтобы сделать прическу для бабки, надо намотать нитку на ладонь, сделать два пучка, приклеить их с вогнутой стороны ложки по бокам (места крепления помечены черными точками). После того как клей застыл, поднимаем пряди кверху и связываем их в виде пучка. Оборачиваем длинные пряди вокруг пучка и закрепляем ниткой того же цвета. (Поскольку прическа у бабки объемная, вторая ложка (тыльная часть) может оттопыриться и лечь неаккуратно.)

Репку можно сделать из ложки и из половинки коробочки от киндер-сюрприза. Сначала нужно вырезать овальный кусок ткани такого размера, чтобы он с легкостью задекорировал лицевую часть, и еще хватило сделать нахлест на тыльную часть и закрепить. Крепится ткань с тыльной (вогнутой) стороны на горячий клей. После всего голова репки крепится к ложке.

У репки могут быть глаза, рот, нарисованный красным лаком, а на макушке у репки – пучок, украшенный лентой.

Внучке можно сделать более «вольную» прическу, а собачьи уши и язык сделать из остатков резиновой перчатки или кусочков ткани.



Конусные пальчиковые куклы

Эти куклы относительно хрупки – их нельзя сминать, да и прочность не та. Зато куколки-конусы очень забавны и динамичны, ведь сидят волки и медведи прямо на кончиках детских пальчиков.

Вам понадобятся:

Цветная бумага;
клей ПВА;
ножницы.

Можно также выбрать, героев какой сказки сделать. Например, «Теремка»: мышь, лягушку, зайца, лисицу, волка и медведя-бедокура.

Круг диаметром 13 см разрежьте на 4 равные части. Одна из этих четвертушек и будет шаблоном для основания игрушки. В остальном – набор деталей для каждого персонажа свой.





Заготовку нужно свернуть кульком и склеить.

Остальные части – уши, глаза, усы, лапы, хвосты и пр. приклеить уже к готовому туловищу. Усы можно подкрутить с помощью карандаша или с помощью лезвия ножниц.




Непотопляемый театр

Пальчиковые куклы для игр в ванной, которые помогут не только раскрыть творческий потенциал карапуза, но и развить моторику рук, легко изготовить из хозяйственных резиновых перчаток.

Вам понадобятся:

Хозяйственные резиновые перчатки среднего размера (одна пара);
новые воздушные шарики разных цветов (2-3 штуки);
супер-клей;
ножницы;
маркер;
бусины, пуговицы или что-то подобное.

Отрежьте от перчаток пальцы, а чтобы получилось аккуратно, сделайте срез фигурным, оформив его зубцами. Сначала сделайте надрезы в одну сторону, потом пройдитесь ножницами навстречу этим срезам, чтобы получились уголки.

Даже если воспользоваться простым маркером и просто нарисовать куклам лица и мордочки, получится здорово. Маркер в воде не смывается. Если у вас есть 2-3 цвета, куклы будут яркими и выразительными.

Можно сделать «артистов» объемными. Для этого понадобятся воздушные шары и бусины. А перед тем как приклеить детали, не забывает обезжиривать поверхности.




Кстатит, кроме ванной, пальчиковые куколки могут ездить с вами в машине, посещать поликлинику, ходить на пляж.