Маркетинг в инновационной сфере. Стратегические бизнес-модели инновационного развития предприятий

Если бы десять лет назад кто-то сказал вам, что покупатели будут платить по €80 за килограмм кофейных капсул Nespresso от Nestlé и более 10% населения земного шара станут охотно выставлять подробности своей жизни на сайте, ежедневно посещаемом миллионами человек, как в случае с Facebook, вы бы, скорее всего, подумали, у него не все в порядке с головой. А поверили бы вы в возможность бесплатных звонков в любую точку мира или авиаперелетов стоимостью всего несколько евро, фунтов или долларов? Менее двух десятков лет назад кто бы мог представить, что поисковый алгоритм, разработанный стартапом Google в 1998 г., принесет больше прибыли, чем такие международные гиганты, как Daimler или General Electric, со всеми их продуктами, инженерами, международными филиалами и брендами вместе взятыми?

Процесс, давший толчок упомянутым неординарным явлениям, можно найти практически в любой сфере. Речь, конечно же, идет о таком факторе, как создание инновационных бизнес-моделей. Едва ли что-либо еще может так подорвать «бизнес по старинке», как инновационное преобразование бизнес-модели, и ни один другой вопрос не является столь часто темой передовиц в деловой прессе. Но чем именно обусловлена важность создания инновационных бизнес-моделей?

Инновации всегда играли ключевую роль в стимулировании развития и конкурентоспособности в бизнесе. В прошлом для успеха было достаточно выдающихся технологических решений или появления необычного продукта. Как следствие, многие технологические компании с головой погрузились в «улучшательство», выпуская на рынок огромную массу продуктов с самыми передовыми функциональными характеристиками. Но в современных условиях уже нельзя ограничиться инновационным продуктом или процессом, поскольку усиливающееся конкурентное давление, непрерывная глобализация, появление огромного числа конкурентов на Востоке и превращение любых продуктов в товары широкого спроса - и это далеко не полный перечень движущих факторов - подрывают лидирующие позиции. Новые технологии, размытые границы отраслей, меняющиеся рынки, новые конкурентные игроки и изменение правил - все вместе это приводит к устареванию продуктов и процессов. Нравится нам это или нет, но в большинстве отраслей на смену старым приходят новые правила игры.

Эмпирические исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что в инновационной бизнес-модели заложен куда больший потенциал успеха, нежели в инновационном продукте или процессе (рис. 1). Исследование BCG показало, что за пятилетний период те, кто использует новаторскую бизнес-модель, получают на 6% больше прибыли, чем те, кто ограничивается усовершенствованием продуктов или процессов. Аналогично, 14 из 25 наиболее новаторских компаний в мире используют инновационные бизнес-модели. Данные выводы согласуются с исследованием, проведенным IBM в 2012 г. Оно показывает, что лидеры в той или иной сфере обновляют свою бизнес-модель в два раза чаще, чем отстающие компании. Более того, исследование, проведенное в 2013 г. BCG и Школой менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, установило, что инновационная бизнес-модель - это ключ к инновациям, способствующим успешному устойчивому развитию. Более 60% компаний, осуществивших подобные перемены, сообщали об увеличении прибыли.

Разумеется, качественные продукты и процессы сохраняют, как и прежде, большую значимость, но они не определяют будущего успеха или неудачи компании. Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнес-модель и выделиться среди посредственных конкурентов.

Завтрашнее конкурентное преимущество компаний будет основываться не на инновационных продуктах или процессах, а на инновационных бизнес-моделях.

По сути, многие известные истории успеха начинались именно с появления именно инновационной бизнес-модели, а не превосходного продукта.

· Amazon стал крупнейшим книжным интернет-магазином в мире, хотя ему не принадлежит ни один традиционный магазин.

· Apple является крупнейшим розничным продавцом музыки, хотя и не продает компакт-диски.

· За последние десять лет Pixar удостоилась 11 премий Американской киноакадемии, хотя ни в одном фильме этой киностудии не снимались живые актеры.

· Netflix вдохнула новую жизнь в видеопрокат, не владея ни одним физическим магазином.

· Skype - крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире, невзирая на отсутствие сетевой инфраструктуры.

· Starbucks - крупнейшая в мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум-ценам.

Будьте параноиком

Гонка инноваций имела далеко идущие последствия. Сегодня старая мудрость Boston Consulting Group о том, как «доить дойных коров», утратила былую актуальность. Несмотря на достигнутый успех, компании в обязательном порядке должны регулярно испытывать свою бизнес-модель на эффективность. Неболь­шая паранойя не повредит, и, как говаривал Стив Джобс, жизненно важно ставить под сомнение прочность фундамента сегодняшнего успеха, мысленно готовясь к кончине компании, даже если сейчас она на пике популярности. Мы живем в эпоху кратковременных конкурентных преимуществ: сохранить за собой успех можно лишь в том случае, если его первопричины постоянно пересматриваются и анализируются.

Элементы бизнес-модели

Слово «бизнес-модель» чаще всего звучит в залах для заседаний. Этот термин используется для описания текущей деятельности компании или как сигнал к кардинальным переменам, например, «Нам предстоит сменить бизнес-модель, если мы хотим оставаться успешными». Вам придется сильно постараться, чтобы найти руководителя, который бы в тот или иной момент не произносил подобные слова. Однако до сих пор данный термин истолковывается по-разному даже внутри одной компании. Другими словами, люди, обсуждающие бизнес-модель, могут иметь совершенно несхожие представления о предмете дискуссии. Нет нужды говорить, что такие дебаты редко оказываются плодотворными.

В этой книге мы предлагаем простое, но исчерпывающее определение, сформулированное нами для описания бизнес-моделей. Упрощенную систему гораздо рациональнее использовать как рабочий инструмент, а не средство систематизации.

Наша общая модель состоит из четырех элементов (измерений), и мы представляем ее в форме «волшебного треугольника» (рис. 2):

1. Клиент - кто наши целевые клиенты? Важно точно понимать, на какие потребительские сегменты нужно нацеливаться, и какие из них будут или не будут охвачены бизнес-моделью. В основе любой бизнес-модели всегда находится клиент! В этом правиле не бывает исключений!

2. Ценностное предложение - что мы предлагаем клиентам? Это измерение включает в себя определение предложения вашей компании (товаров и услуг) и описание того, как вы удовлетворяете потребности целевых покупателей.

3. Цепочка создания стоимости - как мы создаем свои продукты? Чтобы реализовать ценностное предложение, необходимо выполнить ряд процессов и действий. Указанные процессы и действия в сочетании с соответствующими ресурсами и средствами, а также их распределение по цепочке создания стоимости составляют это измерение бизнес-модели.

4. Механизм извлечения прибыли - почему компания генерирует прибыль? Это измерение, включающее такие аспекты, как структуры затрат и механизмы генерирования выручки, раскрывает, что именно делает бизнес-модель финансово жизнеспособной. Оно дает ответ на главный вопрос, который следует задать любой компании: каким образом мы создаем стоимость для акционеров и заинтересованных лиц? Или говоря проще: почему бизнес-модель эффективна с коммерческой точки зрения?

Цель данной схемы - помочь составить максимально четкое представление о потребительских сегментах, ценностном предложении, цепочке создания стоимости и механизме извлечения прибыли, формирующих бизнес-модель, и в то же время заложить основу для будущих инноваций. Эту комбинацию мы называем «волшебным треугольником», потому что корректировка в одном углу (например, оптимизация генерирования прибыли в нижнем левом углу) неизбежно влечет за собой изменения в двух других углах.

Кто-что-как-почему

Коротко говоря, бизнес-модель определяет, кто ваши клиенты, что вы продаете, как формируете предложение, и почему ваш бизнес приносит прибыль. Кто-что-как-почему описывает бизнес-модель, в которой первые два компонента (кто и что) относятся к внешним аспектам, а вторые два (как и почему) - к внутренним измерениям.

Инновационное преобразование бизнес-модели требует изменения по меньшей мере двух из четырех измерений. Обновление одного лишь ценностного предложения, к примеру, приведет только к появлению инновационного продукта. Представленные три примера наглядно демонстрируют, каким образом компании осуществили инновационные преобразования двух или более элементов своей бизнес-модели, перестроив при этом доминирующую отраслевую логику либо свою прошлую бизнес-модель:

· Dell: этот производитель компьютеров сосредоточился на прямых продажах с 1984 г. В противоположность таким конкурентам, как Hewlett-Packard или Acer, компания работает без посредников (как). Таким образом, Dell имеет возможность предлагать индивидуальные продукты по более низким ценам (что). Получая заказы непосредственно от покупателей, Dell собирает ценную информацию о фактическом спросе, которая помогает более эффективно управлять складскими запасами и формировать сеть партнеров (как). Компания также генерирует дополнительную прибыль с помощью бизнес-модели «Дополнительные возможности» (шаблон модели «Дополнительные возможности» описан во второй части книги), согласно которой клиенты могут выбирать дополнительные компоненты к основному продукту и таким образом осуществить конфигурирование собственного персонального компьютера (почему). Таким образом, Dell модифицировала все углы «треугольника» и вывела новую логику создания и получения стоимости.

· Rolls-Royce: британская компания - производитель авиадвигателей внедрила инновационную бизнес-модель «Оплата за летный час», или Power by the hour (соответствующий шаблон - шаблон бизнес-модели «Контракты, основанные на показателях» - описан во второй части книги), при которой авиакомпании приобретали летные часы, а не выкупали непосредственно двигатель (что, почему). Существовавшая до того времени традиция предполагала единовременные платежи в соответствии со схемой ценообразования на основе затрат. Rolls-Royce, напротив, оставляет за собой право владения двигателями и несет ответственность за их обслуживание и ремонт (как). Таким образом, компания генерирует постоянный поток доходов, сократив издержки за счет повышения эффективности техобслуживания. Учитывая главную цель компании - производство неприхотливых в обслуживании двигателей, - бизнес-модель «Контракты, основанные на показателях» изменила и ментальность сотрудников.

· Zopa: основанная в 2005 г., эта компания-новатор, которая работает в сфере финансовых услуг, является первой в мире платформой социального кредитования (бизнес-модель «Ты - мне, я - тебе» описана во второй части книги). Она позволяет частным лицам ссужать друг другу деньги (что). Компания сводит кредиторов, готовых предоставить ссуду, и потенциальных заемщиков, которые заранее оговаривают желаемый размер кредита и приемлемые сроки (как). Благодаря подобной системе кредиты предоставляются без участия банков - несомненное преимущество для кредиторов и заемщиков, поскольку обе стороны получают более приемлемые процентные ставки. Выручка Zopa складывается из сборов, взимаемых только с заемщиков, но не с кредиторов (почему). Помимо создания новых ценностных предложений (например, физические лица выполняют функции банков, предлагая более привлекательные процентные ставки), Zopa удалось изменить механизмы извлечения прибыли и структуры цепочки создания стоимости в сравнении с традиционным банковским и финансовым сектором.

На примере этих компаний в дальнейшем мы убедимся в том, что инновационное преобразование бизнес-модели всегда сопровождается изменением по крайней мере двух из четырех измерений.

Как правило, инновационное преобразование бизнес-модели отличается от модификации продукта или процесса в том, что первое затрагивает по меньшей мере два из четырех измерений кто-что-как-почему.

Цель любой бизнес-модели - «создавать и получать стоимость». Но что интересно: тогда как большинству из тех, кто использует инновационные бизнес-модели, удается создавать стоимость для своих клиентов, многие не в состоянии получить ее для себя. Возьмите, к примеру, веб-сайт YouTube, предоставляющий пользователям возможность бесплатно просматривать и загружать видеоролики. Он спонсируется рекламой. С момента запуска своей инновационной модели YouTube создает значительную стоимость: каждый день сайт посещают примерно два миллиарда человек, а ежеминутно на него загружается свыше 48 часов видеоматериала. Но несмотря на исключительную популярность, YouTube спустя семь лет после своего основания все еще работает в убыток! До сих пор отсутствует жизнеспособная бизнес-модель, которая бы приносила стоимость самому YouTube.

Социальная сеть Facebook также реализовала весьма успешную бинес-модель. Несмотря на стабильный рост, во время первичного публичного размещения акций в 2012 г. курс акций быстро пошел вниз. Частично столь стремительное падение объясняется тем, что Facebook была не в состоянии получать прежнюю стоимость: возросшая благодаря смартфонам мобильность пользователей лишила рекламный бизнес былой привлекательности, поскольку отображаемая на экранах мобильных телефонов реклама менее эффективна, чем на больших экранах стационарных компьютеров. Приобретение в 2014 г. WhatsApp за $19 млрд должно было повысить получение стоимости от текущих операций и тем самым гарантировать возврат в компанию достаточно большой доли стоимости, которую она создает для клиентов.

Успешная инновационная бизнес-модель создает стоимоссть для клиентов и обеспечивает получение стоимости компанией. Многие бизнес-модели не позволяют получать достаточную стоимость.


Похожая информация.


Общий вид новой бизнес-модели

Маркетинг в инновационной сфере призван осветить проблемы развития рынка инноваций и продвижения на этот рынок инновационных продуктов, используя средства и приемы маркетинга как науки и комплекс маркетинга в целом.

Традиционный и новаторский подход к бизнесу

Решение задач построения эффективных моделей получения прибыли в бизнесе и правильных моделей самого бизнеса возможно лишь при формировании базы знаний по всем видам деятельности.

Сравним традиционный и новаторский подходы к построению бизнеса.

Традиционный подход заключался в следующем:

  • - получение рыночной доли;
  • - достижение прибыльности как результат высокой рыночной доли.

Новаторский подход другой:

  • - определение того, что важно для потребителя, т.е. у кого можно получить прибыль;
  • - выявление, где можно получить прибыль, где высокая зона прибыли;
  • - определение того, как можно получить рыночную долю на выявленном направлении;
  • - поиск способов организации, обеспечения и защиты высокой зоны прибыли.

Схема модели инновационного бизнеса по Сливотски-Моррисону

Идею самой модели бизнеса и ряда компонентов бизнес-модели дала изданная в 2004 г. работа А. Сливотски и Д. Моррисона "Маркетинг со скоростью мысли (инновационные модели бизнеса)". В модели Сливотски-Моррисона, отражающей основные черты опыта новаторского бизнеса, были выделены следующие базовые компоненты (рис. 69):

  • 1) выбор потребителей;
  • 2) получение вознаграждения - получение прибыли;
  • 3) дифференциация продукции/стратегический контроль - стратегическая защита зоны прибыли за счет стратегических контрольных точек;
  • 4) выбор масштабов деятельности.

Рис. 69.

Несколько лет спустя А. Сливотски уточнил порядок элементов бизнес-модели. Она представлена на рис. 70.

  • 1. Выбор потребителей. Каких потребителей я буду обслуживать и кто из них будет в наибольшей степени влиять на стоимость компании?
  • 2. Продукция и деятельность. Какие продукты или услуги я хочу продавать? Какие вспомогательные действия необходимо осуществить силами компании, какие - отдавать на субподряд или аутсорсинг?

Рис. 70.

  • 3. Дифференциация и конкуренция. Каково мое основное отличие, мое уникальное предложение ценности? Почему потребитель будет покупать именно мой продукт? Как мне его позиционировать? Кто мои основные конкуренты? Насколько убедительна моя уникальность по сравнению с другими?
  • 4. Вознаграждение удержание созданной ценности. Как потребитель платит за ту пользу, которую я ему приношу? Какую компенсацию получают акционеры от той ценности, которую я создаю для потребителя?

Развернутая бизнес-модель

В развернутой технологии создания новой модели бизнеса предусматривается решение следующих восьми задач: новое мышление и бизнес-идеи - вознаграждение (получение прибыли) - дифференциация продукции - потоки ресурсов и результатов - коммуникация - защита-деятельность: виды, масштабы, исполнители - знания по компонентам модели (рис. 71).

1. Новое мышление и бизнес-идеи: предпринимательская задача - поиск и разработка бизнес-идеи. Все начинается с анализа зон прибыли. Анализируются тенденции в смещении зоны прибыли. Формулируются новые стратегии по поиску и переходу к новой зоне прибыли. Формулируется новая бизнес-идея.

Рис. 71.

  • 2. Вознаграждение- получение прибыли: маркетинговая задача - создание модели получения прибыли. Механизм получения прибыли будет изложен детально, а сейчас приведем лишь некоторые шаги по его созданию. Исследуется рынок и структура потребителей. Устанавливаются приоритеты потребителей. Создается новое видение продукта, определяется цепочка ценности и зоны прибыли. Выбирается метод получения прибыли. В результате мы имеем новую модель получения прибыли.
  • 3. Дифференциация продукции: конструкторско-маркетинговая задача - проведение дифференцирования, позиционирования и брендинга. Признаками дифференциации могут быть функциональные свойства и назначение, стоимость изделия, дополнительные устройства, услуги, сопровождающие изделие, инновационность. Рассматриваются основные конкуренты и их продукция. Уточняется уникальность собственного предложения. Затем решаются вопросы позиционирования и создания бренда изделия, имиджа производителя и продавца.
  • 4. Логистика потоков ресурсов и результатов: логистическая задача - организация эффективного потока продукции и услуг, потока вещественно-материальных и информационно-интеллектуальных элементов. Определяются: размещение потребителей, потоки и каналы распределения продукта. Организуется дистрибьюция продукта. Устанавливаются требования к потокам сырья, комплектующих и продукции, информации. Создаются логистические центры при крупных научно-производственных комплексах и торговых сетях для разработки и координации функционирования логистических систем.
  • 5. Логистика каналов и коммуникации: вторая (после организации потоков) логистическая задача, решение которой состоит в организации каналов.
  • 6. Стратегическая защита бизнеса: задача стратегического управления - создание стратегических контрольных точек защиты зоны прибыли. Компания, создавшая модель прибыли, должна защитить ее от конкурентов. Если компания проектирует мощную модель бизнеса для обеспечения роста прибыли, одновременно с этим она должна выявлять стратегические точки защиты, которые должны быть контрольными точками. Они должны быть важными для отрасли.
  • 7. Виды и масштабы деятельности, исполнители: задача инновационного развития бизнес-процесса компании - установление видов и масштаба деятельности. Выбор исполнителей бизнес-операций. Чтобы модель бизнеса работала эффективно, надо прежде установить современный принцип - каждая бизнес-операция и бизнес-функция принятого бизнес-процесса выполнялась самым лучшим исполнителем в отрасли, а точнее - в мире.

Понятие бизнес-модели в сфере БИ считается одним из базовых. Во многом именно возможность создания и работы с бизнес-моделями позволяет экспертам в данной области так эффективно управлять предприятием или создавать прикладные ИТ-решения, с помощью которых уменьшаются издержки компании и оптимизируются разного рода бизнес-процессы.

Тема инноваций в области бизнес-моделей в последние годы получает все большее распространение как среди исследователей, так и среди практиков. Вклад инноваций в бизнес-моделях в успех бизнеса огромен, достаточно только вспомнить об Apple, Google, Amazon, eBay. Согласно различным данным, именно смена бизнес-модели позволяет достичь гораздо более впечатляющих результатов, нежели изменения в сферах продуктов и услуг. Не случайно одним из основных центров исследования инноваций в бизнес-моделях стал швейцарский университет Сенкт-Галлена с группой под руководством профессора Оливера Гассманна (в рамках деятельности Института технологических инноваций). Именно технологическая направленность позволяет взглянуть на традиционные концепции менеджмента с новой стороны и обозначить потенциальные бизнес-возможности.

Однако прежде чем переходить к более детальным аспектам, следует дать определение понятию бизнес-модели. Чаще всего под ним понимается способ получения прибыли от основной деятельности проекта или предприятия. Модель бизнеса компании как таковая теснее всего связана с экономическими составляющими: доходами, издержками, расходами, прибылью. Фактически, бизнес-модель демонстрирует эффективность экономической составляющей стратегии компании в обеспечении жизнеспособности всего предприятия. При этом бизнес-модель меняется и эволюционирует на протяжении всего периода деятельности компании. Но пока она не продемонстрировала положительные экономические результаты, не обеспечила стабильность работы предприятия, о жизнеспособности и перспективности бизнес-модели конкретной организации говорить не приходится.

Рассматривая бизнес-модели, можно выделить два основных подхода, которые достаточно существенно различаются в трактовке понятия «бизнес-модель». Первый из них - ориентация на ценность, на потребителя: «Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость - экономическую, социальную и другие формы стоимости». Второй подход - ориентация на внутренние процессы компании: «Бизнес-модель - совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структура, продукция, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии».

Специалисты университета Сенкт-Галлена также предложили собственное видение бизнес-модели, которая в их трактовке содержит четыре основных измерения, каждому из которых соответствует определенный вопрос:

  • 1) потребитель - «Кто является целевой аудиторией компании?». Нс существует исключений, когда знание потребителя и понимание его потребностей не являлось бы критически важным для успеха кокнурент- ного бизнеса;
  • 2) ценностное предложение - « Что мы предлагаем потребителям ?». Второе измерение бизнес-модели определяет и описывает, каким образом компания удовлетворяет потребности клиента;
  • 3) цепочка создания ценности - «Как мы производим паше ценностное предложение ?». Измерение описывает способы производства конечного продукта или услуги;
  • 4) получение прибыли - «Почему бизнес-модель приносит прибыль?». Четвертое измерение предполагает, что менеджеры могут объяснить, как и почему их бизнес-модель приносит выгоду. Во внимание принимаются сильные стороны, наличие уникального продукта и т.п.

В наиболее общих чертах данное описание бизнес-модели помогает понять, кем являются клиенты компании, что компания продает, как она это производит и почему бизнес является (или будет являться) прибыльным. При этом два измерения (вопросы «Что?» и «Как?») рассматриваются в качестве внутренних, а два другие (вопросы «Кто?» и «Почему?») - в качестве внешних (рис. 4.1).

Инновации бизнес-модели - это описание, логическое обоснование и реализация того, как компания может создать, доставить и получить добавленную стоимость, в отличие от того, чтобы описывать, как компания создаст товар или услугу. В наиболее общем виде можно выделить три типа инновационных бизнес-моделей: интеграцию, дирижирование и лицензирование.

Модель интеграции предполагает, что компания стремится взять под полный контроль все факторы, связанные с производством, транспортировкой и продажей своей продукции или предоставлением услуг. Такая модель требует высокой точности еще на стадии моделирования и больших финансовых затрат, но в перспективе позволяет сократить издержки и обойти конкурентов за счет низкой стоимости. Модель дирижирования, напротив, фокусируется на передаче функций другим компаниям, близком взаимодействии с партнерами и потребителями. Такая модель требует меньше инвестиций и также позволяет сэкономить средства, но является гораздо более рискованной. Наконец, существует модель лицензирования, которая основана на коммерциализации какой-либо идеи или бренда.

Интеграция бизнес-моделей и производственной модели - практическое направление деятельности в БИ, которое направлено на осуществление всесторонней интеграции всех элементов бизнес-модели компании и ее производственной модели. Бизнес-модель как таковая - краткое описание того, что и как создает компания и как она поставляет это потребителям. В свою очередь, производственная модель фокусируется на абстрактном представлении, описании и определении структуры, процессов, информации и ресурсов компании. При интеграции двух данных моделей можно получить исчерпывающее представление о компании и, соответственно, выявить возможности для ее развития.

Рис. 4.1.

Галлена 1

Полное описание производства уже не отвечает современным представлениям бизнеса, поскольку такая модель будет не слишком гибкой. Важно, что любой продукт компании также описывается и в бизнес- модели, поскольку вслед за этапом производства начинается его «продвижение» по каналам сбыта. Тем не менее нередко компаниям приходится прибегать к реорганизации собственной производственной модели. За счет этого удается добиться соответствия производственной и бизнес-моделей, а также создания единой модели предприятия.

Нередко компании приходится прибегать к методам интеграции бизнес- и производственной модели в связи с новыми условиями. Современным компаниям требуется прилагать серьезные усилия для поддержания высокого уровня лояльности своих клиентов, что в ряде случаев требует

значительных изменений даже в производственном процессе. Точно так же мощным фактором, влияющим на потребность в подобных изменениях, становится сокращение ЖЦ конечных продуктов, которое сегодня наблюдается во многих рыночных сегментах. Наконец, в настоящее время к производству предъявляются высокие требования касательно гибкости и управляемости цепочек добавленной стоимости. Еще один тренд, который имеет большое влияние в этом направлении, - это переход на КЖЦ.

Взаимодействие между инновациями бизнес-модели и сервисными инновациями. Инновации бизнес-модели - это инновации, касающиеся внутренних процессов компании, за счет которых предприятие получает добавленную стоимость. Сюда относятся улучшение производственных процессов, сокращение цикла производства продукта и т.п. Сервисные инновации - это те инновации, которые связаны с коммуникацией с конечными потребителями компании. Соответственно, данное направление БИ нацелено на поиск оптимальных вариантов для одновременного внедрения как инноваций в бизнес-модель, так и сервисных инноваций.

Точно так же следует понимать, что изменение бизнес-модели может затронуть и деятельность сервисов, которые предоставляет компания конечным потребителям. В ряде случаев изменение бизнес-модели позволяет создать сервисную инновацию за счет как ускорения предоставления сервисных услуг, так и возможности предоставления новых услуг, что обеспечивается применением новых ИТ или реинжинирингом бизнес-процессов.

Способы защиты от мошенничества с пластиковыми картами

Виды мошенничества с пластиковыми картами:

1. Операции с поддельными картами.

2. Операции с украденными/утерянными картами.

3. Многократная оплата услуг и товаров на суммы, не превышающие лимит.

4. Мошенничество с почтовыми/телефонными заказами.

5. Многократное снятие со счета.

6. Мошенничество с использованием подложных слипов.

7. Другие виды мошенничества.

Основные способы защиты от мошенничества с пластиковыми картами:

1. Карты должны оставаться в распоряжении владельца, и не использованы членами семьи, друзьями или коллегами по работе.

2. PIN код надо запомнить, никогда не записывать и не показывать кому-либо. Нельзя использовать одни и те же цифры для нескольких карт и не стоит при самокодировке использовать такие данные, как дата рождения и т.д.

3. Обо всех случаях потери или кражи карты надо немедленно сообщать банку-эмитенту.

4. Нельзя упускать из виду карту при проведении по ней платежа в магазине, либо интересоваться почему она не была возвращена в разумные сроки.

5. Слипы необходимо хранить.

6. Надо внимательно проверять постоянные выписки с карточного счета для выявления неавторизированных операций либо, наоборот, отсутствия данных о каком–либо платеже.

7. Необходимо записывать все заказы, сделанные по телефону или по почте, и хранить регистрационные данные

8. Обо всех подозрительных случаях при использовании карты, следует тут же сообщать банку-эмитенту.

1 Бизнес-модель: определение

2 Создание инновационной бизнес-модели

3 Когда нужна новая бизнес-модель

1 Бизнес-модель: определение

В 2003 году Apple выпустила iPod с программой iTunes, позволяющей покупать музыку в интернете. Этот инновационный персональный плеер привел к появлению нового кА и преобразил компанию. За каких-нибудь три года iPod/iTunes принес Apple без малого $10 млрд, что составило почти половину ее доходов. Рыночная цена Apple подскочила с примерно $1 млрд в 2003 году до $150 млрд в конце 2007-го.

Эту историю помнят все; но не все знают, что у айпода были предшественники. В 1998 году Diamond Multimedia создала цифровой плеер Rio, а в 2000-м Best Data – Cabo 64. Оба плееры были качественными, миниатюрными и стильными. Так почему же успех выпал на долю именно iPod, а не других?

В Apple поступили умно: не просто взяли хорошую технологию и упаковали ее в стильную оболочку, а взяли хорошую технологию и «упаковали» ее в отличную бизнес-модель. Подлинная инновация Apple состояла в том, что процесс скачивания цифровой музыки там сделали простым и удобным. Принципиально новая бизнес модель iPod - зеркальное отражение бизнес-модели дешевых бритвенных станков с довольно дорогими картриджами Gillette. Apple пожертвовала «картриджами» (низкоприбыльной музыкой из iTunes), чтобы люди охотнее покупали «бритвенный станок (высокоприбыльный iPod). Эта модель по-новому структурировала ценность продукта, а пользователи получили замечательную вещь. Раньше об этом никто не додумался.


С появление инновационных бизнес-моделей перекраиваются целые отрасли и перераспределяются миллиарды долларов. Розничным дискаунтерам, таким как Wal-Mart и Target, которые вышли на рынок с новаторскими бизнес-моделями, сейчас принадлежит 75% совокупного объема их сектора, а дешевые американские авиалинии, которых «больше компании поначалу и не замечали, постепенно отхватили у них огромную долю рынка авиаперевозок – 55% его стоимости. Из 27 компаний, основанных за посление 25 лет и за последние десять вошедших в список Fortune 500, 11 добились успеха благодаря инновационным бизнес-моделям.

В 2005 году группа Economist Intelligent Unit сообщила, что согласно ее исследованию, по мнению 50% руководителей, для процветания компаний инновационные бизнес-модели важнее, чем инновационные продукты или услуги. Те же результаты дал проведенный IBM в 2008 году опрос глав корпораций. Почти все респонденты заявили, что их бизнес-модели необходимо корректировать с учетом новых условий; больше двух третей высказались за серьезные реформы. И сейчас, в тяжелые для экономики времена, компании уже примеряются к бизнес-моделям, которые помогли бы им обрести устойчивость при нынешней изменчивой конъюнктуре.

Исследования авторов выявили две проблемы. Первая – отсутствие четкого определения понятия «бизнес-модель». Вторая заключается в том, что компании смутно представляют себе свою нынешнюю бизнес-модель: предпосылки ее создания, взаимосвязи компонентов, сильные и слабые стороны. Поэтому они не знают, когда из сложившегося бизнеса можно еще много выжать, а когда нужна новая бизнес-модель.

Во-первых , надо понять, что успех начинается не с размышлений о бизнес-моделях. Он начинается с размышлений о том, как удовлетворить потребность реальных людей, которым нужно, чтобы новый продукт хорошо делал некую «работу». Во-вторых , следует понять, как удовлетворить эту потребность с выгодой для компании, и составить соответствующий план. В модели авторов такой план состоит из четырех элементов. В-третьих , надо сравнить новую модель с прежней и подумать, что изменить для достижения цели. Тогда вы увидите, годятся ли вам прежние модель и структура компании или нужно создать подразделение, которое работало бы по новой модели. Любая сильная компания удовлетворяет нужды реальных потребителей потому, что у нее уже есть надежная бизнес-модель, независимо от того, понимают там ее особенности или нет.

С точки зрения авторов, бизнес-модель состоит из четырех взаимозависимых элементов – благодаря им вместе взятым компании создают новые продукты или услуги с неповторимыми потребительскими качествами. Самый важный из элементов, безусловно, первый.

Д.С. Тюмина Концепция инновационной бизнес-модели

Концепция инновационной бизнес-модели

Д.С. Тюмина,

аспирант кафедры Экономики и управления предприятиями, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия инновационной бизнес-модели. Раскрывается проблематика ее изучения на современном этапе. Даны определения таким понятиям как инновационность, инновация продукта и инновация процесса производства, а также установлена взаимосвязь данных понятий с концепцией бизнес-модели.

Abstract. The article deals with the concept of business model innovation The author elaborates on the problems of its study at the current stage. Provides definitions of such terms as innovativeness, product innovation and production process innovation, as well establishes the cohesion of these terms with the concept of business model.

Ключевые слова: инновационная бизнес-модель, инновация продукта, инновация процесса производства, инновационность.

Keywords: business model innovation, product innovation, innovation of the production process, innova-tiveness.

В последнее время предприниматели все больше обращаются к потенциалу выработки и адаптации эффективных инновационных бизнес-моделей (ИБМ), способных вдохнуть новую жизнь в их бизнес. Одновременно экономисты стремятся утолить возросший спрос знаний в этой новой области и формализовать теоретическую основу ее исследования, которая не вполне укладывается в рамки традиционного менеджмента, поскольку обобщающий характер последнего не способствует раскрытию роли ИБМ в деятельности современной фирмы.

Повышенный интерес к данной концепции проявился относительно недавно и был обусловлен возможностями, открывшимися благодаря интернет-проектам периода «пузыря дот-комов» второй половины 1990-х гг. Поэтому областью первых исследований стала сфера высоких технологий, через призму которой рассматриваются стратегические преимущества моделей и возможности их трансформации в платформы создания инноваций. Одновременно появились различные вариации данного понятия: новые, электронные или интернет бизнес-модели, подкрепляемые их признанием в качестве новых инструментов управления нематериальными активами. В целом, новизна данной научной темы, ее невысокая степень проработанности в зарубежной и особенно отечественной литературе ставит задачу первоначальной фильтрации и систематизации подходов по данной проблематике с целью постепенного формирования теоретической основы научного исследования категории ИБМ. Данная работа ставит целью вычленение характерных особенностей модели, отличающей ее от традиционного аналога.

Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в изучении этой темы, отсутствует общепринятая версия, лаконично и полностью описывающая ИБМ. Разброс в подходах к содержанию этого понятия объясняется задачами каждого научного исследования в отдельности. Так, некоторые работы акцентируются на создании фирмой потребительской ценности и получения прибыли, другие - на источниках и процессах ее происхождения. Экономисты также рассматривают ИБМ как отдельный вид инновации процесса производства, связанной с внутренней организацией потоков информации .

Проведенные исследования постепенно расширяют представление об элементах, составляющих данную концепцию. В ряде из них акцентируется роль фактора инновационности, определяющего совокупную эффективность работы предприятия. Еще в 1934 г. австро-венгерский экономист Й.Шумпетер провел линию между понятиями новизны (постепенного изменения) и инновации (непрерывного развития) применительно к предпринимательской деятельности . Инновация заняла центральное место в данном им определении предпринимательства и описания процесса создания предпринимателями новых рынков при одновременном разрушении существующих рыночных структур (так называемое созидающее разрушение1). Фокус был смещен с определения роли новизны продукта для фирмы на рассмотрение того, как

1 Понятие «созидающее разрушение» объясняет многие движущие силы индустриальных изменений. Й.Шумпетер называл инновационные нововведения предпринимателей силой, которая могла бы обеспечить долгосрочный экономический рост компании, разрушая старые ценности монополистических компаний.

Экономика и предпринимательство, № 10, 2014 г.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

инновация влияет на рынок и конкретную отрасль в целом.

Инновационная бизнес-модель зачастую противопоставляется инновации продукта или услуги, которые были значительно усовершенствованны или не имеют аналогов в рамках конкретной фирмы, отрасли или рынка. Вместе с тем, новизна, создающая ценность, - основа концепции ИБМ, которая может включать в себя инновацию процесса, новую модель повышения дохода и другие виды нововведений. Она является новым комплексным пониманием того как фирма создает ценность для своих клиентов, состоящую из комбинации новых и старых продуктов, услуг, рыночных ниш, процессов и других типов изменений. В целом, наиболее всеобъемлющим представляется следующее определение рассматриваемого понятия: инновационная бизнес-модель - это совокупность бизнес процессов и ресурсов, которые создают потребительскую ценность товара и формируют уникальные конкурентные преимущества фирмы.

Исследователи отмечают, что растущие издержки развития продукта и сокращающиеся жизненные циклы товара подталкивают многие компании к адаптации инновационных моделей бизнеса в качестве альтернативы постоянному усовершенствованию самого продукта . Примеры Amazon, eBay, Nestle, IKEA и Starbucks демонстрируют, что подобное нововведение несет в себе значительный коммерческий потенциал и возможность занять лидирующую позицию в своем сегменте. Более того, уникальные модели способны нарушить сложившиеся производственные цепочки и стать предпосылкой создания нового рынка.

Компании, адаптирующие инновационные бизнес модели, получают следующие преимущества:

Потенциально не затратный способ создания новой ценности для потребителей;

Уникальную инновационную модель, зачастую не поддающуюся копированию;

Эффективный инструмент конкурентной борьбы.

За это время данное понятие эволюционировало и приобрело более широкий и актуальный смысл, включающий не только внутренние процессы, но и внешние связи. Некоторые исследователи проводят аналогию между бизнес-моделями и бизнес сетями . Последние представляют собой коммерческие он-лайн проекты с определенной системой поставщиков, распространителей и клиентов, которые используют сеть Интернет для деловых коммуникаций. Другой подход, предполагающий тесную взаимосвязь с сетями, описывает бизнес-модель как систему звеньев, ресурсов, как структуру, разработанную для создания ценности через реализацию коммерческих возможностей. Эта концепция отображает варианты отношений между

компаниями, поставщиками, партнерами и клиентами, объединенными в единое целое.

Обзор научных подходов к описанию бизнес-модели дает возможность предложить следующие составляющие ее структуры: потребительскую ценность продукта, финансовую модель предприятия, ключевые ресурсы и процессы, а также стратегию компании. Центральное место среди них занимает потребительская ценность продукта, которая определяется компанией при анализе потребностей потенциальных клиентов и принятии решения относительно того, каким образом удовлетворить эту потребность с выгодой для себя. Представляется, что не менее важную роль также играют и элементы внутренней среды компании - активы, используемые для создания ценности, - «ключевые процессы и ресурсы» . В свою очередь стратегия подразумевает составление долгосрочного плана развития компании, увязанного с общими ценностями и миссией компании.

Таким образом, бизнес-модель представляет собой концептуальный инструмент организации сложного объекта бизнес систем , который отражает образ коммерческого поведения компании и превращение в прибыль создаваемой ею ценности.

Инновации и совершенствование бизнес-модели в наукоемких отраслях могут значительно отличаться от традиционных сфер производства, где частота технологических улучшений, акцент на изучении и разработке новых продуктов, широкая поддержка изменений со стороны покупателей и необходимость защиты интеллектуальной собственности совершенно иные. Исследования показывают, что особенности сферы производства определяют подход к инновацион-ности . Под ней подразумевается «степень новизны инновации». Важно отметить, что данное определение не имеет определенных рамок, и что существуют разные уровни иннновацион-ности. Она не является свойством какой-либо уникальной технологии или прорывных методов производства. Она проистекает из структуры самой бизнес-модели, взаимосвязи элементов ее составляющих и того, как система взаимодействует с внешней средой.

Инновация бизнес модели может быть спутана с инновацией продукта. Первая относится к фирмам, адаптирующим свою существующую модель в ходе циклического процесса создания постепенных улучшений. Обновление бизнес-модели на уровне фирмы может создать модель, иную для нее самой, но которая не обязательно будет уникальна для данной отрасли.

Инновация процесса производства, имеющая отличия как от инновации продукта, так и от повышения инновационности самой модели, включает в себя оборудование, рабочий персонал, сырье и сам процесс работы, которые используются для создания продукта или услуги с целью превращения затрат в реализуемую

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 10

Д.С. Тюмина Концепция инновационной бизнес-модели

продукцию. Иными словами, инновация процесса - это средство повышения эффективности производства. Сродни инновации продукта это может рассматриваться как циклический процесс с постоянными, постепенными улучшениями.

БОЕВ С.Г., ПЕТРЕНКО Н.Н. - 2014 г.

  • Место кластеров в региональной инновационной системе

    ЗАРКОВИЧ А.В., СТРЯБКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - 2013 г.

  • ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ

    БАРЫШЕВ М.А., БЕРЕЗНЕВ С.В., КУМАНЕЕВА М.К. - 2014 г.