Марк шагал стиль. Самые известные картины Шагала: фото с названиями. Марк Шагал: картины и многогранное творческое наследие

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

Марк Шагал. Синяя корова. 1967

Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Монументальное искусство Марка Шагала

В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся - выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Какую смерть нагадала художнику цыганка и в каком «воровском» рейтинге лидирует Шагал

Цветы в день 30-летия со дня смерти принесли витебские поклонники творчества Шагала (2015 год). Фото Анастасия Вереск

28 марта 1985 года умер Марк Шагал - витражист, декоратор, скульптор, график, один из самых ярких представителей художественного авангарда XX века, автор более десяти тысяч произведений изобразительного искусства. Художник прожил долгую жизнь, полную не только волнующих теплых , но и стал свидетелем чудовищных событий мирового значения - жестоких революций и двух мировых войн.

В 31 годовщину мы собрали для вас несколько интересных фактов о его жизни.

Автопортрет с семью пальцами. источник avangardism.ru

Факт №1

Старший из 10 детей приказчика Хацкеля Шагала, Мойше Шагал, родился 7 июля 1887 года на окраине Витебска. Когда он появился на свет, в городе бушевал огромный пожар, и кровать, в которой лежали мать с младенцем, все время переносили с места на место, чтобы спасти их. Поэтому в течение всей жизни художник испытывал и изображал пощадивший его огонь в виде петуха.

Факт №2

Получил традиционное еврейское образование на дому: изучал древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Когда он бывал не в духе, то рисовал библейские сцены или цветы. При этом последние продавались значительно лучше, что очень разочаровывало Шагала.

Желтое распятие. Фото avangardism.ru

Факт №3

Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Факт №4

Единственный живописец, который вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди Спрос на его работы на мировой преступной арене уступает в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро - пропавшими числятся более полутысячи картин Шагала.

Фрагмент работы Марка Шагала «Пейзане», украденной 6 лет назад, и обнаруженной в Лос-Анджелесе. Фото dailymail.co.uk

Факт №5

Ряд европейских и общемировых знаков отличия, полученных мастером на протяжении всей жизни, был увенчан в 1977 году высшей наградой Франции - Большим крестом Почетного легиона. В октябре 1977 - январе 1978 в Лувре, в отступление от правил, прошла выставка в честь здравствующего Шагала (по случаю его 90-летнего юбилея).

Факт №6

Есть предание, что когда−то Шагалу, что он проживет долгую и невероятно насыщенную жизнь, будет любить одну и двух обыкновенных и умрет в полете. И предсказание сбылось - 28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось.

Живопись всегда привлекала людей своей разнообразностью, красотой отображения мира или, наоборот, уменьшением его совершенства. Художники и их произведения являются отображением эпохи, зеркалом жизни определённых лет. Сегодня мы поговорим об очень известном человеке, который был не только художником, но и поэтом, сценографистом и иллюстратором, Марке Захаровиче Шагале (7 июля 1887 - 28 марта 1985), а именно о его выдающихся картинах.

Для Шагала, который был евреем, образ скрипача играл важную роль в жизни. Ведь у этого народа скрипач является незаменимым атрибутом на свадьбе, дне рождения ребёнка и похоронах. В своей работе «Зелёный скрипач» художник продемонстрировал весь жизненный цикл человека. Картина была написана в 1923–1924 годах в США.


Полотно изображает самого художника с его женой Беллой. Её часто можно увидеть на картинах Шагала, и данная работа является частью триптиха, на каждой из которой художник изображает свою жену. Работа была написана в 1917–1918 годах и демонстрирует уход от обыденности жизни, полет души и неразрывность сердец.


Эту картину художник начал писать ещё в 1920 году, но закончить смог лишь в 1943 в Америке. К созданию шедевра его подвигли катастрофические события, происходившие в то время. На картине мы видим падающего ангела Люцифера, которого изгнал Бог.


Эта работа фактически не имеет повествования. Можно только предположить, что на переднем плане полотна справа изображён сам Шагал – городской житель, который тоскует по тишине и умеренности деревенской жизни.


Шагал, нарисовал эту картину спустя 13 лет после того, как покинул родной Витебск. Он почти точно изобразил городской пейзаж, а ещё добавил обнажённую женщину, намекая на то, как сильно он любит город.


Смотря на этот холст, сразу создаётся впечатление, что ты находишься в доме, на даче у лирических героев. Эта работа была написана в счастливые годы художника и на ней мы, как раз, наблюдаем его с супругой Беллой.


Данное полотно так и намекает на быстротечность людской жизни. Слева мы видим маленького человечка у окна, который наблюдает за вечностью мира, а возле него очень большие часы, отсчитывающие минуты и не оставляющие ни малейшего шанса.


В 1968 году художник написал картину «Большой цирк». Здесь мы видим привычную для нас цирковую арену, однако действо происходит за её пределами. Над зрителями и цирком возвышается ангел в колпаке, жертвенное животное с киотом для свитков Торы, и над всем этим возвышается рука Демиурга с циркулем.


Данная картина была написана Шагалом в 1923 году. Считается одной из лучших его работ. В 1990 году её продали за 13,5 миллиона долларов. Изображает милый мещанский быт, чувства, надежду, а также молодость и любовь. На ней даже коврик и патефон смотрятся романтично.


Здесь опять мы видим Беллу – жену Шагала и его любимый город – Витебск. Двое воспарили над городом, их любви нипочём земное притяжение и бренность жизни. На этой картине художник вновь совмещает высокое и обыденное, что является его отличительной чертой, придающее индивидуальность его творчеству.

Любовь и вера – главные темы картин Марка Шагала. Любовь призывала его писать, творить, рисовать… Ему хотелось «летать», но он и никогда не забывал куда движется.

Поделится в соц. сетях

Марк Шагал:

жизнь и творчество художника

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎; 7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века[

Биография

Портрет молодого Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). У него был один брат и пять сестёр. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844—?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд. С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

Автопортрет, 1914

Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой.

В 1916 году у них родилась дочь Ида,

впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.


Дача, 1917. Национальная картинная галерея Армении

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.
В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии "Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.
В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице; спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».


Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл.

В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.
В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции — Большого креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 — первая выставка художника в Беларуси.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье


Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом

Плафон, расположенный в зрительном зале одного из зданий парижской оперы — Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтобы над французским национальным памятником работал еврей — выходец из Беларуси, а также, против того, чтобы здание, имеющее историческую ценность, расписывал художник с неклассической манерой письма.
Шагал работал над проектом около года. В результате было израсходовано приблизительно 200 килограммов краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплен к потолку на высоте более 21 метра.
Плафон был разделён художником цветом на пять секторов: белый, синий, желтый, красный и зеленый. В росписи прослеживались основные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Каждый из пяти секторов содержал сюжет одной или двух классических опер, либо балета:
Белый сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси
Синий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Волшебная флейта», Вольфганг Амадей Моцарт
Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан
Красный сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель
Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, предстают персонажи из «Кармен» Бизе, а также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.
Также, роспись плафона украшают парижские архитектурные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Роспись плафона была торжественно представлена зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.

От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Помимо художественного творчества, Шагал на протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из них переводились на иврит, белорусский, русский, английский и французский языки.

Если мы попросим вас назвать одну картину Марка Шагала, гарантируем: вы назовете полотно «Над городом». А вы видели, насколько поздние картины художника отличаются от ранних работ? Вы знали, кого он рисовал во всех своих женских образах и когда начал предугадывать опасность для жизни евреев? KYKY совместно с брендом Бульбашъ®, который выпускает новогодний календарь, посвященный беларускому изобразительному искусству, решил изучить десять работ Шагала, чтобы помнить тех, кем стоит гордиться. Ну и чтобы было, чем козырнуть в светской беседе в компании эстетов.

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

На эту тему: «На наших глазах выросло поколение Ў». Завсегдатаи Галереи о том, как это место стало культовым

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

На эту тему: «Я вёз бесценные экспонаты в обычном багаже». Музей Хаима Сутина в Cмиловичах

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Календарь Бульбашъ

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

На эту тему: «Легальные» спектакли, которые обязан посмотреть каждый беларус

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

На эту тему: «Шуберт – это попса 19-го века». Кто и как поднимает классическую музыку в Беларуси с колен

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника - Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей . Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь . Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter