Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович. Краткая биография. Сказочка про козявочку. Краткая биография мамина-сибиряка

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Мамина-Сибиряка Дмитрия Наркисовича

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович – русский писатель.

Детство и юность

Дмитрий родился в небольшом поселке Висимо-Шайтан на Урале 25 октября (по новому стилю – 6 ноября) 1852 года. Его отцом был Наркис Матвеевич Мамин, священник. Семья Дмитрия была просвещенной, так что мальчик получил прекрасное начальное домашнее образование. Чуть позднее Дмитрий стал учеником Висимской школы для детей рабочих.

Образование. Поиски себя

В 1866 году юноша поступил в Екатеринбургское духовное училище, которое успешно окончил в 1868 году. Затем Дмитрий начал обучаться в Пермской духовной семинарии. Уже тогда в юноше начинает просыпаться писательский талант – ученик семинарии пишет коротенькие рассказы, только пробуя перо на вкус, ощупь и цвет.

В Пермской духовной семинарии он проучился до 1872 года, однако полноценный курс так и не окончил. Вместо этого в том же году он стал студентом Петербургской медико-хирургической академии (отделение ветеринарии), решив, что дело его жизни – это наука. Чуть позднее Дмитрий переводится с ветеринарного отделения на факультет естествознания.

В 1874 году Дмитрий начинает писать отчеты о заседаниях научных сообществ и продавать свои работы местным газетам. Деньги за это он получал небольшие, их едва хватало на все необходимое. В 1876 году Дмитрий Мамин вновь пересмотрел свои взгляды на жизнь, ушел из академии и поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет. Однако уже через год ему приходится оставить учебу из-за острой нехватки денег и пошатнувшегося здоровья (у Дмитрия начал развиваться туберкулез).

Творческий путь

В 1877 году Дмитрий вернулся в родные края. Через год умирает его отец. Все тяготы воспитания детей семейства Маминых ложатся на плечи Дмитрия. В маленьком поселке невозможно было заработать достаточно средств для обеспечения малолетних детей едой, одеждой и образованием, поэтому вся семья перебирается в Екатеринбург.

Дмитрий Мамин много путешествовал по Уралу, знакомясь с местным фольклором. Это дало толчок к его развитию как писателя – у него накопилось достаточно материала и опыта для того, чтобы стать не наблюдателем и почитателем, но частью русской и, возможно, мировой литературы. В 1881 году в газете «Русские ведомости» начали публиковаться путевые заметки Дмитрия Мамина-Сибиряка (писатель взял себе творческий псевдоним – Сибиряк, который впоследствии стал частью его фамилии). Заметки привлекли внимание публики и были очень высоко оценены критикой. Творчеством Мамина-Сибиряка заинтересовались и другие крупные журналы – «Отечественные записки», «Русская мысль», «Вестник Европы» и так далее.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1883 году Дмитрий Мамин-Сибиряк закончил десятилетнюю работу над романом «Приваловские миллионы». Роман был опубликован в журнале «Дело». Это первое большое произведение принесло Дмитрию Наркисовичу настоящую известность. В 1884 году на страницах журнала «Отечественные записки» появляется роман Мамина-Сибиряка «Горное гнездо», благодаря которому Дмитрий приобрел репутацию выдающегося писателя в жанре реализма.

В начале и середине 1880-х годов Мамин-Сибиряк нередко наведывался в столицу, где знакомился с такими талантами, как Виктор Гольцев, Николай Златовратский и прочими. В это время он писал много рассказов и очерков.

Из крупных произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка, помимо тех, что перечислены выше, можно выделить «Черты из жизни Пепко» (1894 год), «Падающие звезды» (1899 год) и «Мумма» (1907 год). Всего же за свою творческую деятельность писатель создал 15 романов и более 10 рассказов, очерков и повестей. В своих произведениях Мамин-Сибиряк старался наиболее реалистично показать повседневную жизнь Урала и Сибири в пореформенный период и капитализацию страны. Особенное внимание писатель уделял описанию и объяснению процесса смены общественного сознания, моральных и правовых устоев.

Семья

В Екатеринбурге, куда Дмитрий переехал с братьями и сестрами после смерти отца, писатель познакомился с очаровательной женщиной Марией Алексеевой. Мария стала супругой Дмитрий и его верным помощником в литературной сфере.

В 1890 году Мамин-Сибиряк развелся с Марией Алексеевой и взял в жены Марию Абрамову, актрису Екатеринбургского драматического театра. Вместе с новоиспеченной супругой он перебрался в Санкт-Петербург. К сожалению, семейная идиллия продолжалась недолго. В 1891 году Мария скончалась при родах. Дмитрий остался один с больной хореей дочерью Еленой. Ему потребовалось немало сил и времени для того, чтобы оформить опеку над ребенком, а также для того, чтобы свыкнуться с ролью отца-одиночки. Мамин-Сибиряк безумно любил Лену. Именно ей он посвятил цикл детских произведений «Аленушкины рассказы».

Смерть

В августе 1911 года Дмитрий Наркисович перенес кровоизлияние в мозг. В результате этого у него оказались парализованными руки и ноги. Затем у Мамина-Сибиряка началась чахотка. 2 (15 по новому стилю) ноября 1912 года писатель скончался. Его тело похоронили на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БИОГРАФИЯ Дмитрия Наркисовича Мамина -Сибиряка Подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 349 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Печёнкина Тамара Павловна

2 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк 25.10.1852 – 02.11.1912 Русский прозаик и драматург

3 слайд

Описание слайда:

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился в заводском поселке Висимо-Шайтан, Пермская губерния в семье заводского священника. Отец очень хотел, чтобы Дмитрий пошел по его стопам и посвятил свою жизнь служению Богу. Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях. После этого мальчик пошел в Висимскую школу для детей рабочих. Желание родителей направить ребенка по духовной стезе привело Дмитрия в 1866 году в Екатеринбургское духовное училище. Там он проучился два года, а затем перешел в Пермскую духовную семинарию (до 1872 года, полный курс не окончил). Неординарный характер Дмитрия прослеживается уже в эти годы: он становится участником кружка передовых семинаристов, изучает идеи Добролюбова, Чернышевского, Герцена. Во время обучения в семинарии Дмитрий пишет свои первые рассказы, - еще не слишком хорошие, но уже свидетельствующие о литературных наклонностях.

4 слайд

Описание слайда:

В 1872 году Дмитрий поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. С 1874 для заработка писал для газет отчёты о заседаниях научных обществ. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужденно оставил университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья. Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, переехал в крупный культурный центр Екатеринбург, где женился на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.

5 слайд

Описание слайда:

Вскоре после этого публикуются путевые очерки под общим названием «От Урала до Москвы». Впервые их печатает газета «Русские ведомости». Успех прозы Мамина-Сибиряка заставляет обратить на него внимание изданий «Дело», «Устои», «Русская Мысль», «Вестник Европы», «Отечественные Записки». Тогда же Мамин становится Маминым-Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д.Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии. После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина-Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь. В этот период Мамин-Сибирян много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю, этнографию края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений.

6 слайд

Описание слайда:

В 1883 году писатель завершил работу над своим первым романом из заводской жизни на Урале «Приваловские миллионы», который создавался целых десять лет. Роман впервые появился в журнале «Дело» и получил большую известность. В следующем году на страницах журнала «Отечественных записках» публикуют роман «Горное гнездо». Это произведение принесло Мамину-Сибиряку славу талантливого писателя-реалиста. Сцена из спектакля «Приваловские миллионы»

7 слайд

Описание слайда:

В 1890 году развёлся с первой женой, женился на артистке Екатеринбургского драматического театра Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла, оставив больную дочь Алёнушку на руках потрясённого этой смертью отца. Эта трагедия стала очень большим потрясением для писателя, с которым он не смог полностью справиться до самой смерти. Глубокая депрессия нашла отражение в письмах, которые в этот период Мамин-Сибиряк отправляет своим родным.

8 слайд

Описание слайда:

Тем не менее, писатель преодолевает шок от утраты и отдает максимум внимания дочери. Творчество в это время очень плодотворно, появляется много произведений для детей. Цикл сказок «Аленушкины сказки», написанный Маминым-Сибиряком для своей дочери, стал одним из лучших образцов его творчества. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович - длинный нос, Мохнатый Миша - короткий хвост, Храбрый Заяц - длинные уши - косые глаза - короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия.

9 слайд

Описание слайда:

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу. Произведения Мамина-Сибиряка для детей старшего возраста рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах, о юных путешественниках по живописным склонам Уральских гор. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. Высокую оценку читателей получил рассказ Мамина-Сибиряка "Емеля-охотник", отмеченный в 1884 году международной премией.

Мамин - Сибиряк Дмитрий Наркисович

(6.11.1852-15.11.1912)

Есть на Урале маленький город Висим. Затерялся он среди гор и лесов, долин и рек. Много лет тому назад

6 ноября 1852 г. в Висимо-Шайтанском заводе, Верхотурского уезда, Пермской губернии, недалеко от Нижнего Тагила родился мальчик Митя - русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк. Он был вторым ребёнком в семье.

Родители его были простые, добрые, честные люди. Отец его Наркис Матвеевич Мамин, был небогатым заводским священником. Кроме того, учил детей в церковно-приходской школе и чем мог, помогал больным и бедным людям. О матери своей писатель говорил как об идеале русской женщины.

Анна Семёновна день за днём записывала наблюдения за жизнью и развитием своих детей. Полноправными хозяевами в доме вместе с людьми были и домашние животные: чудесная собака-сибирская лайка с пушистым хвостом, рыжий кот с зелёными глазами; в клетке прыгала весёлая канарейка, а на жердочке сидел умный говорящий попугай. Дети трогательно заботились о них.

Вечером после трудового дня, вся семья собиралась вместе. Отец читал вслух стихи и рассказы Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Аксакова; журналы, которые выписывали из столицы. Самое почётное место в доме занимал книжный шкаф. В нём дети находили книги о путешествиях. С героями этих книг они плавали по бурным морям, преодолевали пороги стремительных рек, открывали новые земли. А когда родители уезжали, сказки детям рассказывала бабушка.

До 14 лет Митя оставался дома, учился в школе, где преподавал отец. Митя рос бойким, хотя был слабее брата физически, любознательным, прилежным учеником. Дмитрий участвовал в играх заводской детворы – это были дети промысловых рабочих, рудокопов, крестьян, конечно, он хорошо знал, как живут его друзья. У отца его друга Кости Рябова была библиотека, где они проводили много времени. И ещё они очень любили гулять по родным местам горам и лесам знали все тропинки, часто оставались ночевать в лесу вместе с охотниками, слушали их увлекательные рассказы.

На всю жизнь сохранил Митя привязанность к Уралу. Когда взрослым ему пришлось покинуть его, он вспоминал дорогие его сердцу края. «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше...» напишет он много лет спустя.

В 14 лет (1866 г.) Митя Мамин поступил учиться в духовное училище в Екатеринбурге. «Бурса» отличалась дикими нравами учеников, постоянной зубрёжкой и жестокостью учителей. Два года «бурсовской» учебы пролетели, и Митя счастливый вернулся домой на родной Урал. Эти годы своей жизни Дмитрий Наркисович считал потерянными, так как не прочитал ни одной книги.

В 16 лет (1868 г) Дмитрий Наркисович поступает в Пермскую духовную семинарию, постепенно он понимает, что хочет быть врачом, а не священником.

В 20 лет (1872 г) он подает заявление о выходе из семинарии. Тем же летом он уезжает в Петербург поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. Здесь он оказывается в революционной студенческой среде. Посещает разные кружки, читает запрещённые книги. Представления о жизни и нужде простых людей расширились. Жизнь оказалась, очень тяжёлой приходилось на всём экономить: на квартире, на обеде, на одежде, на книгах на освещении. Но все, же Дмитрий Наркисович много читает и много пишет. В один из дней, когда было совсем плохо и всё валилось из рук, в дверь постучались и предложили Дмитрию Наркисовичу стать репортёром в газете «Русский мир». С этого времени он мог печататься и не умереть с голоду.

В 22 года(1874 г) он перевёлся на юридический факультет, считая, что для него как писателя лучше получить более широкие знания общественной жизни. Но болезнь легких заставила его оставить учёбу и уехать на родину, Урал. Он был счастлив, потому что постоянно тосковал об Урале.

Жизнь на Урале 1877-1891 г.

Весной 1877 г. (25 лет) Мамин возвращается на Урал, в Верхнюю Салду, куда переехала семья. В январе 1878 г. Семью постигло большое горе, скончался Наркис Матвеевич, и с этого времени Дмитрию Наркисовичу. пришлось, все заботы о семье взять на себя помогать матери, 2 братьям и сестре.

Вскоре они переезжают в Екатеринбург.

Дмитрию Наркисовичу, чтоб хоть как-то жить начинает заниматься частными уроками и скоро становится самым знаменитым репетитором г. Екатеринбурга. «В продолжении пяти лет я давал частные уроки по двенадцать часов в день»: вспоминал писатель. Писал для популярных литературно-публицистических петербургских и московских журналов.

С 1882 г. начинается второй период литературной деятельности Мамина. Мамин считал себя "сибиряком", так как родился в Висимо-Шайтанском заводском поселке, расположенном в Верхотурском уезде, а Верхотурье в начале восемнадцатого столетия входило в состав Сибирской губернии. Поэтому псевдоним избирает для себя писатель - "Сибиряк". Присоединив к своему имени псевдоним, писатель быстро приобрел популярность, и подпись Мамин-Сибиряк осталась за ним навсегда. Пробыв в родных местах 14 лет, он активно ездит по родным местам, изучает жизнь людей, их быт экономику родного края и пишет, пишет, пишет.

В 38 лет (1890 году) Дмитрий Наркисович женился на артистке Марии Марицевне Абрамовой, её красота, артистизм произвели на писателя впечатление.

В 39 лет (1891 г.) они приехали в Петербург. Однако счастье их было коротким. 21 марта 1892 г. Мария Марицевна умерла от родов, оставив любимому человеку болезненную хрупкую девочку - Елену (ласково её называл Алёнушка).

Любовь к дочери открыла ему душу ребёнка и явила миру творца бессмертных творений детской литературы.

С 1892 г. по 1912 г. Д.Н.Мамин-Сибиряк создал более ста пятидесяти произведений для детей, после рождения дочери. В них он перенёс всё заветное, что накопилось в его душе: всю неизменную любовь к природе, к её сказочной красоте, любовь ко всему живому, что окружает человека и живёт рядом с ним своей особенной жизнью.

«Аленушкины сказки» ( 1896), ставшие признанной классикой детской литературы - книга, которую писала сама любовь и поэтому она переживёт все остальное. Сказки и рассказы для детей Мамин-Сибиряк стал писать в последние годы жизни, считая эту работу «важнее всего остального». Кроме смешных радостных «Алёнушкиных сказок» есть у писателя и другие произведения для детей, в которых он не утаивает суровую правду жизни. Сколько в мире жестокости и несправедливости, думают маленькие читатели «Серой шейки», «Зимовье на студёной», «Емели-охотника» «Рассказы и сказки для детей младшего возраста»(1895), «Зарницы»(1897), «Рассказы и сказки» (1898), «По Уралу» (1899) и др. эти книги невозможно читать и слушать спокойно они вызывают чувство сострадания к героям. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.

В 1894 г. Пишет роман-биографию «Черты из жизни Пепко» (блестящий роман- воспоминание о своей петербургской юности).

Умер Дмитрий Наркисович 15 ноября 1912 году. В наше время произведения Мамина - Сибиряка стали доступны всему народу, их знает каждый человек в самом раннем возрасте.

Русская литература XIX века

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Биография

Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия - Мамин) Дмитрий Наркисович (1852 - 1912), русский прозаик, драматург.

Родился 25 октября (6 ноября н.с.) в Висимо- Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена. В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико- хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез). Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с «простецами», имеющими огромный жизненный опыт. Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881 - 1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости»; затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и др.). Многие были подписаны псевдонимом «Д.Сибиряк». Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881 - 1882, 1885 - 1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью. Подъем общественного движения в начале 1890 - х способствовал появлению таких произведений, как романы «Золото» (1892), повесть «Охонины брови» (1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: «Аленушкины сказки» (1894 - 1896), «Серая шейка» (1893), «По Уралу» (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907). В возрасте 60 лет 2 ноября (15 н.с.) 1912 года Мамин-Сибиряк скончался в Петербурге.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912 гг.) – русский писатель, драматург. Родился Дмитрий Мамин (Мамин-Сибиряк - псевдоним) 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии. Его отец был заводским священником и дал своему сыну домашнее начальное образование. Затем Мамин-Сибиряк пошел в Висимскую школу, где учился с детьми рабочих. Обучался с 1866 года на протяжении 2 лет в Екатеринбургском духовном училище. Поступил в Пермскую духовную семинарию в 1872 году. За время учебы активно принимает участие в деятельности кружка передовых семинаристов, пребывает под воздействием произведений Добролюбова, Чернышевского, Герцена.

Мамин-Сибиряк в 1872 году едет в Петербург, чтобы учиться на ветеринара в медико-хирургической академии. Не завершив обучение, переводится в 1876 году на юридический отделение Петербургского университета, который после года учебы вынужден покинуть из-за финансовых сложностей и проблем со здоровьем. Мамин-Сибиряк заболел на туберкулез.

Летом в 1877 году переезжает к семье на Урал. Через год умирает отец. Чтобы сестра и братья смогли учиться, Мамин-Сибиряк с семьей едет в Екатеринбург. Вскоре он встречает Марию Алексееву и женится на ней.

Он начинает путешествовать по Уралу, исследовать литературу по местной экономике, истории и этнографии. Первые результаты изучений были опубликованы под названием «От Урала до Москвы» (1881-1882) в Москве в периодическом издании «Русские ведомости». Очерки «В камнях» и некоторые рассказы вышли в журнале «Дело», в котором также в 1883 году был напечатан первый роман «Приваловские миллионы», вызвавший большой интерес у читателей.

После развода в 1890 году он женится на М. Абрамовой и остается жить в Петербурге. Дмитрий Мамин-Сибиряк умер 2 (15) ноября 1912 года.

Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

(06.11.1852-15.11.1912)

Судьба Мамина - Сибиряка

Наверно, нет такого человека на Урале, кто не слышал бы имени Мамина – Сибиряка, не прочитал хотя бы одной его книги.

Но это имя за годы после революции было покрыто таким толстым слоем «хрестоматийного глянца», что многие не знают ни настоящей судьбы писателя, ни многих его книг. О своей жизни Дмитрий Наркисович писал сам («Автобиографическая записка», «Из далекого прошлого»...). И о нем писались книги, но писались давно. И, к сожалению, нет ни одной новой, достойной его книги.

В последние годы, особенно в связи со 150 – летием (2002 год) писателя, стали открываться неизвестные стороны биографии Мамина – Сибиряка, появились новые для нас его фотографии, стали печататься ранее неопубликованные его произведения.

О жизни и творчестве Мамина – Сибиряка.

Стоит произнести «Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк», как перед глазами встает известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, в каракулевой папахе. По воспоминаниям друзей, он был среднего роста, но крепкого телосложения, обаятельный, с красивыми черными глазами, с неизменной трубкой. Несмотря на вспыльчивость, он был душой компании, общительным, добрым человеком, прекрасным рассказчиком. При этом не терпел несправедливости, был прямым, цельным человеком, не умел лгать и притворяться. Но старался не выдавать своего горя, когда оно с ним приключилось. Как всякого хорошего человека, «его любили старики, дети, и не боялись животные». Он был так заметен, что сам художник Илья Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины.

Жизнь Мамина – Сибиряка была очень трудной, благополучными были только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Его можно считать очень невезучим человеком. Не было литературного успеха, которого он заслуживал. Далеко не все печаталось. В конце жизни он писал издателям, что его сочинений «наберется на 100 томов, а издано только 36». Очень сложной была его семейная жизнь.

Детство, юность

Дмитрий Наркисович Мамин родился 6 ноября 1852 года в поселке Висим (Висимо – Шайтанский завод, принадлежавший Демидовым), в 40 километрах от Нижнего Тагила, что на границе Европы и Азии. Отец будущего писателя – потомственный священник. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая («без работы я не видел ни отца, ни матери»), читающая (в семье была своя библиотека, выписывали из Петербурга журналы, книги. Мать любила читать детям вслух. Любимой книгой Дмитрия в детстве была «Детские годы Багрова – внука» (Аксаков). Митя с детства «мечтал сделаться писателем».

Жили небогато. Отец часто говорил: «Сыт, одет, в тепле – остальное прихоть». Он много времени отдавал своим и чужим детям, бесплатно учил поселковых ребятишек.

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». Сохранились сотни удивительных писем Дмитрия Наркисовича к родителям, где он пишет «Мама» и «Папа» всегда с большой буквы.

Но пришла пора мальчикам учиться всерьез. Денег на гимназию для сыновей у Наркиса Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата увезли в Екатеринбургское духовное училище (бесплатное), где когда –то учился их отец. Это было тяжелое время для Мити. Он считал годы в «бурсе» потерянными и даже вредными: голод, холод, унижения: «...училище не дало ничего моему уму, не прочитал ни одной книги... и не приобрел никаких знаний» (Позже это же училище заканчивал Павел Петрович Бажов). После духовного училища был прямой путь в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Но ему было «тесно» в семинарии, он стал студентом – медиком в Петербурге. Учиться ему было крайне трудно, отец не мог ему посылать денег. Он часто голодал, был плохо одет. Дмитрий зарабатывал себе на хлеб тем, что писал в газеты. А тут еще и тяжелая болезнь - туберкулез. Пришлось бросить учебу и вернуться домой, на Урал (1878 год), но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья. Но скоро умирает отец. Все заботы о семье берет на себя Дмитрий.

Певец Урала.

Дмитрию Наркисовичу пришлось очень много работать, давать уроки: «Я три года по 12 часов в день бродил по частным урокам». Он писал статьи, занимался самообразованием. Переехал в Екатеринбург. Писал книги. В них Урал и его люди. Он исходил много дорог по Уралу, сплавлялся по уральским рекам, познакомился со многими интересными людьми, изучал архивы, занимался археологическими раскопками. Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно» Это было его любимое выражение. Он очень любил Урал, писал брату: «Родина – наша вторая мать, а такая Родина, как Урал, тем паче...». И сам был типичным уральцем. Чехов о нем написал: «Там, на Урале, должно быть все такие, сколько бы их ни толкли в ступе, а они все – зерно, а не мука...»

Свои первые журналистские работы он подписывал Д.Сибиряк. В те времена все, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин – Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым – Уральцем.

Далеко не сразу его признали. Он 9 лет посылал в разные редакции свои рассказы, романы и получал отказ. И только потом, когда были напечатаны его романы, он стал известным на Урале писателем. О его романах можно вести отдельный серьезный разговор. «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото». (Некоторые из них были экранизированы, превратились в пьесы). Романы потребовали от Мамина –Сибиряка огромного труда, приходилось много раз переписывать, самому редактировать. Он был талантлив во многих литературных жанрах: романах, повестях, рассказах, сказках, легендах, очерках. Его произведения самобытны. О языке его произведений Чехов писал: « У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».

Не случайно его называют «певцом Урала». Мамин – Сибиряк «открыл» миру Урал со всеми его богатствами и историей.

Мы должны быть благодарны писателю и за страницы, посвященные нашему Южному Уралу.

Мамин – Сибиряк и Южный Урал

Дмитрий Наркисович мечтал побывать в наших местах, пока еще не построена железная дорога, которая изменит жизнь на Южном Урале. Летом 1886 года его мечта исполнилась. Он проехал на лошадях из Екатеринбурга через Касли, Кыштым, Златоуст, Миасс... Он тогда впервые так полно увидел горы и озера, города и заводы, бедные башкирские деревни Южного Урала. Мамин – Сибиряк оставил в своих путевых заметках не только восторженное описание природы, городов, народного быта, но и как опытный экономист рассказал о промышленности, сельском хозяйстве, добыче золота, проблемах коренного населения. «По Зауралью» (так он назвал наш край) - это 70 страниц ярких впечатлений от путешествия Дмитрия Наркисовича по нашим дорогам. (Кстати, мог ли тогда Мамин – Сибиряк предположить, что скоро строить железную дорогу в этих местах будет инженер и писатель Гарин - Михайловский, который станет одним из самых близких его друзей?)

Но очень обидно, что многие годы эти очень интересные для нас путевые заметки были почти недоступны читателям. Они были опубликованы в 1887 году в Екатеринбурге. А позже только в альманахе «Южный Урал» в 1952 году (№ 8 – 9).

Невозможно не привести хотя бы несколько строчек из путевых заметок:

«... Вообще Урал считается золотым дном, но Зауралье – это само золото. Представьте себе такую картину: с одной стороны проходит могучий горный кряж со своими неистощимыми рудными богатствами, лесами и целой сетью бойких горных речек, сейчас за ним открывается богатейшая черноземная полоса, усеянная сотнями красивейших и кишащих рыбою озер, а дальше стелется волнистой линией настоящая степь с ее ковылем, солончаками и киргизскими стойбищами.

Если была бы задана специальная задача, чтобы придумать наилучшие условия для человеческого существования, то и тогда трудно было бы изобрести более счастливую комбинацию, за исключением разве того, что этот благословенный уголок только не соединен с открытым морем или большой судоходной рекой, хотя счастье таких слишком открытых мест еще сомнительный вопрос»...

Жаль, в Челябинске не нашлось издателя, который издал бы «По Зауралью» отдельной книжкой!

Зато был очень популярен у нас его рассказ «Ночевка» (1891), в котором он говорит об одной неудачной ночевке в Челябинске, когда город показался ему грязным, серым, злым, когда ему не давали спать клопы, лай собак. Рассказ полон острой иронии. Его печатали часто потому, что он был прекрасной иллюстрацией того, как изменился Челябинск за годы советской власти.

У Мамина – Сибиряка был и очерк «Мертвое озеро» (об Увильдах). Мертвым писатель его назвал потому, что тогда на его берегах не было никаких поселений. И этот очерк во время советской власти не публиковался. Только сейчас мы можем прочитать все, что написал Мамин – Сибиряк о Южном Урале.

Жизнь писателя на переломе

Дмитрий Наркисович приближался к своему сорокалетию. Пришло сравнительное благополучие. Гонорары от издания романов дали ему возможность купить дом в центре Екатеринбурга для матери и сестры. Он женат (гражданский брак) на Марии Алексеевой, которая оставила ради него мужа и троих детей. Она старше его, известная общественная деятельница, помощница в писательской работе

Казалось бы, есть все для счастливой жизни. Но у Дмитрия Наркисовича начался духовный разлад. Его творчество не замечала столичная критика, мало откликов от читателей. Мамин – Сибиряк пишет другу: «... Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок».

Мучило недовольство собой. Не очень удачной была женитьба. Не было детей. Казалось, жизнь кончается. Дмитрий Наркисович начал пить.

Но к новому театральному сезону (1890) из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Гейнрих (отец у нее был венгром), по мужу и сцене – Абрамова. Они не могли не познакомиться, т.к. Мария привезла Мамину – Сибиряку подарок от Короленко (его портрет). Они полюбили друг друга. Ей 25 лет, ему 39 –й год. Дмитрий Наркисович помолодел, как будто переродился. Но все складывалось не просто. Его мучил долг перед женой. Муж Марии не давал развода. Семья Мамина – Сибиряка и друзья были против этого союза. В городе пошли сплетни, пересуды. Актрисе не давали работать, не было жизни и писателю. Влюбленным ничего не оставалось, как бежать в Петербург. 21 марта 1891 года они уехали, больше Мамин – Сибиряк уже не жил на Урале.

Но счастье молодой семьи было недолгим. Мария родила дочку и на следующий день (21 марта 1892 года) умерла. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой от горя, плакал по ночам, ходил молиться в Исаакиевский собор, пытался залить горе водкой. Из письма к матери: «... счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок... Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена – все мое счастье». Из писем к сестре: «У меня одна мысль о Марусе и я, вероятно, сойду на ней с ума... Хожу гулять, чтобы громко разговаривать с Марусей».

Жизнь Мамина – Сибиряка стала совсем другой. Надо еще сказать, что Дмитрий Наркисович взял на себя заботу о больном отце Марии Морицевны и ее младшей сестре Елизавете. Судьба Елизаветы Морицевны тоже очень оказалась непростой. Повзрослев, она вышла замуж за Куприна, вернулась с ним из – за границы в 1937 году в СССР, через год похоронила здесь мужа. А через пять лет во время блокады Ленинграда покончила с собой «от голода, холода, тоски и бессмысленности существования» (так потом о ней написали).

«Аленушкины сказки»

Елена – Аленушка родилась больным ребенком (детский паралич). Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня - воспитательница – «тетя Оля» (Ольга Францевна Гувале позже стала женой Мамина – Сибиряка. Это был брак по взаимному уважению) вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью». Можно сказать, что Мамин – Сибиряк совершил подвиг отцовства. Скорее – он совершил два подвига: нашел в себе силы выжить, писать. И не дал пропасть ребенку.

Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю – отцу нельзя было повторяться в сказках.

В 1896 году «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин – Сибиряк писал: «... Издание очень милое. Это моя любимая книга – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». Эти слова оказались пророческими. Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на разные языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести ребенку важные нравственные понятия, особенно чувство доброты. Не случайно язык «Аленушкиных сказок у современников назывался «Мамин слог». Куприн писал о них: «Эти сказки – стихотворения в прозе, художественнее тургеневских». Мамин – Сибиряк увековечил имя дочки в своих сказках.

Мамин – Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей».

Надо только представить, в каком душевном состоянии он писал сказки. Дело в том, что у Дмитрия Наркисовича не было прав на своего ребенка. Аленушка была «незаконной дочерью мещанки Абрамовой», а первый муж Марии Морицевны из мести не давал разрешения на удочерение. Мамин –Сибиряк доходил до отчаяния, собирался убить Абрамова. «Наконец – то я могу ее усыновить! Десять лет висел надо мною этот дамоклов меч! Сколько я за это время выстрадал!» «Ведь я живу только для Аленушки!» (из дневника).

«Счастье писать для детей»

Мамин – Сибиряк задолго до «Аленушкиных сказок» знал это счастье. Еще задолго до рождения Аленушки был написан первый рассказ – очерк для детей «Покорение Сибири», (а всего детских произведений у него около 150!). Он был связан со столичными журналами «Детское чтение», «Родник» и др. «Аленушкины сказки» были впервые напечатаны в «Детском чтении».

Все знают сказку «Серая шейка». Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей» (в серии «Библиотека мировой литературы для детей»). Когда сказка была написана, у нее был грустный конец, но позже Мамин – Сибиряк дописал главу о спасении Серой шейки. Сказку много раз издавали – и отдельно, и в сборниках. Много сказок до последних лет не были опубликованы. Теперь они возвращаются к читателям. Сейчас мы можем прочитать «Признание старого петербургского кота Васьки», написанного еще в 1903 году. и др.

Очень известны детские рассказы Мамина –Сибиряка: «Емеля – охотник», «Зимовье на Студеной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из этих рассказов были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля – охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студеной» был удостоен в Петербурге Золотой медали. И сейчас эти рассказы входят в круг лучшей детской литературы. В них такое знание детской психологии, истории, быта, природы, такой чудный язык, что и сейчас они издаются и переводятся на разные языки.

Дмитрий Наркисович мечтал написать детям книги, связанные с историей. Из письма матери: «Хочу написать русскую историю в форме путешествия». Но первые же очерки были запрещены цензурой за «дух свободы». Работы так и не вышли.

Легенды в творчестве Мамина – Сибиряка

Они знакомы нашим читателям меньше. У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к тем, что созданы коренным населением Урала и Зауралья: башкирским, татарским. Раньше часть коренного населения называлась киргизами (они упоминаются в легендах Мамина – Сибиряка). В 1889 году он писал в общество Российской словесности: «...Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества», просил дать ему на это разрешение. Разрешение «Открытый лист») было дано Мамину – Сибиряку. У него были большие планы.

Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Он написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898 году, которая позже не переиздавалась. Часть легенд входила в собрания сочинений Мамина –Сибиряка, самая известная из которых «Ак – Бозат». В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда «Майя» явно автобиографична, в ней ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, очень любившего жену, да и созвучие имен – Майя, Мария. Это его, личная песнь о горькой любви, о тоске по умершей любимой.

Легенды кажутся народными, но Мамин – Сибиряк взял у народа только язык, обороты речи. Хочется верить, что и легенды Мамина – Сибиряка будут доступны читателям и детям, и взрослым.

Святочные рассказы и сказки Мамина Сибиряка

Сын священника, человек верующий – Мамин – Сибиряк писал и для взрослых и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 года их, естественно, не печатали, т.к. эти произведения невозможно было увязать с именем писателя – демократа, со временем борьбы с религией. Теперь они стали публиковаться. В святочных рассказах и сказках Мамин –Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, людей разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом.

Последний период жизни Мамина – Сибиряка

Последние годы у Дмитрия Наркисовича были особенно трудными. Он много болел сам. Он очень боялся за судьбу дочери. Он хоронил самых близких друзей: Чехова, Глеба Успенского, Станюковича, Гарина – Михайловского. Его почти перестали печатать. 21 марта (роковой день для Мамина – Сибиряка) 1910 года умирает его мать. Это была для него огромная потеря. В 1911 году его «разбил» паралич. Незадолго до своего ухода он писал другу: «...вот и конец скоро... Жалеть мне в литературе нечего, она всегда для меня была мачехой... Ну, и черт с ней, тем более, что для меня лично она переплетена была с горькой нуждой, о какой не говорят даже самым близким друзьям».

Но приближался его юбилей: 60 лет со дня рождения и 40 лет писательской работы. О нем вспомнили, пришли поздравить. А Мамин – Сибиряк был в таком состоянии, что уже ничего не слышал. В свои 60 лет он казался дряхлым стариком с потухшими глазами. Юбилей был похож на панихиду. Говорили хорошие слова: «Гордость русской литературы», «Художник слова»... Подарили роскошный альбом с поздравлениями и пожеланиями. В этом альбоме были слова и о его работах для детей: «Вы открыли свою душу нашим детям. Вы поняли и полюбили их, а они поняли и полюбили Вас...»

Но было уже слишком поздно. Дмитрий Наркисович умер через шесть дней (ноябрь 1912 года), а после его смерти еще шли телеграммы с поздравлениями.

В столичной печати не заметили ухода Мамина – Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья и почитатели его таланта собрались на траурный вечер. Похоронили Мамина –Сибиряка рядом с женой в Александро – Невской Лавре в Петербурге.

Судьба Аленушки

На протяжении многих лет ребята читали «Аленушкины сказки», но ни они, ни их родители не знали о судьбе самой Аленушки (Елены Маминой).

Из – за болезни она не могла учиться в школе. Ее учили дома. Дмитрий Наркисович очень много внимания уделял развитию девочки, маленькой сам делал игрушки, подросла - возил ее в музеи, учил рисовать. Он ведь и сам был хорошим художником. Много ей читал. Аленушка рисовала, писала стихи, брала уроки музыки. Мамин – Сибиряк мечтал поехать в родные места и показать дочери Урал. Но врачи запрещали Аленушке далекие поездки.

Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными. В своем завещании она написала, чтобы дом ее отца после смерти последнего владельца стал бы музеем, «который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен».

В центре Екатеринбурга есть замечательный «Литературный квартал», куда входит сохранившийся дом Мамина - Сибиряка (Пушкинская 27). Там - обстановка с тех давних времен, книги, фотографии, рисунки писателя и тот самый огромный красивый юбилейный альбом.

Аленушка умерла в 22 года от скоротечной чахотки осенью 1914 года, когда шла первая мировая война. Погибли все ее архивы, стихи, рисунки, часть работ ее отца. Похоронили Аленушку рядом с отцом и матерью. Через год всем троим установили памятник. На нем высечены слова Мамина – Сибиряка: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец – вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

В 1956-м году прах семьи Маминых был перенесен на Волково кладбище Петербурга.

Память о Д.Н.Мамине – Сибиряке жива. Живы его книги. Кроме Дома – музея в Екатеринбурге (этому городу завещал свои рукописи Мамин – Сибиряк), создан Дом – музей писателя на его родине в Висиме. В Челябинске есть улица его имени, библиотека.

В Екатеринбурге к 150 - летию писателя впервые начало выходить полное 20 - томное собрание сочинений Мамина –Сибиряка.

Ассоциация писателей Урала учредила в 2002 году Всероссийскую литературную премию имени Мамина – Сибиряка. Лауреатами этой премии стали и наши писатели – южноуральцы: Рустам Валеев, Николай Година, Римма Дышаленкова, Сергей Борисов, Кирилл Шишов.

Когда хоронили Мамина – Сибиряка, поэт А.Коринфский прочитал над могилой стихотворение, которое заканчивалось так:

«Но верю я: в грядущих поколеньях

Ты будешь жить, уральский самоцвет!».

Это очень созвучно словам Антона Чехова: «Мамин принадлежит к тем писателям, которых по – настоящему начинают читать и ценить после их смерти». После смерти писателя прошло почти сто лет. Книги его не устарели. Для нас – уральцев они особенно ценны. Они есть во всех библиотеках. Мы и наши дети, наши внуки должны быть с ними знакомы.

О жизни и творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка

Мамин-Сибиряк Д.Н. В воспоминаниях современников. - Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1962. - 361 с.

Удинцев Б.Д., Боголюбов К. Певец Урала. Д.Н. Мамин-Сибиряк. - Свердловск,1969. - 116 с.

Китайник М.Г. Отец и дочь: Очерк в письмах // Мамин-Сибиряк Д.Н. Зеленые горы. - М.: Мол.гвардия, 1982. - С. 332-365.

Капитонова Н.А. «Ее писала сама любовь…» // Челяб. рабочий. - 1996. - 6 ноября. - С. 6.

Шеваров Д. «Наступили какие-то короткие времена…»: (К 145-летию Д.Н.Мамина-Сибиряка) // Первое сентября. - 1997. - 6 ноября. - С. 8

Казюлькина И.С. (при участии Е.П.Чудиновой) Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович // Писатели нашего детства. 100 имен: Биограф.словарь в 3 частях. Ч.2. - М.: Либерея, 1999. - С. 295-298.

Агарева Е. «Ведь это счастье писать для детей» // Дошк.восп. - 2000. - №1. - С. 79-81.

Подтяжкин Э. Сказки для Елены // Южно-Урал.панорама. - 2001. - 27 окт. - С. 44.

х х х

Буячева О.Ю. Излюбленный человек: Лит.вечер, посвящ. Д.Н.Мамину-Сибиряку // Читаем, учимся, играем.-2002.-Вып.3.-С.70-74.

Гайворонская Т.А. Сказки вечерних сумерек: / Лит.спектакль к 150-летию Д.Н. Мамина-Сибиряка // Читаем, учимся, играем.-2002.-Вып.3.-С.66-69.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

По Зауралью

Путевые заметки

Отрывки из альманаха «Южный Урал» (1952.-№8-9.-С.17-87).

«…Вообще Урал считается золотым дном, но Зауралье – это само золото. Представьте себе такую картину: с одной стороны проходит могучий горный кряж со своими неистощимыми рудными богатствами, лесами и целой сетью бойких горных речек, сейчас за ним открывается богатейшая черноземная полоса, усеянная сотнями красивейших и кишащих рыбой озер, а дальше уже стелется волнистой линией настоящая степь с ее ковылем, солончаками и киргизскими стойбищами.

Если была бы задана специальная задача, чтобы придумать наилучшие условия для человеческого существования, то и тогда трудно было бы изобрести более счастливую комбинацию, за исключением разве того, что этот благословенный уголок только не соединен с открытым морем или большой судоходной рекой, хотя счастье таких слишком открытых мест еще сомнительный вопрос..» (с.21).

«…Особенно хорош вид на оз. Большие Касли, на Вишневые горы и на далекую панораму Каслинского завода от оз.Кисегача. Это настоящая уральская Швейцария. И можно только удивляться, как на сравнительно небольшом пространстве собрана такая масса всяческой благодати. В ближайших лавдах на глаза у нас выплыло несколько утиных выводков, тут же по мокрому песку берегового прибоя хлопотливо бегали белые чайки. К самому заводу дорога идет верст десять все время по берегу озера. Красиво белеют заводские церкви, пестреют разные постройки, и этот вид не теряет вблизи, как иногда случается с красивыми ландшафтами. Скоро наш экипаж катился по широкой каслинской улице, мимо таких хороших и так плотно поставленных домиков, - мне еще не случалось видеть такого наружного довольства, потому что в самых богатых местах оно сосредотачивается только около рынка и церквей…» (с.35).

«…К самому Кыштымскому заводу дорога подходит великолепным бором. Заводская церковь видна еще через озеро. Этот завод считается самым красивым на Урале, даже красивее Каслей, но, по-нашему, это не справедливо: оба завода хороши по-своему. Кыштым расположен совсем в горах, но ему недостает воды сравнительно с Каслями – Иртяш остается позади, а в заводе только один пруд, на который после озер и смотреть не хочется. Затем в Кыштыме вы уже не встретите каслинского довольства и ключом бьющей жизни – строенья валятся, много пустующих домов и вообще водворяется мерзость запустения. Когда-то Кыштым славился как бойкое место, но теперь все ушло в Касли…» (с.43).

«…Скоро показался уголок последнего громадного горного озера Увильды, которое в длину имеет 25 верст и в ширину 20. Глубина достигает 25 сажен. Замечательно то, что в Увильдах вода совершенно прозрачная, и можно отчетливо рассмотреть каждый камушек на глубине нескольких сажен. Как рассказывают, это самое красивое из горных озер: со всех сторон лес, много островов и т.д. Мы могли видеть только небольшой заливчик, в который впадает горная речка Черемшанка, но и здесь открывается глазу прелестная панорама – весь берег точно заткан густой осокой и лавдами, а синяя вода выглядывает из своей зеленой рамы самыми причудливыми узорами. В широких окнах спокойно кормились утиные выводки, которых я насчитал до десятка…» (с.47-48).

«…Итак, мы ехали и любовались. Чем дальше – тем лучше. Быстрый Мияс разливался все шире, принимая в себя бойкие горные речонки: березовые рощи сменялись сосняком, Ильменские горы шли синеватыми увалами слева, а справа высился Южный Урал. И в этой благословенной долине почти нет жилья, - пусто и свободно все кругом, и кроме хищнически срубленных старых сосен ничто не говорило о присутствии человека.

Вон и башкырь пошла… - ткнул «учитель» кнутиком на сиротливо торчавшие в открытом поле избенки. – Дворцы!

Это была первая настоящая башкирская деревушка на нашем пути. Стояло всего избушек пять-шесть и каких избушек: покосившихся, без крыш, с одним окошком и без всяких хозяйственных пристроек. Срубы сделаны неумело, конопатка тоже и кругом ничего живого: ни скотины, ни курицы. Чем-то таким мертвым пахнуло от этого захудалого башкирского жилья, а в двух шагах отличный строевой лес, тут же под носом богатейшие поемные луга и башкирский чернозем. Едем по деревне – пусто, как на кладбище…» (с.54-55).

«…Озеро Тургояк было последним на нашем пути. Оно залегло в горах и по открытому берегу рассыпало свои домки больше село того же имени. Издали картина очень красивая, но вблизи она теряет свою прелесть, как почти все русские живописные местности, - избы вытянулись в грязную широкую улицу, и хоть бы один садик или кустик. Да и горы здесь смотрят очень сурово своими серовато-синими тонами, что показывает на высокое положение над уровнем моря. В Тургояке есть каменная церковь, мельница и, кажется, больше никаких достопримечательностей..» (с.57).

«…Насколько действительно велики рыбные богатства, лучшим доказательством служит такой пример: озера Кыштымской дачи приносят больше дохода, чем самые заводы, считающиеся одними из лучших на Урале, хотя рыбопромышленность ведется самым хищническим образом, и о каких-нибудь приемах писцекультуры не бывало даже помину. Можно сказать с уверенностью, что каслинскими рыбопромышленниками сделано было решительно все, чтобы извести рыбу в озерах, но самые героические усилия оказались напрасными: рыба плодится с изумительной быстротой и вызывает для своего истребления новых гениальных предпринимателей…» (с.60).

«…Но вот дамба кончается, и на повороте открывается третий вид на Златоуст: впереди заводская плотина, под ней целый ряд фабрик, около собора хорошенькая площадь, прямо - большой управительский дом, который так и глядит хозяином, а дальше правильными рядами вытянулись чистенькие домики, упираясь в гору, которая на заднем плане делает крутой поворот. Впереди тоже гора с часовенкой наверху. Вид очень и очень хороший, хотя сразу и нельзя окинуть глазом все – такой точки вы не найдете, потому что сдвинувшиеся около пруда две горы разделяют поле зрения.

На плотине, где устроен деревянный помост, выдававшийся на сваях в пруд, сидит и гуляет «чистая публика» - несколько дамских шляп, две горноинженерских фуражки и даже какой-то военный мундир. Настоящий город, одним словом, и все «форменно» как говорит наш возница…» (с.66-67).

«…Общее впечатление от этого городка самое мирное и хорошее. Получается что-то среднее между заводом и городом, но все это в маленьких размерах, сколько нужно для 20 тысяч населения. Мне лично больше всего нравится бойкая горная р.Ай и обступившие ее горы: Косатур, Мис, Паленая, Татарка и т.д. В глубине тяжелыми синими массами поднимается Таганай разделяющийся на три ветви – малый, средний и большой. Мы долго гуляли по берегу р.Ая, где за фабрикой вытянулась такая красивая набережная с такими уютными, прелестными домиками. Мимо нас два раза проскакала кавалькада – две амазонки и несколько наездников. С г.Косатур спускалось стадо коров; животные лепились по горной извилистой тропке, как козявки. Тихо и мирно все, не слышно разухабистой песни или пьяного крика, как это бывает по вечерам в настоящих городах…» (с.68).

«…Но Златоуст отличается не только отсутствием трактиров – в нем нет также и ни одного средне-учебного заведения: ни гимназии, ни прогимназии, а только одно уездное училище и то, кажется, открыто недавно. Вас это удивляет: целый город и одно уездное училище. Прибавьте к этому еще то, что это единственный город в России, который существует как бы между небом и землей: у него нет своей земли. Секрет этой музыки заключается в том, что Златоуст преобразован в уездный город в 1865 г. из казенного горного завода, и горное ведомство до сих пор ни за что не желает поступиться своими правами, связанными с землей. Город остается без земельного надела…» (с.73).

«…Подъезжая к Миясскому заводу, чувствуешь, что спускаешься вниз, в равнину, которая отсюда стелется необозримым ковром, вплоть до настоящих Сибирских хребтов.

Миясский завод залег по р.Миясу в широкой долине, и по своему наружному виду решительно ничего замечательного не представляет, кроме разве одной реки, этой глубокой и бойкой горной красавицы, полной еще дикой свежести. Кругом оголенная холмистая равнина, горы остаются на западе, составляя довольно картинный фон, повитый синевато-фиолетовой дымкой. Заводские постройки как везде по заводам: прямые, широкие улицы, кучка хороших домов в центре, церковь и т.д. Есть пруд и какое-то фабричное строение. Но интерес миясской жизни сосредотачивается около длинного каменного здания с вывеской: «Главная контора миясских золотых промыслов». Сам по себе Миясский завод на Урале может считаться одним из главных золотых гнезд, за ним уже следуют Екатеринбург и Кушва...» (с.79).

«…От Миясского завода дорога пошла уже волнистой равниной, где на десятки верст не видно было ни одного деревца. Урал остался синеватой глыбой далеко позади, и чем дальше вперед мы подвигались, тем он поднимался выше, точно стены и бастионы какой-то гигантской крепости…» (с.86).

Н. А. Капитонова