МакДугалл Джойс «Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам. Театр души

Характеристика книги

Оригинальное название : Theatres du corps: Le psychosoma en psychanalise.

Название: Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам.

Перевод с английского: А. Россохин и А. Багрянцева.

Издательство: Москва. «Когито-Центр».

Серия: Библиотека психоанализа.

Год издания: 2007.

Страницы: 216.

Язык: русский.

ISBN 5-89353-193-0, 2-07-071745-3; 2007 г.

Переплёт: твёрдый.

Краткое содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие к русскому изданию

Введение. Психосоматика и психоаналитическое приключение

Глава 1. Мать

Глава 2. Телесно-психическая матрица

Глава 3. Психическая депривация

Глава 4. Психосоматическая пара: мать и ребенок

Глава 5. О сне и смерти

Глава 6. Аффекты, аффективное рассеивание и дизаффектация

Глава 7. Аналитик и дизаффективный пациент

Глава 8. Доводы сердца

Глава 9. Горе без слез

Глава 10. Одно тело на двоих

Глава 11. Les fruits de la mere

Литература

От издателя

Книга «Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам» продолжает свойственную автору традицию живого психоаналитического повествования. Богатые декорациями, сюжетами и персонажами многочисленные внутренние сцены погружают нас не только в психологический мир её героев-пациентов, но и заставляют вместе с ними переживать безмолвие их напряженных тел, неспособных выразить в словах свою боль и страдание. Подобно бессловесным младенцам, тела взрослых пациентов Джойс Макдугалл говорят сначала на непонятном нам языке, но благодаря невероятной чувствительности её бессознательного и способности переводить воспринимаемые ощущения сначала в звучащие в её внутренней реальности слова, а затем и в обращенные к пациентам интерпретации, мы вместе с её пациентами начинаем слышать голоса тела и спешим им на помощь.

«Театры тела. Психоаналитический подход к психосоматическим расстройствам» — это не просто психоаналитический бестселлер. Джойс Макдугалл расширяет горизонты существующего психоаналитического знания о психосоматических расстройствах. Эта книга-фундаментальный вклад в современную психоаналитическую теорию и практику одного из наиболее уважаемых и выдающихся психоаналитических мыслителей и клиницистов нашего времени.

МакДугалл на приеме

В своей книге Джойс Макдугалл, выдающийся современный психоаналитик, затрагивает область самых ранних, первичных взаимоотношений младенца и матери. Глубокие и часто болезненные переживания остаются в душе каждого человека, и именно они определяют дальнейший ход развития личности. Книга посвящена работе психоаналитика с теми, кто страдает от отсутствия аффектов в своей жизни, не может испытывать глубокие чувства и эмоции. Беспомощность, страх одиночества, пустоты и исчезновения, примитивный гнев – чувства, которые испытывает младенец, если не находит отклика в душе матери, – становятся для него невыносимы. Эти смертоносные эмоции представляют реальную угрозу выживанию младенца и поэтому выбрасываются из сознания без малейшей психической проработки. Если ты начнешь чувствовать – погибнешь. Такие переживания не выражены в словах – вместо психики здесь говорит тело. Так возникают тяжелые психосоматические расстройства.

Психоаналитика в работе с пациентом прежде всего интересует то, что может быть выражено словами (сновидения, ассоциации, фантазии), а посланий тела своего собеседника он может и не ощутить. В результате анализ рискует зайти в тупик. Джойс Макдугалл поняла, что психосоматические пациенты посылают аналитику телесные сообщения, как ещё не владеющий языком младенец посылает телесные сообщения своей матери. Через свои ощущения и эмоции Макдугалл получает новое знание о том, что происходит с ее пациентом, так же как и мать чувствует, что нужно младенцу.

Джойс Макдугалл назвала свою книгу «Театры тела». Слово «театр» отражает её понимание внутреннего, психического мира людей, в котором персонажи разыгрывают различные сценарии. Макдугалл уверена, что таких внутренних театров внутри нас множество. И задача аналитика – помочь пациенту творчески преобразовать, проиграть разрушительные эмоции, чтобы, возможно, впервые открыть для себя чувственную сторону жизни.

Автор вовлекает читателя в самую глубину психоаналитической работы. Она заставляет нас прорабатывать конфликты, испытывать разочарование, психическую и телесную боль, а потом преодолевать эти чувства и открывать новые смыслы. В описании своей работы Макдугалл предельно искренна и открыта. Она не боится говорить о своих эмоциях, не скрывает ошибок и неудач, щедро делится опытом. Она искушает читателя непознанным и бессознательным, разжигает желание набраться решимости и изменить себя, свою жизнь. Отправиться в увлекательное и нелегкое путешествие – в глубины своего «я».

Заказать эту книгу можно в .

26.04.2013 года.

Все права защищены © 2012-2015 Семёнова Л. Ф.

Издание осуществлено в рамках
программы “Пушкин” при
поддержке Министерства
иностранных дел Франции
и Посольства Франции в России.
Ouvrage réalisé dans le cadre du
programme d’aide à la publication
Pouchkine avec le soutien du Ministère
des Affaires Etrangres français et de
l’Ambassade de France en Russie.

JOYCE MCDOUGALL

THÉÂTRES
DU CORPS
Le psychosoma
en
psychanalise

ДЖОЙС МАКДУГАЛЛ

ТЕАТРЫ
ТЕЛА
Психоаналитический подход
к лечению
психосоматических расстройств

Под редакцией А.В. Россохина

Москва
КогитоЦентр
2007

УДК 159.9
ББК 88
М 15
Все права защищены. Любое использование материалов данной книги
полностью или частично без разрешения правообладателя запрещается.

Перевод с французского
А.В. Россохин,
А. Н. Багрянцева
М 15 Макдугалл Джойс. Театры тела: Психоаналитический
подход к лечению психосоматических расстройств /
Пер. с франц.- М.: «КогитоЦентр», 2007.- 215 с. (Биб
лиотека психоанализа)
УДК 159.9.
ББК 88
Джойс Макдугалл является признанным авторитетом в психоана
литическом сообществе. Книга «Театры тела» издается на русском
языке впервые, она посвящена психоаналитическому осмыслению
психосоматического феномена. Автор рассказывает о людях, кото
рые реагируют на психологический стресс психосоматическими
проявлениями, а также о психосоматическом потенциале, который
есть в каждом человеке. Высокий профессионализм, богатый кли
нический опыт и широта теоретических взглядов, характерные для
автора этой книги, проявились и в данной работе.
В оформлении обложки использован рисунок
первого российского психоаналитика И.Д. Ермакова,
любезно предоставленный его дочерью М.И. Давыдовой
© Joice McDougall, 1989
© КогитоЦентр, перевод на русский язык, 2007

ISBN 2070717453 (фр.)
ISBN 5893531930 (рус.)

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА............................................................ 7
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ........................................................ 11
ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОСОМАТИКА И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ
ПРИКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................. 13
ГЛАВА 1.
ГЛАВА 2.
ГЛАВА 3.
ГЛАВА 4.
ГЛАВА 5.
ГЛАВА 6.
ГЛАВА 7.
ГЛАВА 8.
ГЛАВА 9.
ГЛАВА 10.
ГЛАВА 11.

МАТЬ............................................................................................... 27
ТЕЛЕСНОПСИХИЧЕСКАЯ МАТРИЦА........................................... 50
ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ...................................................... 71
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ПАРА: МАТЬ И РЕБЕНОК...................... 91
О СНЕ И СМЕРТИ........................................................................ 103
АФФЕКТЫ, АФФЕКТИВНОЕ РАССЕИВАНИЕ
И ДИЗАФФЕКТАЦИЯ.................................................................... 116
АНАЛИТИК И ДИЗАФФЕКТИВНЫЙ ПАЦИЕНТ......................... 135
ДОВОДЫ СЕРДЦА........................................................................ 150
ГОРЕ БЕЗ СЛЕЗ......................................................................... 161
ОДНО ТЕЛО НА ДВОИХ.............................................................. 174
LES FRUITS DE LA ME1RE ....................................................... 199

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................... 211

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Джойс Макдугалл - имя одного из наиболее выдающихся
и уважаемых психоаналитических мыслителей и клиницистов
нашего времени. Поражающая воображение глубина понима
ния человеческой души, способность, растворяясь в общей с
пациентом Химере Бессознательного, погружаться в его внут
ренний мир и вновь выходить на поверхность «первичного оке
ана» уже вместе с зарождающимся новым Я спутника по ана
литическому путешествию - контур образа Джойс Макдугалл
как психоаналитика, достигшего высот профессионального
мастерства и зрелости. Читатель, встречавшийся с многочис
ленными ссылками на творчество Джойс Макдугалл в совре
менной психоаналитической литературе, но впервые открыв
ший ее книгу, обязательно испытает нечто подобное шоку: он
встретится не только с мудрым и нейтральным Учителем, но и
со страстной и живой Женщиной, доброй, понимающей и при
нимающей Матерью, и с открым всем фантазиям мира малень
ким Ребенком, умеющим радоваться и наслаждаться жизнью и
заражающим этим всех, кому посчастливится с ним общаться.
Три года супервизорской работы с Джойс Макдугалл не
только помогли моему рождению как психоаналитика, но и бы
ли годами общения с Человеком, обладающим огромной ду
шой. Иногда было непонятно, как она может разделять с паци
ентами их психологические и телесные страдания, оставаясь
при этом открытой, любящей и эмоциональной. Секрет Джойс
Макдугалл кроется в ее способности получать удовольствие -
удовольствие от жизни, от общения с семьей и друзьями и, ко
нечно, от любимой работы. Именно это удовольствие и помо
гает ей продолжать чувствовать себя живой в терапевтических
отношениях с тяжелобольными психосоматическими пациен
тами, парализующими мыслительную и эмоциональную актив
ность аналитика.
7

«Мать должна соблазнить своего ребенка жить» - счи
тает Джойс Макдугалл, и эта парадоксальная фраза означает,
что призвание матери состоит в том, чтобы заразить ребенка
своей жаждой жизни, своей любовью, научить его получать
удовольствие от жизни, помочь ему обрести собственные силы
и передать ему умение заботиться о себе самому. Чтото долж
но заставить ребенка хотеть жить дальше. Искра жизни не бу
дет теплиться сама по себе. Ктото должен постоянно раздувать
пламя. Именно это и имеет в виду Джойс Макдугалл, когда го
ворит о соблазнении жить. Соблазняя своих пациентов жить,
а не выживать, она дает им возможность ощутить свою мате
ринскую любовь и одновременно играет в их психическом теа
тре роль отделяющего от матери и открывающего новые гори
зонты Отца.
С годами острый аналитический ум Джойс Макдугалл ста
новится еще более отточенным, а чувства и фантазии еще бо
гаче. Она продолжает «сумасшедшую», с точки зрения обыва
теля, жизнь «fulltime» аналитика, все рабочее время которого
занято встречами с пациентами и супервизией коллегпсихо
аналитиков. Иногда мне приходит в голову, что само влечение
к жизни выбрало ее в качестве одной из своих репрезентаций в
этом мире. Или, точнее, она выбрала его как свою главную
жизненную и творческую силу.
А.В. Россохин

Моему мужу Сиднею с любовью

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

С огромным удовольствием я узнала от моего друга и кол
леги Андрея Россохина, что в русском издательстве «Коги
тоЦентр» готовится перевод моей книги «Театры тела».
Я часто вспоминаю, как была взволнована, когда в ходе фран
цузскорусского психоаналитического симпозиума в Москве
около двух лет назад я впервые держала в своих руках две дру
гие мои книги, изданные на русском языке: «Тысячеликий Эрос»
и «Театр души». То, что сейчас книга «Театры тела» присоединя
ется к тем двум, - очень приятная для меня новость.
Джойс Макдугалл
25.02.06

ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОСОМАТИКА
И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ
ПРИКЛЮЧЕНИЕ

Очему я выбрала «Театры тела» в качестве заглавия? Уже
во время работы над книгой «Театры Я» (McDougall,
1982a), как это часто бывает, я поняла, что у меня уже ро
дился замысел новой. Выбирая театр в качестве метафоры пси
хической реальности, я, вероятно, пошла по стопам Анны О.,
которая в конце XIX в. описывала свои свободные ассоциации во
время терапии с Брейером как свой «личный театр» (Breuer and
Freud, 1893–1895). Одной из трудных задач, с которой я тогда
столкнулась, было понимание скрытого значения сложных пси
хических сценариев, которые приводят к сексуальным отклоне
ниям (McDougall, 1964). Уже тогда я обнаружила, что внутрен
ние «театральные тексты», хотя и написанные в раннем детстве,
оказывают последующее влияние на взрослую психику, порож
дая различные невротические и психосоматические заболевания.
Я также наблюдала у тех своих пациентов, которые не были ни
невротическими, ни психотическими, ни сексуально девиантны
ми другое, едва заметное проявление того, что я назвала «псев
донормальностью»; это дало материал для книги «Речь в защиту
некоторой анормальности», которая была опубликована в 1978 г.
Позднее, когда я приступила к работе над «Театрами Я», я уже
13

Введение

Понимала, насколько важно выделять те области, в которых пси
хические Я разворачивают свои скрытые драмы в соответствии
с их сценариями, с участием различных действующих лиц, что
и составляет психический репертуар. Работая с «невротичес
ким», «психотическим», «переходным» и «нарциссическим»
театрами, я обнаружила, что имею дело также с таким театром,
который я предварительно назвала «психосоматикой на психо
аналитической сцене». Данная область оказалась слишком объ
емной и явно выходила за рамки работы «Театры Я». На самом
деле, ей можно было посвятить целую книгу, и теперь уже ясно,
что название «Театры тела» родилось у меня задолго до того,
как я приступила к работе над этой книгой.
Таким образом, сегодня я готова представить вашему вни
манию более полную картину о «театрах» тела, делая акцент на
понимании и исследовании психосоматического феномена
в психоаналитическом сеттинге. Раньше я считала, что в пси
хосоматических состояниях тело реагирует на психологичес
кую опасность так же, как если бы эта опасность носила физи
ологический характер. Я также была уверена в том, что можно
провести четкую грань между психикой и телом, объясняя это
тем, что такие пациенты не осознавали свои эмоциональные
состояния в ситуациях, представляющих для них угрозу. Зана
вес на психической сцене был плотно закрыт, ни один звук
не прорывался наружу, и все же в этом неведомом театре разы
грывалась некая драма, которая таила в себе угрозу самой жиз
ни владельцу этого театра.
Рассмотрим следующую ситуацию. После нескольких лет
казавшейся успешной трудной работы с пациентом, страдаю
щим алкоголизмом, я завершила анализ. Его творческая дея
тельность принесла ему всемирную известность, и слава его не
уклонно росла. Что же может быть лучшим подтверждением
успешно проведенного психоанализа? Однажды много лет спу
стя он снова пришел ко мне для того, чтобы сказать, что уми
рает. Он умирал от рака горла, чьи ранние симптомы мы не
смогли обнаружить в театрах его психики. Занавес был закрыт,
слова приглушены, и поэтому предупреждение не было услы
шано. Если бы только оно могло быть услышано раньше,
это могло бы спасти ему жизнь!
14

Все мы когданибудь сталкивались с подобными таинст
венными драмами, которые разыгрываются в «психических те
атрах» наших пациентов. И действительно, зачастую, едва осо
знавая и испытывая при этом тревогу, мы можем наблюдать их
не только у наших пациентов, с которыми проводится анализ,
но также и у коллег, друзей или членов семьи.
Таким образом, в данной книге речь будет идти не только
о тех людях, которые реагируют на психологический стресс пси
хосоматическими проявлениями, но также и о психосоматичес
ком потенциале или о том, что есть в каждом из нас. Все мы
склонны к соматизации в те моменты, когда внутренние или
внешние обстоятельства оказываются настолько тяжелыми,
что мы не в состоянии справиться с такого рода проблемами,
применяя привычные для себя психологические способы защи
ты. Довольно часто можно наблюдать, что определенные психо
соматические процессы, а также повторяющаяся тенденция
уходить в болезнь на физическом уровне исчезают как неожи
данный побочный эффект психоаналитического лечения, иногда
даже без специального исследования скрытого значения такого
заболевания в психической экономике.
Тем не менее следует отметить, что аналитики, как прави
ло, не начинают терапию только на основании жалоб психо
соматического характера. Несмотря на то, что подобные жа
лобы могут также указывать на какуюто психологическую
проблему, даже в этих случаях психоанализ не всегда показан.
В психоаналитическое путешествие отправляются только
с теми, кто действительно хочет исследовать непознанные
континенты своей психики. Те, кто решается пуститься в по
добное путешествие, поступают так в надежде, что открытия,
сделанные ими, позволят им извлечь пользу для жизни, на
учат выдерживать бури и разочарования, с которыми каждый
из нас неизбежно сталкивается. Как и в любом путешествии,
прежде чем отправляться в путь, следует составить план и об
судить его с тем, кто пойдет вместе с вами. Необходимо ре
шить, насколько психоанализ будет адекватен в данной ситу
ации. Ведь иногда те, кто отправляется в дорогу, выбирают
неверный путь.

Введение

НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ
Давайте послушаем гна З., который на протяжении многих
лет (сколько он себя помнит) страдал от трудноизлечимой
бессонницы, для которой не было найдено никаких медицин
ских причин. Традиционный аналитик может предположить,
что бессонница такого рода указывает, что пациент, даже бу
дучи крайне изможденным, боится засыпать, боится тех снов,
которые ему могут присниться, боится оставить свой кон
троль дня и внешнего мира. Далее аналитик может предполо
жить, что скрытые причины этих страхов можно будет вы
явить в процессе анализа. Психиатр же, со своей стороны,
может предложить эффективное снотворное, которое будет
гарантировать гну З. пять или шесть часов хорошего сна
и ощущение, что он готов встретиться с новым днем. В зави
симости от своих личностных особенностей гн З. может ска
зать аналитику: «Меня не волнует причина моей бессонницы;
все, что я хочу,- это избавиться от нее!»- или психиатру:
«У меня нет ни малейшего желания всю жизнь принимать ле
карства для того, чтобы заснуть, я хочу понять, почему я про
сто не могу заснуть, как другие люди!» Очевидно, существует
определенный риск того, что если на истинную природу
просьбы гна З. не будет обращено должного внимания,
он может начать такое лечение, в котором впоследствии -
возможно, даже через несколько лет - усомнится или о кото
ром будет сожалеть.
Очевидно, что в сценарии гна З. есть два различных
типа просьбы о помощи. Консультирующему психиатру,
который проводит лечение лекарственными препаратами,
или консультирующему психоаналитику, который опирает
ся на аналитический метод в лечении, необходимо выяснить,
что именно ищет пациент. Психиатр рассчитывает на то,
что правильно подобранные медикаменты позволят стаби
лизировать состояние пациента, в то время как психоанали
тик считает, что по мере того, как пациент начнет лучше
узнавать и понимать себя, у него снизится вероятность по
вторения симптомов, и он будет способен к более эффектив
ному и творческому использованию психической энергии.
16

Психосоматика и психоаналитическое приключение

Поскольку сами аналитики считают, что психоанализ не
обязательно является предпочтительным методом лечения
для всех психологических или психосоматических наруше
ний, на этот вопрос о выборе метода лечения следует обра
щать особое внимание.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ «ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ»
ОБРАЩЕНИЕ ЗА ПОМОЩЬЮ?
Как оценивать просьбу о предоставлении психоаналитическо
го лечения? Поскольку подразумевается, что уже в ходе пер
вичного интервью аналитик должен понять, какого рода по
мощь хотел бы получить потенциальный пациент, важно точно
определить, что именно необходимо рассматривать. Признавая
что разные аналитики придерживаются различных подходов
к проведению первичных интервью, я опишу здесь свои собст
венные представления в отношении этого сложного вопроса.
Что же я хочу узнать? Как я собираюсь получить информацию,
которая мне необходима? И как я буду ее оценивать?
Я использую один и тот же подход вне зависимости от то
го, страдает ли пациент от психосоматических заболеваний,
отмечаются ли у него невротические или психотические
симптомы, связаны ли эти симптомы с особенностями харак
тера пациента или с аддиктивными проблемами. На осно
вании симптомов трудно судить о возможных результатах
психоаналитической терапии с данным пациентом. Каждый
аналитик когданибудь обязательно сталкивался с ситуацией,
когда лечение начинается с пациентом, которому (согласно
теориям и в соответствии с клиническим опытом) действи
тельно была показана психоаналитическая работа, но через
год или два выясняется, что он попрежнему находится в том
же самом состоянии, что и во время первичного интервью.
На мой взгляд, имеется несколько основных условий, позво
ляющих принять необходимость оказания психологической
помощи. И эти условия не всегда очевидны во время первич
ных интервью! Рассмотрим их.

Введение

1. Осознание психического страдания
Может казаться самоочевидным, что пациент страдает психологически; иначе зачем бы он обратился к психоаналитику?
Но это условие не всегда присутствует. Вот несколько наибо
лее распространенных примеров.
Некоторые люди обращаются за помощью исключительно
по настоянию других. Например, партнер в браке или любовник
может сказать, что он не будет продолжать отношений, если дру
гой не «предпримет чтото» для решения своих проблем. Или же
семейный доктор может посоветовать обратиться к психоанали
тику. Это часто имеет место, когда люди страдают от заболева
ний, которым в большинстве случаев приписывается психосома
тическое происхождение (случай гжи А., о котором пойдет речь
в главе 4, как раз подтверждает это). Однако некоторые люди,
имеющие психосоматические нарушения, пребывают в полном
неведении о какойлибо психической боли и могут отрицать лю
бую потенциальную взаимосвязь между физическим страдани
ем и психологическим стрессом. В таких случаях психоана
литическая терапия может оказаться не только бесполезной,
но и даже опасной. Если пациент твердо заявляет только о фи
зических страданиях и не обнаруживает какойлибо осведом
ленности о психологических страданиях, возможно, он просто


Библиотека Психоаналитической Литературы

Джойс МакДугал/1

иллюзия и правда на

психоаналитической сцене

Издательство

Джойс Макдугалл.

М 15 Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене.

Перевод с английского Е. Замфир под редакцией проф. М. Решетникова.

Психоанализ - это театр, на сцене которого исполняется весь наш психический репертуар. В этих пьесах характеры внутренних персонажей претерпевают множество изменений, диалоги переписываются, а роли раздают заново. Анализируемые открывают свою внутреннюю реальность и находят свою внутреннюю истину, по мере того как произносят реплики составные части их Я и все люди, которые играли важную роль в их жизни. Сводятся счета с ненавистными и любимыми фигурами из прошлого; эти фигуры оказываются в распоряжении анализируемого во всех своих аспектах, хороших и плохих, а не распоряжаются им; анализируемый готов теперь пересмотреть все, что получил от людей, воспитавших его; и все, что он с этим наследством сделал.

Книга известного французского психоаналитика Джойс МакДугалл - сборник сценариев различных психических театров. Прочитать эти пьесы будет интересно как специалистам психологам, психоаналитикам и психотерапевтам, так и всем невольно занятым в них актерам.

ISBN 5-88787-021-4

© Joyce McDougall, Theatres of the mind: illusion and truth on the psychoanalytic stage, 1985 © Перевод с английского, E. Замфир, 2002 © Научная редакция, M. Решетников, 2002 © Дизайн серии, А. Красноперов, 2002 © Издательство ВЕИП, 2002

Пролог. Психический театр, психоаналитическая сцена

Ради охраны частной жизни пациентов изменены все имена и подробности, по которым их можно было бы

Каждый человек надеется стать кем-то, только чтобы обнаружить, в конце концов, что он - это он.

Раймон Дево, французский актер

«Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры». По глубокому убеждению Шекспира, нам не так-то просто уйти от ролей, являющихся неотъемлемой частью нас самих. Каждый из нас втянут в разворачивающуюся драму жизни, сюжет которой, как оказывается, неотвратимо повторяется.

Принимая театр как метафору психической реальности, я надеюсь избежать стандартной психиатрической и психоаналитической классификации. Обозначить кого-то как «невротика», «психотика», «сексуально извращенного» или «психосоматика» - разве что не обозвать его; настолько далеко это от адекватного описания того, что так тонко и сложно - человеческой личности. Обозначение не только укрепляет иллюзию, что мы сказали нечто, этому человеку вполне подходящее, но и подразумевает, что все мы прочие - свободны от психических драм, стоящих за симптомами, к которым относятся эти термины.

У нас всех есть невротические конфликты, наши маленькие области личного сумасшествия, (по крайней мере, давайте надеяться на это); все мы подвержены психосоматическим срывам при стрессе; и у всех бывают извращенные фантазии и невозможные сновидения. Каждый из нас укрывает в своей внутренней вселенной множество «персонажей», частей самого себя, которые порой действуют наперекор Друг другу, вызывая конфликты и душевную боль в нашем сознательном Я. Ведь мы почти не знакомы с этими скрытыми актерами и их ролями. Хотим мы этого или нет, наши внутренние персонажи постоянно стремятся на сцену, чтобы сыграть свои трагедии и комедии. Хотя мы редко берем на себя ответственность за наши тайные театральные постановки, их постановщики находятся в нашей собственной голове. Более того, именно этот внутренний мир с его репертуаром определяет большую часть того, что случается с нами во внешнем мире.

Кто же пишет сценарий пьес? О чем их сюжет? И где они исполняются?

Язык информирует нас, что автора сценария зовут Я. Психоанализ учит нас, что сценарии были написаны годы назад наивным детским Я, боровшимся за выживание во взрослом мире, чья драма так разительно отличается от детской. Эти психические пьесы могут исполнятся в театре нашей души или тела, могут разыгрываться во внешнем мире, иногда захватывая души и тела других людей, а то и общественные институты, в качестве сцены. Мы также можем перемещать наши собственные психические драмы с одной сцены на другую, когда стресс захлестывает нас. Ведь Я - персонаж весьма многогранный. Давайте прислушаемся к пациенту Бену, излагающему без пропуска все мысли, приходящие ему на ум, как потребовала его аналитик:

Я не знаю, как точно выразить, что я чувствую. (Это Бен-анали-зируемый, укладывающийся для сессии.)

Одно я знаю наверняка, то, что я сыт по горло моей женушкой и всей ее семейкой. Вышвырнуть бы их всех вон! (Это Беи в возрасте около трех лет, когда его собственная семья была для него невыносима.)

В своей новой книге Джойс Макдугалл, выдающийся современный психоаналитик, мой учитель, друг и коллега, затрагивает область самых ранних, первичных взаимоотношений младенца и матери. Глубокие и часто болезненные переживания остаются в душе каждого человека, и именно они определяют дальнейший ход развития личности.

Книга посвящена работе психоаналитика с теми, кто страдает от отсутствия аффектов в своей жизни, не может испытывать глубокие чувства и эмоции. Беспомощность, страх одиночества, пустоты и исчезновения, примитивный гнев – чувства, которые испытывает младенец, если не находит отклика в душе матери, – становятся для него невыносимы. Эти смертоносные эмоции представляют реальную угрозу выживанию младенца и поэтому выбрасываются из сознания без малейшей психической проработки. Если ты начнешь чувствовать – погибнешь. Такие переживания не выражены в словах – вместо психики здесь говорит тело. Так возникают тяжелые психосоматические расстройства.

Живое психоаналитичеcкое повествование, расширяющее горизонты знания о психосоматических расстройствах.

Когито-центр, 215 С.

Психоаналитика в работе с пациентом прежде всего интересует то, что может быть выражено словами (сновидения, ассоциации, фантазии), а посланий тела своего собеседника он может и не ощутить. В результате анализ рискует зайти в тупик.

Джойс Макдугалл поняла, что психосоматические пациенты посылают аналитику телесные сообщения, как еще не владеющий языком младенец посылает телесные сообщения своей матери. Через свои ощущения и эмоции Макдугалл получает новое знание о том, что происходит с ее пациентом, так же как и мать чувствует, что нужно младенцу.

Джойс Макдугалл назвала свою книгу «Театры тела». Слово «театр» отражает ее понимание внутреннего, психического мира людей, в котором персонажи разыгрывают различные сценарии. Макдугалл уверена, что таких внутренних театров внутри нас множество. И задача аналитика – помочь пациенту творчески преобразовать, проиграть разрушительные эмоции, чтобы, возможно, впервые открыть для себя чувственную сторону жизни.

Автор вовлекает читателя в самую глубину психоаналитической работы. Она заставляет нас прорабатывать конфликты, испытывать разочарование, психическую и телесную боль, а потом преодолевать эти чувства и открывать новые смыслы. В описании своей работы Макдугалл предельно искренна и открыта. Она не боится говорить о своих эмоциях, не скрывает ошибок и неудач, щедро делится опытом. Она искушает читателя непознанным и бессознательным, разжигает желание набраться решимости и изменить себя, свою жизнь. Отправиться в увлекательное и нелегкое путешествие – в глубины своего «я».

Джойс МакДугалл (Joyce McDougall, 1921-2011) - французский психоаналитик, доктор медицины.

Джойс родилась в Новой Зеландии, прошла психоаналитическую подготовку в Лондоне в Хамстед-клиник у Анны Фрейд, и затем большую часть своей жизни провела в Париже. На протяжении уже 30 лет она - обучающий аналитик и супервизор Парижского Психоаналитического Общества и его Почетный член. Лекции Джойс МакДугалл вызывали неизменный интерес в европейских странах, Соединенных Штатах и Южной Америке.

Она является автором ряда книг, среди которых такие, как «Оправдание абнормальности», «Театр души», «Театр тела» и др. Доктор МакДугалл получила широкую известность благодаря ее исследованиям сложных психических сценариев, всегда ярко иллюстрированных клиническими наблюдениями, где автором предельно откровенно описывается ее собственное участие в психоаналитическом процессе. Ее личный вклад в изучение таких проблем, как сексуальные девиации, психосоматические феномены и трудности в терапевтическом процессе общепризнан.

В ее самой известной работе «Тысячеликий Эрос», ставшей своеобразным психоаналитическим бестселлером, за которую она получила премию Gradiva Award 1996 года, выдвигается гипотеза, что «человеческая сексуальность является травматичной по своей сути», и вслед за своими пациентами автор идет множеством таинственных путей, которыми человеческое мышление пытается разрешить психологические конфликты, связанные с сексуальной и половой идентичностью в бесконечном поиске любви.

В серии «Современные психоаналитики» книгу о ней написала Рют Менахем (1997). В русском переводе вышли ее книги - «Тысячеликий Эрос» (1999), «Театр души» (2002), «Театры тела» (2007).

Книги (2)

Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене

Психоанализ - это театр, на сцене которого исполняется весь наш психический репертуар.

В этих пьесах характеры внутренних персонажей претерпевают множество изменений, диалоги переписываются, а роли раздают заново. Анализируемые открывают свою внутреннюю реальность и находят свою внутреннюю истину, по мере того как произносят реплики составные части их Я и все люди, которые играли важную роль в их жизни.

Сводятся счета с ненавистными и любимыми фигурами из прошлого; эти фигуры оказываются в распоряжении анализируемого во всех своих аспектах, хороших и плохих, а не распоряжаются им; анализируемый готов теперь пересмотреть все, что получил от людей, воспитавших его; и все, что он с этим наследством сделал.

Книга известного французского психоаналитика Джойс МакДугалл - сборник сценариев различных психических театров. Прочитать эти пьесы будет интересно как специалистам психологам, психоаналитикам и психотерапевтам, так и всем невольно занятым в них актерам.