Люди которые служили отечеству. Служилые люди по «отечеству» (дворянское ополчение)

Служилые люди служи́лые лю́ди

в России в XV-XVII вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на несколько категорий. Служилые люди «по отечеству»: думные чины - бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; путные бояре - стоявшие во главе путей, то есть отдельных отраслей дворцового хозяйства; чины московские - дворяне, нёсшие службу по так называемому московскому списку и в приказах; чины уездные - дворяне городовые и дети боярские. Служилые люди «по отечеству» владели землёй с крестьянами, имели юридические привилегии и занимали руководящие должности в армии и государственном управлении. Служилые люди «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т. п.) набирались из крестьян и посадских людей, получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных податей и повинностей. Термин «служилые люди» исчез в начале XVIII в.

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

СЛУЖИ́ЛЫЕ ЛЮ́ДИ, общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 14 - начала 18 века. С середины 16 века делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей.
Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян (см. ДВОРЯНСТВО) и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины - бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки - должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей - отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские - дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну. Термин «служилые люди» исчез в начале 18 века в связи с преобразованиями в государственном аппарате и армии.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "служилые люди" в других словарях:

    служилые люди - СЛУЖИЛЫЕ (ЛЮДИ), истор. – Находящиеся на государственной воинской службе. Оно безжалостно пекло давно загорелые, будто пропитанные смолой, угрюмые бородатые лица служилых людей (1. 8); А иные служилые люди… жены свои в деньгах закладывают у своей … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    В Русском государстве XIV начала XVIII в. лица, находившиеся на государственной службе. С середины XVI в. делились на С.л. по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), которые владели землей с крестьянами, имели юридические привилегии и занимали … Юридический словарь

    СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, в русском государстве 14 начала 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины 16 в. делились на служебные слова по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, занимавших руководящие… … Современная энциклопедия

    В Русском государстве 14 нач. 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16 в. делились на служилых людей по отечеству (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших… … Большой Энциклопедический словарь

    СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ, в 15 17 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С середины 16 в. делились на несколько категорий. С. л. по отечеству: думные чины бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки; путные бояре стоявшие во главе путей, т.… … Русская история

    В Русском государстве 14 нач. 18 вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. 16 в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших … Политология. Словарь.

    - … Википедия

    Служилые люди - группа нас., обязанная нести гос., военную и адм. службы. Делились на С.Л. по отечеству (бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, моск. и выборные дворяне, дети боярские) и С.Л. по прибору (стрельцы, пушкари,… … Уральская историческая энциклопедия

    Общее название лиц, находившихся на государственной службе в Русском государстве 15 17 вв. Большинство С. л. состояло из дворян и владело землёй при условии несения службы. К С. л. относилась и боярско княжеская феодальная знать. С. л.… … Большая советская энциклопедия

    Термин, имевший различное значение в рус. источниках 14 нач. 18 вв. Первоначально С. л. (более употребительно послужильцы) наз. лица, лично несвободные, несшие в пользу своих владельцев (великих и удельных князей, бояр и т. д.) воен. или адм.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Государевы служилые люди. Происхождение русского дворянства. , Павлов-Сильванский Н.. Книга представляет собой репринтное издание 1898 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Служилые люди - в РоссииXIV-XVIII вековобщее название лиц, обязанных нестивоеннуюили административнуюслужбув пользугосударства.

Служилые люди делились на служилых «по отечеству» (служба в основном передавалась от отца к сыну) и «по прибору» (набирались из представителейподатных сословий, лично свободных).

Служилые люди «по отечеству» относились к привилегированным сословиям, владели землей (на вотчинном или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование,титулыи другие вознаграждения.

К «служилым людям «по отечеству» относились:

- Чины думные , входившие в Боярскую думу. По степени родовитости они подразделялись на бояр, окольничих, думных дворян.

- Чины московские , подразделявшихся на спальников, cтольников, стряпчих, жильцов. В старину их именовали "ближними людьми", сами названия этих чинов указывают на придворные обязанности их обладателей. Спальники "с царя одеяние принимают и розувают", стольники прислуживали на пирах и приемах: "пред царя и пред властей, и послов и бояр, носят есть и пить". Стряпчие во время царских выходов держали царский скипетр и шапку Мономаха, жильцы употреблялись для разных посылок.

- Чины служилые городовые составляли слой провинциального дворянства. Они подразделялись на дворян выборных, детей боярских дворовых и городовых. Дворяне выборные по особому выбору или отбору назначались для трудной и опасной военной службы, например, для участия в дальних походах. Выборных дворян по очереди направляли для выполнения различных поручений в столицу. Происхождение термина дети боярские было неясным уже в XVII в. Возможно, эта сословная группа ведет свое происхождение от членов удельных боярских родов, которые после создания централизованного государства не были перемещены в столицу, а остались в уездах, превратившись в низший слой провинциального дворянства. Дети боярские дворовые, то есть несшие дворцовую службу, стояли выше городовых, то есть провинциальных, которые несли службу "городовую или осадную".

Служилые люди «по прибору» (стрельцы,казаки,пушкари, воротники,толмачии другие) формировались в ходе военных реформ серединыXVI векаи правительственной колонизации южных, юго-восточных, восточных рубежей Русского государства; за службу получали жалование (денежное, натуральное и в форме земельного надела на поместном праве).

32. Вотчина и поместье.

Во́тчина - земельное владение, принадлежащее феодалупотомственно (от слова «отец») с правомпродажи,залога,дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Поме́стье - разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в Россиив концеXV- началеXVIII веков.

Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения.

    Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет.

    Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну.

    С середины XVI в. род обладал правом выкупать в течение сорока лет вотчину, проданную его членом на сторону.

В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое.

С Уложения о службе 1556 г., закрепившего обязанность службы вла­дельцев как поместий, так и вотчин, в зависимости от величины надела, начался постепенный процесс сближения правового режима этих двух видов владения. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Он завер­шается, в основном, Соборным Уложением 1649 и последовавшими за ним за­конами.

    Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип – не отнимать поместья отцов у сыновей – утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. наследственный переход поместий распространяется не только на нисходящих, но и, за неимением их, на боковых. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять (ибо все делается, в конечном счете, во имя детей).

    Право наследования укрепляется обычаем выделять пенсию на прожи­ток вдове и дочерям служилого человека (при его гибели на войне, смерти из-за раны, увечья и т.п.).

    Еще один путь укрепления частных прав на поместные земли – это сдача поместья в пользование другому служилому человеку (вдовой, самим престарелым отставным дворянином), который обязывал­ся содержать бывшего владельца до его смерти или выдать все содержание вперед деньгами (последнее было равноценно продаже).

    Разрешается обмен поместий на вотчины (с согласия правительства), а в конце XVII в. – и другие сделки, в том числе продажу и дарение. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника.

Так стирались раз­личия между поместьем и вотчиной, окончательно ликвидированные ука­зом Петра I о единонаследии 1714 г.

служилые люди по прибору
- в России XIV-XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства.

В литературе встречаются и другие названия - Вольные слуги , Послужильцы , Ратные люди , Ратники , Государевы люди .

  • 1 История
    • 1.1 Служилые люди «по отечеству»
    • 1.2 Служилые люди «по прибору»
    • 1.3 Служилые люди «по призыву»
    • 1.4 Церковные служилые люди
    • 1.5 Боевые холопы (послужильцы)
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Вооружённые силы Русского государства (Русское войско, Рать) в конце XV - первой половине XVII веков комплектовалась всеми служилыми людьми государства, которые несли военную службу лично и бессрочно и составляли поместную дворянскую конницу (поместное войско).

Они подразделялись на:

  • московских служилых людей, так в источниках конца XVI века сообщают об украинской службе московских служилых людей: «А украинским воеводам всем во всех украинских городех государь велел стоять по своим местом по прежней росписи и в сход им быть по прежней росписи по полком; а как будет приход воинских людей на государевы украины, и государь велел быти в передовом в украинском полку».;
  • городовых служилых людей (городовые дворяне и дети боярские, записывались в военную службу по городам (калужане, владимирцы, епифанцы и другим), составляли городовые дворянские конные сотни со своими головами и другими начальниками).

Служилые люди в Русском царстве делились на категории:

  • служилых «по отечеству» (по обязанности), к ним относились московские чины, городовые дворяне и дети боярские, которые несли личную поземельную повинность и служили за свой счёт в «сотенной службе» (наиболее знатные и обеспеченные), либо за жалованье в «рейтарском строе», наиболее родовитые люди из числа рейтар выделялись в гусары (только в Новгородском разряде) и копейщики;
  • служилых «по прибору» (выбору, отбору), к ним относились стрельцы, казаки, пушкари, затинщики, пищальники и так далее, несших постоянную службу за жалованье деньгами, натуральной дачи хлеба, соли, тканей и другое;
  • служилых «по призыву», временно служащие в военное время по указу (призыву), к ним относились крестьяне согласно определенной пропорции - так называемые «даточные люди»;
  • церковных служилых людей;
  • боевых холопов или послужильцев.

Служилые люди «по отечеству»

Служба в основном передавалась от отца к сыну. К этой категории относились бояре, окольничьи, стольники, дети боярские, мурзы и служилые татары, литва дворовая, севрюки, дворяне, думные дьяки, белопоместные казаки и другие. Они считались привилегированным сословием, владели землей (на вотчинном, «четвертном» или поместном праве) и крестьянами. За службу получали денежное или поместное жалование, титулы и другие вознаграждения.

Основная статья: Поместная система

Служилые люди «по прибору»

Набирались из представителей податных сословий, лично свободных. Прежде всего это стрельцы, которые подчинялись Стрелецкому приказу. Стрелецкому приказу подчинялась и большая часть городовых казаков. Это можно объяснить отсутствием четкой разницы в службе городовых казаков и стрельцов. И те и другие были вооружены пищалями и коней для службы не имели. Часть казаков подчинялась Казачьему приказу. Таких казаков с атаманами и есаулами было немного. Впоследствии служба «по прибору» также превратилась в наследственную. Дети стрельцов становились стрельцами, дети казаков - казаками. Специфической группой населения являлись стрелецкие и казацкие дети, племянники и бобыли. Эта группа образовалась постепенно, когда все места в положенном числе городовых казаков или стрельцов были уже заняты, но происхождение обязывало этих людей служить в «приборных» людях. Государство не считало их полноценным войском, но в сметные списки по городам они записывались. Стрелецкие и казачьи дети, племянники и бобыли имели на вооружении рогатины и «служили пеши». Существовали и более мелкие служилые единицы: пушкари, затинщики, воротники, казенные кузнецы, толмачи, рассыльные (гонцы), плотники, мостники, засечные сторожа и ямские охотники. Каждая из категорий имела свои функции, но в целом они считались ниже стрельцов или казаков. Мостники и сторожа упоминаются далеко не во всех городах. Коротояке и Сургуте среди местных служилых людей были и местные палачи. Служилые люди «по прибору» редко привлекались к полковой службе. Они занимались огородничеством, ремеслом, торговлей, промыслами. Все служилые люди «по прибору» платили в городовую казну хлебные подати на случай осадного времени. XVII веке в разряд служилых людей «по прибору» были добавлены рядовые военнослужащие полков «нового строя» - мушкетеры, рейтары, драгуны, солдаты, а так же пашенные солдаты и драгуны.

Служилые люди «по призыву»

В военное время по указу (призыву) царя, в критические моменты для государства, временно призывались для службы крестьяне согласно определенной пропорции - так называемые «даточные люди».

При образовании централизованного государства народное ополчение было ликвидировано великокняжеской властью. Князь привлекал народные массы к военной службе лишь в случае серьёзной военной опасности, регулируя размеры и характер этой службы по своему усмотрению (посошная рать).

А. В. Чернов, «Вооруженные силы Русского государства в XV-XVII вв.», М., Воениздат, 1954, с. 27-28.

Основная статья: Посошная рать

Церковные служилые люди

Третью, особую и довольно многочисленную категорию, составляли церковные служилые люди (патриаршьи дворяне, дети боярские, стрельцы, рассыльные и пр.), принявшие послушание или постриг (монашество), содержавшиеся и вооружавшиеся за счет церкви и подчинявшиеся Патриарху и высшим иерархам (митрополитам, архиепископам, архимандритам) Русской православной церкви. По свидетельству современников, патриарх Никон, «при нужде» мог «выставить в поле» до десяти тысяч человек. Патриаршьи стрельцы, например, охраняли патриарха и были особой внутрицерковной «полицией нравов», следившей за поведением священнослужителей. «Патриаршие стрельцы постоянно обходят город, - писал побывывший в Москве архидиакон Антиохийской Православной церкви Павел Алеппский, - и как только встретят священника и монаха нетрезвого, немедленно берут его в тюрьму и подвергают всякому поношению…». Патриаршьи стрельцы были и подобием церковной инквизиции - они занимались розыском и арестами людей, заподозренных в ереси и чернокнижии, а после церковной реформы 1666 года и старообрядцев, в том числе протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. «Патриаршьи стрельцы ухватили боярыню за цепь, сбили на пол и поволокли прочь из палаты вниз по лестнице, сосчитывая несчастной головою деревянные ступени…». Патриаршьи стрельцы ходили по московским церквам и домам и, изъяв «неправильные» иконы, приносили их патриарху Никону, который всенародно ломал их, бросая наземь. Церковные служилые люди привлекались и к государственной службе. конце XVI и в начале XVII веков сторожевую слубжу по охране южного порубежья Русского государства вместе с казаками несли и «люди рязанского владыки». Многочисленные монастыри-крепости - Новодевичий монастырь, Донской монастырь, Симонов монастырь, Новоспасский монастырь, Новоиерусалимский монастырь, Николо-Пешношский монастырь, Высоцкий монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь, Боголюбский монастырь, Богоявленско-Анастасиин монастырь, Ипатьевский монастырь, Толгский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Желтоводский Макариев монастырь, Спасо-Прилуцкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Соловецкий монастырь, Пафнутьево-Боровский монастырь, Псково-Печерский монастырь, Саввино-Сторожевский монастырь, Иосифо-Волоцкий монастырь, Троице-Сергиева лавра и другие имели мощную артиллерию, высокие стены с башнями и многочисленные гарнизоны из иноков-воинов, были способны выдержать длительную осаду и играли ключевую роль в обороне Русского государства. Свято-Троицкий Борщевский монастырь, одна из мощнейших крепостей Белгородской черты, был основан в 1615 году донскими казаками и Борщев строился именно для атаманов и казаков, «которые из них постригаются и, которые из них же раненые и увечные в том монастыре будут».

Боевые холопы (послужильцы)

Четвертую категорию составляли боевые холопы (послужильцы ) - вооруженные слуги, принадлежавшие к разряду несвободного населения. Существовали в Российском государстве в XVI-XVIII веках, составляли вооруженную свиту и личную охрану крупных и средних землевладельцев и несли военную службу в поместном войске вместе с дворянами и «детьми боярскими». Послужильцы занимали промежуточное социальное положение между дворянством и крестьянами. По сравнению с совершенно бесправными пашенными и дворовыми холопами эта прослойка пользовалась немалыми привилегиями. Начиная со второй половины XVI века среди боевых холопов все чаще стали появляться разоренные «дети боярские» и забракованные при царском верстании «новики», для которых поступление на службу в боярскую свиту, даже ценой свободы, было единственной возможностью сохранить свою принадлежность к военному сословию. разные года численность боевых холопов колебалась от 15 до 25 тысяч человек, что составляло от 30 до 55 % общей численности всего поместного войска.

В XIX веке слово сохранялось в форме «служивый» как обращение к солдатам или другим низшим воинским чинам.

См. также

  • Военнослужащий
  • Военнообязанный
  • Призывник
  • Доброволец
  • Наёмник
  • Ратник
  • Солдат
  • Гусар
  • Ополченец
  • Городовые казаки
  • Служилые татары
  • Дети боярские
  • Стрельцы
  • Казаки
  • Боевые холопы

Примечания

  1. Илл. 92. Ратники в тегиляях и шапках железных // Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению: в 30 т., в 60 кн. / Под ред. А. В. Висковатова.
  2. Беляев И. Д. «О сторожевой, станичной и полевой службе на Польской Украйне Московского государства, до царя Алексея Михайловича» - М. 1846
  3. Середонин О. М. «Известия иностранцев о русских вооруженных силах.»- СПб., 1891
  4. «Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII в. и роспись русского войска 1604 г.» / Сост. С. П. Мордовина, А. Л. Станиславский, ч. 1 - М., 1979
  5. Ричард Хэлли. «Холопство в России» 1450-1725. - М., 1998

Литература

  • Бродников А. А. О защитном вооружении служилых людей Сибири в XVII веке // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2007. - Т. 6, № 1.
  • О русском войске в царствование Михаила Федоровича и после его, до преобразований, сделанных Петром Великим. Историческое исследование дейст. чл. Императорского Общества Истории и Древностей Российских И. Беляева. Москва. 1846 г.

Ссылки

служилые люди по прибору

Служилые люди Информацию О

Высшие позиции в обществе Московии занимали вовсе не владельцы земель, не капиталисты и не обладатели привилегий. Да ведь и нет почти ни у кого капиталов и земель, ни особых привилегий.

Высший класс общества составляют те, кто непосредственно служит государству, - служилые люди. Слой этот очень неоднородный, между его группами очень много различий.

Резко отличаются друг от друга владельцы вотчин - земельных владений, которые перешли к ним «от отца» и которые нельзя отнять ни при каких обстоятельствах. И основная масса служилого класса - помещики, те, кому земли даются во временное держание, «по месту».

Всем дают разное количество земли, и могут давать пожизненно, а могут на сколько-то лет - на десять или двадцать. Если служащий получает повышение, ему должны дать еще земли. Если там, где у него поместье, больше земли нет, приходится дать ему другое поместье, побольше, но в другой части страны. Если служивый человек ведет себя плохо, приходится отрезать часть земли, и это вызывает ничуть не меньшие проблемы. И уж совсем неразрешимый вопрос: что делать, если у помещика не один сын, а трое? Тогда ведь приходится двух сыновей «верстать землей в отвод», давать им отдельные поместья. Тогда только один из сыновей остается с отцом в поместье; по идее, он должен дождаться смерти отца и стать помещиком после него.

Поместья все более становились наследственными владениями; одряхлев, помещик обычно «бил челом» в Поместном приказе, чтобы государь «пожаловал» его за службу и за раны, велел бы «оставить» его поместье за сыном, а если сына нет - то за зятем, племянником, которому «его государеву службу править мочно». Такие просьбы обычно исполнялись, если не было веских причин поступить иначе.

Поместье давалось для того, чтобы человек мог выставить сколько-то вооруженных людей и принимать участие в войнах, ведомых государством. По Уложению о службе 1556 года со ста четвертей земли помещик должен был выставлять одного вооруженного всадника. На эту норму и ориентировались дьяки Разрядного и Поместного приказов, рассчитывая: какую частную армию должен содержать каждый помещик?

Каждые три года помещик должен был являться на смотр, показывать дьякам Поместного приказа, какие силы он подготовил, так сказать, подтверждать свое право на поместье. Не слишком часто, но случалось, что неспособных вести хозяйство и обеспечить нужное число воинов поместий лишали.

В низах военного сословия, среди дворянства и детей боярских сталкивается множество различных групп: кто побогаче, кто победнее, кто позначительнее, а кто впал в ничтожество. Многие различия вообще не очень понятны без длительной подготовки, без того, чтобы вникать во множество деталей - хотя бы различия между дворянами и детьми боярскими.

Дети боярские происходили от измельчавших боярских родов, от вторых и третьих детей бояр, которым не Досталось вотчин, от лично свободных слуг бояр и князей. Дворяне же порой от лично несвободных слуг бояр, и родословные у них были не такие древние; среди дворян много было незнатных людей. И при том, что реальное положение у этих двух групп совершенно не различалось, дети боярские считались занимающими более высокое положение.

Для детей нашего рационального века в этом даже как-то и непонятно, в чем различия (если уж и экономически, и юридически нет никакой разницы), но люди XVII века тонко находили эти различия; в некоторых случаях они оказывались довольно серьезными. Например, во время царской свадьбы дети боярские «берегли путь Государев» - когда царя и царицу венчали в соборе, следили, «чтоб между государева коня и царицыных саней не переходил никто». А дворяне такой чести удостоиться не могли бы никогда.

И уж конечно, столичное дворянство сильно отличается от провинциального, слуги государства занимают совсем не такое же положение, какое слуги бояр и князей. Столичные «чины» - стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы - составляют царскую гвардию, служат офицерскими кадрами для провинциальных отрядов, несут службу при царском дворце, исполняют различные поручения высших сановников, а то и самого царя.

В провинции главную массу служилых людей составляли «родовые» (то есть потомственные. - А. Б.) дворяне и дети боярские.

Для крестьян, конечно, все группы служилых людей - это социальное «поднебесье». Это те, кого правительство велит «его помещика слушати и пашню на него пахати и доход ему помещиков платити». Не зря же на всех служилых людей распространяется слово «боярин», на которое вообще-то абсолютное большинство служилых не имели никакого права. В чем нет совершенно ничего специфически русского - точно так же и в Западной Европе для всякого простолюдина всякий феодал становился «сиром», «сэром», «синьором».

Но это - для крестьянина, волей-неволей смотрящего снизу вверх. Но по отношению к настоящим боярам и с точки зрения государства все эти «худые смиренные холопи», Ивашки и Микишки, - точно такие же рабы, двуногая собственность, как и сами крестьяне. Под угрозой кнута, конфискации поместий, «слова и дела», ссылки в Сибирь, лишения всех прав по единому подозрению в «неустройстве» и «нерадении» они должны были с 15-летнего возраста и до глубокой старости «за его государеву честь» переносить голод, холод, все тяготы походов, увечья и «полонное терпение».

А вообще-то если не брать бытового слова «боярин», то настоящим боярином, по закону, был даже не тот, кто владеет вотчиной... А только тот, кто владеет думским чином «боярин» и входит с другими боярами в совсем маленький, узкий слой - буквально несколько десятков человек.

Но даже и на самом верху военно-феодального, служилого сословия, в той же Боярской думе, среди владельцев вотчин, в сообществе потомков старинных родов тоже нет единства и равенства положений. И здесь тоже каждый в чем-то выше или ниже другого, пусть на самую маленькую, с трудом уловимую ступенечку. Они - заседавшая в Боярской думе высшая аристократия страны - вовсе не были равны друг другу. Думный боярин был выше окольничьего. При этом бояр и окольничьих никогда не было много, самое большее человек 50. Кроме них, в Думу входили несколько думных дворян (конечно же, стоявших несравненно ниже самого захудалого окольничьего) и три или четыре думных дьяка, возглавлявших самые важные приказы.

Несколько десятков знатнейших фамилий, не более сотни, потомки удельных князей, цепко держались за свои привилегии, и иерархия разделяла даже эти несколько сотен, от силы тысяч человек - высшую аристократию всего служилого сословия.

На самом верху этой иерархии самых верхов - шестнадцать знатнейших фамилий, члены которых поступали прямо в бояре, минуя чин окольничьего: Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Морозовы, Шереметевы, Одоевские, Пронские, Шеины, Салтыковы, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы, Урусовы. При формировании Боярской думы царю было совершенно невозможно обойтись по крайней мере без «большаков» этих семейств, а порой в Думе скапливалось и по нескольку их представителей. Несправедливо? Не в большей степени, чем Палата лордов, например.

Причем и в нашем, таком «демократическом» на вид обществе есть свои ранги, которые тоже показались бы дикими боярину XVII века. Скажем, огромная важность денег, материального богатства показалась бы ему просто неприличной. Ни знатность рода, ни другие важные для него параметры совершенно не зависели от денег.

Некоторые из этих фамилий хорошо знакомы читателям - Голицыны, Одоевские, Шереметевы, Трубецкие, - интеллигентные семьи, они дали многих славных представителей в разных поколениях, в разные периоды русской истории. Салтыковы известны разве что Петром Семеновичем Салтыковым, победителем Фридриха Великого в Семилетней войне, ну и, конечно, Дарьей Салтыковой, знаменитой «Салтычихой». Морозовы совершенно невыразительны после Бориса Ивановича Морозова, воспитателя и близкого друга царя Алексея Михайловича. Остальные же фамилии остались в истории ровно потому, что это фамилии «Рюриковичей» и «гедиминичей». Представители же этих семей были и остались людьми совершенно невыразительными, скучными, не совершили никаких личных поступков, за которые их следовало бы помнить.

Каждый знатный род - и эти шестнадцать, и остальные сто, чуть ниже рангом, - очень хорошо знал, какого рода он выше или ниже, какими княжествами и какими уделами владели их предки и какое место подобает им занимать в этой иерархии высших. Потомки служилых московских князей считались выше потомков удельных князей. Потомки удельных князей были выше «простых» бояр, без титулов. Московские великокняжеские бояре считались выше удельных. Потомки старшего сына «главнее» потомков младшего, и, уж конечно, огромное значение имела сама по себе древность рода.

Конечно же, каждый аристократ прекрасно знал, «выше» или «ниже» каких семей должны сидеть его представители в Боярской думе и на пирах. В данном случае «выше» и «ниже» означает одно - ближе к царю или дальше. А кроме того, все знали, на какие должности они могут рассчитывать.

Считалось чудовищной несправедливостью, если «худородный» назначался начальником «высокородного», а представитель рода «молодщего» получал должность раньше, чем представитель рода «доброго». Если царь допускал такую несправедливость, боярин «бил челом», просил исправить неувязку и делал это с полной уверенностью в своей правоте. Обычно царь и «исправлял», причем под сильнейшим давлением своего ближайшего окружения. Ведь в ценности местничества были уверены практически все!

Если какой-то опрометчивый боярин или целый род нарушали правила местничества, в ход могли пойти и посохи - увесистые палки, на которые опирались бояре, и даже «ножные мечи» - ножи, которые носили «за сапогом», за голенищем. Можно сколько угодно смеяться над пожилыми, толстыми боярами, таскавшими друг друга за бороды или учинявших поножовщину непосредственно в Думе, но следует признать - за их поведением стоит совершенно железная логика. Это логика совсем другая, чем у нас, у их отдаленных потомков, но логика-то ведь есть!

Знать Московии не верила в существование выдающихся личностей, а семейные достоинства впрямую связывала с «породой»... ну и действовала соответственно.

Все чины и должности, KOYорые занимали представители знатнейших родов, вписывались в Разрядные книги. Чуть возникали какие-то/сомнения, всегда можно было выяснить, какие чины и должности занимали прадеды и прапрадеды тех, кто сейчас на них претендует. А чины и назначения предков, понятное дело, были прецедентами, чтобы дать такие жб потомкам.

В итоге царь мог «пожаловать боярами» выходцев из средних служилых слоев - например, Ордин-Нащокина или Матвеева. Но и эти талантливые выдвиженцы сидели «ниже» представителей старинных родов, далеко не всегда они могли получить назначение на должность, к которой, может быть, и были особенно способны.

В местничестве очень хорошо проявлялся точно такой же способ мышления, как и в крестьянской среде. Действие местничества доказывает, что верхи общества принципиально думали точно так же, как и низы. Бояре точно так же, как крестьяне, жили даже не семейными, а скорее даже родовыми ценностями. Если человек принадлежал к роду Долгоруких, Голицыных или Вяземских, эта принадлежность с точки зрения всего общества была несравненно важнее его личных качеств. В существование выдающихся личностей предки, что поделать, не верили, да к тому же в родах тоже были свои «большаки», железной рукой державшие семейную власть и представлявшие род во внешнем мире. Всю жизнь человек, каких бы чинов он ни удостаивался, занимал в роду подчиненное, второстепенное положение и вполне мог никогда и не стать главой рода.

Вся жизнь знатного боярина определялась в наименьшей степени его талантами или его личными заслугами и почти полностью определялась принадлежностью к роду и его местом в этом роду.

Поэтому огромное значение приобретали выяснения, происходит ли боярский род от старшего или от среднего сына князя Лычко, вышедшего из Литвы в XIV столетии. Потомки старшего сына приобретали право сидеть на одного человека ближе к царю, чем потомки среднего, и получали пусть незначительное, но преимущество при назначении на любые важные должности.

И получается, что в верхах общества, в среде знатной и порой сказочно богатой аристократии, в среде, объединявшей буквально несколько тысяч влиятельнейших людей Московии, царят те же нравы, что и в среде московитского крестьянства, почти не ушедшего от первобытно-общинного строя.

Последствия же для управления страной получались различные. С одной стороны, система становилась куда стабильнее, постояннее, чем в странах, где активные люди могли что-то изменять, добиваться личного успеха. С другой... Как писал бывший подьячий Посольского приказа Котошихин, «многие бояре на спрос государев, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что возводит их Государь в Думу не по уму их, а токмо по великой породе».

На другом полюсе служилого населения - регулярные части «служилых людей по прибору», те, кто «прибирались» из низших слоев населения и жили с семьями в подгородных слободах (стрелецкая, ямская, пушкарская, казацкая слободы).

За службу они не получают поместий с крепостными, но получают землю - порой не только под огороды и сады, но и под хлеб, а главное, получают денежное и хлебное жалованье. За это они должны в любой момент быть готовы выступить в поход, но в мирное время правительство не очень мучает их сборами или учебой. «Служилые люди по прибору» занимаются торговлей, ремеслом, составляя конкуренцию посадским, тем более что жалованье выдается им не особенно регулярно.

Таковы стрельцы, которых в одной Москве 20 полков по тысяче человек, и еще не менее 10 тысяч в важнейших городах и в приграничных крепостях. Это отряды пушкарей, казаков и войска, которые мы сейчас назвали бы «частями технического обеспечения»: ямщики для почтовой службы, плотники и кузнецы, воротники, затинщики, которые ставят и охраняют «тыны» крепостей.

В случае войны с посадского и уездного населения собирают «даточных людей», в основном для обозной и прочей вспомогательной службы. После войны «даточные люди», если уцелеют, могут уходить обратно домой, их никто не держит.

Почти в таком же положении оказываются и солдаты «полков иноземного строя». Даже приглашая иностранных офицеров, московское правительство не сразу организует постоянное регулярное войско. Долгое время и эти полки формируются только на время войны. В мирное же время тратить на них деньги правительство не хочет, и Уцелевшие в сражениях «охочие люди», если называть вещи своими именами, выбрасываются на улицу.

Разумеется, это самый низший разбор служилых людей Московского государства. И в этой категории слуг государства видно то же отношение к своему государству: люди честно служат ему, не понукаемые и не понуждаемые чиновниками. Общество поддерживает государство.

Служилые люди – это категория лиц, состоящих на службе государю, они имели место быть, начиная с XIV по XVIII век. Другое их название государевы люди. Служба была военной или административной, имела особые привилегии: вознаграждение земельными наделами, титулами, позднее некоторым стали выдавать поместное жалование.

Определение и виды государевых людей

Разобраться в иерархии служилых людей современному человеку не просто. С развитием и становлением России, формировалась категория служилых людей, которые несли службу на благо государства. Всех жителей страны можно разделить на три части: служилое, тягловое и не тягловое население.

Тягловое население – это плательщики тягла: крестьяне, ремесленники, жители черных слобод и так далее. К нетягловому относилось население, частично или полностью освобождённое от налогов. Это были жители белых слобод, городов. Горожане в это время играли немаловажную роль, так как к началу XVI века на территории России насчитывалось около 140 городов, самым крупным была Москва.

Именно в ней, а так же других городах сосредоточилась большая часть служилых людей. Это были, в основном, административные служащие и военные. Основные виды службы, исполняемые ими, были нескольких категорий «по отечеству», «по прибору», «по призыву», «церковные». Они, в свою очередь делились на несколько подкатегорий, которые разделялись по виду службы. Рассмотрим всё по порядку.

Служилые люди «по отечеству». Основные характеристики

Служилые люди всегда были опорой государства, так как именно они отвечали за его безопасность и исполняли все административные функции, позволяющие стране жить и работать. Особняком стояли бояре, которые исполняли представительную власть страны, участвовали в её управлении. К категории служилых людей «по отечеству» относились:

Думные чины

Московское государство в XVI веке представляла собой страну с политическим строем «сословно-представительная монархия». Представительным органом её была Боярская дума, которая вместе с царём решала большинство вопросов в стране.

Думные бояре заседали в Думе. Из их числа делались назначения на должности воевод, послов, наместников. Они были самым могущественным сословием на Руси. Во владении их находились земли – поместья (земли с проживающим на них населением), бывшие в вечном владении и передаваемые по наследству.

Думные дворяне исполняли военные и придворные обязанности, участвовали в заседаниях Боярской думы, назначались начальниками приказов, воеводами.

Думные дьяки не участвовали в заседаниях думы, они вели, в основном, всю документацию: осуществляли переписку, подготавливали приказы и постановления. В случае необходимости, назначались на должности. Примером может служить думный дьяк Иван Тимофеев .

Московские чины

Отдельно хочется сказать об этой категории служилых людей. Это, большей частью, представители светской власти, чиновники, выполняющие различные функции. Рассмотрим некоторые из них:

Что такое служилые люди «по прибору»

Ему подчинялась и большая часть городовых казаков. Остальные подчинялись Казацкому приказу, руководили ими есаулы и атаманы. Через определённое время служилые люди «по прибору» стали передавать свои должности по наследству.

Другие категории

Служилые люди «по призыву» — это определение схоже с современным воинским «запасом». Они требовались на время войны и набирались большей частью из крестьян. Другое их название «даточные ратники». Это были люди, платящие ясак. Из трёх хозяйств, платящих ясак, призывался один ратник. Это было тяжёлое ярмо для крестьянских хозяйств. Но именно этот вид служилый людей сохранялся дольше всего.

Церковные служилые люди

Это многочисленная и многообразная категория, входящая в понятие служилых людей в России в 16 веке. Это были дворяне, патриаршие боярские дети, стрельцы, рассыльные, которые приняли подстриг или послушание. Они содержались и вооружались на церковные деньги и подчинялись только высшим церковным санам.

Церковные служилые люди привлекались на службу государю. Большую роль они сыграли при присоединении новых земель. На окраинах России были выстроены и действовали многочисленные крепости-монастыри, которые помогали охранять русские земли от вражеских набегов. Они были укреплены мощными стенами с высокими сторожевыми башнями. Оснащены артиллерийскими орудиями, которые были самыми мощными для того времени.

Что давала служба

Как мы видим служилые люди – это довольно многочисленная и разнообразная категория населения Московского царства, для которых защита государства составляла основное предназначение. Служба на благо государства давала многочисленные привилегии в виде земельных наделов, продовольствия, денежного содержания. Попасть в число служивых стремились многие люди.

Большую выгоду от неё получали знатные сословия: бояре, дворяне, которые получали доходные места, где буквально сколачивали целые состояния, кроме того, за службу получали большие привилегии, ресурсы, освобождение от налогов. Свою службу, они передавали по наследству. Вокруг должностей, дающих доход и власть, складывались определённые социальные отношения, порождённые борьбой за их обладание.

Значение служилых людей в становлении и укреплении Русского государства трудно переоценить. Благодаря им удалось сохранить государство и преодолеть последствия смутного времени . Именно они активно участвовали в освоении новых земель, строительстве крепостей и острогов, развитии городов, установлении в них административного правления. Именно они первыми встречали врагов, посягающих на целостность государства.