Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.
От Эзопа до Крылова
Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.
Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» - басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Предостережение Зевса
Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» - басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.
Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» - предостерегает лягушек Зевс.
Проведённыйанализ басни «Лягушки, просящие царя»поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.
О рифме, характерах героев
Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящиецаря»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком - ничком, рядом - задом, державу - славу.
Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором -болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».
Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».
Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:
- трусливыми;
- подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.
Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.
- Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
- Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.
Народность произведения
В басне«Лягушки, просящие царя» моральможно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».
Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.
Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж - почему».
Взгляды Крылова и их выражение в баснях
В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: "Живите с ним, чтоб не было вам хуже!". Таким образом, анализ басни "Лягушки, просящие царя" позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: "Лягушка, просящая царя", "Обоз" и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.
Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель - человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.
Анализ басни «Лягушки, просящие царя»позволяет подчеркнуть негативное восприятие правителей и руководителей в обществе. Произведение, написанное более 200 лет назад, в определённых случаях может являться примером для некоторых и сегодня.
От Эзопа до Крылова
Со времён античной литературы басня занимала особое место. Ей удавалось подметить такие черты человеческого характера, которые всегда считались порочными и вызывали негативные чувства. Первым, кто заговорил о человеческих минусах языком басни, был мудрейший древнегреческий поэт-философ Эзоп. Способность не называть конкретное лицо, прибегая к аллегории, указывала на недостатки, с которыми необходимо бороться.
Его последователем стал Лафонтен. «Лягушки, просящие царя» - басня, принадлежащая его перу. Аллегория позволяет авторам сделать главными героями представителей животного мира. Чтобы понять, как действует такой приём, нужно провести анализ басни «Лягушки, просящие царя».
Итак, о чём же это произведение? Давным-давно жительницам болот захотелось, чтобы ими руководил царь. Юпитер внял их просьбе и отправил в их царство огромного осинового чурбана. Лягушки боялись его, но потом, расхрабрившись, стали безобразничать, невзирая на высокий титул своего нового повелителя.
Чурбан ничему не препятствовал, ни в чём не упрекал своих подданных. Но так ничего и не сделал полезного для них. Это вызвало недовольство во всём окружении царя. Лягушкам захотелось государя расторопного, и они снова обратились с такой просьбой к Юпитеру.
Взошла на трон змея. Проворная и красивая, она строго наказывала за непослушание. Даже ни в чём не повинные лягушки становились её обедом. Оставшиеся в живых пожаловались небесному владыке. Юпитер удивился, но отказал в очередной просьбе лягушек, пообещав им прислать в качестве царя правителя ещё хуже прежних.
Предостережение Зевса
Не только Лафонтен написал о недовольстве теми, кто стоит у власти, к этой теме обращается и Крылов, «Лягушки, просящие царя» - басня, которая имеется и в его сборнике. Под лягушками у известного баснописца имеются в виду люди. У Крылова по-прежнему первым бессловесным правителем становится осиновый чурбан, которого сменил Журавль.
Для того чтобы внести контрастность в процесс правления и ярче обрисовать положение лягушек, авторы басен выбирают в качестве вторых царей змею и журавля, потому что оба они любят полакомиться лягушками. Был дан тихий и спокойный царь, его недооценили, тихой и спокойной жизни не захотелось, слишком скучной и неинтересной показалась она лягушкам. А другой-то ещё хуже оказался. Недаром говорится: «От добра добра не ищут». «Живите с ним, чтоб не было вам хуже!» - предостерегает лягушек Зевс.
Проведённыйанализ басни «Лягушки, просящие царя»поможет определить, в чём в этой басне мораль. А она проста: нельзя всё изменить сразу. Необходимо учитывать, что в природе всё имеет своё развитие, но оно происходит постепенно. Если бы лягушки потерпели, они приспособились к чурбану и даже научились извлекать из общения с ним огромную пользу. Суть басенной морали не утеряла своей актуальности.
О рифме, характерах героев
Басня, которую написал Иван Андреевич Крылов («Лягушки, просящиецаря»), в стихах. У автора очень чёткая рифма: бочком - ничком, рядом – задом, державу – славу.
Главный недостаток, царящий в обществе и отмеченный автором -болезненная страсть к переменам, нежелание принимать существующее положение таким, какое оно есть, желание поменять свой прежний образ жизни, не опираясь на прошлое и на свой опыт. Лягушкам стало «не угодно правление народно», «не понравилось жить вольно и свободно».
Наиболее яркими запоминающимися фразами у автора являются: «треснулся на царство», «показалось совсем неблагородно».
Главными героями басни являются лягушки, они находятся в постоянном контакте с Зевсом и меняющимися царями. Из-за характерных черт характера можно назвать их:
- трусливыми;
- подобострастными перед теми, кто намного выше их по статусу.
Но как только они чувствуют безнаказанность, они тут же демонстрируют своё пренебрежение к царю, повернувшись к нему спиной. Зевс же очень внимательно относится ко всем просьбам, обращённым к нему.
- Царь чурбан степен, молчалив, огромного роста.
- Журавль иного нрава, не любит никого баловать и делать кому-то снисхождения. Он имеет два образа. Это птица, пожирающая лягушек. Грозный царь, который наказывает своих подданных без разбору.
Народность произведения
В басне«Лягушки, просящие царя» моральможно заменить на известные пословицы: «лучше синица в руках, чем журавль в небе», «от корма кони не рыщут», «от добра добра не ищут».
Крылов всегда любит показать через смех и незлобное подшучивание, над какими моментами стоит задуматься. А их в басне великое множество.
Как известно, люди забирают из известных произведений яркие выражения, которые активно используют в своей обыденной речи, тем самым делая эти выражения крылатыми, афористичными. Эти фразы украшают лексику говорящего. К тому же разговорная речь приближает произведение к народу. Вот некоторые примеры: «чтоб горю пособить», «глотает, как мух», «ни носа высунуть», «пошто ж – почему».
Взгляды Крылова и их выражение в баснях
В любом случае, фраза сказанная Зевсом в самом конце произведения, производит неизгладимое впечатления. Звучит она так: "Живите с ним, чтоб не было вам хуже!". Таким образом, анализ басни "Лягушки, просящие царя" позволяет сказать, что это очень резкая и острая тема, в которой автор постарался максимально выразить своё негативное отношение к правящей императорской верхушке. Баснописец считал, что царей хороших не бывает и каждый последующий правитель будет только хуже. За свою творческую жизнь много написал бесен Иван Андреевич Крылов: "Лягушка, просящая царя", "Обоз" и другие, в которых он, не боясь наказания, смело показывает своё отношение к русским царям.
Таким образом мораль басни можно применить и в настоящее время. Как бы ни был хорош руководитель, правитель - человек всегда высказывает своё недовольство его работой и хочет нового. А он может оказаться липовым чурбаном или журавлём.
Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лягушки, просящие царя”. Продолжить развивать умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.
Оборудование: книги с Крылова, портреты баснописца, иллюстрации к басням.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, прослушивание аудиокассет, разбор прослушанных басен, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.
I. Вступительное слово учителя.
В 1800-е годы И.А. Крылов пересматривает свое отношение и к самому ходу истории, и к сознательному вмешательству “теории” в историческую практику человечества. Теоретическое вмешательство в ход событий Крылов отвергает начисто, оно может привести только к еще большему злу.
До французской революции Крылов возлагал, как и другие просветители, большие надежды на разум, широкое образование и воспитание дворян, на внедрение в их умы разумных общественных понятий. Такое умственное просвещение способно было, по его мнению, преобразовать все общество. Если большинство дворян поймет выгоды разумного поведения, не будет притеснять крепостных, позаботится о социальных нуждах бедняков, поставит общественный долг выше эгоистических, корыстных вожделений и т. д., то возникнет государство справедливости и процветания.
Но вот свершилась французская революция. Крылов, как и другие передовые люди, столкнулся с тем, что предсказания просветителей не сбылись. Надо было пересмотреть прежние позиции, извлекая уроки из истории. Перед ним встал вопрос: почему история "не послушалась" просветителей, почему она обманула их надежды?
В начале XIX века Крылов обратился к жанру басен, связанному с народной культурой. В своих баснях он дал ответы на злободневные жизненные проблемы.
Крылов прояснил ту истину, что история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
В этом отношении очень показательна крыловская разработка известного и популярного басенного сюжета – “Лягушки, просящие Царя” (1809). Общая идея этой басни, развитая Лафонтеном, сохранена и у Крылова: лягушки сами виноваты в своих несчастиях, в том, что, не довольствуясь правлением народным попросили себе царя.
2. Чтение и анализ басни
Лафонтен |
|
Лягушки, просящие царя |
|
Некогда в далекой древности Лягушки просили Юпитера послать им государя. Вняв слезной их мольбе, Юпитер даровал царя болотному племени. С неимоверным шумом тот царь упал в болото, переполошив всех его обитателей. В страшном испуге все лягушки попрыгали в воду и зарылись поглубже в ил. Поначалу они и взглянуть не смели на своего нового повелителя - ведь он был такой огромный, такой величавый. Это был здоровенный осиновый чурбан. Но постепенно лягушки расхрабрились и, одна за другой, стали собираться вокруг своего царя, ожидая его милостей и благодеяний. Царь величественно молчал. Тогда лягушки расхрабрились еще больше. Они теребили своего владыку, тормошили его и трясли, домогаясь подарков, наград и прочих пожалований. Царь безмолвствовал. Тогда лягушки, вконец разошедшись, стали вскакивать ему на спину и даже прыгать у него на голове. Повелитель и не шелохнулся, претерпевая все обиды от своих верноподданных. Он не сказал им ни слова упрека, он не покарал их за дерзость. Однако и благодеяний никаких он него лягушкам так и не воспоследовало. Недовольные лягушки сказали тогда
Юпитеру: Тогда Юпитер послал им змею. Уж она-то
была куда как расторопна! Такая изящная, такая
подвижная, и очень красивая! Настоящая
императрица! Быстро скользила она по своему
царству, неукоснительно блюдя свое достоинство и
власть, строго карая подданных - и за дерзость, и
за неуместное своемыслие, и за прочие
провинности, и даже без оных. Она так ловко и
быстро глотала лягушек, что вскоре последние
снова пожаловались Юпитеру. Тот сказал им так: |
|
– Какое сомнение выражено в этой басне? (глубокое сомнение в договорной теории государства, особенно в том ее варианте, который был разработан Руссо и применен на практике якобинцами. В ней высказано сомнение в том, что возможно строить историю сознательно, на основе предвзятых, головных Теорий).
– Но в крыловской разработке этого сюжета есть еще и то, что всецело принадлежит ему самому. В чем состоит отличие басни Крылова? (подробное, гораздо более развернутое, чем у Лафонтена, описание царствования Журавля. У Лафонтена Король-журавль поступает с лягушками именно как Журавль: ловит, убивает и глотает. Все это описание действий журавля занимает у Лафонтена две строки. У Крылова правление Журавля изображено в 12 строках:
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
– Какими чертами наделяет Журавля Крылов? (Крыловский Журавль под своим именем появляется в басне только один раз; далее он всюду именуется Царь и все его действия изображены в двойном плане: как журавль он лягушек ест, как царь он судит свой “народ” и всех приговаривает к казни).
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!)
– За что были наказаны лягушки? (лягушки были наказаны за свою страсть к переменам, за нежелание считаться с существующим положением вещей, за стремление изменить свой образ жизни без оглядки на прошлое и на свой же опыт)
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Последних слов у Лафонтена нет. Возможно, что Крылов имел в виду В. Майкова, который в своем переводе-переделке Лафонтена дал подробную критику демократического правления. У него лягушки так жалуются Юпитеру:
Живем мы своевольно; Неправд у нас довольно,
У нас
На всякий час
Друг дружку ненавидят;
Бессильных сильные обидят;
А сильный сильного считает за врага. 1
“Глупость” лягушек, по Крылову, – в теоретическом характере их стремлений, в их убеждении, что надо попробовать другую власть.
Путь испытаний, который проходят лягушки, – это опровержение просветительского оптимизма с его убеждением, что в конечном счете на земле установится владычество “чистого разума” (Карамзин). 2
– Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню Крылова? Чему она нас учит? (история движется по своим законам, а не по "логическим", "головным" предписаниям людей, что попытки навязать истории некие "разумные" требования, не учитывающие всего предшествующего исторического опыта, обречены на провал и приводят к гораздо худшим последствиям, чем те, которые являются следствием естественного движения.
Если нельзя предугадать развитие действительности и строить прогнозы, то, спрашивается, какова же роль разума? Крылов отвечает так: равно опасно как преувеличение роли разума, так и пренебрежение им. Невмешательство разума в практическую деятельность приводит к застою, косности, рутине.
Домашнее задание.
Составить цитатный план басни “Лягушки, просящие царя”.
1.Связь творчества Крылова с общественной жизнью России и историческими событиями, происходившими в России и Европе. 2.События 1812 года и их отражение в творчестве Крылова («Волк на псарне», «Кот и Повар», «Ворона и Курица»). 3.Недостатки монархического правления в басне «Лягушки, просящие царя». Выдающийся русский писатель, баснописец И. А. Крылов был одним из тех, кто заложил основы реализма в русской литературе. За образами животных, которые стали излюбленными персонажами его басен, легко угадываются люди с определенными чертами характера; но современники автора соотносили их с конкретными личностями. Многие басни Крылова являются своеобразным откликом на исторические события, которые имели огромное значение не только для России, но и для всей Европы. События 1812 года - победа русских войск над наполеоновской армией - вдохновили многих писателей, в том числе и Крылова. Одной из наиболее его известных басен, посвященных этим событиям, является «Волк на псарне».
В остроумной и тонкой манере Крылов повествует о мирных предложениях загнанного в угол Волка (то есть императора Наполеона): «Я, ваш старинный сват и кум, /Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; /Забудем прошлое, уставим общий лад!» Крылов послал эту басню фельдмаршалу Кутузову, который прочел ее перед войсками. «Ты сер, а я, приятель, сед», - говорит в басне Ловчий Волку. Намек очевиден: русский полководец был немолод, а серый сюртук императора французов был достаточно знаменит. В этой басне содержится недвусмысленный призыв сражаться с врагом до окончательной победы: «...волчью вашу я давно натуру знаю; /А потому обычай мой: /С волками иначе не делать мировой, /Как снявши шкуру с них долой». Басня «Кот и Повар» высмеивает нерешительность царя Александра I, в то время как наполеоновская армия уже захватила не одно государство Европы, и император Франции готовился к нападению на Россию: «А я бы повару иному /Велел на стенке зарубить: /Чтоб там речей не тратить по-пустому, /Где нужно власть употребить». Другая басня, посвященная войне с Наполеоном - «Ворона и Курица». В ней повествуется о сдаче Москвы французам, но, так и во всех баснях Крылова, в ней содержится извечный смысл, не зависящий от эпохи и исторических событий: «Так часто человек в расчетах слеп и глуп. /За счастьем, кажется, ты по пятам несешься: /А как на деле с ним сочтешься - /Попался, как ворона в суп!» Исторические аналогии басни «Лягушки, просящие царя» не столь прозрачны и очевидны. «Лягушкам стало не угодно /Правление народно...» - такими словами начинает свой рассказ баснописец. Это начало естественным образом рождает ассоциацию с призванием варяжских князей на Русь; однако дальнейшее повествование опровергает подобное предположение. Несомненно, что князь Рюрик, сумевший подчинить разнородные славянские племена, никак не может быть сопоставлен с осиновым чурбаном из басни Крылова. Ответ, который дает Юпитер на повторную просьбу лягушек дать им царя, порождает другое предположение, что речь идет о воцарении династии Романовых, о царе Михаиле, взошедшем на престол в юном возрасте и не имевшем достаточного жизненного опыта и твердости характера, необходимых правителю, а также о царе Петре Алексеевиче, начало правления которого ознаменовано стрелецкими бунтами, и чьи решительные нововведения у многих вызывали недовольство. Однако провести четкую историческую параллель довольно трудно; поэтому все вышесказанное об этой басне следует считать лишь туманными догадками, не более того. Очевидно другое: в этой басне Крылов показывает нам весьма распространенную особенность человеческой натуры - она быстро пресыщается спокойствием и миром, начиная искать треволнений и смут. Результат очень часто оказывается плачевным; люди находят то, что искали, но оно совершенно не соответствует их представлениям о данном предмете. В итоге положение людей ухудшается вследствие их же собственных усилий. Они начинают роптать на Судьбу, на Бога, на кого угодно - но тщетно. Примерно таким представляется смысл басни Крылова «Лягушки, просящие царя». Немало и других басен Крылова могут быть соотнесены с конкретными событиями, но думается, что главное совсем не это. Гениальность художника любой эпохи в первую очередь в том, что произведение останется вечно юным, то есть актуальным, спустя длительный период времени - и всегда, пока на земле будут жить люди.
В басне «Лягушки, просящие царя» происходят одновременно смешные и печальные веши. Лягушки не сумели жить при «правлении народном», то есть без верховной власти. Они стали просить у богов царя.
Дважды боги посылали им правителя, оба раза это имело печальные последствия. В первом случае «царь этот был осиновый чурбан», а во втором — Журавль.
Первый правитель не устроил лягушек своей терпимостью, и они стали вести себя так, как кому заблагорассудится. Журавль же был крут и скор на суд, «кого не встретит он, тотчас засудит и проглотит». Третью просьбу (сменить этого правителя) боги не удовлетворили.
Аллегория в басне прозрачна. Лягушки - обыватели, составляющие большую часть государства. Цари - через эти образы показаны два типа управления государством.
В басне отражены следующие мысли баснописца:
Народ не может сам управлять своей жизнью, готов отказаться от свободы неизвестно во имя чего;
Если царь спокоен, народ начинает злоупотреблять служебным положением, но это ему не нравится;
Правитель «иного нрава» не устраивает народ своей жестокостью;
-«глас с неба» (мнение богов) оценивает поведение лягушек как безумие;
Варианта «хорошего» царя боги не предлагают, так как народ его не заслужил.
Нам действительно смешно и грустно одновременно. Забавно описано поведение лягушек-обывателей, смешно характеризуется первый правитель. Грустно оттого, что показано отсутствие самосознания у народа, что правители далеко не идеальны, но лучших не будет.
Русская история имеет много подобных примеров.
Басня начинается ироничным и немного грустным рассказом о том, что лягушек не устроила свободная жизнь, жизнь «без службы и на воле». Они сами, добровольно, попросили у богов дать им царя.
Управление первого царя заключалось в том, что он был пассивен, что привело к некоторому хаосу: лягушки обнаглели, перестали его уважать и почитать. Правление Журавля было прямо противоположным: наказание было основным его правилом, лягушки испугались, потому что везде стали видеть опасность для жизни.
Получается, что настоящего государственного правления Крылов не показал. Возможно, он считал, что власть и народ всегда находятся в конфликте. Еще можно предположить, что народ заслужил таких правителей, провинившись тем, что не смог жить при «правлении народном».
Пособить — помочь; осиновый чурбан — неотесанный, «тяжелый», глупый и грубый человек; в лягушках каждый день великий недочет - каждый день наказывается (гибнет) большое количество лягушек; приходит черный год - время неудач, печали.
Мораль басни содержится в заключительных строчках. Слова эти («Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?», «Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!») произносится богами с небес.
В обычной жизни эти слова можно произнести тогда, когда следует напомнить кому-то или самому себе о том, что мы всегда имеем возможности, которые по недомыслию не используем, потом бывает много проблем, виноваты в возникновении которых мы сами.