Лучшая проза 20 века. Русская литература XX века. Под стеклянным колпаком

Список лушших книг 20 го столетия по мнению пользовотелей портсла Goodreads – самого авторитетного интернет-портала любителей книг. Рейтинг составлен к 23 апреля - Дню Книги.

1. Убить пересмешника

Автор книги: Харпер Ли
«Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь».

2. 1984

Автор книги: Джордж Оруэлл
«Если ты в меньшинстве – и даже в единственном числе, – это не значит, что ты безумен».

3. Властелин Колец

Автор книги: Джон Рональд Руэл Толкин
«Многие из живущих заслуживают смерти. А другие погибают, хотя заслуживают долгой жизни. Можешь ли ты наградить их? Так не торопись же раздавать смертные приговоры. Даже мудрейшие не могут предвидеть всего».

4. Над пропастью во ржи

Автор книги: Джером Дэвид Сэлинджер
«Если девушка приходит на свидание красивая – кто будет расстраиваться, что она опоздала? Никто!».

5. Великий Гэтсби

Автор книги: Фрэнсис Скотт Фицджеральд
«Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты».

6. Гарри Поттер и философский камень

Автор книги: Джоан Роулинг
«Правда – это прекраснейшая, но одновременно и опаснейшая вещь. А потому к ней надо подходить с превеликой осторожностью».

7. Дневник Анны Франк

Автор книги: Анна Франк
«Человека узнаешь только после настоящей ссоры. Лишь тогда он показывает свой истинный характер».

8. Маленький принц

Автор книги: Антуан де Сент-Экзюпери
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

9. Гроздья гнева

Автор книги: Джон Стейнбек
«Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком».

10. 451 градус по Фаренгейту

Автор книги: Рэй Брэдбери
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».

11. Сто лет одиночества

Автор книги: Габриель Гарсиа Маркес
«Благополучная старость – это умение договориться со своим одиночеством».

12. О дивный новый мир

Автор книги: Олдос Хаксли
«В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов».

13. Унесённые ветром

Автор книги: Маргарет Митчелл
«Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний».

14. Повелитель мух

Автор книги: Уильям Голдинг
«Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, – чего же стоит лицо? И чего все вообще тогда стоит?».

15. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей

Автор книги: Курта Воннегута
«Одно из самых главных последствий войны состоит в том, что люди в конце концов разочаровываются в героизме».

16. Лолита

Автор книги: Владимир Набоков
«Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, что бы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та».

17. Над кукушкиным гнездом

Автор книги: Кен Кизи
«По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону».

18. Автостопом по галактике

Автор книги: Дуглас Адамс
«У этой планеты есть – вернее, была – одна проблема: большинство живущих на ней людей только и делали, что страдали, так как не находили в жизни счастья. Рождалось множество решений, но почти все они сводились к перераспределению маленьких зеленых клочков бумаги – что само по себе весьма странно, так как кто-кто, а маленькие зеленые клочки бумаги никаких страданий не испытывали, ибо счастья не искали».

19. Трещина во времени

Автор книги: Мадлен Лэнгл
«Я твердо знаю одно: не обязательно понимать, что к чему, чтобы уяснить, что происходит».

20. Рассказ Служанки

Автор книги: Маргарет Этвуд
«От недостатка секса никто не умирает. Умирают от недостатка любви».

21. Мемуары Гейши

Автор книги: Артур Голден
«Иногда мы сталкиваемся с неприятностями только потому, что представляем мир таким, каким рисуем его в нашем воображении, а не таким, какой он есть на самом деле».

22. Посторонний

Автор книги: Альбер Камю
«И тут я увидел вереницу лиц напротив. Все они смотрели на меня, и я понял - это присяжные. Но я их не различал, они были какие-то одинаковые. Мне казалось, я вошел в трамвай, передо мною сидят в ряд пассажиры - безликие незнакомцы - и все уставились на меня и стараются подметить, над чем бы посмеяться».

23. Хроники Нарнии

Автор книги: Клайв Стэйплз Льюис
«От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь!».

24. Паутинка Шарлотты

Автор книги: Элвин Брукс Уайт
«Если это то, что называется свободой, то лучше бы я оставался в сарае!»

25. Дерево растет в Бруклине

Автор книги: Бетти Смит
«Умение прощать – великий дар. Тем более, что это ничего не стоит».

26. Игра Эндера

Автор книги: Орсон Скотт Кард
«Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему. Видимо, невозможно узнать кого-то, вникнуть в его желания и веру, не полюбив, как он любит себя. И в этот самый миг любви…
– Ты побеждаешь».

27. Ночь

Автор книги: Эли Визель
«Я благословил Бога за то, что он создал грязь в Своём бесконечном и чудесном мире».

28. Старик и море

Автор книги: Эрнест Хэмингуэй
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

29. Атлант расправил плечи

Автор книги: Айн Рэнд
«На мой взгляд, существует единственная форма человеческого падения – потеря цели».

30. Щедрое дерево

Автор книги: Шел Сильверстейн
«И яблоня была счастлива».

31. Корабельный холм

Автор книги: Ричард Адамс
«Животные не ведут себя так, как люди. Они дерутся, когда надо драться, и убивают, когда надо убить. Но они никогда не обернут всю свою природную находчивость и сметливость лишь на то, чтобы изобрести новый способ искалечить жизнь другого живого существа. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства и животности».

32. Под стеклянным колпаком

Автор книги: Сильвия Плат
«Откуда-нибудь издалека я увижу человека, который покажется мне безупречным, но, как только он подойдет поближе, я начну открывать в нем один недостаток за другим, и в конце концов решу, что он вообще никуда не годится».

33. Молитва об Оуэне Мини

Автор книги: Джон Ирвинг
«Когда неожиданно умирает любимый человек, ты теряешь его не сразу. Это происходит постепенно, шаг за шагом, на протяжении долгого времени, - так перестают приходить письма, - вот улетучился знакомый запах из подушек, а потом из одежного шкафа и ящиков. Постепенно ты накапливаешь в сознании какие-то исчезающие частички этого человека; а потом наступает день, когда замечаешь: исчезло что-то особое, и охватывает щемящее чувство, что этого человека больше нет и никогда не будет; а потом приходит еще день, и оказывается, что исчезло что-то еще…».

Все книги можно скачать бесплатно без смс на высокой скорости по прямым ссылкам на сайте:
vk.com/docs

Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”

«To Kill a Mockingbird». Harper Lee

Было, наверное, чрезвычайно легко написать роман о судебном процессе по изнасилованью белой женщины черным мужчиной, который разворачивается на глубоко расистском юге Соединенных Штатов Америки, с точки зрения маленькой девочки, полный слишком простых решений и киношных сантиментов. Но, к счастью, это не о романе Харпер Ли «Убить пересмешника ». Маленькая девочка – это любознательная и проницательная Скаут, а ее отец, который защищает обвиняемого – это бессмертный Аттикус Финч, который стал оплотом справедливости уставшего и изможденного городишки. За всем этим следуют, не простые и не сентиментальные, но ставшие классикой сложности моральных устоев, и нескончаемо возобновляемый источник мудрости в царстве природы человеческой благопристойности.

«1984». Джордж Оруэлл, 1949

«Nineteen Eighty-Four», George Orwell

Время – 13:00, дата не имеет значения, год не упоминается. Уинстон Смит, чиновник в Министерстве Правды, тяжко трудится днями и ночами на службе у Большого Брата, удаленного, лже-милостивого правителя этой мрачно знакомой дистопии. Роман Оруэлла является очерком всех возможных способов унижения нации правительством: духовно, физически, интеллектуально, посредством окружения, пыток, наблюдений и цензуры, до той степени, когда государство может манипулировать реальностью по своему желанию. Когда красивая участница сопротивления склоняет Смита к восстанию, «1984 » становиться чем-то большим – странной, трагичной и глубоко печальной историей любви. То, что роман является таким же пророческим, как и пессимистичным, стало триумфом Оруэлла и несчастьем столетия.

«Властелин Колец». Джон Рональд Руэл Толкин, 1954

«The Lord of the Rings», John Ronald Reuel Tolkien Tolkien

Когда домашний католик, курящий трубку профессор из Оксфорда по имени Джон Рональд Руэл Толкин сел за написание романа, никто и предположить не мог, что его бурная фантазия создаст целый континент, населенный эльфами, гномами, орками, волшебниками и ходячими деревьями. Толкин призвал свои глубокие познания древних языков и мифологии, а также свои мучительные воспоминания о битве на реке Сомма, чтобы создать сказку 20-го века о волшебстве и героизме, мглистых горах и мистических лесах, добродетели и соблазнах, где крохотный гномоподобный хоббит, Фродо, отправляется на поиски приключений с целью уничтожить Кольцо Всевластия – злобный артефакт, способный стать причиной гибели всего Средиземья. Являясь текстом-основателем современного стиля фэнтези, «Властелин колец » также несет в себе чрезвычайно мрачную тоску по пред-индустриальной Англии, навсегда потерянной в грязных окопах Первой мировой войны.

Над пропастью во ржи». Джером Дэвид Сэлинджер, 1951

«The Catcher in the Rye», J. D. Salinger

Сколько бы школьных учителей зарубежной литературы не пыталось «одомашнить» роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи » на уроках, он никогда в жизни не утратит своей сатиричной остроты. Когда Холден Колфилд узнает, что его исключили из очередной частной школы, он сбегает посреди ночи и отправляется в Нью-Йорк на несколько дней, встречаясь с девочками, вспоминая своего покойного брата, размышляя о том, куда же улетают утки зимой, прежде, чем сообщить родителям печальную новость. Время проходит в муках полнейшего равнодушия к радостям жизни, меняя только что повзрослевшего паренька. Это постоянное напоминание о сладости детства, о лицемерии мира взрослых и о странном промежутке между ними.

«Великий Гэтсби». Фрэнсис Скотт Фицджеральд, 1925

«The Great Gatsby», F. Scott Fitzgerald

Нет лучше вечеринок, чем у мультимиллионера Эпохи джаза, Джея Гэтсби. Ни у кого нет большего дома, или большего бассейна, и никто не ездит на более длинном, более сверкающем и более шикарном автомобиле. Одни его шелковые рубашки заставляют женщин плакать. Но, кто же он? От куда он? Как он заработал свое состояние? И почему каждую ночь он стоит на своем причале, протягивая руку навстречу зеленому фонарю, который светится на той стороне залива, напротив его великолепного особняка? «Великий Гэтсби » раскрывает пустое, трагичное сердце человека, добившегося всего своими собственными силами. Это не просто захватывающее чтиво о великом проигрыше. Это один из самых типичных американских романов когда-либо написанных.

«Гарри Поттер и философский камень». Джоан Роулинг, 1997

«Harry Potter and the Philosopher"s Stone», J. K. Rowling

Приключения юного волшебника и его друзей и их взаимосвязь с силами взросления и зла, сумели продать более 350 миллионов книг на 65 языках. У феномена Гарри Поттера есть свои недоброжелатели, но успех книг в особых обложках «для взрослых», позволяющих не смущаясь читать роман в метро и электричках, говорит сам за себя…

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери, 1943

«Le Petit Prince», Antoine de Saint-Exupéry

За 50 лет до появления «Гарри Поттера » и даже за 10 лет до написания «Над пропастью во ржи », был «Маленький принц », памфлет Антуана де Сент-Экзюпери , направленный против взрослых и их рационального мышления. Произведение пропитано чрезвычайной нежностью, поэзией и какой-то простой, но глубокой человеческой мудростью. Наивность, которую заметно на первый взгляд, на самом деле скрывает удивительный, тонкий юмор, а также грусть и трогательность.

«Гроздья гнева». Джон Стейнбек, 1938

«The Grapes of Wrath», John Steinbeck

Не успели успокоиться ураганы «Пыльного котла», как Стейнбек опубликовал «Гроздья гнева », роман, повествующий о семье обедневших «оки», Джоудах, которые отправляются на запад в погоне за миражом хорошей жизни, со своей разоренной фермы на Среднем Западе в Калифорнию. Джоуды находят лишь горечь, нищету и угнетение мигрирующих сельскохозяйственных рабочих, живущих в «Поселках Гувера», но их неудержимая сила перед лицом бедствий целого континента, делает эпос Стейнбека на много большим, чем изложение истории несчастливых событий. Книга является письменным свидетельством того времени так же, как и неизменным памятником человеческой настойчивости.

«451 градус по Фаренгейту». Рэй Брэдбери, 1953

«Fahrenheit 451», Ray Bradbury

Классика мировой научной фантастики – это роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту » (температура воспламенения бумаги), о пожарных, разжигающих пожары, вместо того, чтобы их тушить, о книгах, запрещенных к прочтению, и о людях, почти забывших, что значит быть человеком…

«Сто лет одиночества». Габриель Гарсиа Маркес, 1967

«Cien años de soledad», Gabriel García Márquez

Роман Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества » - это величайшее произведение, наиболее характерное для направления магического реализма. Эта страстная юмористическая история Макондо и его рода, семейства Буэндиа, имеет некую притягательную силу мифа.

«О дивный новый мир». Олдос Хаксли, 1932

«Brave New World», Aldous Huxley

Классический пример научной фантастики, который ставят наряду с «1984 » Джорджа Оруэлла . В далеком 1932 году Олдосу Хаксли удалось предугадать такие феномены современности, как клонирование, выращивание зародышей в пробирках, тоталитаризм, неофашизм и его искусственное обязательное счастье, материалистическую глобализацию и soft-идеологию.

«Унесённые ветром». Маргарет Митчелл, 1936

«Gone with the Wind», Margaret Mitchell

Это одна из самых продаваемых книг всех времен и народов, но не это делает впечатляющий сахарный книжный коктейль Маргарет Митчелл таким великим. Мощный, оригинальный и всеохватывающий исторический роман о мужественной Скарлетт О’Харе, плутоватом Ретте Батлере и романтичном, безгранично красивом Эшли Улксе, в мире, уничтожаемом катаклизмом гражданской войны. Как квинтэссенцией английского романа является «Властелин колец » Толкина , так квинтэссенцией американского является роман «Унесенные ветром ». Книга колоссально удобочитаема, поскольку любовные истории еще никогда не были более треугольными. Но это также и отличительная трактовка одной из основных американских мифологий – исчезновения, в крови и прахе, великого старого Юга.

«Повелитель мух». Уильям Голдинг, 1954

«Lord of the Flies», William Golding

Если бы роман был написан в 19-м веке, он был бы о радостной, причудливой и фантастической Нетландии, созданной мальчишками. Но в версии Голдинга , показная детская чистота быстро исчезает в отсутствии взрослых, сделав из мальчишек два враждующих племени, одно под предводительством праведника Ральфа и его астматического закадычного друга Пигги, второй – под руководством бывшего предводителя хора, Джека. Голдинг отслеживает падение этого нового Эдема с безжалостной, тщательной осторожностью и тотальной психологической ясностью. А в процессе этого он беспощадно разоблачает мифы и клише о детской невинности.

«Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Курт Воннегут, 1969

«Slaughterhouse-Five, or The Children"s Crusade: A Duty-Dance with Death», Kurt Vonnegut

Воннегут , наверное, до сих пор культовый писатель, но он заслуживает полных канонических наград за свою калейдоскопическую головоломку о Билли Пилигриме, человеке, который «вылетел из времени». Пилигрим беспомощно скачет из десятилетия в десятилетие, проживая эпизоды своей жизни без какой-либо последовательности, не исключая его собственной смерти, его захват пришельцами с планеты Тральфамадор, и его травматической службы во времена Второй мировой войны, где он пережил бомбежку Дрездена. «Бойня номер пять » - это циничный роман, но под горечью черного юмора лежит отчаянная, мучительно честная попытка столкнуться лицом к лицу с чудовищными преступлениями 20-го века.

«Лолита». Владимир Набоков, 1955

«Lolita», Vladimir Nabokov

Роман рождался в муках. Набоков практически сжег рукопись на полпути к завершению, а его первым издателем стало французское издательство, специализирующееся на порнографической литературе. Но «Лолита » превратился в величайший бестселлер, наиболее непохожий на американскую классику. Главный герой по имени Гумберт Гумберт – педофил. Это высококультурный и располагающе ироничный мужчина, который ненавидит себя так, как только способно ненавидеть человеческое существо, но он любит, и только может любить, хорошеньких маленьких девочек, которых он называет «нимфетками». «Лолита » - это история романа Гумберта с 12-летней девочкой по имени Долорес Гейз. Их история на столько отвратительна и недопустима, на сколько только можно себе представить, но голос Гумберта, бесконечно находчивый поток злых, понятных всем ругательств, поднимает ее до уровня трагического, запутанного эпоса.

«Над кукушкиным гнездом». Кен Кизи, 1962

«One Flew Over the Cuckoo"s Nest», Ken Kesey

Когда Кизи решил взяться за описание лицемерия, жестокости и принудительного повиновения современной жизни, он раскопал свой личный опыт объекта исследований в больнице для душевнобольных. В «Гнезде кукушки » необузданный пациент Рэндл Патрик Макмёрфи борется с холодной и недружелюбной, помешанной на власти сестрой Милдред Рэтчед, в попытке освободить, или, по крайней мере, вдохнуть немного жизни в раздавленных и запуганных пациентов, перед которыми она важничает, за чем и наблюдает безмолвный, с каменным видом, рассказчик, Вождь Бромден. Вмещая в себе две эти аллегории индивидуализма и разрывающей сердце психологической драмы, роману «Над кукушкиным гнездом » удается поднять настроение, не дав ни малейшего шанса излишним сантиментам.

«Автостопом по галактике». Дуглас Адамс, 1979

«The Hitchhiker"s Guide to the Galaxy», Douglas Adams

Изначально транслируемая на Radio 4, эта достойная цитирования комедия о злополучных приключениях простого англичанина и его друга-пришельца, является ярким примером того, что научная фантастика может быть умной и смешной одновременно.

«Посторонний». Альбер Камю, 1942

«L"Étranger», Albert Camus

Все помнят, как в школе усердно заставляли прочесть и понять произведения Альбера Камю . Тогда это было сделать практически нереально, а принуждение могло вызвать отторжение французского писателя на всю жизнь. Но повесть «Посторонний » действительно стоит перечитать сейчас. Опаленное отчаяние интеллигентного гуманизма Камю и его чёткая манера изложения просто неподражаемы.

«Американская трагедия». Теодор Драйзер, 1925

«An American Tragedy», Theodore Dreiser

Клайд Грифитс – амбициозный молодой человек. Он влюблен в богатую девушку, но забеременела от него бедная девушка, Роберта Олден, которая работает с ним на фабрике его дядюшки. Однажды он берет Роберту покататься на лодке по озеру с намерением убить ее. Отныне его судьба предрешена. Но к этому моменту Драйзер уже ясно дал понять, что судьба Клайда была предрешена еще до этого жестокостью и циничностью общества. Обычный критицизм Драйзера , строчка за строчкой, делают его самым слабым американским новеллистом. Он использует водопроводный подход в стиле написания, искусно соединяя каждое предложение. Но к концу произведения он выстроит их в мощный водопровод, пустив по нему какой-то очень существенный смысл.

«Старик и море». Эрнест Хэмингуэй, 1952

«The Old Man and the Sea», Ernest Hemingway

Давно никому не стоит объяснять, что повесть «Старик и море » - это современная классика, принесшая Эрнесту Хэмингуэю Нобелевскую премию. А основная мысль в истории простого рыбака Сантьяго, воплощающей непростую историю человека, вынужденного каждый день вести борьбу за жизнь и в то же время пытающегося сосуществовать в согласии с миром, давно стала крылатой, выступая девизом многих почитателей литературы, и не только: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Избранные произведения:

Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Избранное произведение:

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Избранные произведения:

К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Избранные произведения:

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Биография:

Избранные произведения:

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

Избранное произведение:

Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

Избранное произведение:

М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Избранные произведения:

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

Избранное произведение:

— одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Избранное произведение:

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

Сегодня я хочу рассказать о двадцати лучших, или «главных» романах ушедшего двадцатого века, - времени, когда литература достигла своего расцвета, своего пика, и, преодолев его, пошла на убыль.


Возможно, мы больше никогда не прочитаем столь совершенных произведений. Важным, однако, является то, что они остались навсегда, и мы можем вновь и вновь испытать радость от прикосновения к великому искусству, погрузиться в миры, созданные человеческим воображением, творцом зачастую более интересных вселенных, чем наша реальность. Критериев при составлении этого списка у меня было немного: это, в первую очередь, глубина замысла и вневременная вечность поднимаемых проблем, «подлинность» и интересность созданного рассказчиком мира, стилистическое мастерство писателя, совершенство его литературного слога, и, наконец, в последнюю очередь, «интересность» (хотя она во всех этих вещах на высоте, и оторваться от них практически невозможно, но увлекательность сюжета является в них только следствием).

Конечно, это не полный список - некоторые вещи, обязательные к прочтению, не попали в него по разным причинам: то ли я еще не успел их прочесть, то ли «не мое», то ли просто не хотелось до бесконечности расширять этот перечень. Но все-таки упомяну, предваряя его, еще несколько произведений, которые было бы несправедливо обойти молчанием. Это «Улисс» Джеймса Джойса, «Волхв» Джона Фаулза, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Над пропастью во ржи» Сэллинджера, «В поисках утраченного времени» - семитомная эпопея Марселя Пруста, а также другие, не упомянутые здесь романы Кафки, Беккета, Фриша, Кобо Абэ, Кортасара…

Далее следует основной список с краткими заметками к каждому роману. Они составлены без единого плана, в эклектичном стиле, с цитатами из примечаний переводчиков, критических статей, и призваны лишь дать легкий намек на настроение прочитать эти произведения.

«Волшебная гора» Томас Манн (1924 г.)

Ключевой философский роман немецкой, да и всей мировой литературы 20-го века. Лучше всего будет сказать о нем словами самого Томаса Манна: «Это роман о времени (Zeitroman) в двойном смысле: в историческом, ведь он пытается воссоздать внутренний мир послевоенной эпохи в Европе, но также и потому, что само время является предметом этого романа. Ведь время выступает не только опытом романного героя, здесь речь идет о времени изнутри, о самом времени. Сама книга является тем, о чем она рассказывает: ведь когда она до бесконечности описывает герметичную очарованность молодого героя романа, она же стремится с помощью художественных приемов устранить время, стараясь придать полноту каждому мгновении повествования и создать таким образом магический момент, «nunc stans».

(из Введения к «Волшебной горе» для студентов Принстонского университета, 1939 г.)

«Замок» Франц Кафка (1926 г.)

Франц Кафка начал работу над этим произведением 22 января 1922 года, но уже 11 сентября этого же года в письме своему другу Максу Броду сообщил, что прекращает работу над романом и не собирается возвращаться к нему. Лишь после смерти Кафки, благодаря тому, что Макс Брод не выполнил его завещание, и не сжег все оставшиеся рукописи, текст неоконченного романа, одного из главных романов века, и, возможно, по-своему ключевых текстов в истории человечества, пришел к нам. Соединение всех стилей, ставших ведущими в 20-м веке - модернизма, магического реализма, экзистенциализма, в их необычайно сконцентрированном виде, непревзойденный талант Кафки-рассказчика, многослойная символичность, - все это делает роман своеобразным священным текстом, в котором между словами как раз и проступает ничто , божество, которого нет, бессмыслие этого, данного нам мира.

«Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанд Селин (1932 г.)

"Путешествие на край ночи" - поворотное произведение французской литературы XX века. Этот роман вызвал скандал в момент своего появления во Франции в 1932 году откровенностью исповеди разуверившегося интеллигента, написанной от первого лица, а текст Селина осуществил полный разрыв с прошлой эстетикой французской литературы. Интенсивность эстетики насилия, которая еще в большей степени проявилась в последующих книгах Селина, поразила первых его читателей, и поражает нас до сих пор. "Путешествие на край ночи" заставляет пересмотреть концепцию литературы, и уж во всяком случае, отношения литературы с моралью, унаследованные Францией от века Просвещения и взорванные Селином с обескураживающей непосредственностью. Но даже если оставить в стороне вопрос о разрыве с прошлым и об эстетике насилия, эта книга - прежде всего и бесспорно - подлинное произведение искусства. Один из самых сильных и самых характерных романов первой половины века в Западной Европе. Что же касается художественных открытий в жанре романа, книга Селина не уступает в значимости ни Прусту, ни Джойсу.

«Татарская пустыня» Дино Буццати (1940 г.)

Этот роман классика итальянской литературы Дино Буццати стал культовым, превратившись в один из символов современной литературы. Темы романа - чувство собственного долга, и бессмысленность этого долга (близость к Кафке); сокрушительное и тревожное чувство ожидания чего-то, что придаст смысл существованию; конфликт между поиском оснований бытия и неуловимой реальностью, которая не только враждебна человеку, но и ускользает от него; существование в мире неопределённого зла; необратимый бег времени и неизбежность смерти - возводят его в число наиболее значимых романов 20-го века.

«Аббат С.» Жорж Батай (1950 г.)

Этот скандальный роман, напечатанный небольшим числом экземпляров, спровоцировал резкие нападки критики. Ничего удивительного - Батай всегда исследовал психику человека, мистические и непрозрачные стороны жизни радикально, и поэтому непосвященным массам всегда казался богохульником. Как и «Небесная синь», написанная ранее, но изданная позднее, это произведение, безусловно, относится к разделу чтения «не для всех».

«Конец одного романа» Грэм Грин (1951 г.)

В сердце человеческом есть места,

которых еще нет, и страдание входит

в них, чтобы они обрели жизнь.

Леон Блуа.

Таким эпиграфом начинается роман Грэма Грина, думаю, самого важного его произведения, хотя, к сожалению, малоизвестного, по сравнению с его многими гораздо более блеклыми политико-шпионскими и приключенческими книгами. Печатался роман только в ИЛ в 1992 году, через много лет вышел в серии «Иллюминатор» и мгновенно стал библиографической редкостью.

«Моллой» Сэмуэл Беккет (1951 г.)

Роман стал первой частью трилогии («Моллой», «Мэлон умирает», «Безымянный»), после которой к Беккету пришли, наконец, слава и признание. Он писал этот роман на неродном, французском языке, а позже сам перевел на английский. Около двадцати лет русский перевод существовал в самиздате (В СССР имя Беккета могло упоминаться, и упоминалось только в негативном смысле). Наконец, в 1994 году, в петербургском издательстве Чернышева этот великолепный самиздатовский перевод трилогии был опубликован. Читая этот мрачный, абсурдный по форме текст, видишь воочию, как гений раздвигает границы вселенной, нашего сознания и осознания себя, мира, Бога.

«Штиллер» Макс Фриш (1954 г.)

Этот роман Макса Фриша, ставший ключевым в философском осмыслении человеком своего «я» в 20-м веке - иллюстрация иллюзорности нашего существования, несубстанциональности «я» (на эту тему, но совершенно в другом ключе, снят фильм Бергмана «Перосона»). Штиллер - Гамлет современности, но Гамлет «вывихнутый», как вывихнут и весь современный мир. Попытка героя отрешиться от своей роли, навязанной ему обществом, безуспешна - герой совершает путь по замкнутому кругу и возвращается в исходную точку. « Можно рассказать обо всем, только не о своей доподлинной жизни, - эта невозможность обрекает нас оставаться такими, какими видят и воспринимают нас окружающие» («Штиллер»).

«Повелитель мух» Уильям Голдинг (1954 г.)

Роман был задуман Голдингом как пародия на «Коралловый остров» Р. М. Баллантайна (1858 г.) — приключенческую историю в жанре робинзонады , где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии. Путь в свет у романа был труден - рукопись отверг двадцать один издатель, прежде чем издательство «Faber & Faber» согласилось выпустить его с условием, по которому автор убрал первые несколько страниц, описывающих ужасы ядерной войны. Сразу после выхода роман не привлёк к себе внимания (в США в течение 1955 года было продано меньше трёх тысяч экземпляров), однако спустя несколько лет он стал бестселлером и к началу 60-х был введён в программу многих колледжей и школ. В 1963 году знаменитым режиссером Питером Бруком был снят великолепный одноименный фильм. Роман «Повелитель мух» считается одним из важнейших произведений западной литературы XX века. В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years» он занимает строку лучшего романа 1954 года. Это жестокое произведение окончательно снимает с современного читателя розовые очки, которые так хочется надеть при рассмотрении человеческой природы.

«Золотой Храм» Юкио Мисима (1956 г.)

Роман «Золотой Храм», написанный в 1956 г., можно назвать эстетическим манифестом Мисимы. «Золотой Храм» считается не только шедевром творчества писателя, но и самым читаемым в мире произведением японской литературы. Произведение основано на реальном событии - в 1950 году послушник буддийской обители в приступе безумия сжег храм Кинкакудзи - самый знаменитый из архитектурных памятников древней японской столицы Киото. Мисиму, всегда считавшего, что гибель делает Прекрасное еще более совершенным, не могло не потрясти это событие. Так родилась идея романа «Золотой Храм» - глубокое, по Достоевскому, исследование, попытка обосновать возможность жизни без Прекрасного, попытка спастись, уничтожив, удалив из мира Красоту.

«Небесная синь» Жорж Батай (1957 г.)

Этот роман, по определению Филиппа Соллерса, «ключевая книга всего современного мира», вышел лишь спустя 20 лет после его написания. Батай писал его перед Первой мировой войной, и в нем очень хорошо ощущается гнетущая атмосфера предчувствия катастрофы западного мира. Но в отличие от многих книг на эту тему, Батай всегда выходит за пределы видимого, реального мира - книга совсем о другом… Роман далеко не для всех, и вряд ли он появится в числе двадцати главных романов 20-го века еще в каком-нибудь списке.

«Конец пути» Джон Барт (1958 г.)

«Конец пути» — наверное, самый «черный» роман Барта, целиком построенный на провокации, на довольно циничном и пугающе откровенном исследовании природы человека, будто вскрываемого на анатомическом столе в морге. Существование людей в его мире - это «смех в комнате смеха», смех как таковой, не имеющий ничего общего с юмором или мягкой иронией. Смех, в котором мир издевается над человеком. Отчего смешно? От того же, отчего бывает страшно. Когда возникает зазор между виденьем мира и истинной, не подлежащей именованию сутью, когда глянет в эту щель черный (для нас, дальтоников) глаз Бога — тогда смешно. Или страшно. Или же смешно и страшно разом. (Добавлю, что не каждый может прочитать этот роман, - читателя просто физически отталкивает этот гениальный, но такой своеобразно-жестко-непростой текст).

«Игра в классики» Хулио Кортасар (1963 г.)

Роман, считающийся своеобразным эталоном магического реализма, философский «текст в тексте», «новый роман» на латиноамериканский манер, и вообще, вещь-в-себе, к которой будешь возвращаться всю свою жизнь. Этот безупречный стилистически, написанный в лирико-поэтической манере, главный роман Кортасара, вобравший в себя целую вселенную, я рекомендую в переводе Л.Синянской.

«Назову себя Гантенбайн» Макс Фриш (1964 г.)

Социально-философский роман позднего Макса Фриша представляет собой великолепный образец литературной игры. Сюжет его распадается на отдельные истории, которые множатся у нас на глазах. Даже повествователь раздваивается на два различных образа, олицетворяющих возможные варианты его существования. Автор не дает «досмотреть» судьбы своих героев до их естественного конца - дело не столько в них, сколько в истинной сути человека, как такового, сокрытой за «невидимым», в «возможном», лишь часть которого выходит на поверхность и находит реальное воплощение в действительности. Что останется от судьбы, жизни, связей, роли, которую человек привык играть, если мы начнем «играть в истории», раскручивать кокон психологии, психики, привычек, убеждений, предрассудков? Что останется от самого человека? Кто он теперь?

«Дон Хуан» Гонсало Торренте Бальестер (1965 г.)

К сожалению, этот один из ведущих испанских писателей ушедшего века практически нам не известен. Торренте Бальестер (1910 - 1999) написал много замечательных романов, но на русский переведен только один, причем издание стало библиографической редкостью почти сразу (замечательная серия «Иллюминатор»). Романы писателя отличает современный стиль, где мифология и действительность переплетаются, история и реальность соседствуют, а герои совершают путешествия во времени. Бальестер разрушает старые мифы и создает новые - так работает современная литература. Сам он назвал свой роман «забавной историей для эрудитов», но мне кажется, все гораздо глубже. Не знаю, как в оригинале, но в русском переводе стиль настолько совершенен, что от повествования невозможно оторваться, и жаль, когда роман заканчивается (перечитывал не раз).

«Тайное свидание» Кобо Абэ (1977 г.)

Своими учителями Кобо Абэ называет Гоголя и Достоевского, двух главных писателей русской литературы. И самого Абэ можно с полным правом назвать «японским Гоголем» - в его романах реальность удивительным образом сочетается с фантастикой, фантасмагорией, сном, бредом и странными видениями. С помощью загадочных, таинственных, увлекательных и жутковатых историй-детективов он исследует темные стороны человеческой психики и грани нашей цивилизации, взгляд его пессимистичен, но метафорически точен.

«Темп» Камилл Бурникель (1977 г.)

Камилл Бурникель - один из самых ярких французских писателей двадцатого века. Его произведения не раз отмечались престижными литературными премиями.

Вершина творчества Бурникеля - роман «Темп», написанный по горячим следам сенсации, произведенной уходом знаменитого шахматиста Фишера, и получивший в том же году Большую премию Французской академии. Но это лишь внешняя канва произведения. Можем ли мы выбрать свою судьбу, отказаться от славы, гениальности, призвания, навязываемого нам другими, и пойти по своему пути, совсем незаметному в сутолоке будней? Тончайшие нюансы стиля создают в романе особое настроение легкой грусти и размышлений о своем предназначении в жизни (мне это настроение немного напоминает состояние, которое охватывает при просмотре фильмов Антониони и, особенно, «Под покровом небес» Бертолуччи).

«Правосудие» Фридрих Дюрренматт (1985 г.)

Дюрренматт начал писать этот роман давно, в пору своих знаменитых произведений «Судья и его палач», «Подозрение», «Обещание», «Авария», «Визит старой дамы». Вернулся к нему гораздо позже, и издал на мой взгляд, самую значительную, зрелую, стилистически выверенную вещь, просто и безжалостно рассказывающую об обществе спектакля, в которое к тому моменту окончательно превратился западный мир.

«Бессмертие» Милан Кундера (1990 г.)

В «Бессмертии», самом продуманном, «театральном» и одновременно самом загадочном романе Кундеры, ставшем бестселлером интеллектуальной прозы, Гете беседует с Хемингуэем, Беттина фон Арним взыскует вечности, настаивая на своем неземном чувстве к великому Гете, прожившая в счастливом браке двадцать лет женщина по имени Аньес понимает, что хотела бы остаться после смерти в одиночестве, а пожилая дама в купальнике легко и кокетливо выбрасывает в приветствии руку жестом юной прекрасной женщины — всё это сквозь время и пространство наблюдает автор. Кундера пишет свое философски зрелое продоложение-переложение «Невыносимой легкости бытия» уже не о бытии, а о небытии, смерти и бессмертии, о возможном существовании по ту сторону этого мира. Автор исследует уже не тело, но душу человека, пытаясь понять, бессмертна ли она. «Смерть — это умолкшие птицы в верхушках деревьев», - говорит он вслед за Гете. Но что за ней?..

«Осень в Петербурге» Джозеф М. Кутзее (1994 г.)

«Осень в Петербурге» — литературный вымысел, роман о Достоевском, тайно приехавшем из-за границы в Петербург для выяснения обстоятельств самоубийства (или убийства) его приемного сына. Пытаясь разобраться в случившемся, Достоевский встречается с людьми, странно напоминающими персонажей его прошлых и будущих произведений. Кутзее удается не менее глубоко, чем самому Достоевскому (что удивительно!), проникнуть в психологию своих персонажей, хоть и делает он это, конечно, по-своему. Одним из достоинств романа является точность воссоздания мира и Петербурга Достоевского. Выверенный до совершенства стиль письма Кутзее (вскоре, кстати, получившего Нобелевскую премию) делает этот роман одним из самых прекрасных произведений двадцатого века.

P. S. Лучшая пятерка: "Волшебная гора" Томаса Манна, "Путешествие на край ночи" Луи-Фердинанда Селина, "Аббат С." Жоржа Батая, "Штиллер" Макса Фриша, "Игра в классики" Хулио Кортасара.