Лоскутные картины в японском стиле кинусайга. Пэчворк без иглы: описание и техника современного рукоделия

Картина в технике кинусайга. Мастер-класс с пошаговым фото.

Шабанова Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ Сарасинская СОШ, с.Сараса Алтайского района Алтайского края
Описание материала: данный материал будет полезен учителям, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям, которые любят создавать красивые и неповторимые вещи своими руками. Работу можно выполнить с детьми младшего и среднего школьного возраста (с данной техникой справляются и дети старшего дошкольного возраста).
Назначение: украшение интерьера к празднику, подарок, участие в конкурсах.
Цель: изготовление картины в технике кинусайга.
Задачи:
Обучающие: формировать умения и практические навыки в работе с различными видами ткани.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, пространственное воображение;
Воспитательные:
- прививать интерес к искусству, декоративно-прикладному творчеству;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:
- пеноплэкс 27см х 27см х 3см;
- отрезки ткани (можно бывшие в употреблении);
- ножницы;
- маникюрная пилочка (другой маникюрный инструмент или стека для пластилина);
- канцелярский нож/резак (желательно узкий);
- карандаш;
- железная линейка.

Правила безопасной работы с ножницами
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперед.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

На квадрате пеноплэкса делаем разметку рамки. Отступаем от каждого края по 3см, отмечаем карандашом, через точки отметки резаком по железной линейке делаем надрезы на глубину примерно 5мм.


На оборотной стороне проводим линии рамки на ширину линейки.


Делаем надрезы от линий пересечений рамки к углам. На торцевой стороне по углам также делаем надрезы.


Приготовим распечатку. У меня принтер черно-белый, но это нисколько не мешает последующей работе.


Накладываем схему на внутренний квадрат. Для начинающих можно закрепить схему английскими булавками.


Тупым карандашом обводим все основные линии рисунка. Примечание. При переноске изображения на пеноплекс многие пользуются копировальной бумагой. Мне кажется, но это только мое субъективное мнение, что это создает излишнюю грязь.


Убрав схему, четко видны линии от карандаша.


Канцелярским ножом делам прорези по контуру на глубину примерно 5мм. Расширяем прорези маникюрной пилочкой.


При помощи пилочки вправляем в прорези ткань. Я начала с травки, вы можете начать с любой другой детали.


Обрезаем ножницами по контуру, при этом оставляя 2-3мм.


Вправляем края в прорези маникюрной пилочкой.


Можно оформлять сразу несколько деталей.


Мелкие детали: вправляем ткань, обрезаем по контуру, дополнительно обрезаем уголки во избежании ямок на картине.


Вправляем ткань в прорези.


Цветочек решила сделать двухцветный. Сначала вправляю детали одного цвета.



Затем другого цвета.


Оформляем серединку.


При оформлении нескольких деталей одного цвета, расположенных рядом, можно воспользоваться следующим приемом: вправляем ткань СРАЗУ во все детали.


Обрезаем по контуру. Вправляем.


Продолжаем работу по этому же принципу.


Внутренняя часть крылышек готова.


Внешнюю часть крылышек выполнила из однотонной ткани.


Можно изменить порядок заполнения деталей. Вторую бабочку начала делать со внешнего контура.


Затем заполнила внутреннюю часть.


Заполняем фон. Подбираем подходящую ткань. Вправляем в прорези с небольшим натяжением во избежании складок.


Фон заполнен. И крупные, и мелкие фрагменты.


Остается сделать рамку. Если позволяет размер ткани, можно выкладывать сразу две стороны рамки.


Ткань на уголке вправляем с обеих сторон.


На оборотной стороне ткань вправляем с небольшим натяжение. Складки и замятости на трикотажном полотне становятся незаметными.


Обрезаем ткань с припуском.


Оформляем уголок-протяжку. Заправляем ткань с оборотной стороны.


С лицевой стороны.


Уголки по краям выглядят так.


Аккуратно вправляем ткань в прорезь.


Оформляем вторую часть рамки аналогично. Уголок будет выглядеть так.


Аккуратно вправляем ткань в прорезь уголка картины.


На оборотной стороне делаем подвес. Можно использовать тесьму или сутаж. Концы подвеса вправляем в прорези рамки. Желательно в точки крепления, прямо в прорези, нанести клей типа "Титан". Я пользуюсь при этом пилочкой.


Для примера приведу еще пару фото. Бывает, что ткань вправлена не очень аккуратно.


Всегда можно поправить дело при помощи пилочки.

Японцы народ практичный. По сути кинусайга – переделка старых кимоно (так сложилось исторически) – в новые картины.

Что понадобится, чтобы создать кинусайгу собственными руками:

– Картон формата А3;

– Картон формата А4;

– Разноцветные лоскуты ткани;

– Синтепон для набивки;

– Деревянная палочка или зубочиска

– Ножницы;

– Акриловые краски;

– Тонкая кисть;

– Шнур сутажный разных цветов;

– Булавки для шитья;

– Рамка для картины.

Схема, например, такая

В ход пойдут все лоскутки, которые находятся в вашем распоряжении:

Аккуратность – главное правило при создании Вашего шедевра в стиле кинусайга
Последовательность работы такова:
1.скопировать рисунок на кальку, разрезать на составные части. Пронумеровать отдельные детали рисунка и вырезать по ним, как по трафарету, элементы из ткани, с припуском по краям в 2-3 мм.

2. Подготовить поле для картины. Для этого лист потолочной плитки, толщиной 0,5 см, наклейте на плотный картон.

2. Второй экземпляр распечатанного рисунка наклеить на пенопласт и вырезать желобки глубиной 2 мм по контурам рисунка
3. Промазать по контуру желобков клеевым карандашом. Если вы делаете такую работу впервые. можно промазать клеевым карандашом всю поверхность.
3. И начинается кропотливое действо с текстильной мозаикой: края каждого вырезанного из ткани элемента по контуру нужно заправить в желобки.

Несколько схем для выполнения миниатюр в технике кинусайга:


Кинусайга, миниатюра
Миниатюра “Шаловливый ветерок” подходит для начинающих в этом виде рукоделия

Исходный рисунок прилагается:

“Дождь”

“Весенняя прогулка”

Внести разнообразие в свой досуг можно различными способами. Одним из вариантов, чем заняться в свободное время, может стать рукоделие. Опытные мастерицы советуют попробовать свои умения в увлекательной технике пэчворк без иглы, или кинусайга. Этот стиль дает возможность без применении иголки творить оригинальные и пестрые картины из лоскутков. Техника не очень сложная, но делать первые шаги в этом виде рукоделия все же лучше всего, просмотрев мастер— класс для начинающих. Немного фантазии и свободного времени, и результат превзойдет все ваши ожидания.

Немного об истории возникновения кинусайга

Неповторимое искусство кинусайга взяло начало в древней Японии несколько веков назад, но со временем утратило свою популярность. Только в 80-е года прошлого столетия пэчворк без иглы вновь стал актуальным и возродился как вид творчества.

Кинусайга, как и пэчворк в своем классическом виде, появился из-за необходимости экономить.


древности в С тране восходящего солнца, бедной Японии, никто не выкидывал старые изношенные кимоно, потому что натуральный шелк - ткань очень дорогостоящая. Поэтому, тосле того, как кимоно изнашивалось, а происходило это довольно быстро, его хозяика, не желая выбрасывать дорогую одежду, распарывала его, и из больших кусочков ткани создавались небольшие вещи, а маленькие лоскутки шли на изготовление неповторимых картин, при виде которых просто захватывало дух. Назвали этот пэчворк без иголки - кинусайга. Конечно, применять можно не только шелк, но другие различные ткани подойдут для изготовления шедевров в этой технике. А освоить ее можно при помощи подробных инструкций и просмотрев мастер-класс.

Прежде, чем приступить к работе, мастер изготавливал эскиз рисунка на бумаге, чтобы потом можно было изобразить его на доске из дерева. После того, как рисунок был на дощечке, нужно было выполнить по его контуру прорези, по которому и выполнялись лоскутные картины. Сам процесс заключался в следующем: подготовленные кусочки материи пронизывались в сделанные прорези, после чего крепились на изнанке. Картина в технике пэчворк без иголки или кинусайга, выходила одновременно и тканной, и достаточно прочной, а со стороны смотрелась как настоящая фотография.


В наше время рукодельницы очень редко применяют дерево. Как правило, картины создаются на листовом пенопласте.

Использовать технику пэчворк без иголки или кинусайга можно практически во всем. В первую очередь, конечно, для разнообразных панно, картин, которыми можно украсить интерьер помещения. Также технику без иголки применяют для украшения декоративных коробочек, шкатулок, обложек книг и блокнотов, открыток, альбомов. Широкое распространение кинусайга получила в направлении изготовления игрушек для новогодних елок, сувенирных пасхальных яиц, валентинок на День влюбленных, Пэчворк без иглы используется также для декорирования мебели и абажуров.

Азы кинусайга: мастер-класс для начинающих

Мастер-класс, который представлен немного ниже, на самом деле, не так трудно выполнить. Для того, чтобы сотворить собственный домашний шедевр в технике пэчворк без иголки, вам нужно будет приобрести лист пенопласта, подготовить кусочки ткани, а также иметь в наличии лист картона, простой карандаш, линейку, клей ПВА, скальпель, металлическую лопаточку, один конец у которой обязательно должен быть тупым.

После того, как все необходимые материалы и инструменты будут подготовлены, приступим непосредственно к работе. Для начала приклеим пенопласт на лист картона. Это необходимо для того, чтобы наша картина не распадалась в процессе изготовления, и рабочее место уберечь от царапин.


несем на пенопласте рисунок. Затем по нарисованному контуру очень осторожно прорезаем с помощью скальпеля. Промазываем кусочки ткани и пенопласт тонким слоем клея. Далее лоскутки размещаем по местам и очень аккуратно прижимаем их до тех пор, пока клей немного не подсохнет. Чтобы заправить кусочки ткани в прорези, которые мы сделали, можно воспользоваться металлической лопаточкой с тупым концом.

После того, как края всех лоскутков будут заправлены на обратную сторону, в панно можно добавить некоторые интересные элементы. На картину можно разместить пуговички, стразы, бусинки, пайетки, приклеить сверху ткани различные аппликации.

Для того, чтобы картина имела законченный вид, ее лучше всего разместить в рамочку, которую также можно изготовить самостоятельно.

Мастер-класс: Пасхальное яйцо, выполненное в стиле пэчворк без иглы

Для изготовления декоративного яйца вам будут нужны: пенопласт в форме яйца, тесьма, клей, кисть для клея, ножик, металлическая лопатка для размещения материи в прорезях, ножницы.

Для начала, измерьте пенопласт в форме яйца и начертите на нем прямые линии:одну поперек, другую от одного конца до другого. В местах, где полосы пересеклись нарисуйте линии так, чтобы получились треугольники одинакового размера. Затем измерьте размеры получившихся треугольников, и сделайте схемы для раскроя ткани с припуском несколько сантиметров.


После того, как треугольники будут выкроены из различных лоскутков, возьмите один из них, намажьте клеем, и с помощью лопаточки разместите треугольник в прорези, которые были сделаны на пенопласте, натягивая поверхность ткани. Проделайте эту же процедуру со всеми остальными лоскутками ткани. При желании, можно продекорировать получившееся яйцо тесьмой, приклеив ее сверху лоскутков.

Совет : этот мастер-класс можно применить также для изготовления елочных шаров и других объемных игрушек на пенопласте.

Схемы Кинусайга для создания картин


Несколько увлекательных идей по изготовлению изделий в стиле пэчворк без иголки - кинусайга, мастер класс

При помощи техники кинусайга — пэчворк без иголки можно изготавливать очень красочные панно и декорировать коробочки со шкатулками. Хочется представить вам для вдохновения некоторые замечательные идеи, а также видео мастер-класс для наглядного ознакомления с интересным процессом работы на пенопласте.



Здравствуйте, дорогие читательницы! Сегодня представляю вам мастер-класс по созданию картины на пенопласте. В каждом доме найдутся упаковки из пенопласта. Ведь купив в магазине любую технику, которую всегда тщательно упаковывают в пенопласт, мы, не задумываясь, его просто выбрасываем. А ведь не секрет, что пенопласт практически не разлагается, тем самым загрязняя нашу планету.


Да и наверняка у каждой хозяйки найдутся лоскутки ткани. Возможно, это вещи, давно вышедшие из моды. Или просто платье разонравилось, а сама ткань красивая, жалко её выбрасывать. Весь этот бросовый материал может пригодиться при создании великолепных картин.

Поэтому актуальность такой работы очевидна, так как использование пенопласта и остатков ткани в декоративно-прикладной работе — это и есть один из способов утилизации отходов.

На сегодняшний день существует интересный метод использования пенопласта — инкрустация. Это что-то в виде панно из лоскутков ткани, только сшивать их не надо.

Техника «Инкрустация по пенопласту» очень интересная и совершенно не сложная, а также практически не дорогая, что дает возможность заниматься ей любому желающему.

  • Пенопласт;
  • Тонкий светлый фломастер;
  • Цветные лоскутки ткани;
  • Ножницы;
  • Утюг;
  • Канцелярский нож.

Основные этапы изготовления картины на пенопласте


Картины, выполненные своими руками, приносят много радости, тепла и красоты в дом. Необходимо только терпение и огромное желание сделать что-нибудь красивое своими руками.

Техника «Инкрустация на пенопласте» дает возможность выполнить картины на любую тематику. Достаточно придумать сюжет, а можно и просто скопировать любую картину. Главное — это подобрать цветовую гамму из ткани.

Выполняя такие картины, мои ученики (как взрослые, так и дети) получают огромное удовольствие от своей работы. Думаю, такие картины приятно подарить или просто украсить свою комнату.

Обратите внимание на следующие книги. Быть может, вас заинтересуют и другие техники:

  • Наталия Дубровская «Оригинальные подарки своими руками »
  • Ольга Белякова «Деревья из бисера. Пошаговые мастер-классы для начинающих ». Книгу можно скачать на свой телефон, ридер, ПК или планшет.
  • С.Ю. Ращупкина «Цветы и деревья, вышитые лентами »

Картины, выполненные в технике «Инкрустации на пенопласте» экологически чистые, так как пенопласт не имеет запаха, не вызывает аллергию.

Примеры работ учеников

Можно ли работать с тканью без иголки, создавая при этом восхитительные панно из кусочков? Да, такое искусство придумано много веков назад.

По названию несложно догадаться, что техника кинусайга пришла к нам с Востока. Как и все японские виды творчества, кинусайга поражает оригинальностью, яркостью и множеством идей, которые можно воплотить, используя несложные приемы. Картины из лоскутов уже успели покорить и европейских рукодельниц. Но не многие знают, как на практике сделать панно из кусочков ткани, не используя ни ниток, ни иголок.

История искусства кинусайга

Как и классический , японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначально основным материалом для лоскутной «росписи» по дереву использовали остатки шелка от изношенного кимоно.

Традиционное японское одеяние издавна шилось из самой дорогой ткани, которую могла позволить себе семья. Поэтому просто выкинуть старую вещь ни у кого не поднималась рука. После того, как кимоно изнашивалось, его перекраивали в более мелкие изделия для быта, а из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.

Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга, служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге, копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались объемные предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты.

Чаще всего японцы изображали на полотнах пейзажи или замысловатые геометрические узоры. Количество мелких деталей, умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к другому. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового материала».

Современный пэчворк без иголки

Европейский пэчворк без иголки, или техника кинусайга, имеет свои отличительные черты:

  • прикладной характер изделий. Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;
  • различные виды тканей. Помимо традиционного шелка, используют хлопчатобумажные и льняные ткани, тонкий флис, бархат. Это позволяет сделать вещи более фактурными и интересными;
  • дополнительные элементы декора. Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера хэндмейда решили, что различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.

Основные принципы работы в японской технике

Кинусайга по технике исполнения за много веков не поменялась. Предварительно нарезанные лоскутки ткани накладываются на плоскую подложку или объемный предмет. А их края заправляются в специальные прорези (канавки). В результате сочетания кусочков разного цвета и формы вырисовывается оригинальный сюжет или узор.

Что потребуется для рукоделия

Необходимые материалы:

  1. Заготовки из пенопласта. Для картин, панно, крышек для коробок используйте листовой пенопласт. Это может быть упаковка от бытовой техники, нарезанная пластами толщиной 1-1,5 см. если вы задумали сделать новогодний шарик, валентинку, пасхальный декор в технике кинусайга, приобретите в рукодельном магазине специальные пенопластовые фигурки.
  2. Ткани. Чем больше тканей разной фактуры и расцветок вам удастся собрать, тем разнообразнее получатся будущие работы. Не обязательно сразу бежать в магазин и покупать десятки отрезов. Если вы только в начале «лоскутного пути», просто откройте шкаф и проведите ревизию. Таким образом убьете сразу двух зайцев – освободите место для новых вещей и получите огромную стопку материала для творчества.
  3. Ленты и тесьма любой ширины, декоративные шнуры, кружева, пуговицы. Если вы уже увлекаетесь или другим рукоделием, то все эти элементы наверняка присутствуют в вашей шкатулке. Если это первая работа, то опять оглянитесь вокруг и увидите множество вещиц, которые пригодятся при оформлении будущего шедевра.
  4. Ножницы. Обязательно должны быть острыми, чтобы нарезанные лоскутки как можно меньше осыпались.
  5. Клей ПВА для приклеивания ткани к основе для кинусайга.
  6. Карандаш или тонкий маркер для того, чтобы нанести рисунок на пенопласт.
  7. Маркер по ткани или швейные мелки для создания контура будущих лоскутков.
  8. Канцелярский нож, чтобы делать прорези в пенопласте;
  9. Копировальная бумага.
  10. Стек (или что-то подобное), которым вы будете заправлять края ткани.

Как сделать первое панно

Когда все инструменты подготовлены, можно начинать создавать картины в технике кинусайга.

  1. Первый делом нужно определиться с идеей будущего изделия. Проще ориентироваться на фотографии готовых работ, схематичных рисунков. Можно самостоятельно сделать эскиз. Для этого нужно выбрать любую понравившуюся картинку (для начала лучше, если она будет не слишком насыщенная), перенести ее на бумагу и расчертить линиями, которые и будут являться границами разноцветных лоскутков.
  2. После того как эскиз перенесен на бумагу, схематично обозначьте на нем все используемые оттенки. Одинаковые цвета можно пометить цифрами или значками. Не пытайтесь сэкономить время, пропустив этот шаг. Если в процессе работы будут перепутаны оттенки, то переделка займет гораздо больше минут.
  3. При помощи копировальной бумаги перенесите контур рисунка на пенопластовую основу.
  4. Аккуратно сделайте прорези глубиной 3-4 мм при помощи канцелярского ножика. Старайтесь действовать четко по контуру, иначе будущий рисунок тоже будет смотреться неровно. Основа для кинусайга готова.
  5. На следующем этапе снова возвращайтесь к эскизу. Разрежьте его на кусочки.
  6. Каждый кусочке бумаги накладывайте на ткань, согласно проставленных номеров, обводите маркером и вырезайте, оставляя припуски 2-3 мм по всему контуру.
  7. Переходите к основной и самой увлекательной операции. Возьмите один лоскуток, приложите его к нужному участку на пенопласте и заправляйте края в вырезанный контур. Проделывайте эту операцию со всеми кусочками.
  8. Если вы хотите, чтобы рисунок был слегка объемным, можно воспользоваться наполнителем. Лучше всего для этой цели подойдут обычные ватные диски или тонкий синтепон. Подкладывайте их в один слой под те элементы, которые хотите выделить (например, лепестки цветка или контуры животного или другого предмета).
  9. После того, как все лоскутки нашли свое место, переходите к украшению готовой картину кинусайга. Чаще всего декоративные элементы прокладывают по тем же местам стыка кусочков ткани.
  10. Чтобы изделие дольше радовало глаз, а лоскутки крепче держались на подложке, перед накладыванием каждый кусочек можно чуть-чуть промазывать клеем.

Вот такой интересный способ создания картин и декорирования предметов интерьера можно освоить за один день. Японская техника кинусайга подходит как для самостоятельных занятий рукоделием, так и для уроков творчества с детьми. Это замечательная альтернатива привычному и вязаному пэчворку.

Техника отлично подходит для тех, кто на «вы» со швейной машинкой или просто хочет освоить новое дело. Подбирайте необходимые материалы и смело начинайте творить!