Литературный марафон. Не стесняйтесь выгуливать своих тараканов. Предисловие к этому изданию

Chris Baty

NO PLOT? NO PROBLEM!

A Low-Stress, High-Velocity Guide to Writing a Novel in 30 Days

Издано с разрешения Chronicle Books

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2014, Chris Baty. All rights reserved.

First published in English by Chronicle Books LLC, San Francisco, California.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

МОИМ РОДИТЕЛЯМ,

которые всегда верили, что все будет именно так

Предисловие к этому изданию

C 2004 года, когда эта книга впервые вышла в свет, многое изменилось. Благодаря электронным изданиям и технологии печати по запросу выпуск книг стал доступен всем желающим. Социальные сети значительно расширили набор писательских инструментов, и теперь любой обладатель хорошей идеи может в любое время отвлечься на видео с кошками и фотографии из отпуска школьных друзей.

А национальный месячник сочинения романов (NaNoWriMo, NaNo) – литературный марафон, который я за гроши запустил десять лет назад прямо из своей гостиной, – вырос в ежегодное некоммерческое мероприятие с целым штатом сотрудников, офисом и 450 тысячами участников. Основное мероприятие, проходящее осенью, было дополнено виртуальным летним лагерем романистов (www.campnanowrimo.org) и программой обучения юных писателей, которая преподается более чем в 1000 школ.

В течение этого замечательного и безумного десятилетия я столкнулся с рядом новых стратегий, которые позволяют найти местечко для книги в нашей невероятно напряженной жизни. В переиздании, которое мы вам предлагаем, есть свежие советы по самым разным поводам: например, как не отвлекаться на возможности цифровых технологий, сочетать писательство с родительскими обязанностями, а редактируя свою книгу, не лишиться рассудка. Я добавил также еженедельные резюме и примерно сотню интереснейших приемов, предложенных победителями NaNoWriMo. Появились здесь и мобилизующие, снижающие стресс высказывания тех авторов, чьи работы проделали путь от NaNoWriMo до списка бестселлеров New York Times.

Новое издание книги дает мне возможность исправить некоторые сомнительные утверждения, фигурировавшие в предыдущем варианте. Например, я почему-то считал, будто читатели готовы растерзать авторов, ведущих повествование от третьего лица. Однако моей самой большой ошибкой было убеждение, что каждый вынашивает в себе роман. Теперь, когда у меня за плечами десятилетний опыт проведения NaNoWriMo, я могу с уверенностью сказать: это неправда. В голове у каждого зреют десятки романов. И суметь записать одну из этих историй – гораздо более интересный опыт, чем я предполагал. Прошло уже много лет, а я по-прежнему с нетерпением жду NaNoWriMo. Неважно, что вы предложите: свой первый или уже пятнадцатый роман, – я все равно надеюсь, что новое издание книги «Литературный марафон» окажется вашим верным другом на протяжении целого месяца литературного забытья.

Введение

Сейчас можно сказать, что та эпоха вообще была подходящей для странных идей. В 1999 году я был писателем, жил в районе залива Сан-Франциско, пил слишком много кофе и наблюдал за тем, как бум доткомов переписывал правила окружающего мира.

Казалось вполне вероятным, что я и мои друзья могли провести три года в офисе, стреляя друг в друга поролоновыми пульками и катаясь на офисных стульях, а потом реализовать заработанные столь тяжким трудом опционы, купить где-нибудь небольшой остров и улететь на вертолете на заслуженный отдых.

Это было прекрасное, сюрреалистическое время, и в один прекрасный момент я решил, что мне нужно за месяц написать роман. При этом нельзя сказать, чтобы у меня в голове был отличный сюжет. Более того, у меня не было никаких идей.

В 1999 году все это казалось само собой разумеющимся.

В более трезвую эпоху моя идея «романа за месяц» не прошла бы проверки реальностью еще на стадии зарождения. Однако самый первый NaNoWriMo начался уже через две недели, и в нем участвовали почти все мои знакомые и соседи.

Нет сомнений, что решившиеся на эту авантюру – а это 21 человек – были не совсем в своем уме и им не следовало заниматься такими серьезными вещами, как написание романов. Мы не проходили курсов по литературному мастерству в школе, не читали самоучителей по построению сюжета или тонкостям ремесла. А все, что вышло из-под нашего пера после того, как отпала необходимость писать сочинения, прекрасно уместилось бы на листке блокнота.

Единственным объяснением наших писательских претензий я могу считать следующий факт: если тебя окружают сайты по доставке, например, корма для домашних животных, которые стоят больше, чем вся компания Apple, то чувство реальности утрачивается и границы возможного размываются. Старое тысячелетие умирало, новое и прекрасное стояло на пороге. Нам всем было слегка за двадцать, и мы плохо понимали, что делали. Зато мы знали, что любим книги, поэтому решили стать писателями.

Книжные хулиганы

Эта любовь к книгам, наверное, и спасла наш замысел. Хотя мы договорились не воспринимать всерьез процесс творчества, к самим романам – к этим фолиантам доброты, которые при внимательном изучении пробуждали в своих владельцах самые удивительные образы, – мы относились с крайним почтением. В книгах можно было найти волшебные порталы и близких друзей, настоящую любовь и абсолютное зло. Книги, как наши друзья или родители, сыграли большую роль в нашем образовании, позволив заглянуть через врата детства в жизнь.

Любя книги, мы с не меньшим восторгом относились и к их создателям. Романисты были, безусловно, особой ветвью homo sapiens – просветленный подвид, наделенный чрезвычайно развитым пониманием человеческой души и сверхъестественной способностью писать слова правильно.

Более того, написанию романов они могли посвятить всю жизнь – это одна из немногих индустрий развлечений, где карьера продолжается и после того, как перестаешь привлекательно выглядеть в крутом нижнем белье.

Короче говоря, мы обожали романы и обожествляли писателей, поэтому думали: если после месячных усилий сможем хоть немного приблизиться к их миру, с нами произойдет что-то таинственное, полностью меняющее нашу жизнь. Искушение начать месяц на нуле и закончить его с собственной книгой в руках – какой бы плохой она ни оказалась – было непреодолимым. Мы ни за что не признались бы вслух, но в душе каждого жила надежда – а вдруг из глубин нашего воображения выплывет нечто неоспоримо гениальное! Безусловный шедевр, который навсегда изменит литературную картину мира. Истинно американский роман.

Только подумайте о море похвал! Об ощущении удовлетворения! О том, как резко возрастет количество девушек, готовых прийти к вам на свидание!

К сожалению, нельзя недооценивать силу воздействия на нас именно последнего аргумента. Как музыкальный фанат я знал, что подобное возможно. В анналах рок-н-ролла полно примеров, как музыкант-самоучка сначала записывал альбомы, а уже потом учился играть на соответствующих инструментах. Участники групп Sex Pistols, Ramones, Beat Happening – это и есть те самые ничему не учившиеся энтузиасты, которые выбились в люди только благодаря собственной увлеченности. Но если фантазии по поводу фанатов на сессиях по раздаче автографов и посещали нас в 1999 году, мы никому об этом не говорили. По сути, вся эта суета с написанием романов должна была стать упражнением по погружению в посредственность. Чем больше вы пишете и чем меньше (якобы) заботитесь о написанном, тем почетнее.

Итак, в начале первого национального месячника сочинения романов мы с удовольствием высмеивали нашу полную неподготовленность и сомнительные шансы на успех. Как храбрящиеся и не очень трезвые матросы-новички, мы отправлялись в море на уже обреченном корабле.

1 июля 1999 года начался первый национальный месячник сочинения романов. Выглядело это примерно так: все мы (двадцать один человек) весело махали собравшимся на берегу провожающим, посылали друзьям и родным воздушные поцелуи, но при этом нервно поглядывали на палубу в поисках спасательных жилетов.

Мы и понятия не имели, насколько скоро они нам понадобятся.

Месяц в море

Писатель и чемпион по фигурному катанию Ральф Уолдо Эмерсон однажды заметил: «Если катаешься по тонкому льду, то спасение в скорости». Несясь навстречу грядущему литературному провалу, мы, по крайней мере, безусловно отличались скоростью.

Первая неделя NaNoWriMo (так мы стали называть мероприятие) прошла в атмосфере лихорадочного стучания по клавишам, которое подстегивалось кошмарным количеством кофеина. Для начала мы договорились, что роман – это художественное произведение, содержащее 50 тысяч слов. Вследствие такой величественной цели количество быстро взяло верх над качеством, и мы каждый вечер после работы встречались в кофейнях, чтобы пополнить наши творения еще парой тысяч слов.

Мы назначали себе норму выработки и придумывали самые изощренные задачи. Отстающим не разрешалось освежаться напитками или принимать ванну, пока норма не будет выполнена. Искреннее веселье и легкомыслие первых рабочих сессий сказались на безумной задаче написать книгу за абсурдно короткий срок, превратив ее в бурное путешествие в страну Романию .

Удивительно, но начало работы сложилось для всех нас довольно удачно. Очень быстро у всех появились место действия, главные герои и несколько первых глав. Самое сложное, казалось, осталось позади. Мы углубились в работу, будучи уверенными, что наши музы не оставят нас и помогут преодолеть любые грядущие трудности.

Однако оказалось, что у муз были иные планы.

Затишье

Прошло семь дней, первое возбуждение улеглось, и открылась горькая истина: наши романы оказались плохи. Даже ужасны. Первая неделя пролетела, упоение скоростью прошло, и мы взглянули на свои творения глазами третьеклассника, который обнаружил, что кусок торта на его тарелке подменили вареными овощами.

Обсудив сущность своего первоначального энтузиазма, мы обнаружили общую для всех нас проблему: начать было просто, а продолжать – сложно. Закралось подозрение, что хаотичное разбрасывание героев по документу Word – это не лучший подход к созданию конструкции произведения. А попытка втиснуть в наше весьма плотное расписание еще и роман ставило под угрозу и нашу жизнь, и всемирную литературу.

Наша жизнь подверглась не самым радужным изменениям: поскольку любую свободную минуту мы отдавали писательству, значит, нельзя было подольше поспать в выходные, посмотреть телевизор, сходить с друзьями на ужин. Вместо этого мы все время пытались что-то выжать из наших безжизненных персонажей и понять, долго ли человеческий организм выдержит на лапше быстрого приготовления и кока-коле, прежде чем окончательно откажет печень.

К концу второй недели многие были готовы восстать. Половина участников покинула проект. К сожалению, некоторые из нас настолько широко разрекламировали свой потенциальный талант, что было неловко сдаться, не продержавшись и месяца. И мы решили продолжать, по-прежнему собирались на писательские сессии, но с гораздо меньшим энтузиазмом. Мы уже не рассчитывали на победу, а планировали просто потянуть время.

Вторая неделя подошла к концу. И тут начались странные вещи.

Анемичные, бесцельно блуждающие по страницам герои, родившиеся в нашем воображении в первые четырнадцать дней, вдруг оживились и перешли к делу. И это было странно, неожиданно, но интересно. Они продали свои паркетники и начали ездить на работу в электрокарах из гольф-клуба. Они отправились учиться танцевать польку, их похищали лесные жители, вместе с соседями по дому престарелых они занялись вооруженными ограблениями ювелирных магазинов.

Похоже было, что наши протагонисты, устав ждать от нас режиссерского прозрения, решили взять постановку под свой контроль. К счастью, они оказались гораздо лучшими рассказчиками, чем мы.

От апатии второй недели не осталось и следа, и аккуратные строчки наших романов начали напоминать по траектории самые настоящие сюжетные линии. Конечно, мы по-прежнему сильно уставали. Но наши книги перестали висеть гирями у нас на шее, превратившись в уютные островки посреди житейских бурь. Вместо ужаса перед вечерними сессиями мы теперь испытывали прилив фантазии, грезя о том, какой оборот примут наши истории. Мы звонили себе на автоответчик, чтобы наговорить сюжетные повороты, пришедшие в голову с утра, записывали подходящие темы на салфетках, чеках, спинах коллег – словом, повсюду, куда дотягивалась рука, чтобы зафиксировать идеи, потоком струящиеся из головы.

Надо признать, что романы, появившиеся на жестких дисках наших компьютеров, нимало не походили на шедевры, на что мы втайне надеялись. Это были неуклюжие создания, украшенные только дырами в сюжете. Но по-своему они были прекрасны. А их потенциал завораживал.

Построй его, и Кевин Костнер придет

Нечего и говорить, что к этому времени мы уже почти потеряли рассудок. Казалось, что мы попали через портал в какой-то иной мир – в Нарнию для взрослых, где часы летели как секунды и в реальность воплощались самые смелые и великолепные фантазии. Это был едва ли не лучший опыт в моей жизни, который принес мне настоящее удовлетворение. Единственное, с чем я могу его сравнить, – это фильм «Поле его мечты», где Кевин Костнер (он играет фермера из Айовы) вдруг начинает слышать голоса, которые говорят ему: «Построй его, и он придет». По совету этих загадочных голосов Кевин бросает свою недоверчивую жену и поступает так, как поступил бы на его месте любой уважающий себя мужчина: на месте кукурузного поля рядом с домом он создает бейсбольное поле. Он явно сходит с ума. Он одержим. Настоящий маньяк.

Тем из нас, кто дошел до четвертой недели NaNoWriMo, такое состояние было очень знакомо.

В фильме усилия Костнера вознаграждаются: на его поле приходят поиграть призраки легендарных бейсболистов прошлого, которые выступают в показательных матчах и вдохновляют Джеймса Эрла Джонса на откровения. Для нас награда оказалась столь же щедрой. После двух недель возделывания скудной почвы нашего воображения рассказы, которые мы взращивали, расцвели буйным цветом. На третьей неделе мы начали пожинать невиданный урожай поворотов сюжета и потрясающих героев, каждый из которых был готов выступить в главной роли в нашем шоу.

Хотя как бейсболисты они были бесперспективны, свои сильные стороны имел каждый. Моим героям, например, особенно удавалось спать с самыми невероятными людьми. У других участников герои часто удачно совершали путешествия. Еще у кого-то герои могли придумывать такие шрифты с такими начертаниями букв, от которых взрывался мозг. Словом, каждому свое. Какие бы направления ни принимали наши сюжеты, они определенно завораживали и тянули нас за собой.

На двадцать девятый день первый участник преодолел барьер в 50 тысяч слов. А затем еще один, и еще. Июль заканчивался, и, хотя мы с удовольствием потратили 31 день на исследование глубин собственного воображения, пришла пора возвращаться к реальности. Поэтому мы закруглились со своими историями, рассовали героев по постелям и потушили свет в созданных нами мирах. В тот год лишь шестеро из нас смогли пересечь финишную линию (50 тысяч слов) – остальные застряли где-то между 500 и 49 тысячами. Но все участники мероприятия получили бесценный опыт.

Некоторые благодаря этому осознали, что никогда не будут заниматься писательством. Другие были готовы уже на следующий день мчаться записываться на магистерскую программу по литературному мастерству. Для меня же главным откровением стало следующее: реализовать свои художественные амбиции людям мешает не отсутствие таланта, а отсутствие дедлайна. Дайте любому человеку непосильную задачу, поместите его в благоприятную среду, установите разумный, но жесткий дедлайн, – и чудеса начнут происходить регулярно. Благодаря спешке, в атмосфере которой проходит мероприятие, исчезает внутреннее желание писать идеальную прозу. Оно замещается удовольствием учиться в процессе, рисковать, ошибаться, следовать за собственными идеями, чтобы посмотреть, куда они приведут.

Я обнаружил, что если гнаться за количеством, а не за качеством, то, как ни странно, это идет на пользу и тому и другому. Не то чтобы для меня в этом был какой-то смысл, особенно если учесть, что раньше мне приходилось по нескольку дней корпеть над рецензиями из 75 слов. Но факт был налицо, и любой, кто осилил в тот год NaNoWriMo, мог с готовностью подтвердить: мы сумели написать свои романы и получить от этого удовольствие только потому, что работали очень интенсивно. Адреналин заглушил тот критический внутренний голос, который так мешает взрослым предаваться творчеству.

Дотком – ставшее нарицательным название компании, чья бизнес-модель целиком основывалась на работе в рамках сети интернет. Наибольшее распространение получили в конце 90-х гг. XX века.

Врожденная особенность, состоящая в том, что люди реагируют на некоторые раздражения необычным образом.

Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) – американский эссеист, поэт, философ, пастор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США. В своем эссе «Природа» (1836) первым выразил и сформулировал философию трансцендентализма.

    Оценил книгу

    Прочитав эту книгу, вы не научитесь писать книги самостоятельно. Это действительно литературный марафон для тех, кто жаждет выплеснуть свои мысли на бумагу и наваять роман. Скорее всего - роман фиговенький, первый опыт. Так что это, скорее, своеобразная терапия или один из способов снять творческий блок. Вообще, несколько похоже на бестселлеры Джулии Кэмерон, только не такой жиденький компот из сплошной воды. У Кэмерон едва-едва попадаются сухофрукты конкретных приёмов, а тут наварчик куда более густой, хотя тоже не без лишней жидкости.

    Книжка очень маленькая, но всё же вдохновляющая. Похоже на описание какой-нибудь методики избавления от какой-нибудь болячки. В роли болячки - творческий запор или графоманский зуд. Если вы твердо уверены, что хотите стать настоящим писателем, то её прочтение будет лишним шагом. А вот если не уверены в собственных силах и собственном упорстве, то предлагаемая методика позволит бросить вызов самому себе. Причём все шаги вызова как раз описаны подробно и практично, но вот по самому ремеслу писателя почти ничего нет: зарисовки да почеркушки. Правила игры, впрочем, весьма интересные. Играют же вот на ЛЛ во всякие игрули, почему бы и для писателей такие не завести?

    Не хватило большей конкретики и углубления в детали, как-то всё слишком просто и на поверхности. Не нужно быть специалистом своего дела, чтобы написать вот такую книжку, как "Литературный марафон". То есть, мне бы вот не надо было бы для этого работать с десятками людей, проводить семинары и наблюдать за прохождением марафона. Если бы я гипотетически воссоздала всю ситуацию в уме, то сама бы пришла ко всем этим выводам, они действительно на поверхности. К тому же текст действительно слишком уж мал и куц для хорошего пособия. Вот, к примеру, я его конспектировала. Весь конспект занял ровно 2 странички: выложенную ниже и её оборот. Хотя я не грешу при составлении конспектов пропуском важных логических частей.

    Вывод: иметь у себя бумажную версию - излишне, но с самой методикой вскользь ознакомиться можно.

    Оценил книгу

    Читать о том, как работают другие писатели, всегда любопытно, даже если вы уверены, что не возьмете ни один из чужих методов на вооружение (на вашем месте, кстати, я не была бы так уверена). И вдвойне любопытно читать о том, как другие писатели работают в экстремальных условиях. Потому что экстремальные условия для творческого человека, живущего в современном мире - привычная реальность.

    Если вы продолжаете мечтать либо думаете "когда-нибудь я напишу книгу", "Литературный марафон" Крис написал для вас. Вы - его идеальный читатель. Смело берите книгу в руки. Она небольшая, вы одолеете ее за пару дней.

    Вот несколько ключевых тезисов, на которых мне бы хотелось заострить внимание.

    1. Крис подчеркивает: для того, чтобы написать роман, НЕ НУЖНО являться писателем.

    Не ждите, когда высшая сила дарует вам сверхспособности и ярлычок "автор крутых бестселлеров". Иногда нужно просто взять и сесть за роман. Писатель - это человек, который пишет. Вот открыли вы Word и набрали первые пару дюжин слов будущей книги. Вы уже писатель. Если кто-то попробует оспорить это, ничего не отвечайте, у него есть свои причины для сомнений, а за вас пусть говорят факты и результаты. Писатель - это человек, который пишет. Это самое главное. Остальное - второстепенное.

    2. Для "непрофессионала" - хотя странно говорить так о человеке, который написал 50 000 слов за месяц, причем сделал это не один и не два раза!!! - Крис дает ОЧЕНЬ дельные советы по работе с рукописью.

    Я даже ощутила что-то, подозрительно напоминающее зависть: некоторые вещи доходили до меня долго, не один год. И это до меня, писателя с приличным стажем и не одной книгой за спиной... так и тянет написать "серьезной" книгой, конечно. Но почему роман, написанный за месяц - это несерьезный роман? Разве человек, создавший его, не работал тяжело? Разве мы, авторы, выдающие роман в среднем за полгода, работаем тяжелее? Не думаю.

    3. Крис вдребезги разбивает все стереотипы, "благодаря" которым мечта многих людей написать роман остается мечтой.

    В частности, стереотип о том, что писателю нужно много свободного времени. Вы знаете, "много свободного времени" - это нужно не только писателю. Вообще-то "много свободного времени" хотят все, ну, по крайней мере, 97 процентов населения планеты Земля точно хочет. Что же, у нас есть выбор. Либо мы находимся в вечном поиске "много свободного времени", либо садимся и пишем роман. Волшебных таблеток тут нет.

    4. Крис очень хорошо описывает стадии работы над книгой с точки зрения психологии автора.

    Это полезно не только тем, кто решился написать роман за месяц, потому что эти стадии так или иначе присутствуют в процессе сочинения любого романа.

    5. Крис говорит очень понятным языком!

    Это никакой не учебник по писательскому мастерству, а, скорее, нечто вроде мотивационного пособия для практиков.

    6. Кстати, практиковаться придется.

    Потому что иначе информация, почерпнутая из книги, войдет в одно ухо, а через минуту выйдет из другого уха.

    7. Люди на самом деле пишут 50 000 слов за месяц. На полном серьезе.

    Под короткими мотивационными речами, которые Крис приводит, к слову сказать, в огромном количестве, есть подписи "пятикратный победитель НаНоРайМо", "десятикратный победитель НаНоРайМо". Среди них есть писатели, которые опубликовали свои работы на бумаге. Среди них есть писатели, романы которых стали бестселлерами. Им можно рассказать о том, что 50 000 слов за месяц - это несерьезно или просто-напросто невероятно. И, пока вы будете говорить это, подбирая особо едкие аргументы, они напишут очередной роман.

    Подводя итог, можно сказать, что книга действительно очень любопытная и вместе с тем простая для восприятия. Даже опытные авторы могут найти в ней что-то полезное, скопировать, перенять или смоделировать те или иные методики. Так что - читать, читать, читать.

    Оценил книгу

    "После того как я закончил собственную рукопись, оказалось, что я по-новому могу оценить свои любимые книги. Я перестал принимать текст как данность и начал улавливать множество искусных деталей и тщательно замаскированных швов. Чтобы понять изнанку любимых книг, полезно попробовать написать что-нибудь самому."

    Сюжет: Вы любите писать и ваша мечта однажды стать автором собственной книги? Вам знаком страх чистого листа и сомнения, одолевающие после первой написанной главы? Приходилось ли вам разочарованно бросать написанный текст на начальном этапе, потому что он выходил не таким как в вашем воображении? Пылятся ли множество захватывающих идей без дела в самом дальнем шкафу вашего замка в стране Фантазии? Тогда эту книгу вам точно стоит прочитать!

    Впечатления: Меня "Литературный марафон" привлек в первую очередь своей идеей: выделить целый месяц на свою мечту, перестать отлынивать и наконец-то сесть и написать за 30 дней 50 тысяч слов, то есть небольшой роман. В книге автор рассказывает об этом литературном эксперименте, достаточно популярном в писательской среде, даёт полезные советы и вдохновляет на то, чтобы попробовать свои силы в этаком авантюрном писательском приключении. Кстати, оказывается "Киберзолушка" Майер, которую я не читала, но на положительные отзывы на которую постоянно наталкиваюсь, прочитать что ли?, была написана в рамках этого эксперимента:)

    На самом деле "Литературный марафон" не лишён тех же недостатков, что и многие подобные книги по писательскому мастерству. Здесь достаточно воды, упоминаются банальные и итак понятные вещи, присутствует "американский юмор", который я никогда не могла понять, но надо отдать автору должное - по крайней мере, я из книги вынесла для себя действительно много полезных советов. Вот, к примеру, в последний раз в данном жанре я читала "Птицу за птицей" Ламмотт, так эта книга настолько меня разочаровала и отвратила от данной тематики, что я пару лет вообще не хотела читать о писательстве. "Литературный марафон" же никакой неприязни у меня не вызвал, автор показался вполне адекватным, что само уже по себе огромный плюс)))

    Отмечу те советы, которые мне оказались полезны, исходя из собственного опыта:
    - Сесть за написание романа хотя бы в этом году, а лучше прямо сейчас и не ждать пока станешь мудрее, умнее, образованнее, начитаннее и т.д. и т.п.;
    Вот на самом деле это моя наибольшая проблема. Я все время думаю, что мне стоит подрасти, повзрослеть, ещё больше книг прочитать и тогда я автоматически буду писать лучше, чем могла бы сейчас. Но я тут постоянно упускала из вида, что мудрее я стану скорее всего лишь к старости, а тогда роман писать уже поздно, как правильно замечает автор. А ещё все дело в опыте - чем больше пишешь, тем лучше выходит. Собственно, я это уже проверила и на своей работе, и на отзывах на ЛЛ, как по мне со временем они стали у меня получше, чем пару лет назад:) Ну подлиннее так точно)))

    - При написании черновика полностью выключить на время внутреннего редактора, просто писать, не возвращаться назад и не пытаться исправлять написанные абзацы;
    У меня в столе лежат несколько черновиков, которые я начинала с энтузиазмом писать, но после каждой главы останавливалась, перечитывала, пыталась отредактировать, потом мне это надоедало или же мне не нравилось написанное. В итоге я просто закрывала тетрадь и забывала о своём желании написать роман. А вот так делать совсем не надо! Мне всегда хотелось написать все хорошо с первого раза, а раз получался бред, то и не стоило дальше стараться. Автор же объясняет как важно довести задумку до конца, ведь даже самый бредовый черновик можно будет отредактировать и довести до ума. И перечитывать написанное не стоит, это можно сделать по окончанию работы.

    - Выделять выходные или дожидаться отпуска для написания романа бессмысленно;
    Ага, я тоже так всегда думала. Вот будут летние каникулы и я засяду за диплом. Вот будет отпуск летом и я засяду за роман. Ага, ага, фига с два я за что-то засела))) На отдыхе должен быть отдых. А загруженность делами и писанина лишь в определенное свободное время наоборот благотворна. Человек не успевает устать от постоянного написания, а также отдыхает от работы и бытовых дел за своим романом. Взаимовыгодно получается:)

    - Не стоит ждать от первого черновика бесстселера, и от второго тоже, и от третьего...
    Если первый черновик романа вышел бредовым и нечитаемым, а потом и второй, и третий, это не значит, что писательского таланта нет и можно ставить крест на своей мечте. Практика и ещё раз практика, а ещё удовольствие чисто для себя от процесса написания и сочинения собственного мира.

    Кроме вышеперечисленного из книги я вынесла ещё много чего полезного. Например, как правильно и проще всего редактировать роман, как настроить себя на нужный настрой и где писать. И напоследок приведу главный совет, с которым я согласна на все 100500 процентов ибо это касается многих современных авторов:

    "Если сцену можно выбросить из романа без ущерба для него, то так и следует поступить."

    Итого: Книга хорошая и даже полезная. Как я уже говорила меня заинтересовала идея Литературного месячного марафона и после прочтения книги я решила последовать советам автора и попробовать поучаствовать. Не в этом году уж точно ибо у меня в приоритете чтение книг на английском, но в следующем хотелось бы все же достать свои тетради с записанными идеями и наконец-то хоть одну воплотить в реальность:) Все же практика никогда лишней не бывает, и даже если выйдет лютый бред, то это все равно никто не увидит, а если спросят, то всегда можно будет сказать, что я написала роман, но он так прекрасен, что я никому его не показываю:)

Крис Бейти

Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней

Chris Baty

NO PLOT? NO PROBLEM!

A Low-Stress, High-Velocity Guide to Writing a Novel in 30 Days

Издано с разрешения Chronicle Books

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2014, Chris Baty. All rights reserved.

First published in English by Chronicle Books LLC, San Francisco, California.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

МОИМ РОДИТЕЛЯМ,

которые всегда верили, что все будет именно так

Предисловие к этому изданию

C 2004 года, когда эта книга впервые вышла в свет, многое изменилось. Благодаря электронным изданиям и технологии печати по запросу выпуск книг стал доступен всем желающим. Социальные сети значительно расширили набор писательских инструментов, и теперь любой обладатель хорошей идеи может в любое время отвлечься на видео с кошками и фотографии из отпуска школьных друзей.

А национальный месячник сочинения романов (NaNoWriMo, NaNo) – литературный марафон, который я за гроши запустил десять лет назад прямо из своей гостиной, – вырос в ежегодное некоммерческое мероприятие с целым штатом сотрудников, офисом и 450 тысячами участников. Основное мероприятие, проходящее осенью, было дополнено виртуальным летним лагерем романистов (www.campnanowrimo.org) и программой обучения юных писателей, которая преподается более чем в 1000 школ.

В течение этого замечательного и безумного десятилетия я столкнулся с рядом новых стратегий, которые позволяют найти местечко для книги в нашей невероятно напряженной жизни. В переиздании, которое мы вам предлагаем, есть свежие советы по самым разным поводам: например, как не отвлекаться на возможности цифровых технологий, сочетать писательство с родительскими обязанностями, а редактируя свою книгу, не лишиться рассудка. Я добавил также еженедельные резюме и примерно сотню интереснейших приемов, предложенных победителями NaNoWriMo. Появились здесь и мобилизующие, снижающие стресс высказывания тех авторов, чьи работы проделали путь от NaNoWriMo до списка бестселлеров New York Times.

Новое издание книги дает мне возможность исправить некоторые сомнительные утверждения, фигурировавшие в предыдущем варианте. Например, я почему-то считал, будто читатели готовы растерзать авторов, ведущих повествование от третьего лица. Однако моей самой большой ошибкой было убеждение, что каждый вынашивает в себе роман. Теперь, когда у меня за плечами десятилетний опыт проведения NaNoWriMo, я могу с уверенностью сказать: это неправда. В голове у каждого зреют десятки романов. И суметь записать одну из этих историй – гораздо более интересный опыт, чем я предполагал. Прошло уже много лет, а я по-прежнему с нетерпением жду NaNoWriMo. Неважно, что вы предложите: свой первый или уже пятнадцатый роман, – я все равно надеюсь, что новое издание книги «Литературный марафон» окажется вашим верным другом на протяжении целого месяца литературного забытья.

Введение

Сейчас можно сказать, что та эпоха вообще была подходящей для странных идей. В 1999 году я был писателем, жил в районе залива Сан-Франциско, пил слишком много кофе и наблюдал за тем, как бум доткомов переписывал правила окружающего мира.

Казалось вполне вероятным, что я и мои друзья могли провести три года в офисе, стреляя друг в друга поролоновыми пульками и катаясь на офисных стульях, а потом реализовать заработанные столь тяжким трудом опционы, купить где-нибудь небольшой остров и улететь на вертолете на заслуженный отдых.

Это было прекрасное, сюрреалистическое время, и в один прекрасный момент я решил, что мне нужно за месяц написать роман. При этом нельзя сказать, чтобы у меня в голове был отличный сюжет. Более того, у меня не было никаких идей.

В 1999 году все это казалось само собой разумеющимся.

В более трезвую эпоху моя идея «романа за месяц» не прошла бы проверки реальностью еще на стадии зарождения. Однако самый первый NaNoWriMo начался уже через две недели, и в нем участвовали почти все мои знакомые и соседи.

Нет сомнений, что решившиеся на эту авантюру – а это 21 человек – были не совсем в своем уме и им не следовало заниматься такими серьезными вещами, как написание романов. Мы не проходили курсов по литературному мастерству в школе, не читали самоучителей по построению сюжета или тонкостям ремесла. А все, что вышло из-под нашего пера после того, как отпала необходимость писать сочинения, прекрасно уместилось бы на листке блокнота.

Единственным объяснением наших писательских претензий я могу считать следующий факт: если тебя окружают сайты по доставке, например, корма для домашних животных, которые стоят больше, чем вся компания Apple, то чувство реальности утрачивается и границы возможного размываются. Старое тысячелетие умирало, новое и прекрасное стояло на пороге. Нам всем было слегка за двадцать, и мы плохо понимали, что делали. Зато мы знали, что любим книги, поэтому решили стать писателями.

Книжные хулиганы

Эта любовь к книгам, наверное, и спасла наш замысел. Хотя мы договорились не воспринимать всерьез процесс творчества, к самим романам – к этим фолиантам доброты, которые при внимательном изучении пробуждали в своих владельцах самые удивительные образы, – мы относились с крайним почтением. В книгах можно было найти волшебные порталы и близких друзей, настоящую любовь и абсолютное зло. Книги, как наши друзья или родители, сыграли большую роль в нашем образовании, позволив заглянуть через врата детства в жизнь.

Любя книги, мы с не меньшим восторгом относились и к их создателям. Романисты были, безусловно, особой ветвью homo sapiens – просветленный подвид, наделенный чрезвычайно развитым пониманием человеческой души и сверхъестественной способностью писать слова правильно.

Более того, написанию романов они могли посвятить всю жизнь – это одна из немногих индустрий развлечений, где карьера продолжается и после того, как перестаешь привлекательно выглядеть в крутом нижнем белье.

Короче говоря, мы обожали романы и обожествляли писателей, поэтому думали: если после месячных усилий сможем хоть немного приблизиться к их миру, с нами произойдет что-то таинственное, полностью меняющее нашу жизнь. Искушение начать месяц на нуле и закончить его с собственной книгой в руках – какой бы плохой она ни оказалась – было непреодолимым. Мы ни за что не признались бы вслух, но в душе каждого жила надежда – а вдруг из глубин нашего воображения выплывет нечто неоспоримо гениальное! Безусловный шедевр, который навсегда изменит литературную картину мира. Истинно американский роман.

Только подумайте о море похвал! Об ощущении удовлетворения! О том, как резко возрастет количество девушек, готовых прийти к вам на свидание!

К сожалению, нельзя недооценивать силу воздействия на нас именно последнего аргумента. Как музыкальный фанат я знал, что подобное возможно. В анналах рок-н-ролла полно примеров, как музыкант-самоучка сначала записывал альбомы, а уже потом учился играть на соответствующих инструментах. Участники групп Sex Pistols, Ramones, Beat Happening – это и есть те самые ничему не учившиеся энтузиасты, которые выбились в люди только благодаря собственной увлеченности. Но если фантазии по поводу фанатов на сессиях по раздаче автографов и посещали нас в 1999 году, мы никому об этом не говорили. По сути, вся эта суета с написанием романов должна была стать упражнением по погружению в посредственность. Чем больше вы пишете и чем меньше (якобы) заботитесь о написанном, тем почетнее.

Итак, в начале первого национального месячника сочинения романов мы с удовольствием высмеивали нашу полную неподготовленность и сомнительные шансы на успех. Как храбрящиеся и не очень трезвые матросы-новички, мы отправлялись в море на уже обреченном корабле.

1 июля 1999 года начался первый национальный месячник сочинения романов. Выглядело это примерно так: все мы (двадцать один человек) весело махали собравшимся на берегу провожающим, посылали друзьям и родным воздушные поцелуи, но при этом нервно поглядывали на палубу в поисках спасательных жилетов.

Мы и понятия не имели, насколько скоро они нам понадобятся.

Месяц в море

Писатель и чемпион по фигурному катанию Ральф Уолдо Эмерсон однажды заметил: «Если катаешься по тонкому льду, то спасение в скорости». Несясь навстречу грядущему литературному провалу, мы, по крайней мере, безусловно отличались скоростью.


Крис Бейти

Литературный марафон: как написать книгу за 30 дней

Chris Baty

NO PLOT? NO PROBLEM!

A Low-Stress, High-Velocity Guide to Writing a Novel in 30 Days

Издано с разрешения Chronicle Books

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© 2014, Chris Baty. All rights reserved.

First published in English by Chronicle Books LLC, San Francisco, California.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

МОИМ РОДИТЕЛЯМ,

которые всегда верили, что все будет именно так

Предисловие к этому изданию

C 2004 года, когда эта книга впервые вышла в свет, многое изменилось. Благодаря электронным изданиям и технологии печати по запросу выпуск книг стал доступен всем желающим. Социальные сети значительно расширили набор писательских инструментов, и теперь любой обладатель хорошей идеи может в любое время отвлечься на видео с кошками и фотографии из отпуска школьных друзей.

А национальный месячник сочинения романов (NaNoWriMo, NaNo) – литературный марафон, который я за гроши запустил десять лет назад прямо из своей гостиной, – вырос в ежегодное некоммерческое мероприятие с целым штатом сотрудников, офисом и 450 тысячами участников. Основное мероприятие, проходящее осенью, было дополнено виртуальным летним лагерем романистов (www.campnanowrimo.org) и программой обучения юных писателей, которая преподается более чем в 1000 школ.

В течение этого замечательного и безумного десятилетия я столкнулся с рядом новых стратегий, которые позволяют найти местечко для книги в нашей невероятно напряженной жизни. В переиздании, которое мы вам предлагаем, есть свежие советы по самым разным поводам: например, как не отвлекаться на возможности цифровых технологий, сочетать писательство с родительскими обязанностями, а редактируя свою книгу, не лишиться рассудка. Я добавил также еженедельные резюме и примерно сотню интереснейших приемов, предложенных победителями NaNoWriMo. Появились здесь и мобилизующие, снижающие стресс высказывания тех авторов, чьи работы проделали путь от NaNoWriMo до списка бестселлеров New York Times.

Новое издание книги дает мне возможность исправить некоторые сомнительные утверждения, фигурировавшие в предыдущем варианте. Например, я почему-то считал, будто читатели готовы растерзать авторов, ведущих повествование от третьего лица. Однако моей самой большой ошибкой было убеждение, что каждый вынашивает в себе роман. Теперь, когда у меня за плечами десятилетний опыт проведения NaNoWriMo, я могу с уверенностью сказать: это неправда. В голове у каждого зреют десятки романов. И суметь записать одну из этих историй – гораздо более интересный опыт, чем я предполагал. Прошло уже много лет, а я по-прежнему с нетерпением жду NaNoWriMo. Неважно, что вы предложите: свой первый или уже пятнадцатый роман, – я все равно надеюсь, что новое издание книги «Литературный марафон» окажется вашим верным другом на протяжении целого месяца литературного забытья.

Введение

Сейчас можно сказать, что та эпоха вообще была подходящей для странных идей. В 1999 году я был писателем, жил в районе залива Сан-Франциско, пил слишком много кофе и наблюдал за тем, как бум доткомов переписывал правила окружающего мира.

Казалось вполне вероятным, что я и мои друзья могли провести три года в офисе, стреляя друг в друга поролоновыми пульками и катаясь на офисных стульях, а потом реализовать заработанные столь тяжким трудом опционы, купить где-нибудь небольшой остров и улететь на вертолете на заслуженный отдых.

Это было прекрасное, сюрреалистическое время, и в один прекрасный момент я решил, что мне нужно за месяц написать роман. При этом нельзя сказать, чтобы у меня в голове был отличный сюжет. Более того, у меня не было никаких идей.

В 1999 году все это казалось само собой разумеющимся.

В более трезвую эпоху моя идея «романа за месяц» не прошла бы проверки реальностью еще на стадии зарождения. Однако самый первый NaNoWriMo начался уже через две недели, и в нем участвовали почти все мои знакомые и соседи.

Нет сомнений, что решившиеся на эту авантюру – а это 21 человек – были не совсем в своем уме и им не следовало заниматься такими серьезными вещами, как написание романов. Мы не проходили курсов по литературному мастерству в школе, не читали самоучителей по построению сюжета или тонкостям ремесла. А все, что вышло из-под нашего пера после того, как отпала необходимость писать сочинения, прекрасно уместилось бы на листке блокнота.

Учитель русского языка и литературы

Бурка Н.С.

Литературный марафон в 5 классе

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы будем проводить литературный марафон. Итак, все вы разделились на две команды. И пора вам представится. Я приглашаю капитанов команд. Представьте название своей команды и девиз.

Пора в путь. Начинаем наш литературный марафон. Чтобы отправится в путь, нам нужно обратиться к карте. Здесь вы видите непростые испытания, который вам предстоит преодолеть. За каждый конкурс вы получаете балл, которые в итоге и подарят вам заветные оценки. Итак, конкурсы:

1. Мы знаем их в лицо!

2. От нас ничего не скроишь!

3. Капитан, капитан, улыбнитесь!

4. Страна тропов.

5. Читая наизусть.

6. Литературный кроссворд.

Начинаем!

  • I.Первый конкурс «Мы знаем их в лицо!»

Вам будут представлены фотографии поэтов и писателей, которых мы изучали в 5 классе. Если вы называете фамилию автора, то получаете 1 балл, если ФИО – 2балла, если ко всему этому и годы жизни, то три балла.

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765

Александр Иванович Куприн 1870 – 1938

Николай Александрович Некрасов 1821 – 1877

Иван Алексеевич Бунин 1870 – 1953

Лев Николаевич Толстой 1818 - 1910

Антон Павлович Чехов 1860 – 1904

Расул Гамзатович Гамзатов 1923 – 2002

Андрей Платонович Платонов 1871 – 1951

Леонид Николаевич Андреев 1871 – 1919

Александр Александрович Блок 1880 -1921

  • II.Второй конкурс «От нас ничего не скроишь!».

Вам представляются на выбор биографии писателей и поэтов. Нужно ответить на пять вопросов. Первый вопрос равен 1 баллу, 5 вопрос равен 5 баллам и т.д.

А.С. Пушкин.

1. Назовите годы жизни и мест рождения Пушкина? (1799 – 1837, Москва)

2. Где он учился? Царскосельский лицей

3. Как звали няню Пушкина и чему она учила юного поэта? (Арина Родионовна, учила любить народные прибаутки, загадки, сказки)

4. Какое первое произведение принесло славу Пушкину? (поэма «Руслан и Людмила»)

5. Как звали жену Пушкина? (Наталья Гончарова)

Михаил Юрьевич Лермонтов

1.Назовите годы жизни и место рождения поэта? (1814 -1841, в Москве)

2. Как звали его мать и что с ней случилось? (Мария Михайловна Арсеньева, умерла от чахотки, когда поэту было 3 года

3. Где Лермонтов провел свои детские годы? (В имении бабушки Тарханы)

4. Кто воспитывал Лермонтова и как звали его «воспитателя»? (бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

5. За что Лермонтов был сослан на Кавказ в первый раз? (Стихотворение «Смерть поэта», посвященное Пушкину)

Иван Сергеевич Тургенев

1.Годы жизни и место рождения? (1818-1883, город Орел)

2. Где провел свое детство? (имение Спасское – Лутовиново)

3. Кого Тургенев боялся «как огня»? (Свою мать)

4.Какое первое произведение Тургенева было опубликовано? (Хорь и Калиныч)

5. В кокой цикл рассказов оно вошло? («Записки охотника»)

Антон Павлович Чехов

1.Годы жизни и где родился? (1860-1904, Таганрог)

2.Кем был отец Чехова? (владелец бакалейной лавки в Таганроге)

3. Что запомнилось Чехову из радостей детства? (купание в Дону, рыбалка, ловля щеглов)

4.Какой журнал выпускал Чехов –гимназист? (Заика)

5.Что подарил Чехов родному Таганрогу? (коллекцию редких книг в библиотеку)

III . Третий конкурс «Капитан, капитан, улыбнитесь!»

Приглашаю капитанов выйти к доске. Итак, я даю вам карточки, на них именами сказочных персонажей. Вы выбираете игрока своей команды и пытаетесь объяснить ему, о ком идет речь. Кто быстрее справится, тот и победил. У нас будет три раунда. Каждый раунд оценивается в 3 балла.

Баба-Яга – Колобок

Кощей Бессмертный – Иван Царевич

Финист Ясный Сокол – Репка

Отлично справились. Молодцы! Но мы не останавливаемся! Итак, следующий конкурс.

  • IV. «Страна тропов».

Ребята, давайте вспомним, что значит понятие «троп»? (Троп - риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.)

Вам заранее был дан список тропов, определение которых вы должны были запомнить.

Герой - основное действующее лицо литературного произведения;

Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении;

Портрет - изображение внешнего облика героя;

Гипербола - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств;

Сравнение - образно-выразительное средство, при котором характеристика одного предмета дается через другой;

Развязка – заключительный момент в развитии действия в художественном произведении;

Риторический вопрос - образно-выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится утверждение;

Пейзаж – изображение картин природы в художественном произведении;

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле;

Эпизод - относительно самостоятельная единица текста, фрагмент произведения;

Олицетворение - такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ;

Эпитет - художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора.

И с этим конкурсом вы успешно справились.

  • V. «Читаем наизусть!»

На презентации вы видите строки из стихотворений, которые мы изучали в курсе 5 класса. Вам нужно продолжить представленное на доске стихотворение.

  • VI. И заключительный конкурс «Литературный кроссворд».

Я раздаю вам кроссворды. Вам нужно как можно скорее их заполнить.

1.Как звали Кузнеца из рассказа Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (Вакула)

2.Как звали мать кузнеца из рассказа Гоголя «Ночь перед Рождеством»?(Солоха)

3.Как звали отца Оксаны?(Чуб)

4.Что Оксана попросила у Вакулы?(Черевички)

5.Как звали девушку в которую был влюблен Герасим в рассказе Тургенева «Муму»?(Татьяна)

6.Куда пошел Герисим с Муму перед тем как выполнил поручение барыни?(Трактир)

7.Что сделал Герасим с Муму?(Утопил)

8.Как фамилия офицера, который попал вместе с Жилиным в плен (Л.Толстой «Кавказский пленник»)?

9.Как звали девочку, которая помогла Жилину?(Дина)

10.Что Жилин ей подарил?(Кукла)

Учитель: Вот и пришло время подвести итоги нашего урока. Ребята, какие произведения мы сегодня вспомнили? Понравился ли вам урок? Спасибо всем за внимание!