Литературно-музыкальная гостиная как одна из форм внеклассной работы с учащимися. Музыкальная гостиная «Звуки музыки вокруг нас

Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.

Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.

Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.

Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.

Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?

Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.

Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!

Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.

Музыкальный руководитель:

  • Ребята, вы узнали эту музыку?
  • Кто сочинил ее?
  • Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
  • Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.

Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…

Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.

Музыкальный руководитель:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)

Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!

Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).

Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.

Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)

Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)

А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:

Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)

Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.

(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.

А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!

Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.

Литература:

  • А. Кленов «Там, где музыка живет», Москва «Педагогика-пресс», 1994 г.
  • Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование» Москва, 2000 г.

Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).

Лилия Дивеева
Музыкальная гостиная как инновационная форма музыкально - художественного развития дошкольников

Если попытаться определить главную задачу музыкального воспитания в дошкольном детстве , то она может прозвучать так : влюбить детей в хорошую музыку . Интонационная природа музыки , ее живой процесс, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – все это роднит музыкальную и словесную речь . Решению проблемы развития музыкальности детей , способности эмоционально воспринимать музыку подчинены задачи обучения детей различным видам музыкально- художественной деятельности и приобщения к музыкальному искусству (слушание, пение, песенное творчество, музыкально -ритмические движения, музыкально -игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах ).

Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных методов и форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста . В своей работе мы используем такую нетрадиционную форму организации образовательной деятельности по развитию музыкальных и творческих способностей у дошкольников как «Музыкальная гостиная » .

Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой . Неизменным атрибутом всех встреч является зажженная свеча. Это придает занятию особый колорит. Таким же неизменным атрибутом является и портрет композитора, о творчестве которого пойдет речь на занятии. Для этого в детском саду создана коллекция портретов как классиков отечественной и мировой музыки , так и современных детских композиторов. Композитор А. Вивальди, например, предстает перед нами в образе молодого человека с завитыми локонами и традиционной одежде итальянского городского жителя 18 века. А композитор П. И. Чайковский – в образе русского интеллигента 19 века.

Кроме того, при организации и проведении «Музыкальной гостиной » возникла необходимость в создании библиотеки биографических данных и этапах творческого пути композиторов.

Для более полного восприятия музыкальных произведений , мы стараемся подбирать и подходящий по смысловой структуре литературный материал. Если это «Щелкунчик» Чайковского, то невозможно познакомить детей с музыкой , не используя фрагменты сказки Гофмана. Это – нарядная елка, подарки и, конечно же, кукла – Щелкунчик. А знакомство с музыкой М . И. Глинки подразумевает прочтение отрывков из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Например, «Музыкальная гостиная » «В гостях в Ак-тирмэ (белой юрте) » проходит в виде викторины. Дети отвечают на вопросы : «Что обозначают цвета на государственном флаге?» , «Как называется столица нашей республики?» , «Какие деревья растут в Башкортостане?» , «Голоса каких птиц вы услышали?» , «Люди каких национальностей живут в нашей республике?» . Естественно, что эти вопросы чередуются с слушанием башкирских, русских, татарских, марийских народных мелодий, что позволяет не только развивать музыкальные способности детей , но и приобщать к народной культуре, воспитывать нравственно-патриотические чувства, толерантность к людям разных национальностей.

Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей. Например, с музыкальным циклом «Времена года» А. Вивальди дети знакомятся на основе сказки «Двенадцать месяцев» . Костюмы и атрибуты к представлению этой сказки изготовили родители вместе с детьми. Оригинальные идеи подсказали красочные иллюстрации книг, фотографии журналов и, конечно же, фантазия педагогов.

Но самое главное, в организации «Музыкальной гостиной » - сама музыка . В детском саду мы создали и постоянно пополняем фонотеку классической, современной и народной музыки .

Решать задачи музыкального и творческого развития дошкольников помогает и разработанное нами новое методическое пособие «Музыкальный календарь » . Пособие представляет собой двенадцатиугольник, поделенный на четыре сектора различного цвета, символизирующих времена года. Они в свою очередь поделены на секторы-месяцы. Каждому месяцу года соответствует календарный, государственный или народный праздники, которые традиционно празднуются в детском саду. В середине – стрелка, показывающая месяц года и праздник, к которому ведется подготовка в данный момент. Фотографии праздников отражают традиции, обычаи празднования. Кроме того, данное пособие помогает решать задачи художественно-эстетического , познавательного, нравственно-патриотического воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста .

Перспективный план проведения «Музыкальной гостиной » , разработанный нами на учебный год включает занятия в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада один раз в месяц. Среди них : «Образ Салавата Юлаева в музыке башкирских композиторов», «Ситцевая Русь» , посвященная творчеству поэта С. Есенина, «Клоуны и клоунята» , посвященная празднику юмора 1 апреля, «Добрый волшебник» , посвященная творчеству композитора В. Я. Шаинского, «Сказочная музыка Римского-Корсакова » и другие.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности . Слушая музыку , ребенок познает мир во всем его многообразии. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.

В процессе рассказа о музыке и ее анализе у дошкольника развивается речь , которая становится содержательной, образной и выразительной.

Слушание музыки – универсальный вид деятельности. В программе для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.

Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры .

В такой работе очень важен тесный контакт между музыкальным руководителем и воспитателем, так как воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей . Именно воспитатель поощряет все виды музыкальной деятельности вне занятий, закрепляет умения и навыки выразительного исполнительства, стимулирует творческие проявления в самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью музыкального развития детей является работа с родителями. Мы работу мы проводим в форме консультаций («Значение музыкальных занятий в воспитании детей» , «Музыка в повседневной жизни ДОУ» , «Как устроить праздник» и другие, совместных праздников и развлечений , приглашение родителей воспитанников в «Музыкальную гостиную » . Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в ее подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда находятся среди родителей энтузиасты, которые с удовольствием откликаются на предложение принять участие в подготовке и проведении такого мероприятия.

Еще одной формой взаимодействия с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников являются красочные афиши, изготовленные руками музыкальных руководителей , с советами и рекомендациями посетить художественную выставку , концерт или выступление учеников школы искусств; совместное с родителями создание альбомов о композиторах, семейных художественных творческих проектов . Настоящим открытием стали проекты «Тридевятое царство» , «Улыбка зажигает звезду» , в которых приняли участие дети и родители старших и подготовительных групп.

Мы находимся в постоянном поиске новых и интересных методов, приемов работы. Стараемся строить свою работу так, чтобы жизнь ребенка в детском саду была радостной и увлекательной. Если, прослушав музыку , потанцевав, ребенок долго помнит об этом, значит, наша работа не прошла даром.

Музыкальное воспитание в детском саду не предполагает профессионального музыкального , хорового или танцевального образования. Наша задача значительно шире, а поэтому труднее : открыть ребенку дверь в мир музыки , познакомить со звучанием окружающего мира и его внутреннего «Я» , дать возможность реализовать себя с помощью музыки , ощутить гармонию и красоту.

20.02.2019 2325

С Жаниёй Аубакировой я познакомилась в 1981 году на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ташкенте. В гостинице нас поселили в один номер. Мне невероятно повезло! Это было очень приятное соседство, что на конкурсе особенно важно! Жания оказалась милой весёлой девушкой, и мы сразу подружились. Жания представляла на конкурсе республику Казахстан, в то время это был единственный конкурс в стране (не считая, конечно, конкурса Чайковского), поэтому само участие в нём уже считалось большой победой. Это сейчас каждый может поехать на любой конкурс по своему выбору, тогда же мы проходили тяжелейшие...

20.12.2018 31082

Когда моя мама решила, что я обязательно буду пианисткой, она и понятия не имела, во что меня втравливает. Мама говорила: «Для женщины это очень хорошая профессия. Преподавать где-нибудь в музыкальной школе, занятия индивидуальные, с детьми, работа не каждый день, и, главное, нет вот этого «от звонка до звонка». В школе много каникул, то есть, много свободного времени, что хорошо сочетается с семейной жизнью, детьми...». Как говорится, её бы устами, да мёд пить! На деле все получилось совсем не так. Сама учеба в ЦМШ подразумевала подготовку не к преподаванию в...

03.12.2018 4912

«Сам я бываю теперь в «Русском Самоваре» по понедельникам. По вечерам там играет Саша Избицер, славный музыкант», — сказал мне Роман Каплан, владелец легендарного ресторана. Почти двадцать шесть лет пианист Александр Избицер создает, вместе со знаменитыми гостями «Самовара», его неповторимую атмосферу. Трудно представить другого музыканта, который бы так подходил месту, совладельцем которого были Бродский и Барышников, и куда захаживали известные писатели, артисты, художники и музыканты. Избицер — выпускник Ленинградской консерватории, ученик...

04.11.2018 1151

Симпатичный, общительный, легкий на подъем — вот первое впечатление, которое производит молодой пианист. Оно верно, однако не полно. За роялем это зрелый музыкант, который способен вести за собой, доказывать и убеждать. Причем делать это с чисто петербургской мягкостью и интеллигентностью. 19 октября Александр Маслов выступил в зале воронежской филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром и дирижером Игорем Вербицким. Он исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина и свою джазовую сюиту «Щелкунчик» для камерного оркестра, фортепиано,...

18.07.2018 9371

Гилельс имел все высшие артистические звания и награды, существовавшие в СССР. Было бы странно иначе: он несколько десятилетий повышал престиж страны во всем мире и приносил миллионы долларов в советскую казну. Кроме того, он не эмигрировал, хотя его постоянно звали богатейшие страны мира на самых выгодных условиях. Но Эмиль Григорьевич говорил: «Но ведь я тогда не смогу сесть на поезд и поехать в Одессу…» Однако не званиями определялось кофмортное самоощущение советского артиста. У него было очень много сложностей. В 16-летнем возрасте Гилельс, триумфально победив на 1...

06.06.2018 1516

Павел Леонидович, начнем с вопроса, который наверняка задавали вам не один раз: вы из удивительной семьи выдающихся музыкантов, фамилии Коган и Гилельс сопровождали Вас с самого рождения. Трудно быть сыном знаменитых родителей? Подталкивало это, помогало или наоборот, бывали моменты, когда вам казалось, что такой тыл только мешает, что лучше было бы всего добиться самому? Это очень трудно, трудно потому, что от тебя ждут многого. Это большая вероятность упасть, еще не встав, не взобравшись на первые ступени карьеры. Заранее подразумевается, что ты должен уметь и реализовывать больше, чем...

12.05.2018 3357

С прискорбием сообщаем, что 8 мая в 16.30 скончалась Ирэна Орлова (Ясногородская) — педагог фортепьяно, музыкальный терапевт, редактор «Музыкальной гостиной» в литературно-художественном журнале «Этажи». Ирэна Орлова вошла в редакцию журнала практически на самом старте, осенью 2015-го года, и сразу стала активным участником всех журнальных дел, приняв свою новую должность — редактора рубрики «Музыкальная гостиная» — не номинально, а с полным энтузиазмом и самоотдачей. Ирэна сразу приняла журнал как свое детище, наравне с его...

06.04.2018 12662

О чудо-ребенке Полине Осетинской я узнала от моего профессора Виталия Иосифовича Маргулиса, который в середине 80-х годов приехал к нам в гости в Вашингтон после посещения Ленинграда, из которого он эмигрировал в 1974 году. Он не мог говорить ни о чем, кроме как о маленькой девочке Полине Осетинской, на концерте которой он побывал. Малышка поразила его техникой игры и сложностью программы. «Ты не поверишь, — говорил он, — Полина играет Мефисто Вальс, этюды Шопена, и играет хорошо! Это просто какая-то тайна!» В репертуаре Полины было много часов музыкальных...

15.03.2018 4078

«Мальчик с моцартовскими данными», — так говорила о Вадиме Руденко его педагог по ЦМШ при Московской консерватории Анна Даниловна Артоболевская. Он блистательно подтвердил ее слова. Вадим Руденко — лауреат крупных международных конкурсов, в том числе имени Чайковского в Москве и королевы Елизаветы в Брюсселе, выступает с ведущими оркестрами и дирижерами по всему миру. В Воронеже Вадим Руденко вместе с Академическим симфоническим оркестром под руководством Владимира Вербицкого сыграл знаменитый фортепианный концерт № 23 ля мажор Моцарта. Быстрее, громче, сильнее —...

22.02.2018 3689

Есть люди, жизнь которых проходит прямо перед твоими глазами и все равно они для тебя — тайна. Валерия Арзуманова я знаю с начала 1960-х годов и дружу с ним по сегодняшний день. Он был многообещающим талантливым молодым композитором, которого приняли в Союз композиторов, а потом и в правление, когда ему было 24 года. Опера, написанная им на 4-м курсе консерватории, получила премию на Всесоюзном конкурсе телевидения в Москве. В 20 лет он написал музыку к фильму “Живая вода” (Реж. Геннадий Кравцов) — и картина получила главный приз Всесоюзного фестиваля любительских...

06.02.2018 7933

Дмитрий Маслеев… Сегодня это имя знают меломаны, музыканты и музыкальные критики. О нем написано много статей, с ним сделано много интервью, но тогда, когда он появился на конкурсе Чайковского, о нем почти никто не знал, несмотря на его многочисленные победы в международных конкурсах и сольных концертах; на конкурсе пианистов «Chopin» он получил главный приз — рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Я слушала всех участников ХV конкурса Чайковского (благодаря потрясающей трансляции Medici) на огромном...

20.01.2018 5881

В 1994 году на 10-м конкурсе Чайковского первая премия не была присуждена. Вторую премию получил пианист Николай Луганский. Он быстро завоевал музыкальный мир, играл во многих странах и всегда с большим успехом. Пресса захлебывалась от восторга. На сцену выходил высокий, стройный, молодой человек, скромный и немного застенчивый... В его игре не было и нет ничего показного, специального, бунтарского, революционного, но он абсолютно владеет инструментом и всегда «говорит» то, что, как ему представляется, хочет сказать композитор. Луганский использует все средства,...

03.01.2018 2301

Билеты на концерты Бориса Березовского в Воронеже раскупили задолго до того, как появились афиши. Один из самых востребованных пианистов мира выступил в столице Черноземья два вечера подряд, 11 и 12 декабря, сыграв в зале областной филармонии вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого ре-бемоль мажорный фортепианный концерт Арама Хачатуряна. Мощно, мужественно, в головокружительном темпе, заряжая оркестрантов азартом и неподдельным удовольствием от исполняемой музыки. Финал концерта дважды повторили на бис — с не меньшей энергией и...

18.12.2017 2506

В одном из своих интервью дирижер Юрий Темирканов сказал, что «женщина-дирижер — это противоестественно». Часто ли вы сталкиваетесь с таким отношением со стороны других дирижеров — мужчин, музыкантов или зрителей? Иногда сталкиваюсь, но это, скорее, просто удивление. Я заметила, что даже если изначально кто-то испытывает по отношению к тебе скептицизм, то почувствовав, что ты профессионал, люди меняют свое мнение. Зависит, конечно, от человека, и к какому возрастному поколению он принадлежит, в прошлые времена вообще было меньше женщин-лидеров, и потому, скажем,...

23.11.2017 18100

Композитор Леонид Десятников стал знаменитым в одночасье, после того, как была поставлена его опера «Дети Розенталя», в которой по сцене ходили клонированные композиторы, что оскорбляло пуритан... Он — автор нескольких шедевров, которыми лично я не устаю восхищаться: вокальный цикл на стихи Олейникова и Хармса «Любовь и жизнь поэта», концерт для скрипки, сопрано и струнного оркестра «Русские сезоны», симфония для хора и оркестра «Зима священная 1949 года». «Я не мог не стать композитором. Просто родился такой человек —...

04.11.2017 2455

Среди пианистов молодого поколения Георгий Войлочников — особенный. Для успешной карьеры у него есть всё: авторитетная школа Московской консерватории, первые премии крупных международных конкурсов, яркая внешность. А еще — острый ум, парадоксальная логика и подлинный дар интерпретатора, который помогает ему выразить самую суть музыки. Войлочников не ищет лёгких путей, выбирая для выступлений сложные программы, предлагая слушателям размышлять вместе с ним над вечными вопросами. Как в гениальном верлибре Геннадия Алексеева: Тысячу раз я спрашивал себя: Быть или не быть? И тысячу раз...

20.10.2017 6109

Я познакомилась с Андреем Борейко когда ему было 19 лет. Мы играли в ансамбле старинных инструментов, которым руководила Наталья Сиротская, жена легендарного Феликса Равдоникаса. Мы подружились и даже ездили вместе отдыхать в Коктебель, где Андрей организовал небольшой ансамбль из троих человек: Олега Кузьмина, Андрея Борейко и меня. Ансамбль он назвал VADURI, и мы дали концерт в доме творчества писателей, где нас слушал и очень потом хвалил Арсений Тарковский. Но это все дела минувших дней… Я уехала в 1980-м году и за то время, что я с Андреем не виделась, он стал известным дирижером....

15.09.2017 1300

Быть оригинальным - несложно. Будь самим собой. Эту мудрость из области житейского здравого смысла неплохо бы вспомнить, когда речь идёт о Веберне. Одни называли его сумасшедшим, другие назначали главой модернизма, третьи - выражая монаршую благосклонность, «возвышали» до статуса своего предтечи. Всех ослепляла новизна, новаторство. И мало, кто - кроме самих нововенцев, конечно, - понимал, что истинные новаторы выходят из консерваторов. Многие почитающие Веберна так и не стали полноценными сочинителями, потому что перед ними маячил стиль...

10.09.2017 10252

10 сентября исполняется 90 лет потрясающему ученому, музыковеду, замечательному человеку, Инне Алексеевне Барсовой. Интервью с ней журнал "Этажи" хотел сделать давно, но не получалось. Так случилось, что летом я поехала в Литву, чтобы провести там неделю со своей сестрой в дивном месте Друскенинкае. И счастливый случай привел прямо ко мне в руки Инну Алексеевну, которая там отдыхала. " Над чем вы сейчас работаете?" — спросила меня Инна Алексеевна, которая даже представить себе не может, что кто-то ни над чем не работает. Список ее музыковедческих работ даже перечислить невозможно,...

06.09.2017 3946

В 2017 году Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отмечает свое сорокалетие. В честь юбилея агентство «Ardani Artist» организовало в июне большие североамериканские гастроли труппы, во время которых зрители увидели новую версию знаменитого балета Эйфмана «Красная Жизель», а также спектакль «Чайковский. Pro Et Contra». Корреспондент «Этажей» Ольга Смагаринская встретилась с Б.Я. Эйфманом в Нью-Йорке. Высокопрофессиональных авторских балетных театров в мире не так уж много и сейчас, а в далеком 1977...

06.07.2017 4655

Урок. Я увлеченно рассказываю ученице о разных способах играть Баха. На уроке присутствует ее мама, держит на коленях маленького брата. И вдруг я слышу: «Мама! Что такое Гульд?», и ответ: «Не знаю, дорогой, кажется это в переводе с русского значит «волшебство». Вот с таким предчувствием, что должно случиться чудо, я и поехала в Канаду, в Торонто. И оно случилось! В гостях у моих друзей я за столом оказалась рядом с господином, который, узнав, что я музыкант, представился: Иосиф Фейгинберг. Он оказался создателем фильма, который я очень хорошо знала:...

17.06.2017 5046

В ноябре прошлого года музыкальный редактор журнала «Этажи» Ирэна Орлова встретилась с известным пианистом Люка Дебаргом в Вашингтоне, результатом этой встречи стало интервью «Музыка — это пространство между нотами». В этот раз Ирэна встретилась с Люка в Торонто перед концертом с оркестром под управлением Андрея Борейко. Вашему вниманию предлагается их беседа. Я приехала в Торонто специально, чтобы послушать Люка Дебарга с оркестром под управлением одного из моих любимых дирижеров Андрея Борейко. После генеральной репетиции Люка согласился встретиться со...

18.04.2017 4226

Мне его творчество очень созвучно. Пожалуй, я соглашусь с Набоковым, что это один из самых потрясающих русских писателей. Потому что он сформулировал свой язык, и этот язык убедителен, естественен. Несмотря на то, что там нет ни одной обычной фразы, тем не менее, ни в одной фразе нет ни искусственности, ни натянутости. Платонов создал какое-то абсолютно свое искусство, и это величайший художник, который останется надолго. И тем более удивительно, что он был просто машинистом и работал на железной дороге, и такой гений в нем проснулся. И опять у меня ощущение совмещения жизни страны...

08.04.2017 3180

Замысел возник спонтанно. Я на тот момент был в Париже, как раз с гастролями нашего ансамбля, и работал над совершенно другим произведением. Это был август 2012-го, кипели страсти по поводу Пусси Райот, шел суд над девушками, и у меня была однозначная позиция, что он несправедлив, я и до сих пор так считаю. Я не оцениваю их поведение, просто считаю, что наказание было слишком жестоким. Я настолько весь кипел от возмущения, что не мог заняться тем, над чем планировал работать, и, когда услышал их речи на суде, подумал, что надо как-то отреагировать —не знаю, для чего, зачем, кому это...

11.03.2017 5783

Во второй части его сонаты есть кульминационный момент в среднем разделе. Каждый раз, когда я играл третье проведение, у меня возникало ощущение, что Рахманинов был неудовлетворен тем, что ему пришлось лишь повторить уже сделанное в двух предыдущих проведениях. И в поисках решения пoпросил Рахманинова о помощи. Я знаю, это может показаться безумием, но я верю, что есть вещи, которые каким-то образом приходят по неизвестным нам каналам психики, и с которыми мы всегда будем связаны. И Рахманинов дал мне этот аккорд. На следующий день я сразу взялся за этот раздел и попытался взять именно этот...

Его спасла одаренность. О пианисте Сантьяго Родригесе

16.02.2017 4931

Тишина, как и музыка, имеет массу оттенков. Тревожность ожидания, умиротворение, передышка между всплесками эмоций. У тишины, которую я услышала в зале во время концерта Сантьяго Родригеса, названия не было. Был восторг, захлебнувшийся восторгом. Было мгновение счастливого одиночества, когда обрушившейся на тебя радостью невозможно и не хочется делиться: ведь это только твоё, для тебя, разве другие поймут? В последней статье Мессерера, к сожалению почившего, я прочла о том, что великий австралийский композитор Исаак Натан написал в своём трактате: «Умеренная экспрессивность являет собой...

10957

12 ноября состоялся концерт Люка Дебарга в Вашингтоне. Накануне «Performing Arts» устроило встречу с ним в Вашингтонской консерватории для избранного круга слушателей — музыкантов. Я приехала на 15 минут раньше начала и, благодаря этому, мне удалось взять у Люка интервью. Возбужденная этой удачей, я прослушала начало его выступления (словесного) и очнулась только тогда, когда услышала: «Я родился и вырос в семье атеистов, но, решив заниматься музыкой, я понял: музыка — это одна из форм молитвы». Люка интересно показывал, как он работает над звуком, над...

Программа курса внеурочной деятельности

«Музыкальная гостиная»

музыкальный руководитель,

ГКОУ СО «Новоуральская школа №1»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и духовное развитие личности, прежде всего, зависит от системы образования, и музыка в этом процессе играет особую роль.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционного образования, цель которого – формирование музыкальной культуры как совокупности качеств музыкального сознания, деятельности, отношений, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии обучающихся.

Актуальность создания программы по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся обусловлена необходимостью поиска активных форм внеурочной деятельности, которая предполагает включение обучающихся 8-9 классов в социальное и образовательное пространство с учётом индивидуальных потребностей в развитии и продолжения их музыкального образования.

В основу программы по формированию и развитию музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся положена организация внеурочной деятельности в форме проведения музыкальных гостиных, которые интегрируют традиционные виды музыкальной деятельности и предполагают неформальное общение между слушателями и исполнителями в совместном диалоге.

Цель курса внеурочной деятельностисоздание условий для эмоциональной, целостной и гармоничной сферы общения взрослых и детей посредством музыкально-эстетическойдеятельности.

Задачи курса:

    Формировать потребность в совместном приобщении к музыкально-эстетической деятельности всех участников образовательного пространства (обучающихся, педагогов, родителей).

    Обогащать эстетическое восприятие и способствовать развитию основ музыкальной культуры у обучающихся посредством накопления музыкального опыта.

    Развивать познавательный интерес обучающихся к музыке разных жанров, характеров, исполнений использованием наглядности (медиапрезентации, беседы, создание проектов, прослушивание музыкальных произведений и т.п.).

    Пробудить желание совершенствовать собственную музыкальную культуру обучающихся через самостоятельную продуктивную деятельность.

Музыкальная гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку с их претензиями на взрослость. Привлекательность музыкальной гостиной состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты.

Проведение такого рода мероприятий предусматривает работу по нескольким направлениям.

1. Организация музыкальной гостиной.

выбор темы;

определение целей и задач;

определение целевого назначения;

написание сценария;

распределение ролей среди обучающихся – ведущих, исполнителей;

индивидуальные репетиции;

консультации (по необходимости) педагогов;

подготовка медиапрезентаций;

подготовка технического оснащения;

подбор музыкальных произведений;

решение организационных вопросов – связь с участниками гостиной (обучающимися, педагогами, родителями, гостями и др.).

Деятельность обучающихся:

подбор и поиск вспомогательных материалов (биографий и творчества композиторов, художников; фотографий, репродукций и др.);

написание объявления и приглашений гостям;

приглашение гостей – участников гостиной;

организация пространства для проведения гостиной

оформление помещения, где будет проходить гостиная.

2. Проведение музыкальной гостиной.

Деятельность музыкального руководителя:

вступительное слово Хозяйки гостиной;

встреча с гостем литературно – музыкальной гостиной;

показ медиапрезентации;

выступления творческих коллективов (по необходимости).

Деятельность обучающихся:

выступление обучающихся – ведущих, исполнителей.

3. Обобщение и рефлексия.

творческие задания, направленные на отслеживание сформированности представлений о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов;

оценка обучающимися своей активности (участия) в различных видах деятельности;

присутствие/отсутствие эмоционального переживания музыки.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Предполагается, что при участии в организации и проведении цикла музыкальных гостиных у умственно отсталых обучающихся сформируется:

заинтересованное отношение и эмоциональный отклик;

компетенции в сфере музыкально-эстетической деятельности;

умение работать со справочной литературой и отбирать необходимую информацию (теоретическую, биографическую);

умение строить связное высказывание о музыкальном произведении с использованием ключевых знаний в процессе живого восприятия музыки;

умение публично выступать перед аудиторией;

умение взаимодействовать в процессе коллективного творчества и общения во время беседы;

умение коллективного музицирования и выполнения танцевальных движений, хорового пения;

потребность трудиться при освоении роли носителя культуры.

Цикл музыкальных гостиных раскрывает 15 тем, которые подразделены на 6 разделов. Каждая музыкальная гостиная проводится в рамках одного академического часа.

Программа курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная» рассчитана на два года. Реализация программы предусматривает право самостоятельно определять сроки проведения музыкальных гостиных и выбор тем, которые наиболее полно учитывают конкретные условия внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Учебно-тематический план

Раздел, темы занятий

Количество часов

Раздел 1. Музыкальные жанры

Я помню вальса звук прелестный

Жанры вокальной музыки

Эту музыку легкую называют эстрадною

Итого по разделу

3

Раздел 2. Музыкальные инструменты

Звучит фортепиано

Какие бывают оркестры

Итого по разделу

2

Раздел 3. Музыкальный фольклор

Путешествие в страну Фольклорную

Свет Рождественской звезды

Приди, весна, с радостью!

Итого по разделу

3

Раздел 4. Музыка выразительная

Средства музыкальной выразительности

Чувства, настроения и характеры людей в музыке

Итого по разделу

2

Раздел 5. Музыка изобразительная

А. Вивальди «Времена года»

Сказка в музыке

Итого по разделу

3

Раздел 6. Музыка и другие виды искусства

Музыка и живопись

Музыка в кино и мультипликации

Итого по разделу

3

Итого по программе

16

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Музыкальная гостиная»

Программа курса внеурочной деятельности по формированию и развитию основ музыкальной культуры у умственно отсталых обучающихся включает в себя спектр направлений, которые необходимы для формирования умений восприятия музыкальных произведений и проявлении творческого воображения при самостоятельной музыкальной деятельности.

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к музыкальным произведениям

формирование умения отбора необходимой информации при подготовке сведений о композиторе

формирование представлений о музыкальном жанре «вальс» посредством введения новых понятий

Организация

Приглашение хореографического ансамбля

Подбор сведений о композиторе И. Штраусе.

Разучивание песни.

Проведение

Показ танцевальных движений. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Пение. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

«Жанры вокальной музыки»

Задачи:

развитие способности анализировать музыкальное произведение

формирование представлений о жанрах вокальной музыки

Организация

Приглашение педагога-вокалиста.

Поиск информации о музыкальном термине «жанр». Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений.

Слушание музыки. Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра-тест «Собери слово».

Выполнение творческого задания.

«Эту музыку лёгкую…называют эстрадною…»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в совместном музицировании – развитие умений различения характера музыкального произведения и выполнения ритмических упражнений на детских музыкальных инструментах

формирование представлений об эстрадной музыке

Организация

Подбор музыкального репертуара. Анкетирование.

Оказание помощи в проведении анкетирования. Разучивание песни.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений под музыку.

Обобщение и рефлексия

Ритмические упражнения на детских музыкальных инструментах.

Выполнение упражнений на детских музыкальных инструментах под фонограмму.

Раздел 2. «Музыкальные инструменты» (2 ч.)

«Звучит фортепиано»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

формирование представлений о клавишных музыкальных инструментах

Организация

Приглашение педагога-пианиста.

Подбор сведений о фортепиано.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «пианино».

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания с использованием ИКТ.

«Какие бывают оркестры»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о видах оркестров

Организация

Подбор музыкального репертуара.

Поиск сведений о музыкальных инструментах духового оркестра.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Показ маршевых движений.

Слушание музыки. Выполнение движений под музыку марша.

Обобщение и рефлексия

Задания на проверку знаний о видах оркестров. Концерт-загадка.

Выполнение заданий с выбором вариантов ответов. Угадывание звучания оркестров.

Раздел 3. «Музыкальный фольклор» (3 ч.)

«Путешествие в страну Фольклорную»

Задачи:

развитие умений прогнозировать свое вступление в соответствии с началом музыки

формирование представлений о «фольклоре»

Организация

Разучивание частушек, русского народного танца

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка народных русских народных и детских музыкальных инструментов для коллективного музыкального творчества.

Слушание музыки. Пение.

Выполнение танцевальных движений под музыку.

Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество

Обобщение и рефлексия

Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?».

Угадывание звучания русских народных и детских музыкальных инструментов.

«Свет Рождественской звезды»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к русским христианским традициям и обычаям

формирование представлений о христианских традициях

Организация

Подбор атрибутов, костюмов, создание интерьера.

Помощь в изготовлении атрибутов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение стихотворения.

Слушание музыки. Пение. Инсценирование колядок.

Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Музыкальный репертуар для мини-сочинений.

Мини-сочинения – музыкальные впечатления.

«Приди, весна, с радостью!»

Задачи:

воспитание любви и уважения к родному краю, народным традициям

развитие умений выстраивать свое публичное выступление

формирование представлений о русских весенних фольклорных праздника

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению.

Разучивание инсценировок, закличек, песен.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка реквизита к инсценировкам.

Слушание музыки. Пение. Выполнение танцевальных движений под музыку. Игра на русских народных и детских музыкальных инструментах. Исполнение сценических номеров. Коллективное музыкальное творчество. Праздничное чаепитие.

Обобщение и рефлексия

Мини-опрос по теме «Народные календарные праздники»

Называют народные календарные праздники.

Раздел 4. «Музыка выразительная» (2 ч.)

«Средства музыкальной выразительности»

Задачи:

воспитание чувства сопричастности в процессе совместного выполнения танцевальных и ритмических упражнений

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о средствах музыкальной выразительности

Организация

Подбор музыкального материала

Поиск информации о специальных терминах, обозначающих средства музыкальной выразительности.

Проведение

Слушание музыки.

Выполнение пластических импровизаций и ритмических упражнений.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание специальной музыкальной терминологии с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Чувства, настроения и характеры людей в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика при прослушивании музыкальных произведений

формирование умений анализировать характер музыкального произведения

формирование представлений о выразительных возможностях музыки

Организация

Создание медиапрезентации.

Подбор сведений о чертах характера человека.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации.

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций, танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Определение характера музыки.

Определение характера музыки и отображение настроения на смайликах.

Раздел 5. Музыка изобразительная» (3 ч.)

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

Задачи:

воспитание культуры слушания классической музыки

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

Организация

Подбор музыкального материала.

Подбор сведений о животных.

Проведение

Рассказ руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Музыкальная игра. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Концерт - загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

А. Вивальди

«Времена года»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к прослушиванию музыкальных произведений

развитие воображения при выполнении пластических импровизаций

формирование представлений о содержании музыкального произведения

Организация

Оформление интерьера. Создание медиапрезентации.

Поиск информации о композиторах, обращавшихся к теме природы в своем творчестве. Разучивание стихов. Подбор картинок в интернете.

Проведение

Слушание музыки. Выполнение пластических импровизаций.

Чтение стихов. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Письменный блиц-опрос по теме А. Вивальди «Времена года»

Выполняют письменную творческую работу.

«Сказка в музыке»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к произведениям народного творчества

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о музыкальных произведениях на сказочные сюжеты

Организация

Оформление интерьера. Подготовка обучающихся к выступлению.

Чтение сказок. Помощь в оформлении интерьера. Подготовка инсценировок.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка атрибутов к инсценировке.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Инсценировка фрагментов сказок.

Обобщение и рефлексия

Концерт-загадка.

Угадывание музыкальных произведений.

Раздел 6. «Музыка и другие виды искусства» (3 ч.)

«Музыка и живопись»

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного заинтересованного отношения к творческому наследию

развитие умений анализировать художественные произведения

формирование представлений о творчестве художников и композиторов

Организация

Подбор музыкального материала и репродукций картин. Приглашение педагога по изобразительному искусству.

Подбор сведений о композиторах и художниках.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Подготовка оборудования для изобразительной деятельности.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений. Рисование под музыку.

Обобщение и рефлексия

Проверочные задания на знание композиторов, художников и их произведений с использованием ИКТ.

Выполнение проверочных заданий с выбором вариантов ответов.

«Музыка в кино и мультипликации»

Задачи:

воспитание эмоционального отклика во время коллективного исполнения песен

развитие умения производить выбор при нахождении правильного ответа в творческих заданиях

формирование представлений о роли музыки в кино и мультипликации

Организация

Подготовка обучающихся к выступлению. Подбор музыкального материала.

Разучивание песен. Выполнение рисунков с изображением любимых героев мультфильмов.

Проведение

Рассказ музыкального руководителя. Показ медиапрезентации. Исполнение музыкальных примеров на фортепиано.

Слушание музыки. Выполнение танцевальных движений и ритмических упражнений.

Пение.

Обобщение и рефлексия

Игра «Угадай мелодию».

Угадывание мелодий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

    Мультимедийное оборудование.

    Ноутбук

    Музыкальный центр

    Фонограммы детских, эстрадных, русских народных песен.

    Записи произведений композиторов, звучания оркестров.

    Простые карандаши, резинки, бумага для рисования, кисточки, краски (акварель и гуашь).

    Русские народные и детские музыкальные инструменты (барабан, трещотка, металлофон, треугольник, бубен); скрипка.

    Русские народные костюмы.

Список литературы

    Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [ Текст ] / Э. Б. Абдуллин – М.: Просвещение, 1983. – 112с.

    Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы [ Текст ] / М. А. Абрамова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев – М: Владос, 2000. – 334с.

    Даль, В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка [ Текст ] / Современное написание. М.: Астрель, Транзиткнига, 2006.– 352 с.

    Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [ Текст ] / Д.Б. Кабалевский; под ред. Э.В. Мазниной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.

    Коломиец, Г. Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход) [Текст] / Г.Г. Коломиец: монография. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2001. – 240 с. М.Л. Палавандишвили . – Москва: Академия, 1998. – 240 с.

    Романенко, А. Р. Мир сказочный и мир реальный (О телевиз. передачах для детей и юношества) [Текст] / А. Романенко – М.: Искусство, 1987. – 126с.

    Тельчарова, Р. А. Уроки музыкальной культуры [Текст] / кн. для учителя: из опыта работы / Р. А. Тельчарова. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

    Финкельштейн, Э. И.Музыка от А до Я: занимат. чтение с картинками и фантазиями (для детей) [Текст] / Эмиль Финкельштейн – Л.: Изд. «Сов. композитор». – 1991. – 115с.

    Шерстнева, О. А. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] / . – 1998 // Вестник МГУ: Философия. – 04/1998 . – № 4 . – с.85-99.

    Школяр, Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения) [Текст] / автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Школяр. – Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М., 1999. – 43 с.

    Юдина, Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Е. И.Юдина. –Москва: Аквариум, 1999. – 272 с.

Введение

Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека.

Как авторы разработки, мы предполагаем, что такое мероприятие, как литературная гостиная, можно проводить 1-2 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Ориентирована литературная гостиная не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Темы литературных гостиных были выбраны неслучайно. В 11 классе на уроках литературы учащиеся знакомятся с поэтами Серебряного века. В число этих поэтов входит и Сергей Александрович Есенин, и Анна Андреевна Ахматова. Учебная и внеурочная деятельность повышает мотивацию учащихся к проблематике произведений поэтов. Содержание занятий было отобрано из одной из трех форм организации учебного процесса – внеклассной работы. Критериями, определяющими своеобразие этой формы, являются следующие:

  • добровольное участие учащихся класса;
  • учет индивидуальных способностей и склонностей;
  • содержание гостиной зависит от инициативы учащихся;
  • выбор подходящих по тематике произведений.

Проводя гостиные, мы преследовали следующие цели:

Образовательные цели:

  • овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;
  • обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;
  • формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;
  • установление взаимосвязей личности и творчества поэта.

Развивающие цели:

  • пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;
  • выработка внимательного отношения к литературному тексту;
  • раскрытие творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  • развитие духовного мира старшеклассников;
  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;
  • помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений.

Оригинальность разработки заключена в следующем: школьникам в гостиной предложены не общеизвестные факты из жизни поэтов, а представлены жизнь А. Ахматовой и Н. Гумилева в виде их воспоминаний и женщины, которым Есенин посвятил целый цикл своих стихов.

Разработки целесообразно применять после изучения творчества С. Есенина и А. Ахматовой, в 11 классе. Рассчитана разработка на учеников 11 классов, но целесообразно привлекать и учеников 10 класса. Целесообразна такая форма работы в классе со средним или сильном уровнем успеваемости. Разработки расширяют учебную программу по литературе.

Материально-техническая база для проведения подобных форм занятий – просмотр презентации, прослушивание романсов, положенных на стихи поэтов.

Мы включили в гостиные такие формы общения с учащимися: выразительное чтение вслух, чтение наизусть.

Основная часть

Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Внеклассная работа по литературе считается одним из источников духовно-нравственного воспитания школьни­ков.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Система внеурочной воспитательной работы по литературе представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Мы много говорим сейчас о том, как при жесточайшем дефиците ча­сов на изучение русской литерату­ры сохранить нравственно-эстетичес­кий потенциал этого предмета, вли­яющего на становление личности и позволяющего в век рационализма пробуждать в ученике интерес к чте­нию, к настоящей книге, к писате­лю. Такие возможности мы видим не только в уроке, но и в умело организованной внеклассной работе, если в ней активное участие принимают учащиеся, которые получают от учи­теля интересные и посильные зада­ния.

Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и литературно-музыкальные гостиные.

Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.

Вместе с тем, это достаточно сложная форма работы, как для подготовки учителя и библиотекаря, так и для восприятия школьников. Наиболее целесообразно проводить ее с учащимися старших классов. При подготовке литературно-музыкальной гостиной, желательно воздерживаться от перегруженности. Поэтому наряду с литературно-музыкальными композициями можно проводить и литературно-художественные композиции, где поэтические фрагменты сочетаются с видеоматериалом, а музыкальное сопровождение может быть фрагментарным или включаться тихим фоном.

Сегодня многие считают этот вид массовой работы менее действенным, потому что она предполагает пассивное восприятие, т.к. трудно вовлечь в активное действие всех присутствующих. Однако, здесь можно возразить. Активная деятельность школьников может проявляться на различных этапах работы. Например, когда текст композиции составляется самими школьниками, это дает возможность их наиболее полного и многогранного литературного и эстетического развития. Кроме того, желательно стремиться к тому, чтобы чтецами и исполнителями было как можно большее количество школьников. Наконец, эта форма работы не допускает большого количества зрителей, она требует камерной обстановки.

Иногда школьные библиотеки проводят литературные вечера или встречи в литературно-музыкальной гостиной. Это сложная и деликатная работа, которую целесообразно проводить совместно с учителем литературы и предметов художественно-эстетического цикла. Подготовка такого мероприятия требует значительного времени. Перед проведением вечера или встречи необходимо тщательно подготовить программу, исходя из целей и возможностей учащихся. Программа такого мероприятия может включать вступительную часть, официальную часть, художественную часть, заключение. Под официальной частью мы подразумеваем доклад или сообщение. Однако, вместо доклада можно включить просто краткое вступительное слово учителя или библиотекаря.

Любая работа действенна, когда она проводится в системе. Поэтому необходимо стремиться к созданию именно целостной системы приобщения к чтению учащихся всех возрастных групп.

В нашей школе внимание уделяется выявлению интересов ученика, раскрытию индивидуальных творческих способностей и их развитию.

Некоторые условия творческого самосовершенствования создать в классно-урочной системе невозможно. Однако во внеклассной работе это вполне воплотимо.

Предмет «литература» соединяет в своих границах два противоположно организованных языковых пространства: литература как вид искусства и литературоведение как наука.

Соотношение этой семиотической пары должно обеспечить, прежде всего, развитие ученика, как средствами урока, так и средствами внеурочной деятельности, но непременно в творческой обстановке.

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать внеклассные мероприятия, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят внеклассные мероприятия, имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Развитие (и интеллектуальное, и духовное, и коммуникативное) возможно лишь при условии ориентира на психолого-физиологические особенности конкретного возрастного периода. Мы ориентируемся на ведущий тип деятельности подросткового периода - интимно-личностное общение, когда обычно угасает интерес к учебе. Следовательно, урок становится средством, а не целью. Подросток добивается успеха не во взрослой среде, а в микросоциуме среди ровесников; преобладает интерес к групповой деятельности. Литературная гостиная очень удачно удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, ведь цели литературной гостиной:

  • информационно-предметная – расширение литературного образования, предусмотренного программой;
  • деятельно-коммуникативная – формирование эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми;
  • ценностно-ориентационная – усвоение гуманитарного потенциала искусства, формирование мировоззрения.

Литературная гостиная - форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале.

Мы попытались оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности подростка в социализации, самовыражении и самосовершенствовании. Поскольку при изучении курса литературы 20 века в старших классах возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам (в силу их возрастных особенностей и свойственного им максимализма) кажется «невероятно устаревшим» весь спектр проблем, поставленных этой литературой, а тянутся они ко всему новому, модному, авангардному, то мы разрешили данное противоречие путем вовлечения их в современный творческий процесс.

Таким образом, гостиная в нашей школе приобрела особенную, свойственную только ей специфику: общение с миром литературы и его представителями (поэтами, писателями) происходит не заочно, а в форме «живого диалога», где от лица поэтов и их окружения говорят сами ученики. Здесь возможен разговор «на равных», а значит - и создание условий для самораскрытия, саморазвития и самосовершенствования ученика. Поэт и школьник становятся равно ответственными соучастниками творческого действа, что формирует привычку непрерывного самопознания, развивает необходимые современному человеку личностные качества, дает знание собственных возможностей и веру в успех.

В своей работе мы предлагаем разработки двух литературно-музыкальных гостиных, посвященных поэтам Серебряного века.

Поэзия Серебряного века занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная С. А. Есенину, состоялась в 10-11 классах.

Характеристика мероприятия:

  • По охвату аудитории: в гостиной приняли участие 40 учеников 10-11 классов.
  • По содержанию: выбрана тема, посвященная творчеству С. А. Есенина – «Есенин глазами любящих женщин».
  • По форме: преобладает свободное общение

Подготовительный этап

Подготовка началась с определения цели мероприятия - сформировать представление о жизни и творчестве С.А. Есенина.

Ученикам было предложено изучить биографию поэта, прочитать стихи, посвященные женщинам, окружавшим С. Есенина в течение всей жизни.

Ребятам было предложено:

  • определить круг вопросов и обсудить их коллективно;
  • обсудить дату мероприятия;
  • продумать ход мероприятия;
  • оформить аудиторию.

Учениками было решено провести гостиную в октябре, т.к. именно в октябре день рождения русского поэта Сергея Есенина. Перед проведением гостиной ученики школы 5-9 классов нарисовали рисунки, посвященные С.А. Есенину. Рисунки ребят, портрет поэта, сборники стихов Есенина – все это послужило оформлением аудитории.

Этап проведения мероприятия.

Звучит музыкальная заставка, на протяжении всей гостиной звучат романсы на стихи С.А. Есенина. Ученики читают стихи поэта, сообщают неизвестные факты из его жизни. Оформление аудитории настраивало школьников на лирическое настроение, создавало установку на чтение есенинских стихов. Презентация помогала ученикам соприкоснуться с тем миром, в котором жил С.А. Есенин. Портрет автора, выставка рисунков школьников – все способствовало созданию атмосферы непринужденного общения. Музыкальное сопровождение усиливает восприятие произведений Есенина, соответствует настроению его лирических произведений. Романсы, положенные на стихи Сергея Александровича, помогают показать глубину чувств поэта, глубину его отношений с любимыми женщинами.

Гостиную, посвященную А. А. Ахматовой, проводили учащиеся 10-11 классов в октябре следующего года. Мероприятие проходило в три этапа: подготовка, проведение гостиной, этап рефлексии.

Подготовка. На совещании МО русского языка и литературы в мае предыдущего учебного года обсуждаются примерные темы, чаще всего подсказанные самими учащимися. В сентябре темы конкретизируются, уточняются сроки. Разработка сценария, который является творчеством самих организаторов, определение в нем места учащихся и гостей. Подготовка групп учащихся, репетиции. Но никогда не репетируется весь ход литературной гостиной, весь сценарий, чтобы создать атмосферу непринужденной заинтересованности.

Создание соответствующего интерьера декорации, костюмы, свечи.

Проведение гостиной.

В рамках внеклассного чтения ученики прочитали и выучили стихотворения А. А. Ахматовой. Литературная гостиная знакомит учащихся с малоизвестными фактами из жизни поэтессы. Литературная гостиная сопровождалась показом презентации.

Оформление аудитории создавало обстановку доброжелательности. Звучание романсов на стихи Ахматовой соответствовало лирическому настроению, помогало раскрыть глубину отношений Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым.

Таким образом, уроки внеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом в воспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассного чтения, может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того или иного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессе обучения по сравнению с общеобразовательной программой.

Заключение

Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.

Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.

Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.

Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубже видение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностную причастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь в широкий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.

Нетрадиционные формы работы открывают для ребят возможность распознать в себе талант, услышать и понять самого себя «в путешествии по времени и пространствам», ощутить мощную познавательную энергию культуры, ибо, как говорил Борис Пастернак, «культура – это плодотворное существование», когда душа поднимается над всеми бездумными делами и жизнь сама по себе становится творчеством.

Уровень высокой культуры художественного произведения ограждают учеников старшего звена от негативных воздействий, переводят в ранг личности.

Не сразу меняется внутреннее состояние души ребят, они учатся задавать вопросы, понимать смысл бытия, красоту и гармонию мира. Искусство художественного слова – это путь к самому себе. Эффект удачного ответа на вопрос изменяет отношение ребят к литературе, приобщает их к чтению, любви к русской поэзии.

Эффективность литературной гостиной трудно поддается изучению. Существуют цифровые показатели - количество присутствующих, выступавших, прочитавших произведение и литературу об авторе до и после гостиной. Однако цифры не всегда позволяют нарисовать полную картину. Трудно учесть степень удовлетворенности читателей, уровень эмоциональных переживаний и т.д.

В настоящее время литературные гостиные проводятся достаточно часто. В несколько сокращенном виде эта форма применяется в клубах по интересам, в циклах литературных мероприятий. Литературные гостиные способствуют углубленному восприятию произведений, выработке у читателя собственного мнения, умения его сформулировать, что является одним из критериев оценки качества.