Литературная викторина "черная курица, или подземные жители". Тест по сказке А.Погорельского "Чёрная курица"

Контрольная работа (тест)

по сказке А. Погорельского

« Черная курица, или Подземные жители»

1. Укажите верный вариант названия сказочной повести:

а) «Черная курица, или Подземные жители»;

б) «Черная птица, или Подземные жители»;

в) «Черная курица, или Подземные обитатели».

2. Где происходит действие сказочной повести?

а) в тридевятом государстве;

б) в Москве;

в) в Санкт-Петербурге.

3. Где обучался Алеша?

а) в гимназии;

б) в пансионе;

в) в интернате.

4. Любимую курочку Алеши звали:

а) Чернушка;

б) Чернавка;

в) Пеструшка.

5. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?

а) нарезать лук;

б) проследить за кастрюлей;

в) поймать курицу.

6. Чтобы спасти любимую курочку Алёша дал кухарке:

а) империал;

б) изумруд;

в) серебряные монеты.

7.Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам?

а) отправлялся в родительский дом;

б) оставался один и читал;

в) работал.

8.Что такое «зимние вакации»

а) зимние каникулы;

б) прививки зимой;

в) катание на санках.

9. Что такое дортуар?

а) спальные комнаты детей;

б) учительская;

в) ванная комната.

10. Пройдя через сени, Алеша с Чернушкой оказались:

а) в саду;

б) в комнатах старушек голландок;

в) в зале с нарядными стенами.

11.У маленьких людей в нарядных разноцветных платьях на головах были:

а) маленькие белые шапочки;

б) круглые шляпы с перьями;

в) рыцарские шлемы.

12.У Чернушки была должность:

а) главный министр;

б) советник;

в) министр иностранных дел.

13.Ккороль дал Алеше в благодарность:

а) зерно пшеницы;

б) гречневое зернышко;

в) конопляное семечко.

14. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?

а) у него болел живот;

б) урок не стоил ему труда;

в) учитель льстил ему.

15. Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал:

а) император;

б) директор училищ;

в) чиновник - смотритель.

16. Укажите возраст героя

а) 6-7 лет б) 8-9 лет в) 9-10 лет

17. Через некоторое время Алеша из доброго, милого и скромного сделался:

а) злым и непокорным;

б) гордым и непослушным;

в) своенравным и нахальным.

18. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?

а) он отыскал его на заднем дворе

б) оно было в другом кармане

в) ему вернула его Чернушка

19. Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

а) он не смог выучить такой большой объем материала;

б) он растерялся;

в) он потерял конопляное зернышко.

20. Каким было наказание Алёши?

а) сидеть в комнате на хлебе и воде;

б) убираться в пансионе;

в) исключение из пансиона.

21. Из- за предательства Алеши Чернушка вынужден был носить:

а) наручники;

в) холщовую рубаху.

22. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?

а) они переселились в пансион;

б) они вынуждены были переехать;

в) всё осталось по-прежнему.

«Черная курица или Подземные жители» — это произведение для детей, написанное автором Антонием Погорельским в первой половине XIX века. По тем временам это было новаторское произведение для детей. Некоторые моменты в сказке автобиографичны.

Викторина по сказке «Черная курица или Подземные жители» содержит 15 вопросов с ответами.

1. «Чёрная курица или Подземные жители » — это…
Волшебная повесть +
Сказочный роман
Бытовая поэма

2. Для кого А.Погорельский сочинил сказку «Чёрная курица»?
Для детей из приюта
Для своего сына
для своего племянника, Алексея Толстого +

4. Является ли «Чёрная курица» первой в истории русской литературы книгой о детстве?
Да +
Нет

5. Что было «единственным утешением» для мальчика Алеши, когда он по воскресеньям и праздникам весь день оставался один?
Думы о родителях
Прогулки по саду
Чтение книг +

6. Как звали курицу, которую любил Алеша и которая была к нему ласковее других?
Чернушка +
Хохлушка
Пеструшка

7. За что кухарка не любила курицу Чернушку?
Курица пугала ее
Курица не несла яйца +
Обижала других птиц

8. Что подарил Алеша кухарке Тринушке, чтобы та не губила курицу Чернушку?
Большое яблоко
Золотой империал +
Медный грош

9. Кто привел Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки?
Кухарка
Курица Чернушка +
Учитель-немец

10. Кто был главным министром при короле в подземном царстве?
Маленький рыцарь
Фарфоровая кукла
Курица Чернушка +

11. Какую награду попросил Алеша у короля подземного царства за спасение первого министра?
Сундучок с золотом
Волшебную дудочку
Всегда знать свой урок +

12. Какой подарок сделал король Алеше?
Золотое семечко
Конопляное зернышко +
Волшебную горошину

13. Как повлиял подарок короля на характер Алеши?
Он стал очень прилежным
Он стал очень трудолюбивым
Загордился +

14. По какой причине заболел Алеша?
Расстроился из-за того, что король по его вине наказал Чернушку +
Потерял подарок короля
Простудился

15. Стал ли Алеша в конце сказки примером для своих товарищей?
Да +
Нет

Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Викторина может быть использована как на внеклассном мероприятии, так и на этапе закрепления изученного материала.
Цель: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке.
Задачи: развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.

Ход занятия

Учитель: На уроке чтения мы с вами познакомились с творчеством Антония Погорельского. Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка? К какому типу относится данная сказка?
Ученики: Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» является волшебной.
Учитель: Сегодня нашу викторину мы посвятим данной сказке и ещё раз окунемся в загадочный, таинственный мир. Перед тем как начать викторину я предлагаю вам разделится на три команды. (Можно ученикам предложить, что команда это ряд, за которым сидят учащиеся). Выберите название команды. Желательно, чтобы название команды было связано со сказкой. Начинаем викторину!
Вопрос №1 (Слайд 2.)
Учитель: Прежде чем приступим к сказке, мы сначала поговорим о её авторе. Назовите настоящее имя, отчество и фамилию автора сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Ответ: Алексей Алексеевич Перовский

Вопрос №2 (Слайд 3.)
Учитель: Кто главный герой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»?

Ответ: Мальчик Алёша
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №3 (Слайд 4.)
Учитель: В каком городе располагался пансионат, в котором обучался Алёша?
Ответ: Санкт-Петербург
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Давайте мы с вами остановим нашу викторину и поговорим об этом потрясающе красивом городе. Кто его основал? Какое еще название существовало у данного города? Какие сооружения истории там есть? Продолжаем нашу викторину.

Вопрос №4 (Слайд 5.)
Учитель: Какие книги любил читать Алёша?
Ответ: о рыцарях


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а какие книги любите читать вы? Почему они вам нравятся? слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №5 (Слайд 6.)
Учитель: Что любил делать Алёша, когда все товарищи разъезжались по домам?
Ответ: смотреть сквозь щель забора, кормить курочек
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А чем вы любите заниматься вы в свободное время? Есть ли у вас хобби? Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №6 (Слайд 7.)
Учитель: Кто, по представлению мальчика, мог появиться в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки?
Ответ: волшебница
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, давайте вспомним с вами сказки, в которых встречаются волшебники и волшебницы. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №7 (Слайд 8.)
Учитель: Вспомните, кто жил в комнате старушек голландок?
Ответ: Попугай
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, расскажите вы про своих домашних животных. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №8 (Слайд 9.)
Учитель: Как звали курицу, которую больше всех любил Алёша?
Ответ: Чернушка
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №9 (Слайд 10.)
Учитель: Что подарил Алёше подземный король?
Ответ: конопляное семечко

Вопрос №10 (Слайд 11.)
Учитель: Кто соскочил со стен в подземелье, и с кем пришлось сражаться Чернушке?
Ответ: с рыцарями

Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, при прочтении данного отрывка какие чувства вы испытывали? Волнение? Страх? Расскажите. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №11 (Слайд 12.)
Учитель: На кого охотился Алеша в подземном царстве?
Ответ: на крыс
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №12 (Слайд 13.)
Учитель: Кем оказалась Черная курица?
Ответ: министром подземного короля.
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а вы ожидали такого поворота событий? Слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №13 (Слайд 14.)
Учитель: Из-за чего Алёша может лишиться волшебного подарка (милости короля)?
Ответ: из-за нескромности
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, как бы вы поступили на месте Алёши? Предпоследний вопрос нашей викторины.

Вопрос №14 (Слайд 15.)
Учитель: Что дал кухарке Алёша, чтобы спасти курицу?
Ответ: монету


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, ребята, последний вопрос.

Вопрос №15 (Слайд 16.)
Учитель: Как называлось заведение, в котором жил и учился Алеша?
Ответ: пансион
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, что вы можете рассказать о пансионе? Чем он отличатся от современной школы? Подведем итоги викторины. Посчитаем баллы команд. Поздравляем победителей викторины, а также команд-участниц, занявших 1 и 2 места. Вы все старались показать свои знания и стремились к победе. Молодцы, ребята!!!

Презентация на тему: Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

    Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:

    «Черная курица, или Подземные жители»

    «Черная птица, или Подземные жители»

    «Черная курица, или Подземные обитатели»

    Где происходит действие сказочной повести?

    В тридевятом государстве

  1. В Санкт-Петербурге

3. Как зовут главного героя повести?

    Где воспитывался мальчик?

    в пансионате

    в пансионе

    в гимназии

5. Что такое дортуар?

    спальные комнаты детей

    учительская

    ванная комната

6. Укажите возраст героя

7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?

1. отправлялся в родительский дом

2. оставался один и читал

3. работал

8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?

1. о воспитанниках

2. о собаках

3. о курочках

9. Что такое «зимние вакации»

1. зимние каникулы

2. прививки зимой

3. катание на санках

10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?

1. нарезать лук

2. проследить за кастрюлей

3. поймать курицу

11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?

1. он дал ей империал

2. он пригрозил ей расправой

3. он сбежал из учебного заведения

12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?

1. у него болел живот

2. урок не стоил ему труда

3. учитель льстил ему

13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?

1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех

2. он впал в депрессию

3. он получил Нобелевскую премию

14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?

3 .Наполовину

15. Каким было наказание за невыученный урок?

1. сидеть в комнате на хлебе и воде

2. убираться в пансионе

3. исключение из пансиона

16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?

1. он отыскал его на заднем дворе

2. оно было в другом кармане

3. ему вернула его Чернушка

17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»

3. в щёлочку

18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?

1. его собирались высечь розгами

2. он хотел похвалиться своими знакомствами

3. его об этом попросила Черная курица

19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?

1. они переселились в пансион

2. они вынуждены были переехать

3. всё осталось по-прежнему

20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?

1. 2 недели

2. 4 недели

3. 6 недель

  1. 10 – 3

    11 – 1

    12 – 2

    13 – 1

    14 – 2

    15 – 1

    16 – 3

    17 – 3

    18 – 1

    19 – 2

ПРОНУМЕРОВАНО_____________

ПРОШИТО_____________

Директор МБОУ СОШ № 29__________/Н.П.Котвицкая/

Тест по литературе Черная курица или подземные жители (А. Погорельский) для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и одно общее задание с развернутым ответом.

Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гни­лых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тро­туаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаа­киевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не бы­ло обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал пло­щади прекрасным нынешним фасадом, — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переме­нах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же об­ратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. В конце какого века происходят события?

2. Как называется изображение окружающей обстановки в литера­турном произведении?
Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых те­нистых аллей…

3. Выпишите слово со значением:
закрытое учреждение с общежитием и полным содержанием уча­щихся.

4.
Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный , совсем иной представлял вид, нежели как теперь…

5. Как называется изображение неживого предмета как живого су­щества?
…дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний.

Задание с развернутым ответом

6.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как зовут главного героя сказки?

2. К какому роду литературы принадлежит произведение?

3. Выпишите из текста сказочную формулу.

4. Что в данном тексте означает слово пространнее ?

5. Укажите название изобразительного средства:
Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых те­нистых аллей…

Задание с развернутым ответом

6. Объясните, почему сказка А. Погорельского начинается с кон­кретного описания реального города.

Ответы на тест по литературе Черная курица или подземные жители (А. Погорельский)
1 вариант
1. XVIII
2. пейзаж
3. пансион
4. эпитет
5. олицетворение
2 вариант
1. Алеша
2. эпос
3. жил-был
4. подробнее
5. эпитет