Лирические отступления в романе «Евгений Онегин

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина “Евгений Онегин*.

2. Историзм произведения.

3. Лирические отступления в романе.

Роль лирических отступлений в создании «энциклопедии русской жизни». Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «“Онегин” есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения “Евгений Онегин”есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой… Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет - огромный срок. Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману «Евгений Онегин». На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в развернутую картину эпохи, создается целостный образ России. первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.

В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою...»), дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает свое мнение по поводу привычек светских «львов» («К чему бес- цельно спорить с светом? Обычай деспот дм еж людьми»).

Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений. Комментируя «отповедь», в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин «не в первый раз... явил души прямое благородство». Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией («Он был любим... по крайней мере так думал он...»).

Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так «аи» предпочтительней «бордо».

В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского «наполеонизма». «Мы все глядим в Наполеоны...» - замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм - типичная черта поколения.

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина

Сквозь пар яснеет. Там поток

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с - «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий». Для Пушкина ода - отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным «поэтам слезным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

На страницах «Евгения Онегина» поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа. Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен «отдохнуть»; в пятой главе сообщает, что намерен «эту пятую тетрадь / От отступлений очищать», и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.

Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в «Евгении Онегине» отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, его «чувства, понятия, идеалы».

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» столь высока, а содержащиеся в них сведения столь всеобъемлющи, что крупнейший литературный критик В. Г. Белинский сравнил это гениальное произведение о русской жизни с энциклопедией. Кроме того, он же считал это сочинение народным и самым лирическим из всех творений гения русской словесности. Действительно, лирические отступления в романе «Евгений Онегин» полны размышлений и выкладок автора о человеческих взаимоотношениях, об историческом пути России, о поэтическом творчестве, и о многом-многом другом.

Историческое свидетельство эпохи

В «Евгении Онегине» нашли отражения все события русской жизни первой трети позапрошлого века. А. С. Пушкин работал над своим произведением с 1823 по 1931 годы, а в романе описаны события, произошедшие с 1819 по 1925 годы. Кто не знаком с этим величайшим шедевром мировой литературы, кто не знает на зубок его сюжет и героев? Цитаты из романа вошли в повседневный язык. Прелести этому произведению добавила и гениальная музыка П. И. Чайковского из одноименной оперы. О популярности романса Ленского перед дуэлью говорить не приходится. И каждый русский знает знаменитые строки, посвященные Москве. Поэтому великий литературный критик и назвал это произведение народным - он не написан для узкого круга эстетов.

Отступления - источник сведений

Но знаменитым роман в стихах сделала не простая история любви, так прекрасно описанная автором, а именно лирические отступления. В романе «Евгений Онегин» девять глав. Многие жители старшего поколения знали наизусть начала почти каждой главы, а первую знать целиком вообще считалось чем-то замечательным. И уже в ней читатель сталкивается с первыми несюжетными элементами произведения. Это и воспоминания о его любви к с семьей которой он был дружен, находясь в ссылке в Одессе, и рассуждения о русском балете, его репертуаре, о таланте о театральных нравах, о публике. Александр Сергеевич называет имена всех крупных представителей литературы и искусства того времени.

В первой главе А. С. Пушкин рассказывает о жизни и нравах Санкт-Петербурга, высшего света столицы, к которому принадлежал молодой красавец Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в романе переоценить трудно. Всего их 27 и чуть меньше 50 лирических вставок. Именно в них дан срез общества того времени - подробно рассказано, как одевались люди всех сословий, что ели, о чем судачили, что читали или не читали вообще. Первая глава полностью посвящена главному герою, рассказывает о том, кто был отец, как он проматывал состояние, какое образование получил Онегин, с каким восторгом он вошел в свет и как спустя некоторое время нравы и образ жизни представителей высшего общества опротивели герою произведения. Попутно с сюжетной линией имеется достаточно отступлений, в которых А. С. Пушкин выражает свое отношение ко всему, с чем сталкивается молодой дворянин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко ценили как современники поэта, узнавая в них себя, так и все последующие поколения, благодарные автору за столь ценные сведения.

Историческое полотно

Почему характеризует роман как исторический, если в нем отсутствуют исторические личности и события? Потому что именно в отступлениях А. С. Пушкин яркими и точными красками рисует картину жизни страны, победившей объединенную армию Европы под руководством Наполеона. Автор касается абсолютно всех тем, в том числе и экономики - он рассказывает о крепостничестве и налогообложении крестьян.

Это интересно, потому что действие романа заканчивается годом декабрьского восстания. Высоко оценена роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» в том числе и потому, что из них становятся известны мелкие подробности, складывающиеся в общую картину крепостнической России. Даже добрейшая сельская помещица, мать Татьяны Лариной, заставляла девушек, убирающих клубнику, петь песни, чтобы они не могли съесть ни одной ягодки. А Евгений Онегин, о котором с симпатией отзывается автор, по приезде в село заменил непосильные налоги легким оброком. Кто-то из исследователей романа даже предположил, что впоследствии главный герой станет декабристом.

Любимая героиня

Все симпатии автора на стороне главной героини. Если восторженного Ленского и даже Онегина, с которым был А. С. Пушкин дружен, он описывает с легкой иронией, то «милой» Татьяне в романе отводятся только теплые или восторженные строки. Именно с ней связаны те лирические отступления в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин», которые посвящены русской природе. Автор проводит аналогии между простым и прямым нравом главной героини и горячо любимой Пушкиным в любое время года русской природой. Он говорит, что Татьяна любит зиму, и тут же идет прекрасная зарисовка зимнего дня, деревенских мальчишек, катающихся с горки, деревьев в снегу, яркого солнца. Все это написано таким изумительным языком, что картинка просто оживает, и кажется, вот-вот пахнет морозцем. Глубокий знаток жизни, тонкий наблюдатель, автор считал, что русский человек неразрывно и гармонично связан с природой, которой в произведении отведено очень много места.

Автор - один из героев романа

Рассуждения на тему природы читатель встречает на протяжении всего шедевра, название которому - «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе значительна еще и тем, что Пушкин, рассказывая о чем-либо, делится с читателем своими взглядами на этот предмет или явление, высказывает свою точку зрения. Надо отметить, что беседа автора с читателем проходит в непринужденной форме, а произведение написано изумительным языком, который близок и понятен жителям XXI века, и поэтому читается легко и свободно. Постепенно, благодаря отступлениям, автор становится одним из главных героев произведения. Перед нами возникает образ человека эрудированного, мудрого и бесконечно любящего Россию.

Великий преобразователь

Необходимо отметить, что это произведение было и новаторским, и единственным в своем роде - и в этом большая роль лирических отступлений. В романе «Евгений Онегин» всё, что не касается основной сюжетной линии, все сведения о нравах, чувствах, взаимоотношениях людей, судьба народа - все, что делает это творение гения уникальным, все это сведения содержатся в отступлениях. Сам А. С. Пушкин говорил о «дьявольской разнице» между крупными литературными формами, написанными в стихах и прозе. Но чтобы роман в стихах читался с такой легкостью, история настоящей, большой любви так плавно разворачивалась, так захватывала читателя, да еще при всем при этом присутствовала такая познавательная составляющая - ничего подобного не было ни до, ни после этого произведения. Гениальное, ни с чем не сравнимое творение стоит особняком. В связи с вышесказанным, необходимо признать громаднейшую роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин». Пушкин А. С. был великим реформатором литературных форм, талантливым преобразователем русского языка. И в описываемом произведении этой теме отводится довольно места. Пушкин даже иронизирует о трудностях правописания, говоря о том, что как прекрасные губы невозможно представить без улыбки, так и русский язык без Автор «Евгения Онегина» сделал литературный язык народным. Отступления в этом романе занимают наибольшее место и придают ему философскую глубину. Диапазон их так обширен, что даже в XXI веке понятна справедливость слов В. Г. Белинского об энциклопедичности произведения. Действительно, в отступлениях содержатся сведения о русской жизни от A до Я.

1. В. Г. Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин».
2. Историзм произведения.
3. Лирические отступления в романе.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — это реалистическое произведение. В. Г. Белинский писал, что «"Онегин" есть поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху». Критик отмечал: «мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения "Евгений Оне-гин"есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

Мнение Белинского нам, современным читателям, не может не казаться интересным. Но, с другой стороны, в чем же проявляется историзм произведения? Ведь автор не говорит ни о каком историческом событии. А история жизни молодого дворянина на самом деле не так уж связана с исторической эпохой... Но на самом деле роман блестяще воссоздает картину реальной жизни того времени воссоздается во многом благодаря лирическим отступлениям. Их в произведении более чем достаточно. Несомненное достоинство лирических отступлений в том, что роман не читается как рассказ о частной жизни главного героя. Они позволяют воспринимать роман как настоящую «энциклопедию русской жизни», именно так назвал произведение В. Г. Белинский.

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, дает нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознать, как он сам меняется по мере написания романа. Создание «Евгения Онегина» заняло у Пушкина около восьми лет. Это весьма значительный срок в рамках человеческой жизни. А если учесть, что поэт погиб на дуэли сравнительно в молодом возрасте (тридцать семь лет), то для его короткой жизни восемь лет — огромный срок.

Большое значение имеют лирические отступления, в которых поэт говорит о культуре того времени. Он обращается к театру и литературе, называет имена наиболее известных деятелей искусства и культуры:

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И предприимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидро венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.

Можно понять, что Пушкин гордится ими. Он прекрасно разбирается в настоящем и прошлом, чувствует свою сопричастность с миром прекрасного. Не менее интересными являются лирические отступления, в которых поэт рассуждает о Москве:

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Москва в представлении самого Пушкина тесно связана с судьбой русского народа. Поэт не случайно вспоминает Наполеона, желающего покорить Россию. То, что родная страна выстояла, по мнению автора, закономерность, потому что русские люди до последней капли крови готовы защищать свое государство.

Благодаря отступлениям автора перед читателем раскрываются яркие картины. Из них можно подробнее узнать об особенностях быта провинциальных помещиков, о жизни крестьян. Много сказано о народных обычаях. Жизнь семьи Лариных, провинциальных помещиков, тесно связана с жизнью простого народа. Мы узнаем о том, что «привычки милой старины» обязательно соблюдаются в их семье, так же наблюдаем, как они проводят время, как развлекаются:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

У нас складывается впечатление, что жизнь сельских помещиков более гармонична, чем жизнь блистательного светского общества. Слишком явны противоречия, фальшь и лицемерие, свойственные знатным людям:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки.

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой.

О том, насколько велика роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин», блестяще писал Белинский: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!» Эта связь произведения с реальной жизнью русского общества XIX века ощущается даже теперь, несмотря на то, что нас, современных читателей, отделяет от пушкинского времени огромный временной промежуток. Мы с упоением читаем пушкинские строки, дающие возможность лучше узнать и понять историю родной страны, ее прошлое. Не случайно роман «Евгений Онегин» считается одним из лучших произведений русской классической литературы.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором

«отразился век и современный человек изображен довольно верно». А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.»

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.