Линия жизни. Как цыгане живущие в России, отличаются друг от друга

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

.

Окутанные легендами и домыслами, цыгане зачастую кажутся нам какими-то сказочными существами. К цыганкам ходят гадать, но пугают ими детей, пляшут «цыганочку» и любят цыганскую музыку, но стараются держаться подальше, встретив на улице.

Накануне Международного дня цыган, который отмечается 8 апреля, мы смогли уговорить цыганку Ольгу Иванову, которая живет в Чапаевске, рассказать нам про традиции своего народа.

Чтобы добраться до Владимирского поселка, нужно проехать на электричке мимо вокзала и выйти на следующей станции 1053 километр. Если повезло оказаться в первых вагонах, то получится выйти на бетонный перрон, а вот остальным приходится спрыгивать прямо на насыпь из щебня и идти по раскисшей весенней грязи.


Сам поселок появился еще в начале прошлого века, здесь жили рабочие заводов по производству пороха и химического оружия. Теперь дома заняты преимущественно цыганами и выходцами из бывших союзных республик, сбежавшими в Чапаевск в поисках лучшей жизни.

Передвигаться по поселку из-за весенней распутицы лучше на болотоходе, но в маленьком домике Ольги очень чисто и уютно и совсем не похоже на быт цыган, с которыми мы встречались в таборе возле села Яицкое. И различий очень много — начиная с диалекта, заканчивая основополагающими традициями.

- Мы — русские цыгане, — рассказывает Ольга. — Никакие не «русские рома», кто это придумал? Мы так и называем себя — «русские цыгане». У нас народов много, мы даже между собой не можем общаться на своем языке, мы разговариваем по-русски.

- У нас, например, как у русских хоронят. Только стол не убирается, день и ночь люди идут. На третий день хоронят, ну или на четвертый-пятый, если кого из родственников ждут. А вот у нас зять умер из и удивление взяло, что на ковре лежит гроб, а не на лавках. А у нас — так же, как у русских. Только чуть-чуть побогаче! И земля у нас не падает на человека. У вас же вот сколько выкопают земли, столько и засыплют, а у нас навес. Гроб как под столом оказывается, понимаете, нет?


В каждой комнате у Ольги есть уголок с иконами. Русские цыгане в основном исповедуют православие — по крайней мере, как они его понимают. Собственные традиции и христианство сплелись в такой клубок, что родились собственные легенды.

- Мы же православные, я верю в Бога. Хотя много горя я пережила — брат утонул, дочка разбилась, но все равно в Бога верю. Мы и Рождество справляем. Приходим друг к другу, посидим. По старшинству ходим — сначала к старшим идем, а потом к младшим.

Рождество, Пасха, Родительскую — все отмечаем. А своих праздников у нас нет, только православные. Русские праздники мы больно не признаем, Новый год не отмечаем.

Да, есть такой разговор, что, когда Иисуса распинали, цыган спрятал пятый гвоздь, который для сердца. Поэтому Бог благоволит к цыганам. Он сказал, что и воруют они, и гадают, и продают — и это входит в их обязанности! Но это все раньше было. Раньше же бедно жили, женщина все тащила на себе. Она и по дому, и к скотине и… весь кусок этот доставала. А сейчас и мужики работают!

Я скажу даже за своих братьев. Вот в Ульяновской области, где они жили, Петро, Платон, который утонул — там их вообще лелеяли в этой Смальковке. Даже отпускать их оттуда не хотели, они из-за меня сюда переехали.

Вот раньше чем женщина работала? Просили. Гадали. И воровали, что уж сказать. Вот даже так было. Даже такие ученые, институты кончали — подходят (погадать) к цыганке. Потом цыганка что-то берет — и она (ученая) кричит. Да ты ученая, а цыганка — никто!

Вот даже я — думаете, у меня карт нет? Есть у меня карты. Вот одна потеряла все документы, и я ей сказала — через казенный дом всё будет. И правильно, через ГАИ ей все документы нашли. Вот что я за вас скажу. Вы простой человек и доверяете людям, сколько раз обмануты были.

Я пытаюсь вернуть разговор на традиции и взаимоотношения между цыганами и другими народами. Но Ольга говорит об обидах неохотно. Главная ценность цыган — это семья, и все воспринимается через личные и соседские взаимоотношения.

- Не хочу обидеть, но русский народ… он с тобой поест, попьет, а идет по улице — и не скажет «здравствуй». У меня сосед, мы с ним каждый год воду делаем, идет с женой по улице — ну что ты, боишься «здравствуй» сказать?

Это такая часть народа, которая потеряла свои традиции. Вот тут мы дружим, а вышли в город, встретили цыганку — и прошли мимо.

Или вот идут навстречу с ребенком, мальчишке лет 6 от силы. И одета я не то чтобы по-цыгански совсем, ну юбка длинная, все такое. И он говорит: «Ой, бабушка, смотри, цыганка идет! Пойду к ней погадаюсь!» Это же так настраивают. А раньше детишки собирали камни и кидались.

Один цыган украл — на остальных думают, что все такие. Вы спрашиваете, что просить — это традиция. Да как нужда заставит. Никто из нас, семерых, никто, кроме меня и сестры, не знал, как милиция открывается. Никогда ни за что не привлекались, работали и работают.

Я за свою маму расскажу. Она женщина была очень простая, ни гадать не умела, ни воровать. Отец у нас лошадей воровал, а она не могла так. Мы стояли у церкви. Она только циферки знала и буковки. Но всех нас семерых все же научила. Мы же по два, по три класса кончили. Но ни один родитель не пошлет своего ребенка воровать.

Женская тема у нас становится главной в разговоре, и я спрашиваю о браке.

— Ну что сказать, у всех по-разному. В Стромилове в 13-14 лет выдают замуж. У меня одна дочь вышла на 21-м году, другая — на 18-м году, Рада — на 17-ом году. Я выходила на 16-ом году, меня родители отдали в 1976 году. Отдали и так мы жили, пока не умер. Родители понимали, где их ребенок может лучше жить, отдали в более богатую семью. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был устроен.

Стромиловские (цыгане из Яицкого), они один раз замуж выходят и всё. Но там родители еще калым берут. А у нас, если есть возможность, сделай девичник. Жених делает или совместно как-то. Нас они считают за русских.

Чтобы выйти замуж не за цыгана, нужно переступить свой закон, хотя женятся и уходят. И живут иначе, конечно. Но вот даже то, что мы с вами сидим и общаемся — из-за этого могут быть уже разговоры. Знаете, охота уже перешагнуть через это всё. Выступить в защиту своего народа и сказать: ну сделайте хоть что-то для наших детей.

Ольга с одной стороны признает, что перемены в укладе необходимы, и без «выхода во внешний мир» цыгане будут всё глубже увязать в своих проблемах. Но когда речь идет о молодежи, не желающей жить по-старому, начинает хмуриться.

- В штанах стали девки ходить, это раз. Вот этот телефон — «алё, алё» по всем ночам, ноутбук. Маленькие быстро перенимают. Что русские делают, то и наши. От традиций отходят. Могут просто взять и не прийти. Вот скажу даже за внучонка. До армии с цыганкой общался, а пришел — татарку взял. Устроился на работу инкассатором, живет там. Может, и расписался уже, я не знаю, они далеко живут.

— Это хорошо или плохо?

— Конечно плохо! Он отбился от своего народа.


Решение проблемы Ольга, как и многие другие цыгане, видит во внешнем воздействии. Ей кажется, что государство должно заставить цыган учиться и работать — тогда все наладится.

— Главное — это школа. Раньше хоть приходили, милицией пугали: «Иди в школу!» А сейчас нет этого. В городе одна школа принимает, восьмая. Она принимает все народы без различия. Очень хорошие учителя, удивительные. Вот иди в тринадцатую — не возьмут цыгана. Простому человеку в такую сложно попасть. Хотя по ЕГЭ наша школа хорошие результаты показывает.

Цыганских детей много ходит в школу, но они как учатся — день ходит, два — больной, на третий — выходной. А если бы они немножко действовали на родителей… Вот не придет завтра твой ребенок — я позвоню в милицию, и всё. Я понимаю, по семейным обстоятельствам все может быть. После меня пять человек было, я бы выучилась. Но «Оля, чего в школу не пошла? — Мама пошла в деревню просить, не с кем детишек оставить».

С одной стороны, это звучит по-детски наивно. Но цыгане мерят по себе. Неожиданно входная дверь открывается, и на пороге показывается русский парень, робко переминаясь с ноги на ногу. Ольга собирает миску котлет и передает ему.

- Заходи, Андрюш. А чего бокал не принес? У тебя там хлеб есть?

Андрей кивает, забирает миску и уходит, плотно затворив за собой дверь.

— Вот, русский пацан. Освободился в октябре. Диплом есть, паспорт, а прописки нет. Все, живет всю зиму в домике рядом. Ну а что, помогает по дому, на работу иногда провожает, снег уберет. Ну а что, бедно живет, страдает. У нас раздела нет, что сами едим, то и ему. У него дом был, а когда сидел, дом снесли. И теперь надо что-то делать. А ведь и не пьет пацан .

Ольга не называет такую помощь чисто цыганской традицией, но цыгане стараются поддерживать не только друг друга, но и соседей, и своих знакомых. Общинные традиции с одной стороны держат их в изоляции, но с другой — помогают выжить.


Поднимаем тему иерархии в цыганском обществе, и Ольга смеется:

— Я вам честно скажу, хоть на расстрел меня отведите, я так скажу — никогда не было у цыган барона! Был умный человек, у которого была бумажка (удостоверение личности). Вот к примеру, милиционер остановил (табор) и женщин спрашивает:

- Где муж?
— Разошлась!

А детишек-то полно. Вот и порхали своей одеждой яркою, и от крика милиция уже уходила. А остальные в лес убегали. Оставался только один, который бумажечку имел и говорил с милицией.

- Ты табор ведешь?
- Да, я!

Но никто его не выбирает. Просто так получается, что люди сами идут к умному человеку. Кто грамоту знает, законы, может помочь справку какую-нибудь оформить. Но и полномочий у него не так много. Вот, например, я торгую, а он не может мне запретить. Ничего он мне не сделает.

Вот меня по телевизору показали однажды, и тут же пошли ко мне за помощью — «трудоустрой меня!» А что я могу сделать? У нас же никакой службы нет, никакой помощи.

Нужно прямо объявление написать: «Цыганский народ, кто желающие идти на работу! Ваш вопрос будет решен!»

Возможно, в таком наивном призыве Ольга права. Положение цыган само по себе не может измениться к лучшему, а проблемы одного народа порождают проблемы у остальных. Человеку с двумя или тремя классами образования практически невозможно социализироваться, он не знает своих прав, не понимает обязанностей. В Чапаевске, где найти работу сложно даже образованному человеку, малограмотные цыгане оказались в бедственном положении.

Цыгане нередко вспоминают указ об оседлости от 26 октября 1956 года — «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». И если раньше меры в отношении цыган считались жестокими, то теперь всё чаще сами цыгане говорят о том, что сейчас они бы согласились на такую помощь.

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области»

Поскольку в продаже уже ГЕО ноябрьский, то я наконец публикую здесь авторскую версию статьи працыган:)

Благодарю за помощь со статьёй Лёшу Царева (без него чудовской части вообще бы не было!), Чяргэн Воротниковскири, Кошастого и Владимира Есипова!

Цыган принято считать чем-то монолитным, народом, который можно описать парой слов. Однако же, существует более семидесяти цыганских этнических групп, и у каждой из них - свои обычаи, свой диалект, свой образ жизни. Иногда они отличаются столь сильно, что можно с трудом поверить, что две цыганские народности находятся в родстве друг с другом.

Новгородская область, Чудово. Котляры.

Котляры. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

До Чудова от Москвы - шесть-семь часов на поезде, чуть-чуть не доезжая Великого Новгорода. Местные жители в цыганскую часть посёлка не заходят, боятся. Если спросить, почему, жмут плечами, с недоумением оглядываются так, словно ответ написан на одном из заборов, и, наконец, произносят:
- Ну, цыгане же…
Однако русские гости в чудовском таборе вовсе не диковинка. Ведь там живут котляры - любимцы журналистов и фотографов всех мастей. Если вы увидите статью или передачу о цыганах, то почти наверняка – именно о котлярах. Их значительно меньше, чем других цыган, зато они очень консервативные и живут таборами. От них веет пушкинской Бессарабией - и не просто так: котляры пришли в Россию из Молдавии и Румынии чуть больше ста лет назад. Их женщин в толпе опознать не трудно - непременные косы на висках, широкий фартук, цветастый платок с узлом на затылке. Многие котлярки до сих пор гадают на улицах, и всё так же в их семьях много детей.

Табор - не раскинутые шатры, а посёлок из разномастных домов, домиков и домишек, в которых живёт около тысячи цыган. Улицы не асфальтированы. Большой кирпичный дом, на входе в табор - начальная школа (впрочем, уже не совсем начальная, там сейчас есть пятый класс, хотят сделать шестой). Возле жилого дома - продуктовый ларёк. Навстречу гостям, точнее, гостьям сразу выходит несколько молодых женщин в длинных юбках и ярких блузках: выяснять, кто, зачем. Играющие дети смотрят с любопытством. Среди них есть русоголовые. Количество детей у котляров вещь статусная, поэтому усыновляют они охотно. Цыганёнка в детдоме встретить трудно, но котляры детей по сортам не делят, усыновляют и русских и в быту от родных ничем не отличают, так же воспитывают, кормят, одевают и, что греха таить, так же страшно балуют. Усыновлённые вырастают самыми настоящими цыганами, женятся на цыганках и рожают следующее поколение русоголовых котлярчиков.

На другом конце улицы немолодой цыган возится с легковым автомобилем. К нему подходить нельзя, у цыган гостьи приходят к женщинам, гости - к мужчинам, иначе «неприлично». Но котлярки словоохотливы, и узнать от них о мужьях и братьях, пожалуй, можно даже больше, чем при непосредственном контакте.

Пойдёмте чай пить! - зовут молоденькая хохотушка Марина и её невестка Роза. Марине лет 17-18 с виду, Розе - лет 30, по местным меркам - солидная женщина, почти пожилая. Чай принято предлагать гостям, но не всем: в первый раз пить не позовут. Надо, чтоб привыкли и «записали» в друзья. Тогда уже от чая отказаться - страшно обидеть, по цыганскому этикету это жест разрыва дружеских отношений.

Дом у Розиной семьи двухэтажный. Первый этаж почти весь занят просторной, застеленной коврами «залой». Она нужна для праздников: на Пасху, Рождество, свадьбу принято звать как можно больше родственников и друзей. Мебель стандартная для постсоветского пространства: сервант с «хрусталём», диван…

Раньше, когда кочевали, таборы встречались и общались, связь была. Сейчас живём, как раскиданы. На одном месте живём десять лет, двадцать, тридцать… Если не приглашать на праздники, то и родни не увидишь, и друзей забудешь, и детям невесту не найдёшь, переженятся друг на друге, уроды пойдут, - в совсем другом посёлке рассказывала старенькая котлярская бабушка Рада. - Я раза четыре за год в другие города езжу, со всеми общаюсь, всех внуков-правнуков вижу.

Лестницы на второй этаж нигде не заметно.

Там никто не живёт, не спит, - поясняет Роза. - Это для красоты. Цыганкам туда нельзя, а мужики сами убираться не будут, и в беспорядке жить не захотят.

Вместо «беспорядка» она употребляет куда более выразительное и смачное русское слово.

Женщинам у котляров на второй этаж правда нельзя. Все цыгане думают, что у женщин с низа идёт «скверна», «нечистота», но, например, русска рома считают, что перекрытия или даже бельё могут её задерживать. А котляры не согласны. У них, если цыганка зашла на второй этаж, то весь первый осквернила, в дом зайти уже нельзя - «опоганишься».

Некоторые котляры, впрочем, вторыми этажами пользуются. Убираются там у них девочки.

Детки, они же чистые, как ангелы, - объясняла Рада.

Вместе с нами, Мариной и Розой заходят пить чай остальные женщины. С любопытством выслушивают новости культурной цыганской жизни, жалуются, что по телевизору таких новостей не показывают.

Только и слышишь: тут цыгана арестовали, там арестовали, плохие цыгане, такие-сякие. Ты у милиционеров тут спроси, есть у них к нам претензии? Украли мы что-нибудь, или наркоту мы толкаем? А по телевизору всех сравняли. Только о преступлениях. Никаких таких фестивалей не показывают, только ругают! - переживают женщины. - А у нас тут только если парни подерутся с кем-нибудь, весь криминал!

Это всё русские цыгане преступления делают, это они нас, цыган, позорят! - гневно припечатывает пожилая цыганка.

О русских цыганах котляры говорят такое часто. Вспоминается чернобровый Саша из Москвы - интеллигент, даже обруселый. Родился в Туле. Уже ребёнком работал в танцевальном ансамбле, гастролировал, зарабатывал деньги. Потом успел побывать музыкальным журналистом, спортивным обозревателем, работником телевидения, музыкантом, продюсером, сейчас ему двадцать девять, он редактор в финансовом журнале, несколько лет живёт в Москве. В разговоре активно жестикулирует, много курит - больше в нём, кажется, ничего цыгана не выдаёт. При упоминании русских цыган реагирует так же, как самый что ни на есть таборный соплеменник:

Если бы твои русска рома нос показали в табор в нашем Плеханово, им бы там дети машины камнями закидали!

Закурив очередную сигарету, смеётся:

Да если бы я к дедушке с бабушкой сейчас в гости поехал, и меня бы закидали сначала!

Цыгане вообще очень много курят. В старину объясняли это тем, что злые духи боятся огня и дыма. Сейчас уже просто по привычке.

От пришлых новостей разговор у Розы переходит к местным.

Вот ещё две свадьбы было на выходных, - говорит она. - Одна такая бедненькая была, без гостей. Так жениху пришлось потом по всему табору пройти, всем сказать, что невеста честная. Ведь «розочку» только родители видели, а надо, чтобы все знали. И вот он ходит и стучит, маленький сам такой…

Цыганки звонко смеются.


Подростковая свадьба у котляров. Фото Тани Котовой ( tanyakotova )

«Розочка» - это свидетельство девственности на первой брачной простыне. Её выносят на свадьбе: иногда утром, на второй день праздника, чаще - в разгар торжества. Это обычное явление, а вот «бедненькая» свадьба - не очень. Свадьбам, как правило, уделяется огромное внимание, к ним тщательно готовятся, и если у семьи с деньгами не очень, то им помогают родня и друзья. Иногда даже для устройства свадьбы семья закладывает часть фамильных украшений в ломбард (потом золото обязательно выкупают). Мне случалось наблюдать свадьбу в небогатом котлярском посёлке. Грязные улицы и серые деревянные домики были тщательно украшены красными флагами и, почему-то, надувными шариками. По улице шли к одному из домов нарядные жених и невеста (не под руку и даже не очень рядом), а также многочисленная родня и гости. Жених был заметно младше невесты и выглядел растерянно. Смуглая маленькая девочка в пышном розовом платье бегала вдоль процессии и разбрасывала разноцветные головки полевых цветов. Она выглядела куда радостней и жениха, и невесты.

Сколько лет-то молодому?

Четырнадцать, кажется. Таков уж наш цыганский обычай, - повернувшись к моей спутнице, поясняет Роза.

Возражаю, что в Москве цыгане так рано не женятся.

Ну, так у вас в Москве цыгане русские, а у нас цыганские! - Марина звонко смеётся, довольная удачным каламбуром, и другие цыганки присоединяются к ней.

Котляры действительно очень рано женятся, практически по наступлении половой зрелости, и считают это, как любой свой обычай, самым цыганским подходом к делу. В советское время средний возраст вступления в брак был выше, но после распада СССР снова вернулся к «дореволюционному» уровню. Правда, теперь девушек стараются брать чуть старше жениха, чтобы не умерла и не покалечилась в родах. Сватают детей очень рано, почти в пелёнках. Мнения будущих супругов, само собой, никто не спрашивает.

Первая свадьба, «цыганская», считается самой важной и официально не регистрируется: супруги ещё слишком молоды. Потом, по наступлении совершеннолетия, могут зарегистрировать официально - «штамп» в цыганской жизни значения никакого не имеет, но зато так проще в отношении разных документов.

А где мужья сейчас?

Товар принимают, - отвечает Роза и, опережая вопрос, добавляет: - Железо…

Мужчины посёлка стараются делать бизнес. Берутся за грузоперевозки (в отличие от многих котляров, за руль садятся не сами, а нанимают водителей), скупают какое-то таинственное «списанное железо» с предприятий - потом либо продают на лом, либо чинят и продают как б/у. Гадать поэтому ходят не все цыганки: если муж делает хорошие деньги, то жена сидит дома.

Выходим на улицу. Женщины провожают нас. На голове у Розы нет платка, да и выглядит она довольно современно. Ещё лет десять, и котляры, похоже, станут журналистам неинтересны. Тогда «настоящими цыганами» в репортажах станут люли или, может, мигранты из Закарпатья.

Роза показывает на школу:

Смотри, вон там я теперь прописана.

Так. «Рая» прописку отняли. Пришлось в школе. Она записана на сестру, как жилой дом. И младший тоже со мной в школе прописан.

«Рая» буквально переводится «господа», «баре». Сейчас так цыгане называют чиновников и милиционеров.

Они у нас сейчас прописку отбирают, потом отберут дома, землю, - говорит хмуро другая женщина. - Я слышала, им коттеджи негде строить.

Поговори лучше с Царевым. Он всё знает. Он адвокат, - перебивает её Роза.

Алексей Царев ( altsarev )

Алексей Царев - адвокат из Питера. Это приветливый седеющий брюнет сорока четырёх лет. С цыганами познакомился в декабре 2006, защищая Розиного мужа по поводу какой-то драки. Успел сдружиться с Розиной семьёй.

Это правда, - говорит он. - Цыганские дома хотят снести. Котлярам предлагают переселиться на участки рядом с вымершими деревнями. Там нет ни воды, ни электричества, ни магазинов, ни средней школы. Раньше цыгане проживали в Гомельской области, но после взрыва АЭС переехали сюда. Им выделили заболоченный пустырь на окраине Чудово. Они много сил потратили, чтобы построиться, организовать начальную школу… Некоторое время их никто не трогал, а три года назад с ними был подписан договор о том, что районная администрация берётся содействовать легализации посёлка, а цыгане не будут возводить самовольных построек за пределами уже существующей территории посёлка. Несколько домов всё же построили, но их потом снесли. Теперь хотят снести весь посёлок. Беда в том, что в районе, в общем-то, больше нет участков, пригодных для проживания…

Котляры, или кэлдэрары, живут в России около ста лет. Она начали распространяться по миру из Румынии, после отмены там крепостного права. В их языке до сих пор много румынских слов. Традиционным занятием было лужение и изготовление медной посуды, тазов, котлов, баков и подносов. Сейчас занимаются также металлоломом, мелким бизнесом, работают водителями. В быту котляры очень консервативны, считают себя ревнителями древних цыганских традиций, с опаской относятся к изменениям в жизни: долго обдумывают каждое - не станет ли оно причиной ассимиляции, утери «цыганства»?

Москва. Русские цыгане.

Международный день цыган в Москве. Фото Юлии Вишневецкой ( kunstkamera )

Хотя они составляют основную массу российских цыган, о «русска рома» журналисты вспоминают только 8 апреля (в Международный День Цыган), когда представители московской диаспоры спускают в Москву-реку венки в память об умерших от Кали Траш - геноцида цыган, и о погибших на фронте в Великую Отечественную Войну. Иногда ещё берут интервью у артистов.

Кристина не артистка, работает, как шутит сама, «офисным планктоном». Это высокая жизнерадостная молодая, лет двадцати семи, женщина. Она живёт в городской квартире, одевается эффектно и вместе с тем со вкусом - как большинство русских цыган. Ещё в девятнадцатом веке они любили пощеголять. Женщины украшали свой костюм кокетливыми кармашками на фартуке, оборочками, пуговками, с большой фантазией повязывали шали. Мужчины заказывали портным непомерно широкие рубахи: ясно же, что чем больше рубаха, тем больше на неё ушло дорогого шёлку. Ведь кроме нарядности, цыгане ценят умение заработать денег, финансовую удачливость.

Мысль о том, что о ней напишут в журнале, вызывает у Кристины приступ звонкого смеха. Мы начинаем с вопроса о «любимчиках» журналистов.

Котляры, - говорит она, - ребята суровые. У нас тут одна девчонка вышла замуж за тульского котляра. А мы её потом от этих «тульских пряников» отбивали, домой увозили. Суровые ребята. И убираться не очень любят. А есть ещё котлярская интеллигенция. Семья Деметер!

Она смеётся. Эта шутка не её авторства, просто анекдот. Но в нём много правды. Большую часть котлярской интеллигенции в России составляют представители семьи Деметер. Например, покойный редактор иллюстрированного журнала «Шунэн, ромалэ!» Владислав Петрович.

Так же, как у котляров, у русских цыган очень важное место в жизни занимает свадьба. Свадьбы - постоянная тема светских разговоров, на свадьбах знакомятся и влюбляются, и родители приглядываются к танцующим юношам и девушкам, пытаясь угадать по манере исполнения характер, воспитание, состояние здоровья потенциальных зятьёв и невесток. Свадебное видео активно выкладывают на YouTube и в социальные сети. В брак русские цыгане вступают в среднем позже котляров, обычно уже совершеннолетними. Официально юношу и девушку женят родители, но при этом, как правило, спрашивают мнения детей. Жених и невеста обычно хорошо друг друга знают: виделись на свадьбах, праздниках, концертах или дискотеках, общались в чатах.

Это не единственное отличие от котляров. Русские цыгане живут рассеянно, образовательный уровень в среднем выше (в одной из популярных социальных сетей есть группа, почти полностью состоящая из учащихся колледжей и ВУЗов), профессии разнообразней (от водителя или железнодорожника до научного сотрудника или лётчика-испытателя). И проблемы у них не такие, как у котляров: заботятся они, в первую очередь, о том, чтобы не потерять родную культуру.

Ну не так быстро мы её теряем, не всё так плохо, - уверяет Кристина. Она открывает видео с закрытой цыганской дискотеки. Первые минуть пять танцует юноша под Майкла Джексона (во всех смыслах). Потом музыка сменяется современной обработкой народной песни, и вот уже в кругу танцует юная парочка. Самым что ни есть цыганским манером. Современные костюмы им не мешают.

Ещё есть два цыганских радио, музыкальный журнал, новостной портал, - перечисляет Кристина. - Это всё в интернете.

Русска рома в Москве активно используют интернет. Они вообще очень ценят технический прогресс. Любимый «гаджет» - мобильный телефон. На него частенько ставят заставкой изображение цыганского флага, с него слушают песни, скачанные с известного цыганского сайта gipsymusic.ru . Это его Кристина назвала «музыкальным журналом», но проект «ДжипсиМьюзик» гораздо шире, и его деятельность происходит во многом вне Интернета. Электронный журнал «Краски нации» - лишь один из аспектов деятельности. В нём пишут о цыганских исполнителях, размещают современную и традиционную музыку с их согласия. Аудитория журнала очень широка, музыку скачивают даже европейские и американские цыгане. Правда, недавно с сайтом были небольшие технические проблемы, и не все страницы восстановлены.

Михаил Бузылёв

Один из создателей и лицо проекта, тридцатидвухлетний актёр и продюсер Михаил Бузылёв объясняет идею своего сайта:

Культура должна быть доступна. На ней можно и нужно зарабатывать деньги: устраивать концерты, продавать диски, но какая-то часть культуры обязательно должна быть доступна бесплатно. Чтобы цыгане не отрывались от родной культуры, чтобы могли следить за её развитием, прогрессом. Я сделал музыкальный сайт, потому что цыганская культура основана, в первую очередь, на музыке. К тому же, мне это близко: у меня в семье много исполнителей. Мой отец, Дмитрий Бузылёв, моя тётя, Алёна Бузылёва, мои дяди, мой дед…

Он тоже живёт в квартире, с женой и двумя дочерьми. Выступать начал, с танцем «венгерка», в три года. Снимается с четырёх лет (первой была роль немого цыганёнка Стёпки в фильме «Мужики»). Сейчас занят продюсерской деятельностью: открывает новые таланты, организует концерты уже профессиональным музыкантам и певцам. Ценит традиционную цыганскую музыку, но также хорошо воспринимает современные музыкальные жанры.

Мы в музыке были всегда, в любой стране, в любое время, - говорит котляр Саша. - Вот откройте книги про джаз и рок в Советском Союзе. И там упоминаются цыганские имена. Джанго Рейнхардт, Лаци Олах, Валентина Пономарёва, Михаил Жемчужный… И сейчас цыган слушают не только на цыганских дискотеках. Не важно, как я к ним отношусь, но они же правда есть, и их слушают. Александр Марцинкевич, Евгений Гудзь, «Штар»…

- …Бердников из «Корней», - первое, что приходит в голову Кристине. Она добавляет: - Недавно женился. В ресторане праздновали, двести человек гостей. «Розочку» выносили.

А он из каких цыган?

Наш, - не задумываясь, отвечает Кристина. Это может быть правдой, а может и нет. Русские цыгане настолько привыкли чувствовать себя интеллектуальной и творческой элитой, культурным «пупом» цыганского сообщества, что автоматически относят к «своим» почти любого известного или хорошо образованного цыгана в России.

Михаил Бузылёв знаком с гитаристом-виртуозом Вадимом Колпаковым много лет, но понятия не имел, что тот - сэрво. Читая написанную совместно Колпаковым и мной биографию Вадима, Миша удивился:

Разве он не русский цыган?..

Сэрвы культурой и правда похожи на русска рома, среди них немало интеллигентов. Их обычно можно узнать по украинским фамилиям: Эрденко, Сличенко, Иваненко…

Вадим Колпаков, племянник и ученик великолепного Александра Колпакова

Второй по популярности цыганский электронный журнал - новостной, «Цыганская культура и жизнь». Помимо новостей и анонсов культурных мероприятий, на сайт также заходят в поисках биографий знаменитых цыган. Раздел фоторепортажей посещают не только российские, но и иностранные цыгане: чтобы смотреть картинки, язык знать не надо, а короткие подписи дублируются на английском. Аудитория журнала, в среднем, более «взрослая» - подростки читают редко. Они больше любят радио: GypsyVoice и Радио Гаценко.

- …Котляры цыган позорят, - рассуждает пятнадцатилетняя Маша. - Гадают на улице, к людям пристают… Если хотят гадать, пусть откроют салон!

На ней обтягивающие джинсы, широкий пояс, розовая майка, солнцезащитные очки. Всё это обильно украшено стразами. По уверениям Маши, так сейчас выглядит большинство цыганских подростков Москвы.

– Цыганская музыка - это круто, - говорит она, - но я люблю r’n’b. Это сейчас модно. Ещё рэп… Знаешь SD-family?

SD-family - цыганский рэп-клан.

Они пели с покойным Ратмиром Шишковым, - рассказывает Маша. - Я все их mp3 скачиваю и слушаю.

Да, они правда сейчас помешались на рэпе, - говорит Кристина. - Одеваются, как рэпперы и их подружки. О будущем не думают. Ведут себя… девочки при мальчиках курить не стесняются, материться не стесняются. Есть такие детки, что уже всё попробовали: водку, наркотики. Смотреть на таких противно. Ещё, конечно, проблема - уровень образования. Он же у цыган низкий! Три класса - считай «вышка»!

А сколько ты закончила?

У меня два высших. А то как бы я на своей должности оказалась!

На работе сначала не знали, что Кристина - цыганка. Узнали, когда попривыкли. Был случай, когда её назвали армянкой. В голову людям редко приходит мысль, что смуглый человек может быть цыганом, если он причёсан, умыт, хорошо одет и работает. К тому же, у цыган редок акцент. Поэтому особенно часто их путают с евреями.

Русские все разные, и это их не удивляет. Почему же цыганам не жить по-разному? То, что я одеваюсь современно, что работаю в офисе, каждый день с русскими верчусь, никак не отменяет того, что я цыганка, - уверяет Кристина. - Я прихожу домой и разговариваю на цыганском. Я соблюдаю цыганские правила, этикет. Чтобы быть цыганом, не обязательно кочевать или жить табором. Не в этом цыганский дух.

Цыганский дух, по мнению Кристины, в цыганской сплочённости, готовности помогать друг другу, в уважении к старшим, в любви к детям, склонности к творчеству, в энергичности и напористости.

Тему преступности у Кристины развивать нет охоты. На её лице проступает брезгливость.

Котляры всё на русских цыган валят. А что русска рома… я о ловарях или кишинёвцах много чего похлеще рассказать могу! Но не буду. У каждой «нации» своя червоточина, в каждой семье - свой урод. Что теперь - носом тыкать? Главное, чтоб у каждого народа были ещё и достоинства. У цыган они есть.

У русских цыган, наверное, главное достоинство - богатая и старинная музыкальная культура. Все цыгане России признают её основной. Музыку, песни, танцы русска рома исполняют сэрвы, крымы, ловари и даже русские. Первая цыганская театральная труппа - появившаяся в Москве в конце XIX века - состояла именно из русских цыган. Её руководителем был Николай Шишкин, представитель знаменитой хоровой династии. Большая часть цыган на фронте в ВОВ были русска рома, и многие шли добровольцами. Служили пехотинцами, артиллеристами, лётчиками, танкистами… Появилась эта этногруппа уже в России, сформировавшись из польских цыган, пришедших сюда около трёхсот лет назад. Очень быстро интегрировалась. Уже к концу XIX века русские цыгане были практически во всех социальных слоях, и даже кочевые русска рома были грамотны - отдавали детей в школу зимой, когда табор становился на постой в деревне.

Россия. Цыгане

Надо сказать, кроме русских цыган и котляров в России живёт много других цыганских народностей. Просто первые - самые многочисленные и живут в этой стране дольше всех, а вторые - самые заметные и немало «раскручены» СМИ. Кроме них, в России живут сэрвы (замечательные музыканты), крымы (отличные танцоры), влахи (бывшие кузнецы) и другие цыгане. Все иногда ворчат друг на друга. Но в общем и целом друг против друга не имеют ничего против.

Танцуют котлярские женщины. Фото Тани Котовой

А что русские цыгане… все ведь под их музыку танцуем, их песни поём, - говорит Роза. - В одного бога верим. Пусть себе живут. Зачем нам быть врагами?

Каждый живёт, кто как хочет. Лишь бы другим людям зла не делали. Хотят котляры жить посёлками, так что ж теперь. Под одним небом ходим, одни праздники празднуем. И они цыгане, и мы цыгане, только разные, - говорит Кристина.

Надо сказать, и котляры, и русска рома - православные, притом очень набожные. В гостиной у русских цыган, в серванте или на стене, обязательно образа. И котляры, и русска рома вешают образки в автомобиль. Самый главный праздник в году и у тех, и у других вовсе не восьмое апреля, а Пасха. Крёстные отец и мать занимают важное место в жизни ребёнка и при несчастном случае готовы заменить родных родителей. Религиозность вообще для цыган характерна. Даже на месте, где умер в автокатастрофе популярный в девяностые певец Шандор цыгане поставили не памятник, а маленькую часовню. Зайти в неё нельзя. Желающие помянуть Шандора останавливаются возле неё и молятся в машине. Может, это и неканонично, но от чистого сердца.

И ещё от чистого сердца цыгане уверены, что Бог их любит. Даже есть такая байка: когда-то Бог привязывал народы к землям. Но, когда увидел, какие цыгане получились талантливые и весёлые, решил их не привязывать, а подарил им всю землю…

У всех цыган России есть общие вопросы, которые надо решать, - считает Саша. - Политическая пассивность, которая приводит к тому, что цыган во все времена норовят зажать. Правовая безграмотность. Низкий уровень образования. Агрессия националистов, погромы. Информационная разобщённость. Невозможность без труда ознакомиться с цыганской культурой во всей полноте, с родной историей, из-за чего мир сужается до одного города. Это обязательно приведёт к регрессу.

У всех нас цыганская душа, - говорит Кристина. - Всех нас Бог любит. Мы должны держаться вместе.

А маленькая девочка в Чудово рисовала что-то палочкой по земле и напевала «Джелем, джелем». Знала ли она, что это цыганский гимн, или нет, но пела от всей души:

«Я ехал, я ехал
Долгими дорогами,
Я встречал
Счастливых цыган».

Любой этнос по отношению к общности есть параллельный мир

Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В.

…Согласно легенде, Бог подарил цыганам всю Землю. У этого народа нет географической родины, зато есть общий для всех закон. Только тот, кто его соблюдает, может назвать себя цыганом.

Сегодня цыгане — это множество этносов, которых объединяют общее индийское происхождение и кочевой образ жизни, с которым почти все они расстались в прошлом веке. Численность цыган составляет около 10 млн. человек. Этот народ подобен пестрому лоскутному одеялу, где каждый лоскут представляет собой отдельную этническую группу . Так венгерских цыган называют Ромунграми, итальянских зовут Синти, цыгане из Восточной Европы – Кэлдэрари, из Финляндии – Кале, испанские и португальские цыгане – Кале, английские – Романичалы, французские – Мануш и т.д. Большинство цыган говорят на языке Романес, который относится к новоиндоарийской группе индо-европейских языков, сами же цыгане называют себя «Рома», что в переводе означает «человек».

Путь цыган в Европу из Индии, которую они покинули в Х веке лежал через Персию и Армению, где они прославились как акробаты, музыканты и дрессировщики лошадей. В XIV веке цыгане появляются в Византии и оттуда расходятся по всей Европе. Судьба цыганского народа не простая. За долгие столетия на их долю выпали тяжелые испытания: они голодали, изгонялись из городов и деревень, ими пренебрегали, их уничтожали в фашистских гетто. Целых пять веков этот народ находился на правах крепостных в Румынии и Молдове. Получив свободу в 1864 году, большинство молдавских цыган мигрировало в Россию и Украину, часть из них перебралась через океан в Северную и Южную Америку.

Цыгане, живущие в разных странах, живут по-разному и по-разному зарабатывают на жизнь. Очень часто они хранят традиции тех стран, где они поселились. Так финские цыганки «кале» – единственные кто носит тяжелые бархатные платья, когда-то столь популярные в исконных финских селах. Это один из многих парадоксов цыганского народа, отличающегося такой путаной самоидентификаци ей, легко меняющего свой облик от деревни к деревне и в то же время обладающего стойким цыганским духом – свободолюбивым и мобильным. В России живут около двадцати цыганских народностей. Все цыгане, независимо от своей этнической принадлежности и страны проживания, соблюдают ряд общих правил, которые называются «Цыганским Законом». Носителем этого закона считается сам цыганский народ. Иногда под этим Законом понимают некий свод правил и обычаев, но это определение не только не точное, но и ошибочное.

Цыганский Закон (Романо Законно) – это правила, общие для всех цыган, обычаи у каждой народности свои, но все они опираются на Цыганский Закон. Сам Закон является основной частью «Романипэ», того, что делает цыгана цыганом. Объяснить что такое Романипэ так же трудно, как объяснить, что такое «загадочная русская душа». Это понятие сложное и неоднозначное, включающее в себя помимо Закона (как общего свода правил) еще и особый образ жизни, мировоззрение, набор личных качеств, необходимых для того, чтобы называться цыганом, а главное – желание быть таковым!

Вообще о «Цыганском Законе ходит много легенд. В частности многие думают, что он предписывает цыганам обманывать нецыган. На самом деле это не так. В первую очередь Закон регулирует отношения цыгана к другим цыганам. Например, отношение между детьми и родителями, старшими и младшими поколениями, мужчиной и женщиной. Практически все эти негласные предписания касаются обустройства цыганского быта. Тема взаимоотношений с «гадже» (нецыганами) или чужаками в нем почти не затрагивается, хотя и даются некоторые предписания, но в целом самым главным считается правило, что при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества, то есть уважать чужие законы!

В «Романо Законо», табу на убийства, грабежи, насилие распространяется на всех людей, невзирая на национальности, также как и правила гостеприимства. Хотя в цыганском сознании существует четкое разделение на два мира – «Рома» (свои) и «Гадже» (чужие), в общечеловеческом смысле, Все Мы – люди, веками живущие рядом! Конечно, мир цыган и мир нецыган никогда не пересекается – это параллельные миры! У каждого мира свои законы и правила, но кто мешает им вести живой и полезный диалог, чтобы избавиться от навязчивых фобий и вредных мифов.

Наши представления о цыганах очень поверхностны, а суждения порой крайне полярны и колеблются от излишней романтической мифологизации до полного неприятия, сопровождающегос я рассуждениями о «жалкой участи» этого «народа — отщепенца» не влившегося в русло цивилизации. Кочевая жизнь цыган со стороны всегда казалась романтичной, этому способствовали яркие цыганские кибитки (вардо), пестрая одежда и чуть диковатый, но притягательный колорит цыганской жизни. Вместе с тем цыганам – этим «вечным бродягам» доставляло удовольствие вызывать у окружающих народов благоговейное изумление, оно подчеркивало их некую избранность и даже отсутствие собственной территории указывало на особенные качества цыганского народа.

Одна из легенд гласила о том, что Бог цыган особенно полюбил за их веселье и талант и потому не стал привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали - чтобы сполна воспользоватьсядаром Господа…

Сегодня цыган можно встретить, пожалуй, на всех материках (кроме Антарктиды).

Цивилизованный образ жизни, который ведут почти все современные народы, дал им блага и удобства, но почти полностью лишил интуитивного восприятия метафизической картины мира. Цыгане же такого восприятия мира никогда не теряли, существуя в живой природе не как ее хозяева, а как ее дети, любящие своих родителей безусловной любовью.

Вместе с тем, цыгане весьма постоянны в выборе профессии и следуя традиционной приверженности к кастовому принципу, стараются занять определенные профессиональные ниши.

С точки зрения цыган есть «приличные» и уважаемые цыганские профессии, к ним можно отнести: кустарные ремесла, музыка, танцы, театральное и цирковое искусство, торговлю, дрессировку животных, коневодство, попрошайничество.

К слову сказать, цыгане активно осваивают и современные виды бизнеса, лежащие в рамках «приличных» профессий. Например, шоу-бизнес, инженерное дело, вождение автомобиля и др. Однако у разных этнических групп цыган есть свои профессиональные предпочтения, обычно это целые трудовые династии. Цыганская молодежь охотно продолжает семейное дело. Так что этот уникальный народ «без родины» сам образующий обособленную этническую группу очень неоднороден внутри и разделен на профессиональные сообщества или касты. Каждая этническая группа считает свою профессию главной, и, безусловно, лучшей для цыган и каждая этническая профессиональная группа беззлобно высмеивает другую. Так артисты подсмеиваются над торговцами, которые в свою очередь подшучивают над кузнецами, а те не прочь пошутить над шоферами и так по кругу.

Из всех этнических групп цыган, проживающих в России, две из них словно находятся на разных полюсах. Одни остаются верны цыганскому образу жизни, другие активно включились в современный социум.

К первой группе относятся котляры или кэлдэрары, которые пришли из Румынии, их традиционным ремеслом считается работа с металлом. Они консервативны и ревностно охраняют традиции. Женщин-котлярок легко узнать в толпе, их отличают непременные косы, широкий фартук, цветастый платок и вечно звучащая фраза: «Давай погадаю». У котляров всегда много детей – это показатель высокого статуса семьи. Свадьбы играют рано и денег на них не жалеют, ведь «цыганская свадьба» — это самое большое торжество. Живут котляры, как и их далекие предки просто, поддерживая тесные связи и помогая друг другу.

Вторая группа – русска рома, они составляют основную часть российских цыган. Эта этническая группа обосновалась на территории России, отмежевавшись от польских цыган, которые пришли на нашу территорию около трехсот лет назад. Уже в XIX веке русских цыган можно было встретить практически во всех слоях общества, они очень быстро интегрировались в жизнь русского общества, охотно учились. Уровень образования русска рома был достаточно высоким. Даже кочевые представители русских цыган владели грамотой.

Можно сказать, что русска рома – это особая каста, они не живут табором, хотя любят и почитают свои семьи, успешно работают, хотя большинство по-прежнему привязаны к «приличным» цыганским профессиям. Они не носят традиционных широких цыганских рубах и длинных пышных юбок, но предпочитают одеваться ярко, дорого и празднично.

Русска рома в большинстве своем дружелюбны и гостеприимны их отношения к нецыганам корректны, но вместе с тем они не меньше других этнических групп борются за сохранение родной культуры, традиций и языка. Русские цыгане гордятся своей богатой музыкальной культурой, глубокими театральными традициями и по праву считают себя интеллектуальной и творческой элитой цыганского народа.

Артистический и музыкальный талант цыган навеял интересные образы в литературе, музыке, кинематографе: роковая красавица Кармен у Проспера Мериме, мудрый цыган Мелькиадес в романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества», пламенный юноша Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы», обаятельный и сильный Будулай в культовом кинофильме А.Бланка «Цыган». Но, пожалуй, одним из самых интересных воплощений живого и искрометного цыганского таланта является знаменитый театр «Ромэн, созданный в 1931 году и находящийся сегодня в здании, где в прошлом был знаменитый ресторан «Яр» — один из центров цыганской народной музыки и танца.

Из истории театра «Ромэн»

У истоков театра…

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра, которую поддержал и А. В. Луначарский. В конце января 1931 года состоялось торжественное открытие театральной студии, которая уже через месяц показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером – постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, композитором – С. Бугачевский, который и заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Более чем за три десятка лет Богачевский создал основу музыкального репертуара театра. Запоминая и записывая самобытные цыганские напевы он составил сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отразивший особенности музыкально-поэти ческого творчества различных этнических групп российских цыган. После премьерного показа музыкально-драма тического спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев.

Период становления первого в мире цыганского театра

В 1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа Михаил Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссеров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актерам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А спектакль «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории театра «Ромэн».

Театр в трудные годы

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэн» профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. За годы войны было дано 1200 спектаклей, 700 шефских концертов. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Театр «Ромэн» в настоящее время

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Но в свои 80 лет, театр по-прежнему молод, он продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой новой работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу. В репертуаре театра сегодня более 15 спектаклей от классики до современной драматургии. Некоторые спектакли живут не один десяток лет, другие же появились совсем недавно. Ежегодно театр радует зрителей своими премьерами. Современный зритель по-прежнему любит «Ромэн»! Его привлекает яркость, национальный колорит и особая энергетика театра.

Хранитель театральных традиций «Ромэн»

Вот уже более тридцати лет цыганский театр «Ромэн» возглавляет Николай Сличенко — гениальный певец, блистательный актер и талантливый режиссер. Он вышел из среды российских цыган и как настоящий сын своего народа впитал в себя его необыкновенную музыкальность и магическое обаяние. В 1951 году, совсем мальчишкой он уехал из колхоза «Ромэн» в первый и тогда единственный в мире цыганский театр, основателями которого были лучшие представители российской культуры: актеры М.Яншин, В.Качалов, А.Тарасова и др.

В коллективе «Ромэн» Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера, демонстрируя необыкновенную силу и оригинальность своего таланта. Он стал своеобразным «лицом» или как сейчас говорят брендом своего овеянного легендами древнего народа, испытавшего множество бед и страданий. С раннего детства Николай Сличенко познал тяжелую участь цыган, на его глазах фашисты, для которых цыгане были не народом, а «грязным отребьем», застрелили отца и уничтожили почти всех родных. Трагические страницы личной биографии нашли отражение в жизни и творчестве знаменитого артиста, научившегося тонко чувствовать и глубоко сопереживать. Когда поет Николай Сличенко, поют его руки, его тело, душу словно обжигает и завораживает пламя страсти, а воображение порождает целый мир художественных ассоциаций.

Сличенко – прирожденный артист, исключительная вокальная одаренность которого развилась на основе песенных традиций цыганского народа и была подкреплена трепетным отношением певца к песне как святыне духа цыган. Каждая песня, исполненная Николаем Сличенко, превращается в настоящий концерт. Все его сольные выступления так артистичны и заразительны, что слушателям как в Москве, так и далеком Токио просто трудно усидеть на месте и не пуститься в огненную цыганскую пляску. Подлинным чудом можно считать талант артиста одним лишь движением руки или даже взглядом, горящих огнем глаз заставить целый зал почувствовать тонкую лирику цыганского романса или почти с дрожью в теле ощутить нежное звучание гитарных струн. Поэтому, наверное, в одном из лучших и как говорится этапных спектаклей театра «Мы-цыгане», его исполнение роли Поющего цыгана воспринимается как апофеоз истинной цыганской песни. Вместе с тем талант Николая Сличенко универсален и интернационален, поражает его способность оригинально исполнять песни многих народов России и мира.

Но, пожалуй, никто из певцов так проникновенно не исполнял песню «Я люблю тебя, Россия …». На концертах Николая Сличенко зал при ее исполнении взрывается шквалом аплодисментов. Так тонко передать чувство любви к Родине никому из современных певцов не еще не удавалось

Сегодня Николай Алексеевич Сличенко – Народный артист СССР и РСФСР, лауреат Государственных премий и кавалер целого ряда орденов и медалей по-прежнему много сил отдает для развития и пропаганды цыганского музыкального искусства, делая его не только современным, но и высокопрофессион альным. Сегодняшние артисты цыганского театра «Ромэн» — это не просто музыкально одаренные люди, это, прежде всего, профессионалы сохраняющие истоки уникального народного творчества, щедро украшающего нашу жизнь.

Ведь не зря гласит цыганская пословица: «Романы яг сарэнгэ свэтинэла», что означает: «Цыганский костёр всем светит».

Литература

1.​ Анисимов А.В. Театры Москвы. М., Московский рабочий,1984.

2.​ Баранников. А.П. Цыганы СССР (краткий историко-этногра фический очерк). М. 1931.

3.​ Владыкин В.Е. Цыгане. Вопросы истории. №1. М.: 1969.

4.​ Друц Е., Гесслер А. Сказки цыган. М.: «Наука», 1991.

5.​ Николай Сличенко. Родился я в таборе. Москва «Молодая Гвардия». 1987.

6.​ Рэймонд Бакленд. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М., 2003.

7.​ Соколов Д.С. Нескучное, бывшая подмосковная графа Орлова-Чесменско го. М., 1923.

8.​ Журнал Geo.Октябрь 2008. №161. Сиа Риене «Цыгане: параллельный мир».

9.​ www. teatr-romen.ru

10.​ www. slichenko.ru

Гимн цыган — это песня «Джелем, джелем барэ дромэнса»(Идем, идем большой дорогой). 8-е апреля — Международный день цыган. Цыганский флаг зелено-синий с красной чакрой посередине, он говорит об индийском происхождении цыган.