Линейная перспектива план конспект. Конспект урока «Угловая перспектива многогранников. Рисование пирамиды и призмы. Инструктаж по домашнему заданию

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Цели: дать простейшие сведения о воздушной перспективе; учить применять правила воздушной перспективы в рисунке; развивать навыки работы кистью, умение различать оттенки одного и того же цвета, прививать художественный вкус.

Оборудование: слайды или репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка.

Словарь: воздушная перспектива.

Ход урока

I. Организационный момент.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, –

Все узнаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг в переводе С. Я. Маршака

1. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я:

а) расположить в порядке убывания разные по светлоте оттенки одного и того же цвета (6 карточек);

б) определить, какую карточку убрал учитель;

в) восстановить порядок переставленных учителем карточек.

3. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Вы уже знаете, что предметы кажутся (и изображаются) тем меньше, чем они дальше. Это называется, как вы помните, линейной перспективой. Но для того чтобы нарисовать рисунок так, как видит его наш глаз, необходимо учитывать и воздушную перспективу. Что это такое? Давайте разберемся.

III. Сообщение теоретических сведений.

1. С в е д е н и я о в о з д у ш н о й п е р с п е к т и в е.

Слово «перспектива» в переводе с латинского perspicio – означает «ясно вижу», то есть способность правильно видеть. «Прежде всего надо научиться глядеть натуру – это самое основное и довольно трудное», – говорил Павел Петрович Чистяков, художник и педагог.

Еще в эпоху Возрождения гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи подразделил теорию перспективы на три части: линейную перспективу – о законах зрительного сокращения предметов на плоскости; воздушную – о законах изменения цвета в зависимости от удаления предмета в глубину; законы потери отчетливости контуров предметов при удалении. Вот сегодня мы разберем законы двух последних перспектив.

2. З а к о н ы в о з д у ш н о й п е р с п е к т и в ы.

Между зрителем и предметом, на который он смотрит, – слой воздуха. Чем предмет дальше, тем слой воздуха толще. А воздух, хотя и кажется прозрачным, на самом деле таким не является. Ведь в воздухе много разных частиц, пыли. Поэтому, чем дальше будет расположен предмет, тем менее отчетливо будут видны мелкие детали.

Так, если мы смотрим на дерево, расположенное рядом с нами, мы видим все веточки, отдельные листочки. Если дерево находится далеко от нас, мы видим только его силуэт, ни веток, ни листьев разглядеть мы не сможем.

Кроме того, на переднем плане тень от дерева или дома будет выглядеть очень ярко, контрастно, а на дальнем плане – контраст между тенью и светом ослабляется.

Неполная прозрачность воздуха изменяет также цвет удаленных предметов.

Во-первых, с расстоянием ослабляется яркость цвета. Но чем дальше от нас цвет, тем он тусклее. Это нетрудно проследить на живой природе (лучше это сделать осенью, когда краски природы очень яркие). Посмотрите сначала на дерево, которое находится от вас на расстоянии 100–200 метров. Какого цвета у него листва? Если это осень, то желтого. Теперь переведите взгляд на дерево перед вами. Листва здесь тоже желтая. а теперь встаньте так, чтобы листва переднего дерева смотрелась на фоне удаленного. Вы увидите, что дальнее дерево хоть и желтое, но цвет его отличается от переднего.

Во-вторых, воздух не только непрозрачен, но он еще и не совсем бесцветен. Толстый слой воздуха принимает голубой оттенок. Яркий пример тому – голубое небо над нами. И второй пример – лес на горизонте. Из зеленого он превращается в сине-зеленый, синий или голубой, в зависимости от погоды.

Чтобы все это увидеть, нужно постоянно тренировать свое зрение, для того чтобы видеть разницу в оттенках. Если же вы все же не видите разницы, то все равно разделите по цвету передний, средний и дальний планы, исходя из совета П. П. Чистякова: надо рисовать то, что видишь, опираясь на то, что знаешь.

3. Б е с е д а п о к а р т и н е И. И. Левитана «Золотая осень».

1) Что изображено на картине?

2) Покажите линию горизонта.

3) Как изменяется цвет неба к горизонту?

4) Как изменяется цвет воды?

5) Как изменяется цвет листвы?

6) Как изображены деревья на переднем плане и как на дальнем?

IV. Актуализация знаний учащихся.

Применим новые знания, нарисовав по всем правилам воздушной перспективы рисунок «Горные вершины».

Э т а п ы в ы п о л н е н и я р и с у н к а.

1. Намечаем линию горизонта.

2. Рисуем карандашом очертания гор, начиная с ближайших.

3. Разведем водой синюю краску, добавив чуть-чуть красной, и закрасим небо, помня, что ближе к горизонту – светлее.

4. Добавляем в разведенную краску еще синего и закрашиваем горы на дальнем плане.

5. Добавляем синюю и немного красной краски и закрашиваем горы на среднем плане, а затем, сделав цвет гуще, закрашиваем горы на переднем плане.

Рисунок готов.

Горные вершины

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Цели:

  • Познакомить с правилами перспективы.
  • Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
  • Совершенствовать технику работы с акварелью по-сырому.
  • Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.

Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», образцы педагогического рисунка, репродукции картин художников-пейзажистов, фотографии видов родного поселка, стихи местной поэтессы Неретиной М. И.

Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Проверка знаний.
  10. Итог урока.

Ход урока

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока .

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.

3. Повторение изученного материала.

Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.

4. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем говорить о сельском пейзаже, так как мы проживаем в сельской местности и этот пейзаж нам наиболее дорог. Каждый человек имеет малую родину, то место где он родился. Русская мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Для большинства из вас малая родина – это поселок «Масловский» Новоусманского района.

Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.

Читает ученик.

Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю – счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.

Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.

Не зря говорят – мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники – пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников – лириков.

Исаак Левитан «Сокольники».

Федор Васильев «Рассвет», «После дождя».

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали».

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Для понимания темы обсудим плановость в картине.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

(слайд 3)

Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

(слайд 4)

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

(слайд 5)

Необходимо знать законы перспективы.

  1. По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
  2. Цвет бледнеет.
  3. Контрастность постепенно смягчается.
  4. Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
  5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.

(слайд 6)

Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

(слайд 7) Обсуждение с детьми.

А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.

(слайд 8) Обсуждение с детьми.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. Для этого будем использовать демонстрационный материал «Найди ошибки в перспективе». Обсудим несколько вариантов воздушной и линейной перспективы. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.

(слайд 9,10,11) Обсуждение с детьми.

6. Постановка художественной задачи .

А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по – сырому.

1 этап работы.

– Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)

2 этап работы.

– Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.

– Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)

3 этап работы.

– Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.

– Усилить контрастность цвета (слайд 15)

7. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что мы идем по зеленому лугу по извилистой дорожке, которая теряется где-то вдалеке. Рядом с тропинкой на переднем плане радуют взгляд яркие цветы. Деревья на дальнем плане теряют свои четкие очертания и кажутся маленькими. Над головой щебечут птицы, порхая в ясном голубом небе. Впереди тебя ожидают приятные встречи, ощущение радости и счастья.

8. Самостоятельная работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9. Проверка знаний.

Выбрать правильный ответ из представленных вариантов

Перспектива – это…

  1. наука о цвете.
  2. изображение с применением линии горизонта.
  3. система отображения на плоскости глубины пространства.

(слайд 16)

10. Итог урока.

Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.

Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из изученных художников-пейзажистов.

Хромтауская средняя школа №4

Открытый урок

изобразительного искусства

в 6 «В» классе.

Тема: «Линейная перспектива»

Подготовил: учитель ИЗО

Мамбеткулова А.К.

г. Хромтау

2013 -2014 учебный год

Предмет: Изобразительное искусство.

Класс: 6 «В»

Тема урока: Линейная перспектива.

Цель урока: сформировать знания учащихся о закономерностях линейной перспективы.

УВЗ 1) обучить учащихся строить рисунок с помощью линейной перспективы.

2) развивать навыки работы с акварельными красками.

3) воспитывать познавательный интерес к самостоятельной творческой работе

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы: объяснительно- иллюстративный, самостоятельная работа.

Оборудование: альбом, учебник, акварельные краски, кисти, баночки для воды.

Ожидаемый результат: умение учащимися изображать рисунок с помощью линейной перспективы.

Ход урока.

    Актуализация.

Приветствие.

Сообщение темы урока.

2.Объяснение нового материала.

Слово перспектива означает «смотреть сквозь», «проникать взором».

Перспектива - это видимое сокращение размеров предметов, которые отдаляются от нас. Зная законы перспективы, можно передавать глубину пространства в картине. Помните: линия горизонта лежит на уровне глаз наблюдателя. В горной местности или среди больших строений города линия горизонта не просматривается; ей будет соответствовать условная линия, проходящая на уровне глаз наблюдающего.

Благодаря специальному построению, художник умеет плоской картине, имеющей два измерения - длину и ширину, придать зрительно и третье измерение - глубину.

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вспомним правила, с помощью которых передается глубина пространства в рисунках. Посмотрите вдаль, и вы увидите, что предметы одинакового размера воспринимаются по-разному: чем дальше от нас, тем они кажутся меньшими.

Вертикальная плоскость , на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов).

Обратная линейная перспектива.

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Параллельные линии, направленные к линии горизонта сливаются в одну точку.

Точка схода - это точка, в которую направляются параллельные линии, идущие в глубину. Она всегда лежит на линии горизонта. К ней устремлены линии, лежащие в горизонтальной плоскости.

Точка зрения - точка, с которой смотрит наблюдатель.

Картинная плоскость - это мысленная вертикальная плоскость, расположенная между изображаемыми предметами и глазами художника.

Линия горизонта - положение воображаемой горизонтальной плоскости, находится на уровне глаз наблюдателя.

Если мы поднимемся вверх или опустимся вниз, то в соответствии с изменением уровня глаз меняется и положение линии горизонта.

В зависимости от того, где находится предмет, выше уровня глаз или ниже, видимая его форма выглядит по-разному.

У предметов, которые расположены выше линии горизонта видны их основания, а у находящихся ниже- верхние стороны.

Виды линейных перспектив.

Перспектива городского пейзажа Перспектива пейзажа

3. Самостоятельная работа.

Сегодня на уроке мы с вами выполним рисунок дома используя линейную перспективу.

Во-первых, внимательно посмотрите на рисунок. Определите линию горизонта и точку схода линий.

Сравните размеры предметов находящихся на картине. Предметы находящиеся вблизи будут казаться выше от предметов расположенных на втором плане.

Во вторых линиями определите высоту дома и крыши. Выполните полную прорисовку картины.

На третьем этапе выполните работу в цвете (красками).

Приступайте к работе.

Во время самостоятельной работы проверяю правильность выполнения построения перспективы дома.

4. Закрепление материала.

Задаю вопросы по пройденной теме.

Какие основные правила линейной перспективы вы знаете?

Где распологается линия горизонта?

Что такое точка схода?

5. Подведение итогов.

Проверяю выполненные работы, комментирую рисунки, выставляю оценки.

6. Д/з.

Дома выполнить рисунок сельского пейзажа с использованием линейной перспективы.

Тема: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Класс: 6 Б

Дата:29.04.15

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи , при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива - это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета , очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов , потому она может называться также и тональной перспективой .

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции . В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта (высокую)

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.


Подписи к слайдам:

Правила линейной и воздушной перспективы АППОЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. КРЫМ. 1890 .

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом). ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке. Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план. Все сливается в воздушной дымке. ПОНЯТИЕ «ПЛАНЫ»

1 закон - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ. ВЕНЕЦИЯ. 1842 ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

2 закон - Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1879.

3 закон – Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. 1898.

4 закон – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. РОЖЬ. 1878 .

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены. ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ. МОКРЫЙ ЛУГ. 1872 .

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.1895 . 6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. Среди долины ровныя. 1883. Спасибо за внимание!!!


Тема урока: « ».

Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения

на плоскости предметов в пространстве.

Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,

использовать воздушную перспективу.

Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-

ные навыки.

Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-

Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.

Орг.момент . Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.

Объяснение темы:

Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.

Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.

Перспектива- это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения..

Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.

Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.

И.Шишкин И.Шишкин

Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.

Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает

прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-

рисующему. сующему под углом.


И. Левитан И. Левитан И. Шишкин

Основные закономерности линейной перспективы

    Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).

    Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.

На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку

После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.

Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Д/з - собрать информацию по данной теме.

Тема урока: « Правила линейной и воздушной перспективы ».

Цель урока : Расширить знания законов перспективы, образного представления

(воздушная перспектива);

Развивать умение творческого восприятия действительности в

овладении техникой акварели;

Прививать эстетические чувства.

Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.

Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка

отсутствующих.

Объяснение нового материала

и закрепление пройденного. Мы продолжаем тему прошлого урока « Правила линейной и воздушной перспективы» . Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.

Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.

Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.

Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.

Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.

А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.

Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.

Закрепление темы:

Вопросы для закрепления:

    Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве?

    Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.

Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.

Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.

Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.

Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.