Линейная перспектива план конспект. Конспект урока «Угловая перспектива многогранников. Рисование пирамиды и призмы. Этап V. Оборудование

Тема урока: « ».

Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения

на плоскости предметов в пространстве.

Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,

использовать воздушную перспективу.

Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-

ные навыки.

Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-

Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.

Орг.момент . Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.

Объяснение темы:

Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.

Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.

Перспектива- это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения..

Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.

Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.

И.Шишкин И.Шишкин

Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.

Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает

прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-

рисующему. сующему под углом.


И. Левитан И. Левитан И. Шишкин

Основные закономерности линейной перспективы

    Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).

    Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.

На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку

После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.

Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Д/з - собрать информацию по данной теме.

Тема урока: « Правила линейной и воздушной перспективы ».

Цель урока : Расширить знания законов перспективы, образного представления

(воздушная перспектива);

Развивать умение творческого восприятия действительности в

овладении техникой акварели;

Прививать эстетические чувства.

Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.

Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка

отсутствующих.

Объяснение нового материала

и закрепление пройденного. Мы продолжаем тему прошлого урока « Правила линейной и воздушной перспективы» . Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.

Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.

Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.

Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.

Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.

А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.

Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.

Закрепление темы:

Вопросы для закрепления:

    Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве?

    Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.

Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.

Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.

Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.

Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.

Правила линейной и воздушной перспективы

( урок изобразительного искусства в 6 классе)

Колосова Лариса Григорьевна, МАОУ СОШ №77, учитель изобразительного искусства 5-9 классы

Цель урока:

Задачи:

2.Развитие творческих способностей и воображение учащихся.

Тип урока :

Комбинированный

Используемые УМК и учебные пособия:

1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы (с методическими рекомендациями) /под руководством и ред. Б.М Неменского, /учебник для общеобразовательных учреждений. М. "Просвещение", 2009 г.

2.Л.А.Неменская; изобразительное искусство, "Искусство в жизни человека". М. "Просвещение", 2009

Используемая методическая литература:

1.Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы "Наша новая школа". Гуманитарное образование: Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году / Под общ. ред. Л.Л. Беляевой. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010

2.Проектирование образовательного процесса в предметной области "Изобразительное искусство": Учебно-методическое пособие / В.А. Андреев, Н.В. Андреев; под ред. В.А. Андреева. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010.

3.А.А.Устинова. Теория методика преподавания предмета "Изобразительное искусство": Учебно-методический комплекс курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - Хабаровск: ХК ИППК ПК,2003.

Используемое оборудование :

Компьютер, проектор, экран, классная доска, краски гуашевые, кисти, карандаш, бумага.

Используемые ЦОР : учебный фильм "Перспектива", учебный фильм "Воздушная перспектива", ЦОР (из коллекции краевого образовательного ресурса school - collection . edu . ru ).

План урока:

1.Организационная часть – 3 мин.

2.Актуализация знаний – 5 мин

3. Объяснение нового материала – 10 мин.

4.Разминка (с исследованием и выбора точки зрения и изменения видимости в пространстве) – 2 мин.

5.Практическая работа – 20 мин.

6. Подведение итогов урока -5 мин.

Ход урока.

1.Организационная часть.

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний.

Повторение изученного материала (понятие жанра пейзажа и понятия форм изображения пространства), выполнение теста (для повторения предыдущей темы).

3.Объяснение нового материала.

На доске тема: "Правила линейной и воздушной перспективы".

Сообщаю новую тему урока, цель и задачи урока.

Вопросы к классу:

Что вы знаете о линии горизонта?

Что такое "точка схода" и "точка зрения"?

Что такое "передний план" и "задний план"?

В ходе обсуждения выясняю основные правила линейной перспективы:

Предметы, уходящие вдаль, уменьшаются в размере;

Параллельные линии сходятся в точке схода на линии горизонта (линии наших глаз).

Линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения - вид с горы.

А при низкой точке зрения, когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Точка схода , ее положение тоже сильно влияет на характер образа. Смещение точки схода от центра вправо или влево придаст изображению ощущение движения.

Для закрепления понятий "линия горизонта", "точка схода", "передний план", "задний план" смотрим учебный фильм "Перспектива".

Физминутка.

Сейчас пришло время для отдыха. Возьмите в руки листочек бумаги, и, держа его перед собой, начинайте приседать, глядя на экран. Как меняется ваша точка зрения?

Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы.

Вопросы к классу:

Как изображаются ближние и дальние предметы?

Что вы можете сказать о темных и светлых предметах на большом расстоянии?

Учитель подводит итог:

В ходе обсуждений выясняем, что воздух, заполняя все пространство,

окутывает все предметы - то, что удалено, мы видим сквозь его толщу. Поэтому первое правило:

- по мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность и светлеет.

Второе правило об изменения цвета предметов по мере удаления:

- окутанная воздухом даль голубеет.

- теплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные – отступают .

Художники эпохи Возрождения первыми разработали деления пространства на планы:

- ближний план - теплый и контрастный;

- средний - самый разработанный, тона мягче;

-дальний - светлый, обобщенный, все сливается в общей воздушной дымке.

Подводим итог нашего диалога, и вывод о закономерности воздушной перспективы делают учащиеся:

- по мере удаления объектов от глаз наблюдателя их очертания становятся мягче, а переходы светотени – расплывчатыми;

Воздушный слой как бы скрывает объем и фактуру материала: объекты приобретают силуэтный характер.

Для закрепления этого материала, предлагаю детям посмотреть учебный фильм о воздушной перспективе.

После того, как мы выяснили все о перспективе, анализируем и выполняем практическую часть.

Практическое задание.

Выполняем изображение уходящей вдаль дороги с соблюдением правил перспективы.

Делаю акцент на выполнение практической части задания учащимися. На классной доске еще раз вместе с учащимися повторяю все правила линейной перспективы, определяем какую линию горизонта им надо выбрать, и только после этого учащиеся приступают к выполнению практической части задания.

Выполнение практической работы.

Этапы работы над изображением воздушной перспективы: Для предупреждения ошибок, демонстрирую разного уровня детские рисунки, выполненные ранее учащимися других классов. На экране показываю слайды поэтапного выполнения задания.

Слайды помогают детям лучше закрепить новую тему.

Подведение итогов урока.

При подведении итогов провожу обсуждение лучших работ учащихся, отмечаю наиболее интересные работы в составлении композиции или в цветовом решении. Предлагаю детям проанализировать еще раз поэтапность выполнения рисунка, сказать какие открытия были сделаны на уроке.

Задаю задания на дом. Благодарю всех за работу на уроке.

Слежу, чтобы все убрали свои рабочие места, навели порядок (вылили воду из баночек и протерли парты ветошью).

Самоанализ урока.

В классе 25 учеников, дети спокойные, уравновешенные за исключением одного ученика. В основном в этом классе дети среднего уровня. Этот урок является продолжением двух предыдущих уроков, рассчитан на детей среднего уровня.

Цель урока:

Научить учащихся выбирать и строить линию горизонта, точку схода; знакомство с приемами и средствами изображения воздушной перспективы. Задачи:

1.Развитие умений в изображении пространства.

2.Развитие творческих способностей и воображений у учащихся.

3.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Урок достиг поставленной цели. Ознакомятся с приемами и средствами построения воздушной перспективы. воздушной перспективы. Для достижения цели урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – организация урока в форме диалога "учитель – ученик", "ученик-учитель", ИКТ – технология и ТСО. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически связаны между собой. Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения; словесные (беседа, объяснение), презентация, учебные фильмы, практическая деятельность. Усвоению материала урока способствовало по этапное выполнение задания. Проводилась индивидуальная работа с учащимися. Стараюсь не править рисунок, у кого он не получается. Помогаю рисовать верные элементы изображений рядом с ошибочными, на свободном поле альбомного листа. Стремлюсь, чтобы дети сами видели и исправляли свои ошибки, на уроке использую демократический стиль общения.

Евгений Щекотихин

Цель урока : Развить у обучающихся глазомер, умение проводить ровные линии без вспомогательных инструментов. Познакомиться с разновидностями многогранников и научиться изображать их в угловой перспективе . Дать понятие угловой перспективы . Уяснить методику выполнения рисунка при помощи вспомогательных построений на основе необходимых законов перспективы .

Задачи урока :

В доступной форме изложить учащимся сущность материала. Выполнив педагогический рисунок на доске, показать глубину линий, напомнить учащимся о значении вспомогательных линий и линий видимого контура. Изложить материал доступным языком, понятным для учащихся. При помощи наглядных пособий растолковать сущностно- культурологические аспекты данной темы. "Зажечь" чистые детские сердца к восприятию искусства.

Дезауировать в детях негативные качества, воспитать в них внимание к пропорциям и усидчивость на уроке .

На данном занятии дети имеют возможность отработать навыки изображения пирамиды и призмы . Рисование может проходить без натуры, однако, применяются те же принципы изображения, как и при работе с натурой. В процессе занятия дети получают знания о правилах перспективы , узнают много нового о геометрических телах.

Предусмотрена синхронизированная работа обучающихся и преподавателя. Педагог рисует предмет мелом на доске. Обучающиеся следят за его действиями. Учитель ведёт рисунок, последовательно коментируя свои действия. Обучающиеся, дабы успеть выполнить рисунок,выполняют поочерёдные задания и требования преподавателя. Предусматривается резервный запас времени, ввиду того, что ребёнку может быть не сразу всё понятно и часто появляется необходимость в ходе урока систематически подходить к нему.

Учащиеся получают необходимую подготовку для работы с натурой, плавно подходят к смежным темам по черчению и геометрии.

Конспект урока : .

На прошлом уроке мы познакомились с тем, как нарисовать два геометрических тела- пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Проведём линию горизонта. Возьмём две точки схода по краям листа соответственно. Всю ширину листа разделим пополам и аккуратно проведём тонкую линию сверху вниз. Наша задача- задать основание. Задаём первый ближний угол. Из заданной точки проведём линию в точку 1. Далее наметить направление следующей линии из угла 1 в точку 2.

Задать засечкой размер правой стороны. Одна сторна- чуть длиннее, вторая-чуть короче.

Из угла 2, направим линию в точку схода 1. Из 3 наметим линию в т. с. 2. Нажимом карандаша покажим глубину линий. Проводим диагонали и с помощью их находим середину. Проведём параллельную боковому краю листа, вертикальную линию к центру- это будет высота.

Построив основание и наметив вершину, намечаем рёбра. Нажимом карандаша покажем ближние рёбра. Внизу надо подписать, что это- пирамида .

Рисование пирамиды с натуры .

На глаз определяем размер рисунка по высоте, определяем ширину. Немного сместим изображение влево, т. к. справа- падающая тень.

Высота в 1,5 раза больше ширины. Показать, куда сместился ближний угол. Поставим карандаш горизонтально ближнему углу и определим направление линий к точке схода. Проведём противоположные линии не параллельно, а чуть сближая. Другая противоположная сторона должна так же сближаться. Проведём диагонали, чтобы найти центр.

Наметить предметную плоскость и фон. На рисунке нам хорошо видна полутень. Наметить падающую тень от ближнего угла и от дальнего. Берём резинку и убираем ненужные линии.

Свет падает сверху слева, мы начинаем штриховать по форме правую грань предмета, а тень необходимо затушевать.

План урока :

1. Приветствие- 5 мин.

2. Проверка домашнего задания- 1 мин.

3. Вводная часть- 5 мин.

4. Объяснение новой темы- 12 мин.

5. Выполнение практического задания-16 мин.

6. Завершение урока-2 мин .

Ход урока:

Учитель :-Здравствуйте Дети!

Дети : Приветствуют педагога.

Учитель : На прошлом уроке мы с Вами рисовали пирамиду и призму во фронтальной перспективе .

Кто скажет, сколько точек схода во фронтальной перспективе ?

Дети : Во фронтальной перспективе предусмотрена одна точка схода.

Учитель : Ответ правильный. Назовите мне, пожалуйста, следующие части гранного тела. (Берёт в руки макет.)

Дети : Называют грани, рёбра, основание; уточняют их форму.

Учитель : Сегодня мы будем рисовать эти же предметы- пирамиду и призму в угловой перспективе . Нарисуйте линию горизонта и наметьте на ней точки схода.

Дети : Реагируют на слова ведущего.

Учитель : Приступает к объяснению новой темы в соответствии с настоящим конспектом .

Дети : Слушают преподавателя.

Учитель : Даёт задание классу.

Дети : Выполняют задание.

Учитель : На этом урок окончен , давайте проведём выставку рисунков.

Дети : Сдают рисунки на выставку.

Учитель : Всем спасибо! На следующем уроке буду спрашивать пройденный материал.

Самоанализ урока "Угловая перспектива многогранников ".

1 Вход в класс уверенный, самочувствие уловлетворительно.

2 В начальный период общения работа с классом продуктивна, хотя наблюдались некоторые неточности в виду непредвиденных технических неполадок.

3 Характер коммуникативного настроения отличный, хорошая сущностно- культурологическая подготовка. Заметное присутствие любви и участия к детям.

4 Энергичное проявление коммуникативной инициативы, положительная эмоциональная настроенность на деятельность, умение настроить класс на эмоционально заряженное начало урока .

5 Умение эмоционально сохранить психологический настрой аудитории проявлялось неоднородно. Приходилось громко и чётко вести урок . Если ведущий понижает голос, начинает вести себя неуверенно, то дети часто могут выбиваться из рабочего ритма.

6 Проявлялось умение управлять творческим самочувствием. Положительное и приподнятое эмоциональное состояние, имели место шутки, прибаутки, басни.

7 В целом, общение органичное, однако в некоторый момент было натянутое по причине резвости и непоседливости обучающихся.

8 Эффективность управления общением выше средней. Учебные и воспитательные задачи решены успешно. Педагогическая гибкость.

Вывод : Занятие состоялось и прошло на достаточно высоком уровне. Точные геометрические построения и некоторая сложность в выполнении задания, в сочетании с разумной строгостью дают свои результаты- дисциплинируют класс.

Публикации по теме:

Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Доклад «Перспектива трехъязычия в Республики Казахстан» Исторически сложившись как многонациональное, полиэтническое и поликультурное государство, Казахстан совершенно естественно реагирует на.

Конспект открытого урока по математике 2 класс. УМК Перспектива. Тема «Час. Минута.» Дата проведения: 13.10. Предмет: математика. Тема: Час. Минута. Составила: Чугунова Е. О. Цель урока: познакомить детей с единицами измерения.

Конспект урока технологии «Пришивание пуговиц с двумя отверстиями» 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! В день февральский рада Вас увидеть я! Рада я приветствовать дорогих.

Проверка готовности к уроку.

- Удивление, как считал Аристотель, - начало творческого отношения к миру и к жизни в нём. Развивайте в себе такое непосредственное восприятие природы, мира. В нём залог будущей гармонии в человеке художественного и научного отражения мира, столь желанной в наш век.

Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю!

Да, мир прекрасен, и чтобы ярче и полнее представить его на листе нам с вами необходимо познакомиться с правилами изменения цвета при удалении и приближении. То есть сегодня мы знакомимся с законами воздушной перспективы.

-Давайте сначала убедимся, что анна действительно нужна и важна при изображении окружающего мира.

Показ 2-х рисунков: один с использованием воздушной перспективы, другой – без.

- А почему так происходит? Почему цвета меняются, изображения расплываются.

-Как вы думаете, из-за чего?

-А как художник добился передачи естественности и глубины?

-Наверное он пользовался законами воздушной перспективы. Давайте и мы сейчас узнаем секрет художника.

Законы выносятся на доску и каждый закон наглядно подтверждается по репродукциям. Первый закон доказывает учитель, а затем можно предложить эту работу учащимся.

1) ближние предметы имеют яркий, насыщенный цвет, который с удалением становится более тусклым и менее ярким.

2) Дальние предметы не имеют чётких границ, в отличие от ближних, контуры их размыты.

3) Дальние предметы как будто находятся в дымке, и изображать их следует серыми и фиолетовыми оттенками.

4) Темные цвета с удалением осветляются.

5) Светлые цвета с удалением темнеют.

Учитель раздаёт учащимся памятки с правилами.

- А сейчас на ваших партах лежат листы с пейзажами, которые нужно раскрасить акварелью. Но теперь вы будете не просто раскрашивать, а передавать глубину пространства и естественность цвета. Не забывайте, что окрашивание начинаем с верхней границы картинной плоскости. Приступаем.

Учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места

2) контроль правильности выполнения приёмов работы

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

4) контроль объёма и качества выполненной работы .

Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта, помощника. При возможности нужно как более чаще повторять законы вслух. Удачно выполненные фрагменты можно показывать всему классу.

Работы выносятся на доску самими учениками и анализируются.

Критерии анализа:

1) Применение правил

2) Аккуратность

3) Красота, эстетичность, законченность

4) Цветовое решение

Нужно отметить каждую работу, найти особенность, неповторимость, подвести итог каждой работе. Нельзя позволять уч-ся высмеивать чей-то труд.

-Что нового узнали вы на уроке?

-Назовите особенности передачи глубины пространства?

-Как изменяется контрастность света и тени при удалении объёмного предмета от глаз рисующего?

- Как вы думаете, правила воздушной перспективы применяются только при рисовании пейзажей?

- А где ещё можно применить их?

- Хорошо. На этом наш урок закончен, спасибо за работу .

Цели:

  • Познакомить с правилами перспективы.
  • Учить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.
  • Совершенствовать технику работы с акварелью по-сырому.
  • Прививать любовь к малой родине, развивать умение видеть и ценить красоту родных пейзажей.

Оборудование: схема изменения высоты линии горизонта, схема определения линии горизонта на картинной плоскости, пособие демонстрационная карта «Найди ошибки в перспективе», образцы педагогического рисунка, репродукции картин художников-пейзажистов, фотографии видов родного поселка, стихи местной поэтессы Неретиной М. И.

Словарь: пейзаж, линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, картинная плоскость, точка зрения.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Самостоятельная работа.
  9. Проверка знаний.
  10. Итог урока.

Ход урока

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит.
Любовь и радость бытия,
Она повсюду разлита…
Она везде, где красота.
И. Бунин

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока .

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о пейзаже, о природе родного края. Познакомимся с законами перспективы. Научимся показывать глубину пространства.

3. Повторение изученного материала.

Вспомним, что же означает понятие пейзаж? Правильно, это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности. Верно, что родина пейзажа Голландия, и как самостоятельный жанр он появился в 17 веке. Вам известно, что пейзажи подразделяются на сельский, городской, архитектурный, индустриальный, парковый, морской.

4. Изучение нового материала.

Сегодня мы будем говорить о сельском пейзаже, так как мы проживаем в сельской местности и этот пейзаж нам наиболее дорог. Каждый человек имеет малую родину, то место где он родился. Русская мудрость гласит: «Где родился, там и пригодился». Для большинства из вас малая родина – это поселок «Масловский» Новоусманского района.

Любой из вас, наверняка, знает нашу местную поэтессу Марию Ивановну Неретину. Давайте послушаем одно из ее стихотворений.

Читает ученик.

Я иду по лугам, я иду по полям
И по берегу реченьки синей.
И тихонько шепчу, что тебя не предам,
Дорогая, родная Россия.
А весною, вдыхая садов аромат,
Понимаю – счастливая все же.
Мой воронежский край красотою богат,
И его нет на свете дороже.

Слушая эти строки, невольно представляешь знакомые пейзажи. Сейчас мы посмотрим фотографии поселка, которые приготовила ученица 10 класса Фомина Маша.

Не зря говорят – мать земля, матушка природа. Тем самым выражают любовь к родной земле. Художники – пейзажисты изображали в своих творениях красоту русской природы. Пример тому полотна русских художников – лириков.

Исаак Левитан «Сокольники».

Федор Васильев «Рассвет», «После дождя».

Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали».

Чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Для понимания темы обсудим плановость в картине.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

(слайд 3)

Воздушная перспектива – изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

(слайд 4)

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности.

(слайд 5)

Необходимо знать законы перспективы.

  1. По мере удаления предметы зрительно уменьшаются.
  2. Цвет бледнеет.
  3. Контрастность постепенно смягчается.
  4. Ближние предметы изображаются детально, а дальние обобщенно.
  5. Удаленные светлые предметы притемняются, а темные осветляются.

(слайд 6)

Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.

(слайд 7) Обсуждение с детьми.

А сейчас давайте обратим внимание на схемы изменения высоты линии горизонта.

(слайд 8) Обсуждение с детьми.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал. Для этого будем использовать демонстрационный материал «Найди ошибки в перспективе». Обсудим несколько вариантов воздушной и линейной перспективы. Необходимо найти ошибки и объяснить, как их устранить.

(слайд 9,10,11) Обсуждение с детьми.

6. Постановка художественной задачи .

А сейчас, ребята, используя полученные знания вы нарисуете пейзаж в технике по – сырому.

1 этап работы.

– Простым карандашом создать контурный рисунок (слайд 13)

2 этап работы.

– Смочить все водой и быстро приступить к цветовому решению.

– Начинать работу с неба, от заднего плана к переднему (слайд 14)

3 этап работы.

– Мелкие детали дорисовать по сухому слою краски.

– Усилить контрастность цвета (слайд 15)

7. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себе, что мы идем по зеленому лугу по извилистой дорожке, которая теряется где-то вдалеке. Рядом с тропинкой на переднем плане радуют взгляд яркие цветы. Деревья на дальнем плане теряют свои четкие очертания и кажутся маленькими. Над головой щебечут птицы, порхая в ясном голубом небе. Впереди тебя ожидают приятные встречи, ощущение радости и счастья.

8. Самостоятельная работа.

Ученики самостоятельно выполняют эскиз пейзажа, применяя на практике полученные знания.

9. Проверка знаний.

Выбрать правильный ответ из представленных вариантов

Перспектива – это…

  1. наука о цвете.
  2. изображение с применением линии горизонта.
  3. система отображения на плоскости глубины пространства.

(слайд 16)

10. Итог урока.

Выставка работ. Молодцы, ребята, пейзажи получились необыкновенно выразительные. Вы смогли выразить любовь к родной земле, применить в своих работах законы перспективы, тем самым показали глубину пространства. Каждое из ваших творений заслуживает особое внимание. Для дальнейшего совершенствования рекомендую вам исследовать творчество Алексея Саврасова, Василия Поленова, Игоря Грабаря и других художников, воспевающих красоту русской природы.

Домашнее задание: написать реферат по творчеству одного из изученных художников-пейзажистов.