Личная жизнь тургенева кратко. Жизнь и творчество Тургенева. Произведения Тургенева. Основные даты жизни и творчества

В 1827 году семья переехала в Москву. Иван Тургенев учился в частных пансионах, в 1833 году поступил на словесное отделение Московского университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова), в 1834 году перешел на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1837 году . В 1838 году отправился в Берлин, слушал лекции в университете, в Германии сблизился с Николаем Станкевичем и Михаилом Бакуниным. Вернулся в Россию в 1841 году, поселился в Москве . В 1842 году сдал экзамены на степень магистра философии в Петербургском университете, но, увлекшись литературной деятельностью, прервал свою научную карьеру. В 1843 году поступил на службу в Министерство внутренних дел, в 1845 году вышел в отставку.

В 1843 году была опубликована поэма "Параша", высоко оцененная Виссарионом Белинским. В этот период Иван Тургенев от романтизма обратился к иронико-нравоописательной поэме ("Помещик", "Андрей", обе 1845) и прозе, близкой принципам "натуральной школы" ("Андрей Колосов", 1844; "Три портрета", 1846; "Бретер", 1847).

С начала 1847 года по июнь 1850 года жил за границей (в Германии, Франции): общался с Павлом Анненковым, Александром Герценом, познакомился с Жорж Санд, Проспером Мериме, Альфредом де Мюссе, Фредериком Шопеном, Шарлем Гуно. Были написаны повести "Петушков" (1848), "Дневник лишнего человека" (1850), комедии "Холостяк" (1849), "Где тонко, там и рвется", "Провинциалка" (обе 1851), психологическая драма "Месяц в деревне" (1855).

В 1847 году в журнале "Современник" вышел рассказ Тургенева "Хорь и Калиныч", с которого начался цикл лирических очерков и рассказов "Записки охотника". Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852 году, позднее добавлены рассказы "Конец Чертопханова" (1872), "Живые мощи", "Стучит" (1874).

В феврале 1852 года Тургенев написал некрологическую заметку о смерти Гоголя, что послужило предлогом для ареста и ссылки писателя под надзор полиции в село Спасское на полтора года. В этот период Тургенев написал повести "Муму" (1854) и "Постоялый двор" (1855), по своему антикрепостническому содержанию примыкающие к "Запискам охотника".

По возвращении из ссылки до июля 1856 года Тургенев жил в России, состоялись его знакомства с Иваном Гончаровым, Львом Толстым и Александром Островским. Были опубликованы повести "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856).

В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя — "Рудин". Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. В последующие годы Тургенев опубликовал повести "Фауст" (1856) и "Ася" (1858), "Первая любовь" (1860) и роман "Дворянское гнездо" (1859).

После "Отцов и детей" для писателя наступил период сомнений и разочарований: были опубликованы повести "Призраки" (1864), "Довольно" (1865) и роман "Дым" (1867).

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Входил в кружок крупнейших французских писателей — Гюстава Флобера, Эмиля Золя, Альфонса Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном.

Тургенев поддерживал контакты с русскими революционерами Петром Лавровым и Германом Лопатиным.

В позднем творчестве Тургенева появились и возросли мистические мотивы: рассказы и повести "Собака" (1865), "История лейтенанта Ергунова" (1868), "Сон", "Рассказ отца Алексея" (оба 1877), "Песнь торжествующей любви" (1881), "После смерти (Клара Милич)" (1883).

Наряду с рассказами о прошлом ("Степной король Лир", 1870; "Пунин и Бабурин", 1874), в последние годы жизни Тургенев обратился к мемуаристике ("Литературные и житейские воспоминания", 1869-1880) и "Стихотворениям в прозе" (1877-1882).

Более 2200 лет назад родился великий карфагенский полководец Ганнибал. Когда ему исполнилось девять лет, он поклялся, что всегда будет противостоять Риму, с которым у Карфагена на тот момент много лет шла война. И последовал своему слову, всю жизнь посвятив борьбе. При чем тут краткая биография Тургенева? - спросите вы. Читайте дальше и непременно все поймете .

Вконтакте

Ганнибалова клятва

Писатель был большим гуманистом и не понимал, как можно лишать живого человека самых необходимых ему прав и свобод. А в его время это было даже более распространено, чем сейчас. Тогда расцветал российский аналог рабства: крепостное право. Его он и ненавидел, ему он и посвятил свою борьбу.

Иван Сергеевич не был так отважен, как карфагенский полководец. Он не стал бы сражаться в кровопролитной войне со своим врагом. И все же он нашел способ сразиться и победить.

Симпатизируя крепостным, Тургенев пишет свои «Записки охотника», которыми обращает внимание общественности на эту проблему. Сам император Александр I. I. , прочитав эти рассказы, проникся серьезностью этой проблемы и примерно через 10 лет отменил крепостное право. Разумеется, нельзя утверждать, что причиной тому были только «Записки охотника», однако и влияние их отрицать неверно.

Вот такую большую роль может сыграть простой писатель.

Детство

9 ноября 1818 года в городе Орле родился Иван Тургенев . Биография писателя начинается с этого момента. Родители были потомственными дворянами. Большее влияние на него оказала мать, поскольку женившийся по расчету отец рано ушел из семьи. Иван тогда был ребенком 12-и лет.

Варвара Петровна (так звали матушку писателя) была тяжела характером, поскольку у нее было тяжелое детство - пьющий отчим, побои, властная и требовательная мать. Теперь же трудное детство предстояло опробовать на себе ее сыновьям.

Однако у нее были и достоинства: прекрасное образование и обеспеченность в средствах. Чего стоит только тот факт, что в их семье принято было говорить исключительно на французском языке, согласно тогдашней моде. Вследствие этого Иван получил отменное образование.

До девяти лет его учили гувернеры, а затем семья переехала в Москву. Москва в то время не была столицей, но учебные заведения там были первоклассными, да и добираться туда из Орловской губернии было в три раза ближе, чем до столичного Петербурга.

Учился Тургенев в пансионах Вейденгаммера и директора Лазаревского института Ивана Краузе, а в пятнадцать лет поступил на словесный факультет Московского университета. Уже через год он поступил в столичный университет на философский факультет: в Петербург переехала семья.

В то время Тургенев увлекался стихами и вскоре привлек к своим творениям внимание профессора университета Петра Плетнева. Тот в 1838 году опубликовал стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицейской» в журнале «Современник», где был редактором . Это была первая публикация художественного творчества Ивана Тургенева. Однако двумя годами ранее он уже публиковался: тогда это была рецензия на книгу Андрея Муравьева «О путешествии к святым местам».

Иван Сергеевич придавал большое значение своей деятельности как критика и впоследствии написал еще немало рецензий. Часто совмещал их со своей деятельностью переводчика. Он писал критические работы на русскоязычный перевод «Фауста» Гете, «Вильгельм Телль» Шиллера.

Лучшие свои критические статьи писатель издал в первом томе собрания своих сочинений, вышедшем в 1880 году.

Академическая жизнь

В 1836 он окончил университет, годом позже прошел экзамен и получил ученую степень кандидата университета. Это значит выпустился с отличием и, говоря современным языком - получил степень магистра.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, посещает там лекции в Берлинском университете по истории греческой и римской литературе.

В 1842 году сдает экзамен на степень магистра по греческой и латинской филологии, пишет диссертацию, однако не защищает ее. Интерес к этой деятельности у него остывает.

Журнал Современник

В 1836 году Александр Пушкин организовал производство журнала под названием «Современник». Посвящен он был, конечно, литературе. В нем были как произведения современных тому времени российских авторов, так и публицистические статьи. Были и переводы иностранных произведений. К сожалению, даже при жизни Пушкина журнал не пользовался большим успехом. А с его смертью в 1837-м так и вовсе постепенно пришел в упадок, хотя и не сразу. В 1846 году его покупают Николай Некрасов и Иван Панаев.

И с этого момента к журналу подключается Иван Тургенев, которого привел Некрасов. В «Современнике» публикуются первые главы «Записок охотника». Кстати, это название изначально было подзаголовком первого рассказа, и придумал его Иван Панаев в надежде заинтересовать читателя. Надежда оправдалась: рассказы пользовались огромной популярностью. Так начала исполняться мечта Ивана Тургенева - изменить общественное сознание, внести в него мысль о том, что крепостное право бесчеловечно.

В журнале эти рассказы публиковались по одному, и цензура к ним была снисходительна. Однако когда в 1852-м они вышли целым сборником, разрешившего печать чиновника уволили. Обосновали это тем, что когда рассказы собраны все вместе, то они направляют мысль читателя в предосудительном направлении. Между тем Тургенев никогда не призывал ни к каким революциям и старался быть в ладах со властью.

Но иногда его произведения трактовали неверно, и это приводило к проблемам. Так, в 1860 году Николай Добролюбов написал и опубликовал в «Современнике» хвалебную рецензию на новую книгу Тургенева «Накануне». В ней он интерпретировал произведение так, что якобы писатель с нетерпением ждет революцию. Тургенев придерживался либеральных взглядов и оскорбился такой трактовкой. Некрасов не стал на его сторону и Иван Сергеевич ушел из «Современника».

Тургенев не был сторонником революций не без причины. Дело в том, что он был во Франции в 1848 году, когда там началась революция. Иван Сергеевич видел своими глазами все ужасы военного переворота. Разумеется, он не хотел повторения этого кошмара на своей родине .

​Известно о семи женщинах в жизни Тургенева:

Нельзя обойти вниманием отношения Ивана Тургенева с Полиной Виардо. Впервые он ее увидел на сцене в 1840 году. Она исполняла главную роль в оперной постановке «Севильский цирюльник». Тургенев был ею покорен и страстно захотел познакомиться с ней. Повод представился через три года, когда она вновь приехала на гастроли.

На охоте Иван Сергеевич познакомился с ее мужем, известным искусствоведом и директором театра в Париже. Затем был представлен и Полине. Спустя семь лет он писал ей в письме, что воспоминания, связанные с ней, самые дорогие в его жизни. И одно из них - как он впервые говорил с ней на Невском проспекте, в доме напротив Александринского театра.

Дочь

Иван и Полина стали очень близкими друзьями. Полина воспитывала дочку Тургенева от Авдотьи. В Авдотью Иван был влюблен в 41-м, хотел даже жениться, но мать не благословила, и он отступился. Уехал в Париж, где долго жил у Полины и ее мужа Луи. А когда приехал домой, его ждал сюрприз: восьмилетняя дочь. Оказывается, она родилась еще 26 апреля 1842 года. Мать была недовольна его увлечением Полиной, не помогала ему финансами и даже не сообщила о рождении дочери.

Тургенев решил позаботиться о судьбе своего ребенка. Договорился с Полиной, что ее будет воспитывать она, и по такому случаю сменил дочке имя на французское - Полинетт.

Однако две Полины не ладили между собой и через какое-то время Полинетт отправилась в частный пансион, а затем стала жить с отцом, чему была очень рада. Отца она очень любила и он ее тоже, хотя и не упускал случая написать ей в письмах наставлений и замечаний о ее недостатках.

У Полинетт было двое детей:

  1. Жорж-Альбер;
  2. Жанна.

Смерть писателя

После смерти Ивана Сергеевича Тургенева все его имущество, включая интеллектуальное, по завещанию досталось Полине Виардо. Дочь же Тургенева осталась ни с чем и ей пришлось тяжело работать, чтобы обеспечивать себя и двух детей. Кроме Полинетт у Ивана детей не было. Когда умерла она (как и отец - от рака) и двое ее детей, потомков Тургенева не осталось.

Умер он 3 сентября 1883 года. Рядом с ним была его возлюбленная Полина. Ее муж умер четырьмя месяцами раньше Тургенева, последние почти десять лет жизни будучи парализованным после инсульта. Провожали Ивана Тургенева в последний путь во Франции много людей, среди них был Эмиль Золя. Похоронили же Тургенева, согласно его желанию, в Петербурге, рядом с другом - Виссарионом Белинским.

Самые значительные произведения

  1. «Дворянское гнездо»;
  2. «Записки охотника»;
  3. «Ася»;
  4. «Призраки»;
  5. «Вешние воды»;
  6. «Месяц в деревне».

Иван Сергеевич Тургенев - известный русский писатель, поэт, переводчик, член Петербургской Академии наук (1860).

Город Орёл

Литография. 1850-е г.г.

«1818 г. 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме, в 12 часов утра» - такую запись сделала в своей памятной книжке Варвара Петровна Тургенева.
Иван Сергеевич был ее вторым сыном. Первый - Николай - родился двумя годами раньше, а в 1821 году в семье Тургеневых появился еще один мальчик - Сергей.

Родители
Трудно представить себе более непохожих людей, чем родители будущего писателя.
Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова,- женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.
Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым. Он происходил из старинного дворянского рода, который, однако, к тому времени уже оскудел. От былого богатства осталось лишь небольшое имение. Сергей Николаевич был красив, изящен, умен. И не удивительно, что на Варвару Петровну он произвел неотразимое впе¬чатление, и она дала понять, что если Сергей Николаевич посватается, то отказа не последует.
Молодой офицер раздумывал недолго. И хотя невеста была на шесть лет старше его и привлекательностью не отличалась, однако громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.
В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле.
Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. В 1821 году он вышел в отставку и вместе с семьей переехал в имение жены Спасское-Лутовиново, в семидесяти верстах от Орла.

Детство будущего писателя прошло в Спасском-Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии. С этим родовым имением его матери Варвары Петровны, суровой и властной женщины, связано многое в творчестве Тургенева. В описанных им поместьях и усадьбах неизменно проглядывают черты его родимого «гнезда». Тургенев считал себя многим обязанным Орловщине, её природе и жителям.

Имение Тургеневых Спасское-Лутовиново располагалось в березовой роще на пологом холме. Вокруг просторного двухэтажного господского дома с колоннами, к которому примыкали полукруглые галереи, был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками.

Годы учения
Воспитанием детей в раннем возрасте занималась преимущественно Варвара Петровна. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины. «Мне нечем помянуть моего детства,- говорил много лет спустя Тургенев.- Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута».
В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. В огромных шкафах хранились произведения античных писателей и поэтов, сочинения французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье, романы В. Скотта, де Сталь, Шатобриана; произведения русских литераторов: Ломоносова, Сумарокова, Карамзина, Дмитриева, Жуковского, а также книги по истории, естествознанию, ботанике. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В немалой степени интерес к литературе у мальчика поддерживала мать, которая довольно много читала и хорошо знала французскую литературу и русскую поэзию конца XVIII - начала XIX века.
В начале 1827 года семья Тургеневых переехала в Москву: пора было готовить детей к поступлению в учебные заведения. Сначала Николая и Ивана поместили в частный пансион Винтеркеллера, а затем в пансион Краузе, названный позднее Лазаревским институтом восточных языков. Здесь братья проучились недолго - всего несколько месяцев.
Дальнейшее их образование было поручено домашним учителям. С ними они изучали русскую словесность, историю, географию, математику, иностранные языки - немецкий, французский, английский, - рисование. Русскую историю преподавал поэт И. П. Клюшников, а русскому языку учил Д. Н. Дубенский, известный исследователь «Слова о полку Игореве».

Университетские годы. 1833-1837.
Тургеневу не было еще и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав вступительные экзамены, стал студентом словесного отделения Московского университета.
Московский университет в то время был основным центром передовой русской мысли. Среди молодых людей, пришедших в университет в конце 1820-х и в начале 1830-х годов, свято хранилась память о декабристах, с оружием в руках выступивших против самодержавия. Студенты внимательно следили за событиями, происходившими тогда в России и в Европе. Тургенев позднее говорил, что именно в эти годы у него стали складываться «весьма свободные, чуть не республиканские убеждения».
Конечно, цельного и последовательного мировоззрения Тургенев в те годы еще не выработал. Ему едва минуло шестнадцать лет. Это был период роста, период поисков и сомнений.
В Московском университете Тургенев проучился всего один год. После того как его старший брат Николай поступил в гвардейскую артиллерию, расквартированную в Петербурге, отец решил, что братьям не следует разлучаться, и поэтому летом 1834 года Тургенев подал прошение о переводе на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета.
Не успела семья Тургеневых обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич. Смерть отца глубоко потрясла Тургенева и заставила его впервые серьезно задуматься о жизни и смерти, о месте человека в вечном движении природы. Мысли и переживания юноши нашли свое отражение в целом ряде лирических стихотворений, а также в драматической поэме «Стено» (1834). Первые литературные опыты Тургенева создавались под сильнейшим воздействием господствовавшего тогда в литературе романтизма, и прежде всего поэзии Байрона. Герой Тургенева - пылкий, страстный, полный восторженных стремлений человек, который не желает мириться с окружающим его миром зла, но и не может найти применения своим силам и в конце концов трагически погибает. Позднее Тургенев весьма скептически отзывался об этой поэме, называя ее «нелепым произведением, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Однако нельзя не отметить, что в поэме «Стено» нашли свое отражение размышления юного поэта о смысле жизни и о назначении в ней человека, то есть вопросы, разрешить которые пытались многие великие поэты того времени: Гете, Шиллер, Байрон.
После Московского столичный университет показался Тургеневу бесцветным. Здесь все было по-другому: не было той атмосферы дружбы и товарищества, к которой он привык, не чувствовалось стремления к живому общению и спорам, мало кто интересовался вопросами общественной жизни. Да и состав студентов был иной. Среди них было много юношей из аристократических семей, которые мало интересовались наукой.
Преподавание в Петербургском университете велось по довольно широкой программе. Но серьезных знаний студенты не получали. Интересных преподавателей не было. Ближе других оказался Тургеневу лишь профессор русской литературы Петр Александрович Плетнев.
В период учебы в университете у Тургенева проявился глубокий интерес к музыке и театру. Он часто бывал на концертах, в оперном и драматическом театрах.
Окончив университет, Тургенев решил продолжить свое образование и в мае 1838 года отправился в Берлин.

Учеба за границей. 1838-1940.
После Петербурга Берлин показался Тургеневу городом чопорным и немного скучным. «Что прикажете сказать о городе,- писал он,- где встают в шесть часов утра, обедают в два и ложатся спать раньше куриц, о городе, где в десять часов вечера одни меланхолические и нагруженные пивом сторожа скитаются по пустынным улицам...»
Но в университетских аудиториях Берлинского университета было всегда многолюдно. На лекции собирались не только студенты, но и вольнослушатели - офицеры, чиновники, стремившиеся приобщиться к науке.
Уже первые занятия в Берлинском университете обнаружили у Тургенева пробелы в его образовании. Позднее он писал: «Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля..., а на дому принужден был зубрить латинскую грамматику и греческую, которые знал плохо. И я был не из худших кандидатов».
Тургенев усердно постигал премудрости немецкой философии, а в свободное время посещал театры и концерты. Музыка и театр стали для него истинной потребностью. Он слушал оперы Моцарта и Глюка, симфонии Бетховена, смотрел драмы Шекспира и Шиллера.
Живя за границей, Тургенев не переставал думать о своей родине, о своем народе, о его настоящем и будущем.
Уже тогда, в 1840 году, Тургенев верил в великое предназначение своего народа, в его силу и стойкость.
Наконец слушание курса лекций в Берлинском университете закончилось, и в мае 1841 года Тургенев вернулся в Россию и самым серьезным образом стал готовить себя к научной деятельности. Он мечтал стать профессором философии.

Возвращение в Россию. Служба.
Увлечение философскими науками - одна из характерных черт общественного движения в России конца 1830-х и начала 1840-х годов. Передовые люди того времени пытались с помощью абстрактных философских категорий объяснить окружающий мир и противоречия русской действительности, найти ответы на волновавшие их злободневные вопросы современности.
Однако планы Тургенева изменились. Он разочаровался в идеалистической философии и оставил надежду с ее помощью разрешить волновавшие его вопросы. К тому же Тургенев пришел к выводу, что наука - не его призвание.
В начале 1842 года Иван Сергеевич подал прошение на имя министра внутренних дел о зачислении его на службу и вскоре был принят чиновником особых поручений в канцелярию под начальство В. И. Даля, известного писателя и этнографа. Однако служил Тургенев не долго и в мае 1845 года вышел в отставку.
Пребывание на государственной службе дало ему возможность собрать большой жизненный материал, связанный в первую очередь с трагическим положением крестьян и с губительной властью крепостного права, поскольку в канцелярии, где служил Тургенев, часто рассматривались дела о наказаниях крепостных, о всякого рода злоупотреблениях чиновников и т. п. Именно в это время у Тургенева выработалось резко отрицательное отношение к бюрократическим порядкам, господствующим в государственных учреждениях, к черствости и эгоизму петербургских чиновников. И вообще петербургская жизнь произвела на Тургенева гнетущее впечатление.

Творчество И. С. Тургенева.
Первым произведением И. С. Тургенева можно считать драматическую поэму «Стено» (1834), которую он написал пятистопным ямбом, будучи студентом, а в 1836 году показал своему университетскому преподавателю П. А. Плетневу.
Первой публикацией в печати стала небольшая рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836). Много лет спустя Тургенев так объяснял появление этого своего первого печатного произведения: «Мне тогда только что минуло семнадцать лет, я был студентом С.-Петербургского университета; родственники мои, ввиду обеспечения моей будущей карьеры, отрекомендовали меня Сербиновичу, тогдашнему издателю «Журнала Министерства просвещения». Сербинович, которого я видел всего один раз, желая, вероятно, испытать мои способности, вручил мне... книгу Муравьева с тем, чтобы я разобрал ее; я написал нечто по ее поводу - и вот теперь, чуть не через сорок лет, я узнаю, что это «нечто» удостоилось тиснения».
Первые его произведения были поэтическими. Его стихотворения, начиная с конца 1830-х годов, стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки». В них отчетливо слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, отзвуки поэзии Жуковского, Козлова, Бенедиктова. Большинство стихов - это элегические раздумья о любви, о бесцельно прожитой молодости. Они, как правило, были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее весьма скептически относился к своим стихотворениям и поэмам, написанным в это время, и никогда не включал их в собрания сочинений. «Я чувствую положительную, чуть не физическую антипатию к своим стихотворениям...- писал он в 1874 году,- дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете».
Тургенев был несправедлив, столь сурово отозвавшись о своих поэтических опытах. Среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений, многие из которых получили высокую оценку читателей и критики: «Баллада», «Опять один, один...», «Весенний вечер», «Утро туманное, утро седое...» и другие. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.
Началом своей литературной деятельности Тургенев считал 1843 год, когда в печати появилась его поэма «Параша», открывшая собой целый ряд произведений, посвященных развенчанию романтического героя. «Параша» встретила весьма сочувственный отзыв Белинского, увидевшего в молодом авторе «необыкновенный поэтический талант», «верную наблюдательность, глубокую мысль», «сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его».
Первое прозаическое произведение И. С. Тургенева – очерк «Хорь и Калиныч» (1847), опубликованный в журнале «Современник» и открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника» (1847-1852). «Записки охотника» создавались Тургеневым на рубеже сороковых и начала пятидесятых годов и появлялись в печати в виде отдельных рассказов и очерков. В 1852 году они были объединены писателем в книгу, ставшую крупным событием в русской общественной и литературной жизни. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».
«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. Как живые встают со страниц «Записок охотника» образы крестьян, отличающихся острым практическим умом, глубоким пониманием жизни, трезвым взглядом на окружающий мир, способные чувствовать и понимать прекрасное, откликаться на чужое горе и страдания. Таким народ в русской литературе до Тургенева никто не изображал. И не случайно, прочитав первый очерк из «Записок охотника - «Хорь и Калиныч», «Белинский заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил».
Большую часть «Записок охотника» Тургенев написал во Франции.

Произведения И. С. Тургенева
Рассказы: сборник рассказов «Записки охотника» (1847-1852), «Муму» (1852), «Рассказ отца Алексея» (1877) и др.;
Повести: «Ася» (1858), «Первая любовь» (1860), «Вешние воды» (1872) и др.;
Романы: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
Пьесы: «Завтрак у предводителя» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1847), «Холостяк» (1849), «Провинциалка» (1850), «Месяц в деревне» (1854) и др.;
Поэзия: драматическая поэма «Стено» (1834), стихотворения (1834-1849), поэма «Параша» (1843) и др., литературно-философские «Стихотворения в прозе» (1882);
Переводы Байрона Д., Гёте И., Уитмена У., Флобера Г.
А также критика, публицистика, мемуары и переписка.

Любовь через всю жизнь
Со знаменитой французской певицей Полиной Виардо Тургенев познакомился еще в 1843 году, в Петербурге, куда она приехала с гастролями. Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртавенеле, в имении Полины.
Любовь к Полине Виардо оставалась и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи. но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель, по сути, превратился в члена семьи Виардо. Мужа Полины (человека, судя по всему, ангельского терпения), Луи Виардо, он пережил всего на три месяца.

Журнал «Современник»
Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась только в 1846 году, когда Некрасову и Панаеву удалось приобрести в аренду журнал «Современник», основанный в свое время А. С. Пушкиным и после его смерти издававшийся П. А. Плетневым. Тургенев принял самое непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П. В. Анненкова, Тургенев был «душой всего плана, устроителем его... Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами».
В январе 1847 года первый номер обновленного «Современника» вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н. В. Кукольника «Генерал-поручик Паткуль...», «Современные заметки» (совместно с Некрасовым). Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника».

Признание на Западе
Начиная с 60-х годов имя Тургенева становится широко известным на Западе. Со многими западноевропейскими писателями Тургенев поддерживал тесные дружеские отношения. Он хорошо был знаком с П. Мериме, Ж. Санд, Г. Флобером, Э. Золя, А. Додэ, Ги де Мопассаном, близко знал многих деятелей английской и немецкой культуры. Все они считали Тургенева выдающимся художником-реалистом и не только высоко ценили его произведения, но и учились у него. Обращаясь к Тургеневу, Ж. Санд говорила: «Учитель! - Все мы должны пройти вашу школу!»
Почти всю жизнь Тургенев провёл в Европе, лишь наездами бывая в России. Он был заметной фигурой в литературной жизни Запада. Тесно общался со многими французскими писателями, а в 1878 г. даже председательствовал (совместно с Виктором Гюго) на Международном литературном конгрессе в Париже. Не случайно именно с Тургенева началось всемирное признание русской литературы.
Величайшей заслугой Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе: сам переводил произведения русских писателей на французский и немецкий языки, редактировал переводы русских авторов, всячески содействовал изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников. Об этой стороне своей деятельности Тургенев не без гордости говорил: «Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил свое отечество к восприятию европейской публики».

Связь с Россией
Почти ежегодно весной или летом Тургенев при­езжал в Россию. Каж­дый его приезд становился целым событием. Писатель всюду был желанным гостем. Его приглашали выступать на всякого рода литературных и благотворитель­ных вечерах, на дружеских встречах.
Вместе с тем Иван Сергеевич до конца жизни сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками. В лучших страницах его прозы много от тишины усадебного быта помещичьей России. Едва ли у кого из писателей - современников Тургенева так чист и правилен русский язык, способный, как говаривал он сам, «совершать чудеса в умелых руках». Тургенев нередко писал свои романы «на злобу дня».
Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881 года. Друзьям он неоднократно «высказывал свою решимость вернуться в Россию и там поселиться». Однако эта мечта не осуществилась. В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел, и о переезде уже не могло быть речи. Но все его мысли были на родине, в России. О ней думал он, прикованный к постели тяжелым недугом, о ее будущем, о славе русской литературы.
Не­задолго до смерти он высказал пожелание быть похоронен­ным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белин­ским.
Последняя воля писателя была выполнена

«Стихотворения в прозе».
«Стихотворения в прозе» справедливо считаются за­ключительным аккордом литературной деятельности писа­теля. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет. Сам он считал «Стихотворения в прозе» лишь эскизами своих будущих произведений.
Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Selenia» («Старческое»), но редактор «Вестника Европы» Стасю-левич заменил его другим, оставшимся навсегда,- «Сти­хотворения в прозе». В письмах Тургенев иногда называл их «Зигзагами», тем самым подчеркивая контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, необычность жанра. Пи­сатель опасался, что «река времени в своем течении» «унесет эти легонькие листки». Но «Стихотворения в прозе» встретили самый радушный прием и навсегда вошли в зо­лотой фонд нашей литературы. Недаром «тканью из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли» назвал их П. В. Анненков, выразив общее мнение читающей публики.
«Стихотворения в прозе» - это удивительный сплав по­эзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить «целый мир» в зерно небольших размышлений, названных автором «последними вздохами... старика». Но «вздохи» эти донесли до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя.

Памятники И. С. Тургеневу

Иван Тургенев - один из величайших классиков мирового масштаба. Благодаря его творчеству русская литература в XIX веке стала популярна за рубежом. Более того, художественная система, созданная Тургеневым, оказала влияние на западноевропейский роман.

Много интересного можно рассказать о литературном творчестве этой выдающейся личности . Но в сегодняшней статье мы поговорим о Тургеневе не как о писателе, а как о человеке с интересной и яркой биографией. Как прошли ранние годы прозаика? Где родился Тургенев? В каком городе он создал самые свои известные произведения?

Происхождение

Писатель был представителем древнего дворянского рода. Его отец, Сергей Николаевич, некогда служил в кавалергардской полку. Вел беспечный образ жизни, слыл красавцем, любил жить на широкую ногу. Вероятно, человеком был довольно практичным, потому как в 1816 году женился на Варваре Лутовиновой - наследнице огромного состояния. В небольшом населенном пункте, где родился Тургенев, у этой дамы имелась огромная усадьба. Сейчас там государственный музей, о котором речь впереди.

Когда родился Тургенев? Будущий писатель появился на свет в 1818 году. Спустя двенадцать лет отец его ушел из семьи - выгодный брак оказался несчастливым. В 1834 году Тургенев-старший умер.

Мать классика была женщиной непростой. В ней удивительным образом уживались крепостнические привычки с прогрессивностью взглядов. Деспотизм все же преобладал в ее манере воспитания. Выше уже сказано было, в каком году родился Тургенев. Варваре Лутовиновой к тому времени исполнилось 25 лет. Было у нее еще двое сыновей - Николай и Сергей, умерший в раннем возрасте от эпилепсии.

Эта женщина подвергала побоям не только крепостных, но и собственных детей. При этом дала каждому из них прекрасное образование. В семье говорили исключительно по-французски. Но и к русской литературе мать будущего писателя была неравнодушна.

Где родился Тургенев

В десяти километрах от Мценска находится небольшой населенный пункт под названием Спасское-Лутовиново . Сейчас здесь музей-заповедник, посвященный жизни и творчеству писателя.

Родовое имение Лутовиновых , где родился Тургенев, имеет долгую интересную историю. Одному из представителей старинного дворянского рода село Спасское было пожаловано Иваном Грозным в XVI столетии. Населенный пункт, где родился Тургенев, городом назвать нельзя. Это небольшое селение, известное сегодня благодаря усадьбе, переоборудованной в XX веке в музей. История имения Лутовиновых изложена ниже. Вернемся к жизни и творчеству создателя «Вешних вод» и других замечательных книг.

Ранние годы

В матушкином имении будущий писатель прожил до девяти лет. Примечательно, что любовь к литературе ему привил крепостной камердинер. Этот человек, к слову, стал прототипом одного из персонажей Тургенева. В 1822 году семья отправилась в Европу. Спустя пять лет Тургеневы поселились в Москве.

В возрасте 15 лет Иван поступил на словесный факультет, где обучались в ту пору также Белинский и Герцен. Однако Московский университет не довелось окончить Тургеневу Ивану Сергеевичу . Где родилась идея стать писателем? Это произошло в Санкт-Петербурге, куда семья переехала после поступления старшего сына в гвардейскую артиллерию. Иван Тургенев перешел в местный университет на философский факультет. Здесь он и решил связать свою жизнь с литературой. Однако изначально хотел стать не писателем, а поэтом.

Начало творчества

А в 1834 году Иван Тургенев учился на третьем курсе философского факультета. В это время и состоялся его литературный дебют. Он написал драматическую поэму, затем показал свое сочинение преподавателю. Профессор словесности отнесся довольно строго к произведению молодого автора. Правда, ответил, что в поэме «что-то есть». Эти, казалось бы, нейтральные слова и побудили Тургенева написать ещё ряд поэтических произведений. Некоторые из них были опубликованы в журнале «Современник».

За границей

Университет Тургенев окончил в 1836 году. Вскоре получил степень кандидата. В 1838 году уехал в Германию, где активно изучал древние языки, посещал лекции по греческой и римской литературе. Тургенев познакомился с Жуковским, Кольцовым, Лермонтовым. С последним было всего несколько встреч, которые, хотя и не привели к тесному общению, оказали определённое влияние на Тургенева.

Пребывание за границей оказало сильное влияние на творчество писателя. Тургенев пришел к выводу, что вывести Россию из мрака, в который она погружена, способно лишь усвоение основ общечеловеческой культуры. С тех пор он стал убежденным «западником».

«Вешние воды»

В 1839 году сгорел дом, в котором родился Тургенев. В каком городе писатель в это время находился? Он проживал тогда во Франкфурте-на-Майне . Узнав о пожаре, вернулся домой. Но вскоре опять покинул родину. В Германии однажды он встретил девушку, которая произвела на него сильное впечатление. Вернувшись в очередной раз домой, писатель засел за роман, который после публикации приобрёл всемирную известность. Речь идет о книге «Вешние воды».

Признание

В сороковые годы Тургенев сблизился с Анненковым и Некрасовым. В это время он принимал активное участие в деятельности литературного журнала «Современник». В одном из номеров были опубликованы «Записки охотника». Успех произведения оказался огромным, что вдохновило Тургенева на создание других рассказов.

Тургенев был ярым противником крепостного права, что, по мнению многих биографов, и вынуждало его так часто покидать Россию. Однако в 1848 году, во время пребывания в Париже, он стал свидетелем революционных событий, которые, как и полагается, сопровождались кровопролитием. С тех пор он навсегда возненавидел слово «революция».

На начало 50-х годов пришелся расцвет творчества Тургенева. Уже были опубликованы такие произведения, как «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Месяц в деревне». Писатель работал также над переводами Шекспира и Байрона. В 1855 году Тургенев снова в России. Незадолго до его приезда ушла из жизни Варвара Лутовинова. Увидеться с матерью в последний раз писателю не удалось.

Ссылка

В начале пятидесятых Тургенев нередко наведывался в Петербург. После смерти Гоголя он написал некролог, который не пропустила цензура. Тогда писатель отправил свою заметку в Москву, где ее удачно опубликовали. Властям не понравился некролог, автор которого слишком открыто восторгался создателем «Мертвых душ». Тургенева отправили в ссылку в Спасское-Лутовиново .

Правда, существует предположение, что причиной недовольства властей послужила вовсе не заметка, посвященная смерти Гоголя. В России многим не нравился чрезмерный радикализм взглядов прозаика, его подозрительно частые поездки за границу, сочувственные рассказы о крепостных крестьянах.

С коллегами-писателями Тургеневу не всегда удавалось найти общий язык. Известно, что из журнала «Современник» он ушел из-за конфликта с Добролюбовым. Тургенев предпочитал общаться литераторами-западниками, к которым некоторое время принадлежал и Лев Толстой. С этим писателем Тургенева связывали дружеские отношения. Однако в 1861 году между прозаиками произошла ссора, которая едва не закончилась дуэлью. Тургенев и Толстой не общались на протяжении 17 лет. Непростые отношения у автора «Отцов и детей» были также с Гончаровым и Достоевским.

Спасское-Лутовиново

Усадьба, которая некогда принадлежала матери Тургенева, находится в Мценском районе. После смерти Варвары Лутовиновой писатель уступил брату московский дом и доходные поместья. Сам же стал владельцем родового гнезда , где провел ранние годы. В ссылке Тургенев находился до 1853 года, но после освобождения возвращался не раз в Спасское. В усадьбе его навещали Фет, Толстой, Аксаков.

Последний раз в родовом имении Иван Тургенев побывал в 1881 году. Скончался писатель во Франции. Наследники вывезли из усадьбы почти всю мебель. В 1906 году она сгорела. А спустя 12 лет оставшееся имущество Ивана Тургенева было национализировано.

Тургенев, Иван Сергеевич, знаменитый писатель, родился 28 декабря 1818 в Орле, в богатой помещичьей семье, принадлежавшей к древнему дворянскому роду. [См. также статью Тургенев, жизнь и творчество .] Отец Тургенева Сергей Николаевич, женился на Варваре Петровне Лутовиновой, не обладавшей ни молодостью, ни красотою, но унаследовавшей громадное имущество, – исключительно по расчету. Вскоре после рождения второго сына, будущего романиста, С. Н. Тургенев, в чине полковника, оставил военную службу, в которой до тех пор находился, и переселился вместе с семьею в имение жены, Спасское-Лутовиново, около г. Мценска, Орловской губернии. Здесь новый помещик быстро развернул буйную натуру необузданного и развратного самодура, явившегося грозою не только для крепостных, но и для членов собственной семьи. Мать Тургенева, еще до замужества испытавшая немало горя в доме своего отчима, преследовавшего ее гнусными предложениями, а затем и в доме дяди, к которому она бежала, вынуждена была молча сносить дикие выходки деспота-мужа и, терзаемая муками ревности, не осмеливалась громко упрекать его в недостойном поведении, оскорблявшем в ней чувства женщины и жены. Затаенная обида и годами накоплявшееся раздражение озлобили и ожесточили ее; это в полной мере обнаружилось, когда после смерти мужа (1834), сделавшись полновластной хозяйкой в своих владениях, она дала волю своим злобным инстинктам ничем не сдерживаемого помещичьего самодурства.

Иван Сергеевич Тургенев. Портрет кисти Репина

В этой удушливой атмосфере, пропитанной всеми миазмами крепостничества, проходили первые годы детства Тургенева. По господствовавшему в помещичьем быту того времени обычаю, будущий знаменитый романист воспитывался под руководством гувернеров и учителей – швейцарцев, немцев и крепостных дядек и нянек. Главное внимание было обращено на французский и немецкий языки, усвоенные Тургеневым еще в детстве; родной же язык был в загоне. По свидетельству самого автора «Записок охотника », первый, кто заинтересовал его русской литературой, был крепостной камердинер его матери, тайком, но с необыкновенной торжественностью читавший ему где-нибудь в саду или в отдаленной комнате «Россиаду» Хераскова.

В начале 1827 Тургеневы для воспитания детей переехали в Москву. Тургенев был помещен в частный пансион Вайденгаммера, потом был вскоре оттуда переведен к директору Лазаревского института, у которого он жил в качестве пансионера. В 1833, имея всего 15 лет от роду, Тургенев поступил в московский университет по словесному факультету, но год спустя, с переездом семьи в Санкт-Петербург, перешел в петербургский университет. Окончив курс в 1836 со званием действительного студента и выдержав в следующем году экзамен на степень кандидата, Тургенев, при низком уровне русской университетской науки того времени, не мог не сознавать совершенной недостаточности полученного им университетского образования и поэтому отправился доучиваться за границу. С этой целью в 1838 он поехал в Берлин, где в течение двух лет изучал древние языки, историю и философию, главным образом систему Гегеля под руководством профессора Вердера. В Берлине Тургенев близко сошелся со Станкевичем , Грановским , Фроловым, Бакуниным , которые вместе с ним слушали лекции берлинских профессоров.

Однако не одни только научные интересы побудили его уехать за границу. Обладая от природы чуткою и восприимчивою душою, которую он сберег среди стонов безответных «подданных» помещиков-господ, среди «побоев и истязаний» крепостной обстановки, внушившей ему с первых же дней сознательной жизни непобедимый ужас и глубокое отвращение, Тургенев ощутил сильную потребность хотя бы на время бежать из родных палестин. Как писал он сам позднее в своих воспоминаниях, ему оставалось «либо покориться и смиренно побрести общей колеей, по избитой дороге, либо отвернуться разом, отшатнуть от себя "всех и вся", даже рискуя потерять многое, что было дорого и близко моему сердцу. Я так и сделал... Я бросился вниз головою в "немецкое море", долженствовавшее очистить и возродить меня, и, когда я, наконец, вынырнул из его волн, я все-таки очутился "западником " и остался им навсегда».

Начало литературной деятельности Тургенева относится ко времени, предшествовавшему его первой поездке за границу. Еще будучи студентом 3 курса, он отдал на рассмотрение Плетнева один из первых плодов своей неопытной музы, фантастическую драму в стихах, «Стенио», – это совершенно нелепое, по отзыву самого автора, произведение, в котором с детской неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому «Манфреду». Хотя Плетнев и пожурил юного автора, но заметил все-таки, что в нем «что-то есть». Эти слова побудили Тургенева отнести ему еще несколько стихотворений, из которых два спустя год были напечатаны в «Современнике ». По возвращении в 1841 из-за границы Тургенев отправился в Москву с намерением держать экзамен на магистра философии; это оказалось однако невозможным, вследствие упразднения в московском университете кафедры философии. В Москве он познакомился с корифеями нарождавшегося в то время славянофильства – Аксаковым , Киреевским , Хомяковым ; но убежденный «западник» Тургенев отнесся отрицательно к новому течению русской общественной мысли. Напротив, с враждебными славянофилам Белинским , Герценом , Грановским и др., – он сошелся очень близко.

В 1842 Тургенев уехал в Санкт-Петербург, где, вследствие размолвки с матерью, сильно ограничившею его в средствах, вынужден был пойти «общей колеей» и поступить на службу в канцелярию министра внутренних дел Перовского. «Числясь» на этой службе немногим более двух лет, Тургенев не столько занимался служебными делами, сколько чтением французских романов и писанием стихов. Около этого же времени, начиная с 1841, в «Отечественных Записках » стали появляться его мелкие стихотворения, а в 1843 напечатана была поэма «Параша» за подписью Т. Л., очень сочувственно встреченная Белинским, с которым он после этого скоро познакомился и оставался в близких дружеских отношениях до конца его дней. Молодой писатель произвел на Белинского очень сильное впечатление. «Это человек, – писал он своим друзьям, – необыкновенно умный; беседы и споры с ним отводили мне душу». С любовью вспоминал впоследствии об этих спорах Тургенев. Белинский оказал немалое влияние на дальнейшее направление его литературной деятельности. (См. Раннее творчество Тургенева .)

Вскоре Тургенев сблизился с кружком литераторов, группировавшихся около «Отечественных Записок» и привлекших его к участию в этом журнале, и занял среди них выдающееся место, как человек с широким философским образованием, по первоисточникам знакомый с западноевропейской наукой и литературой. После «Параши» Тургенев написал еще две поэмы в стихах: «Разговор» (1845) и «Андрей» (1845). Первым прозаическим произведением его был одноактный драматический очерк «Неосторожность» («Отечественные Записки», 1843), за которым следовали повесть «Андрей Колосов» (1844), юмористическая поэма «Помещик» и повести «Три портрета» и «Бретёр» (1846). Эти первые литературные опыты не удовлетворяли Тургенева, и он уже готов был бросить литературную деятельность, когда Панаев, приступая вместе с Некрасовым к изданию «Современника», обратился к нему с просьбой прислать что-нибудь для первой книжки обновленного журнала. Тургенев послал небольшой рассказ «Хорь и Калиныч », который был помещен Панаевым в скромном отделе «смеси» под придуманным им же заголовком «Из записок охотника», создавшим неувядаемую славу нашему знаменитому писателю.

Этим рассказом, сразу же возбудившим всеобщее внимание, начинается новый период литературной деятельности Тургенева. Он совершенно оставляет писание стихов и обращается исключительно к повести и рассказу, прежде всего из жизни крепостного крестьянства, проникнутых гуманным чувством и состраданием к порабощенной народной массе. «Записки Охотника » вскоре приобрели громкую известность; их быстрый успех заставил автора отказаться от прежнего решения расстаться с литературой, но не мог его примирить с тяжелыми условиями русской жизни. Все более обострявшееся чувство недовольства ими привело его, наконец, к решению окончательно поселиться за границей (1847). «Другого пути я перед собою не видел», – писал он впоследствии, вспоминая о том внутреннем кризисе, который он переживал в то время. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надежной выдержки, твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца, – с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя аннибаловская клятва... Я и на Запад ушел для того, чтобы лучше ее исполнить». К этому главному мотиву присоединились и мотивы личного характера – враждебные отношения с матерью, недовольной тем, что сын её выбрал литературную карьеру, и привязанность Ивана Сергеевича к знаменитой певице Виардо-Гарсиа и её семье, с которой он прожил почти нераздельно в течение 38 лет, всю жизнь холостяком.

Иван Тургенев и Полина Виардо. Больше, чем любовь

В 1850, в год смерти матери, Тургенев возвратился в Россию для устройства своих дел. Всех дворовых крестьян родового имения, доставшегося ему вместе с братом, он отпустил на волю; пожелавших перевел на оброк и всячески содействовал успеху общего освобождения. В 1861, при выкупе, пятую часть он везде уступил, а в главном имении ничего не взял за усадебную землю, что составляло довольно крупную сумму. В 1852 Тургенев выпустил отдельным изданием «Записки Охотника», окончательно упрочившие его славу . Но в официальных сферах, где крепостное право считалось неприкосновенным устоем общественного порядка, автор «Записок Охотника», к тому же долгое время проживавший за границей, находился на очень дурном счету. Достаточно было ничтожного повода, чтобы официальная немилость против автора получила конкретную форму. Этим поводом послужило письмо Тургенева, вызванное смертью Гоголя в 1852 и помещенное в «Московских Ведомостях». За это письмо автор был посажен на месяц на «съезжую», где, между прочим, им был написан рассказ «Муму », а затем административным порядком был выслан на жительство в свою деревню Спасское, «без права выезда». Из этой ссылки Тургенев был освобожден только в 1854 стараниями поэта графа А. К. Толстого , ходатайствовавшего за него перед наследником престола. Вынужденное пребывание в деревне, по признанию самого Тургенева, доставило ему возможность ознакомиться с теми сторонами крестьянской жизни, которые раньше ускользали от его внимания. Там им были написаны повести «Два приятеля», «Затишье», начало комедии «Месяц в деревне» и две критические статьи. С 1855 он снова соединился со своими заграничными друзьями, с которыми его разлучила ссылка. С этого же времени стали появляться самые известные плоды его художественного творчества – «Рудин » (1856), «Ася» (1858), «Дворянское гнездо » (1859), «Накануне » и «Первая любовь» (1860). [См. Романы и герои Тургенева , Тургенев - лирика в прозе .]

Удалившись вновь за границу, Тургенев чутко прислушивался ко всему, что происходило на родине. При первых лучах зари возрождения, занимавшейся над Россией, Тургенев ощутил в себе новый прилив энергии, которой он хотел дать новое применение. К своей миссии чуткого художника современности он хотел присоединить роль публициста-гражданина, в один из важнейших моментов общественно-политического развития родины. В этот период подготовки реформ (1857 – 1858) Тургенев находился в Риме, где тогда жило много русских, в том числе кн. В. А. Черкасский, В. Н. Боткин, гр. Я. И. Ростовцев. Эти лица устраивали между собою совещания, на которых обсуждался вопрос об освобождении крестьян , и результатом этих совещаний был проект основания журнала, программу которого поручено было разработать Тургеневу. В своей объяснительной записке к программе Тургенев предлагал призвать все живые силы общества для содействия правительству в предпринимаемой освободительной реформе. Такими силами автор записки признавал русскую науку и литературу. Проектируемый журнал предполагалось посвятить «исключительно и специально разработке всех вопросов, касающихся собственно до устройства крестьянского быта и вытекающих из них последствий». Попытка эта однако была признана «рановременной» и не получила практического осуществления.

В 1862 появился роман «Отцы и Дети» (см. его полный текст , краткое содержание и анализ), имевший небывалый еще в литературном мире успех, но и доставивший автору много тяжелых минут. Целый град резких упреков посыпался на него как со стороны консерваторов, уличавших его (указывая на образ Базарова) в сочувствии «нигилистам », в «кувыркании перед молодежью», так и со стороны последней, обвинявшей Тургенева в клевете на молодое поколение и в измене «делу свободы». Между прочим, «Отцы и Дети» привели Тургенева к разрыву с Герценом, оскорбившим его резким отзывом об этом романе. Все эти неприятности так тяжело подействовали на Тургенева, что он серьезно думал отказаться от дальнейшей литературной деятельности. Лирический рассказ «Довольно», написанный им вскоре после пережитых треволнений, служит литературным памятником мрачного настроения, которым автор был охвачен в то время.

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

Но слишком велика была, в художнике потребность творчества, чтобы он мог надолго остановиться на своем решении. В 1867 появился роман «Дым», также навлекший на автора обвинения в отсталости и непонимании русской жизни. К новым нападкам Тургенев отнесся уже гораздо спокойнее. «Дым» был последним его произведением, появившимся на страницах «Русского Вестника». С 1868 он печатался исключительно в народившемся тогда журнале «Вестник Европы». В начале франко-прусской войны Тургенев из Баден-Бадена переселился в Париж вместе с Виардо и зимою жил в доме своих друзей, а летом переезжал на свою дачу в Буживаль (близ Парижа). В Париже он близко сошелся с виднейшими представителями французской литературы, состоял в дружеских отношениях с Флобером, Доде, Ожье, Гонкурами, покровительствовал Золя и Мопассану . По-прежнему он продолжал ежегодно писать повесть или рассказ, а в 1877 появился самый крупный по размерам роман Тургенева «Новь». Как почти все, что выходило из-под пера романиста, новое его произведение – и на этот раз, быть может, с большим основанием, чем когда-либо – возбудило множество самых разнообразных толков. Нападки возобновились с такою ожесточенностью, что Тургенев возвратился к своей старой мысли прекратить литературную деятельность. И, действительно, в течение 3 лет он ничего не писал. Но за это время произошли события, которые вполне примирили писателя с публикой.

В 1879 Тургенев приехал в Россию. Приезд его послужил поводом к целому ряду горячих оваций по его адресу, в которых особенно живое участие приняла молодежь. Они свидетельствовали о том, как сильны были симпатии русского интеллигентного общества к романисту. В следующий приезд его в 1880 эти овации, но в еще более грандиозных размерах, повторились в Москве во время «пушкинских дней ». С 1881 в газетах стали появляться тревожные известия о болезни Тургенева. Подагра, которою он уже давно страдал, усиливалась и временами причиняла ему жестокие страдания; в течение почти двух лет с небольшими промежутками она держала писателя прикованным к постели или креслу и 22 августа 1883 пресекла его жизнь. Через два дня после смерти тело Тургенева было перевезено из Буживаля в Париж, а 19 сентября было отправлено в Петербург. Перенесение праха знаменитого романиста на Волково кладбище сопровождалось грандиозной процессией, небывалой в летописях русской литературы.