Легенды бытия" открылась в Государственном Историческом музее. Выставка "Армения. Легенда бытия" Кубок из Карашамба

. И это не просто уникальные предметы и священные реликвии, представляющие историю страны, начиная с орудий первобытных времен до конца XIX века. Каждый экспонат здесь бесценен и связан с легендами и традициями армянского народа. И находка каждого артефакта представляет собой целую повесть, а расшифровка содержания рисунков на предметах до сих пор порождает массу гипотез и сродни детективным историям. Если будет время, когда-нибудь поговорим о них подробней.

Открытие выставки. Выступает министр культуры Республики Армения Асмик Погосян. Рядом директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, министр культуры России Владимир Мединский


Выступление Владимира Мединского.

Для начала (учитывая специфику блога) познакомимся с текстилем и рукописными книгами.

Центральное место в экспозиции, рядом с крестом с мощами Георгия Победоносца, предоставлено большой алтарной завесе. Она состоит из сшитых полотен и прекрасно сохранилась, несмотря на солидный возраст.

Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты
Традиционные цвета армянской набойки: черный и красный совсем не потускнели за прошедшие века

Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты.
Тончайшая вышивка на желтом шелке. Мастерицы не пожалели времени, чтобы изобразить каждый кирпичик и складку одежды…

Нарамник. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза. Вышивка. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Слева: Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити,жемчуг, изумруды (кабошоны).
Справа: Воротник - оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити. 68.5х47 см
Воротник - оплечье стихаря. Новая Джульфа. 1736 г.Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагменты

Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Золотные, серебряные и шелковые нити, серебро. Музеи Первопрестольного Святого Эчмиадзина

Фрагмент
Широкие слуцкие пояса ткали без изнанки, двусторонними. А были и четырехсторонние - двумя полосами разного цвета, на все случаи жизни. Пояс легко датировать благодаря надписи в уголке: «Вь грдъ Слуцкъ» (ять заменяю твердым знаком). Кириллицей стали подписывать пояса после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 г., когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, как одна из провинций.
Сдержанный цвет, уже не яркий блеск золотных нитей и скромный рисунок не привлекают особого внимания. А между тем - это прославленный слуцкий пояс (в подписи назван омофором). В самой Белоруссии после войны их насчитывают всего 5 экземпляров, но они есть в коллекциях музеев разных стран.
Подробности об их истории, музее слуцких поясов и об их возрождении сегодня см.

В Москву привезли 6 ворсовых ковров XIX века и 4 национальных костюма:
Ковры: Слева ковер с медальонами, тип «Воротан» [название горной реки]. Сюник, XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк»
[Звезды]. Сюник. XIX в. Шерсть.
Справа: Ансамбль женского костюма. Васпуракан. Конец XVIII - начало XIX в. Шерсть, хлопок. Музей Истории Армении

Фрагмент ковра «Древо жизни». Арцах. Конец XIX в. Шерсть. Музей истории Армении

Целая библиотека древних манускриптов представлена на выставке. Кожаные переплеты раскрыты и можно долго рассматривать яркие миниатюры в евангелиях, библии, лекционариях, гимнариях, Синаксарии.
Самый древний среди памятников письменности - этот одинокий обгоревший (?) лист:
Второзаконие. Фрагмент. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита. Матенадаран

Евангелие. Сандхкаванк, Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес, переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе. ...Известно, что Ованес Сандхкаванеци жил и творил в монастыре Сандхкаванк. Матенадаран

Евангелие. Каффа, 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и первом листе. Матенадаран

Кстати, манускрипты - не только памятники письменности и образцы искусства книги. Они интересны и текстильщикам, так как в переплетах сохранились древнейшие ткани-набойки. Они окрашены растительными красителями и прославленным армянским кермесом. Этот уникальный красный цвет получали из насекомого - дубового червеца. Он способствовал и славе армянских ковров.

Которая проходит в Государственном Историческом музее. Здесь посетители смогут увидеть интереснейшие экспонаты связанные с историей этой страны. Сегодня мы расскажем вам о христианском периоде в истории Армении. Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I века н.э. Святое Евангилие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов.

Фрагмент. Крест. Западная Армения. X-XII вв. Серебро, эмаль, самоцветы, дерево; золочение.


В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на поедоносную битву за свою веру против римского императора Галерия. В 405 году ахимандрит Св. Месроп Маштоц создал армянский алфавит, положивший начало переводческой деятельности и созданию собственно армянских трудов по богословию, философии, просвещению и научной литературе.

Хачкар с надписью. 1477 г. Туф.

Хачкар в виде крылатого креста. На поверхности - датированная памятная надпись.


История возникновения хачкаров уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символ защиты и покровительства. В IX веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит. Сооружали хачкары для «ходатайства перед Богом», «за спасение души», «для отпущения грехов», «для здравия и благополучия» и т.д.

Евангелие. Мокс, с. Пасаванк. 1447 г. Писец и художник Исраэль. Бумага.
Открыта на миниатюрах «Генеалогия» и «Жертвоприношение Исаака».


Подавляющее большинство армянских рукописных книг - это евангелия, библии и другие церковные сочинения. Большой комплекс рукописей составляют труды по философии, теологии, грамматике, истории. Со временем появились сборники, включающие одновременно памятники агиографии, труды античных авторов и отцов Церкви, а также сборники по известным в средневековье отраслям знаний: по медицине и географии, метеорологии и астрономии, математике.

Иллюстрировать рукописи начали в конце VI - начале VII века. Целиком иллюстрированные книги сохранились с IX века - в это время происходило становление системы художественного оформления Евангелия, намечались основные направления в армянской книжной живописи.

Фрагмент. Лекционарий. Арцке. 1450 г. писец Ованес, художник Минас, получатель махтеси Степанос. Бумага.


Махтеси - (армян., буквально: видел смерть, в смысле Гроб Господень) - у армян почетное звание тех пилигримов, которые посетили Иерусалим для поклонения Гробу Спасителя. У таких лиц на руках, в доказательство посещения Иерусалима, имеются татуированные знаки, изображающие разные сцены из земной жизни Спасителя.

Лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года, и применяемая во время богослужений для библейский чтений. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII вв.

Фрагмент. Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.

Фрагмент. Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат; золочение.


Приходите в музей, и страницы истории древней страны Армении предстанут перед вами.

Выставка продлится до 13 июня 2016 года.

Адрес : Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы : пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета : 300 рублей. Есть льготы. Подробности .
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно .
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “ГИМ” Tag

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 9.

    В Государственном Историческом музее проходит выставка «Аристократический портрет», который обязательно надо посетить, а мы продолжаем…


  • Открытие Артиллерийского двора Исторического музея на летний период - отчет.

    Вчера состоялось торжественное открытие экспозиции Артиллерийского двора Исторического музея на летний период. Сама экспозиция расположилась дворе…


  • Директор Исторического музея считает, что Нотр-Дам погиб безвозвратно.

    Собор Парижской Богоматери утрачен безвозвратно, возродить то, что погибло в огне, невозможно, после реставрации это будет уже новодел. Такое мнение…

  • Выставка «Коллекция «Война и мир» от AXENOFF» - отчёт.

    В Музее Отечественной войны 1812 года филиале Государственного Исторического музея открылась выставка ювелирных украшений, созданных для съемок…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 8.

    В Историческом музее продолжает свою работу выставка «Аристократический портрет», а мы продолжаем прогулку по это замечательной…

  • Выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XX века» - отчёт. Часть 7.

    И вот мы вновь возвращаемся в залы Исторического музея на выставку «Аристократический портрет». Сегодня мы покажем портреты семьи…

Впервые российской публике представлены уникальные экспонаты из трех ведущих музеев государства в Закавказье. Это более 160 предметов. Охват — от принятия Арменией христианства в IV веке до вхождения в состав Российской Империи.

Вот уж точно - "Легенды бытия". Это статуэтка-идол — Тейшеба. VIII век до нашей эры. По невероятному стечению обстоятельств, эту фигурку бога войны нашли 22 июня 1941-го года. При раскопках древней крепости Кармир-Блур, что под Ереваном. Эти царские доспехи тоже из древней цивилизации - государства Урарту. Кстати, дыры — результат не боя. Они появились, когда рушили храм, где хранились реликвии.

"Шлем дедушки, щит сына и колчан внука. Аргишти Второй и Сардулий и так дальше. Все вещи подписные. На всех клинописью выбито, что вот этот шлем дарован в храм", — показывает Александр Мошинский, куратор выставки "Армения. Легенды бытия", заведующий сектором отдела археологических памятников ГИМ.

А этот кубок из Бронзового века. Подобных в мире всего четыре! Высота 13 сантиметров, как на нём уместилось четыреста рисунков — специалисты до сих пор гадают. Настоящий документ эпохи: здесь и охота, и война, и ритуальные действия, и пиршества и даже избиение пленных.

Без этих священных артефактов невозможно представить историю и культуру армянского народа. Это хачкары, что в дословном переводе означает — каменные кресты! Их начали изготавливать еще в IV веке на месте разрушенных языческих святилищ. В знак победы новой веры. В этот период Армения официально приняла христианство.

А точнее в 301 году. Армения — первая страна, которая приняла эту религию на государственном уровне. Христианство способствовало распространению письменности. История армянской рукописной книги насчитывает 15 столетий. А положил начало этому Месроп Маштоц, создатель алфавита. Вот выцветший пергамен, отрывок из Библии — образец как раз того периода — V век. Из Матенадарана, института древних рукописей.

"Вы знаете, я никогда не видел рукописи 14-12-11 веков в таком количестве и в одном месте! То, что здесь можно увидеть", — удивлен Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

Центральный экспонат выставки — святыня христианской церкви, крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца. Его привезли из музеев Святого Эчмиадзина, где, кстати, хранится копьё, которым пронзили Иисуса Христа.

"До геноцида священнослужители смогли спасти не только рукописи, другие церковную утварь, но и эту реликвию тоже", — рассказывает Иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

От эпохи палеолита - времен первобытного общества — до века XIX. Выставку об истории древнего государства у подножия Арарата готовили 2 года. Понадобилось 3 самолёта, чтобы перевезти из Еревана в Москву более полутора сотен уникальных экспонатов из главных сокровищниц Армении. Событие значимое для обоих государств.

"То, что эти уникальные экспонаты здесь — говорит об особом отношении между Арменией и Россией, особом доверии, теплоте и уважении друг другу", — полагает Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации.

"По сути, мы говорим о том, что армянская цивилизация она всегда присутствовала на протяжении всей мировой истории и имела свой неоценимый вклад и самое главное, что все мы являемся наследниками этой великой цивилизации", — считает Асмик Погосян, министр культуры Республики Армения.

Организаторы надеются, впечатления от выставки будут такими же красочными, как цвета этих орнаментов. Ковроделие — ещё одна самобытная и яркая традиция древнего народа, прошедшая сквозь века.

В Государственном историческом музее открылась выставка «Армения. Легенда бытия». Впервые широкой российской аудитории представлены уникальные экспонаты из фондов трёх ведущих музеев республики - Института древних рукописей «Матенадаран», Музея истории и музеев первопрестольного святого Эчмиадзина. Экспозиция позволяет посетителям глубже познакомиться с историей и культурой древнего народа. Открыли выставку министры культуры двух стран.

«Идея этой выставки зародилась буквально два года назад в 2014 году, когда на форум "Музеи России и Армении. Диалог культур" собрались все лидеры - директора ведущих музеев Армении и России», - комментирует министр культуры Республики Армения Асмик Погосян.

После переговоры и приезд богатейшей коллекции артефактов в Россию.

«160 экспонатов нашли своё выставочное пространство здесь, охватывающее весь период - до конца XIX века, развития армянской цивилизации», - рассказывает министр культуры России Владимир Мединский.

Возраст самых ранних экспонатов - 500 тысяч лет. Это орудия труда первобытных людей. Рядом более поздние символы - женского божества плодородия, мужчины-воина. Еще одна эпоха - древнее государство Урарту.

«Здесь представлены уникальные периоды эпохи Урарту. Эта империя построена была на оружии. Причём, самое интересное, если посмотреть на него, то мы сразу вспомним знаменитые кавказские кинжалы, которые до сих пор сохранили уникальную треугольную форму лезвия», - говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Доминантой выставки называют крест с мощами Георгия Победоносца. Создан он был в 1746 году в Западной Армении.

«Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна», - рассказывает иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Но мастера пытаются вновь овладеть утраченным искусством. Армянский крест с абсолютно одинаковыми гранями. По традиции из центра исходят лучи, и получается лучезарный крест - символ Иисуса Христа.

Если переводить с армянского, в слове «хачкар» совмещены понятия креста и камня, такие памятники - этот создан в 1477 году - берут своё начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

В армянской истории немало печальных страниц. Но самая чудовищная - геноцид 1915 года. Фотографии и документы напоминают о тех страшных событиях, которые живут в памяти армянского народа.

Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.