Курсовая работа: Описание усадьбы как средство характеристики помещика в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя. Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России

К работе над своим главным произведением - поэмой «Мертвые души» - Н.В. Гоголь приступил в 1835 году и не прекращал ее до самой смерти. Он ставил перед собой задачу - показать отсталую поместно-крепостническую Россию со всеми ее пороками и недостками. Большую роль в этом играли мастерски созданные автором образы представителей дворянства, составлявшего основной социальный класс в стране. Описание деревни Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина позволяет понять, насколько различны, но в то же время типичны, бедны духовно были люди, являвшиеся главной опорой власти. Это при том, что каждый из представленных помещиков считал себя лучшим среди остальных.

Роль интерьера

Пять глав первого тома, посвященных помещикам, Гоголь строит по одному принципу. Он характеризует каждого хозяина через описание его внешности, манеру вести себя с гостем - Чичиковым - и родными. Автор рассказывает о том, как была устроена жизнь в поместье, что проявляется через отношение к крестьянам, всему имению и собственному дому. В результате возникает обобщенная картина того, как жили «лучшие» представители крепостной России в первой половине XIX века.

Первым дается описание деревни Манилова - весьма милого и доброжелательного, на первый взгляд, помещика.

Долгая дорога

Не очень приятное впечатление оставляет уже путь в имение. При встрече в городе помещик, пригласивший Чичикова в гости, отмечал, что он живет верстах в пятнадцати отсюда. Однако проехали уже все шестнадцать и даже больше, а дороге, казалось, не будет конца. Два встретившихся мужика указали, что через версту будет поворот, а там и Маниловка. Но и это мало походило на истину, и Чичиков сделал для себя вывод, что хозяин, как это часто водилось, в разговоре сократил расстояние вдвое. Возможно, для того, чтобы заманить - вспомним фамилию помещика.

Наконец, впереди все же показалось имение.

Необычное расположение

Первым бросился в глаза двухэтажный господский дом, который был построен на возвышении - «на юру», как указывает автор. Именно с него стоит начать описание деревни Манилова в поэме «Мертвые души».

Казалось, что одиноко стоявший дом со всех сторон обдувают ветра, какие только случались в этих местах. Склон холма, на котором стояло здание, покрывал подстриженный дерн.

Нелепое расположение дома дополняли клумбы с кустами и сирени, разбитые в английском стиле. Рядом росли чахлые березы - не больше пяти или шести - и стояла беседка со смешным для этих мест названием «Храм уединенного размышления». Малоприглядную картину довершал небольшой пруд, который, впрочем, не был редкостью в имениях помещиков, увлекавшихся английским стилем.

Нелепость и непрактичность - таково первое впечатление от увиденного хозяйства помещика.

Описание деревни Манилова

«Мертвые души» продолжает рассказ о череде убогих, серых крестьянских изб - Чичиков насчитал их не меньше двухсот. Они располагались вдоль и поперек у подножия холма и состояли из одних бревен. Между избами гость не увидел ни деревца, ни прочей зелени, что делало деревушку и вовсе не привлекательной. Вдалеке как-то скучно темнел Таково описание деревни Манилова.

«Мертвые души» содержат субъективную оценку увиденного Чичиковым. У Манилова ему все показалось каким-то серым и непонятным, даже «день был не то ясный, не то мрачный». Лишь две ругавшиеся бабы, тянувшие по пруду бредень с раками и плотвой, да петух с ободранными крыльями, кричавший во все горло, несколько оживляли представшую картину.

Встреча с хозяином

Описание деревни Манилова из «Мертвых душ» будет неполным без знакомства с самим хозяином. Он стоял на крыльце и, узнав гостя, тут же расплылся в самой веселой улыбке. Еще при первой встрече в городе Манилов поразил Чичикова тем, что в его внешности, казалось, было много сахара. Теперь же первое впечатление только усилилось.

В действительности помещик сначала представал человеком очень добрым и приятным, однако спустя минуту это впечатление совершенно менялось, и вот уже возникала мысль: «Черт знает что такое!». Дальнейшее поведение Манилова, чрезмерно заискивающее и построенное на желании угодить, это полностью подтверждает. Хозяин расцеловался с гостем, словно они были приятелями целый век. Затем пригласил в дом, всячески пытаясь выказать уважение к нему тем, что никак не хотел входить в дверь раньше Чичикова.

Внутренняя обстановка

Описание деревни Манилова из поэмы «Мертвые души» вызывает ощущение нелепости во всем, включая убранство господского дома. Начнем с того, что рядом с дорогой и даже изящной мебелью, стоявшей в гостиной, располагались пара кресел, на обшивку которых в свое время не хватило ткани. И вот уже несколько лет хозяин всякий раз предупреждал гостя, что они еще не готовы. В иной комнате мебели не было вовсе вот уже восьмой год - с момента женитьбы Манилова. Точно так же за ужином на стол могли поставить рядом роскошный бронзовый подсвечник, выполненный в античном стиле, и какого-нибудь «инвалида» из меди, всего в сале. Но никто из домашних на это

Так же смешно выглядел и кабинет хозяина. Он был, опять-таки, непонятного серо-голубого цвета - что-то подобное тому, что автор уже упоминал, давая общее описание деревни Манилова в начале главы. На столе года два лежала книга с закладкой на одной и той же странице - ее никто никогда не читал. Зато по всей комнате был разложен табак, а на подоконниках предстали ряды горок, выложенных из золы, остававшейся в трубке. Вообще, мечтать и курить - это были главные и притом любимые занятия помещика, совершенно не интересовавшегося своими владениями.

Знакомство с семьей

Жена Манилова подобна ему самому. Восемь лет совместной жизни мало изменили отношения между супругами: они все также угощали друг друга кусочком яблока или прерывали занятия, чтобы запечатлеть поцелуй. Манилова получила хорошее воспитание, научившее всему, что было необходимо для счастливой говорить по-французски, играть на фортепьяно и вышивать бисером какой-нибудь необычный чехольчик, чтобы сделать сюрприз мужу. И все равно, что на кухне готовили плохо, в кладовых не было запаса, ключница много воровала, а слуги все больше спали. Гордостью супругов были их сыновья, названные странными и обещавшие в будущем показать большие способности.

Описание деревни Манилова: положение крестьян

Из всего сказанного выше уже напрашивается один вывод: все в имении шло как-то так, своим чередом и без какого бы то ни было вмешательства хозяина. Эта мысль подтверждается, когда Чичиков заводит разговор о крестьянах. Оказывается, Манилов даже не представляет, сколько душ у него умерло за последнее время. Не может дать ответ и его приказчик. Он лишь отмечает, что очень много, с чем помещик тут же соглашается. Впрочем, слово «много» не удивляет читателя: описание деревни Манилова и те условия, в каких жили его крепостные, дают понять, что для имения, в котором помещик совсем не заботится о крестьянах, это обычное дело.

В результате вырисовывается малопривлекательный образ главного героя главы. Бесхозяйственному мечтателю не приходило в голову выехать на поля, узнать, в чем нуждаются зависящие от него люди, или хотя бы попросту пересчитать, сколько их у него. Причем автор добавляет, что мужик запросто мог обмануть Манилова. Он отпрашивался якобы подработать, но сам спокойно шел пьянствовать, и до этого никому не было дела. К тому же все слуги, включая приказчика и ключницу, были нечисты на руку, что вовсе не беспокоило ни Манилова, ни его супругу.

Выводы

Довершают описание деревни Манилова цитаты: «есть род людей … ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан… к ним следует примкнуть и Манилова». Таким образом, от которого, на первый взгляд нет никому вреда. Он всех любит - даже самый отпетый мошенник у него превосходнейший человек. Иногда мечтает о том, как бы устроить лавки для крестьян, но эти «прожекты» очень далеки от реальности и никогда не будут воплощены на деле. Отсюда общее понимание «маниловщины» как социального явления - склонность к псевдофилософии, отсутствие всякой пользы от существования. А с этого и начинается деградация, а затем и крах человеческой личности, на что обращает внимание Гоголь, давая описание деревни Манилова.

«Мертвые души», таким образом, становятся приговором обществу, в котором лучшие представители поместного дворянства подобны Манилову. Ведь остальные окажутся еще хуже.

Меню статьи:

Образ помещика Манилова, по сравнению с большинством описанных Гоголем помещиков, создает наиболее выгодное и положительное впечатление, хотя найти негативные черты его не так уж и сложно, однако, по сравнению с отрицательными сторонами других помещиков, это выглядит наименьшим из зол.

Внешность и возраст Манилова

Точный возраст Манилова не указан в повести, однако известно, что он не был старым человеком. Знакомство читателя с Маниловым, вполне вероятно, припадает на период расцвета его сил. Волосы были его светлые, а глаза голубые. Манилов часто улыбался, порой в такой мере, что глаза его прятались и не были видны совсем. Еще он имел привычку щуриться.

Одежда его была традиционной и ничем не выделялась, как, собственно, и сам Манилов в контексте общества.

Характеристика личности

Манилов – приятный человек. Он не обладает таким вспыльчивым и неуравновешенным характером, как большинство помещиков, описанных Гоголем.

Его доброжелательность и добродушие располагают к себе и создают доверительные отношения. На первый взгляд, такое положение вещей кажется очень выгодным, но по сути, оно же играет с Маниловым злую шутку, превращая его в скучного человека.

Отсутствие задора и четкой позиции по тому или иному вопросу делает невозможным долгое общение с ним. Манилов был учтив и любезен. Обыкновенно, он курил трубку, отдавая дань своей привычке еще армейских годов. Ведением хозяйства он совсем не занимался – ему было лень это делать. Манилов часто в своих мечтах строил планы по восстановлению и развитию своего хозяйства и благоустройству дома, но эти планы всегда так и оставались грезами и никогда не выходили на плоскость реальной жизни. Виной тому была все та же лень помещика.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Манилова очень огорчает тот факт, что он не получил должного образования. Он не умеет складно говорить, но зато очень грамотно и аккуратно пишет – Чичиков удивился, увидев его записи – их не нужно было переписывать, так как было написано все четко, каллиграфично и без ошибок.

Семья Манилова

Если в других отношениях Манилов может давать маху, то в отношении семьи и его взаимоотношений с семьей он пример для подражания. Семья его состоит из жены и двух сыновей, в некой мере к этим людям можно присоединить и воспитателя. В повести Гоголь уделяет ему значительную роль, но, судя по всему, он у Манилова воспринимался как член семьи.


Жену Манилова звали Лиза, она была уже восемь лет замужней женщиной. Муж был очень добр к ней. В их отношениях преобладали нежность и любовь. Это не была игра на публику – они действительно испытывали нежные чувства друг к другу.

Лиза была красивой и хорошо воспитанной женщиной, но она абсолютно не занималась делами дома. На это не было объективной причины, кроме лени и ее личного нежелания вникать в суть дел. Домочадцы же, в частности муж, не считали это чем-то ужасным и спокойно относились к такому положению дел.

Старшего сына Манилова звали Фемистоклюс. Он был хорошим мальчиком 8-ми лет. По словам самого Манилова, мальчик отличался небывалой для его возраста смекалкой и умом. Имя младшего сына было не менее необычным – Алкид. Младшему сыну было шесть. Что касается младшего сына, то, глава семейства считает, что он уступает в развитии своему брату, но, в целом, отзыв о нем был также одобрительный.

Усадьба и деревня Манилова

У Манилова есть огромный потенциал, чтобы стать богатым и успешным. В его распоряжении пруд, лес, селение в 200 домов, однако лень помещика мешает ему полноценно развить свое хозяйство. Правильнее сказать, что Манилов совсем не занимается ведением хозяйства. Основными делами руководит управляющий, Манилов же весьма удачно ретировался и живет размеренной жизнью. Даже эпизодические вмешательства в ход процесса не вызывают у него интереса.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

Он, бесспорно, соглашается со своим управляющим насчет необходимости тех или иных работ или действий, но делает это настолько лениво и неопределенно, что порой сложно определить его истинное отношение к предмету обсуждения.

На территории усадьбы заметно выделяются несколько клумб расположенных на английский манер и беседка. Клумбы, как практически и все в имении Манилова находится в запустении – ни хозяин, ни хозяйка не уделяют им должного внимания.


Так как Манилов любит предаваться мечтам и размышлениям, то беседка становится важным элементом в его жизни. Он там может часто и долго находиться, предаваясь фантазиям и строя мысленные планы.

Отношение к крестьянам

Крестьяне Манилова никогда не страдают от нападок своего помещика, дело здесь состоит не только в спокойном нраве Манилова, но и в его лени. Он никогда не вникает в дела своих крестьян, потому как не испытывает интереса в этом вопросе. На первый взгляд, такое отношение должно благоприятно влиять на отношения в проекции помещик–крепостные, но у этой медали есть и своя неприглядная сторона. Равнодушие Манилова проявляется в полном безразличии к жизни крепостных. Он никоим образом не пытается улучшить их условия труда или жизни.

К слову, он даже не знает количество своих крепостных, так как не ведет им счет. Некоторые попытки вести учет были предприняты Маниловым – он считал крестьян мужского пола, но вскоре с этим произошла неразбериха и в итоге все было заброшено. Также Манилов не ведет счет своим «мертвым душам». Манилов дарит Чичикову свои мертвые души и даже берет на себя расходы по их оформлению.

Дом и кабинет Манилова

Все в поместье Манилова имеет двоякую позицию. Дом и, в частности, кабинет не стали исключением из правил. Здесь как нигде лучше прослеживается непостоянство помещика и членов его семьи.

В первую очередь это связанно с сопоставлением несопоставляемого. В доме Манилова можно увидеть неплохие вещи, так, например, диван у помещика был обтянут хорошей тканью, но, остальная мебель была в запустении и была оббита дешевой и уже порядком поношенной тканью. В некоторых комнатах мебели и вовсе недоставало и они стояли пустые. Чичикова неприятно удивило, когда во время ужина на столе рядом стояли очень приличный светильник и совсем неприглядный на вид, похожий на инвалида его коллега. Однако этот факт заметил только гость – остальные принимали это как должное.

Кабинет Манилова мало чем отличается от всего остального. На первый взгляд это была вполне милая комнатка, стены которой окрашены в серо-голубые тона, но, когда Чичиков стал внимательно рассматривать обстановку кабинета, то мог заметить, что все больше всего в кабинете Манилова было табаку. Табак определенно был везде – кучкой на столе, он же щедро пересыпал все документы, которые были в кабинете. Также в кабинете Манилова лежала книга – закладка в ней находилась на самом начале – странице на четырнадцатой, но это вовсе не значило, что Манилов недавно взялся за ее чтение. Эта книга в таком положении спокойно лежала уже второй год.

Таким образом, Гоголь в повести «Мертвые души» изобразил вполне приятного человека, помещика Манилова, который при всех его недостатках, заметно положительно выделяется на фоне всего общества. У него есть весь потенциал стать образцовым человеком во всех отношениях, но лень, которую помещик не в силах перебороть, становится этому серьезным препятствием.

Характеристика Манилова в поэме “Мертвые души”: описание характера и внешности

4.4 (87.27%) 11 votes

Курсовая работа

«Описание усадьбы как средство характеристики помещика в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя»

Киев – 2010


Введение

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» – это гениальное произведение, которое явилось венцом всего творчества писателя. Оно детально изучено в литературоведении. Исследователи находят все новые и новые художественные приемы, которые использовал Гоголь, создавая образы помещиков.

Так, М.С. Гус в книге «Живая Россия и «Мертвые души» говорит об использовании популярных пословичных мотивов. К примеру, в шестой главе собран ряд пословиц из собрания Даля, которые характеризуют Плюшкина: «Не от скудости скупость вышла, а от богатства», «В могилу глядит, а над копейкой дрожит», «Скупой богач беднее нищего» и т.д. (3, с. 39). Гоголь широко использует пословицы и тематически близкие к ним произведения других фольклорных жанров, таким образом окружая своих героев образами, ставшими символами тех или иных человеческих недостатков: «медвежий» отпечаток на Собакевиче, многочисленные птицы, на фоне которых появляется Коробочка, фигура Ноздрева, освещена его испорченной шарманкой. «Образы «Мертвых душ» в каком-то смысле подобны надводной части айсберга, ибо они вырастают из скрытой от глаза гигантской толщи исторических и художественных национальных традиций» (3, с. 40).

Ю.В. Манн в книге «Поэтика Гоголя» рассказывает о структуре поэмы: о рационализме законченной первой части, в которой каждая глава тематически завершена и имеет свой «предмет», например, первая отображает приезд Чичикова и знакомство с городом, главы со второй по шестую – визиты к помещикам, седьмая глава – оформление купчих и т.д., о важнейшем образе дороги, который символизирует жизненный путь Чичикова, о контрасте живого и мертвого и омертвлении живого как форме гротеска, который воплощается с помощью определенных мотивов. Эти мотивы должны достигнуть определенной степени интенсификации: «Нужно, чтобы кукла или автомат как бы подменили собой человека…чтобы человеческое тело или его части как бы опредметились, стали неодушевленной вещью» (4, с. 298). У Гоголя контраст живого и мертвого часто обозначается описанием глаз – и именно их описание отсутствует в портретах персонажей в поэме, или подчеркивается их бездуховность: «Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», а глаза Собакевича – как у деревянной куклы» (4, с. 305). Ту же гротескную роль играют развернутые сравнения. Особенностью композиции поэмы является то, что каждый последующий помещик, с которым сталкивается Чичиков, еще «более мертв, чем предыдущий». Гоголь дает каждому герою подробную характеристику, вводя его в действие, но характеры раскрываются до последних появлений персонажей в поэме, удивляя нас неожиданными открытиями.

Еще Ю.В. Манн говорит о двух типах персонажей в «Мертвых душах». Первый тип – это те персонажи, о прошлом которых почти ничего не сказано (Манилов, Коробочка, Собакевич, Ноздрев), а второй – те, биография которых нам известна. Это Плюшкин и Чичиков. У них еще есть «какое-то бледное отражение чувства, то есть одухотворенность» (4, с. 319), чего нет у персонажей первого типа. Стоит заметить использование приема интроспекции – объективного свидетельства о внутренних переживаниях персонажа, о его настроении, мыслях. С каждым помещиком связано несколько случаев употребления этого приема, что свидетельствует о неоднородности характеров поэмы. Обращаясь к вопросу о жанре, можно провести параллель с «Божественной комедией» Данте: Манилов открывает галерею помещиков – у Данте в первом кругу находятся те, кто не делал ни добра, ни зла, что означает безличие и мертвенность. У следующих персонажей появляется хоть какой-то задор и своя «страсть», чем и обусловливается их дальнейшее описание.

С.И. Машинский в книге «Мертвые души» Н.В. Гоголя» сравнивает помещиков с античными героями: Собакевича – с Аяксом, Манилова – с Парисом, а Плюшкина – с Нестором. Первым, к кому едет Чичиков, оказывается Манилов. Он считает себя носителем духовной культуры. Но, наблюдая за его реакцией на предложение Чичикова скупить мертвые души, мы убеждаемся в обратном: при пустопорожнем глубокомыслии его лицо становится как у «слишком умного министра». Сатирическая ирония Гоголя помогает обнажить объективные противоречия действительности: сравнение с министром могло означать лишь то, что иной министр – олицетворение высшей государственной власти – не так уж отличается от самого Манилова. После него Чичиков собирался к Собакевичу, но попал к Коробочке, что не было случайностью: бездеятельный Манилов и хлопотливая Коробочка были в некотором роде антиподы, поэтому они композиционно поставлены рядом. Чичиков называет ее «дубинноголовой» не зря: по своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Она расчетлива, но проявляет нерешительность при продаже мертвых душ, боясь продешевить и из опасений «вдруг в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся» (5, с. 42). Выехав от нее, Чичиков встречает Ноздрева. Он человек самостоятельный, имеющий феноменальную способность врать без нужды, покупать что подвернется и спускать все дотла. В нем нет и намека на скопидомство Коробочки: он легко проигрывает в карты, любит тратить деньги на ветер. Также он бесшабашный хвастун и лгун по призванию и убеждению, который ведет себя нагло и агрессивно. После него Чичиков приезжает к Собакевичу, который мало похож на других помещиков: он «расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак, который чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному, скудоумному накопительству Коробочки» (5, с. 46). Во всем поместье и хозяйстве у него все прочно и крепко. Но Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, так как вещь несет на себе отпечаток характера владельца, становится двойником своего хозяина и орудием его сатирического обличения. Духовный мир таких героев настолько мелок и ничтожен, что вещь может вполне выразить их внутреннюю сущность. В доме Собакевича все вещи напоминают его самого: и стоящее в углу гостиной пузатое ореховое бюро на нелепых четырех ногах, и необыкновенно тяжелые стол, кресла, стулья словно говорили: «И я тоже Собакевич!» (5, с. 48). А сам хозяин похож на «средней величины медведя»: и смотрит как-то искоса, и фрак на нем медвежьего цвета, и ступает он по-медвежьи, непрестанно отдавливая чьи-нибудь ноги. Когда дело доходит до покупки мертвых душ, начинается прямой разговор между двумя мошенниками, каждый из которых боится промахнуться и быть обманутым, мы видим сатирически изображенных двух хищников. И, наконец, последний, кого Чичиков удостоил своим визитом, – это Плюшкин. Владея огромным богатством, он гноил хлеб в закромах, держал впроголодь дворовых людей, прикидываясь бедняком.

После выхода поэмы в свет стали появляться сообщения о возможных прототипах помещиков, с которыми Гоголь был знаком лично.

Е.А. Смирнова в книге «Поэма Гоголя «Мертвые души» отмечает, что вся картина русской действительности в первом томе произведения освещена идеей, которая сопрягает ее с самой мрачной областью мироздания – адом, определяя замысел по типу «Божественной комедии». Мотив погружения, опускания вниз просматривается, когда Чичиков и его бричка то и дело вязнут в грязи. Впервые он был выброшен из брички в грязь перед домом Коробочки, потом попал в грязь у Ноздрева; в комнате у Плюшкина висел «гравюр» с изображением тонущих лошадей. У Данте в Лимбе имеется некий источник света, из чего можно заключить, что освещение здесь сумеречное; Гоголь повторяет световые градации «Ада»: от сумерек к полной тьме.

Е.С. Смирнова – Чикина в комментарии «Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» дает произведению исторический, бытовой и литературный контекст.

Описывая историческую ситуацию 40-х гг. ХІХ века, Е.С. Смирнова-Чикина упоминает расслоение деревни, которое возникало из-за неизбежности перехода от крепостнического строя к буржуазному, и вызывало падение многих дворянских имений, либо же вынуждало помещиков становиться буржуазными предпринимателями. Также в России того времени было очень распространенным явлением управление имений женщинами, которые, выходя замуж, нередко становились в его главе. Не существовало единой денежной системы, зато широко использовался оброк.

Также исследователь уделяет большое внимание деталям, таким как книга с закладкой на четырнадцатой странице, которую Манилов «постоянно читал уже два года», портрет Багратиона в гостиной Собакевича, который «глядел со стены чрезвычайно внимательно» на сделку и т.д.

М.Б. Храпченко в книге «Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя» пишет об обобщении образов помещиков, подчеркивая распространенность таких характеров на всей Руси, выделяет главенствующие черты в психологическом образе каждого помещика. В облике Манилова в глаза бросалась прежде всего именно «приятность». Он сентиментален во всем, создает свой иллюзорный мир. В отличие от него, Коробочку характеризуют отсутствие претензий на высшую культуру, простота. Все ее мысли сосредоточены вокруг хозяйства и поместья. Ноздрев же энергичен и задорен, готов заняться любым делом. Его идеал – это люди, умеющие шумно и весело жить в свое удовольствие. Собакевич умеет действовать и добиваться чего хочет, он трезво оценивает людей и жизнь; одновременно с этим, на нем лежит отпечаток неуклюжести и уродства. Цель жизни Плюшкина – накопление богатства. Он является преданным рабом вещей, не позволяя себе даже малейших излишеств. Сам же Чичиков – аферист, который легко «перевоплощается», переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя при этом своим целям.

Тема нашего курсового сочинения предполагает знакомство с работами теоретико-литературного и культурологического характера. Так, крупный украинский теоретик литературы А.И. Белецкий в работе «В мастерской художника слова» анализирует неживую природу, для обозначения которой он пользуется термином «натюрморт». Исследователь рассматривает роль и функции натюрморта в истории мировой литературы от фольклора до модернистской литературы начала ХХ века. В реалистической литературе, пишет А.И. Белецкий, натюрморт выполняет функцию фона, характерологическую функцию, а также помогает описать внутреннее состояние героя. Эти замечания очень ценны при анализе «Мертвых душ» Гоголя.

Читая произведения русской классической литературы первой половины XIX века, я обратила внимание на то, что авторы уделяют большое внимание описанию дворянских помещичьих усадеб.

У меня появился вопрос: какую смысловую нагрузку несут эти описания в текстах произведений. Меня заинтересовала эта проблема.

Если описание усадеб встречается очень часто (ив лирических, и в прозаических произведениях), а мы знаем, что в художественных произведениях нет ничего второстепенного и случайного, то у меня возникла гипотеза, эти описания неслучайны и играют важную роль.

Таким образом, объектом моего исследования стали изображение усадеб помещиков-дворян, а предметом исследования - функции, роль этих описаний в художественных произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя Цель моей исследовательской работы:

1) определить место дворянских помещичьих усадеб в жизни русского общества, первой половины XIX века;

2) определить роль описания усадеб в произведениях русской литератур первой половины XIX века.

В ходе исследования я поставила перед собой задачи:

1) подобрать литературу, выделить описания в текстах;

2) определить значимость

3) сравнить описания;

4) проанализировать, сопоставить свои наблюдения с литературоведческими источниками и сделать вывод; Работая над данной проблемой, мы использовали следующие методы: наблюдения, сравнения, сопоставления, анализ литературы, обобщение.

Мир дворянской усадьбы

Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья; жирные обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька-казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; мухи, засиживающие окна и стены, и книги, и все; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся хозяева-помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сонные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы.

Внутри, в комнатах - чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки. » - это описание дворянской усадьбы принадлежит известному русскому искусствоведу начала нашего века барону Николаю Николаевичу Врангелю. Он сумел наполнить его тем настроением, тем ароматом, которые были присущи этому замкнутому мирку, ставшему для многих талантливых людей России местом уединенных раздумий, общения, творчества.

Мир сельской усадьбы был воспет классиками русской литературы: Гоголем в «Мертвых душах» - с улыбкой, Тургеневым в «Дворянском гнезде» - с любовью, Чеховым в «Вишневом саде» - с ностальгической грустью. Усадьба была родным домом для многих дворян XVIII - Х1Ъ веков, - военных, политиков, деятелей культуры. В усадьбе дворяне рождались и росли, там они впервые влюблялись. Повзрослев, приезжали сюда в свободное от учебы и службы время. В усадьбе жили после выхода в отставку, Здесь же нередко обретали и вечный покой. Усадьба становилась для помещика надежным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы, эпидемии. В своей усадьбе дворянин отдыхал душой и телом, ибо жизнь здесь, лишенная многих городских условностей, была проще и спокойнее. Свободный от государственной службы, он больше времени проводил с семьей, близкими, а при желании мог уединиться, что в многолюдном городе всегда затруднительно.

На лоне природы, вдали от городской суеты нередко приходило творческое вдохновение. Вспомним знаменитую «Болдинскую осень» Пушкина. В своем псковском имении за три осенних месяца 1830 г. он написал 30 стихотворений, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершил «Евгения Онегина»/ В этом стихотворном романе есть признание поэта:

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

Живее творческие сны.

Усадебная культура сложилась е России сравнительно поздно ~ ко второй половине XVI11 в. В 1762 г. император Петр 111 издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной службы. С тех пор дворянин был волен выбирать: посвятить себя службе или удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли последнее. Очевидцы утверждают, что после обнародования указа все дороги из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались в город. Типичная картина переезда описана Пушкиным:

Обоз обычный, три кибитки

Везут домашние пожитки,

Кастрюльки, стулья, сундуки,

Варенье в банках, тюфяки,

Перины, клетки с петухами,

Горшки, тазы et cetera,

Помещики в силу своего достатка, вкуса, фантазии преображали старые родительские дома в модные классические особняки, привозили сюда новую, часто выписанную из-за границы, мебель, посуду, книги, картины, скульптуру, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки. Барская жизнь в деревне перестраивалась на новый лад.

Что представляла собой дворянская усадьба в XVI11 в? Многое зависело от того, для чего она предназначалась. Большинство усадеб, скромный и уютных, использовались для постоянного жилья. Другие - подмосковные Останкино, Архангельское, Кусково - служили своим хозяевам для отдыха и увеселений. Они нечасто наезжали сюда, хотя все здесь было нарядно, красиво, торжественно. Лишь в дни приемов, празднеств и развлечений знати оживали эти загородные дворцы. Именно о них пойдет далее речь.

Как правило, усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Помните, у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам.

Центром любой усадьбы служил барский дом обычно деревянный, но отделанный под камень. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обрамленная высокими деревьями, чаще всего липами, вела к нарядным воротам - въезду на территорию усадьбы. Эта своеобразная граница отделяла особый, неповторимый замкнутый мир дворянской усадьбы от внешнего суетного мира. Перед домом находился окруженный оградой или колоннадой парадный двор, куда в дни празднеств съезжалось множество экипажей с гостями.

Дом состоятельного помещика походил на дворец, украшенный снаружи колоннами, скульптурой, декоративной лепниной. Вход лежал через нарядный портик, на фронтоне которого часто красовался дворянский герб гит вензель владельца усадьбы. Иногда здание венчала круглая беседка - бельведер, с которой открывался чудесный вид на окрестности.

Часто к барскому дому примыкали флигели - одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и жилые помещения для прислуги. Как правило, в отдалении от усадьбы располагались многочисленные хозяйственные строения: конюшни скотные дворы, мастерские, погреба, псарни, а иногда и дворянские мануфактуры. В Архангельском, например, князья Юсуповы построили предприятие по росписи фарфора. На территории усадьбы находилась и церковь. Нередко единственным уцелевшим сооружением усадебного комплекса XVI1 в. оказывался именно храм.

Боярский дом был обычно одно-двухэтажным: нижний отводили под хозяйственные нужды, верхний занимали большие роскошные парадные залы и удобные уютные жилые покои.

Почтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен во вкусе умной старины. Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах и печи в пестрых изразцах.

Так написал Пушкин интерьер онегинского, типичного для того времени, усадебного дома, назвав его замком.

Первым помещением дома был вестибюль. Здесь встречали гостей. Просторный и светлый, он создавал впечатление торжественности перед входом в комнаты. Во дворцах Кусково и Архангельском из вестибюля налево и направо открывается анфилада комнат, выходящих окнами во двор. Такая планировка боярского жилища, когда комнаты, словно бусины, нанизаны на одну нить, сохранилась со времени барокко. Через открытые двери с одного конца виден другой.

Парадный зал для званных обедов, балов и торжественных церемоний занимал центральное место в доме. Как правило, он находился за стеной вестибюля. К залу по сторонам примыкали комнаты, образую вторую анфиладу дома-дворца, выходившую окнами в парк. В эпоху классицизма парадный зал украшали колоннами, пилястрами, зеркалами, живописью и лепниной. В его интерьере преобладали два цвета - белый и золотой, что придавало помещению благородный вид и создавало выгодный фон для пестрых костюмов гостей.

Полы комнат выкладывали наборным паркетом, изготовленным по рисункам художников и архитекторов. Детали орнамента составляли из пластин различных пород дерева - ореха, дуба, березы, палисандра, отличавшихся по цвету, рисунку волокон, фактуре материала. Чем наряднее был зал, тем красивее и богаче делали для него паркет. Особой красотой и разнообразием отличаются паркеты останкинского дворца, одного из богатейших в Подмосковье,

Стены комнат в XVI11 в. драпировали шелковыми тканями (штофом), натянутыми на рамы. Нижнюю часть стены отделывали крашенными деревянными панелями

Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах.

(Евг. Онегин)

Часто название гостиной было связано с цветом обивки ее стен. В Останкино есть Малиновая, Пунцовая, Голубая комнаты. В очень богатых домах на стенах висели шпалеры - безворсовые ковры ручной работы, которые стоили баснословно дорого. В конце XVI11 в. в России появились более дешевые французские бумажные обои. Некоторые деловые помещения дома - комнаты, библиотеки - целиком облицовывали деревом.

Сверху стены залов украшал лепной карниз. Нередко и потолок имел лепной орнамент, но чаще его покрывали плафонной живописью на аллегорические или мифологические темы. В парадном (Танцевальном) зале кусковского дворца сохранился огромный плафон, выполненный известным французским художником Л"агрене. Тема его - «Слава рода Шереметьевых». Художник изобразил бога Аполлона, который с облаков взирает на крылатую Славу, возлагающую графскую корону на герб Шереметьевых. Вокруг плафона тянется орнамент, составленный из орденских звезд и лент, камергерских ключей и инициалов носителя этих знаков отличия - Петра Борисовича Шереметьева.

СТОЛИК ИЗ КУСКОВА

Залы дома - дворца обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали вазами, скульптурой. Все это богатые владельцы либо привозили из-за границы, либо заказывали у лучших московских и петербургских мастеров,

В XVIII в. в русских дворянских домах появилась мягкая мебель - стулья, кресла, диваны, софы. Их обивку подбирали под цвет и рисунок стен или изготавливали из той же ткани. Мебель стала более разнообразной - шкафы, кровати, бюро, секретеры. одних только столов несколько видов: ломберные (для игры в карты), бильярдные, туалетные, письменные, обеденные. Делали мебель из ценных пород дерева, украшали перламутром, слоновой костью, бронзовыми накладками. Некоторые образцы мебели того времени представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства.

В кусковском дворце хранится уникальный столик работы петербургских мастеров XVI11 в. На его крышке - точная панорама усадьбы, выполненная в распространенной тогда технике маркетри. Детали изображения и фоны вырезаны из различных пород дерева - клена, ореха, самшита, пальмы, палисандра, - подогнаны друг к другу с невероятной тщательностью и наклеены на крышку стола, а затем отполированы и покрыты лаком. Дворец, оранжерея, парк с аллеями выглядят на этой деревянной картине такими, какими они были двести лет назад.

В залах усадеб весело множество настенных зеркал. Но не только для того, чтобы хозяева и гости постоянно видели в них свое отражение. Зеркала зрительно увеличивали помещение и делали его более светлым. Часто огромное зеркало устанавливали в конце анфилады комнат, создавая иллюзию ее бесконечности. Такое можно увидеть в Останкино и Кусково.

Почти в каждом жилом помещении усадьбы имелась печь. Нередко она представляла собой настоящее архитектурное сооружение, облицованное кафельной плиткой с росписью и барельефами. В XVIII в. в моду, на английский манер, вошли камины. Правда, в условиях суровых русских зим они не смогли полностью вытеснить печь, которая требовала меньше дров и дольше хранила тепло. В кусковском дворце, к примеру, в нескольких помещениях соседствуют печь и камин.

В усадебных интерьерах XVIII в. имелась масса разнообразных осветительных приборов: с потолка в залах свисали люстры, бра крепили к стенам, торшеры ставили по углам комнат, жирандоли и подсвечники - на столы и камины. Светильники изготавливали из золоченой бронзы или дерева, украшали хрустальными подвесками или цветным стеклом. Количеством, богатством и разнообразием осветительных приборов примечателен останкинский дворец.

В усадебном доме появилось и множество предметов, неизвестных в старой, допетровской России: часы (напольные, настенные, каминные), музыкальные инструменты (клавесины, фортепьяно, механические органы). Через равные промежутки времени дом оглашался часовым боем. Музыкальные механизмы некоторых часов выводили целые мелодии. В усадьбах устраивали камерные концерты с участие не только хозяев и их гостей, но и профессиональных музыкантов. Основатель Останкино граф Николай Петрович Шереметьев, влюбленный в музыку и театр, неплохо играл на виолончели и нередко сам дирижировал своими крепостным оркестром.

Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи и скульптуры. Помещики побогаче покупали их за границей, преимущественно во Франции и Италии. Хозяева победнее заказывали своим крепостным художникам. Нередко в усадьбах работали талантливые крепостные мастера. Графам Шереметьевым, например, принадлежало крепостное семейство Аргуновых, из которого вышли известные художники, архитекторы, скульпторы.

Предметы искусства развешивали и расставляли в жилых комнатах и гостиных. Иногда целый зал отводился по картинную галерею, и хозяин с гордостью показывал ее своим гостям. Многие богатые вельможи - Шереметьевы, Юсуповы, Шуваловы, Строгановы - имели превосходные коллекции западноевропейского искусства. В их собраниях были произведения Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Тьеполо. Среди этих бесценных полотен часто можно было увидеть портреты хозяев имения и их предков.

Но не только картинные галереи были в новинку для усадебXVI11 в. В дворянских домах появились неведомые ранее специальные помещения: кабинеты, заставленные шкафами с книгами и раритетами; парадные столовые, карточные комнаты с ломберными столиками; бильярдные, парадные спальни с кроватями под балдахином в алькове. Так, постепенно, усадебный дом стал местом творчества, веселых развлечений, приятного отдыха.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В ту пору его чаще называли садом, как Пушкин в описании усадьбы Онегина: И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад.

Нередко устройство парка в богатых усадьбах обходилось ненамного дешевле, чем строительство самого дома-дворца. В первой половине XVIII в. в России были распространены регулярные, или французские, парки по образу знаменитого Версаля. В регулярном парке во всем чувствуется рука, точнее ножницы, садовника, царит строгий порядок и симметрия, нет четкой границы между архитектурой и живой природой.

Регулярный парк разбивали на ровной местности. Перед усадебным домом находился партер - открытая часть парка с газонами и цветниками. Партер пересекали прямые дорожки-лучи, украшали скульптуры, фонтаны, отдельные деревья. По сторонам партера располагались боскеты - участки парка, образованные стеночками стриженого кустарника (которые, как и ковры, назывались шпалерами) и прорезанные аллеями.

Культуре барокко, распространенной в середине XVI11 столетия, были свойственны различные зрительные эффекты. Бывало, парковая аллея, как анфилада комнат в доме, заканчивалась большим зеркалом; в саду расставляли «обманки»: вырезанные из фанеры и раскрашенные фигурки гуляющих - дам и кавалеров.

В усадебных парках чаще всего высаживали липы, березы и ели, реже клен, дуб, сосну. Многие помещики всерьез увлекались садоводством и разводили в своих имениях редкие теплолюбивые растения.

Нередко принадлежностью усадьбы была оранжерея. Одна из них, построенная еще в XVIII в. , сохранилась в Кускове. Когда-то здесь росли апельсины, миндаль, лавр, гранаты, бананы и кокосовые пальмы. Высота некоторых деревьев превышала 10 м. Летом в теплую погоду их в огромных кадках выносили в парк под открытое небо.

В 70-е годы французский регулярный парк в России постепенно вытеснил английский, пейзажный. Он строился на совершенно ином понимании природы. Высшей эстетической ценностью ее была признана первозданность, девственность. Искусство лишь следовало природе, подлежало ей. В пейзажном парке видимое вмешательство в природу сводилось к минимуму. Образно говоря, садовый зодчий уступил место садовому живописцу, примером для которого служит пейзажи знаменитых французских мастеров XVII в. Клода Лоррена и Никола Пуссена.

Богатый, многообразный мир садов и парков не был ограничен архитектурой, скульптурой, зеленью и водой. Здесь обитали многочисленные живописцы, примером для которых служит пейзажи знаменитых французских мастеров XVII в. Клода Лоррена и Никола Пуссена.

Новые усадебные парки теперь стали формироваться таким образом: перед домом, как дань старой моде, устраивали регулярный партер; за ним - пруд или река; далее взору открывалась естественная природа - поля, леса, луга. Именно так спланировано подмосковное Архангельское.

Основу композиции пейзажного парка составляли мотивы естественной природы. Если регулярные сады предпочитали располагать на ровном пространстве, то для пейзажных выбирали холмистый рельеф. На смену геометрически правильной форме бассейнов и каналов прийти реки и пруды с изрезанными берегами. Извилистые тропинки сменили прямые дорожки, свободная посадка деревьев - упорядоченную.

Изменился и характер парковой архитектуры. Все большую роль начинают играть романтические и сентиментальные мотивы. Парки стали украшать «романтическими» руинами. Кстати говоря, их изображения на картинах очень популярного в то время французского художника Юбера Робера можно было видеть во многих усадебных залах.

В парковом искусстве конца XVIII в. большое значение придавалось формированию определенного настроения. Показательно в этом смысле название многих построек - «Каприз», «Монплезир», «Храм молчания». Природа тек же, как и архитектура, была призвана воздействовать на чувствительные нотки человеческой души: печаль и грусть навевали склонившиеся над водой плакучие ивы, белые стволы берез вселяли жизнерадостность, мощная сталь дубов вызывала ощущение величия. Природа парка наводила на философские размышления. Этому способствовала и соответствующая архитектура - «Руссова хижина», «Бочка Диогена», «Гробница Конфуция». И грустные, и приятные воспоминания вызывали монументы парка, установленные в память о близких, и дорогих людях.

Иногда в парках создавали уголки национальной культуры и природы - итальянской, голландской, китайской. В Кусково рядом с итальянским и голландским домиками когда-то были разбиты садики с цветами, характерными для этих стран. Такие уголки должны были вызывать ностальгические воспоминания о заграничных путешествиях, пробуждать мечты о далеких экзотических странах.

Парковая культура была богата и разнообразна. Архитектурное убранство - беседки, павильоны, гроты, эрмитажи, театры, оранжереи, фермы, вольеры, мостики - дополняла зелень: аллеи, боскеты, газоны, клумбы, галереи. Кривые, причудливо переплетающиеся аллеи, обсаженные стриженым кустарником, представляли собой настоящие лабиринты. Многочисленные пруды, бассейны, речки, ручьи, каналы, водопады, фонтаны «наводняли» усадьбу. В водоемах купались, катались на лодках, на искусственных островах устраивали пикники. В прудах разводили рыбу для барского стола.

Предусмотрительно расставленные в укромных уголках парка стулья, скамьи, лавки, сбитые из досок или сплетенные из березовых сучьев, как будто приглашали во время прогулки присесть и отдохнуть в тени деревьев, предаться мечтам, объясниться в любви.

Особая роль в украшении парков отводилась скульптуре. Статуи античных богов и мифологических героев (Аполлона, Юпитера, Марса, Венеры, Геракла), исторических личностей (Цезаря, Цицерона, Гомера, Александра Македонского), аллегорические изваяния («Меланхолия», «Дружба», «Любовь», «Америка», «Азия») были разбросаны по всему парку. Поближе к водоемам устанавливали фигуры водяных божеств - Нептуна, Наяд, рядом с цветниками - растительных: Флоры, Дафны; у виноградников - скульптурные изображения Бахуса, Селена.

Богатый, многообразный мир садов и парков не был ограничен архитектурой, скульптурой, зеленью и водой. Здесь обитали многочисленные птицы и звери. Для них отводили специальные вольеры. Пение соловья; лебедь, плывущий по водяной глади, олень, мелькнувший вдалеке между деревьями, - все это создавало идиллическое настроение единения с природой. В целом усадьба являла собой образ Аркадии - созданного фантазией античных поэтов места беззаботной и счастливой жизни, полной празднеств и развлечений.

Частью светского ритуала, формой общения с друзьями и соседями, просто отдыхом и развлечением дворян были многочисленные усадебные праздники. Богатые приемы демонстрировали гостям благополучие хозяина, его радушие и гостеприимство. Проходили они и в усадебном доме, и на свежем воздухе. В парке имелась особая аллея игр с качелями, каруселями, кегельбаном. Летом были популярны прогулки по саду, катания на лодках, стрельба из луков и ружей по мишеням; зимой ~ катанья с ледяных гор. Многие помещики - заядлые охотники - держали в своих усадьбах своры дорогих охотничьих собак, имели коллекции отличных ружей.

Ни один праздник не обходился без музыки. Некоторые богатые помещики, как мы уже знаем, имели собственные оркестры, составленные из крепостных музыкантов. В XVIII в. в русских усадьбах часто можно было услышать роговую музыку: каждый инструмент (рог) мог излить звук лишь одной тональности, и задача музыканта состояла в том, чтобы в нужный момент сыграть свою ноту. Раньше оркестры из 30 и более музыкантов по звучанию напоминали орган. Современники утверждали, что роговая музыка была слышна на расстоянии нескольких верст.

Иные праздники в усадьбах продолжались по несколько дней, а количество гостей, принимавших в них участие, исчислялось сотнями. На грандиозные празднества, которые устраивали в Кусково, собиралось до 30 тыс. человек, съезжались до 2800 карет. Обычно праздник начинался с утра и продолжался, чуть ли не до рассвета - длительные застолья, балы, спектакли, концерты сменяли друг друга и завершались великолепным фейерверком.

Особой частью для хозяина считалось посещение его поместья монархом. Чего только не выдумывал тогда владелец усадьбы, желая угодить высокому гостю. В апреле 1797 г. император Павел 1, недавно вступивший на престол, решил посетить Останкино - имение богатейшего помещика России, обер-гофмаршала двора графа Николая Петровича Шереметьева. Для императора был приготовлен сюрприз. К усадьбе вплотную подступила Марьина роща, закрывшая с дороги вид на дворец. В то время, когда Павел проезжал через рощу, в мгновение ока часть деревьев вдруг упала, и взору императора открылась чудесная панорама Останкино. Оказывается, накануне по указанию Шереметьева деревья были подпилены и рядом с каждым поставлен человек. По сигналу они повалили участок рощи, поразив Павла необыкновенной сменой вида.

Спустя несколько дней Шереметьев устроил в Останкино праздник в честь приезда еще одного венценосного гостя - польского короля Станислава Понятовского. Присутствовало «358 российских господ и иностранных министров», среди них 64 человека свиты короля, 107 русских князей и княгинь, 45 графов и графинь. В останкинском театре по этому случаю была сыграна одна из самых зрелищных опер репертуара - «Самнитские браки». После спектакля начался бал, затем гости наблюдали с балконов великолепный фейерверк. Напоследок был дан ужин на сто персон. Когда высокий гость возвращался в Москву, дорогу от усадьбы до города освещали горящие смоляные бочки.

Праздники в усадьбе были шумными, веселыми, яркими. В будни жизнь в помещичьем доме затихала, становилась монотонной и обыденной, примерно такой: барин просыпался до восхода солнца, молился с дьячком, принимал с докладами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Затем пил чай и отправлялся в церковь к заутрене. По возвращении домой завтракали, к вечеру обедал со своим семейством.

Нередко обед длимся часа три: подавали до сорока и более блюд - на Руси во все времена любили хорошо поесть. Ужинать не было принято. Вскоре после обеда, отдав распоряжения по хозяйству и помолившись, хозяин ложился спать. Если сон не шел сразу, барин садился в кресло и, читая что-нибудь из античной или, перебирая четки, произносил молитвы. Таков был привычный распорядок дня отнюдь не рядового, малообразованного дворянина, а знатного барина елизаветинского времени Василия Васильевича Головина. Он получил образование в Петербурге и за границей, знал латынь, голландский, немецкий и французский языки, увлекался географией и астрономией.

К концу XIX в. усадебная культура пришла в упадок. Чехов был прав: Лопатинские топоры вырубили вишневые сады Раневских. Лишь в русской классической литературе - от Державина до Бунина - остались бесценные свидетельства усадебной жизни XVIII-XIX вв.

Русская классическая литература - от Державина до Блока - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Именно там великие писатели (Пушкин в Захарове, Лермонтов в Тарханах, Некрасов в Карабихе, Блок в Шахматове) уже в детстве познакомились с живым источником русской культуры, национальными традициями и характерами. Боратынский впитал поэзию родного края в тихой Мааре, нашёл в Муранове «милую страну», в которой «сердце томное, больноедля дружбы расцвело, и счастье вновь уразумело». Пушкин впервые ощутил себя национальным поэтом в Михайловском, Тургенев среди парижской суеты уносился мыслью в родное Спасское.

В «деревне» жили прототипы их героев Каждый писатель творил свой собственный мир, исходя из личностного видения, индивидуального опыта, в реальной атмосфере «дворянского гнезда», в котором он родился, воспитывался и жил.

В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» имение, сад- это символ, символ России. Раневская. Хозяйка усадьбы, не способная реально оценивать сложившуюся ситуацию. Привыкшая питаться в хороших ресторанах, раздавать деньги нищим она не может и представить, что деньги могут закончиться, что скоро может вообще потерять своё имение. Здесь она выросла, для неё сад-это символ детства,

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Я пригашаю вас совершить небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. Только для этого нам с вами надо открыть пушкинские страницы, страницы повести «Барышня-крестьянка».

Итак, от шоссе или просёлочной дороги мы въезжаем в аллею, которая приводит к воротам парадного двора. Такую аллею часто называли въездной, потому что именно через неё можно было подъехать к дому.

Мы с вами заехали, «в одну из отдалённых наших губерний». Губерния - это основная административно-территориальная единица в России с начала XVII века. Следовательно, Российская империя делилась на губернии, а губернии - на уезды. И мы с вами оказались в уезде «одной из отдалённых наших губерний» (отдалённой от столицы). Въездная аллея привела нас к воротам. Это ворота Григория Ивановича Муромского. И снова обратимся к словарю: усадьба - отдельный дом со всеми примыкающими строениями, угодьями. Если обратиться к словарю В. И. Даля, то увидим, что там слово усадьба наполнено более конкретным содержанием: «Усадьба - это господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом». Господский - значит принадлежащий господину, т. е. дворянину, помещику, барину.

Давайте на первых страница повести найдем описание действующих лиц, помещиков Берестова и Муромского, и описания их усадеб. Их усадьбы не похожи, они разные, словно подстать своим хозяевам. В усадьбе Берестова была суконная фабрика, дом он встроил по собственному плану. Усадьба Муромского была выстроена на английский манер. «Английский сад», «конюхи одеты английскими жакетами», «поля обрабатывал он по английской методике».

Английский сад. Если бы мы с вами не были на экскурсии в кускове, нам было бы очень трудно понять и представить без описания, что такое английский парк. Английский сад- это незаметный парк, где было больше естественной природы, не тронутой человеком. Такой парк располагался на холмах с большим количеством деревьев – дубов, клёнов, берёз, лип.

Продолжаем дальше наш с вами путь. Мы въезжаем в усадьбу через ворота («Настя за воротами ожидала пастуха»). Они иногда оформлялись в виде торжественной арки, отделанной скульптурными изображениями зверей. Но если есть ворота, то барская усадьба, наверно, огорожена и имеет границы. Проверим наши предположения («Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише»).

И вот мы с вами по главной аллее парка подъезжаем к барскому дому, который и является центром усадьбы. («Коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала во двор и покатилась около густо – зелёного дернового круга. Старый Берестов взошел на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского».) Берестов взошел на парадное крыльцо, к которому подъезжали гости. А еще было заднее крыльцо, выходившее на хозяйственный двор (Лиза «вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле»).

А теперь давайте войдем следом за Берестовым в дворянский дом и посмотрим, какие же комнаты там были.

Гостиная. («Она явилась в гостиную. Стол был накрыт, завтрак готов Возвратясь в гостиную, они уселись втроём»). Обычно в гостиных принимали гостей, отсюда и название. Часто свое название гостиная получала по цвету обивочной ткани, которой отделывали комнату. Гостиные заставляли диванами, креслами, их обшивка не должна была соответствовать обшивке стен. Вспомните Кусково, в гостиную непременно ставили Ломберные столы для игры в карты, их отделывали зелёным сукном. Своё название они получили от названия карточной игры «ломбер». На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Столовая. («Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошёл в столовую»). Рядом со столовой находилась буфетная для хранения посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Сама же кухня была подальше от дома: нельзя было раздражать хозяина неприятными запахами.

Кабинет. («В тот же вечер призвал он сына в свой кабинет»). Это комната, где хозяин занимался интеллектуальным трудом.

Спальни; библиотека, где наряду с книгами, хранились гербарии; комнаты для горничной, мисс Жаксон; девичья («Лиза засадила за шитьё всю девичью»), где жила женская прислуга.

А теперь давайте посмотрим, какие строения и угодья примыкали к барскому дому в пределах усадьбы.

Ферма. («Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму»).

Конюшни. («Конюхи были одеты английскими жокеями»).

Пастбища для коров. («Деревенское стадо потянулось мимо барского двора»).

Зверинец. («Муромский. предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец»).

Алексея на охоте постоянно сопровождают собаки, следовательно, должны быть псарни. Если господа имели в своём распоряжении коляски, то должен быть и сарай для них, среди хозяйственных построек были баня, дровяной сарай.

Теперь давайте заглянем в повседневную жизнь помещика в древней усадьбе. Жизнь здесь текла по законам самой природы: с восходом солнца вставали, с заходом ложились. Этот режим давал энергию и силу душе. Дворянин же, просыпался очень рано («семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра»; «Отец похвалил её за раннюю прогулку»; «Он всякий же день, рано поутру, ходил с ружьём на охоту»).

А. С. Пушкин попытался нам показать сутки в усадьбе, так называемый денной круг. Есть ранее утро, есть полдень в гостиной, есть глубокий вечер в усадьбе.

Я попытаюсь вам рассказать не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы. А можно ли сказать, что слово «усадьба» ассоциируется со словом «судьба». Давайте посмотрим повнимательнее, что одинакового мы с вами увидим в этих словах: уСаДьБа – СуДьБа, повторение согласных, ведь так.

Усадьбу ещё называют – дворянское гнездо. Да, усадьба – это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь постигал русский язык и «русский дух», здесь к нему приходила первая любовь.

Вот я и познакомила вас, опираясь на повесть А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка», с русской дворянской усадьбой, жизнью дворян в усадьбе, в которой много узнали о русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, верности, о том, как зарождалась любовь, о счастье.

На примере этой повести мы с вами пришли к выводу, что все-таки, дворянские усадьбы играют большую роль в произведениях русской литературы.

описание усадьбы Манилова

  1. Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.

    Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись Храм уединенного размышления. Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

    Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. Храм уединенного размышления свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о высоких материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

    А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно чего-нибудь недоставало: возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.

    Особенно детально Гоголь дает описание кабинета места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены голубенькой краской вроде серенькой. На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены очень красивыми рядками

  2. блаблабла
  3. описание поместие монилова