Купание красного коня. Выставка картин К.С.Петрова-Водкина в Русском музее. Картина "купание красного коня" Купание красного коня петрова водкина смысл

Многим хорошо известна картина Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», но мало кому приходит в голову поинтересоваться, кем был изображенный на ней мальчик - ведь он кажется скорее мифологическим персонажем, чем реальным человеком.

Тем не менее, известно не только имя мальчика - Сергей Калмыков, но и даже имя жеребца, которого как раз звали Мальчик. Сергей был учеником Кузьмы Сергеевича. Известно также, что идея с изображением именно красного коня пришла художнику под влиянием работ Сергея и бесед с ним о новгородской иконописи, где часто встречаются красные лошади.

Впоследствии Сергей Калмыков сам вырос в очень серьезного художника, на сегодняшний день искусствоведы считают его одним из столпов русского авангарда. А к своему юношескому портрету относился с юмором: «В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

В 1935 году Калмыков уехал жить в Алма-Ату, в результате чего избежал гонений - в далекой провинции его воспринимали как безобидного сумасшедшего, и не препятствовали его живописи, сильно отличавшейся от положенного стиля. Работал в театре декоратором. Жил один. Умер в бедности. А его необыкновенные работы ценятся и в Казахстане, и в России, и на Западе.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г.

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, и . Восходящей звездой была .

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?


Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г.

Конечно, многое в ней перекликается с . На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.


Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг.

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.


Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.


Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.


Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г.

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.


Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.


Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Картина

История создания

В 1912 году Петров-Водкин жил на юге России , в имении близ Камышина . Существует мнение, что картина была написана в селе Гусевка . Именно тогда им были сделаны первые наброски для картины. А также написан первый, несохранившийся вариант полотна, известный по чёрно-белой фотографии. Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург .

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нём верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

Описание полотна

На большом, почти квадратном полотне, изображено озеро холодных синеватых оттенков, которое служит фоном смысловой доминанте произведения - коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши, круп и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

От передней ноги коня, вступающего в воду, разбегаются волны чуть зеленоватого, по сравнению с остальной поверхностью озера, оттенка. Всё полотно является прекрасной иллюстрацией столь излюбленной Петровым-Водкиным сферической перспективы : озеро круглое, что подчеркивается фрагментом берега в верхнем правом углу, оптическое восприятие чуть искажено.

Всего на картине изображено три коня и три мальчика - один на первом плане верхом на красном коне, два других позади него с левой и правой стороны. Один ведёт под уздцы белую лошадь, другой, видный со спины, верхом на оранжевой, уезжает в глубь картины. Эти три группы образуют динамическую кривую, подчёркнутую одинаковым изгибом передней ноги красного коня, таким же изгибом ноги мальчика-всадника и рисунком волн.

Влияние иконописи

Считается, что изначально конь был гнедым, и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был потрясён.

Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Влияние авангарда

Восприятие современников

Картина настолько поражала современников своей монументальностью и судьбоносностью, что нашла отражение в творчестве многих мастеров кисти и слова. Так у Сергея Есенина родились строчки:

Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии, Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая с

Картина Петрова-Водкина "Купание красного коня" - это наиболее известная картина художника и немногие знают, что в его арсенале огромное количество работ на совершенно разные темы. В Русском музее в корпусе Бенуа открылась выставка художника, посвященная 140-летию со дня его рождения, которую мы с подругой посетили и остались очень довольны.

На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции Русского музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и Москвы Показаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях. Впервые рядом с произведениями из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть процесс работы художника.

К.С. Петров-Водкин родился в Хвалынске на Волге в семье сапожника и о живописи можно было только мечтать глядя на зелень садов, лесистые холмы, высокий берег Волги. Он хотел поступить в железнодорожный техникум, но не сдав экзамены,пошел работать вывесочником и учиться в классы рисования Федора Бурова. Приезд в Хвалынск петербургского архитектора Р. Ф.Мельцера изменил жизнь мальчика. Увидев его работы он отправил его учиться в Петербург в Центральное училище технического рисования барона Штиглица, где учился на деньги хвалынских купцов. Одна из первых работ художника Петрова-Водкина - образ Богоматери с младенцем на стене церковной аспиды в Александровском парке Петербурга.

Через два года Кузьма поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал В. Серов. Завершать образование молодой художник отправился за границу. Побывал в Греции, Италии, Франции и даже Северной Африке - где совершенствовал технику рисунка и набирался впечатлений. Поднимался к жерлу Везувия, спасался в Сахаре от бедуинов. Написал «Семью кочевников», портрет «Африканского мальчика», «Кафе» - множество этюдов и картин. Вернулся в Россию с супругой Марой.

На картине "Кафе" изображены знатные дамы, которые решили культурно провести досуг. Все они одеты в роскошные платья в соответствии с модными тенденциями того времени. Дамы беззаботно проводят время в кафе. На заднем плане фигуры видны не четко, но среди них выделяется одно лицо девушки, которая словно с завистью смотрит на местных красавец.

Первая персональная выставка художника прошла в 1909 году. Спустя два года - Петров-Водкин стал членом объединения «Мир искусства». Широкую и несколько скандальную славу художнику принесла картина «Сон».

Глубокое содержание, вложенное художником в "Сон", оставалось - из-за сложной его зашифрованности в изображенной сцене - недоступно большинству зрителей. Картина раздражала и вместе с тем манила к себе публику своей загадочностью. Картину ругали или хвалили, чаще недоумевали по ее поводу. Один из предводителей «Мира искусства» Илья Репин выступил с разгромной статьей, Александр Бенуа встал на защиту, считая картину шедевром.

«Купание красного коня» - главная работа Петрова-Водкина тех лет.

В основе замысла картины - непосредственные впечатления от купания коней на Волге в Хвалынске. Художнику позировал племянник Шура. Конь написан с "гнедой лошаденки" по имени Мальчик в имении генерала Грекова в Саратовской губернии. Обычная бытовая сцена переплавлена художником в эпичную монументальную композицию, отсылающую к образу св.Георгия и фрескам Гирландайо. Много позже современники и сам художник подчеркивали пророческий характер образа, как предвидение войны и революции. Впервые «Купание красного коня» представили в 1912 году на выставке «Мир искусства», полотно имело ошеломляющий успех. «Да, этот художник талантлив!» - произнес, стоя перед картиной, Илья Репин. Спустя два года в Швеции прошла «Балтийская выставка», где Петров-Водкин получил за картину медаль и грамоту. Однако из-за военных событий полотно осталось в Швеции, вплоть до 1950 года.

На полотне мы видим летний полдень.

Раскинулась уступами земля.
Вдали блестит излучиною Волга,
А перед ней – зелёные поля.
Здесь панорама русского крестьянства
Во всех аспектах автором дана:
Любовь и труд, и отдых, но без пьянства,
С младенцем мать на полотне нужна.
Звучат эпично разные детали,
В которых много мудрой простоты.
Динамикой охваченные дали –
Плывут по Волге барки и плоты.
Всегда в его картинах перед нами
Присутствуют движение, наклон...
Ветвь яблони с созревшими плодами,
За ней – дорога, сцена похорон.
Всё воедино Петров-Водкин сводит –
Жизнь, смерть, в грядущее бросает взгляд:
В крестьянской жизни старый мир уходит,
Ломает новое сложившийся уклад...

Эти стихи Ивана Есаулкова передают содержание картины Петрова-Водкина "Полдень. Лето.1917". На этом грандиозном полотне художник смог изобразить современную ему крестьянскую Россию. Она возникает словно из какой-то чудесной дымки. Охватить взглядом всю землю просто невозможно, настолько она огромна. Художник смотрит на поля, холмы, реки и перелески с большой высоты, кажется, что он парит вместе с птицами. Оттуда Петров-Водкин созерцает Русь. Народ живет и трудится именно на этой необъятной земле. Художник разворачивает в этом шедевре необъятную тему России. Он демонстрирует материнство, любовь, быт людей, смерть. В России всегда полдень.

После революции художник много преподавал, в том числе по собственной живописной системе. Писал портреты, обращался к натюрмортам. «Натюрморт - это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту» . К примеру, «Селедка»: сама рыба, кусок черного хлеба и пара картошин - роскошь в голодном городе.

Набор продуктов нехитрый, но для революционного времени практически пир.

Представлены и другие натюрморты художника.

Мне очень понравилась картина "Утренний натюрморт".

Опять же изображены простые предметы - полевые цветы в банке, чай в стакане, яйца, стальной чайник, спички, фонарик, но так и чувствуется благоухание цветов, аромат чая, позвякивание ложечки. В стальных начищенных гранях чайника отражаются яйца и видна морда рыжего кота, из-за края стола выглядывает умная морда ирландского сеттера. Всё как будто переплетено между собой при полной независимости предметов. Человека в пространстве полотна нет, но его неизменно можно почувствовать: по свежесобранным цветам, налитому чаю, оставленным спичкам, и, кончено же, животным, что примчались к столу в ожидании чего-нибудь вкусненького. Картина нарисована так, что зритель, разглядывая работу, будто находится на месте этого человека, сидит вот за таким утренним столом. Непревзойдённый эффект присутствия – автор тонко и умело делает нас действующими персонажами своего натюрморта.

"1918 год в Петрограде», картина, почти сразу ставшая известной как «Петроградская Мадонна».

Молодая работница с младенцем на руках - одна из самых трогательных работ художника. Над суетой и толпами - лик, словно эхо старых образов иконной Богоматери. Ни взгляда назад: само спокойствие и сосредоточенность. Как символ материнства и надежды - полной смирения, в атмосфере тревоги и волнений. Картина была показана впервые на выставке в Третьяковской галерее в начале 20-х годов, на которой произведения Петрова-Водкина и Павла Кузнецова соседствовали с работами Поля Сезанна и Анри Матисса. "Посещение музея, где я увидел мои картины и сравнил их с Сезанном, придало мне большую уверенность. "Мадонна Петрограда" так кротка и столько в ней глубины..." (Из письма Петрова-Водкина жене, 11 июня 1921 г.)

Картина "1919 год. Тревога" - одно из последних значительных произведений Петрова-Водкина.(1934 г.) На ней передано стойкое ощущение страха, тревоги, чего-то угрожающего. Все члены семьи в оцепенении застыли и ждут чего-то страшного. И это ожидание явно читается на лицах матери и старшего ребенка, дочки. Оно угадывается в застывшей у окна фигуре отца, который в напряженной тишине вглядывается в ночную мглу, пытаясь разглядеть очертания наступающей беды. И только маленький ребенок безмятежно и сладко спит в своей кровати. Идет гражданская война. Именно она наводит ужас на всю эту семью. В одночасье все может рухнуть, они могут лишиться друг друга, их хрупкий мир может сломаться. Вот что вызывает их тревогу и закономерно воспринимается как предчувствие сталинского «большого террора» с его ночными арестами.

Кузьма Сергеевич еще с 1920-го года болел туберкулезом, а к весне 1929-го болезнь приняла угрожающе тяжелую форму, и врачи запретили ему прикасаться к краскам. Заполняя безделье, он пишет прекрасные романтически-эмоциональные книги о своем детстве и юности - "Хлыновск" (1930) и "Пространство Эвклида" (1933). Всего же из-под пера Петрова-Водкина вышло 20 рассказов, 3 больших повести и 12 пьес.Незадолго до смерти художник, наплевав на запрет врачей, снова взялся за кисти и краски.

Умер художник в Ленинграде ранним утром 15 февраля 1939 года. Сразу после смерти Петрова-Водкина Советская власть заметно охладела к его наследию. Его имя подверглось тихому остракизму: его картины исчезли из экспозиций музеев, а имя почти не упоминалось вплоть до второй половины 1960-х годов.

"Изгнание из рая"

"Купальщицы"

Сообщить модератору

Самая неоднозначная и самая известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», до сих пор вызывает много споров у ценителей искусства. Картина, написанная в 1912 году, была показана на выставке «Мир искусства» и сразу организаторы мероприятия выделили картину, повесив её поверх всей выставки. В связи с этим, с самого первого дня, одни картину стали воспринимать как знамя, другие как мишень.

Однако Петров-Водкин, по окончании написания картины, считал, что её могут не вывесить на всеобщее обозрение, догадываясь о том, что образ красного коня и судьбы России может стать во многом провокационным. Картину успешно показали, но действительно она вызвала некоторый резонанс, так как современники проводили параллели между данной картиной и событиями предреволюционной и послереволюционной эпохи страны.

Работать над картиной Петров-Водкин начал ранней весной 1912 года. Первые наброски художник начал делать на хуторе в саратовской губернии. Сначала идея автора состояла в том, чтобы просто описать купание мальчишек и лошадей на Волге. Этот вариант композиционно был почти закончен, но автор, в данной сцене, увидел дополнительные образы. Он по-новому взглянул на озеро, увидел его голубовато-зелёные оттенки, увидел, как низко висело стылое небо, увидел необычную таинственность в покачивание голых деревьев.

Аккуратно и неспешно Петров-Водкин заново начал срисовывать лошадей, ребятишек, озеро, землю и холмы. Но в эту картину проник, ещё в задумке, новый образ, образ толпы людей, идущих с красными стягами, напротив которых другие, с ружьями…

Вообще образ коня в русском искусстве воспринимается многозначительно. Во многих слоях культуры конь выступает как советчик, спаситель, провидец и тд. Соответственно и в XIX веке образ коня не обошли стороной деятели культуры, и именно на этой традиции Петров-Водкин создаёт свою картину. Поэтому из обычной зарисовки сцены автор идёт к созданию монументально значимого произведения, в котором он уходит от обобщённого образа коня, к образу коня-символа.

Изменение коня было постепенно-эволюционным. В подготовительных зарисовках видно, что изначально конь был захудалой деревенской лошадёнкой рыжего цвета. Под влиянием философской мысли того периода, автор, дабы пронести через образ коня нужную мысль, превращает животное в величественного коня красного цвета. Идею коня красного цвета Петров-Водкин взял с картин древнерусских иконописцев, а в частности с иконы «Чудо архангела Михаила», где конь изображается именно красным цветом.

В картине красный конь символизирует некую былинную мощь. Бледный юноша показывает некоторую хрупкость и изысканность. Так же символичны разводы волн в заливе и плавная дуга розового берега. Немного разобрав основные компоненты картины, сразу становится видна её многогранность и неоднозначность. Торжественный шаг и поза коня с твердой осанкой на одновременном фоне красного цвета, как бы вызывает у зрителя вопрос «Что это всё значит?».

Ещё очень любопытно движение на картине. Оно скорее только обозначено, но никак не выражено, всё как бы застыло на полотне. Такой образ только ещё больше вызывает у зрителей ощущение неясности, ощущение тревоги и ожидания чего-то грядущего.

На фоне величия коня, которое было описано ранее, другой герой картины, юный всадник, кажется маленьким, слабым и хрупким. Сначала бросается в глаза, что именно юноша держит поводья коня, однако чуть позже становится понятно, что, даже держа поводья у себя в руках, всадник не управляет лошадью. Это заметно во многом по выражению лица юноши. Его взгляд отрешён, он как будто пребывает в своих мечтах, в своих мыслях, в своём внутренним мире.

К. Петров-Водкин в своей картине отказался от линейной перспективы. Его красный конь, будто аппликация, просто наложен на изображение озера, что даёт зрительное ощущение нахождения всадника и коня не в картине, а перед ней. Как непосредственно перед зрителем и полотном.

Очень большой смысл в картине имеют цвета. Не просто так конь на переднем плане красный, а остальные на задних планах имеют розовый, буланый и белый цвета. Такая колоритность идёт из старой традиции русских художников, где цвета сталкиваются, а не смешиваются.

Художник, помимо всего прочего, в своей картине наверно хотел ещё рассказать о своих предчувствиях, смутных переживаниях, которые возникали у него в тот период. Все эти цвета, весь этот контраст, образы и части картины, всё это переживания автора, которые нашли своё отражение через полотно и кисть.

О картине «Купание красного коня» неоднократно писались стихи самых известных поэтов того времени (Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и др). Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся С истомным юношей на выпуклой спине, Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне. (Рюрик И.)

Дальнейшая судьба картины была весьма интересной. В 1914 картину отправили на выставку в Швецию, город Мальмё. Из-за начавшейся первой мировой войны, позже гражданской войны, картина всё время оставалась в Швеции. Только по окончании второй мировой войны начались переговоры о возвращении картины на родину. Однако лишь в 1950 году полотно попало в Советский Союз в руки вдовы художника Марии Фёдоровны. Уже от неё картина попала в коллекцию собирательницы К.К. Басевич, а та, в свою очередь, в 1961 году преподнесла её в подарок Третьяковской галерее, где картина находится и по сегодняшний день.

В чём же всё-таки истинный смысл картины «Купание красного коня»? В показании предвестий тяжёлых событий в стране? Может быть, образ коня символизировал свет и защиту? Или просто художник изобразил обычное купание на Волге? В такой неоднозначности мысли автора, возможно, каждый будет находить в картине что-то своё, то, что будет отражать его внутренний мир на момент изучения картины.