Культура и искусство: русские имена.  Гончаров И.А. Основные даты жизни и творчества Последние годы жизни

Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891) - русский писатель, критик.

Родился 18 (6) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вёл хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет.

Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна.

Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н. Трегубова, человека просвещённого.

Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

Московское коммерческое училище, в котором он учился в 1822 – 30 годах, оставило у будущего писателя тягостные воспоминания.

Осенью 1831 года поступил на словесный факультет Московского университета.

Мало интересовался общественно-политическими и философскими вопросами, больше - вопросами теории и истории литератур, изобразительным искусством, архитектурой, увлекался театром, преклонялся перед гением Пушкина.

Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А. Пушкиным университета. «Для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...», - вспоминал впоследствии писатель.

По окончании университета с лета 1834 года до весны 1835 года он пробыл в Симбирске, где служил в канцелярии губернатора, затем переехал в Петербург.

Первые десять лет жизни в столице ему пришлось служить мелким чиновником Министерства финансов.

Эти годы принесли ему пользу как писателю, много взявшему из своих наблюдений над бюрократическим и коммерческим миром Петербурга. Но о своей чиновничьей службе всегда вспоминал неохотно, писал, что «всё свободное время от службы посвящал литературе».

В 1838 и 1839 гг. в рукописных альманахах литературно-художественного кружка живописца Н. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Весной 1846 года он знакомится с Белинским, оказавшим определённое влияние на его развитие как писателя. Возможно, в силу того, что он «не увлекался юношескими утопиями в социальном духе» и «не давал веры материализму», в его общественных симпатиях в 1840 - 50-е годы видны тенденции, питавшие сильные стороны его творчества как художника-реалиста.

Они нашли своё отражение и в первом романе Гончарова «Обыкновенная история» (1847).

Осенью 1852 года писатель отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции.

За два с половиной года побывал в Англии, Южной Африке, Малайе, Китае, Японии.

В феврале 1855 года вернулся в Петербург сухопутным путем, через Сибирь и Заволжье. Впечатления от путешествия составили два тома очерков, изданных под названием «Фрегат Паллада» (1858).

По возвращении в Петербург, будучи вынужденным продолжать службу, Гончаров в 1856 году становится цензором, проявляя на этом поприще позитивное отношение к талантливым явлениям литературы: он способствовал новому изданию запрещённых в течение нескольких лет «Записок охотника» Тургенева, сборника стихотворений Некрасова, разрешил к печати роман Писемского «Тысяча душ».

В 1859 году появился второй роман Гончарова - «Обломов», вершина творчества писателя, ставший предметом активного внимания критики.

В 1860 году, когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подаёт в отставку.

Он отнёсся отрицательно к революционно-демократическому движению, к идеям социализма, представляя дальнейшее развитие России в буржуазно-реформистском духе.

По прошествии нескольких лет Гончаров был вновь приглашён на высокую должность в цензурный комитет: теперь он является членом Совета по делам книгопечатания, членом Главного управления по делам печати.

Лишь в 1867 году окончательно покидает цензурный департамент.

Третий роман Гончарова «Обрыв» (1849 - 68) явился плодом двадцатилетней работы.

В 1870-е выступает как талантливый критик: статья «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского» и др.

Последние годы жизни писатель провёл почти в полном уединении.

Похоронен в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000 .

] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830 , июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832 , – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль".
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834 , июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835 , май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман – "Обломов" .

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852 , 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853 , 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.


1854 , май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855 , 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856 . январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857 , июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858 , 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860 , 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862 , лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863 , июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867 , 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868 , март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв". – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891 , 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.

После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова – он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина , Пушкина , Державина , Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.

Свои первые произведения – «Лихая болесть»(1838) и «Счастливая ошибка»(1839) Гончаров опубликовал, взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846-ом году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

В течении двух с половиной лет Гончаров был в кругосветном путешествии(1852-1855), где написал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада». По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием 19 века.

Его самое главное произведение, знаменитый роман «Обломов» , выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию нового произведения – роману “Обрыв”.

Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Иван Александрович возобновляет работу над романом «Обрыв», над которым трудился долгих 20 лет. Автору порой казалось, что не хватит сил его закончить. Однако в 1869 году Гончаров завершил третью часть романа-трилогии, в которую вошли также «Обыкновенная история» и «Обломов».

Произведение отражало периоды развития России – эпохи крепостного права, которая постепенно угасала.

Последние годы жизни

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

27 сентября исполняется 120 лет со дня кончины выдающегося классика русской культуры И.А. Гончарова, автора трёх романов, вошедших в кладовую русской и мировой литературы, названия которых начинаются на букву «О» – «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»

Кроме этого, он написал путевые очерки «Фрегат Паллада», где в живописной форме была описана Сибирь, Япония, Юго-Восточная Азия, а также несколько статей и очерков на общественные темы.

Но знаменитым Гончаров, несомненно, стал после романа «Обломов», где впервые был рассмотрен феномен обломовщины - уникального явления, свойственного только русскому менталитету. А образ самого Обломов стал возможен в полной мере только в результате влияния петровских реформ (ибо Илья Муромец проснулся в 33 года, а Обломов — нет).

И.А. Гончаров был добрым и милым человеком, любившим людей, хотя и страдавший от обмана других. Гончаров глубоко знал особенности России и его народа и за что был подвергнут критике со стороны либерально мыслящей интеллигенции.

И.А. Гончаров родился 18 июня /6 июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, быт которой приближался к дворянской. Учился в частном пансионе, затем в коммерческом училище в Москве, а с 1831 по 1834 г.г. - учился на словесном отделении Московского университета. После кратковременной службы секретарём канцелярии Симбирского губернатора, он переезжает в Петербург (1835), где служит в Департаменте внешней торговли Министерства финансов в качестве переводчика. Получив приглашение от отца выдающегося русского поэта А.Н. Майкова - Н.А. Майкова, быть домашним учителем его сыновей - Апполона и Валериана, — Иван Александрович становится активным участником литературно-художественного салона Майковых, где встречается со многими писателями и журналистами.

Осенью 1852 года ему предоставилась возможность совершить кругосветное путешествие на военном фрегате «Паллада», в качестве секретаря экспедиции. Творческим итогом путешествия стала книга очерков экспедиции «Фрегат «Паллада»», опубликованная в 1858 году, где в увлекательной форме описываются нравы и быт других народов. В 1855 году возвращается в столицу, а в 1856 году определён на должность цензора Петербургского цензурного комитета, где и прослужил до 1867 года, когда вышел в отставку.

Первые литературные опыты Гончарова относятся к 1838 году, когда им была написана повесть «Лихая болесть». Но настоящая известность приходит к писателю только в 1847 году, когда в «Современнике» был опубликован роман «Обыкновенная история». В 1859 г. появляется в печати роман «Обломов», который закрепляет за писателем славу крупнейшего писателя-реалиста. В 1869 году Иван Александрович публикует последний свой роман «Обрыв», который вызвал немало нареканий в критике. Многие либералы, демократы, и западники посчитали, что Гончаров в этом романе дал карикатурное изображение революционной молодёжи.

В 70-80-е годы проявляется талант Гончарова - критика. Он написал ряд статей, очерков, воспоминаний, неприятную историю плагиата И.С. Тургенева «Необыкновенная история» (недавно опубликованная в серии «Потаённая литература», вместе с публицистикой о еврейском вопросе И.С. Аксакова). Кроме этого, особое место занимают очерки «Мильон терзаний» (1872) и «Заметки о личности Белинского» (1874). Умер Гончаров в Петербурге признанным классиком русской литературы.

Гончаров именовал свои сочинения «трилогией», где действует один и тот же герой - тип дворянина -интеллигента. Во всех трёх его романах представлена барская усадебная культура в период ломки традиционного уклада жизни, кризиса и разрушения русской жизни, когда вместе с наступлением технического прогресса рушились устоявшиеся представления о жизненных ценностях, прежде всего духовно-нравственных.

В первом романе «Обыкновенная история» показана история превращения молодого дворянина, жившего мечтой о значительной деятельности, в обыкновенного трезвого дельца. В основе сюжетной нити лежит конфликт молодого человека с новой действительностью, в которой на первом плане деловитость, расчёт, рационализм.

Коренные же начала самобытной жизни сохранились в родной усадьбе главного героя, с патриархальным и милым сердцу Адуева -младшего названием «Грачи». С описанием этого уголка прежней жизни и начинается роман, ею же и заканчивается. Только вот взгляды главного героя на жизнь резко меняются.

Не выдержав столкновения с деловой торговой промышленной действительностью, герой бежит назад в деревню. Но оказывается, прежний юноша уже исчез. Переосмысливая свой горький опыт, он постепенно приходит к выводу, что нельзя оставаться в изоляции. Признание в этом рождает нового человека - решительного и преуспевающего по служебной линии. В финале романа мы видим его укрепившегося в петербургском обществе - слегка лысеющего, но вполне довольного жизнью господина. Он готовится к женитьбе на богатой невесте.

Оценить однозначно это перерождение нельзя. Есть, несомненно, плюсы и минусы в том превращении, которое описал Гончаров. Положительным результатом надо признать избавление героя от пустой мечтательности, чрезвычайной восторженности, его отказа от претензий на значительность своего творческого дарования.

Но вместе с тем он утратил способность к непосредственному переживанию, потерял былую тягу к красоте, разуверился в добре и благородстве. Он стал жить сугубо практическими интересами, т.е. стал прагматиком, утерял на жизненной дороге наиболее ценные духовные задатки. Поэтому итог первого романа Гончарова оказался трагичным и во многом актуален для сегодняшнего дня, когда снова сама жизнь вынуждает человека либо к разладу с современностью, либо к полному подчинению ей.

В романе «Обломов» показан другой вариант столкновения главного героя с практической жизнью. Более 10 лет работы над романом изменили и углубили первоначальный замысел писателя. Роман был задуман ещё в 1847 году как своеобразный очерк барства, как попытка обрисовать тип помещика середины XIX века: его быт, идеалы, деятельность. Размышляя в «Сне Обломова» (1849) над условиями воспитания Илюши Обломова, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к труду, действию, барской леностью. Это сложный, многоплановый образ, в котором угадывалось не только крушение помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, мы видим, что он не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределённого, вялого.

Вместе с тем, можно заметить, что типы современных «петербургских деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его натуры: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубинного сердца». Он тут же пробуждается ото сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Много общего с типом Обломова было у героя Н.В. Гоголя Тентетникова из второго тома «Мёртвых душ», который может быть признан прямым родоначальником Ильи Ильича. Кроме этого, у самого Гончарова прообразом Обломова может быть Александр Адуев, герой «Обыкновенной истории», также как дядюшка Пётр Иванович Адуев представляет немало общего с Андреем Штольцом. Воспитание Александра Адуева и воспитание Обломова было схожим: оно очень похоже на воспитание героев А.С. Пушкина Онегина, Петра Гринёва, Митрофанушки Д.И. Фонвизина, дворянских детей послепетровского периода нашей истории, когда согласно И.Л. Солоневичу, «было создано новое рабство». Дворян, после указов Петра III и Екатерины II освободили от службы, а простых крестьян - нет, что в итоге и привело страну к катастрофе.

Далее, однако, и Адуев, и Обломов, слушали курс в университете (в отличие от Митрофанушки). В «Обломове» Иван Александрович довольно подробно и обстоятельно истолковывает этот факт. По выходе Обломова из университета, «голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных, политико-экономических, математических и других истин, задач, положений… у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе». В этом отношении можно согласиться с В.В. Розановым, что образование не давало русским людям знаний о своей собственной стране, а было западническим и развращало душу. Под этот каток попал Обломов, под этим же катком находимся мы все до сих пор.

Эта схоластическая мертвенность нашей университетской науки объясняется тем, что она долго оставалась и остаётся у нас только прививкой - то есть естественным неудобством нашей запоздалой образованности. Нам приходится на скорую руку только переносить к себе готовое, усиленно повторять чужие зады, прежде чем удалось бы начать самостоятельную работу.

Кроме этого, мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывает отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Мы видим, как загорается сердце Ильи Ильича, когда он спорит со своим другом Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, ... сплетни, пересуды... Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов, ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества». И далее: «…Ежедневная пустая перетасовка дней! … все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют при виде успеха товарища».

Однако, разочарование в жизни пришло к Обломову не сразу. Он пытался обзавестись делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломила его. Илья Ильич убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде в молодости.

Как отмечает В.В. Кожинов в книге «История Руси и русского слова» (1997), русский роман как жанр сложился под влиянием русского эпоса и в частности былин. Не миновала чаша сия и И.А. Гончарова. Вадим Валерьянович приводит высказывание русского писателя М.М. Пришвина о романе «Обломов»: «В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается… Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило лишиться покоя… Иначе и не может быть в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою». И далее: «Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошёл, да как пошёл!».

Хотя Илья Ильич Обломов так не куда и не пошёл, всё же в романе постоянно возникает мотив подобного перерождения - пусть для него и было бы потребно чудо (которое в былине и свершается). Им время от времени то и дело овладевает стремление «ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, Господи!…».

Но ещё более примечательно другое. И.А. Гончаров, как известно родился в Симбирской губернии. И когда в его «Обломове» говорится об маленьком Илюше: «Няня… повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца…», — в этом, очевидно, запечатлелось реальное воспоминание писателя о своём детстве. Ибо вскоре после переселения будущего писателя в Москву братья Языковы (один из них замечательный русский поэт Н.М. Языков) записывают в этой самой Симбирской губернии несколько вариантов былины.

В подавляющем большинстве записей этой былины срок «сидения» (или «лежания») Ильи - ровно тридцать лет. Но в симбирских записях мы находим сакраментальное число -33. И не откликнулось ли это в самом начале гончаровского романа, где о возрасте главного героя сказано - «человек тридцати двух — трёх лет от роду?». Здесь как бы писатель вспомнил рассказанную в детстве былину.

Интересно в романе сравнение немецкого и русского начал. Ешё начиная с послепетровских времён многие русские дворяне были вытеснены в службе немцами. И, поэтому, уместно сравнение воспитания и жизни двух героев - Штольца и Обломова. Андрея Штольца выгнал отец из дома после завершения его учёбы в университете, что вызвал резкий протест и жалость к юноше всего населения деревни. Русский человек не мог и не может на это пойти. Более того, своего сына и дочь (т.е. дитя) он будет содержать до конца своей жизни. И отец, и мать Обломова содержали Илью Ильича до конца своей жизни, поручив перед своей смертью этот крест верному слуге Захару.

Гончаров, очевидно, думал представить в Штольце гармоническое слияние двух стихий - немецкой практичности с русской «широкой натурой». Вышло же только то, что Штольц тратит «по бюджету каждый день, как каждый рубль», что он наконец «ищет равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Но эти тонкие потребности духа выражаются у него собственно в том, что он охотно наслаждается, слушая музыку и читая Шиллера, что составляет него известную принадлежность того комфорта, стремление к которому является, в сущности, главной целью Штольца. В чём же выразилась у этого обрусевшего немца так называемая «широкая русская натура» - остаётся загадкой. Штольц - это, собственно говоря, «вечно двигающийся Обломов», Обломов в том смысле, что вся его деятельность, все его усилия уходят на то, чтобы создать себе удобное и привольное положение в жизни. По сути дела - Обломов и Штольц -положительными героями романа в полной мере не являются, и не могли ими быть. Пожалуй, симпатию вызывает русский «Обломов», с его чистой душой.

Но положительный герой в романе всё - таки есть. Это вдова Агафья Матвеевна Пшеницина, вначале хозяйка дома, а затем жена Ильи Ильича. Именно с ней нашёл он мирное счастье, родил ребёнка. Она была трудолюбивой, и полностью соблюдала русские обычаи и традиции, жила в миру со своей совестью.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой Ильи Ильича вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшенициной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Но таким образом ничего нельзя доказать людям и ничего нельзя решить в пользу своих идеалов, даже если они чисты и возвышены. Нужны другие пути в жизни - активное духовное противостояние злу. Попытку отыскать такие пути Гончаров предпринял в третьем своём романе «Обрыв».

Сюжетным стержнем романа стал поиск Райским красоты. Райский - «художник от природы», наделённый избытком фантазии и тонкой нервной организацией. Поклонник красоты, он ищет в чувстве любви к женщине идеала физического и нравственного совершенства. Он хочет увлечь и других теми стремлениями, которые страстно проповедует. Идеал красоты - цель жизни Райского.

В начале романа герой не может чётко обрисовать формы и границы прекрасного, воплощения которого он добивается в жизни. Его порывы очень часто оказываются всего лишь поисками новых источников «восторга». Его настроенность, во многом несёт на себе черты обломовщины, которая проявляет себя в неумении и нежелании сосредоточиться на чём-то одном, постоянном и прочном. Так же как и Обломов, Райский не способен к усидчивому труду.

В первой части романа герой действует в великосветской среде Петербурга. Он хочет «пробудить» Софью Беловодову, зажечь в ней внутренний свет эмоциональной жизни, вдохнуть в ней страсть, заставить задуматься о судьбе других людей, их бедах и нуждах, страданиях и радостях. Это вызывает лишь ироническую улыбку у равнодушной, холодной, но более практичной, чем он, светской красавицы. Убедившись в невозможности изменить кузину, он уезжает в своё родовое поместье, деревню Малиновку, где развивается основное действие романа. Там Райский и увлекается двумя девушками -новыми типами красоты - Марфинькой, затем Верой.

Образ Веры - центральный персонаж романа, с ним связано решение вопроса о «старой» и «новой» правде. Суть конфликта в том, что «старая» правда бабушки, во многом соприкасаясь с Россией, оказалась как бы изжитой новым поколением, а новое ещё не найдено. В характере Веры достаточно сильны «старые основы», связанные, прежде всего, с её религиозными представлениями. Но также сильно в ней желание обновления, стремление к свободе, к высокой цели. Независимый гордый ум толкает Веру на самостоятельные поиски нового - так происходит её сближение с Марком Волоховым. Волохов олицетворяет собой тип революционера, социалиста крайнего толка, сеющего смуту в сердцах гимназистов. Та разновидность общественного деятеля, которую нарисовал Гончаров в образе Марка, явилось самой зловредной для России, поскольку связана с проповедью вседозволенности, с разнузданным отрицанием всех положительных понятий. В борьбе с ним, со всей страстностью и проявляются все незаурядные качества натуры Веры. Она ничего не принимает на веру, всё хотела бы подтвердить опытом, практикой. Отсюда — её ошибки и падения.

Вера проходит через искус соблазна так называемыми новыми веяниями, увлечениями Марком и его теорией о «заре, будущего», о «прогрессе» и социальной справедливости, об узаконнености любви на срок. Судьба Веры обобщает поиски молодого поколения русского интеллектуального общества 60-х годов XIX века, когда молодые люди оказывались в силу своего естественного интереса к новому в трагическом разладе с ценнейшими национальными заветами.

Гончаров показал, что самый тяжёлый «грех» русского человека проявляются в том и тогда, когда он под влиянием «новых веяний» начинает поиск разумного в отрыве от здоровых традиций и родной почвы, когда в абстрактных поисках меркнет национальное самосознание, когда разрываются связи с высшими религиозными принципами бытия. Это приводит к потере защитных механизмов самосохранения, к гибели нации - в конечном итоге. Промежуточным итогом и является тот «обрыв», который существует в стране. Само название говорит о том «Обрыве», который и случился в нашей стране. И который так до сих пор не прошёл. Может быть, действительно, пора прислушаться к предостережениям нашего национального гения Ивана Александровича Гончарова.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова - стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» - были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» - отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855-57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя - Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.