Кто такой шостакович и чем он занимался. Д. Шостакович. Pro et contra, антология (2016, сост. Л. Акопян). Происхождение и ранние годы

Физико-математического факультета Петербургского университета, был сыном сосланного в Сибирь революционера, впоследствии занявшего пост управляющего иркутским отделением Сибирского торгового банка. Мать, урожденная Софья Кокоулина, дочь управляющего золотыми приисками, занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории.

Первоначальное музыкальное образование Дмитрий Шостакович получил дома (уроки фортепиано у матери) и в музыкальной школе в классе Глиссера (1916-1918). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Среди ранних произведений Шостаковича — "Фантастические танцы" и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, "Две басни Крылова" для голоса с оркестром.

В 1919 году 13-летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Леонида Николаева (окончил в 1923 году) и композиции — у Максимилиана Штейнберга (окончил в 1925 году).

Дипломная работа Шостаковича — Первая симфония, премьера которой состоялась в мае 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, принесла композитору мировую известность.

Во второй половине 1920-х годов Шостакович концертировал как пианист. В 1927 году на первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (Варшава) он был награжден Почетным дипломом. С начала 1930-х годов выступал в концертах реже, главным образом, участвуя в исполнении собственных произведений.

В годы учебы Шостакович также работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре Всеволода Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю "Клоп", поставленному Мейерхольдом. В 1930-1933 годах был заведующим музыкальной частью в Ленинградском Театре рабочей молодежи.

В январе 1930 года в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первой оперы Шостаковича "Нос" (1928) по одноименной повести Николая Гоголя, которая вызвала противоречивые отклики критики и слушателей.

Важнейшим этапом творческой эволюции композитора стало создание оперы "Леди Макбет Мценского уезда" по Николаю Лескову (1932), воспринятой современниками как произведение, по драматизму, эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка сравнимое с операми Модеста Мусоргского и "Пиковой дамой" Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе.

После появления в газете "Правда" статьи "Сумбур вместо музыки" (28 января 1936 года), обвинившей композитора в чрезмерном натурализме, формализме и "левацком уродстве", опера была запрещена и снята с репертуара. Под названием "Катерина Измайлова" во второй редакции опера вернулась на сцену лишь в январе 1963 года, премьера состоялась в Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Запрет этого произведения стал причиной психологического кризиса и отказа Шостаковича от работы в оперном жанре. Его опера "Игроки" по Николаю Гоголю (1941-1942) осталась незавершенной.

С этого времени Шостакович сосредоточился на создании произведений инструментальных жанров. Им были написаны 15 симфоний (1925-1971), 15 струнных квартетов (1938-1974), фортепианный квинтет (1940), два фортепианных трио (1923; 1944), инструментальные концерты и другие произведения. Центральное место среди них заняли симфонии, большинство из которых воплощают в себе антитезу сложного личного бытия героя и механистической работы "машины истории".

Широкую известность получила его 7-я симфония, посвященная Ленинграду, над которой композитор работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром радио.

Среди наиболее значительных произведений композитора других жанров — цикл 24 прелюдий и фуг для фортепиано (1951), вокальные циклы "Испанские песни" (1956), пять сатир на слова Саши Черного (1960), шесть стихотворений Марины Цветаевой (1973), сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти" (1974).

Шостакович также написал балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), Светлый ручей" (1935), оперетту "Москва, Черемушки" (1959).

Дмитрий Шостакович вел преподавательскую деятельность. В 1937-1941 годах и в 1945-1948 годах он преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории, где с 1939 года занимал должность профессора. Среди его учеников был, в частности, композитор Георгий Свиридов.

С июня 1943 года по приглашению директора Московской консерватории и своего друга Виссариона Шебалина Шостакович переехал в Москву и стал преподавателем композиции и инструментовки Московской консерватории. Из его класса вышли композиторы Герман Галынин, Кара Караев, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский. Учеником Шостаковича по классу инструментовки был известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович.

Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Поводом к этому послужило Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу".

В 1961 году композитор вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где до 1968 года руководил несколькими аспирантами, в числе которых были композиторы Вадим Биберган, Геннадий Белов, Борис Тищенко, Владислав Успенский.
Шостакович создавал музыку для кино. Один из его маленьких шедевров — мелодия "Песни о встречном" для кинофильма "Встречный" ("Нас утро встречает прохладой", на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова). Композитор написал музыку к 35 кинофильмам, среди них "Броненосец "Потемкин" (1925), "Юность Максима" (1934), "Человек с ружьем" (1938), "Молодая гвардия" (1948), "Встреча на Эльбе" (1949), "Гамлет" (1964), "Король Лир" (1970).

9 августа 1975 года Дмитрий Шостакович скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Композитор был почетным членом Шведской Королевской академии музыки (1954), Итальянской академии "Санта-Чечилия" (1956), Королевской академии музыки Великобритании (1958), Сербской академии наук и искусств (1965). Являлся членом Национальной академии наук США (1959), членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (1968). Он был почетным доктором Оксфордского университета (1958), Французской академии изящных искусств (1975).

Творчество Дмитрия Шостаковича было отмечено различными наградами. В 1966 году он был удостоен звания Героя социалистического труда. Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974). Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 1958). В 1954 году удостоен Международной премии Мира.

В декабре 1975 года имя композитора было присвоено Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии.

В 1977 году именем Шостаковича в Ленинграде (Санкт-Петербурге) названа улица на Выборгской стороне.

В 1997 году в Петербурге во дворе дома на Кронверкской улице, где жил Шостакович, открыт его бюст.

Трехметровый монумент композитора установлен на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса в Петербурге.

В 2015 году в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу.

Композитор был трижды женат . Первой его супругой была Нина Варзар, которая скончалась после 20 лет брака. Она родила Шостаковичу сына Максима и дочь Галину.

Непродолжительное время его женой была Маргарита Кайонова. С третьей супругой, редактором издательства "Советский композитор" Ириной Супинской, Шостакович прожил до конца своих дней.

В 1993 году вдова Шостаковича основала издательство DSCH (монограмма), главная цель которого — выпуск полного собрания сочинений Шостаковича в 150 томах.

Сын композитора Максим Шостакович (1938 года рождения) — пианист и дирижер, ученик Александра Гаука и Геннадия Рождественского.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор; народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1974). Член КПСС с 1960 года. Ниже размещен фрагмент из книги "Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым".

"Мне могут сказать: «Что ты жалуешься на других? А сам- то? Как будто ты не боялся так же, как они?» Отвечаю честно: боялся. Страх тогда был всеобщим, и я не был исключением. Мне скажут: «А чего тебе было бояться? Музыкантов ведь не трогали». Отвечаю: «Вранье! На самом деле трогали — и еще как!» Байки, что музыкантов не трогали, распространяют Хренников и его прихвостни, и все, начиная с людей искусства с короткой памятью, этому верят. Они уже забыли Николая Сергеевича Жиляева, человека, которого я считаю одним из своих учителей. Я встретил Жиляева у Тухачевского: они были друзьями. Жиляев преподавал в Московской консерватории, но большую часть занятий проводил дома. Бывая в Москве, я всегда заглядывал к нему, чтобы показывать свои последние работы. Жиляев никогда не делал замечаний просто чтобы что-то сказать. К тому времени было бессмысленно обращаться к Штейнбергу, моему консерваторскому преподавателю, потому что он просто не понимал того рода музыки, что я писал тогда. Жиляев в максимально возможной степени заменил мне преподавателя.

В его комнате висел большой портрет Тухачевского, и после сообщения, что Тухачевский расстрелян как изменник Родины, Жиляев не снял его. Не знаю, смогу ли я объяснить, какой это был героический поступок. Как тогда люди вели себя? Едва очередную заблудшую душу объявляли врагом народа, как все в панике уничтожали все, связанное с этим человеком. Если враг народа писал книги, его книги выбрасывали, если от него были письма, их сжигали. В сознании не укладывается сколько писем и бумаг было сожжено в тот период, никакая война не могла бы так очистить личные архивы. И естественно, первым делом в огонь летели фотографии, потому что, если кто-то доносил, что ты хранишь изображение врага народа, это означало верную смерть. Жиляев не испугался. Когда за ним пришли, висевший на виду портрет Тухачевского поразил даже палачей. «Как, он еще висит?» — спросили они. Жиляев ответил: «Придет время, и ему поставят памятник».

Мы слишком быстро забыли о Жиляеве и других. Погиб Сергей Попов, очень талантливый человек. Нас познакомил Шебалин. Он восстановил оперу Чайковского «Воевода», которую композитор сжег в припадке отчаяния. Когда убили Попова, партитура была уничтожена вторично. Еще раз ее возродил Ламм. Или Николай Выгодский, талантливый органист. Та же самая история. Забыт Болеслав Пшибышевский, ректор Московской консерватории, сын известного писателя. Забыт и Дима Гачев. Он был хорошим музыковедом. После завершения какой-то сложной работы он решил отдохнуть и поехал в санаторий, где попал в многоместную палату. Кто-то нашел старую французскую газету. К своему несчастью Гачев читал по-французски. Он открыл газету, начал читать вслух — всего несколько предложений — и остановился: там было что-то негативное о Сталине. «Ах, что за глупость!» Но было слишком поздно. Наутро его арестовали. Кто-то из соседей сдал его, а возможно, что и все вместе.

До ареста Гачев переписывался с Роменом Ролланом, которому понравилась Димина работа о нем. Роллан хвалил Гачева. Интересно, полюбопытствовал ли великий французский гуманист, что случилось с его поклонником и исследователем? Куда это он так внезапно исчез? Кажется, Гачеву дали пять лет. Он был крепким человеком и прошел через пять лет тяжелой работы, наивно надеясь, что по окончании срока его выпустят. За несколько дней до конца Гачеву сообщили, что ему дали дополнительно десять лет. Это сломило его, и вскоре он умер. Тогда все писали доносы. Композиторы, вероятно, использовали для этого нотную бумагу, а музыковеды — чистую. И, насколько я знаю, ни один из доносчиков так и не покаялся. В середине 1950-х часть арестованных начала возвращаться — те счастливчики, кому удалось выжить. Некоторым из них показали их так называемые «дела» с доносами. Сегодня доносчики и бывшие заключенные встречаются на концертах. Иногда они раскланиваются. Правда, один из пострадавших оказался не столь любезным. Он публично дал пощечину доносчику. Но все утряслось, доносчик проявил благородство, не подав жалобу в милицию. Бывший заключенный умер на свободе, поскольку его здоровье было серьезно подорвано в лагере. А стукач живет и процветает и ныне. Он, кстати, — мой биограф, можно сказать, специалист по Шостаковичу.

Мне тогда повезло, что меня не сослали в лагерь, но это упущение никогда не поздно наверстать. В конце концов, все зависит от того, что думает о твоей работе очередной вождь и учитель. В моем случае — о моей музыке. Они все — покровители искусств и изящной словесности, выразители общего мнения, глас народа, и с этим гласом трудно спорить. Тиранам нравится строить из себя покровителей искусств. Это — известный факт. Но тираны ничего не понимают в искусстве. Почему? Потому что тирания — извращение, а тиран — извращенец. Тому есть много причин. Тиран добивается власти, шагая по трупам. Его влечет власть, возможность уничтожать людей, людей, издеваться над ними. Разве жажда власти — не извращение? Если быть последовательным, надо ответить на этот вопрос утвердительно. В тот момент, когда жажда власти в тебе зарождается, ты — пропащий человек. Я не верю ни одному кандидату на пост вождя. У меня было достаточно много иллюзий в моей туманной юности. И вот, удовлетворив наконец свои извращенные желания, человек становится вождем, но извращение на этом не заканчивается, потому что власть следует защищать. Защищать от таких же сумасшедших, как ты сам. Поэтому, даже если врагов нет, их надо изобрести, ведь иначе невозможно демонстрировать силу и с помощью периодических кровопусканий окончательно поработить народ. А без этого — какое же удовольствие от власти? ".

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (12 (25) сентября 1906(19060925), Санкт-Петербург, Российская империя - 9 августа 1975, Москва, СССР) - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Один из крупнейших композиторов XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Биография

Детство.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в петербургской семье инженера-химика и пианистки 25 сентября 1906 года.

Известно, что Шостакович рос в музыкальной семье. Его мать, Софья Васильевна, была замечательной пианисткой, проучившейся в консерватории несколько лет, а отец, Дмитрий Болеславович, очень любил музыку и еще неплохо пел. Любители музыки были и среди знакомых семьи композитора. Многие из них принимали участие в музицировании у них дома.

Из рассказов самого Шостаковича известно, что и из соседней квартиры часто звучала музыка. Там проживал инженер, отличный виолончелист и большой любитель камерной музыки. Со своими друзьями он часто разыгрывал квартеты и трио Бетховена, Бородина, Гайдна, Моцарта и Чайковского. Маленький Шостакович нередко забирался в коридор, чтобы послушать их игру. Это длилось часами. Родители его тоже устраивали музыкальные вечера. Разумеется, это все ярко запечатлелось в его памяти.

Мать Шостаковича была не просто пианисткой, а педагогом фортепианной игры для начинающих. Она и обучала своих детей музыке - будущего композитора и двух его сестер, старшая из которых впоследствии стала профессиональным музыкантом.

Первая Мировая война и Октябрьская революция 1917-го года пришлись на детство Шостаковича. Поэтому он постоянно наблюдал реакцию домашних на эти события, что вполне объяснимо, ведь они занимали умы практически всех современников. Кроме того, сам он также был непосредственным свидетелем некоторых исторических событий. Так, 3-го апреля 1917-го года, будучи одиннадцатилетним мальчиком, он оказался на площади у Финляндского вокзала в толпе людей, слушавших речь В. И. Ленина.

К этому же периоду относятся и его первые опыты в сочинении музыки. Начал он в девять лет. Среди его фортепианных пьес, сочиненных в период 9-ти - 11-ти лет,- «Гимн свободе» и «Траурный марш памяти жертв революции». Таким образом, мы видим, что стремление передать музыкой впечатления и переживания, связанные с важнейшими событиями текущей жизни, обнаружилось еще в детские годы. Станет это характерным и для Шостаковича как зрелого композитора.

Консерватория.

Будущий композитор некоторое время проучился в одной из частных музыкальных школ. А в 1919 году, когда ему было 13 лет, он поступил в Петроградскую консерваторию. Поступил он сразу по двум специальностям - композиция и фортепиано.

В консерватории Шостаковичу посоветовали серьезно заняться композицией. Совет дал Александр Константинович Глазунов, тогдашний директор Петроградской консерватории. Он увидел в тринадцатилетнем мальчике «одну из лучших надежд нашего искусства». В экзаменационном листе он так охарактеризовал Шостаковича:

«Исключительно яркое, рано обрисовавшееся творческое дарование. Достойно удивления и восхищения...».

Все, кто слышал игру юного пианиста-композитора, относились к ней восторженно. Писатель Константин Федин встретил Шостаковича в одном из Петроградских домов и описал того, как худенького мальчика, который, к его изумлению превратился в дерзкого музыканта, едва сев за рояль. Он описал «неожиданные сочинения», заставлявшие «переживать звук так, как будто это был театр, где все очевидно, до смеха или до слез».

Шостакович восхищал своими произведениями и сверстников, собиравшихся с ним в композиторском кружке консерватории. Особенно сильные эмоции у всех вызывали яркие «Фантастические танцы» для фортепиано. «Фантастические танцы» до сих пор сохраняются в репертуаре пианистов.

Шостакович сильно увлекался учебой в консерватории. Впоследствии, он отзывался о своих учителях с благодарностью. Это были Л. В. Николаев (класс фортепиано) и М. О. Штейнберг (класс композиции). Также он был очень признателен А. К. Глазунову. Ведь тот не только активно интересовался успехами ученика в творчестве, но и непосредственно заботился об условиях его жизни. В 1922-м году у Шостаковича умер отец. Положение семьи сильно ухудшилось, и Глазунов выхлопотал персональную стипендию для одаренного ученика.

Все же одной стипендии было недостаточно. Поэтому, не отрываясь от занятий, Шостаковичу после смерти отца поступил на работу в кинотеатре «Паризиана» на Невском проспекте. Он работал музыкальным иллюстратором. Эта профессия была очень распространена в годы немого кино. Музыкальные иллюстраторы озвучивали кадры фильмов игрой на фортепиано. Опыт этой работы потом очень пригодился Шостаковичу.

Шостакович окончил консерваторию по фортепиано в 1923, а по композиции - двумя годами позже.

Очень много сочинений написано им в консерваторские годы. Среди них и симфонические партитуры, и фортепианные пьесы, и романсы. Из симфонических партитур наиболее крупной является дипломная работа молодого композитора - первая симфония.

Музыканты знают, что симфония всегда была самым сложным жанром инструментальной музыки. Композитор, сочинивший значительное произведение этого рода в возрасте 18-19 лет - редкий случай. Однако именно так обстоит дело с Шостаковичем. Заметным событием музыкальной жизни Ленинграда стало исполнение его симфонии 12 мая 1926 года. Мать Дмитрия Дмитриевича писала в письме: «...самый большой успех выпал на Митину долю. По окончании симфонии Митю вызывали еще и еще. Когда наш юный композитор, казавшийся совсем мальчиком, появился на эстраде, бурные восторги публики перешли в овацию».

Очень скоро, меньше чем несколько лет симфонию исполнили в Соединенных Штатах Америки и Германии. В США она прозвучала под управлением Ооновского и Тосканини, в Германии - под управлением Бруно Вальтера и Отто Клемперера,.

Надо отметить, что со временем восприятие симфонии сильно менялось. Сперва в ней больше отмечали озорство, этакую театральность и юношеское настроение. Затем все больше стали обращать внимание трагические образы, заключенные в музыке, на траурные ритмы. Многогранное содержание произведения юного композитора раскрывалось перед критиками и слушателями постепенно. В нем чувствовалось влияния различных композиторов: Скрябина, Стравинского, Прокофьева... Но, не смотря на это, они преломлены в собственном стиле Шостаковича; музыка первой симфонии сама по себе самобытна.

После окончания консерватории.

Хотя его симфония и имела большой успех, молодой композитор озадачился проблемой сразу после окончания консерватории: быть ли композитором или же пианистом?

Выбор он сделал не сразу, стремясь в первое время совмещать и то и другое. Окончив консерваторию, Шостакович часто выступал во второй половине 20-х годов как пианист, давал сольные концерты (в программе Шопен, Лист, Бах); играл первый концерт Прокофьева, первый концерт Чайковского, концерты Шопена. Игра его отличалась глубиной и поэтичностью. В 1927 году он участвовал в Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Там его отметили почетным дипломом. Однако от славы концертирующего виртуоза он отказался, так как эта деятельность мешала композиции.

Поиски своих тем, своего стиля. Очень напряженными для Шостаковича были вторая половина 20-х - начало 30-х годов. Это время поисков своих стиля и тем, время напряженного творчества. Не только для Шостаковича, он и для всего молодого советского искусства это время было временем экспериментов и поисков.

Композиторы того времени спорили по различным важным для них вопросам. Более всего их интересовало, какими художественными средствами следует отображать глобальные перемены в жизни страны. Какие нужно избрать жанры и музыкальные средства выразительности для того, чтобы создавать музыку, и доступную народу, и отражающую современность?

Одни из них считали, что основными свойствами советской музыки должны быть наиболее простой, понятный язык, массовые жанры, оратории, песни, хоры. Они полагали, что сонаты, симфонии и прочие «чистые» формы чересчур сложны для широкой публики.

Другие же уверяли, что авторы не должны обеднять советскую музыку, отказываясь от сложных инструментальных сочинений и целенаправленно упрощая средства выразительности. Напротив, по их мнению, следовало использовать последние наработки как русских, так и зарубежных композиторов. Однако одновременно ценное содержимое в творчестве авторов часто не отделяли от чисто формальных, технических опытов.

Эта была переломная эпоха, в противоречивых тенденциях которой сложно разобраться. Но Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу несвойственна ограниченность. Он интересуется всеми жанрами и сторонами музыкального быта. Его разнообразные сочинения появляются одно за другим. И опера, и фортепианные пьесы, и симфонии, и балеты, музыка для кино и театра, песни - молодой композитор попробовал всё это. В этих сочинениях сплавлены вместе разные музыкальные впечатления: от песенок и бытовых танцев, от массовой музыки песен и маршей до современных вокальных и инструментальных произведений с характерно усложненным музыкальным языком. Шостакович находится под влиянием музыки Прокофьева, а также других современных композиторов, зарубежных и русских: Кшенека, Берга, Хиндемита, Стравинского. В Ленинграде того времени их музыка широко звучала, и Шостакович был с ней замечательно ознакомлен.

Все же произведения самого Шостаковича были порой несовершенны и неровны. Он искал новые ритмы и интонации. Его жажда воплотить современность в музыке побуждала его активно экспериментировать.

Вторую, написанную им в 1927-м году, симфонию Шостакович посвятил Октябрю, а третью, написанную в 1929-м году - Первому мая. Третья симфония интереснее, ярче по музыке. Знатоки слышали в ней бурление весенних демонстраций, дыхание площадей и улиц, интонации ораторских речей, грохот уличных оркестров и ритмы маршей. Тем не менее, в «Первомайской» симфонии отсутствовали стройность и целеустремленность музыкального развития, отличающие более зрелые сочинения Шостаковича. "Первомайская симфония" была лишь цепью зарисовок с натуры, однако очень живых и ярких. Любопытно, что в хоровом финале заметны мотивы «Песни о встречном», написанной для фильма «Встречный» немного позже - в 1932 году. Она называлась «Утренняя песня». Шостакович создал одну из первых массовых советских песен.

Таким образом, мы видим, что Шостакович сумел передать в музыке новизну своего времени уже в некоторых ранних сочинениях. Эта новизна касалась строительства социализма в СССР, и мелодии композитора несли с собой тогдашний энтузиазм, ощущение жизни, света, молодости и уверенного движения в будущее.

В тот же период в его творчестве возникла и несколько другая тема. В годы, когда Шостакович создал «Первомайскую» симфонию и «Песню о встречном», у него появились и опера «Нос», написанная по одноименной повести Гоголя. Кроме того, он создал и карикатурные портреты прогульщика, бюрократа, хулигана и вредителя в балете «Болт», поставленном в 1931-м году. Писал он и музыку к фильмам, в которой пародировалась пошлость мещанских вкусов. Шостаковича даже называли «музыкальным фельетонистом» за способность к карикатуре и хлесткость.

Кое-что общее есть в этих разных и по художественной ценности, и по сюжетам произведениях. Это общее - осмеяние того, что считалось пороками, доставшимися в наследство от прошлого, того, что Маяковский называл «обносками буржуев».

Тема эта была злободневной для всего советского искусства. Стремление к новому заставляло острее чувствовать несовместимость остатков буржуазных традиций с идеалами коммунистической идеологии. И. Ильф и Е. Петров также творили на эту тему - в своих знаменитых книгах «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые появились в конце 20-х - начале 30-х годов. В. Маяковский также высказывался на эту тему. В его «Разговоре с товарищем Лениным» - произведении, написанном в 1929-м году, - есть такие строки:

«Товарищ Ленин, я вам докладываю

не по службе, а по душе.

Товарищ Ленин, работа адовая

будет сделана и делается уже.

Освещаем, одеваем нищь и оголь,

ширится добыча угля и руды...

А рядом с конешно, много,

Много разной дряни и ерунды.

Целая лента типов тянется.

Кулаки и волокитчики,

подхалимы, сектанты и пьяницы...»

Награды, премии и членство в организациях

  • Сталинская премия первой степени (1941); за фортепианный квинтет
  • Сталинская премия первой степени (1942); за Седьмую ("Ленинградскую") симфонию
  • Сталинская премия второй степени (1946); за трио
  • Сталинская премия первой степени (1950); за музыку к фильму "Встреча на Эльбе" (1949)
  • Сталинская премия второй степени (1952); за 10 поэм для хора
  • Международная премия Мира (1954)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Ленинская премия (1958)
  • Герой Социалистического Труда (1966)
  • Государственная премия СССР (1968)
  • Орден «Дружбы народов» (1972)
  • Государственная премия РСФСР (1974)
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)

Доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960 года.

Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР - Австрия» (1958).

Шостакович говорил:
"В 1925 году я окончил композиторский факультет. Должен честно признаться, что я тогда не был удовлетворён консерваторским образованием. Есть среди молодёжи мнение, что нужен только талант, а занятия не нужны. Потом я понял, что мне дало консерваторское образование - именно систематическое образование... Я умею оркестровать, какую-то модуляцию сделать. Сейчас я вспоминаю с любовью те годы и благодарю консерваторию за свои знания."

Детство и семья Дмитрия Шостаковича

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Родители его были родом из Сибири, куда сослали деда (по отцовской линии) будущего композитора за участие в народовольческом движении.

Отец мальчика - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

В семье, кроме Дмитрия росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария впоследствии стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Когда Мите исполнилось 8 лет началась Первая мировая война. Слушая постоянные разговоры взрослых о войне, мальчуган написал свое первое музыкальное произведение «Солдат».

В 1915 году Митю отдают на учебу в гимназию. В этот же период мальчик серьёзно увлекся музыкой. Мать стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал обучение в музыкальной школе известного педагога И. А. Гляссера.

В 1919 Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. Его педагогами по классу фортепиано были А. Розанова и Л.Николаев. Дмитрий окончил консерваторию сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции.

Творческая деятельность композитора Дмитрия Шостаковича

Первым значительным произведением Шостаковича стала симфония №1 - дипломная работа выпускника консерватории. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.

Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Берлин.

22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии №1 сделали русского композитора всемирно знаменитым.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н.В.Гоголя и Н.Лескова).

Шостакович. Вальс

Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» чуть ли не с восторгом, но «вождю народов» она не понравилась. Естественно, тут же выходит резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Через несколько дней появляется еще одна публикация - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей».

От дальнейших неприятностей Шостаковича спасло появление Пятой симфонии, которую прокомментировал сам Сталин: «Ответ советского художника на справедливую критику».

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре дня симфония прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов.

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

9 августа симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев.

Тучи сгущаются вновь

До 1948 года у композитора не было никаких неприятностей с властью. Более того, он получил несколько Сталинских премий и почетных званий.

Но в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП(б), в котором говорилось об опере композитора Вано Мурадели «Великая дружба», музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна признавалась «чуждой советскому народу».

Подчиняясь партийному диктату Шостакович «осознает свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и «трения» с властью прекращаются.

Личная жизнь Дмитрия Шостаковича

По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и неуверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию.

В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней.

Поняв, что любимую ему не вернуть, Шостакович женится на Нине Варзар - молодой студентке. Нина подарила супругу дочку и сына. В браке они прожили более 20 лет, до смерти Нины.

После кончины супруги Шостакович женился еще два раза. Брак с Маргаритой Кайоновой был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская заботилась о великом композиторе до конца его жизненного пути.

Музой композитора все-таки стала Татьяна Гливенко, которой он посвятил свою Первую симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

Последние годы жизни Шостаковича

В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15.

Последним сочинением композитора стала Соната для альта и фортепиано.

В конце жизни Шостакович болел раком легких. В 1975 году болезнь свела композитора в могилу.

Похоронен Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды Дмитрия Шостаковича

Шостаковича не только ругали. Время от времени он получал правительственные награды. К концу жизни у композитора скопилось значительное число орденов, медалей и почетных званий. Он был героем Соцтруда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, серебряный Крест Австрийской Республики и французский орден Искусств и литературы.

Композитору были присвоены звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, Государственные премии УССР, РСФСР и СССР. Был лауреатом Международной премии Мира и премии им. Я.Сибелиуса.

Шостакович являлся почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстонского Северо-Западного университетов. Был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии и т.д. Все эти международные награды и звания говорят об одном – всемирной славе великого композитора XX века.

Всем доброго времени суток!.. Не смотря на затянувшееся молчание нашей одностроронней беседы с вами, уважаемые, уместно было бы начать данную статью со слов «Как же я за вами всеми соскучился!..))))», но я обойдусь без лицемерия и начну свой монолог так: «Люди, как можно оставаться такими невеждами и при этом мнить из себя центр Вселенной, когда ты еле-еле поц???»
Не хочу никого обидеть. Но задайдесь вопросом — считаете ли вы себя культурным, образованым человеком? Безусловно, 9 из 10 дадут положительный ответ. Сейчас почти каждый в тренде, знает, чем отличается IPhone 6 от 6-S, какое тряпьё на себя нацепить и с логотипом какого бренда, чтобы моднее выглядеть, знают, что такое «фен», в современном значении этого слова… знают многое,но при этом, эти современные знания абсолютно не коим образом не формируют человеческую личность. Спросите себя — как называлась последняя книга, которую вы прочли? Люди перестали читать, если что-то и читали, так это состав освежителя воздуха на киргизком, от скуки, да и то, пардон, сидя на унитазе, коротая время… зато при необходимости человек пафосно заявит, что он культурный,что он читает Л.Н.Толстого «Войну и мир», при этом умолчит, что на самом деле он пытается роман прочесть, вот уже четвертый раз в своей жизни, но, как это не досадно, опять застрял на 23 странице…
Я это к чему — люди перестали заниматься культурным самообразованием. Сейчас каждый второй у нас в стране считает себя культурным европейцем. Это хорошо,что есть такое желание, в принципе, быть им. Но вот, расскажу вам случай, который произошел не так давно, пару месяцев тому назад. Я со своим другом возвращался с концерта, посвященного 110-летию со Дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, проходившего в здании Высшего музыкального училища. В разговоре мы вдруг затронули тему популярности этого композитора сейчас и актуальности его музыки в жизни людей-не музыкантов. В общем, идя по Советской (простите,по Соборной, как меня любят исправлять водители маршрутных такси) на спор договорились опросить 10 человек с вопросом «Знаете ли Вы, кто такой Шостакович?» Из 10 опрошенных нами людей верный ответ дала лишь одна молодая женщина, все остальные ответы нас очень порадовали — начиная от «по-моему, это художник» (видимо, чтобы не показаться глупыми) до «чисто пацанского», цитирую — «…а если я тебя начну грузить, знаешь ли ты моих корешей?…» 🙂 Уважаемые, в «Совке» каждый сантехник знал, кто такой Шостакович, Ойстрах, Коган… давайте, не будем оставаться невеждами, и не только на словах, но и на деле соотвествовать всем тем лозунгам и европейским ценностям, к которым нас так призывают. Займемся хоть немножечко самообразованием, чтобы не было стыдно, прежде всего, перед самим собой…
Пользуясь случаем, расскажу, вкратце, о том, кто же такой Шостакович.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из величайших советских композиторов, его часто называют «Бетховеном XX века», хотя, по моему мнению, этих двух композиторов не нужно сравнивать, т.к. каждый из них внес свой огромный вклад в развитие музыкального искусства.
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в семье инженера-химика, сотрудника Д.И.Менделеева Дмитрия Болесловавовича, большого любителя музыки. Любовь к музыке перешла к нему от отца — Болеслава Шостаковича — профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь. Тонкая душевная организация была присуща и другим членам семьи — матери будущего композитора, Софье Васильевне, которая решила сына в одинадцателетнем возрасте отдать в частную музыкальную школу известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера. Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу - у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.

Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев Шостакович перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паёк и персональную стипендию.

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году - по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии - Отто Клемперер, в США - Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича - обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова).

В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930-1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне - театр «Балтийский дом»).

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930-1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года).

В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии - произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию - произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде».

С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией - «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года - в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, (посвящённую извесному дирижёру Мравинскому Евгению Александровичу) в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг.

В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).

В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию.

В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и изгнан из них. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставляет его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован, и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году. Лишь спустя 13 лет Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где руководил несколькими аспирантами, в числе которых В. Биберган, Г. Белов, В. Наговицын, Б. Тищенко, В. Успенский (1961-1968).

В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» - образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - И. С. Баха, - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.

В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.

Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).

В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 - СК РСФСР (в 1960-1968 - первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС.

В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» - произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко - сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую - которая была исполнена в ноябре 1962 года.

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) - снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой - смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969-1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен, вопреки завещанию, на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль». Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.