Кто такие куртизанки? Куртизанка определение

Слово «куртизанка» в понимании середины шестнадцатого века означало высококлассную любовницу, прежде всего, ассоциируемую с богатыми, сильными мира сего, мужчинами высшего класса, которые в обмен на любовные услады усыпали ее драгоценностями и давали статус в обществе. В Европе эпохи Ренессанса куртизанки играли важную роль в аристократическом обществе, иногда даже исполняя роль жен на общественных приемах. Так как в то время это было обыкновением для королевских пар вести раздельную жизнь - женились, в основном, для того, чтобы не потерять королевскую линию крови и утвердить политические союзы - мужчины обычно искали дружбы куртизанок. В Могольской Индии была широко распространенна практика куртизанок до начала британского правления. Здесь они назывались тавайф и, прежде всего, были очень умелыми танцовщицами. В истории имеется несколько отдельных случаев, когда куртизанки были спутницами богатых женщин.

Куртизанки могли наслаждаться большей степенью свободы, чем обычные женщины их времени. К примеру, они были независимыми и имели стабильное финансовое положение. Контролируя самостоятельно все средства, которые они тратили, они не полагали надежд на своих мужей или других родственников мужского пола, как это делало большинство женщин.

В целом, существовало два типа куртизанок. Первая категория девушек, известных в Италии как cortigiana onesta, или честная куртизанка, считались интеллектуалками. Вторых называли cortigiana di lume, и считали их куртизанками низшего класса. Невзирая на то, что последние считались все же классом повыше обычной дамы легкого поведения, первых обычно романтизировали и даже в той или иной степени уравнивали с женщинами королевской фамилии. Именно с этим типом служительниц красоты ассоциируется понятие «искусство куртизанки».

Представительницы cortigiani onesti обычно были хорошо образованы, иногда даже лучше, чем средняя барышня из высшего общества, и постоянно занимались параллельной деятельностью, будучи художницами или актрисами. Выбирались они обычно исходя из параметров воспитания: социальных навыков, навыков общения, ума, чувства здравого смысла, дружелюбия, равно как и их физических данных. Обычно именно их остроумие и личные качества отличали их от обычных женщин. Интимное обслуживание также входило в из обязанности, но не являлось сугубой задачей. К примеру, они должны были быть всегда хорошо одеты и готовы вести разговор на любую тему от политики до музыки.

В некоторых случаях куртизанки рождались в небедных семьях и даже выходили замуж, но за мужчину ниже их по социальной лестнице, а не за своих клиентов. При таких условиях их отношения с теми, кто имел высокий социальный статус, обычно выливались в то, что повышался статус и их супругов. Но чаще всего супруги опасались таких занятий своих жен, поэтому многие куртизанки оставались незамужними.

С падением большинства монархий и ростом демократического обществ роль куртизанок изменилась. Теперь они играли роль шпионов - в качестве наиболее типичного примера можно назвать Мату Хари. Сегодня все еще можно встретить куртизанок старого типа, но это огромная редкость.

Слово «куртизанка» обычно также использовалось в политическом контексте, чтобы повредить репутации женщины или унизить ее. Наиболее яркими примерами этого было приписывание подобного ярлыка византийской императрице Феодоре, которая начала свою карьеру, как актриса бурлеска, но позднее стала женой императора Юстиниана и, после своей смерти, православной святой.

Гетеры, гейши, куртизанки - такие определения обычно дают женщинам, которые захотели и смогли сделать собственную внешнюю привлекательность в сочетании с высоким уровнем интеллекта своей профессией, то есть средством снискания Разница между ними и обычными проститутками состоит в расширении предлагаемого ними ассортимента услуг. Обычная «падшая женщина» не может (или не хочет) предоставить клиенту ничего, кроме своего тела. Понять, кто такая куртизанка, можно, только углубившись в исторические обстоятельства возникновения этого сложного ремесла, граничащего порой с искусством.

Античные гетеры

В те давние времена куртизанки тоже были, но назывались они иначе - гетерами. В их обязанности входило доставлять, помимо радостей телесных, также и удовольствия духовные. Среди таковых были и удачные замечания в ходе возникающих философских дискуссий, при этом реплики могли быть едкими. Ведь настоящему мудрецу всегда доставляло особое удовольствие обладать женщиной остроумной и ироничной. И Софокл, и Платон, и Эпикур не были чужды этих наслаждений, совмещая совместное времяпрепровождение с оттачиванием ума своих подопечных-содержанок, на которых они не скупились в своих щедротах. Наиболее известна на этом поприще Аспасия, добившаяся в конце концов того, что Перикл расстался с супругой, с которой прожил много лет, и женился на ней. Ее просвещенность была столь высока, что на философские лекции, читаемые ею, приходили Анаксагор, Сократ и Еврипид, очевидно, не без пользы для себя.

Японские гейши

Разобраться в том, кто такая куртизанка, можно и на примере гейш. Эта почтенная профессия предполагает безукоризненное знание этикета, что в Стране Восходящего Солнца успешно заменяет умение вести изысканную полемику, а кроме того, и высокий интеллектуальный уровень в сочетании с изысканным вкусом. Японские жены, признавая превосходство гейш в этих областях, не возражают против таких мужских слабостей, относятся к ним с пониманием и могут даже похвастаться наличием у супруга столь интересной подруги, впрочем с характерной для этого народа скромностью. Ведь таковой факт свидетельствует не только об утонченности мировосприятия мужа, но и его финансовой силе. Не у каждого японца есть гейша, в конце-то концов!

Институт благородных куртизанок

Наибольший расцвет это явление получило во Франции конца XVIII и начала XIX века, по крайней мере, если доверять классикам европейской литературы. Итальянское понятие Cortigiane в русской транскрипции звучит как «куртизанка». Значение слова - «придворная», что намекает на определенный привилегированный статус. Жила такая женщина за счет покровителя, с которым, как сейчас бы сказали, она «дружила». Мужчина, обладающий достаточными средствами, делился с нею не только ими. Он поверял куртизанке и свои мысли, надежды, чаяния. В ответ мужчина мог получить не только благодарность, сочувствие и душевную теплоту, но и менее приятные вещи, например, коварную измену или упреки, но это только добавляло остроты отношениям, а ее так не хватало пресыщенным вельможам.

Чтобы не подвергаться подобному унижению, мудрый к примеру, сам добровольно расстался со своей содержанкой понимая, что «не тянет» бремя расходов своей «дорогой подруги».

Париж, Париж…

Парижские куртизанки вообще были особым сортом этого «живого товара», хотя и делились, в свою очередь, на две основные подкатегории. Главными признаками, отличающими их, разумеется, были личные качества. От того, насколько много знала такая женщина, была ли она моложе и красивее других, зависела и цена, которую готовы были мужчины заплатить за ее благосклонность. Знатность происхождения роли не играла. Более того, исследователи эпохи, знающие, кто такая куртизанка не понаслышке, сходятся во мнении, что чаще всего такие женщины рождались в бедных семьях и всего, выражаясь опять же современным языком, «добивались сами». Ярким примером может послужить Селестина Венар, дочь рабочего, которая в 14 лет уже занималась проституцией, но, осознав бесперспективность этого дела (и отсидев в тюрьме), стала сперва актрисой, затем содержанкой герцога, а потом и графиней. Такая вот карьера.

Современная куртизанка. Фото модели

Есть ли куртизанки сегодня? Пожалуй, что в первоначальном понимании этого слова нет. И дело не в том, что отсутствуют в социуме женщины, обладающие достаточными личными качествами, такими как красота и ум, и готовые для достижения материального благосостояния пожертвовать определенными моральными принципами. Просто спрос на них массовым назвать трудно. В разговорном языке и прессе это слово иногда применяется в контексте: «Вот миллиардер-олигарх (имярек), а рядом с ним его куртизанка». Фото, на котором изображена счастливая пара, прилагается. Но что видит читатель? Некая «моделька» с ногами от коренных зубов, с улыбкой, которую можно завязать узелком на затылке, и почти полным отсутствием мысли на незамысловатом хорошеньком личике. Это кто такая? Куртизанка? Нет, просто содержанка, совета у нее в минуту трудного выбора спрашивать ее «спонсор» не станет, и графиней ей никогда не быть.

Кто такая куртизанка, наверняка, знают многие. Некоторые с фильмов о средневековых европейских странах, а другие с самой истории. Но все ли знают о тонкости такого призвания в те года? Ведь прошлый мир смотрел на куртизанок двусмысленно, одновременно осуждая их способ жизни и их моральные законы, но и всячески поддерживая их.

Куртизанка – женщина без постоянного партнера, которая не состоит в браке или же игнорирует брачные узы. Куртизанки имели большое количество половых связей, которое даже и не скрывали от общественности. Их осуждали и презирали, но моду на них постоянно поддерживали даже монархи разных стран. Как правило, практически каждая четвертая европейская страна имела свою историю развития подобного морального нонсенса и своих куртизанок.

Разные страны, разные обычаи… И только куртизанки в то время были одинаковыми, невзирая на социальное положение, семейный статус и возраст. Их любили и презирали, ими восхищались, и они же постоянно осуждались. Куртизанка – это та женщина, девушка, которая один день – королева мира, а на другой может умирать в захудалой больнице от смертельного венерического заболевания. Это те женщины, которые никогда и ни в чем не могли быть уверенны до конца. На них молились, но в то же время их гнали из собственных домов, как только те переставали быть красивыми и цветущими.

Самые интересные сведения о куртизанках не всегда присутствуют в учебниках истории. К примеру, в начале шестнадцатого века в Италии был издан монархом указ о том, что все куртизанки определенных кварталов обязаны сидеть днем возле окна и выставлять грудь и ноги напоказ. Целью властей страны был не совсем всеобщий разврат, но что-то похожее на это. Таким способом религиозные представители боролись с набравшим просто огромный размах гомосексуализмом.

А во Франции куртизанки нередко становились публичными и известными фаворитками короля, на которых старались быть похожими все остальные дамы страны, включая и королеву. Именно куртизанки вдохновили многих знаменитых писателей и композиторов на написания гениальных шедевров искусства, которыми мы восхищаемся и на сегодняшний день.

Куртизанка – жрица любви, но и та, которая полностью растратила свои чувства за деньги, социальный статус или сверкающие бриллианты. Обычные женщины их не прощали, обычные мужчины их любили, но никогда не женились на таких. Эти женщины поражали своим умом всех, ведь нередко они имели отличное образование и хорошо владели искусством поддержания любой беседы.

Куртизанка - звучит красиво и грациозно, в особенности по сравнению с сегодняшним названием аналогичной «специальности». Но можно ли сравнить средневековую куртизанку с современной работницей в сфере любви?! Куда подевался шарм, начитанность, умение слушать и вдохновлять? Проститутки в любое время считались грешницами, но в средневековые года их вид и ум заставлял преклоняться перед ними принцев и монархов. А нынешние «жрицы любви» так просто не умеют.

Сегодня слово «куртизанка» чаще всего употребляется в пренебрежительном значении и по сути является более мягким вариантом понятия «проститутка». Вместе с тем этот термин изначально имел смысл «придворная», а потом стал обозначать род деятельности некоторых . Неправильно считать, что куртизанка – это всего лишь женщина легкого поведения, прежде всего это муза, друг мужчины и его интересный собеседник.

Чем отличались куртизанки от остальных женщин?

В Европе эпохи Ренессанса куртизанки имели все то, чего недоставало обычным женщинам – они обладали определенной властью над мужчинами, были самостоятельны и могли распоряжаться собственными деньгами в отличие от честных жен, которые целиком и полностью зависели от воли своего супруга.

Куртизанки – красивые, развитые интеллектуально и одаренные всевозможными талантами , связь с которыми была престижна для любого мужчины. Именно поэтому отношения с куртизанками завязывали чаще всего богатые, знатные и влиятельные представители сильного пола. Члены королевской семьи не были исключением из этого , ведь браки среди августейших особ заключались по расчету, часто – между родственниками. В те времена не считалось зазорным состоять в браке с одной женщиной, а появляться вместе на официальных приемах совершенно с другой.

Куртизанки выгодно отличались от обычных женщин еще и тем, что помимо отношений с мужчинами занимались какой-то параллельной деятельностью. Часто это были образованные особы из хороших семей, и они занимались музицированием, живописью, имели склонность к иностранным языкам или были талантливыми танцовщицами. Это обстоятельство делало их, с одной стороны, финансово независимыми, а с другой, расширяло круг общения и предоставляло возможность для знакомства с потенциальным покровителем.

Самые известные куртизанки – кто они?

Куртизанки не только скрашивали жизнь знатных мужчин, но и сами оказывали непосредственное влияние на ход истории. Достаточно вспомнить таких известных куртизанок, как Клеопатра – последняя царица Египта, Диана де Пуатье – спутница Генриха II, которая затмила его официальную супругу Екатерину Медичи, и Роксолана – возлюбленная султана Сулеймана. Последняя представляет собой практически беспрецедентный пример женщины, которая обладала ни с чем не сравнимой властью в исламском мире.

Некоторые куртизанки выходили замуж за мужчин, которые не являлись их клиентами, а, напротив, находились ниже своих избранниц на социальной лестнице. Тем самым они повышали статус своих мужей. Но чаще всего куртизанка оставалась незамужней, при этом никогда не будучи одна.

Итальянское слово cortigiana, от которого произошло слово куртизанка, первоначально означало "придворная дама".
В истории немало примеров, когда женщины, не имевшие доступа к власти, покоряли города и государства, используя свой ум, красивое тело и слабости мужчин.
Придворная дама Графиня Кастильоне ценой одной ночи убедила Наполеона поддержать объединение Италии. Греческая гетера Фрина Мнесарета благодаря совершенству своего тела избежала смертной казни, а судебный процесс над ней вошел в историю.

Помимо умения выгодно продать свое тело, Фрина умела искусно вести беседу, танцевать, играть на многих музыкальных инструментах, имела хорошее образование и прекрасное чувство юмора. Фриной ("Жаба") ее прозвали из-за оливкового оттенка кожи. (Мнесарета означает "Помнящая о добродетелях")
Фрина родилась в Феспии в первой половине IV века до н.э. в семье состоятельного врача Эпикла. Она выросла настоящей красавицей с совершенным телом и сбежала из дома в Афины, чтобы стать гетерой и делать то, что запрещалось допропорядочным женщинам - разговаривать с незнакомыми мужчинами, ходить в откровенных нарядах, пользоваться духами и косметикой. В Афинах она сумела получить хорошее образование, разбогатеть и свести дружбу со многими влиятельными политиками, известными художниками и писателями. Она стала музой великого скульптора Праксителя и знаменитого художника Апеллеса, запечатлевшего ее на века в образе выходящей из воды Венеры.
Когда один из отвергнутых ею поклонников обвинил Фрину в оскорблении богов, что каралось изгнанием или смертной казнью, она предстала перед афинским правосудием. Во время процесса знаменитый греческий оратор Гиперид сорвал с нее одежду прямо перед судьями и воскликнул: "Разве может такая красота оскорбить богов?"
200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность. Согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.


Жан Леон Жером. Фрина перед судом Ареопага. 1861 г.
Фрина и греческие гетеры заслуживают отдельного рассказа. Их истории необычайно интересны. Я сделаю на эту тему отдельный пост. Если интересно))
Венецианские куртизанки вошли в историю благодаря покровительству дожей и свободе нравов в Венеции.

Начиная с эпохи Ренессанса куртизанками (фр.courtisane, итал.cortigiana, "придворная") стали называть проституток, работающих в высших слоях общества. В период эпохи Возрождения появился термин "cortigiane oneste" -"честная куртизанка". В данном случае честность означала только образованность, культуру, хорошие манеры и принадлежность к мещанскому образу жизни.
Самые знаменитые куртизанки, оставшиеся в истории - несравненная Imperia, императрица римских куртизанок, писатель и философ римлянка Tullia d"Aragona, венецианские поэтессы Gaspara Stampa и Veronica Franco.

Венецианская куртизанка - романтический, интригующий образ. Это прекрасная дама, балансирующая между пропастью и троном, порочная, умная, талантливая, любимая всеми и ненужная никому.


"Куртизанка". Joseph Heintz Старший (1564-1609) Kunsthistorisches Museum


"Куртизанка". Предположительно портрет Туллии д’Арагон кисти Моретто или Йозефа Хейнца.


Портрет Gaspara Stampa. 1523-1554. Гравюра.

Согласно документу от 1542 года проститутками в Венеции считались все незамужние женщины, имеющие интимную связь с одним или более мужчинами, а также замужние дамы, проживающие отдельно от мужа и имеющие интимные связи с другими мужчинами. В XVI веке их количество составило 10% от общего числа населения. В 1498 году, после 150-летнего принудительного проживания специально отведённом для них квартале, проституткам, наконец, разрешили свободно передвигаться по городу.
Один венецианец, вернувшись на родину после долгого проживания за границей, был просто поражен: "Венеция стала настоящим борделем!"

Эти женщины жили в прекрасную и жестокую эпоху расцвета культуры и искусства, когда публичных женщин жестоко преследовали и в них же нуждались.
Мужское население было многочисленнее женского, к тому же многие мужчины не имели возможности жениться: моряки и военные в силу профессии, подмастерьям это запрещалась. Венецианская Республика открыла свободную дорогу проституции, чтобы "уберечь благодетель жён и честь мужей". Считалось, что если не будет куртизанок, то "не будет ни порядочных девушек, ни честных жен".

По сравнению с другими городами, Венеция отличалась независимостью и свободными взглядами, поэтому жизнь венецианских куртизанок была относительно спокойной.
Проституция приносила городу хороший доход, к тому же контролировать куртизанок было выгоднее, чем содержать их в тюрьмах или казнить за счет казны. Церковь терпимо относилась к куртизанкам, чтобы бороться с гомосексуалиализмом, который был в то время настоящим бичом общества, особенно среди интеллектуалов и религиозных санов. Властями даже был издан официальный указ, обязывающий куртизанок сидеть напротив окон с обнаженной грудью и выставленными на улицу ногами, привлекая собою мужчин для отвращения от гомосексуальных связей.

Куртизанок делили на категории в зависимости от занимаемой ступени на профессиональной лестнице и социального положения в обществе.

Честные куртизанки cortigiane oneste находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей из высшего сословия, обладали определенной независимостью и свободой передвижения, были обучены правилам хорошего поведения, умели вести застольную беседу, обладали высокой культурой и нередко литературными талантами.
Представители знати открыто содержат куртизанок, окружают их прислугой, покупают им роскошные платья и драгоценности, нанимают им дома или отдают в их распоряжение свой, превращая его в блестящий предмет роскоши. Здесь они бывают совершенно открыто, приводят друзей и устраивают общие празднества. Связь с куртизанкой, безумная трата на нее денег являются одним из способов демонстрации богатств и положения. Особенно богатые содержали целые гаремы куртизанок. Такие содержанки знати, кардиналов и прелатов назывались в Италии — в отличие от обыкновенных meretrices — courtisanae honestae.

В Венеции, по словам Монтеня, насчитывалось полтораста первоклассных куртизанок, соперничавших блеском и роскошью с принцессами. Ради славы содержать знаменитую куртизанку разорился не один аристократ. Ради обладания известной куртизанкой рисковали не только состоянием, но и жизнью. К самым шикарным их них наносили визиты князья и короли, оставляя в их спальнях целое состояние за ночь любви. Такой была знаменитая венецианка Вероника Франко, философ и поэт, женщина, с которой провел ночь французский король ГенрихIII во время своего пребывания в Венеции.


Veronica Franco. Portrait by Paolo Veronese.

Вероника долгое время была подругой великого Тинторетто и принимала в своем салоне знаменитых писателей и художников Италии, Франции и Германии. Говорили, что если она меняла место жительства, "ее переезд напоминал переезд королевы", весть о котором повсюду распространяли посланники.

Благодаря щедрым дарам своих покровителей, честные куртизанки становились владелицами недвижимого имущества, нежились в роскоши, и как самые изысканные принцессы устраивали ежедневные приёмы. Ремесло куртизанок было настолько выгодно, что матери в надежде пристроить дочь под опеку знатного вельможи, готовы были вкладывать немало средств в их обучение. Не все честные куртизанки жили в роскоши, но все без исключения жили в хороших условиях.
Траты куртизанок были столь высоки, что в 1542 Декретом Сената Венеции им было запрещено использовать в отделке жилья атласные и тонкие дорогие шёлковые ткани. Декрет не выполнялся, и дома честных куртизанок по-прежнему ломились от роскоши: атласная обивка, расписная мебель, шёлковые балдахины, эротические фрески на потолках. Помимо кошек и собак многие любили держать заморских обезьян и экзотических птиц.

К менее удачливой и более многочисленно категории относились куртизанки низших сословий. Некоторые из них просто не сумели подняться до уровня честных куртизанок, другие, удостоившись такой высокой чести, не смогли удержать положение и скатились вниз. Некоторые из них попадали в публичные дома в злачных кварталах Рима к небогатым грубым клиентам, другие промышляли в оздоровительных салонах - stufe, которые из лечебных и массажных заведений постепенно превратились в своего рода публичные дома, распространившись во всех римских кварталах. Говорят, сам Рафаэль являлся владельцем одной из таких stufe, а Микеланжело был завзятым посетителем stufe, куда приходил совершенствовать технику изображения обнажённых тел.

Честные куртизанки уделяли много времени уходу за телом, не отставая от дам высшего света, а возможно, были даже более опрятны и ухожены.
Утром, не вставая с постели, куртизанка совершала тщательный туалет, очищая зубы и омывая свое тело отваром из ароматных трав. Затем служанки приводили ей в порядок волосы и ногти, опрыскивали духами и умащивали благовониями.
В то время вошли в моду светлые волосы. Художники изображали златовласых ангелов и мадонн, поэты воспевали светловолосых красавиц. И тогда все венецианки стали осветлять волосы, часами просиживая на открытых террасах под лучами палящего солнца. Они покрывали голову широкополой соломенной шляпой без дна, высвободив наружу волосы, смазанные раствором из осадка белого вина и оливкового масла. Но уже в XV веке Caterina Sforza осветляла волосы более простым способом, без солнечных ванн, с помощью красителей из соды и углекислого калия.


Palma Vecchio. Courtesan.

Одежда честных куртизанок совершенно не отличалась от нарядов дам высшего света, так что порой было трудно определить на глаз, кто есть кто. Поэтому во Флоренции в 1546 был заново введён в действие средневековый закон, обязывающий куртизанок использовать опознавательные знаки: покрывать лицо жёлтой вуалью или прикреплять к одежде жёлтый бант. В 1562 году ношение вуали заменили беретом.
Туалеты куртизанок по роскоши не уступали туалетам благородных дам, а те в свою очередь ни в чем не уступали куртизанкам. Благородные дамы носили такое же открытое декольте, так что даже в храм являлись с практически обнаженной грудью, прикрыв соски прозрачной тканью или сеткой.
Один английский путешественник так описывает венецианок: "Платья венецианских дам спереди и сзади, укреплены китовым усом. Светлые волосы уложены толстыми косами в виде своеобразных рогов. Сзади на плечи спадает чёрная вуаль, не закрывающая ни волос, ни плеч, ни грудей, которые открыты почти до живота. Женщины кажутся выше мужчин, так как носят обувь на очень высокой платформе, почти 50 см.

Поэтому рядом с госпожой идут две служанки, на одну дама опирается при ходьбе, другая несёт её шлейф. Нетвёрдой походкой передвигаются молодые и пожилые дамы, показывая обнажённую грудь всем встречным."

В каждом городе была своя мода, но повсюду, честных куртизанок и знатных дам объединяло общее желание носить самые дорогие и изысканные ткани. Часто материя украшалась золотыми подвесками или драгоценными камнями, иногда ткань была соткана с золотой нитью в виде сетки с прикрепленным к ней жемчугом. Не говоря уже о драгоценностях, колье, цепях, браслетах, диадемах с крупными алмазами, рубинами, и жемчугами. Все это носилось не только вечером, но и днем. Куртизанки низшего ранга носили менее дорогую одежду, но они так же использовали шёлковые ткани, золотые браслеты, серебряные цепи и тонкие шёлковые чулки.
Когда был выпущен указ, запрещающий римским куртизанкам носить золото, серебро, вышивки, бархат и другие дорогостоящие вещи, женщины прибегли к уловке и стали прятать свои изысканные наряды под длинными накидками в виде плаща.
Впрочем, этот указ распространялся на всех женщин и был связан не с моралью, а скорее направлен на борьбу с излишествами, причиняющую вред всему обществу. Мода на роскошные наряды привела к тому, что девушки из хороших семей не имели возможности выходить замуж. Чтобы обеспечить девушке достойное приданное с дорогими нарядами, многие семьи приходили в разорение.

В 1535 году в Венеции вышел закон, обязывающий граждан вести более скромный образ жизни с прилагаемым к нему списком разрешенных драгоценностей:
- чепцы из золотых или серебряных нитей, ценой не выше 10 дукатов
- кольца или одна нить жемчуга не дороже 200 дукатов (позволено носить только на шее)
- одна золотая цепочка или бусы не дороже 40 дукатов.
Перечисленные драгоценности уже сами по себе целый капитал, поэтому можно только предположить, какими богатствами владели венецианцы того времени.

Затем пришла новая мода на ношение мужской одежды. Эта вольность сразу же была запрещена местными властями и церковью. Французский путешественник XVIII века с изумлением сообщает в письме приятелю, что "итальянские куртизанки носят под юбками небольшие штанишки". Этот предмет туалета обнаруживается именно у куртизанок - панталоны считались крайне неприличными, так как означали узурпацию мужского предмета туалета. Правда, сами венецианские куртизанки находили, что в мужскую одежду облачаются лишь те, у кого не хватает средств на роскошные женские туалеты.

Фрагмент картины The Family of Darius before Alexander the Great (detail) 1570

Все куртизанки пользовались декоративной косметикой. Имеющие хороший вкус пользовались румянами очень умеренно, только лишь для того, чтобы скрыть излишнюю бледность. Вымывшись, накрасившись, причесавшись и одевшись, куртизанка начинала свой день, совершая прогулку по улицам города в сопровождении поклонников, которые задаривали красавиц подарками. Бывало, что в праздники куртизанка со свитой наведывалась в церковь, вызывая протесты населения и городских властей. В храме они продолжали обниматься, хихикать с кавалерами, выкрикивать непристойности и употреблять неуместные жесты, будто это не церковь, а карнавальное шествие.
Но не все куртизанки вели себя подобным образом, некоторые из них скромно молились в церкви, в сторонке от честных женщин.

Обедали куртизанки обычно скромно и быстро, в одиночестве или в кругу семьи. А вот ужин обычно оплачивали её любовники и состоял он не меньше чем из пяти блюд, иногда доходил до двадцати. На стол подавались дорогие вина, разные сорта салатов и зелени, огромное количество дичи. По этому случаю в Венеции был даже запрещён отстрел фазанов и других диких птиц, запрещалось употребление куропаток, фазанов, павлинов, голубей, диких петухов, устриц, шампиньонов и марципанов. Но как часто бывает, закон остался лишь на бумаге. За ужином и танцами вечер затягивался. Когда все гости начинали расходиться, оставался лишь тот, кому была обещан ночь любви.

Салоны знаменитых куртизанок посещали известные артисты, поэты, представители местной власти и иностранные вельможи. Особо важных гостей куртизанка принимала в отдельном boudoir, остальные приглашались в общий салон, где с ними заигрывали, одаривая поцелуями и многообещающими взглядами. Чтобы вызвать ревность у поклонников, хозяйка дома нередко удалялась на некоторое время с одним из гостей в свою спальню.

В то время существовало довольно мало общественных публичных развлечений, обычно это были карнавальные или религиозные процессии, иногда праздники в честь высоких гостей. Молодые и образованные люди не имели большого желания проводить тоскливые вечера в семейном кругу с жёнами, не умевшими связать двух слов. Их тянуло в общество куртизанок, где можно было пообщаться, поиграть, потанцевать и повеселиться.


Michiel Parrhasio. Courtesan Playing Lute

В высших салонах много говорилось о литературе, поэзии и искусстве. Imperia читала книги на латинском языке и сочиняла стихи. Madrema-non-vuole настолько владела искусством общения, что её сравнивали с Цицероном, она знала наизусть всего Петрарку и Боккаччо и огромное количество стихов на латыни. Gaspara Stampa и Veronica Franco были признаны в Венеции талантливыми поэтессами. Посетители таких салонов оставили упоминания о куртизанках в своих литературных трудах.

ФРАНКО ВЕРОНИКА (VERONICA FRANCO) 1546-1591.
Итальянская куртизанка и поэтесса. Родилась в Венеции и была единственной дочерью из четырех детей в семье Агостино Франко, небогатого человека благородного присхождения и известной куртизанки Паолы Ваноцца Фракасса (Paola Fracassa)
Вероника воспитывалась в атмосфере свободных нравов, обучалась в основном присутствуя на уроках, даваемых ее братьям частными учителями. Но зато она могла наблюдать в салоне своей матери за выдающимися людьми. Ведь в салон к Ваноцце наведывались великие художники, писатели и мыслители эпохи Возрождения. Кто-то из них исправлял ее сочинения по латыни и французскому, кто-то учил держать с изяществом и твердостью арфу и кисть. К 14 годам Вероника владела этикетом, отличалась знанием наук и языков, писала стихи, неплохо играла на лютне и спинете.


Портрет Вероники Франко. 1575. Предположительно кисти Веронезе или Доменико Тинторетто.
Вустерский музей искусств. Массачусетс.

Мать Вероники Веноцца считалась одной из самых дорогих куртизанок Венеции.
Сам великий Тинторетто захаживал в ее салон. Однажды, когда изящный флирт гостя с хозяйкой за полным яствами столом уже заканчивался и приближался переход в спальню, в залу вошла стройная девушка. Ее кожа как-будто светилась в лучах солнца, она несла свою высокую грудь гордо и волнующе. Девушка подошла к хозяйке, почтительно поцеловала ей руку и исчезла за драпировкой двери.
- Кто она? - спросил Тинторетто.
- Вероника, моя дочь, - сухо ответила Ваноцца. Гость впервые отвернулся от нее, и это вызвало в ней досаду. Восхищенный Тинторетто не обратил на это внимания.
- Идеальная красота! Я должен написать ее портрет! Завтра же!
Он ушел, отказавшись от ласк Ваноццы.

Вероника оказалась великолепной натурщицей, и вскоре портрет был готов. Художник показал его Ваноцце, ожидая похвал, но та лишь спросила:
- И как же Вы назовете эту работу?
- "Женщина, приоткрывающая свою грудь".
С этой минуты больше всего на свете Ваноцца хотела побыстрее избавиться от дочери.
Это был день, когда Ваноцца почувствовала в Веронике опасную соперницу. Ей было уже 33 года, возраст по меркам XVI века для женщины весьма почтенный.
Как всегда в трудную минуту, Ваноцца обратилась за помощью к мужу, и тот без труда выдал решение:
- Веронике пора замуж!
И тут же предложил в женихи Paolo Panizza, богатого врача с обширными связями, обслуживающего венецианскую аристократию. Правда, ему 45, он толст, плешив, нечистоплотен и патологически скуп… Но чем не выгодная партия? Увидев будущего супруга, Вероника ужаснулась.
- И я должна принадлежать этому монстру? Никогда!
Но синьор Франко был непреклонен:
- Или под венец, или в монастырь!
И Вероника пошла под венец.

Однако очень скоро супруги расстались, и Франко потребовала вернуть ей приданое. Так же как и мать, она стала профессиональной куртизанкой.
Франко родила шестерых детей от разных мужчин, трое из которых умерли в детстве. Благодаря своей профессии она содержала большой дом, хозяйство, прислугу, имела возможность нанимать детям частных учителей.
Познакомившись с известным в Венеции "литературным советником" Доменико Вениером, она вошла в элитарный литературный салон, где собирались поэты, художники, музыканты и политики. Гостями салона были знатные венецианцы и гости города. Они читали друг другу свои стихи, наслаждались игрой музыкантов, играли сами, пели, развлекались, вели светские разговоры, сплетничали, любезничали, заводили любовные интрижки.

Читала здесь свои стихи и Вероника Франко. Позже они были опубликованы в сборнике "Terze rime". До нас так же дошли 50 писем Франко "Lettere di cortegiane", одно из которых адресовано французскому королю Генриху III, 21 письмо к Тинторетто, в том числе с благодарностью за написанный им ее портрет, остальные о повседневной жизни, обсуждение литературных проектов, размышления о придворных нравах и женских добродетелях.

Несмотря на то, что Франко принадлежала к кругу придворной элиты, это не оградило ее от преследования инквизиции. В 1580 она предстала перед инквизиционным трибуналом, оговоренная наставником своего сына Ридольфо Ваннителли (Ridolfo Vannitelli), обвинившим ее в колдовстве. Благодаря умелой защите, помощи Доменико Вениера и предрасположенности к ней некоторых членов трибунала, она не была осуждена, но сам процесс нанес ее репутации непоправимый ущерб. В годы чумы (1575-77) она лишилась большей части своего имущества, личных средств и многих друзей. После смерти в 1582 г. ее друга и покровителя Доминика Вениера она вынуждена была переселиться в район, где доживали свои дни обедневшие проститутки и умерла там в возрасте сорока пяти лет.


Cсылки и иллюстрации постов