Кто такая снегурочка и откуда она взялась? Исследовательский проект «Кто такая Снегурочка

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) новогодняя Троица - Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. Хотя чаще всего в новогодние дни мы встречаем все-таки Деда Мороза и Снегурочку. Откуда взялась эта снежная внучка? В этом мы попробуем разобраться.

Кострома или Снегурочка?

Первоначально этот образ возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома - не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.

Существовал такой весенне-летний обряд «Похороны Костромы», связанный с прощанием с весной и окончанием Русалочьей недели. Ведь недаром Снегурочка состоит, все-таки, из воды.

Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит её с образом Снегурочки.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

- первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу;

- второе рождение Снегурочки - в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле;

- третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы.

- четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

В Костроме у Снегурочки тоже есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.

Однако существует и мнение, что Кострома никак не связана со Снегурочкой.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома...) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы).

Снегурочка и Галатея

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов, иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

Снегурочка - литературный персонаж

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Славянской Богиней Снегурочку сделал под влиянием исследований А.Н. Афанасьева в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка - персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и даёт возможность отдохнуть от своих проблем.

Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему - до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Вот такая она - история снежной внучки -Снегурочки. В какую версию верить, выбирать вам, уважаемые читатели.

С наступающим новым годом!

Юная помощница Деда Мороза – внучка Снегурочка является уникальным новогодним персонажем, встречающимся только в русской культуре. Невероятно милая Снегурочка без труда находит общий язык с лесными зверями и непоседливыми малышами, которые видят в ней посредника при общении с Дедом Морозом.

Каждая девочка, выбирая костюм на новогодний карнавал, мечтает быть Снегурочкой, поскольку она является воплощением красоты, добродушия и воспитанности.

Родом из сказки

Вечно юная и сияющая Снегурочка вошла в нашу реальность со страниц книги «Поэтические воззрения славян на природу», автором которой является русский фольклорист Александр Афанасьев. В 1869 году он рассказал трогательную историю про старую бездетную пару Ивана и Марью, которым для полного счастья не хватало в доме только детей.

Однажды зимой они вылепили для себя из снега доченьку Снегурку, которая ожила и наполнила их жизнь радостью. Впрочем, семейная идиллия длилась недолго: с приходом тепла родители прятали Снегурочку от солнечных лучей, но все же не уберегли её – ослушавшись стариков, она отправилась с подружками на праздник Ивана Купалы и вместе со всеми решила прыгнуть через костёр.

Вдохновившись рассказом Афанасьева, писатель Александр Островский решил написать свою пьесу под названием «Снегурочка», в которой родителями бледнолицей новогодней красавицы являются Весна-Красна и Дед Мороз.

Драматург изобразил Снегурочку 15-летней девушкой, облачённой в шубу с меховым воротником, изящную шапку и тёплые рукавички. По сюжету Снегурочка живет в лесу и лишь однажды под надзором Бакулы-бобыля отправляется в слободу Берендеевку к людям, которые увлекли её своими волшебными песнями.

Именно в этот день слободчане отмечали День весеннего равноденствия, когда в свои законные права вступал языческий бог солнца – Ярила, от тепла которого таяли зимние сугробы. Не устояла под натиском жгучих лучей и Снегурочка, но тая весной, она снова возрождалась зимой.

К образу Снегурочки в своём творчестве обращался композитор Римский-Корсаков, написавший одноименную оперу, имевшую огромный успех.

Фольклорные корни

Возможно, свою биографию Снегурочка ведёт из русского фольклора, основывавшегося на языческих верованиях. Поклонники одной версии, считают Снегурочку воплощением богини зимы - Мораны, которая символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. С приходом весны и тепла Морана, так же как и Снегурочка, таяла, однако вновь возрождалась с первыми заморозками.

Другие видят в Снегурочке прототип Костромы – чучела, сжигаемого во время празднования Ивана Купалы. Ещё существует мнение, что это рождающаяся с приходом зимы снежная нимфа, которая испаряется весной, забирая с собой мечты о хорошем урожае сельчан.

Как ни парадоксально, но Снегурочку также сопоставляют с богиней весны – Лелей, видя в ней символ возрождения природы: родившись из снега, она дарит счастье пожилой чете, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие почве.

Не зря же Снегурочку также считают олицетворением речной воды, скованной мощными льдами.

Совместный выход

Когда 1935 году в СССР стали официально отмечать Новый год, главными символами торжества были определены Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка. Кстати, до сих пор неизвестно, с чьей легкой руки между ними возникла такая родовая связь.

Уже через два года в столичном Доме Союзов на первом новогоднем балу у самой главной ёлки страны состоялся дебютный совместный выход этих персонажей. С тех пор Снегурочка верой и правдой служит своему дедушке, помогая ему в общении с детьми, в раздаче подарков, организации весёлых игр и хороводов.

Немного подзабыли про Снегурочку в суровые годы войны, но в воцарившееся мирное время она вновь блистала с Дедом Морозом на всех кремлёвских ёлках. Кстати увлекательные сюжеты приключений новогодних героев выходили из-под пера всеми любимых детских писателей Сергея Михалкова и Льва Кассиля.

Место рождения Снегурочки

В отличие от Деда Мороза, выбравшего своей вотчиной Великий Устюг, Снегурочка обосновалась в Костроме, куда ей можно посылать письма сразу на два адреса - на ул. Лагерную 38, где стоит её терем, и на ул. Ленина 3.

Хотя жители деревни Берендеевка на границе Ярославской и Костромской областей, считают Снегурочку своей землячкой.

Часто по этому поводу с ними спорят смотрители имения Щелыково, в стенах которого Островский создал пьесу «Снегурочка».

Ещё одним местом на карте России, ассоциируемым со Снегурочкой является подмосковное имение Саввы Мамонтова - Абрамцево, где художник Васнецов написал образ зимней красавицы в сарафане, лаптях и ленточным ободком на голове.

Кроме того на сцене абрамцевского театра была впервые поставлена посвящённая Снегурочке пьеса Островского и прозвучало музыкальное сочинение Римского-Корсакова.

Образ Снегурочки

Кроме Васнецова над внешним обличьем Снегурочки задумывались живописцы Врубель и Рерих: первый изобразил её в снежно-пуховой шубе, отороченной мехом горностая, а второй, представляя её символом России, расписал наряд таинственными завитками и орнаментами.

В современном облике Снегурочки переплелись старые и добавились новые черты: наряду с 8-ми лучевым венцом с серебром и жемчугом она может надеть капюшон, облачиться в костюм, как белого, так и голубого цвета.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.


Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


История Снегурочки.

Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Мара

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Марена

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Зима Марена

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Снегурочка Островского

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Снегурка

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.


Кострома. Терем Снегурочки зимой.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Письма Деду Морозу

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу



Елена Смирнова

История Снегурочки

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке , которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А . Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867) .

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка » . В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички) . Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку , девочки наряжались в костюмы Снегурочки , делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала .

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Снегурочка : откуда она к нам пришла?

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой необычной девушки на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем : «Снегурочка ! Снегурочка ! Снегурочка !» И даже представить трудно, что на наш зов может никто не откликнуться. А между тем в жизни Снегурочки была своя печальная история . И прежде чем прийти на наши елки ей довелось погибнуть ради любви. Как и положено личности такого масштаба, жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже : откуда взялась эта вечная спутница Деда Мороза? По одним данным ее родила Большая Ель (бывает и такое) . Светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей. По другим источником , ее вылепили из снега бездетные старики Иван и Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли. В конце весны пошла она с подружками в рощу на гулянье. Собирала вместе со всеми цветы, плела венки и пела песни. А когда зашло солнце все стали прыгать через костер : была такая старорусская забава. Снегурочке , надо сказать, такие развлечения явно были противопоказаны. Но наивная девушка не догадывалась об опасности высоких температур и… растаяла. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год , когда Александр Николаевич Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка » . Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.

С легкой руки классика обзавелась Снегурочка и родителями . Оказывается, родилась она от брака грозного Мороза и молодой Весны. Суровый отец держал дочь в строгости, запирал в тереме и никуда не выпускал. Но девочка устала жить в царстве льда и снега . Нежная мать пожалела дочь и, несмотря на гнев мужа, выпустила ее к людям. Как показывают дальнейшие события - зря. Берендеи приняли Снегурочку . Она поразила их своей необычной красотой. В ее сердце не было тепла, она была холодна и казалась неприступной, а это, как известно, во все времена привлекало мужчин. Ей же понравился пастух Лель. Своими песнями он разбудил в сердце Снегурочки неведомую раньше страсть. В знак расположения она подарила ему цветок, но Лель не принял подарок. Надменная красота Снегурочки оставила его равнодушным. Он бросил цветок и умчался веселиться с друзьями и подружками. А в это время к красивой берендейке Купаве приехал жених Мизгирь. Случайно он увидел Снегурочку и был покорён . Не задумываясь, он отказался от своей невесты, чем вызвал всеобщее возмущение. Берендеи осудили Мизгиря и обрекли на вечное изгнание. Но даже это его не остановило, и пылкий влюбленный признался Снегурочке в своих чувствах . Ей же вовсе не нужна была любовь молодого красавца! Она убежала в лес, где случайно натолкнулась на влюбленную пару : Лель успокаивал обиженную Купаву и объяснялся ей в любви. Сердце Снегурочки впервые познало ревность, и в отчаянии она решила просить у матери Весны дать ей любовь :

Любви прошу, хочу любить.

Отдай Снегурочке девичье сердце , мама!

Отдай любовь иль жизнь мою возьми!

На рассвете матушка подарила ей венок, в котором была заключена волшебная сила любви, заодно предупредив дочь, чтобы та береглась лучей бога Солнца - Ярило. Как и все дети, Снегурочка не прислушалась к советам своей мамы. Ее сердце разрывалось от новых неведомых ей чувств к Мизгирю, который не смог удержаться от соблазна показать свое счастье всему миру. Он привел Снегурочку во дворец к царю Берендею и попросил его благословения. И тут… первый луч восходящего солнца убил Снегурочку :

Но что со мной : блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома !

О, мать-Весна… благодарю за радость,

За сладкий дар любви!

Какая нега томящая течет во мне!

О Лель, в ушах твои чарующие песни,

В очах огонь… и в сердце… и в крови во всей огонь…

Снегурочка знала , что любовь убьет ее, но предпочла сгореть в этом огне, чем жить с холодным сердцем. «Люблю и таю, таю от сладких чувств любви» . Это были последние слова Снегурочки . Мизгирь не смог пережить своего горя. Он бросился в озеро и погиб. Благодаря этой красивой сказке, Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам : Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды : светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем; маленькую меховую шубку. В 1927 году Снегурочка и Дед Мороз (а также Новогодняя ёлка) попали в опалу : советская власть признала этих сказочных существ ненужными пережитками буржуазного прошлого. Долгих семь лет советская детвора была лишена радости новогодних праздников. И только в 1935 году Новогодняя ёлка торжественно вернулась. Но еще целых два года она проходила без Деда Мороза и его сказочной внучки. В 1937 году на Елке в кремлевском Колонном зале впервые после долгого перерыва знаменитая пара появилась на празднике. С тех пор они неразлучны.

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.