Кто основал романтизм. Что такое романтизм в русской литературе? Особенности романтизма

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ

1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы (лит.).

2. Умонастроение, характеризующееся преобладанием мечтательной созерцательности и чувства над рассудком, идеализацией действительности (книжн.). «Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца.» Белинский .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "РОМАНТИЗМ" в других словарях:

    I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской… … Литературная энциклопедия

    - (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения,… … Художественная энциклопедия

    Романтизм - РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это именно романтизм. Еще кн. П. А. Вяземский в письме к Жуковскому остроумно заметил: «романтизм, как… … Словарь литературных терминов

    - (ново лат. с греч. окончанием). Литературное направление, начавшееся у романских народов и состоящее в обращении к источникам народной поэзии и жизни, в противоположность псевдо классическому направлению. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа… … Политология. Словарь.

    Романтизм - Романтизм ♦ Romantisme Противоположность классицизма, но со знаком «плюс» и в отношении содержательности (в отличие от барокко, которое противостоит классицизму, во всяком случае французскому, скорее со знаком «минус» и в отношении формы).… … Философский словарь Спонвиля

    романтизм - а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно поэтические темы. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 1 й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе,… … Большой Энциклопедический словарь

    Стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… … Философская энциклопедия

    - (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм… … Энциклопедия культурологии

    Романтизм - (французское romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре сформировавшееся в конце 18 1 й половине 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Романтизм , Норберт Вольф. Продолжающаяся серия, выпускаемая совместно с немецким издательством`Taschen`. На рубеже XVIII-XIX вв. в среде немецких философов, писателей и художников стал распространяться новый взгляд на…

Романтизм

РОМАНТИ́ЗМ -а; м. [франц. romantisme]

1. Направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не связанных долгом. Р. Гюго. Р. Жуковского.

2. Художественный метод в литературе и искусстве, проникнутый оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Р. ранних произведений Горького.

3. Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью. Р. молодости. Юношеский р. Склонность к романтизму.

Романти́ческий; Романтиза́ция (см.).

романти́зм

(франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII - первой половине XIX вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца XVIII в., в рационализме идеологии Просвещения, в идеях общественного прогресса, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремлённость к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворённой и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска, поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-х гг. XIX в. под влиянием литературного романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально напряжённому, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчётливо - в скульптуре и архитектуре (например, неоготика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главный представитель романтизма: в литературе - Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке - Ф. Шуберт, К. М. фон Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, И. Брамс; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тёрнер, в России - О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИ́ЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века.
Зарождение. Аксиология
Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) , художественные поиски предромантических течений (сентиментализм (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ) , «штюрмерство»), Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) , немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Парадоксы романтизма
Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества - с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, - с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт - с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному (причем особенному не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль (см. БАРОККО) или предромантизм, но переворачивалась сама иерархия общего и единичного); интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления - обладанию, динамики - статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.
Поэзия как философский камень
В полемике с Просвещением романтизм формулирует программу переосмысления и реформы философии в пользу художественной интуиции, в чем поначалу он очень близок раннему этапу немецкой классической философии (ср. тезисы «Первой программы системы немецкого идеализма» - наброска, принадлежащего Шеллингу (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) или Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих) : «Высший акт разума… есть акт эстетический… Поэзия становится… наставницей человечества; не станет более философии… Мы должны создать новую мифологию, эта мифология должна… быть мифологией разума»). Философия для Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) - главных теоретиков немецкого романтизма - вид интеллектуальной магии, с помощью которой гений, опосредуя собой природу и дух, создает органическое целое из разрозненных феноменов (см. ФЕНОМЕН) . Однако восстановленный таким образом абсолют романтики трактуют не как однозначную унитарную систему, а как постоянно самовоспроизводящийся процесс творчества, в котором единство хаоса и космоса каждый раз достигается непредсказуемо новой формулой. Акцент на игровом единстве противоположностей в абсолюте и неотчуждаемости субъекта от построенной им картины универсума делает романтиков соавторами диалектического метода, созданного немецким трансцендентализмом (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ) . Разновидностью диалектики можно считать и романтическую «иронию» с ее методом «выворачивания наизнанку» любой позитивности и принципом отрицания претензий любого конечного явления на универсальную значимость. Из этой же установки следует предпочтение романтизмом фрагментарности и «сократичности» как способов философствования, что в конечном счете (наряду с критикой автономии разума) привело к размежеванию романтизма с немецкой классической философией и позволило Гегелю определить романтизм как самоутверждение субъективности: «подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой - духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».
Новый взгляд на внутренний мир
Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли (см. ШЕЛЛИ Мэри) ).
Понимание прошедших эпох
В поисках культурных союзников романтическая мысль обращается к античности и дает ее антиклассицистское толкование как эпохи трагической красоты, жертвенного героизма и магического постижения природы, эпохи Орфея (см. ОРФЕЙ) и Диониса (см. ДИОНИС) . В этом отношении романтизм непосредственно предшествовал перевороту в понимании эллинского духа, осуществленному Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) .
Средневековье также могло рассматриваться как близкая по духу, «романтическая» по преимуществу культура (Новалис (см. НОВАЛИС) ), но в целом христианская эпоха (включая современность) понималась как трагический раскол идеала и действительности, неспособность гармонически примириться с конечным посюсторонним миром. С этой интуицией тесно связано романтическое переживание зла как неизбывной вселенской силы: с одной стороны, романтизм увидел здесь глубину проблемы, от которой Просвещение как правило попросту отворачивалось, с другой – романтизм с его поэтизацией всего сущего частично утрачивает этический иммунитет Просвещения против зла. Последним объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии 20 в.
Влияние на науку
Романтическая натурфилософия, обновив возрожденческую идею человека как микрокосма (см. МИКРОКОСМ) и привнеся в нее идею подобия бессознательного творчества природы и сознательного творчества художника, сыграла определенную роль в становлении естествознания 19 в. (как непосредственно, так и через ученых - адептов раннего Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) - таких, как Карус, Окен (см. ОКЕН Лоренц) , Стеффенс). Гуманитарные науки также получают от романтизм (от герменевтики Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих) , философии языка Новалиса (см. НОВАЛИС) и Ф. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) ) импульс, значимый для истории, культурологии, языкознания.
Романтизм и религия
В религиозной мысли романтизм можно выделить два направления. Одно было инициировано Шлейермахером («Речи о религии», 1799) с его пониманием религии как внутреннего, пантеистически окрашенного переживания «зависимости от бесконечного». Оно существенно повлияло на становление протестантского либерального богословия. Другое представлено общей тенденцией позднего романтизма к ортодоксальному католицизму и реставрации средневековых культурных устоев и ценностей. (См. программную для этой тенденции работу Новалиса «Христианство, или Европа», 1799.).
Этапы
Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) , Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих) , Новалис (см. НОВАЛИС) , Тик (см. ТИК Людвиг) , позже – Шлейермахер и Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) ), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской (см. ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЕ РОМАНТИКИ) и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь (см. СТАЛЬ Жермена) «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.
Философы-романтики
Философское влияние романтизма заметно прежде всего в таком умственном течении, как «философия жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ) ». Своеобразным ответвлением романтизма можно считать творчество Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) , Гельдерлина (см. ГЕЛЬДЕРЛИН Фридрих) , Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен) , Карлейля (см. КАРЛЕЙЛЬ Томас) , Вагнера-теоретика, Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) . Историософия Баадера (см. БААДЕР Франц Ксавер фон) , построения «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ) » и славянофилов (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) в России, философско-политический консерватизм Ж. де Местра (см. МЕСТР Жозеф Мари де) и Бональда (см. БОНАЛЬД Луи Габриель Амбруаз) во Франции также питались настроениями и интуициями романтизма. Неоромантическим по характеру было философствование символистов (см. СИМВОЛИЗМ) кон. 19- нач. 20 вв. Близка романтизму и трактовка свободы и творчества в экзистенциализме (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) .
Важнейшие представители романтизма в искусстве
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА) ). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).
Главные представители романтизма в литературе - Новалис (см. НОВАЛИС) , Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ) , Э. Т. А. Гофман (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) , У. Вордсворт (см. ВОРДСВОРТ Уильям) , В. Скотт (см. СКОТТ Вальтер) , Дж. Байрон (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон) , П. Б. Шелли (см. ШЕЛЛИ Перси Биш) , В. Гюго (см. ГЮГО Виктор) , А. Ламартин (см. ЛАМАРТИН Альфонс) , А. Мицкевич (см. МИЦКЕВИЧ Адам) , Э. По (см. ПО Эдгар Аллан) , Г. Мелвилл (см. МЕЛВИЛЛ Герман) , М. Ю. Лермонтов (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) , В. Ф. Одоевский (см. ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович) ; в музыке - Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц) , К. М. Вебер (см. ВЕБЕР Карл Мария фон) , Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард) , Г. Берлиоз (см. БЕРЛИОЗ Гектор) , Н. Паганини (см. ПАГАНИНИ Никколо) , Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц) , Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик) ; в изобразительном искусстве - живописцы Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) , Т. Жерико (см. ЖЕРИКО Теодор) , Ф. О. Рунге (см. РУНГЕ Филипп Отто) , К. Д. Фридрих (см. ФРИДРИХ Каспар Давид) , Дж. Констебл (см. КОНСТЕБЛ Джон) , У. Тернер (см. ТЕРНЕР Уильям) , в России - О. А. Кипренский (см. КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович) , А. О. Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович) .


Энциклопедический словарь . 2009 .

Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

Романтизм в литературе

В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

Романтизм как жанр живописи

Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.

РОМАНТИЗМ - художественный метод и международное литературное направление, возникшие в Западной Европе в конце XVIII столетия, а в России в начале XIX и остававшиеся продуктивными и ведущими до 40-х гг., у некоторых же авторов (как В. Гюго) и позднее.

Слово “романтическое” - более раннее. Оно, “появившееся во второй половине XVII в. в Англии, затем, спустя несколько десятилетий, во Франции и Германии, означало отсылку к роману (“как в романе”), а понятие о последнем восходило к рыцарскому жанру, предполагавшему картину мира необыкновенную, отличную от воспринимаемой в повседневности”. То есть первоначально романтическим “именовалось все фантастич<еское>, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности”. На правдоподобие претендовал рационалистический классицизм (этим мотивировалось правило “трех единств” в драматургии - единства места, времени и действия), тем более западноевропейская просветительская литература XVIII в. Между тем исторические события рубежа XVIII-XIX вв. вызвали разочарование в иллюзиях просветителей относительно разумного устройства общественной жизни, превратности истории и судеб ее виднейших деятелей способствовали распространению иррационализма и повышенной эмоциональности восприятия окружающего. Высшей ценностью стала представляться необыкновенная личность с могучими страстями, совершенно независимая, уравниваемая с целым миром, противостоящая всему, что вне ее. Романтизм стал выражением этого мироощущения в искусстве.

“Романтики воспроизводили характеры своего времени - характеры людей, отошедших от своих старых связей и только еще вступавших в новую систему отношений. Ho осваивали они эти характеры, художественно типизировали их таким образом, что разрыв со старыми условиями жизни абсолютизировался ими в виде полной независимости индивида ни от кого и ни от чего: ни от Бога, ни от родовой человеческой природы, ни от окружающих его обстоятельств, в виде абсолютной самоценности отдельной человеческой личности”.

Противостояние исключительной личности и низменного (по ее масштабам) мира приводит к “мировой скорби” (“болезни века”) персонажей и лирических героев романтической литературы, что с особенной остротой проявилось в творчестве Дж.Г.Н. Байрона, существенно повлиявшего на русскую литературу (Пушкин периода южной ссылки и особенно Лермонтов). Реакцией на несовершенство мира явились мечтательность в ‘‘пассивном” и “активном” (бунтарском) вариантах и ее следствие - романтическое “двоемирие”. Первый русский романтик В.А. Жуковский писал о невозможности передать земным языком божественную сущность жизни, “сие присутствие Создателя в созданье” (“Невыразимое”, 1819). Юный Лермонтов, который как бы вел своеобразный поэтический дневник, признавался: “Моя душа, я помню, с детских лет / Чудесного искала” (“1831-го июня 11 дня”) - и еще раньше: “В уме своем я создал мир иной / И образов иных существованье; / Я цепью их связал между собой, / Я дал им вид, но не дал им названья...” (“Русская мелодия”, 1829). “Активный”, непокорный романтик Лермонтов был мечтателем не меньше, чем “пассивный”, смирный Жуковский, творивший заведомо условный, фантастический мир “страшных” баллад. В 1840 г. Лермонтов вспоминал свои ранние годы: “Так царства дивного всесильный господин - / Я долгие часы просиживал один, / И память их жива поныне / Под бурей тягостных сомнений и страстей...” (“Как часто, пестрою толпою окружен...”). В мечтах истощил свои душевные силы и его герой Печорин, чей еще во многом романтический характер показан уже во многом реалистически. Грушницкий - эпигон истинно романтического сознания и поведения, опошляющий то, что начиналось как протест против пошлости, заурядности людей и окружающей реальности.

Среди романтических “миров иных” были и другие исторические эпохи. Именно в романтизме появился историзм, ставший затем одной из основ реализма, а Вальтер Скотт создал жанр исторического романа, в котором приключения вымышленных героев, часто между двух враждующих станов, приходят к благополучному завершению при участии персонажей исторических, не главных, но играющих в сюжете важнейшую роль (схема вальтерскоттовского романа сохранена в “Капитанской дочке” Пушкина, произведении уже во многом реалистическом). Осознание различий исторических эпох происходило на фоне осознания устойчивых национальных особенностей бытия и сознания каждого народа, так что романтики явились и первыми художниками, сознательно воспроизводившими национальную специфику (в России первоначально под наименованием “народности”), причем как своего народа, так и других: экзотика, особенно кавказская, стала одним из признаков русского романтизма и в стихах (поэмы Пушкина, Лермонтова), и в прозе (повести А.А. Бестужева, писавшего под псевдонимом Марлинский). Романтические исторические романы создали M.Н. Загоскин, И.И. Лажечников. Романтический тип историзма, резко противопоставлявший разные эпохи, а не связывавший их цепью закономерного развития (“Да, были люди в наше время...”), сохранялся и в поэтических произведениях, приобретших заметные реалистические черты (“Бородино”, “Песня про царя Ивана Васильевича...”, “Дума” Лермонтова).

Вообще особенностью русского романтизма является то, что он и на восходе и на закате не был “чистым”. В лирике Жуковского, преимущественно раннего, сохраняется влияние сентиментализма (повышенная чувствительность при поэтизации простых, обыкновенных человеческих отношений), в стихах К.Н. Батюшкова - эпикуреизм (воспевание радостей жизни) XVIII в., в поэзии декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, а также Пушкина петербургского (послелицейского) периода - высокий стиль классицизма. При этом русская литература перешла от романтизма к реализму в лице наивысших своих гениев не позже, а даже несколько раньше западноевропейских. С другой стороны, в целом в рамках романтизма осталось поэтическое творчество виднейших его представителей Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева (последний дожил до 1873 г.), романтической по преимуществу является лирика А.А. Фета, в общем доминирует романтизм и в многожанровом творчестве А.К. Толстого.

Тем не менее в 1890-е гг. впечатление абсолютной новизны произвели ранние произведения М. Горького, облеченные в форму экзотических рассказов, легенд и “песен”. Их тоже называют романтическими за неимением более подходящего определения, однако это уже другой, заведомо условный, как бы стилизованный “романтизм”, создававшийся художником-реалистом: Горький не только писал в те же 90-е гг. вполне реалистические произведения, но и в “романтических” косвенно воспроизводил современную социальноисторическую проблематику (в “Старухе Изергиль” Ларра и Данко опосредованно выражают идеи буржуазного индивидуализма и гражданского служения, в том числе революционной жертвенности, а вместе с тем рассказ вполне убедительно воссоздает особенности архаического сознания и поведения). К литературе XX в., например творчеству А. Грина, понятие “романтизм” применяется также по инерции, ввиду недостатка терминов для обозначения похожих, но все-таки разных явлений. Вместе с тем вполне приемлем термин “неоромантизм”, особенно по отношению к символизму (см.: Модернизм).

От романтизма нужно отличать романтику - разновидность возвышенного отношения к жизни, глубоко личностного, особо эмоционального, воодушевленного стремлением к неким идеалам, зачастую неопределенным, являющимся следствием неудовлетворенности повседневностью. Соответствующий тип содержания в искусстве может быть присущ не только романтизму. Из числа реалистов XIX в. к романтике и вообще “поэтичности” был особенно склонен И.С. Тургенев. В советское время романтика как вид энтузиазма навязывалась, поначалу успешно, и литературе, и сознанию людей, особенно молодежи.