Кто бы мог подумать, что у русской матрешки японские корни. Японский Фукурума — прототип русской Матрешки

Версия - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

Японская кукла Дарума:

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Японская кукла Дарума:

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

Японская кукла Фукурума:

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».via



Один из главных образов, возникающих при упоминании России , это матрешка - расписная точеная деревянная кукла, считающаяся (с долей иронии или совершенно серьезно) чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и «загадочной русской души», воспринимающаяся то верхом искусства, то жутким китчем.

Однако, насколько русской является русская матрешка?

Как у каждого национального символа, у матрешки есть легенда появления. И как во многих легендах правда обросла домыслами. Давайте и мы добавим свою порцию.

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Легенда называет место появления, имена токаря и художника, первых выточивших и раскрасивших куклу. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Практически во всех источниках сказано, что прообразом первой матрешки был японский божок . Действительно во 2-й половине XIX в. В Европе и России появилась мода на все японское, был необыкновенный спрос на японские гравюры любого содержания и качества, экзотические азиатские статуэтки и т. п. Но с конкретным прототипом - «отцом» матрешки ясности нет. Чаще всего звучит имя «старец Фукурума».

Первая группа легенд «узнаёт» в Фукуруме длинноголового Фукурокудзю (福禄寿) - бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Фукурокудзю изображают в виде старика с необычайно вытянутым лбом, часто несущим признаки фаллического культа. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки.

Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья», ситифукудзин . Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин.

Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.

По другой версии у Фукурокудзю была позаимствована только форма, а рекурсивным содержанием ее наполнил уже на русской почве токарь Василий Звездочкин . Действительно точеная посуда и деревянные разъемные сувениры, вроде пасхальных яиц были, мягко говоря, не в диковинку русским мастерам, т. е. в техническом плане матрешка не представляла собой особой новизны или сложности.

Про построенные на принципе матрешки пасхальные яйца, а заодно про глубокий символизм такой схемы можно прочесть у Пришвина:

...Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше...
Михаил Михайлович Пришвин. Курымушка/Кащеева цепь


Современная фигурка Дарумы

Вторая группа легенд видит родство матрешки и основателя дзэн-буддизма Дарумы . Дарума (達磨) - японский вариант имени Бодхидхарма , так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь . «Изобретению» чань-буддизма (или по-японски дзэна ) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим.

Интересно, что кроме матрешки и дзэн-буддизма Даруме приписывается еще один полезный вклад. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.

В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет - так относится в храм и сжигается.

На родстве русских матрешек японской культуре и «обратном» восприятии матрешки японцем построен совместный советско-японский художественный фильм 1966 г. «Маленький беглец» (小さい逃亡者). По сюжету главный герой - десятилетний японский мальчик - получает в подарок от гастролировавшего в Японии русского клоуна Юрия Никулина сувенирный набор матрешек. В поисках отца мальчик бежит в СССР и преодолевает путь с Дальнего Востока до Москвы и Ленинграда, сталкиваясь на пути с рядом трудностей. Главный герой подсознательно чувствует «волшебность» фигурок и при встрече с каждой следующей проблемой загадывает желание у одной из кукол-матрешек. Проблемы чудесным образом решаются, а «сработавшая» матрешка оставлялясь мальчиком.

Есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка - кокэси (小芥子). Для нее отдельно вытачиваются на токарном станке цилиндрическое тело и головка, соединяемые так, что головка может вращаться, издавая при этом скрип, похожий на плач.

Тем не менее, нашей матрешке чуть более ста лет. Как народный промысел матрешка молода, но ее происхождение овеяно тайной. Неизвестно точное время изготовления первой матрешки и исторические предпосылки. Возникают вопросы по поводу авторства первой матрешки и ее названия.

История матрешки

Фукуродзю

Многие исследователи придерживаются версии происхождения матрешки от японской складной игрушки, изображавшей одного из семи японских богов удачи – Фукуруму (Фукурокуджу, Фукурокудзю) — бога учености и мудрости. Но проблема заключается в отсутствии такой игрушки у японцев, а также и самого слова «фукуруму».

Существует легенда XV века, по которой семь китайских мудрецов на корабле сокровищ перебрались в Японию. Среди них был мудрец Фукуродзю (Фукурокудзю). В Японии он считается богом мудрости, ученой карьеры, интуиции и долголетия. Фукуродзю является синтезированным образом трех китайских звездных старцев Фук, Лук и Сау (Фу, Лу и Шоу), поэтому имеет еще одно имя Шоу – Син.

Изображение Фукуродзю, чаще всего рисованные или скульптурные (нэцкэ), отличалось вытянутой вверх головой, что свидетельствовало о его мудрости. Складной игрушки этого божка, тем более популярной, скорее всего, просто не существовало. Во всяком случае, найти материал по японской складной кукле очень сложно.

Некоторые русские и японские исследователи считают прообразом матрешки очень популярную в Японии куклу Дарума. Появление фигурок дарума датируется XII-XIV веками. Эта кукла несет ярко выраженное религиозно – культовое и даже магическое значение. Особенностью ее является наличие пустых глазниц.


Дарума

Покупая такую куклу перед Новым годом и загадывая желание, японцы рисуют ей один глаз и оставляют на год. Если желание сбывается, ей рисуют второй глаз, если не сбывается – несут обратно в тот храм, где её купили. Собранные таким образом куклы впоследствии сжигаются, но этот обряд является не местью кукле, а символом поиска новых путей осуществления задуманного.

Известный нам вид кукла Дарума приобрела примерно 200 лет назад. Часто её выполняют в виде куклы — неваляшки, окрашенной в красный, чтобы отпугивать демонов оспы, желтый, зеленый и белые цвета. Кстати, она считается также прообразом русской неваляшки, которая появилась в России в начале XIX века. Возможно Дарума и вдохновила русских мастеров на создание куклы неваляшки, а вот матрешки… Весьма сомнительно.

Традиционной и очень популярной в Японии является кукла Кокэси, которая тоже могла быть прообразом нашей матрешки.


Кокэси

Если в японской семье рождалась мертвой дочка или она умирала в возрасте до трех лет, ее просто закапывали и в память о ней делала куклу Кокэси. Поэтому кукла изображает только девочек и представляет цилиндрическую основу с двигающейся округлой головой. Статус некоего сувенира Кокэси приобретает примерно 200 лет назад.

Что сближает Кокеси с матрешкой? И Кокэси, и матрешка выполняются из дерева и украшаются росписью. Но конструкция и внутреннее содержание кукол различно. Поэтому вряд ли Кокэси имеет какое–либо отношение к матрешке.

Существует еще один момент, на который, по моему мнению, следует обратить внимание. Почти весь период Эдо* (1603 – 1868г.) в Японии проводилась политика сакоку, то есть страна не вела торговли, не сообщалась с другими странами за исключением Китая и Голландии, с которыми отношения, надо полагать, были тоже ограниченными. Вряд ли в это время большими партиями вывозились куклы ритуального значения, как Даруму или Кокеси.

*В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо - золотой век литературы и японской поэзии.

В культуре Японии куклы играют важную роль. Японскими мастерами созданы замечательные образцы кукол из бумаги, ткани, глины, дерева и других материалов. Объемные японские игрушки существуют более 1500 лет, а вот кукла в виде матрешки появляется только в конце XIX века. В конце XIX века родилась и русская матрешка.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы?

Первая матрешка

Считается, что первая матрешка была выточена русским токарем В. П. Звездочкиным, а расписана гуашью художником Сергеем Малютиным. И хотя авторство художника в некоторых источниках подвергается сомнению из-за отсутствия предварительных эскизов, он мог расписать игрушку экспромтом.

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно в середине XIX века (1844г.).

А вот в русской культуре принцип вложения использовался издавна. Русскими мастерами точились вложенные пасхальные яйца, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году Прокопию Иванову был дан заказ росписи 170 пасхальных яиц. В XVIII-XIX веках роспись пасхальных яиц получает широкое распространение. В 1874 году братья Тюлины — иконописцы из Мстеры выполнили пасхальные яйца для приветствия высоких особ. Каждое яйцо было выточено из дерева и состояло из двух половинок. Яйцо было изящным и легким.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) — Канун Пасхи в старину

Надо сказать, что деревянные игрушки на Руси делали всегда с большой любовью. По археологическим данным известно существование игрушек уже в IX веке.

В 1721 году для детей Петра I были закуплены разные игрушки, в том числе трое деревянных детей и целый городок с солдатами. Все это мы узнаем из записей дворцовых расходов.

Поражает разнообразие игрушек и творческая фантазия их авторов. В России существовали разнообразные деревянные куклы: барыни, гусары, дети, петрушки, клоуны, солдаты и т. д., не говоря уже об изображениях животных. Игрушечное кустарное производство достигло наибольшего расцвета в середине XIX века.

Обилию не только деревянных, но и других игрушек приходится только удивляться: «дитяшки», «моргалки», «матросики», «кучерки», «пеленашки», «скелетки», «талии».

Причем, многие из них были механическими. Какие только механизмы не использовались для того, чтобы оживить игрушку. К тому же на рубеже XIX – XX веков развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, которая начала постепенно терять свои позиции под натиском фабричной и заводской продукции. Искались новые формы традиционных изделий.

. Катя с куклами.1923 г.

Но вернемся к матрешке. Если сопоставить исторические версии возникновения неваляшек и матрешек, то получается такая картина. В начале XIX века в Россию завезли куклу Дарума и на её основе русские мастера сочинили Ваньку – встаньку.

В конце XIX века завезли куклу Фукурума и русские умельцы, наконец, додумались, что вместо складного деревянного яйца или яблока можно сделать деревянную складную куклу. Возникает вопрос. Имея давний богатый опыт изготовления точеных, резных, замысловатых механических деревянных игрушек, русский человек до матрешки своим умом дойти не мог? Замечу, ни идея вкладывания, ни идея изготовления кукол из дерева, ни форма матрешки, напоминающая в целом яйцо, для него новыми не были. К тому же прямых доказательств заимствования этих кукол от японских образцов нет.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

В России традиционная кукла матрешка появилась сравнительно недавно: лишь в 90-х годах XIX столетия. Тем не менее уже во время проведения Всемирной выставки в Париже 1900 года матрешке удалось завоевать золотую медаль, подтвердив статус национального символа.

В начале было…

Несмотря на то что во всем мире матрешка считается неизменным символом русской культуры, мало кому известно, что на самом деле прообразом этой знаменитой раскладной куклы послужила Дарума - японская «матрешка», которая была олицетворением Бодхидхармы. Однако история ее появления имеет намного более древние корни.

Первые раскладные куклы появились еще в Древнем Китае во времена империи Сун, около 1000 года н. э. Внешне они выглядели совсем не как куклы. Это были небольшие ящички, красиво украшенные и многофункциональные. Значительно позже, в XVIII веке, принцип их устройства стал использоваться для изготовления наборов раскладных кукол: в каждой кукле большего размера находится куколка поменьше. Так и появились первые «матрешки».

В китайском варианте внутри самой маленькой куклы находилось лишь одно зерно риса - символ божественной духовной пищи.

А что в Японии?

Согласно легендам, давным-давно в Китае поселился буддийский монах родом из Индии и основал там монастырь Шаолинь, где медитировал дни и ночи в течение 9 лет. Звали мудреца Бодхидхарма. В японском варианте это имя известно как Дарума. Подобно святому Антонию, подвергавшемуся многочисленным искушениям во время своего пребывания в пустыне, Дарума должен был преодолевать всевозможные испытания, то и дело сваливающиеся на него. Однажды мудрец осознал, что вместо медитации он пребывает во сне. Тогда Дарума совершил отчаянный поступок: срезав свои веки, он бросил их наземь и продолжил медитацию. Впоследствии из-за долгого сидения Дарума перестал контролировать собственные руки и ноги, поэтому деревянную куклу с его изображением, появившуюся в Японии, принято изображать безногой и безрукой.

Сотни и тысячи японцев ежегодно совершают особый новогодний ритуал, связанный с их верой в чудодейственную силу Дарумы. Сама японская матрешка имеет округлую форму, по сути, являясь не столько «матрешкой» в традиционном понимании, сколько куклой-неваляшкой. У нее большие круглые глаза без зрачков, что необходимо для совершения ритуала. Куклу покупают в храме и дома загадывают желание. Затем один глаз раскрашивают, т. е. открывают Даруме глаз. В таком виде матрешка будет стоять в доме целый год и, если желание исполняется в течение этого времени, то ей раскрашивают второй глаз. Это благодарность Даруме. В противном случае японскую матрешку относят обратно в храм, сжигают и покупают новую.

Семь человеческих тел

Есть иная версия возникновения японской матрешки. Игрушка, согласно ей, была соединена с восточной философией русским монахом, бежавшим в Японию. Прообразом этой матрешки стало изображение Фукурумы (или Фукурокудзю).

В японской традиции выделяется семь богов счастья - так называемые ситифукудзин, каждый из которых контролирует лишь одно из семи человеческих тел. Среди них есть тот, который отвечает за мудрость, высокие интеллектуальные способности и богатство - Фукурума. Японская матрешка с его изображением имеет собственные уникальные особенности. Это, прежде всего, высокий удлиненный лоб, на котором виднеются глубокие морщины, и посох, который Фукурума держит в руках.

Но как появилась сама матрешка? Точно сказать никто не сможет. Считается, будто однажды неизвестный японский мастер создал семь кукол-изображений ситифукудзин и поместил одна в другую. Самой крупной и главной среди них был Фукурума. В нем и пряталась вся его «божественная» семья.

Путь в Россию

В продолжение этой версии появления русской матрешки стоит отметить, что многие всерьез полагают, будто именно эту японскую матрешку, с изображением Фукурумы, привезли в Россию в 1890 году. И привезли не куда-нибудь, а в усадьбу Абрамцева, где проживал типограф Анатолий Мамонтов, брат известного русского мецената Саввы Мамонтова. Ему принадлежала мастерская «Детское воспитание», где работали художник-модернист Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин.

Когда художник увидел японскую куклу и воодушевился ее необычным устройством, в голове у него возник интересный замысел. Его он вскоре изложил Звездочкину, у которого и заказал изготовление первой в России русской матрешки. Роспись куколок Малютин осуществил собственноручно. Поначалу это были скромные девушки в простых платьях, раскрашенные гуашью. Однако позже роспись стала усложняться - появились матрешки со сложными цветочными орнаментами и сказочными сюжетами. Количество матрешек из одного набора также увеличивалось. Но самая первая матрешка до сих пор не утеряна. Она хранится в музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Вернемся в Японию

Мы уже рассмотрели три версии происхождения матрешки, но есть и четвертая. Существует еще одна японская матрешка - кокеши (или кокэси). Местом происхождения ее считается Тохоку, окраина японского острова Хонсю. Что касается даты рождения… Предположительно, это XVII-XVIII века, но некоторые специалисты утверждают, что кукла появилась на свет более 1000 лет назад.

Кокеши представляет собой красиво расписанную девочку. Ее изготавливают из дерева, и состоит она из двух раздельных частей: небольшого цилиндрического туловища и головки (см. фото японской матрешки ниже). Бывает, что кокеши делают из цельного бруска дерева, но это встречается очень редко. Заметьте, что эта японская кукла также не имеет ни рук, ни ног.

Для изготовления кокеши подходят самые различные деревья - от клена и березы до утонченного вишневого дерева. Кукла обычно раскрашивается в красный, черный и желтый цвета и украшается растительными мотивами, столь характерными для японской культуры.

Интересно, что у традиционных кокеши выделяется как минимум 11 типов формы. Самая популярная - «наруко кокеши». У нее головка может поворачиваться, а сама кукла издает при этом звук, очень похожий на тихий плач. Отсюда ее второе название - «плачущая кокеши».

В целом, кокеши - чрезвычайно популярная игрушка в современной Японии. Они символизируют собой жизнерадостность, стойкость уклада японской культуры, преемственность традиций предков. Они обладают значительной культурной ценностью. Пожалуй, по этим характеристикам японские матрешки очень схожи с их русскими «сестрами».

Таковы предположения о происхождении русской матрешки. Как оказалось, не так уж традиционна она для культуры России, как многие привыкли думать. Одно несомненно: прообраз разборных кукол появился еще в далекие времена благодаря усилиям и воображению японских мастеров. Что из этого вышло? Смотрите сами.

Современные матрешки

Сегодня наборы разборных кукол пользуются высокой популярностью по всему миру. Помимо традиционных мотивов, все чаще мастера используют свои неординарные и иногда очень смелые идеи для росписи матрешек. Так появились матрешки, изображающие политических лидеров, музыкальных идолов, животных. На самом деле они показывают все, на что способна фантазия мастера. Разнообразие столь велико, что традиционные мотивы почти полностью ушли на задний план. Возможно, именно в этом секрет ее популярности? Среди огромного выбора каждый может найти что-то по душе.

Для любителей животных

Здесь есть матрешки, изображающие птиц, медведей, кошек и собак - все это по-прежнему напоминает о старинных русских традициях, сохранившихся с незапамятных времен. Разве могут эти матрешки не умилять и не заряжать позитивом?

Матрешки-президенты и куклы для болельщиков

Еще один оригинальный вариант росписи матрешек - изображения президентов и государственных служащих различных стран, которые все еще ведут политическую деятельность либо уже оставили след в истории человечества.

Актуальная для этого года тема росписи матрешек - ФИФА 2018. Сохранив исконный русский облик голубоглазой красавицы, фартук матрешки украсили символикой главного футбольного соревнования.

Тем не менее, нашей матрешке чуть более ста лет. Как народный промысел матрешка молода, но ее происхождение овеяно тайной. Неизвестно точное время изготовления первой матрешки и исторические предпосылки. Возникают вопросы по поводу авторства первой матрешки и ее названия.

История матрешки


Фукуродзю

Многие исследователи придерживаются версии происхождения матрешки от японской складной игрушки, изображавшей одного из семи японских богов удачи - Фукуруму (Фукурокуджу, Фукурокудзю) — бога учености и мудрости. Но проблема заключается в отсутствии такой игрушки у японцев, а также и самого слова «фукуруму».

Существует легенда XV века, по которой семь китайских мудрецов на корабле сокровищ перебрались в Японию. Среди них был мудрец Фукуродзю (Фукурокудзю). В Японии он считается богом мудрости, ученой карьеры, интуиции и долголетия. Фукуродзю является синтезированным образом трех китайских звездных старцев Фук, Лук и Сау (Фу, Лу и Шоу), поэтому имеет еще одно имя Шоу - Син.

Изображение Фукуродзю, чаще всего рисованные или скульптурные (нэцкэ), отличалось вытянутой вверх головой, что свидетельствовало о его мудрости. Складной игрушки этого божка, тем более популярной, скорее всего, просто не существовало. Во всяком случае, найти материал по японской складной кукле очень сложно.

Некоторые русские и японские исследователи считают прообразом матрешки очень популярную в Японии куклу Дарума. Появление фигурок дарума датируется XII-XIV веками. Эта кукла несет ярко выраженное религиозно - культовое и даже магическое значение. Особенностью ее является наличие пустых глазниц.


Дарума

Покупая такую куклу перед Новым годом и загадывая желание, японцы рисуют ей один глаз и оставляют на год. Если желание сбывается, ей рисуют второй глаз, если не сбывается - несут обратно в тот храм, где её купили. Собранные таким образом куклы впоследствии сжигаются, но этот обряд является не местью кукле, а символом поиска новых путей осуществления задуманного.

Известный нам вид кукла Дарума приобрела примерно 200 лет назад. Часто её выполняют в виде куклы — неваляшки, окрашенной в красный, чтобы отпугивать демонов оспы, желтый, зеленый и белые цвета. Кстати, она считается также прообразом русской неваляшки, которая появилась в России в начале XIX века. Возможно Дарума и вдохновила русских мастеров на создание куклы неваляшки, а вот матрешки… Весьма сомнительно.

Традиционной и очень популярной в Японии является кукла Кокэси, которая тоже могла быть прообразом нашей матрешки.


Кокэси

Если в японской семье рождалась мертвой дочка или она умирала в возрасте до трех лет, ее просто закапывали и в память о ней делала куклу Кокэси. Поэтому кукла изображает только девочек и представляет цилиндрическую основу с двигающейся округлой головой. Статус некоего сувенира Кокэси приобретает примерно 200 лет назад.

Что сближает Кокеси с матрешкой? И Кокэси, и матрешка выполняются из дерева и украшаются росписью. Но конструкция и внутреннее содержание кукол различно. Поэтому вряд ли Кокэси имеет какое-либо отношение к матрешке.

Существует еще один момент, на который, по моему мнению, следует обратить внимание. Почти весь период Эдо* (1603 - 1868г.) в Японии проводилась политика сакоку, то есть страна не вела торговли, не сообщалась с другими странами за исключением Китая и Голландии, с которыми отношения, надо полагать, были тоже ограниченными. Вряд ли в это время большими партиями вывозились куклы ритуального значения, как Даруму или Кокеси.

*В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии.

В культуре Японии куклы играют важную роль. Японскими мастерами созданы замечательные образцы кукол из бумаги, ткани, глины, дерева и других материалов. Объемные японские игрушки существуют более 1500 лет, а вот кукла в виде матрешки появляется только в конце XIX века. В конце XIX века родилась и русская матрешка.

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы?

Первая матрешка

Считается, что первая матрешка была выточена русским токарем В. П. Звездочкиным, а расписана гуашью художником Сергеем Малютиным. И хотя авторство художника в некоторых источниках подвергается сомнению из-за отсутствия предварительных эскизов, он мог расписать игрушку экспромтом.

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно в середине XIX века (1844г.).

А вот в русской культуре принцип вложения использовался издавна. Русскими мастерами точились вложенные пасхальные яйца, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году Прокопию Иванову был дан заказ росписи 170 пасхальных яиц. В XVIII-XIX веках роспись пасхальных яиц получает широкое распространение. В 1874 году братья Тюлины — иконописцы из Мстеры выполнили пасхальные яйца для приветствия высоких особ. Каждое яйцо было выточено из дерева и состояло из двух половинок. Яйцо было изящным и легким.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954) — Канун Пасхи в старину

Надо сказать, что деревянные игрушки на Руси делали всегда с большой любовью. По археологическим данным известно существование игрушек уже в IX веке.

В 1721 году для детей Петра I были закуплены разные игрушки, в том числе трое деревянных детей и целый городок с солдатами. Все это мы узнаем из записей дворцовых расходов.

Поражает разнообразие игрушек и творческая фантазия их авторов. В России существовали разнообразные деревянные куклы: барыни, гусары, дети, петрушки, клоуны, солдаты и т. д., не говоря уже об изображениях животных. Игрушечное кустарное производство достигло наибольшего расцвета в середине XIX века.

Обилию не только деревянных, но и других игрушек приходится только удивляться: «дитяшки», «моргалки», «матросики», «кучерки», «пеленашки», «скелетки», «талии».

Причем, многие из них были механическими. Какие только механизмы не использовались для того, чтобы оживить игрушку. К тому же на рубеже XIX - XX веков развернулось широкое общественное движение за сохранение национальной культуры, которая начала постепенно терять свои позиции под натиском фабричной и заводской продукции. Искались новые формы традиционных изделий.

Зинаида Серебрякова . Катя с куклами.1923 г.

Но вернемся к матрешке. Если сопоставить исторические версии возникновения неваляшек и матрешек, то получается такая картина. В начале XIX века в Россию завезли куклу Дарума и на её основе русские мастера сочинили Ваньку - встаньку.

В конце XIX века завезли куклу Фукурума и русские умельцы, наконец, додумались, что вместо складного деревянного яйца или яблока можно сделать деревянную складную куклу. Возникает вопрос. Имея давний богатый опыт изготовления точеных, резных, замысловатых механических деревянных игрушек, русский человек до матрешки своим умом дойти не мог? Замечу, ни идея вкладывания, ни идея изготовления кукол из дерева, ни форма матрешки, напоминающая в целом яйцо, для него новыми не были. К тому же прямых доказательств заимствования этих кукол от японских образцов нет.

Тот факт, что матрешка очень быстро распространилась в разных регионах России, не наводит ли на мысль о том, что просто почва для её возникновения была к тому моменту хорошо подготовлена, осваивать ничего не требовалось?!

Матрешка считается символом русской традиционной культуры. В ней заложена некая загадка, которую иностранцы называют «загадкой» русской души. Это ли не подтверждение истинно русской духовной основы для возникновения русской Матрешки.