Краткое описание картины цыплакова мороз и солнце. Сочинение по картине мороз и солнце. Сочинение по картине Цыплакова "Мороз и солнце"

Известный художник В. Цыплаков с огромным удовольствием изображал на своих полотнах красоты русской природы. Он рисовал все пейзажи с натуры, наблюдая за временами года, за сменой дня и ночи.

Моей любимой картиной является «Мороз и солнце». Глядя на нее, я словно переношусь на ту улицу, которая полностью заметена снегом. Он повсюду – и на крышах домов, и на деревьях. Думаю, совершенно недавно тут прошла снежная метель, которая и оставила за собой столько сугробов.

С одной стороны картины виднеется угол дома, который также припорошен снегом. Также, зритель обращает особое внимание на упряжку лошадей, которые тянут сани. Они едут из леса, с полным возом дров. Скорее всего, на улице стоит сильный мороз, поэтому человек, который сидит в упряжке, погоняет лошадок все быстрее и быстрее. Он хочет зайти в теплый дом и скорее согреться. Да и резвые скакуны не отказались бы от корма и уютного сарая.

На заднем плане картины заснеженный пейзаж равномерно соединяется с небом, которое укрыто пышными облаками. Из-за них, на землю проникают яркие лучи солнца. Они совершенно не греют все вокруг, однако, заливают дома, поля и луга светом. Снег, под солнечными лучами, переливается, искрится.

Картина наполнена голубыми тенями. Они делают ее более мягкой, отвлекают от холодного и промерзлого пейзажа. Вдали, на горизонте, мы видим темную полосу. Это густой и могучий лес, который также припорошен снегом после ушедшей метели.

Картина «Мороз и солнце» вызывает на моей душе спокойствие и тишину. Я представляю, как можно наслаждаться таким великолепным пейзажем, глядя из окна. Внутри тепло и комфортно, а на улице торжествует настоящая зимняя стихия.

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.

Виктор Григорьевич Цыплаков был доверенным человеком советского времени, который был удостоен звания народного художника, которому даже разрешили рисовать похороны Сталина. Помимо портретов вождей и героев пролетариата, знатных людей РСФСР, крестьянско-селянский мотивов, художник рисовал также и в иных тематиках, для примера: "Пляж. Крым. Судак", "Ворота усадьбы Воронцовой-Дашковой" и т.д. Его "Мороз и солнце" действительно изображает «день чудесный» зимней поры. Правда прямой линии между Пушкинским «Зимним утром» и этой картиной Цыплакова проводить не стоит, ведь вся их схожесть заключается в погожем зимнем дне.

Картина представляет собой интересный симбиоз творческого, художественного восприятия исключительной красоты зимнего погожего дня и, в то же время, любимого советской властью возвеличивания прогресса индустриальной и технической мысли по всей территории союза. Потрясающая игра белыми полутонами делает чрезвычайно реалистичными ватное одеяло облаков, пушистые шапки снега на домах, сугробы рассыпчатого снега и его комья вдоль пробитой дороги. Колона гужевого транспорта с санями могла бы отлично вписаться в образы прошлых эпох, но добротные дома, мощная линия электропередачи выступают уверенными свидетелями того, что в этот населенный пункт уже пришел научно-технический прогресс, что «светлое будущее» вот-вот наступит. Поражает детализация прорисовки и цветового насыщения сложных деталей картины: стройных берез, лохматого куста, капитальных строений…

От всей картины просто веет чистотой и свежестью, даже немного сбитый и грязноватый снег на дороге не нарушает этого впечатления. На картине нет никакой обветшалости и безделья: люди куда-то едут по делам, вероятно что-то везут, дома стоят вроде бы без дела, но они построены очень хорошо, по электросети бежит ток, тропинки уже пробиты и протоптаны, хотя видно, что снег недавний, девственно чистый. Картина несомненно имеет свою художественную ценность и заслуживает того, чтобы на нее смотрели ценители, люди. В отличие от большинства представителей современного искусства, Цыплаков рисовал не для утонченных ценителей и капризных критиков, он рисовал для людей, народа, последователей, будущих поколений, может еще для славы. Эта неиспорченность творения чувствуется и работает действенной аттракцией картины.

Несмотря на явный оттенок советских лейтмотивов в картине, она представляет собой яркий образец устойчивости весомой доли индивидуальности художественного творчества под любым прессингом сильных мира сего. Нормальному человеку невозможно жить в определенном обществе и быть полностью от него независимым, безразличным к нему. "Мороз и солнце" это прекрасная русская картина двадцатого века.

1. Создание определенного лирического настроения

2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:

а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Коровина, Герасимова и других)

б) Сообщение сведений о жизни и творчестве художника В.Г. Цыплакова учащимся-экскурсоводом

3. Обращение к репродукции картины Цыплакова "Мороз и солнце":

а) Беседа по картине. Общее восприятие

б) Нахождение учащимися изобразительно-выразительных средств из четверостиший русских поэтов о зиме

в) Лексическая работа описания снега, деревьев, неба, деревни учащимися

г) Зачитывание школьниками вариантов вступления

д) Словесное описание картины

е) Впечатление о картине

4. Подведение итогов:

а) Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит с помощью красок?

б) Удался ли замысел В.Г. Цыплакова?

5. Обращение к памятке сочинения-описания: "Как читать картину"

Домашнее задание: написание сочинения-описания по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце».

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ

ПО КАРТИНЕ ЦЫПЛАКОВА «МОРОЗ И СОЛНЦЕ»

В 9 КЛАССЕ

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда

Стретельникова С.Г.

Цели: 1.обучать словесному описанию картины, умению ее «читать»,

2. развивать связную речь учащихся, используя сложносочиненные предложения и изобразительно-выразительные средства, развивать умение ярко и образно выражать свои мысли и чувства, способствовать обогащению словарного запаса подростков,

3. воспитывать любовь к искусству и родной природе, к зиме как чудесному времени года, развивать чувство прекрасного.

Методы и приемы: слово учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение

Стихотворения, лексическая работа, cообщения учащихся,

Работа с отрывками из текстов художественных произведений.

Оборудование: репродукция картины Цыплакова «Мороз и солнце», портрет

Художника Цыплакова, презентация «Зима в изображении поэтов и

Материал, компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на

Доске.

Ход урока:

1. Орг. момент. – Наведите порядок на столах. Перед вами должны находиться учебник (с репродукцией картины), тетрадь с вашими наработками, выписками и памятка «Как «читать» картину», к которой мы обратимся по ходу урока.

  1. Сообщение темы и цели. Наша тема: «Подготовка к сочинению-описанию по картине Цыплакова В.Г. «Мороз и солнце».

Я хочу видеть вас думающими, глубоко чувствующими, эмоциональными, сопереживающими.

3. Вступительное слово учителя.

Чтобы понимать и ценить искусство, нужно быть готовым к его восприятию. Искусство требует умения фантазировать, «разгадывать», зорко видеть, тонко чувствовать. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению, проникать в замысел автора, мир его чувств и мыслей. Ценность изобразительного искусства (живописи) состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.

Обращение к эпиграфу: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И. Тютчев.

Талант художника состоит в умении передать «чувство» природы, уловить жизнь, настроение природы, которое проникает в художника, задевает его неуловимые душевные струны. Сегодня мы постараемся убедиться в этом.

4. Создание лирической атмосферы, настроя (на зимнюю тему).

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года - зиме. Сказочную русскую зиму любят все: и взрослые, и дети. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, сугробы, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Ее воспевают художники на своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи поэты. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – очень красивое время года. И сегодня мы еще раз в этом убедимся. А помогут нам в этом художники, поэты и писатели.

Итак, представьте, что вы находитесь в Третьяковской галерее.

На экран с помощью мультимедийного проектора проецируется слайд «Картины русских художников о зиме».

Зиму на своих полотнах изображали Саврасов, Крымов, Соломатин, Грабарь, Пластов, Цыплаков, Коровин, Герасимов и многие другие художники.

  1. Далее проецируется портрет художника В.Г. Цыплакова с краткими сведениями о его биографии.

Ученица делает сообщение о жизни и творчестве художника.

Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт (1936 г.) Многие педагоги оказали на художника большое влияние. Но главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана.

Свой творческий путь Виктор Григорьевич начал в трудное для страны время, шла Великая Отечественная война. (Его дипломная работа в 1942 г. – картина «Чапаев»). Затем выпускник на 2 года был оставлен при институте для совершенствования мастерства.

Цыплаков очень любил творчество Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные образы крестьян, изображали зиму. Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней.

Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В 1945 г. Цыплаков пишет свою знаменитую картину «Горький на Волге», где русский писатель изображен в великом раздумье.

Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом. Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".

В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.

Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты и портреты близких людей.

Цыплаков много лет посвятил преподавательской работе с молодежью в Суриковском. Он является Народным художником РСФСР, членом-корреспондентом Академии художеств, Лауреатом Государственной премии СССР.

Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным.

Давайте обратимся к репродукции картины Цыплакова «Мороз и солнце».

6. Беседа по картине: (1 этап – целостный охват произведения: непосредственное

Впечатление от рассматривания картины в целом).

Картина называется «Мороз и солнце». Рассмотрите репродукцию этой картины.

Не возникает ли у вас желания продолжить ее название стихотворными строками А.С. Пушкина?

Выразительное чтение стих-ия «Зимнее утро».

Какие мысли и чувства вызывает у вас картина? Какое настроение?

(чувство радости, восторг, приподнятое настроение, бодрость)

О чем хотел сказать нам своей картиной художник?

О чем хотел «заставить» задуматься?

(как бы ни были тяжелы обстоятельства жизни, не нужно терять надежды на лучшее, стараться получать от природы заряд бодрости, утешение от тревог, вдохновение, творческие силы).

Уч-ль: - мы с вами выяснили общее впечатление от картины.

Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихим размахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, прослеживает движение бегущих теней по земле, любуется яркими и светлыми красками. Его пейзаж написан горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, вобравших в себя вечную красоту земли.

2-й этап – осмысленное рассматривание деталей картины с их пояснениями.

Беседа по вопросам:

Какова же основная мысль картины? Как вы думаете, что хотел запечатлеть художник на своей картине?

(Прекрасный зимний солнечный день. Великолепный зимний пейзаж после снегопада).

Что более всего выражено на картине?

(бескрайняя русская степь с ее просторами).

Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы? Что поэтичного он увидел в этом пейзаже?

(Окраина сельской местности, которая наиболее близка природе, в отличие от города. Бескрайны степные просторы, «Есть разгуляться где на воле…». Земля покрыта великолепным белоснежным ковром. Прекрасны в своем наряде опушенные инеем деревья, напоминающие каких-то зверюшек, необычных существ. Все это похоже на зимнюю сказку, в которую так и хочется «войти»).

А теперь давайте обратимся к лирическим зарисовкам художников пера – поэтов. Посмотрим, как поэты описывают зиму.

Слайды с поэтическими строками – зарисовками зимы.

Зачитывание четверостиший с последующей лексической работой.

Какими приемами пользуются поэты, так ярко и красочно описывая зиму? С помощью чего они очеловечивают ее?

(изобразительно-выразительными средствами: олицетворениями, метафорами, эпитетами, сравнениями).

Давайте назовем и выпишем из каждого четверостишия изобразительно -выразительные средства, чтобы вы потом могли их использовать в ваших сочинениях.

Найдите изобразительно- выразительные средства:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!

П. Вяземский. (Метафора: молодка, раскрасавица-душа,

лебедка, матушка-зима и обращения).

Зимняя песенка

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое. (О лицетворения: «зима» пришла, замела,

Днем с детьми на коньках все катается, катается, рассыпается, пишет, стучится).

Ночью в снежных огоньках рассыпается. Э питеты: зима серебристая, белый снег,

В окнах пишет узор льдом- иголочкой поле чистое, снежные огоньки, свежая

И стучится к нам во двор свежей елочкой. елочка.

Г. Галина М етафоры: рассыпается в снежных

Огоньках, пишет льдом-иголочкой,

Первый зимний снежок стучится елочкой).

Белым пухом летит;

Первый легкий мороз (Эпитеты : зимний, белый, легкий.

Веселит и бодрит. Олицетворение: мороз веселит, бодрит)

А.С. Пушкин

Вьюга снежная, пурга, (Олицетворение: напряди, взбей, пурга.

Напряди нам пряжи, Метафора: пряжа, пух (снег.

Взбей пушистые снега, Эпитеты: снежная, пушистые, лебяжий).

Словно пух лебяжий…

С. Маршак

На пушистых ветках Эпитеты: на пушистых ветках,

Снежною каймой снежною каймой, белой бахромой.

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Первый снег. Метафоры: мир из серебра, огней,

Серебро, огни и блестки, - блесток. В жемчугах горят березки.

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

В.Я. Брюсов

Опишите снег, деревья, небо, домики. (Одновременно проводится словарно-лексическая работа. На доске и в тетрадях выписываются интересные словосочетания,)

(Сначала ребята зачитывают свои описания)

Вы получили задание обратиться к текстам художест. лит-ры. Какие описания вы нашли и выписали у различных писателей? Зачитайте.

Ребята зачитывают.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». (И.Э. Грабарь).

«Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно сверкает на земле, отражая солнце. Серебром сияют в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов и железные крыщи, искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.)»

«земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». (К.Г. Паустовский.)

Опишите человека в санях. Какое у него настроение? Почему его рука поднята вверх?

Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы придать светлое, радостное настроение?

(белый, голубой, синеватый, синий, сиреневый, серый и оттенки этих цветов).

Удалось ли художнику выразить и донести до нас, зрителей идею картины?

Что (чего) очень хочется, глядя на нее? Почему?

(Хочется, чтобы быстрее наступила настоящая русская зима, с морозами и снегом. Чтобы погулять по белоснежному ковру, подышать свежим морозным воздухом. Покататься на коньках, лыжах или санках, полепить снежную бабу, поиграть в снежки. И, конечно, встретить самые любимые зимние праздники: Новый год и Рождество.)

Как называют зиму наш народ, писатели и поэты?

(С нежностью и любовью: Зимушка-зима, чародейка-зима, волшебница-зима).

2-й вариант сочинения - «Вид из окна».

Представьте, что вы живете в одном из тех домов, которые изображены на картине. Вы подошли к окошку и увидели… Опишите, что вы увидели.

Возможное начало:

«Я проснулся(лась) довольно рано. В доме было тепло, светило солнце. Я побежал(а) к окошку…»

Некоторым из вас было дано опред. задание: написать, что вы увидели, выглянув в окно). Зачитывают 2 чел-ка.

Например: «Я подбежала к окошку и застыла от изумления. Хороводы снежинок кружились в воздухе, сверкали и искрились на крышах домов, проводах. А привычная улица стала совершенно другой, покрытой сплошным белоснежным ковром. Иней своими причудливыми кружевами украсил ветви деревьев. Кажется, что сам Дед Мороз бродил здесь ночью, прикасаясь к ним своим волшебным посохом. И появились незнакомые сказочные существа. Неподвижные странные белые фигурки расселись по пням, сучкам и кустарникам. Тут вылез из сугроба маленький гном в огромной пушистой шапке. А там необычные звериные фигурки. Такое ощущение, что с минуты на минуту прилетит в свои чертоги Снежная Королева. Настолько красиво и необычно вокруг, как в сказке!»

7. Подведение итогов.

Какую красоту воспевает художник своей картиной? Только ли о внешнем преображении природы и мира он говорит (с помощью красок)?

(Он показывает внешнюю красоту, преображение природы и мира. Но этим хочет сказать нам, что под воздействием белоснежного наряда земли, деревьев и ослепительной палитры человеческие мысли, помыслы и чувства становятся и должны стать такими же чистыми и светлыми. Люди становятся добрее и милосерднее, молодеют душой.)

Каждому из вас дана памятка «Как писать сочинение по картине», которую вы можете использовать в качестве плана при написании сочинения.

ПАМЯТКА

СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПО КАРТИНЕ

1 . Вступление. Сведения о художнике.

2. Описание картины (ее содержание).

Название картины. Почему она так названа? (Очень часто название говорит нам

о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).

Кто изображен на картине (или что изображено?)

В какие годы, в какое время года и суток происходит событие? Какие детали на это указывают? Где происходит действие? (описание обстановки, природы).

Кто или что занимает на картине центральное место? Опишите главного героя (портрет, позу, одежду).

Есть ли еще действующие лица?

3 . Заключение. Что хотел художник сказать своей картиной? (идея). Какие мысли и чувства выражены им?

Какое впечатление произвела на вас картина? Выразите свое отношение к ней.

Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине «Мороз и солнце»

Цыплакова В.Г.



Сочинение по картине Цыплакова "Мороз и солнце"


Прекрасна русская природа вне зависимости от времени года. Хороши весенние пейзажи, пронизанные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивы поля летом, раскинувшиеся под высоким голубым небом, украшенные россыпью ярких полевых цветов. Богаты и праздничны осенние пейзажи: щедро разбрасывающие золото и медь, рубины и янтарь леса, покрытые теплой платиной вызревшей пшеницы поля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе. Но особенно поэтичной и привлекательной художники, писатели и поэты находили для себя морозную, серебряную и ярко-белую русскую зиму.
На картине В. Цыплакова изображен трогательный и живописный зимний пейзаж. Полотно изображает яркий, солнечный морозный день необъятные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж органично включает в себя и бревенчатую стенку избушки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошадка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощущение, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается радужно в солнечных лучах - на душе поневоле становится легко и весело!
Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изображенного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой деревеньки. Справа полого вздымается покрытый снегом холм, поросший низкими елочками. На заднем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с густым зимним лесом.
Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает сияние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттенки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противопоставляется небо - практически однотонное, пастельно-голубое, оно кажется прозрачным и необыкновенно высоким.
Выгодно контрастируют с голубым и синим разнообразные теплые и насыщенные оттенки коричневого и рыжеватого, с помощью которых художник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Много светлого золота и ярких желтых пятен - бликов солнца - на снегу и строениях. Несколько ярких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки.

Стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье!
Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихотворения:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня.
Данное произведение Цыплакова является неоспоримым доказательством красоты и величия русской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ветер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: "Мороз и солнце; день чудесный!"

Сочинение по картине В. Цыплакова "Мороз и солнце".
План сочинения:
Краткие сведения о художнике
Сюжет картины
Композиция картины
Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живописи начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техникума, затем поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.
Позднее Цыплаков сам стал руководителем персональной мастерской, одновременно являясь преподавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность получили такие его картины, как "А. М. Горький на Волге", "В.И. Ленин с крестьянами", "Допрос Зои Космодемьянской" и др. Одним из образцов советского искусства стала его картина "В. И. Ленин в Смольном". Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова немало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе немногочисленной группы других художников было дано разрешение запечатлеть умершего "вождя народов" на похоронах. Также Цыплаков вместе с другими художниками - В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом - работал над картиной "Передовые люди в Кремле".
В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в других музеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии художеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР (в 1949 и 1950 гг.). В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.
Название картины Цыплакова "Мороз и солнце" повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро" (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:
.Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть строки:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины - неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. "Электрификация всей страны" была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20-30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.
Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней виднеются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно - ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть. Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи. Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.
Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:
Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это описание очень созвучно картине Цыплакова "Мороз и солнце". Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.
Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении "Зимнее утро":
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Композиция картины Цыплакова "Мороз и солнце" достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет - белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.