Краткая информация о даниеле дефо. Даниэль Дефо: делец и романтик, осыпанный цветами у позорного столба

Даниель Дэфо родился в 1660 году в Лондоне в семье зажиточного торговца мясом Джеймса Фо. Знаменит по приключенческому роману «Робинзон Крузо», прошел большой жизненный путь, попробовал себя в предпринимательстве, журналистике и даже в политике. Псевдоним Дефо (Daniel Defoe) писатель взял, будучи взрослым.

В 1666 году в городе случился страшный пожар. Огонь уничтожил церковь и хранившуюся в ней церковно-приходскую книгу с записью о рождении, поэтому точная дата неизвестна. Когда мальчику было 8 лет, умерла его мать.

Отец видел своего сына служителем пресвитерианской церкви, поэтому будущий писатель отправился учиться в школу, готовившую священнослужителей и даже закончил академию. Во время учебы он интересовался классической литературой, изучал несколько иностранных языков. Некоторые считают, что Дефо говорил на русском, хотя, ни разу не был в России. Уже на школьной скамье юноша занимался сочинением стихов на религиозные темы. Однако, стать служителем церкви не было ему суждено – идея заняться торговлей привлекала больше.

Даниэль был искателем приключений и много путешествовал. Дела, связанные с торговой деятельностью, позволяли часто бывать в Испании, Португалии и Франции, где он имел возможность оттачивать свои знания в языках.

Известен факт нахождения писателя у алжирских пиратов, к которым он попал по пути в Голландию. Получив за него выкуп, пираты быстро отпустили его. Пол другим данным, Дефо освободил британский сторожевой фрегат.

В 1684 году Даниэль получил богатое приданое, женившись на Мэри Таффли. Мэри и Даниэль дали жизнь восьми детям. На деньги, полученные в качестве приданного, семья могла вести безбедное существование, однако, в 1692 году все состояние поглотило банкротство. По словам Дефо, он богател и разорялся 12 раз, но, с этим коммерческим провалом справиться так и не сумел.

Первое стихотворение «Чистокровный англичанин» было напечатано в 1701 году. Общество очень противоречиво отнеслось к стихотворению, но король Вильгельм III высоко оценил сочинение. Смерть монарха повлекла за собой ураган нападок со всех сторон.

Церковь болезненно отреагировала на выход опуса «Как окоротить инаковерующих». В 1703 году Дефо трижды стоял у позорного столба и выплатил немаленький денежный штраф. Наказание не нанесло морального вреда, но репутации коммерсанта был причинен серьезный урон.

За своевольные речи Дефо попал в тюрьму, откуда он вскоре вышел, благодаря протекции министра Роберта Харли.

Увлечение прозой пришло к Д.Дефо в 1719 году. Первым произведением, вышедшим из-под пера, стала книга «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

В 1720 году появляются «Записки кавалера» и «Капитан Синглтон».

В 1724 году писатель заканчивает работу над «Роксаной».

Не менее значимые труды: «Путешествие по всему острову Великобритания», «Всеобщая история пиратства», «Совершенный английский торговец» и «Морской торговый атлас».

Биография 2

Даниэль родился в 1661 году в районе Лондона Криплгейт. Семья будущего романиста была не из бедных – отец занимался торговлей мясом. Родственники видели для мальчика карьеру пастора. Поэтому, достигнув 14 лет, Даниэль начал обучение в духовной семинарии. Окончив обучение в семинарии, Даниэль поступает в протестантскую академию. Но сам молодой человек никогда не видел себя пастором. Его привлекала коммерция и торговля. К 20 годам Даниэль открывает своё первое дело, которое приносило ему прибыль целых 10 лет. Это была чулочная фирма. После он занимался торговлей вином, строительными материалами, а также табаком и табачными изделиями, ведя дело не только на родине, но и в некоторых странах Европы.

Даниэль активно интересовался политикой. Известность в мире литературы он также получил благодаря своим произведениям на тему политики и общественности после 1699г. Вместе с известностью пришли и сторонники, и враждебно настроенные критики. Политически ориентированное творчество Даниэля Дефо однажды привело его к аресту и приговору к «позорному столбу». Это наказание должно было привести к издёвкам и позору, но сработало в обратную сторону. Писателя восхваляли и осыпали цветами, толпа распевала им же написанный «Гимн позорному столбу».

Позже литератору предложили тайно работать на правительство, а также сделали тайным агентом Британии в Шотландии. Целью его работы было информировать своё правительство о деятельности шотландской оппозиции и влиять на общественное мнение путём публикации своих трудов. Взамен правительство погасило штраф Даниэля и долги его семьи, тем самым спасая Даниэля, его жену и восьмерых детей от голодной смерти.

Позднее, в 1719 году в свет вышло известнейшее произведение писателя. «Робинзон Крузо» покорял читателя масштабностью замысла и увлекательностью сюжета. После успеха книги Даниэль публикует продолжение романа, которое не вызвало подобного фурора, но тоже обратило на себя должное внимание. Также была выпущена третья из серии Робинзонады книга, но она тоже не принесла первоначального успеха.

Умер романист, находясь в бегах, будучи одиноким, в 1731 г. Его сыновья давно занялись своими делами, а дочери жили в своих семьях. Похороны взяла на себя хозяйка его съёмной квартиры.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр I

    Александр Благословенный – именно так прозвали его в народе. Прославленный в знаменитом романе Толстого «Война и мир», великий император оставил добрую память о себе. Воспитанный в лучших традициях французской просветительской школы

  • Александр Васильевич Колчак

    Александр Васильевич Колчак неординарная личность в истории государства российского. Родился 16 ноября 1874 г. в семье потомственных дворян. Отец, потомственный военный, воспитал в сыне глубокий патриотизм к Отчизне

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Джордж Вашингтон

    Джордж Вашингтон – первый президент Соединённых Штатов Америки, стоявший во главе государства с 1789 по 1797 гг.

  • Галилео Галилей

    Галилео Галилей был астрономом, физиком, математиком, философом и механиком. Он очень повлиял на науку свой эпохи и стал первым человеком, который начал пользоваться телескопом для наблюдения за небесными телами

Статья описывает кратко биографию Даниэля Дефо - писателя и журналиста, основоположника английского романа. Прославился произведением о Робинзоне Крузо.

Краткая биография Даниэля Дефо: первые шаги

Дефо родился в 1660 г. недалеко от Лондона. Мальчик был отдан на обучение в духовную семинарию, что принесло ему знание классической литературы и древних языков. Дальнейшее обучение проходило в Духовной академии. Некоторое время Дефо даже занимался сочинением стихов на религиозные темы. Дефо открывалась перспектива стать священником. Но уже с раннего детства его больше привлекала коммерческая деятельность.
После окончания обучения Дефо становится одним из многих действовавших тогда в Англии коммерсантов. Он открывает собственное производство, совершает многочисленные деловые поездки в страны - торговые партнеры Англии. Дефо владел многими европейскими языками. Морские путешествия Дефо приводят к тому, что его однажды ненадолго захватывают в плен пираты. Авантюрная деятельность Дефо повторяет судьбу многих коммерческих предприятий того времени. В конце концов он разоряется в результате неосторожной сделки.
Отличился Дефо и на другом поприще. Активная политическая деятельность приводит его в лагерь восставших против Якова II. Он долгое время вынужден скрываться от правосудия.
Подвергался будущий писатель судебному преследованию и за свои первые попытки литературной деятельности. Его памфлеты и сатирические стихотворения носили острую направленность против существующих общественных пороков. Высмеивал Дефо и знатную аристократию. В конечном счете именно его деятельность как писателя, обличающего общество, подорвала деловую репутацию и послужила причиной банкротства. Дефо был заключен в тюрьму, от которой его избавил будущий покровитель - министр Р. Харли, разглядевший в узнике наличие большого таланта.

Биография Дефо: журналистская деятельность

Дефо был устроен на государственную службу в качестве редактора и автора политических статей в издании "Ревью". Работа Дефо в этой области была очень продуктивной и принесла ему широкую известность. Он считается основателем политической, экономической и криминальной журналистики. Газеты его времени занимались сухим изложением фактов. Дефо пишет интересные статьи, которые люди хотят прочитать. Он печатает в газете интервью с самыми разнообразными людьми, вплоть до осужденных преступников.
Дефо занимается литературной деятельностью. Заслуживает внимания его работа "Всеобщая история пиратов", содержащая в себе абсолютно достоверные сведения.
Робинзон Крузо
Работая журналистом, Дефо пишет роман, которые сделал его имя всемирно известным. "Робинзон Крузо" стал воплощением господствующей тогда идеи о всемогуществе человека и о полном подчинении ему природных стихий. В основу романа был положен реально произошедший случай с А. Селкиром, который был высажен на необитаемом остове и провел на нем долгое время. Плодотворная деятельность человека, оказавшегося на необитаемом острове, полна нереальных событий и подчинена множеству случайностей. Но заслуга Дефо состоит в том, что он показал наличие безграничных возможностей человеческого разума. Даже в самых трудных условиях, когда, казалось бы, нет никакой возможности избежать неминуемой гибели, его герой находит в себе силы для продолжения борьбы за выживание.
Фантастичность романа нисколько не сказалась на его художественной ценности. Более того, детальное описание всех действий Робинзона придавало роману большую правдивость и воспринималось многими людьми за истину. Все исследователи творчества Дефо отмечают исключительный реализм в описании самых незначительных деталей, граничащий с документальным изложением.
Дефо, окрыленный успехом, написал еще две части дальнейших приключений Робинзона, но они практически не пользовались никаким успехом и остались незамеченными.
Писатель создал еще около 500 различных произведений. Однако, они известны только узкому кругу специалистов его творчества. Для истории Дефо остается, прежде всего, автором приключений Робинзона Крузо. Этим романом зачитываются дети и взрослые по всему миру.
Писатель скончался в 1731 г. в Англии.

родился в Лондоне в семье Джемса Фо, торговца мясом и свечного фабриканта. Свою фамилию писатель впоследствии изменил на Дефо.
Интересы семьи, в которой вырос Даниэль, составляли торговля и религия. Отец Даниэля по своим религиозным взглядам был пуританином, диссидентом. Верность кальвинизму, непримиримое отношение к господствующей англиканской церкви были для английских купцов и ремесленников своеобразной формой защиты их буржуазных прав в годы политической реакции и реставрации Стюартов (1660-1688).
Отец Даниэля, заметив исключительные способности сына, отдал его в диссидентскую школу, носившую название академии и готовившую священников для гонимой пуританской церкви.
Дефо отказался от будущности священника и занялся торговлей. В течение всей своей жизни Дефо оставался коммерсантом. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи.
В так называемой «славной революции» 1688 года Дефо принял посильное участие. Он вступил в армию Вильгельма, когда тот высадился на английском берегу, а затем в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля.
В последующие годы Дефо вместе с буржуазной партией вигов активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III Оранского. Он выступил с рядом памфлетов в защиту его внешней политики и обширных военных ассигнований, предназначенных для войны с Францией. Но особенно большое значение имел его стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин» (1701), направленный против дворянско-аристократической партии. В памфлете Дефо защищает Вильгельма III от его врагов, кричавших, что голландец не должен управлять «чистокровными англичанами». Памфлет имел резкую антифеодальную окраску. Дефо отрицает самое понятие «чистокровный англичанин», так как английская нация образовалась в результате смешения различных национальностей, в результате завоевания британских островов римлянами, саксами, датчанами и норманнами. Но с наибольшей резкостью он обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы за деньги и, забыв о своем буржуазном происхождении, кричат о дворянской чести, о дворянском достоинстве.
Писатель призывает английских аристократов признать уже совершившийся классовый компромисс, забыть о мнимой дворянской чести и окончательно пойти за буржуазией. Достоинство человека отныне должно измеряться его личными заслугами, а не блестящим титулом. Сатирические выпады против дворянства обеспечили памфлету успех в самых широких читательских кругах. Вильгельм III, довольный поддержкой талантливого памфлетиста, стал оказывать Дефо постоянное покровительство.
Смерть Вильгельма III в 1702 г. положила конец тем надеждам, которые Дефо возлагал на этого короля. Он с негодованием обрушился в своем памфлете «Притворные плакальщики» на дворян-ториев, радовавшихся смерти Вильгельма.
Царствование королевы Анны (дочери Иакова II) было ознаменовано временной политической и религиозной реакцией. Анна ненавидела пуритан и втайне мечтала о полной реставрации Стюартов. При ее содействии в 1710 г. произошел торийский переворот в парламенте. Еще раньше под ее покровительством началось жестокое преследование пуритан-диссидентов. Епископы и пасторы, фанатики англиканской церкви, открыто призывали в своих проповедях к расправе с диссидентами.
Дефо чувствовал себя несколько одиноким в своей собственной пуританской партии, так как его возмущали проявления всякого рода религиозного фанатизма. Но в эти трудные для пуритан годы он с неожиданным пылом выступил в их защиту. Писатель избрал для этого путь пародии и литературной мистификации и выпустил в 1702 г. анонимную брошюру «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Брошюра была написана от лица Представителя англиканской церкви, призывающего к полному истреблению диссидентов. В этом памфлете-пародии анонимный автор советовал уничтожать английских пуритан, как некогда во Франции уничтожали гугенотов, предлагал заменять виселицами пени и штрафы, а в заключение рекомендовал «распять этих разбойников, распинавших доселе святую англиканскую церковь».
Эта мистификация была настолько тонкой, настолько воспроизводила разнузданный тон погромных проповедей, звучавших в церквах, что обе религиозные партии сначала не поняли ее подлинного смысла. Некоторые сторонники англиканской церкви заявили о своей полной солидарности с автором брошюры. Ее приписывали кому-нибудь из епископов. Смятение и ужас диссидентов, ожидавших поголовного истребления, были так велики, что Дефо был вынужден выпустить «Объяснение к «Кратчайшему способу», где он открыл свой замысел – осмеять кровожадных церковников. Это объяснение, как и сам памфлет, было анонимным, но друзья и враги теперь догадались об авторстве Дефо. Правда, диссиденты еще не вполне успокоились, не вполне поверили своему защитнику, выступившему под маской врага.
Но зато правительство и англиканское духовенство вполне поняли смысл памфлета и оценили опасность, которую представлял для них неукротимый памфлетист. В январе 1703 года был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности».
Дефо бежал и скрылся от полиции. В «Лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого, с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом, и большой родинкой около рта». Дефо был выдан и заключен в Ньюгетскую тюрьму. Памфлет был сожжен на площади палачом.
Приговор, вынесенный писателю, отличался исключительной суровостью. Он был приговорен к уплате большого штрафа, троекратному стоянию у позорного столба и тюремному заключению на неопределенный срок до специального приказа королевы. Дефо мужественно принял наказание. Еще во время предварительного заключения он написал «Гимн позорному столбу» (1703), в котором заявил, что гордится своей участью. Этот гимн был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и скоро был у всех на устах. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Огромная толпа восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами, позорный столб был украшен гирляндами. Однако на этом закончился героический период в жизни Дефо. Он был выпущен на свободу в том же году, тайно приняв условия, предложенные ему торийскими кругами и, прежде всего, Робертом Гарли, впоследствии премьер-министром торийского правительства.
В дальнейшем Дефо уже не подвергался политическим гонениям.
К концу жизни он оказался в одиночестве. В загородном захолустье Дефо доживал свои дни. Собственные дети давно разлетелись из гнезда. Сыновья торгуют в Сити, дочери замужем. И только дети его воображения герои его книг - не бросили старика Дефо, когда судьба нанесла ему роковой удар. Больного и немощного, она снова заставила его покинуть уютный дом, бежать, скрываться. И как когда-то, в минувшие дни, Дефо неожиданно для всех укрылся в так хорошо ему знакомых трущобах Лондона.
Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед великими его творениями. Когда журнал “Крисчен уорлд” в 1870 году обратился к “мальчикам и девочкам Англии” с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: “В память автора “Робинзона Крузо”. И это справедливо: из трехсот произведений, написанных Даниелем Дефо, подлинную славу ему принесло именно это сочинение. Его книга - зеркало эпохи, а образ Робинзона, в котором писатель воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие, - герой великой эпопеи труда.

Писательская деятельность Дефо была необычайно разнообразной. Им написано более 250 работ различных жанров – от стихотворных и прозаических памфлетов до обширных романов. Помимо упомянутых выше политических памфлетов и «Опыта о проектах», он выпустил после 1703 года огромное количество очерков и статей самого разнообразного содержания. Здесь были исторические и этнографические труды, в которых исключительное внимание уделялось развитию торговли: «Всеобщая история торговли, в особенности британской коммерции» (1713), «Всеобщая история открытий и усовершенствований, в особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия, во всех частях света» (1725), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727), «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии» (1723). Здесь были и поучительные трактаты, всячески пропагандирующие буржуазную предприимчивость («Образцовый английский негоциант», 1727, и т.д.). Одновременно появлялись в печати новые проекты Дефо, новые попытки исследований в форме «Опытов» – «Защита печати, или опыт о полезности литературы» (1718), «Опыт о литературе, или исследование о древности и происхождении письма» – и наряду с ними остроумные злободневные памфлеты, иногда в форме пародий («Инструкции из Рима в пользу претендента, адресованные высокопоставленному дону Сачевереллио», 1710, памфлет, вскрывающий близость англиканской церкви с католичеством).
Некоторым своим памфлетам и очеркам Дефо нарочно придает сенсационный характер и снабжает их эффектными, интригующими заголовками. В одном памфлете 1713 года он ставит перед читателем вопрос: «Что делать, если королева умрет?», другой озаглавливает: «Что, если нападут шведы?» (1717). Известную смелость и свободу в постановке таких вопросов позволяло Дефо его сближение с правящими кругами, а также анонимность памфлетов. Английский обыватель, разумеется, с жадностью набрасывался на эти брошюры и искал в них помощи и совета в годы, когда стране угрожала новая реставрация Стюартов или вторжение шведов.
Погоня за литературным заработком заставляла Дефо создавать наряду с серьезными трудами бульварные «истории» о знаменитых грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о совершенно фантастических событиях. Он подробно описал ужасающий ураган, пронесшийся в 1703 году над Англией, будучи его очевидцем; но через несколько лет он дал такое же точное и реалистическое описание извержения вулкана, которого на самом деле не было. В 1705 году им был написан фантастический отчет о путешествии на луну, представляющий сатиру на последние события в Англии, особенно на действия фанатиков англиканской церкви.
Дефо следует считать основателем журналистики в Англии с 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел». Под этим маскирующим названием имелось в виду обозрение всей европейской политики и внутренних дел Англии. Дефо издавал свою газету один, был ее единственным сотрудником и проводил в ней, несмотря на свою тайную связь с Гарли, прежние прогрессивные принципы, постоянно задевая церковников и крайних ториев. В газете печатались обширные международные обзоры, комментировались и события внутренней политической жизни Англии. На четвертой странице газеты, озаглавленной «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов», помещался юмористический отдел, носивший сатирико-нравоучительный характер. Здесь осмеивались главным образом частные пороки, выводились сатирические образы сварливых или неверных жен, легковерных и обманутых мужей; но иногда разоблачалась также несправедливость подкупленных судей, продажность журналистов, фанатизм и невежество церковников; читатели узнавали в таком случае под вымышленными именами известных в Лондоне лиц, и это способствовало популярности газеты. Ее резко независимый тон, откровенные выпады против реакционных кругов, обстоятельность политических обозрений завоевали ей широкие читательские симпатии. Газета выходила два раза в неделю и предвосхищала во многих отношениях журналы Стиля и Аддисона («Болтун» и «Зритель»), издававшиеся в 1709–1711 годах. Нужна была вся колоссальная работоспособность и энергия Дефо, чтобы в течение ряда лет вести одному эту газету, перевоплощаясь то в серьезного обозревателя, то в остроумного памфлетиста.
Уже стариком, обогащенным огромным опытом публицистической и историографической работы, Дефо приступил к созданию художественных произведений. Его прославленный роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был написан им на 58-м году жизни. Вскоре появились вторая и третья части романа, а затем еще ряд романов: «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1721), «История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака» (1722), «Удачливая любовница, или История жизни и разнообразных похождений... особы, известной под именем леди Роксаны» (1724), «Записки Джорджа Карльтона» (1724).
Все романы Дефо написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точным описаниям, к точной передаче мыслей и чувств героев.
Дефо был убежденным сторонником простоты и ясности стиля. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских или юношеских лет, причем воспитание человека продолжается и в его зрелые годы. Разнообразные приключения, тяжелые испытания формируют человеческую личность, а в романах Дефо это всегда энергичная и расчетливая личность, всеми дозволенными и недозволенными средствами завоевывающая себе жизненные блага. Герои Дефо чаще всего плуты, их накопительство сопровождается рядом неблаговидных поступков (исключение представляет Робинзон, любимейший, а потому и положительный герой Дефо). Капитан Сингльтон – пират, Молль Флендерс и «полковник» Жак промышляют воровством, Роксана – авантюристка и куртизанка. При этом все они преуспевают на своем жизненном пути и пользуются известным сочувствием писателя. Автор, хорошо знавший испанский язык, использует традиции испанского плутовского романа с его пестрой сменой приключений, скитаний ловкого одиночки в равнодушном и жестоком мире. Но восприятие жизни и отношение к собственным героям в романах Дефо гораздо сложнее и глубже, чем в плутовском романе. Некоторые герои Дефо отличаются сердечностью и трудолюбием (Молль Флендерс), они сознают свое падение, но жестокая буржуазная среда уродует их, превращает в безнравственных авантюристов. Дефо прекрасно понимает и показывает своим читателям, что вина за моральное падение его героев ложится на общество. Пружиной личной и общественной жизни оказывается эгоизм, как в «Басне о пчелах» Мандевиля. Подобно Гоббсу, Дефо склонен считать эту эгоистическую борьбу индивидов за материальные блага извечным законом человеческого существования.

Даниэль Дефо родился в Лондоне в семье Джемса Фо, торговца мясом и свечного фабриканта. Свою фамилию писатель впоследствии изменил на Дефо.
Интересы семьи, в которой вырос Даниэль, составляли торговля и религия. Отец Даниэля по своим религиозным взглядам был пуританином, диссидентом. Верность кальвинизму, непримиримое отношение к господствующей англиканской церкви были для английских купцов и ремесленников своеобразной формой защиты их буржуазных прав в годы политической реакции и реставрации Стюартов (1660-1688).
Отец Даниэля, заметив исключительные способности сына, отдал его в диссидентскую школу, носившую название академии и готовившую священников для гонимой пуританской церкви.
Дефо отказался от будущности священника и занялся торговлей. В течение всей своей жизни Дефо оставался коммерсантом. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи.
В так называемой «славной революции» 1688 года Дефо принял посильное участие. Он вступил в армию Вильгельма, когда тот высадился на английском берегу, а затем в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля.
В последующие годы Дефо вместе с буржуазной партией вигов активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III Оранского. Он выступил с рядом памфлетов в защиту его внешней политики и обширных военных ассигнований, предназначенных для войны с Францией. Но особенно большое значение имел его стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин» (1701), направленный против дворянско-аристократической партии. В памфлете Дефо защищает Вильгельма III от его врагов, кричавших, что голландец не должен управлять «чистокровными англичанами». Памфлет имел резкую антифеодальную окраску. Дефо отрицает самое понятие «чистокровный англичанин», так как английская нация образовалась в результате смешения различных национальностей, в результате завоевания британских островов римлянами, саксами, датчанами и норманнами. Но с наибольшей резкостью он обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы за деньги и, забыв о своем буржуазном происхождении, кричат о дворянской чести, о дворянском достоинстве.
Писатель призывает английских аристократов признать уже совершившийся классовый компромисс, забыть о мнимой дворянской чести и окончательно пойти за буржуазией. Достоинство человека отныне должно измеряться его личными заслугами, а не блестящим титулом. Сатирические выпады против дворянства обеспечили памфлету успех в самых широких читательских кругах. Вильгельм III, довольный поддержкой талантливого памфлетиста, стал оказывать Дефо постоянное покровительство.
Смерть Вильгельма III в 1702 г. положила конец тем надеждам, которые Дефо возлагал на этого короля. Он с негодованием обрушился в своем памфлете «Притворные плакальщики» на дворян-ториев, радовавшихся смерти Вильгельма.
Царствование королевы Анны (дочери Иакова II) было ознаменовано временной политической и религиозной реакцией. Анна ненавидела пуритан и втайне мечтала о полной реставрации Стюартов. При ее содействии в 1710 г. произошел торийский переворот в парламенте. Еще раньше под ее покровительством началось жестокое преследование пуритан-диссидентов. Епископы и пасторы, фанатики англиканской церкви, открыто призывали в своих проповедях к расправе с диссидентами.
Дефо чувствовал себя несколько одиноким в своей собственной пуританской партии, так как его возмущали проявления всякого рода религиозного фанатизма. Но в эти трудные для пуритан годы он с неожиданным пылом выступил в их защиту. Писатель избрал для этого путь пародии и литературной мистификации и выпустил в 1702 г. анонимную брошюру «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Брошюра была написана от лица Представителя англиканской церкви, призывающего к полному истреблению диссидентов. В этом памфлете-пародии анонимный автор советовал уничтожать английских пуритан, как некогда во Франции уничтожали гугенотов, предлагал заменять виселицами пени и штрафы, а в заключение рекомендовал «распять этих разбойников, распинавших доселе святую англиканскую церковь».
Эта мистификация была настолько тонкой, настолько воспроизводила разнузданный тон погромных проповедей, звучавших в церквах, что обе религиозные партии сначала не поняли ее подлинного смысла. Некоторые сторонники англиканской церкви заявили о своей полной солидарности с автором брошюры. Ее приписывали кому-нибудь из епископов. Смятение и ужас диссидентов, ожидавших поголовного истребления, были так велики, что Дефо был вынужден выпустить «Объяснение к «Кратчайшему способу», где он открыл свой замысел – осмеять кровожадных церковников. Это объяснение, как и сам памфлет, было анонимным, но друзья и враги теперь догадались об авторстве Дефо. Правда, диссиденты еще не вполне успокоились, не вполне поверили своему защитнику, выступившему под маской врага.
Но зато правительство и англиканское духовенство вполне поняли смысл памфлета и оценили опасность, которую представлял для них неукротимый памфлетист. В январе 1703 года был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности».
Дефо бежал и скрылся от полиции. В «Лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого, с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом, и большой родинкой около рта». Дефо был выдан и заключен в Ньюгетскую тюрьму. Памфлет был сожжен на площади палачом.
Приговор, вынесенный писателю, отличался исключительной суровостью. Он был приговорен к уплате большого штрафа, троекратному стоянию у позорного столба и тюремному заключению на неопределенный срок до специального приказа королевы. Дефо мужественно принял наказание. Еще во время предварительного заключения он написал «Гимн позорному столбу» (1703), в котором заявил, что гордится своей участью. Этот гимн был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и скоро был у всех на устах. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Огромная толпа восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами, позорный столб был украшен гирляндами. Однако на этом закончился героический период в жизни Дефо. Он был выпущен на свободу в том же году, тайно приняв условия, предложенные ему торийскими кругами и, прежде всего, Робертом Гарли, впоследствии премьер-министром торийского правительства.
В дальнейшем Дефо уже не подвергался политическим гонениям.
К концу жизни он оказался в одиночестве. В загородном захолустье Дефо доживал свои дни. Собственные дети давно разлетелись из гнезда. Сыновья торгуют в Сити, дочери замужем. И только дети его воображения герои его книг - не бросили старика Дефо, когда судьба нанесла ему роковой удар. Больного и немощного, она снова заставила его покинуть уютный дом, бежать, скрываться. И как когда-то, в минувшие дни, Дефо неожиданно для всех укрылся в так хорошо ему знакомых трущобах Лондона.
Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед великими его творениями. Когда журнал “Крисчен уорлд” в 1870 году обратился к “мальчикам и девочкам Англии” с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: “В память автора “Робинзона Крузо”. И это справедливо: из трехсот произведений, написанных Даниелем Дефо, подлинную славу ему принесло именно это сочинение. Его книга - зеркало эпохи, а образ Робинзона, в котором писатель воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие, - герой великой эпопеи труда.

Писательская деятельность Дефо была необычайно разнообразной. Им написано более 250 работ различных жанров – от стихотворных и прозаических памфлетов до обширных романов. Помимо упомянутых выше политических памфлетов и «Опыта о проектах», он выпустил после 1703 года огромное количество очерков и статей самого разнообразного содержания. Здесь были исторические и этнографические труды, в которых исключительное внимание уделялось развитию торговли: «Всеобщая история торговли, в особенности британской коммерции» (1713), «Всеобщая история открытий и усовершенствований, в особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия, во всех частях света» (1725), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727), «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии» (1723). Здесь были и поучительные трактаты, всячески пропагандирующие буржуазную предприимчивость («Образцовый английский негоциант», 1727, и т.д.). Одновременно появлялись в печати новые проекты Дефо, новые попытки исследований в форме «Опытов» – «Защита печати, или опыт о полезности литературы» (1718), «Опыт о литературе, или исследование о древности и происхождении письма» – и наряду с ними остроумные злободневные памфлеты, иногда в форме пародий («Инструкции из Рима в пользу претендента, адресованные высокопоставленному дону Сачевереллио», 1710, памфлет, вскрывающий близость англиканской церкви с католичеством).
Некоторым своим памфлетам и очеркам Дефо нарочно придает сенсационный характер и снабжает их эффектными, интригующими заголовками. В одном памфлете 1713 года он ставит перед читателем вопрос: «Что делать, если королева умрет?», другой озаглавливает: «Что, если нападут шведы?» (1717). Известную смелость и свободу в постановке таких вопросов позволяло Дефо его сближение с правящими кругами, а также анонимность памфлетов. Английский обыватель, разумеется, с жадностью набрасывался на эти брошюры и искал в них помощи и совета в годы, когда стране угрожала новая реставрация Стюартов или вторжение шведов.
Погоня за литературным заработком заставляла Дефо создавать наряду с серьезными трудами бульварные «истории» о знаменитых грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о совершенно фантастических событиях. Он подробно описал ужасающий ураган, пронесшийся в 1703 году над Англией, будучи его очевидцем; но через несколько лет он дал такое же точное и реалистическое описание извержения вулкана, которого на самом деле не было. В 1705 году им был написан фантастический отчет о путешествии на луну, представляющий сатиру на последние события в Англии, особенно на действия фанатиков англиканской церкви.
Дефо следует считать основателем журналистики в Англии с 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел». Под этим маскирующим названием имелось в виду обозрение всей европейской политики и внутренних дел Англии. Дефо издавал свою газету один, был ее единственным сотрудником и проводил в ней, несмотря на свою тайную связь с Гарли, прежние прогрессивные принципы, постоянно задевая церковников и крайних ториев. В газете печатались обширные международные обзоры, комментировались и события внутренней политической жизни Англии. На четвертой странице газеты, озаглавленной «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов», помещался юмористический отдел, носивший сатирико-нравоучительный характер. Здесь осмеивались главным образом частные пороки, выводились сатирические образы сварливых или неверных жен, легковерных и обманутых мужей; но иногда разоблачалась также несправедливость подкупленных судей, продажность журналистов, фанатизм и невежество церковников; читатели узнавали в таком случае под вымышленными именами известных в Лондоне лиц, и это способствовало популярности газеты. Ее резко независимый тон, откровенные выпады против реакционных кругов, обстоятельность политических обозрений завоевали ей широкие читательские симпатии. Газета выходила два раза в неделю и предвосхищала во многих отношениях журналы Стиля и Аддисона («Болтун» и «Зритель»), издававшиеся в 1709–1711 годах. Нужна была вся колоссальная работоспособность и энергия Дефо, чтобы в течение ряда лет вести одному эту газету, перевоплощаясь то в серьезного обозревателя, то в остроумного памфлетиста.
Уже стариком, обогащенным огромным опытом публицистической и историографической работы, Дефо приступил к созданию художественных произведений. Его прославленный роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был написан им на 58-м году жизни. Вскоре появились вторая и третья части романа, а затем еще ряд романов: «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1721), «История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака» (1722), «Удачливая любовница, или История жизни и разнообразных похождений... особы, известной под именем леди Роксаны» (1724), «Записки Джорджа Карльтона» (1724).
Все романы Дефо написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точным описаниям, к точной передаче мыслей и чувств героев.
Дефо был убежденным сторонником простоты и ясности стиля. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских или юношеских лет, причем воспитание человека продолжается и в его зрелые годы. Разнообразные приключения, тяжелые испытания формируют человеческую личность, а в романах Дефо это всегда энергичная и расчетливая личность, всеми дозволенными и недозволенными средствами завоевывающая себе жизненные блага. Герои Дефо чаще всего плуты, их накопительство сопровождается рядом неблаговидных поступков (исключение представляет Робинзон, любимейший, а потому и положительный герой Дефо). Капитан Сингльтон – пират, Молль Флендерс и «полковник» Жак промышляют воровством, Роксана – авантюристка и куртизанка. При этом все они преуспевают на своем жизненном пути и пользуются известным сочувствием писателя. Автор, хорошо знавший испанский язык, использует традиции испанского плутовского романа с его пестрой сменой приключений, скитаний ловкого одиночки в равнодушном и жестоком мире. Но восприятие жизни и отношение к собственным героям в романах Дефо гораздо сложнее и глубже, чем в плутовском романе. Некоторые герои Дефо отличаются сердечностью и трудолюбием (Молль Флендерс), они сознают свое падение, но жестокая буржуазная среда уродует их, превращает в безнравственных авантюристов. Дефо прекрасно понимает и показывает своим читателям, что вина за моральное падение его героев ложится на общество. Пружиной личной и общественной жизни оказывается эгоизм, как в «Басне о пчелах» Мандевиля. Подобно Гоббсу, Дефо склонен считать эту эгоистическую борьбу индивидов за материальные блага извечным законом человеческого существования.

ДЕФО, Даниель (Defoe, Daniel - 1660 или 1661, Лондон - 26.04. 1731, там же) - английский писатель и публицист.

Дефо - основоположник европейского реалистического романа нового времени. Будучи первым звеном в истории просветительского романа XVIII века, он подготовил и социальный реалистический роман XIX в. Традиции Дефо продолжили Г. Філдінґ, Т. Д. Смоллет, Ч. Диккенс. Творчество Дефо составила целую эпоху в развитии английской прозы. Его главное произведение - роман «Робинзон Крузо» - получил мировое признание.

Дефо стал зачинателем таких раВНОвидностей жанра романа, как приключенческий, биографический, психологический, криминальный романы, роман воспитания и роман-путешествие. В его творчестве эти раВНОвидности предстают еще в недостаточно расчлененном виде, но именно Дефо с присущей ему широтой и удалью начал их разрабатывать, наметив важнейшие линии в развитии романному жанру.

В своей концепции человека Дефо выходит из просветительского представления о ее добрую природу, которая подвергается воздействию окружающей среды и жизненных обстоятельств. Роман Дефо развивается как роман социальный.

Важную роль Дефо сыграл и в развитии английской журналистики. Сын своего бурного и напряженного времени - эпохе становления буржуаВНОго общества, - Д. находился в центре политической, идейной и религиоВНОй борьбы. Его энергичная и многогранная натура сочетала черты дельца и политика, яркого публициста и талантливого писателя.

Д. родился в семье торговца мясом и свечного фабриканта Джеймса Фо, который жил в Лондоне. К отцовскую фамилию Фо долю «Где» присоединил сам Даниэль в 1703 г., когда он уже стал известным как автор памфлетов и мог рассчитывать на свои силы в литературной деятельности. Семья Дефо была пуританской и разделяла взгляды дисинтерів (противников господствующей англиканской церкви). Даниэль учился в пуританской духовной академии, но религиозным проповедником он не стал. Его влекло жизнь со всеми ее превратностями, риском в коммерции, бурной предприимчивостью в самых раВНОобразных сферах. Несколько раз он вынужден был объявлять себя банкротом, скрываться от кредиторов и полиции. Однако интерес Дефо не ограничивались предпринимательством, его бурная энергия проявлялась в политической и публицистической деятельности. В 1685 г. он принял участие в возглавленном герцогом Монмаутом восстании против короля Якова II, который пытался восстановить католичество и абсолютную монархию. После поражения восстания Д. вынужден был долго скрываться, чтобы избежать суровой кары. Революцию 1688 г. он встретил сочувственно и поддерживал политику Вильгельма III Оранского.

Дефо постоянно размышлял над способами лучшей организации жизни общества, выступал с различными проектами совершенствования и изменения существующих порядков. Об этом он и писал в своих трактатах и памфлетах. Его беспокоили просвещение соотечественников и особенно вопросы женского образования, проблема сословных привилегий и судьба обделенных природой людей - слепых, глухих, умалишенных; он писал о возможных путях обогащения и занимался вопросами этики коммерсанта, выступал против англиканской церкви, отрицая ее догматы. Народ благосклонно относился к произведениям Дефо, а самого автора неоднократно арестовывали и сажали в тюрьму.

Начало литературной деятельности Дефо приходится на 1697 г., когда вышел его первый памфлет «Опыт о проектах» («An Essau upon Projects»).

Дефо выступил здесь с предложением об организации банковского кредита и страховых компаний, об улучшении путей сообщения; он писал о создании академии, которая могла бы заниматься вопросами норм литературного языка, говорил о необходимости женского образования. Через год появился памфлет «Ходатайство бедняка» («A Poor man"s Plea», 1698), где говорится о несправедливости законов, карающих бедняков и защищают богачей: «Паутина наших законов такова, что попадают в нее маленькие мухи, а большие пробиваются сквозь нее».

Демократический характер имела и стихотворная сатира «Чистокровный англичанин» (The True-born Englishman. A Satyr», 1701), где утверждается право человека гордиться не своим происхождением, а личной доблестью, не избранными предками, а благородными поступками и деяниями. Дефо осуждает и высмеивает аристократическую спесь дворян. Этот памфлет написан в защиту Вильгельма III (голландца по происхождению), которому сторонники правящих в 1688 г. Стюартов упрекали за то, что, не будучи «чистокровным англичанином», он захватил престол. Дефо считает, что само понятие «чистокровный англичанин» не имеет права на существование, поскольку история английской нации - это история смешения разных народов. Обращаясь к генеалогии, он доказывает неправомерность притязаний британской знати называться «чистокровными англичанами». Сатира Дефо была популярной среди народа.

После смерти Вильгельма III (1702) английская церковь сняла новую волну преследований дисинтерів. В этой обстановке Дефо анонимно опубликовал памфлет «Кратчайший путь расправы с дисинтерами». («The Shortest Way with the Dissenters», 1702). В нем он выступил в защиту веротерпимости, прибегнув к приему мистификации: призывая к расправе с дисинтерами, автор, по сути, выступил их приверженцем. Раскрытие сути авторского замысла повлекло преследование Дефо. Его присудили к заключению и стояния у позорного столба. Еще до свершения этой гражданской казни среди людей распространился «Гимн позорному столбу» («A Hymn to the Pillory», 1703), Дефо написал в Ньюгейтській тюрьмы. «Гимн» создан в форме народной песни, и того дня, когда Дефо стоял у позорного столба, толпа, сошелся на площадь, пел эту песню, приветствуя ее автора.

Тематика памфлетов и трактатов Дефо раВНОобразна: он писал о событиях и фактах общественно-политической и повседневной жизни англичан, дает советы дельцам и коммерсантам, делится собственным опытом ведения раВНОобразных дел и одновременно фантазирует, придумывает, привлекая внимание необычностью, сенсационностью «новостей». Но о явно вымышленные события он пишет так же деловито, как и о явлениях вполне достоверные и реальные. О появлении призрака он сообщает с использованием таких будничных подробностей, все кажется вполне привычным, а о путешествии на Луну пишет так, как будто лично принимал в ней участие. Творческое воображение писателя подкрепляет смелость его мысли. Реальность и вымысел сливаются воедино и подаются как жизненный факт.

Дефо освободили из тюрьмы, когда он дал согласие стать тайным агентом правительства. Жизненный опыт убедил его в лицемерии политиков, и теперь он уже не делал разницы между тори и вігами, служа и тем, и другим.

Нескрываемое выражение демократических симпатий изменилось стойкой умеренностью взглядов. В период с 1704 по 1713 гг. Дефо регулярно выступал со статьями на страницах газеты «Ревью» («The Review»), обращаясь к самым разным проблемам: коммерция, мораль, образование, политика. Он сделал существенный вклад в развитие журналистики и становление жанра эссе. Однако в историю мировой литературы он вошел как романист, и прежде всего как создатель знаменитого «Робинзона Крузо».

Дефо было пятьдесят девять лет, когда появилась первая часть романа о Робинзоне Крузо. Его полное название - «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, морехода иВНОрка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж погиб, с переводом его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» («The Life and Strange Surprising Adventures of Robinson Crusoe...», 1719). Создавая эту книжку, Дефо не думал продолжать ее. Однако успех первой части побудил его написать вторую, а вслед за ней и третью: «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» («The Батьки Adventures of Robinson», 1719) и «Серьезные размышления в течение жизни и удивительные приключения Робинзона Крузо, с его видением ангельского мира»(1720). Мировое признание получила первая часть, которая осталась жить в веках. После «Робинзона Крузо» Дефо написал: приключенческие романы «Молль Флендерс» (The Fortunes and Misfortunes of the Famous Moll Flandres», 1722), «Роксана» («Lady Roxana», 1724), «Полковник Джек»(«Colonel Jacque», 1722); морской роман «Капитан Сінґлтон» («Captain Single-ton», 1720); исторические романы «Дневник чумного года» («A. Journal of the Plague Year», 1722) и «Мемуары кавалера» («Memoirs of a Cavalier», 1720). Все эти жанровые модификации представлены в творчестве Дефо на ранней стадии их развития.

С присущей ему склонностью к мистификации Дефо издал свой первый роман за мемуары самого Робинзона, тем самым репрезентувавши своего героя читателям как личность вполне реальную.

Именно так сначала Робинзона и воспринимали современники. Впрочем, для этого были определенные основания, поскольку толчком, а во многом и основой для создания романа стал очерк «История Александра Селькирка», опубликованный в 1713 г. в журнале «Англичанин». В нем говорилось о реальный случай: матрос Селькирк поссорился с капитаном корабля и его высадили на острове Хуан Фернандес, где тот провел в полном одиночестве четыре месяца. Он имел при себе запас продуктов на один день, несколько фунтов табака, кременеву ружье, фунт пороху, кремень и огниво, топор, нож, котелок, носильний костюм и постель, несколько книг духовного содержания, книги про навигацию и некоторые математические приборы. Сначала Селькирк удался в отчаяние и тяжело переживал одиночество, но со временем, обжившись на острове, он окреп духом и жизнь «стало для него настолько удивительно приятным, что никакие минуты не считал он за груз». Он ел мясо черепах, казатину; когда одежда его иВНОсилась, он одевался в одежду из козьих шкур. Он молился Богу, вполне смирился со своей судьбой, и «жизнь для него стало таким же радостным, как раньше было печальным». Возвращение на большую землю не сделало Селькирка счастливее. Очерк заканчивается поучительным выводом: «Счастливый тот, кто ограничивает свои желания лишь естественными потребностями; у того же, кто підохочує свои прихоти, потребности растут вместе с богатством».

Представленный в очерке Стила факт трансформировался в творчестве Дефо в развернутое повествование, что привлекала не только интересной фабулой, но и философским смыслом. История Робинзона перерастает в аллегорическое изображение человеческой жизни как такового. В определенном смысле герой Дефо близок каждому. И очевидно, именно поэтому, заканчивая свой роман, и сам Дефо приходит к мысли о том, что все, изображенное в его книге, он пережил лично. Об этом он рассказывает в заключительной части «Робинзона Крузо», сопоставляя свою жизнь с судьбой Робинзона: «Приключения Робинзона Крузо - схема истинного жизни двадцати восьми лет, проведенных в наиболее блукацьких, одиноких и печальных обстоятельствах, которые когда-либо выпадали человеку. За это время я прожил долгую и удивительную жизнь - в постоянных бурях, в борьбе с наихудшим видом дикарей и каннибалов... Я потерпел всяческих насилий и пригноблень, несправедливых упреков, человеческого пренебрежения, нападения дьяволов, небесных кар и земной вражды; изведай бесчисленные превратности фортуны, побывал в рабстве хуже, чем турецкое, спасся с помощью такого же удачного плана, как тот, что изображен в истории Ксурі.., попадал в море бедствий, снова вирятовувався и снова погибал... Одно слово, нет в воображаемой истории ни одного обстоятельства, которое не было бы законным намеком на настоящую историю». Роман Дефо - это история человеческой личности. Просветительская концепция человека, вера в его возможности, обращение к теме труда, увлекательность и простота рассказа, удивительная сила воздействия всей атмосферы произведения - все это привлекает к нему людей разных эпох, раВНОго возраста и разных интересов.

Рассказ в романе ведется от имени Робинзона. Его простота и бесхитростность, доверчивость тона создают иллюзию абсолютной достоверности того, что происходит. Классически простой зачин произведения: «Я родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье...» В этом стиле рассказ продлится до самого конца. Сила воздействия романа - в правдоподобности.

Робинзон воплощает просветительские представления о «естественном человеке» в его взаимоотношениях с природой. Впервые в литературе развивается тема творческого труда. Именно труд помог Робинзону остаться человеком. Оказавшись в полном одиночестве, герой Дефо с присущей ему неутомимостью и деловитостью работает над изготовлением предметов домашнего обихода, выдалбливает лодка, выращивает и собирает свой первый урожай. Преодолевая множество трудностей, он осваивает различные ремесла. В мельчайших подробностях описано изготовление каждой вещи, каждый этап трудового процесса. Дефо побуждает читателя наблюдать с неослабным вниманием за напряженной работой мысли и ловких рук Робинзона. Во всем проявляется деловитость и здравый смысл героя. Его религиоВНОсть и набожность сочетается с практицизмом дельца. Любое дело он начинает с чтения молитвы, не расстается с Библией, но всегда и во всем руководствуется интересами выгоды. Он «с полной безсторонністю, словно кредитор», все сопоставляет и оценивает, а в своем дневнике, который ведет с присущей ему аккуратностью, он уделяет специальное внимание подведению «баланса» позитивных и негативных сторон своего положения:

«...словно кредитор и должник, я разделил страницу пополам и написал слева «плохо», а справа «хорошо», и вот что у меня получилось: Плохо

Меня забросило на ужасный, необитаемый остров, и у меня нет никакой надежды освободиться.

Я изолирован от всего человечества; я отшельник, изгнанный из человеческого общества.

Но я остался жив, хотя мог бы утонуть, как все мои спутники.

Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте...»

Характер Робинзона раскрывается и в его общении с Пятницей. В этом молодом дикуні, которого он спас от смерти, Робинзон хочет видеть своего преданного слугу. Недаром первое слово, которое он учит его проиВНОсить, - «господин». Робинзону необходим послушный помощник, ему приятно от «смиренной благодарности», «безграничной преданности и покорности» Пятницы. Но, узнав его ближе, Робинзон понимает, что Пятница ни в чем не уступает ему.

Дефо - мастер описаний. Он создает яркие картины южной природы, передает своеобразие каждого времени года, его замечательные описания моря. И навсегда в памяти остается портрет Робинзона, вдягнутого в камзол и штаны до колен, высокую меховую шапку и со сделанной из козьей кожи зонтиком над головой; навсегда сохраняется в душе пережитое вместе с Робинзоном чувство страха и надежды, когда на прибрежном песке он увидел след ноги человека.

Вторая и третья части «Робинзона Крузо» и по глубине содержания, и за художественными достоинствами уступают первой. В них говорится о жизни и делах Робинзона после того, как он покинул остров, - о его торговые путешествия в Индию, Китай и Сибирь, об организации им колоний поселенцев на том острове, где когда-то он жил в одиночестве. Робинзону приходится преодолевать много препятствий, однако теперь это уже не столько приключения, сколько деловые авантюры, торговые сделки и спекуляции, да и сам Робинзон изображен как ловкий предприниматель и делец. Третья часть романа содержит дидактические размышления о жизни Робинзона.

«Робинзон Крузо «повлиял на развитие литературы, философии и политической экономии XVIII в. Его идеи и образы отразились в творчестве писателей и мыслителей многих поколений. Они нашли отклик в «Кандіді» Вольтера, в трудах о воспитании Же. Ж. Руссо, в «Фаусте» И. В. Гете. Известно, как восхищался романом Дефо юный Л. Толстой. Существует много подражаний и переделок романа Дефо. Самые раВНОобразные «Новые Робинзоны» стали появляться во многих странах сразу после публикации «Робинзона Крузо» Дефо в Англии, в частности и на украинском языке - Бы. Гринченко (1891), А. Павецького (1900), В. Отамановского (1917), Г. Орловны (1927) и др. Т. Шевченко вспомнил это произведение в автобиографической повести «Художник» и создал рисунок «Робинзон Крузо» (1856). «Робинзонада» быстро разрасталась, а сам термин утвердился и распространился в литературоведении он означает произведения, в которых описываются жизнь и приключения человека, оказавшегося вне общества; вне литературным контекстом термин «робинзонада» используется во многих случаях, связанных с ситуацией - человек в единоборстве с природой, во взаимоотношениях с природой.

За свою жизнь Дефо написал более трехсот пятидесяти произведений самых разных жанров. Помимо знаменитого «Робинзона Крузо», в историю литературы вошли романы «Молль Флендерс», «Полковник Джек», «Роксана», а также некоторые другие произведения, которые стали прообразом исторического романа нового времени («Дневник чумного года», «Мемуары кавалера» и др.). Традиции европейского плутовского романа связан роман Дефо «Радости и тяготы знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтській тюрьме и в течение шести десятков лет своей раВНОобраВНОм жизни (не считая детского возраста) была двенадцать раз содержанкой, пять раз замужем (из них один раз за своим братом), двенадцать раз воровкой, восемь лет сосланной в Вирджинию, но в конце концов разбогатела, стала честную жизнь и умерла в раскаянии. Написано по ее собственными заметками». События этого романа происходят в Англии. Героиня - дочь каторжанина, которая родилась в тюрьме и воспитывалась в приюте. Она знает жизнь трущоб и ежедневную борьбу за существование. Молль Флендерс умная, энергичная, красивая, но жизненные обстоятельства вынуждают ее стать воровкой и авантюристкой. В «Робінзоні Крузо» Дефо рассказал историю борьбы человека с природой. В «Молль Флендерс» он рассказал о судьбе одинокой женщины в обществе. На путь греха ее толкают нищета, голод, жестокость людей. Молль хотела бы другой судьбы, она пытается побороть свою собственную «жестокость и бесчеловечность», но ей это не удается. «Нищета... - настоящий яд добродетели».

Романы Дефо написаны в форме мемуаров или биографий. В них передана история жизни героя и становление его личности. Дефо раскрывает влияние условий и обстоятельств жизни на формирование человека. Его герои сталкиваются с жестоким и бездушным миром. Обычно, это люди без прочных общественных связей, - сироты, подкидыши, пираты, вынуждены действовать согласно жестоких законов и общественных установок. Каждый борется в одиночку, рассчитывая на свои собственные силы, изобретательность и ловкость. Люди не гнушаются никакими средствами ради достижения благополучия. «Истинно благородный» полковник Джек, который в детстве был беспризорным бродяжкою и воришкой, потерпев всевозможных жизненных невзгод, становится работорговцем. Принятая при дворе очаровательная Роксана имеет за плечами темное прошлое: ради карьеры она становится негласной сообщницей убийства собственной дочери.

В историю литературы Дефо вошел как автор «Робинзона Крузо», как создатель просветительского реалистического романа. Он писал для широких кругов читателей. Его бессмертный «Робинзон Крузо» стоит в одном ряду с величайшими произведениями мировой литературы.