Краткая характеристика матрены тимофеевны. Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет (Матрена Тимофеевна Корчагина). Жизнь Матрены Тимофеевны в доме мужа

Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы. <...>
А на седьмом за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды,
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу приобвыкла я...
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

«Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько <...>
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться... <...>
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице.
А больше вряд когда!

Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях, восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины, работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни, плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

<...> Терплю и не ропщу!
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

Нас только и тревожили
Медведи...да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

«Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь» <...>
Зато купцами жили мы...

«Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме «Мороз, Красный нос», стихотворениях «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Орина, мать солдатская» и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она тип «величавой славянки», о которой с восторгом писал Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос».

В беде - не сробеет, - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Матрена начинает свое неторопливое повествование о собственной судьбе, это рассказ о том, за что в народе ее почитают счастливой. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: «за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило «подневолье». И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,
А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала «с девичьей холи в ад». Изнурительная работа, «обиды смертные», несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,
Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку
Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим «тело белое» ее сына, она шлет гневные проклятья: «Злодеи! Палачи!» Матрена Тимофеевна хочет найти на «их управу, нр Савелий отговаривает ее: «Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти». «Да почему же, дедушка?» - спрашивает несчастная. «Ты - крепостная женщина!» - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится «дерзкой»: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя. Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала «великую милость»:

Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведали
Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям. Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые прежде всего подчеркивает Некрасов в русской крестьянке. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе.

Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царят «подленькая месть» и ханжество, мужчины там - «сборище Иуд, а женщины - рабы».

Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили...

Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:

За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:

Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.

Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.

«Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Удивительно реалистичен и ярок образ Матрены Тимофеевны, русской крестьянки. В нем автор соединил все качества и черты, свойственные русским женщинам - представительницам этого слоя населения. Во многом схожа судьба этой героини с судьбой других крестьянок на Руси.

Годы жизни в родной семье

Матрена Тимофеевна родилась в большой семье. По-настоящему счастливыми были первые годы ее жизни. Матрена потом часто будет вспоминать беззаботное время, когда она была окружена заботой и любовью родителей. Однако крестьянские дети очень быстро взрослеют. Как только подросла девочка, она начала помогать во всем своим родителям. Игры постепенно забывались, так как на них оставалось меньше времени, крестьянская нелегкая работа выходила на первое место. Но все равно молодость берет свое, и девушка находила даже после трудового дня время для отдыха.

Жизнь Матрены Тимофеевны в доме мужа

Вспоминает юность Матрена Тимофеевна. Эта героиня была трудолюбива, хороша собой, деятельна. Таков образ Матрены Тимофеевны в На эту крестьянку, что неудивительно, заглядывались многие парни. Но вот возник суженый, и родители девушки отдают за него замуж нашу героиню. Новое положение означает конец вольной и свободной жизни Матрены Тимофеевны. Она теперь будет проживать в чужой семье, в которой отношение к этой далеко не лучшим. Отдавая замуж свою дочь, мать переживает за ее судьбу, горюет о ней. Родительница понимает прекрасно все предстоящие тяготы жизни, которым суждено выпасть на долю ее любимой Матрены. Никто в чужой семье не проявит к девушке участия, сам муж тоже не будет никогда заступаться за жену.

Непростые отношения с мужем и его родственниками

Делится Матрена Тимофеевна горестными раздумьями. Совсем не желала он менять вольную жизнь в родном доме на незнакомую, чужую семью. Поняла эта героиня уже с первых дней проживания в новой обстановке, как тяжело придется ей теперь.

Очень непросто складывались отношения с золовками, свекровью и свекром. Матрене в новой семье приходилось усердно работать, при этом не слыша доброго слова в свой адрес. Но даже в этой нелегкой жизни у крестьянки находились простые, немудреные радости: муж подарил ей шелковый платок, прокатил на санях...

Вовсе не безоблачно складывались отношения между интересующей нас героиней и ее супругом. Муж в то время имел право избивать жену, если что-то в ее поведении не устраивает его. Никто при этом не встанет на сторону девушки, наоборот, в семье супруга все родственники будут лишь рады посмотреть на страдания Матрены Тимофеевны.

Рождение первенца

Нелегкой стала жизнь у этой крестьянки после замужества. Серые, однообразные, похожие друг на друга тянулись дни: ссоры, тяжелая работа, упреки родственников... Но ангельским терпением обладает крестьянская женщина. Она выносит все тяготы, не жалуясь. Событием, перевернувшим ее жизнь, является рождение ребенка. Через него ярче раскрывается образ Матрены Тимофеевны. Теперь эта женщина уже не столь озлоблена на поскольку радует и согревает ее любовь к малышу.

Смерть малыша

Не долгой была радость крестьянки от появления на свет сына. Очень много времени и сил отнимает работа в поле, а тут на руках еще грудной младенец. Сначала эта героиня брала его в поле с собой. Но затем свекровь стала упрекать ее, так как с ребенком трудиться с полной самоотдачей невозможно. И бедная женщина вынуждена была оставлять с дедом Савелием своего малыша. Однажды недоглядел этот старик - и погиб ребенок.

Трагические события после гибели младенца

Смерть его была для нашей героини страшной трагедией. Но приходится мириться крестьянам с тем, что дети их часто умирают. Для Матрены эта смерть оказалась тяжелым испытанием потому, что ребенок был первенцем. Ко всем бедам приезжает полиция, становой и лекарь в деревню, которые обвиняют крестьянку в том, что она погубила ребенка в сговоре с дедом Савелием, бывшим каторжником. Умоляет Матрена Тимофеевна не производить вкрытие, чтобы без поругания над телом похоронить ребенка. Но не слушает никто крестьянку. От случившегося она чуть не

Мать заступается за сына

Смерть ребенка и другие тяготы крестьянской жизни не в силах сломить эту женщину. Образ Матрены Тимофеевны - это пример стойкости и терпения. Время проходит, каждый год у нее рождаются дети. И крестьянка продолжает жить, выполнять свою тяжелую работу, растить детей. Самое главное, чем обладает крестьянская женщина - это любовь к детям. Матрена Тимофеевна, характеристика которой представлена в нашей статье, на все готова, только бы защитить своих чад. Свидетельствует об этом эпизод, когда Федота, ее сына, хотели наказать за провинность. Бросается в ноги к помещику, проезжавшему мимо, Матрена, чтобы он помог спасти мальчика от наказания. Тот повелевает отпустить Федота, а "бабу дерзкую" наказать.

Матрена Тимофеевна спасает от рекрутчины своего мужа

За что же приходится терпеть наказание этой крестьянке? Лишь за любовь к детям, не ведающую границ, за готовность принести себя в жертву ради других. Проявляется эта готовность в том, как Матрена Тимофеевна бросается на защиту своего мужа, которого ожидает рекрутчина. Удается ей добраться до губернаторши и попросить у нее помощи. Та освобождает от рекрутчины Филиппа.

Еще молодая девушка - Матрена Тимофеевна, но ей пришлось пережить уже очень многое. Это и смерть сына, и побои, и попреки, и голодное время.

Можно ли назвать Матрену Тимофеевну счастливой?

Нельзя никак назвать счастливой крестьянскую женщину, которой была Матрена Тимофеевна. Характеристика этой героини всецело строится на борьбе с несчастьями. Все тяжелые испытания и трудности, выпадающие на ее долю, способны привести человека не только к духовной гибели, но и к физической, сломить его. Часто происходит именно так. Редко бывает долгой жизнь крестьянки. Часто умирают эти женщины в самом расцвете своих лет. Строки, рассказывающие о жизни этой героини, читать нелегко. Но в то же время нельзя не восхититься этой женщиной, ее душевной силой. Ведь эта героиня прошла через множество различных испытаний и при этом не оказалась сломлена, что показывает нам Некрасов.

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Образ Матрены Тимофеевны кратко был нами рассмотрен. Об этой женщине можно говорить очень долго. Она вызывает восхищение. Третья часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" посвящена этой женщине. Корчагина Матрена Тимофеевна, образ которой был представлен в нашей статье, описывается в произведении довольно подробно. Вы можете обратиться к поэме Некрасова и познакомиться поближе с этой крестьянкой.

Глава «Последыш» переключала основное внимание правдоискателей на народную среду. Поиски крестьянского счастья (Избытково село!) закономерно приводили мужиков к «счастливице»-«губернаторше», крестьянке Матрене Корчагиной. В чем же идейно-художественный смысл главы «Крестьянка»?

В пореформенную эпоху женщина-крестьянка оставалась столь же угнетенной и бесправной, как и до 1861 года, и искать среди крестьянок счастливую было, по всей очевидности, затеей нелепой. Это ясно Некрасову. В набросках главы героиня-«счастливица» говорит странникам:

Я так думаю,

Что если между бабами

Вы ищите счастливую,

Так просто дурни вы.

Но автор «Кому на Руси жить хорошо», художественно воспроизводя русскую действительность, вынужден считаться с народными понятиями и представлениями, как бы убоги и ложны они ни были. Он лишь оставляет за собой авторское право рассеивать иллюзии, формировать более правильные взгляды на мир, воспитывать более высокие требования к жизни, чем те, которые породили легенду о счастье «губернаторши». Однако молва летит из уст в уста, и странники отправляются в селенье Клин. Автор получает возможность легенде противопоставить жизнь.

«Крестьянка» начинается прологом, который играет роль идейной увертюры к главе, подготовляет читателя к восприятию образа крестьянки деревни Клин, счастливицы Матрены Тимофеевны Корчагиной. Автор рисует «задумчиво и ласково» шумящее хлебное поле, которое увлажили «Не столько росы теплые, / Как пот с лица крестьянского». По мере движения странников рожь сменяется льнами, полями гороха и овощей. Резвится детвора («дети носятся / Кто с репой, кто с морковкою»), а «бабы — свеклу дергают». Красочный летний пейзаж тесно увязывается Некрасовым с темой вдохновенного крестьянского труда.

Но вот странники подошли к «незавидному» селению Клин. На смену радостному, красочному пейзажу приходит другой, мрачный и унылый:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем.

Сравнение «убогих домов» с остовами и осиротелыми галочьими гнездами на обнаженных осенних деревьях еще более усиливает трагизм впечатления. Прелести сельской природы и красоте созидательного крестьянского труда в прологе главы противопоставлена картина крестьянской нищеты. Пейзажным контрастом автор заставляет читателя внутренне насторожиться и проникнуться недоверием к сообщению, что одна из тружениц этой нищей деревни и есть истинная счастливица.

Из деревни Клин автор ведет читателя в заброшенную помещичью усадьбу. Картину ее запустения дополняют образы многочисленных дворовых: голодные, немощные, расслабленные, как распуганные прусаки (тараканы) по горнице, расползлись они по усадьбе. Этой «дворне ноющей» противопоставлен народ, который после трудового дня («народ в полях — работает») с песней возвращается в село. В окружении этого здорового трудового коллектива, внешне почти не выделяясь из него («Путь добрый! А которая Матрена Тимофеевна? »), составляя его часть, появляется в поэме Матрена Корчагина.

Очень содержательна и поэтически богата портретная характеристика героини. Первое представление о внешнем облике Матрены дает реплика крестьян села Наготина:

Корова холмогорская,

Не баба! Доброумнее

И глаже бабы нет.

Сравнение — «корова холмогорская — не баба» — говорит о здоровье, силе, статности героини. Оно является ключом к дальнейшей характеристике, оно вполне соответствует тому впечатлению, которое производит Матрена Тимофеевна на мужиков-правдоискателей.

Портрет ее предельно лаконичен, но дает представление и о силе характера, чувстве собственного достоинства («осанистая женщина»), и о нравственной чистоте и требовательности («глаза большие, строгие»), и о тяжелой жизни героини («волос с проседью» в 38 лет), и о том, что жизненные бури не сломили, а лишь закалили ее («сурова и смугла»). Суровая, естественная красота женщины-крестьянки еще более подчеркивается бедностью одежды: «сарафан коротенький», да белая рубаха, оттеняющая смуглый от загара цвет кожи героини. В рассказе Матрены перед читателем проходит вся ее жизнь, и движение этой жизни, динамику изображаемого характера автор раскрывает через изменение портретной характеристики героини.

«Задумавшись», «закручинившись», вспоминает Матрена годы своего девичества, молодость; она как бы со стороны видит себя в прошлом и не может не любоваться своей былой девичьей красотой. Постепенно в ее рассказе («До замужества») возникает перед слушателями так хорошо известный по народной поэзии обобщенный портрет сельской красавицы. У Матрены в девичестве «очи ясные», «бело личико», которое не боится грязи полевых работ. «День в поле проработаешь», — рассказывает Матрена, а потом, помывшись в «жаркой баенке»,

Опять бела, свежехонька,

За прялицей с подружками

До полночи поешь!

В родной семье девушка цветет, «как маков цвет», она «добрая работница» и «петь-плясать охотница». Но вот наступает роковой час прощания с девичьей волей... От одной мысли о будущем, о горькой жизни в «чужой богоданной семеюшке» «блекнет бело личико» невесты. Однако ее цветущей красоты, «пригожества» хватает на несколько лет семейной жизни. Недаром управляющий Абрам Гордеич Ситников «докучает» Матрене:

Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка!

Но идут годы, принося все новые и новые беды. Давно суровая смуглость сменила на окаменевшем от горя лице Матрены алый румянец; «очи ясные» глядят на людей строго и сурово; голод и непосильный труд унесли накопленное в годы девичества «дородство и пригожество». Исхудавшая, ожесточенная борьбой за жизнь, она напоминает уже не «маков цвет», а голодную волчицу:

Волчицу ту Федотову

Я вспомнила — голодную,

Похожа с ребятишками

Я на нее была!

Так социально, условиями жизни и труда («Потуги лошадиные / Несли мы...»), а также психологически (смерть первенца, одиночество, враждебное отношение семьи) мотивирует Некрасов перемены во внешнем облике героини, утверждая в то же время глубокую внутреннюю связь между образами краснощекой хохотуньи из главы «До замужества» и седеющей осанистой женщины, встреченной странниками. Жизнерадостность, душевная ясность, неиссякаемая энергия, присущие Матрене с юности, помогают ей выстоять в жизни, сохранить величавость осанки и красоту.

В процессе работы над образом Матрены Некрасов не сразу определил возраст героини. От варианта к варианту шел процесс «омолаживания» ее автором. «Омолаживать» Матрену Тимофеевну заставляет автора стремление к жизненной и художественной правдивости. Женщина в деревне старела рано. Указание на 60- и даже 50-летний возраст вступало в противоречие с портретом героини, общим определением «красива» и такими деталями, как «глаза большие, строгие», «ресницы богатейшие». Последний вариант устранял несоответствие между условиями жизни героини и ее обликом. Матрене 38 лет, волосы ее уже тронула седина — свидетельство нелегкой жизни, но красота еще не померкла. «Омолаживание» героини диктовалось и требованием психологической достоверности. Со времени замужества и смерти первенца Матрены прошло (если ей 38, а не 60!) 20 лет, а события глав «Волчица», «Губернаторша» и «Трудный год» еще совсем свежи в ее памяти. Потому-то так эмоционально, так взволнованно звучит речь Матрены.

Матрена Тимофеевна — не только красива, осаниста, здорова. Женщина умная, смелая, с богатой, щедрой, поэтической душой, она создана для счастья. И ей в чем-то очень повезло: «хорошая, непьющая» родная семья (не у всех ведь так!), замужество по любви (часто ли такое бывало?), зажиточность (как не позавидовать?), покровительство губернаторши (экое счастье!). Удивительно ли, что легенда о «губернаторше» пошла гулять по деревням, что односельчане «ославили» ее, как с горькой иронией говорит сама Матрена, счастливицей.

И вот на примере судьбы «счастливицы» раскрывает Некрасов всю страшную драму крестьянской жизни. Весь рассказ Матрены — опровержение легенды о ее счастье. От главы к главе нарастает драматизм, все менее оставляя места наивным иллюзиям.

В сюжете основных рассказов главы «Крестьянка» («До замужества», «Песни», «Демушка», «Волчица», «Трудный год», «Бабья притча») Некрасовым отобраны и сконцентрированы самые обычные, повседневные и в то же время самые характерные для жизни русской крестьянки события: труд с малых лет, нехитрые девичьи развлечения, сватовство, замужество, приниженное положение и трудная жизнь в чужой семье, семейные ссоры, побои, рождение и смерть детей, заботы о них, непосильный труд, голод в неурожайные годы, горькая доля многодетной матери-солдатки. Этими событиями определяется круг интересов, строй мыслей и чувств крестьянки. Вспоминаются и излагаются они рассказчицей в их временной последовательности, что создает ощущение простоты и бесхитростности, столь присущих самой героине. Но при всей внешней будничности событий сюжет «Крестьянки» полон глубокого внутреннего драматизма и социальной остроты, которые обусловлены незаурядностью самой героини, ее способностью глубоко чувствовать, эмоционально переживать события, ее нравственной чистотой и требовательностью, ее непокорством и смелостью.

Матрена не просто знакомит странников (и читателя!) с историей своей жизни, она им «всю душу открывает». Сказовая форма, повествование от первого лица, придает ему особую живость, непосредственность, жизненную убедительность, открывает большие возможности для выявления самых сокровенных глубин внутренней, скрытой от глаз постороннего наблюдателя, жизни крестьянки.

Рассказывает Матрена Тимофеевна о своих невзгодах просто, сдержанно, не сгущая красок. Она по внутренней деликатности даже умалчивает о мужниных побоях и лишь после вопроса странников: «Уж будто не колачивал?», смущаясь, сознается, что было и такое. Умалчивает она о своих переживаниях после смерти родителей:

Слыхали ночи темные,

Слыхали ветры буйные

Сиротскую печаль,

А Вам нет нужды сказывать...

Почти ничего не говорит Матрена о тех минутах, когда ее подвергали позорному наказанию плетьми... Но эта сдержанность, в которой ощущается внутренняя сила русской крестьянки Корчагиной, лишь усиливает драматизм ее повествования. Взволнованно, как бы заново переживая все, рассказывает Матрена Тимофеевна о сватовстве Филиппа, своих раздумьях и тревогах, рождении и смерти первенца. Детская смертность в деревне была колоссальна, и при гнетущей бедности семьи смерть ребенка подчас воспринималась со слезами облегчения: «господь прибрал», «одним ртом меньше!» Не так у Матрены. За 20 лет не утихла боль ее материнского сердца. Она и теперь не забыла прелести своего первенца:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка... и т. д.

В душе у Матрены Тимофеевны и через 20 лет кипит гнев против почуявших добычу «неправедных судей». Именно поэтому столько экспрессии и трагического пафоса в ее проклятии « злодеям-палачам »...

Матрена прежде всего женщина, мать, вся отдавшаяся заботе о детях. Но, субъективно вызванный материнскими чувствами, направленный на защиту детей, ее протест приобретает социальную окраску, семейные невзгоды толкают на путь социального протеста. За дитя свое и с богом в спор вступит Матрена. Она, глубоко религиозная женщина, одна во всей деревне не послушалась ханжи-странницы, запретившей кормить детей грудью по постным дням:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница,

А не дитя мое

Настроения гнева, протеста, зазвучавшие в проклятии Матрены «злодеям-палачам», не глохнут и в дальнейшем, но проявляются в иных, чем слезы и гневные выкрики, формах: оттолкнула старосту, вырвала из его рук дрожащего, как лист, Федотушку, молча легла под розги («Волчица»). Но год за годом все больше накапливается в душе крестьянки еле сдерживаемых боли и и гнева.

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные... —

признается Матрена, в сознании которой, видимо, не без влияния деда Савелия (в его горенку бежит она в трудные минуты жизни!), рождается мысль о возмездии, расплате. Не может она следовать совету пословицы: «Держи голову поклонную, сердце покорное».

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу! —

перефразирует она применительно к себе пословицу, и в этих словах — итог идейного развития героини. В образе Матрены Некрасов обобщил, типизировал наблюдаемое им в 60—70-е годы пробуждение народного сознания, настроения зарождающегося социального гнева и протеста.

Сюжет главы «Крестьянка» автор строит так, что на жизненном пути героини возникают все большие и большие трудности: притеснения семьи, смерть сына, смерть родителей, «страшный год» бесхлебицы, угроза рекрутчины Филиппа, дважды пожар, трижды сибирская язва... На примере одной судьбы Некрасов дает яркое представление о глубоко трагических обстоятельствах жизни женщины-крестьянки и всего трудового крестьянства в «освобожденной» России.

Композиционная структура главы (постепенное нагнетание драматических ситуаций) помогает читателю понять, как в борьбе с жизненными трудностями складывается и крепнет характер Матрены Тимофеевны. Но при всей типичности биографии Матрены Корчагиной есть в ней что-то выделяющее ее из ряда других. Ведь Матрену ославили счастливицей, о ней знает вся округа! Впечатление необычности, своеобразия, жизненной неповторимости судьбы и, главное, незаурядности натуры ее достигается введением главы «Губернаторша». Как же не счастливица-баба, у которой сама губернаторша сына крестила! Есть чему дивиться односельчанам... Но еще большее удивление (уже у читателя!) вызывает сама Матрена, которая, не желая склониться перед судьбой, больная, беременная, ночью бежит в неведомый ей город, «доходит» до губернаторши и спасает мужа от рекрутчины. Сюжетная ситуация главы «Губернаторша» раскрывает волевой характер, решительность героини, а также ее чуткое к добру сердце: участливое отношение губернаторши вызывает в ней чувство глубокой признательности, в избытке которой Матрена славит добрую барыню Елену Александровну.

Однако Некрасов далек от мысли, что «тайна довольства народного» заключена в барской филантропии. Даже Матрена и та понимает, что филантропия бессильна перед бесчеловечными законами существующего общественного порядка («крестьянские / Порядки нескончаемы...») и иронизирует над своим прозвищем «счастливицы». Работая над главой «Губернаторша», автор, очевидно, стремился сделать менее значительным влияние встречи с губернаторшей на дальнейшую судьбу героини. В черновых вариантах главы указывалось, что Матрене благодаря заступничеству губернаторши случалось выручать своих односельчан, что она получала подарки от своей благодетельницы. В окончательном тексте Некрасов опустил эти моменты.

Первоначально глава о Матрене Корчагиной называлась «Губернаторша». Видимо, не желая придавать эпизоду с губернаторшей слишком большого значения, Некрасов дает главе иное, широко обобщающее название — «Крестьянка», а рассказ о встрече Матрены с губернаторшей (он нужен, чтобы подчеркнуть необычность судьбы героини) отодвигает, делает предпоследним сюжетным эпизодом главы. В качестве же заключительного аккорда исповеди крестьянки Корчагиной звучит горькая «бабья притча» о потерянных «ключах от счастья женского», притча, выражающая народный взгляд на женскую судьбу:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Вспомнить эту полную безнадежности легенду, рассказанную захожей странницей, Матрену заставляет горький опыт собственной жизни.

А вы — за счастьем сунулись!

Обидно, молодцы! —

бросает она с упреком странникам.

Легенда о счастье крестьянки Корчагиной развеяна. Однако всем содержанием главы «Крестьянка» Некрасов подсказывает читателю-современнику, как и где искать потерянные ключи. Не «ключи от счастья женского»... Таких особых, «женских» ключей для Некрасова нет, судьба женщины-крестьянки для него неразрывно связана с судьбами всего трудового крестьянства, вопрос освобождения женщины — лишь часть общего вопроса о борьбе за освобождение всего народа русского от социального гнета и бесправия.

Путешествие семерых странников поэмы « » приводят их в одну из усадеб помещика, которая полностью разоряется. Сам хозяин в отъезде, за границей, а управляющий данными территориями при смерти. Крестьяне, которые всю жизнь прислуживали, а теперь оказались свободными, совершенно не знают, что им делать и куда идти. Поэтому, они потихоньку принимаются разбирать и разносить господское добро. И такое печальное положение вещей наблюдалось неоднократно крестьянскими мужиками во время обхода земель русских.

Нытье и отчаяние дворовых крестьян заменяется звуком песни, которая доносится из уст жнецов. Именно здесь, странники и встречают Матрену Тимофеевну.

Перед нами, красивая женщина славянской внешности. С шикарными волосами, с большими глазами, с пышными ресницами. Одета она в чистый, белый наряд и короткий сарафан.

Образ Матрены Тимофеевны не часто можно встретить среди населения. Судьба «наградила» ее многими испытаниями. Проживая в местах, где мужики очень часто уходили в город, женщина вынуждена была брать на свои плечи неподъемную ношу. И несла ее с уверенностью! Такой труд и воспитал ее сильной, гордой и независимой.

Часть поэмы «Крестьянка» изложен от первого лица. Литературные критики замечают, что Матрена Тимофеевна говорит не только о себе, а обо всем народе русском. Ее речь льется в форме песни. А это еще раз подтверждает неразлучность народа и фольклора.

В первой главе Некрасов знакомит читателя с обрядом сватовства, в котором используются подлинные тексты народных песен. На примере замужества Матрены Тимофеевны, Николай Алексеевич пытался передать описание событий, которые рано или поздно происходили в жизни любой девушки.

Во второй главе, героиня очень часто использует, напевает песни, текст которых не был придуман автором, а плавно позаимствован у создателя – у самого народа. И, опять таки, судьба героини касается не только ее, а является общенародной.

И при таком постоянном сравнении, Матрена Тимофеевна не перестает существовать как отдельный персонаж, со своими нравами и характером. Приложенными усилиями, героиня все-таки добилась освобождения мужа. Однако его ожидает дальнейшее рекрутство, что необычайно огорчило женщину.

В образе Матрены Тимофеевны, Николай Некрасов смог совместить все состояния и ситуации, в которые могла попасть обычная русская женщин, и смело пережить их.