Краткая биография короленко. Конспект урока чтения и развития речи "В.Г. Короленко - краткая биография"

Урок литературы в 5 классе

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Автор : Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «сош №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация : разработка урока литературы для 5 класса на тему «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Конспект урока литературы в 5 классе «Жизненная драма детей и взрослых в произведении В.Г. Короленко «В дурном обществе»» .

Цель:
1. Познакомиться с произведением, понять, для чего оно написано, почему оно так важно для нас.
2. Научиться определять, что перед нами – повесть, рассказ или роман.
3. Научиться понимать то, что хотел сказать автор читателю. Для этого мы познакомимся с новыми для вас определениями – пейзаж, портрет.
Оборудование : учебник-хрестоматия под редакцией В.Я. Коровиной, иллюстрации к произведению, рабочая тетрадь.
Тип урока : Комбинированный
Вид урока : смешанный
Внутрипредметные связи: с историей русской литературы, с литературоведением.
Методы и приёмы: репродуктивный метод (слово учителя, чтение статьи), пропедевтическая беседа, эвристический метод (аналитическая беседа, эвристическая беседа), метод творческого чтения (комментированное чтение).
Ход урока:
I. Организационный момент. Отметка присутствующих.
II. Подведение к изучению новой темы.
Сегодня мы с вами изучаем очень интересное и важное для вас произведение. Оно об отношениях между людьми, о сочувствии, о взаимопонимании. Обо всем этом мы будем разговаривать подробно в течение 2-3 уроков.
III. Выявление первичного впечатления.
- Вы прочитали произведение. Каково ваше впечатление от прочитанного?
- Что вам понравилось в произведении?
- Какие эпизоды особенно запомнились?
- Кто из героев впечатлил? Почему?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали произведение?
IY. Изучение новой темы.
- Мы с вами знаем, что литературные произведения делятся на эпос, лирику и драму. Лирика представлена в основном в стихах, в лирике показывается внутренний мир героя. Драма – это в основном пьесы, а пьесы предназначены для постановки на сцене. Сегодня же мы с вам будем знакомиться с эпосом. Но и эпос делится на 3 разновидности (рисунок 1).

Файл "/upload/blogs/13039_a452eb4c48bd04b37926c96a1eb4522e.bmp.jpg" не найден!


- Произведение Короленко – это рассказ, повесть или роман? (повесть, так как в 3 главных героя – Валек, Маруся и Вася, повествуется не о протяжённом отрезке времени, есть несколько сюжетных линий).
- Мы определили, что это повесть. В ней рассказывается о жизни ребенка из благополучной семьи и семьи нищих. Вот пересечение жизненного пути Васи и жизненного пути Тыбурция приводит к их изменению.
Y. Литературоведческая беседа.
- Давайте еще раз взглянем на тему урока. Все ли слова вам знакомы?
- Как вы понимаете слово драма? Когда так говорят: «У него случилась драма»?
- Драма – это тяжелое событие, переживание, причиняющее душевные страдания?
- Какие слова темы звучат особенно страшно и почему? (Драмы детей.)
- Вдумайтесь в название темы. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (постараться понять, в чем заключаются драмы взрослых и драмы детей, где начало этих драм).
- Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем раскрывать ее постепенно, поэтапно, из урока в урок.
- Давайте кратко охарактеризуем, в чем драма главных героев? Какие с ними случаются несчастья? (У Васи нет мамы, с отцом у него непонимание.)
- А хотел бы Вася, чтобы отец его любил, ласкал? Найдите в тексте доказательство этого.
- Какая драма у Валека и Маруси? (они живут в подземелье, голодают, у них тоже нет мамы).
YI. Анализ текста.
- Давайте посмотрим, какие средства использует автор для того, чтобы показать нам жизненные драмы людей. Обратимся к тексту. Давайте увидим Княж - городок. Возьмите карандаши и во время чтения выделите ключевые слова, рисующие город. Какие ключевые слова мы можем выделить?
- Каковы ваши впечатления?
- Какой цвет преобладает в описании города?
- Какое главное архитектурное украшение этого города? (вот представьте, в Дзержинске украшение – это …, а в этом городе тюрьма).
- Представляете, как же выглядит остальной город, если тюрьма – украшение?! Хотелось бы там жить? Почему?
- Ребята, как вы думаете, зачем автор именно так описывает город?
- Как называется такое описание города, природы в произведении? (пейзаж).
- Запишем в тетрадь определение пейзажа.
Пейзаж – это элемент литературного произведения, который может включать описание города, деревни, природы.
- Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство. Прочитав такое описание города, нам становится страшно, возникает предчувствие чего-то нехорошего).
- Когда бывает мрачен пейзаж? (кого печален человек). Давайте посмотрим, действительно ли печальны люди в этом городе.
- Как относился герой к замку в Княж-городе?
- А когда это отношение изменилось (после того, как выгнали людей).(рисунок 2)

Найдите в тексте, как выгоняли людей из замка. Кто эти люди? (нищие – это люди, у которых нет жилья, работы, а значит, они голодают). Этих нищих выгоняют в дождь, ночью.
- А почему они не хотят уходить (потому что им некуда идти, у них нет дома, очень страшно жить, когда у людей нет дома.)
- От чьего лица ведется повествование? (от автора-повествователя)
- В литературе есть особый способ преподнесения материала – автор-повествователь. Давайте запишем в тетрадь определения.
Повествователь - рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.
Повествователь - это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.
- Почему Короленко берет за автора-повествователя мальчика? (потому что именно дети особенно чутко воспринимают жестокость, несправедливость мира).
- Давайте рассуждать. Бывали ли с вами ситуации, когда вы сочувствовали нищим людям, хотели им что-то дать? А что вам говорили ваши родители?
- Как мальчик относится к нищим (с сочувствием, не с жалостью!)?
- Найдите в тексте доказательства этого сочувствия.
- Особую роль в произведениях играет описание внешности героев, через это описание автор передает свое отношение к героям, к происходящему.
- Как называется описание внешности героя? (портрет). Вам знакомо это понятие?
Давайте запишем ещё одно определение.
Портрет – это одно из средств художественной характеристики, изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
- Давайте посмотрим описание внешности Маруси и Валека. Найдите те черты, которые выражают отношение героя к Марусе и Валеку. (рисунок 3)

Тема: В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».

Слово о писателе.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ В ПОВЕСТИ

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).

Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.

В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.

Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки - это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.

В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан тридцатитрехлетний мастер пера за отказ присягать на верность царю Александру III.

Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».

Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12-13.

II. Слово о произведении.

Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе ХIХ в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.

II I . Чтение глав I и I I - «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с 13-19).

I V . Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?

2. Кто ведет рассказ? В каких прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?

3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)

5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?

6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?

8. Чем можно объяснить то, что автор в первой главе знакомит нас с Тыбурцием и его семьей? (Перечитать портретные описания героев.)

9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?

Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.

Домашнее задание: прочитать III , I V главы; подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов «В часовне» и «Валек и Маруся - дети подземелья», включая описание природы, а также портретные описания героев.

Тема: В. Г. КОРОЛЕНКО. «В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ».

Слово о писателе.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦА, СЫНА, ДОЧЕРИ В ПОВЕСТИ

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, человека необычайной душевной красоты, главными героями произведения; пробудить интерес к теме повести и вызвать у учащихся глубокий эмоциональный отклик на произведение; рассмотреть роль портретов, пейзажа, сравнений, обстановку, в которой пребывают герои повести, отношения между Васей и отцом после смерти матери; раскрыть характерные особенности изображения духовного мира героев, представления о жизни как борьбе добра и зла, страдания и счастья; побуждать к оптимистическому восприятию окружающего мира.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве В. Г. Короленко (учебник, с. 12).Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. Отец его был уездным судьей, человеком совестливым, честным, не умеющим кривить душой. Из жизни отец ушел рано. В последний путь его провожали семья и целая толпа бедняков. Дети Галактиона Короленко остались без средств к существованию.В. Г. Короленко закончил Ровенскую гимназию, поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, но был исключен за протест против действий начальства.Его «университетами жизни» становятся тюрьмы, этапы, ссылки - это награды за взгляды на жизнь. Все это не мешает писать, кроме этого он успевает научиться сапожничать, работает на железной дороге.В 1885 г. в якутской слободе Амга была написана повесть «В дурном обществе». Именно в Якутск был выслан тридцатитрехлетний мастер пера за отказ присягать на верность царю Александру III.Подводя итог своей жизни, В. Г. Короленко писал: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».Умер В. Г. Короленко 25 декабря 1921 г. Похоронен он в Полтаве.

Ответы на вопросы 1, 2 «Проверьте себя», с. 12-13.

II. Слово о произведении.

Повесть Короленко является одним из лучших произведений в литературе ХIХ в. о дружбе между детьми. Читая произведение, открываешь для себя мир взаимоотношений героев, понимаешь важность взаимопонимания в дружбе, ценность помощи, заботы и поддержки друзей в тяжелый момент, осознаешь тяжесть одиночества.

III. Чтение глав I и II - «Развалины», «Я и мой отец» (учебник, с 13-19).

IV. Анализ прочитанного.

Вопросы:

1. Понравилось ли вам произведение? Какие эпизоды особенно взволновали вас? Почему?

2. Кто ведет рассказ? В каких прочитанных вами произведениях рассказ ведется от лица участника событий?

3. Как сам рассказчик относится к обездоленным людям?

4. Можно ли утверждать, что описание города в начале рассказа автор дает для создания определенного настроения у читателя? Какого? (Перечитать описания.)

5. Прав ли был старый Якут, разогнав нищих, обездоленных людей из замка?

6. При чтении текста создается впечатление, что Вася сочувствует беде униженных людей. Что послужило причиной того, что замок стал противен герою?

9. Что думали друг о друге судья и его сын? Какие они были на самом деле? Как вы относитесь к этим героям? Почему между родными людьми нет доверия? Можно ли утверждать, что Вася одинок в своей семье? Одинок ли отец? Что приводит Васю к бродяжничеству?

Тяжелые переживания отца, его замкнутость отталкивают Васю, мальчик замыкается в себе. Но из текста понятно, что за угрюмостью, суровостью, строгостью стоит кристально чистый, честный, несчастный человек, подавленный смертью любимой жены. Смех, веселость Васи вызывают у отца раздражение и неприязнь к сыну, он не подозревает о сложных переживаниях мальчика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" (по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока: «...

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.

Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
  • листы ватмана, принадлежности для оформления проекта;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер. Презентация 2 и фильм о В.Г.Короленко (находится у автора), созданные учащимися.

Эпиграф к уроку: “Человек создан для счастья, как птица для полета”.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок.

1 этап мастерской. Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Вступительное слово учителя.

Ребята, я вас приветствую на проектной мастерской! У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет вам наполнить вас новыми знаниями, жизнелюбием, а самое главное – понять о назначение человека в современном мире. И ещё пожелаю вам успешной и плодотворной работы в Мастерской! Но прежде чем мы начнем проектировать я хочу представить вам …

Уважаемые участники Мастерской сегодня вам представиться возможность:

  • поразмышлять о “назначении жизни” и “о человеческом счастье”;
  • научиться видеть позицию автора в художественном тексте;
  • создать творческий проект с использованием литературного источника;
  • определить “Что есть счастье? Для чего создан человек?”

2 этап мастерской: “Самоконструкция”. (Индивидуальное создание текста)

Учитель: Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, мы посвящаем нашу проектную мастерскую. Для счастливой жизни нужно очень мало. Всё заключается в человеке, в его образе мыслей, так говорил Марк Аврелий. Попробуем убедиться в его высказывании.

Задание 1: Запишите слово счастье и подберите ассоциативный ряд к этому слову, используя синонимы, антонимы. Ответьте письменно на следующие вопросы:

  • Что такое счастье?
  • Что необходимо для счастья?
  • В чем заключается счастье для вас?

Сходные понятия: блаженство, удача, успех, понимание, достижение, преодоление, участие, радость, здоровье, знание, любовь, доброта, нежность, забота, благосостояние, исполнение желаний.

Противоположные понятия: несчастье, беда, горе, болезнь, потеря, нищета, бедность, смерть, ненависть, равнодушие, безразличие, непонимание, неудача.

Принципы счастливого человека:

  • Счастье в том, чтобы жить для людей и делать их счастливыми.
  • Счастье – это найти дело по душе и трудиться творчески.
  • Счастье – в преодолении себя, в самосовершенствовании.
  • Счастье – в общении с друзьями и родными.
  • Счастье – иметь все необходимое для интересной жизни.
  • Счастье – жить сегодня, не задумываясь о завтрашнем дне.
  • Счастье – быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
  • Предложите свои принципы.

3 этап Мастерской. “Социоконструкция”. (Работа учащихся в парах)

Учитель: У каждого человека свой путь, свое представление о счастье, мы сами строим свою жизнь. Перед вами открыты двери в будущее. И каждый хочет быть счастливым. Перед вами высказывания о счастье известных людей. Обсудите их в парах и ответьте на вопросы первого задания.

  • Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. (С.Ожегов. Словарь русского языка)
  • В жизни есть только несомненное счастье – жить для другого. (Л.Толстой)
  • Современный педагог Б.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир – уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь.
  • Желание служить благу, должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…(А.П.Чехов)
  • Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
  • Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым (Л.Н.Толстой)
  • Беседа по вопросам:

    • Как вы понимаете счастье? Какое из высказываний вам наиболее близко?
    • Какого человека, по-вашему, можно считать счастливым?

    Обсуждение в парах и ответы на вопросы.

    4 этап Мастерской. “Социализация”. (Работа в группах)

    Задание 1: Перед вами афоризмы о счастье, обсудите их в группе.

    • “Счастье не в счастье, а лишь в его достижении”. (Ф.М.Достоевский)
    • “За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…”. (А.П.Чехов)
    • “Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”. (Русская народная пословица)
    • “Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо”. (Жюль Ренан, писатель)
    • “Где нет стремления к счастью, та нет и стремления вообще”. (Блез Паскаль, философ)

    Задание 2: Напишите небольшое размышление о счастье, о принципах счастливого человека, в чем заключается счастье для вас. (7 минут)

    Учитель: Размышляя о счастье, о назначении человека, о смысле жизни, мы не можем не вспомнить об одном замечательном русском писателе, современники которого называли великим гуманистом, “совестью эпохи, светлым духом”, “человеком с огромным сердцем”. Одна из групп приготовила проект к уроку “Судьба Короленко в произведениях”.

    Проект творческой группы “Судьба Короленко в произведениях”. (Фильм о В.Г.Короленко)

    Учитель: Через все творчество Короленко, демократа и гуманиста, четко проходит проблема человеческого счастья. Уже в первом своем художественном произведении “Эпизоды из жизни искателя” (1878) он утверждал мысль о счастье, как об активном отношении к действительности. Герои его рассказов жаждут большой деятельной жизни. В рассказе “Парадокс” (1894) Короленко провозглашает афоризм: “Человек…”, который в устах жалкого калеки, в мире социальной несправедливости превратился в парадокс.

    Беседа по вопросам.

    Что означает слово парадокс? (Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным привычным представлениям)

    • Какой вопрос звучит в начале произведения?
    • Какова основная мысль первой части очерка?
    • Перечитайте последний абзац второй части. Ответьте на вопрос: К каким размышлениям приводит писатель своих героев?

    Учитель: Конец второй части нас, читателей, Владимир Галактионович заставляет задуматься о том, что жизнь – реальная действительность, не похожая на игры детства. У каждого из нас мир неповторимый мир детства, но неминуемо наступает тот момент, когда в него входит действительность, и это вторжение человек может запомнить иногда на всю жизнь, как это случилось с героями очерка “Парадокс”. В мир фантазии и детства врывается феномен.

    Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? (Не только, что “Человек…”, но и тому, что он должен оставаться человеком несмотря, ни на что, в обстоятельствах, когда невозможно быть счастливым)

    Задание 2: “Возвращаемся к эпиграфу”.

    “Человек создан для счастья, как птица для полета”. (В.Г.Короленко)

    Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы;

    Свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.

    Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью, помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

    Итак, слова “Человек создан для счастья…” автором вложены в уста человека, от рождения, обделенного природой: он без рук, с большой головой на маленьком туловище, с ногами, не способными носить даже такое тело.

    Подумайте: С какой целью писатель использует столь разительный контраст и вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки?

    (Возможно, если бы природа не обделила этого человека, он, со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях, занял бы достойное место в обществе и принес пользу окружающим.)

    Учитель: Человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. В подтверждении этого я хочу обратить ваше внимание на людей с ограниченными возможностями в нашей современной жизни. К уроку вторая группа учащихся подготовила проект “Люди с ограниченным возможностями”. Предоставим им слово.

    Выступление творческой группы ребят с проектом “Люди с ограниченными возможностями в современной жизни”. (Презентация 2)

    Учитель: Вера в осуществимость счастья будит стремление к деятельности, а для того, чтобы добиться счастья, нужны труд и воля. “Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все – таки общий закон жизни есть стремление к счастью. Только это я и пытался сказать своим парадоксом” В.Г.Короленко.

    5 этап Мастерской. “Разрыв”. (Работа в группах с источниками информации, выходят и осознают авторскую позицию)

    Учитель: Главный вопрос, на который мы отвечаем на уроке: для чего создан человек?

    В ходе обсуждения формируется вывод: судьба человека зависит от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным, не позволяй жизни пройти мимо тебя.

    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,-
    Тогда весь мир ты примешь как владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    (Р.Киплинг, “Заповедь”)

    С темой смысла жизни и счастья как достойной долей человека перекликается и поэтическая миниатюра “Огоньки”. В 1900 году Короленко создает миниатюру “Огоньки”, которая стала любимым произведением передовых читателей тех лет. Оно имело колоссальный успех в студенческой и рабочей среде, ходило по рукам в списках, исполнялось на молодежных вечерах. Оно вселяло бодрость, уверенность, оптимизм. Наша задача: ещё раз убедиться, что ни одно слово, ни один знак в художественном произведении не бывают случайными.

    Работа с поэтический миниатюрой “Огоньки”.

    • Какой рисует автор окружающую обстановку? (Темный осенний вечер, угрюмая сибирская река)
    • Какими свойствами наделяется противостоящий неприветливый природе огонек? (Он мелькнул – на один миг - и пропал; яркий, сильный; сверкает, обещает, манит, переливается)
    • Как вы поняли, помогли ли огоньки добраться до берега? Символом чего огоньки являлись? (Символом надежды на отдых, тепло, покой, уют. Как островки счастья)
    • На какие части можно условно разделить миниатюру? (1-ая часть – путь по реке, 2-ая часть – философское рассуждение автора)
    • Какова основная мысль миниатюры?

    Анализ символов в произведении.

    Задание 1: Определите символический смысл следующих слов и выражений:

    Путь по реке - Жизненный путь:

    Ущелья и скалы – преграды, трудности, препятствия.

    Тьма – тяжелое, беспросветное в жизни (обиды, потрясения, утраты).

    Огонек - надежда на счастье; манящие и недостижимые, но дающие надежду и силу огни на реке сопоставляются с мечтой, надеждой, верой, помогающей преодолевать трудный жизненный путь.

    Для достижения светлой цели “приходиться налегать на весла”

    – значит, жить, несмотря ни на что, преодолевая трудности, идти к намеченной цели.

    Задание 2: Определите тему и идею миниатюры.

    (Тема - дорога по реке, идея - не терять надежды, стремиться к своему идеалу)

    Учитель: И здесь, как и в первых своих произведениях, Короленко ставит проблему счастья и борьбы за него. Говоря об “Огоньках”, писатель разъяснял: “Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.… Если при этом люди научатся все больше понимать друг друга в пути, если будет все меньше отстающих, если на пройденных путях будет оставаться все больше маяков, светящих вперед,… - то это и значит, что счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление”.

    1 этап - погружение в проект

    Объявление Мастером о проблеме проекта, сюжетной ситуации и о целях и задачах проектирования.

    Сегодня в Мастерской вы станете на время авторами проекта обращения к разным людям. Эти обращения мы разместим в молодежной газете города “Миг”.

    Цель проекта: создать текст обращения.

    2 этап – организация проектной деятельности.

  • Организация групп.
  • Планирование деятельности.
  • Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
  • У 3 групп будут разные обращения: “О назначении человека”, “О смысле жизни”, “О вере в счастливое будущее”.

    Обращения не только по тематике разные, но и по адресатам:

    1 группа - обращение к сверстникам из различных субкультур,

    2 группа – обращение к детям с ограниченными возможностями,

    3 группа – обращение к сверстникам.

    3 этап: осуществление проектной деятельности. Учитель организует обсуждение полученных в групповой работе результатов и дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Учащиеся готовят 3 проекта: “Человек создан для счастья, как птица для полета” (Обращение к детям с ограниченными возможностями) и “Путь к свету” (Обращение к сверстникам из различных субкультур), “И все-таки впереди огоньки…” (Обращение к сверстникам)

    6 этап мастерской. “Афиширование”. (Презентация проекта)

    Учащиеся демонстрируют понимание проблемы, цели и задач проекта, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и результата, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

    Выводы по уроку. В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, все – таки впереди огни! Эта мысль является одной из главных в очерке “Парадокс” и стихотворении в прозе “Огоньки”. Необходимо “Принимать ее (жизнь) такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что “…все-таки впереди – огни!”. Человек должен идти и дойти до этого света, даже если рушится последняя надежда. Тогда это личность цельная; сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, её надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь и сам Короленко был именно таким”.

    7 этап мастерской. “Рефлексия”

    Ребята, я предоставляю вам право подвести итог сегодняшнего урока. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

    Урок подошел к концу, и мы хотим сказать…

    Нам больше всего удалось….

    Урок привлек нас тем…

    Урок показался интересным…

    Сегодня на уроке было трудным…

    Учитель: Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь.

    украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель

    Владимир Короленко

    Краткая биография

    Влади́мир Галактио́нович Короле́нко (27 июля 1853, Житомир - 25 декабря 1921, Полтава) - украинский и русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине, и ссылкой в Сибирь.

    Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902, с 1918).

    Детство и юность

    Короленко родился в Житомире в семье уездного судьи. Согласно семейному преданию, дед писателя Афанасий Яковлевич (1781-1860) происходил из казацкого рода, восходившего к миргородскому казачьему полковнику Ивану Королю; сестра деда Екатерина Короленко - бабушка академика Вернадского .

    Житомирский дом, в котором прошли детские и ранние юношеские годы В. Короленко, с 1972 года - музей

    Отец писателя, суровый и замкнутый и вместе с тем неподкупный и справедливый, Галактион Афанасьевич Короленко (1810-1868), имевший на 1858 г. чин коллежского асессора и служивший житомирским уездным судьёй, оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлён писателем в его знаменитом рассказе «В дурном обществе ». Мать писателя, Эвелина Иосифовна, была полькой, и польский язык был в детстве для Владимира родным.

    Могила отца и младшей сестры писателя В. Г. Короленко. г. Ровно, Украина

    У Короленко был старший брат Юлиан, младший - Илларион и две младшие сестры - Мария и Эвелина. Третья сестра, Александра Галактионовна Короленко, умерла 7 мая 1867 года в возрасте 1 года и 10 месяцев. Похоронена в г. Ровно.

    Владимир Короленко начал учёбу в польском пансионе Рыхлинского, затем учился в Житомирской гимназии, а после того как отец был переведён по службе в Ровно, продолжил среднее образование в Ровенском реальном училище, окончив его уже после смерти отца. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

    Революционная деятельность и ссылка

    С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключён из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции. В Кронштадте молодой человек зарабатывал на жизнь чертёжной работой.

    По окончании срока ссылки Короленко возвратился в Петербург и в 1877 поступил в Горный институт. К этому периоду относится начало литературной деятельности Короленко. В июле 1879 года в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Эпизоды из жизни „искателя“». Этот рассказ Короленко первоначально предназначал для журнала «Отечественные записки», однако первая проба пера оказалась неудачной - редактор журнала М. Е. Салтыков-Щедрин вернул молодому автору рукопись со словами: «Оно бы и ничего… да зелено… зелено очень». Но ещё весной 1879 года по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключён из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

    Литературный дебют в журнале «Слово», 1879, № 7

    3 июня 1879 года вместе с братом Илларионом писатель в сопровождении жандармов был доставлен в этот уездный город. Писатель оставался в Глазове до октября, пока в результате двух жалоб Короленко на действия вятской администрации его наказание не было ужесточено. 25 октября 1879 года Короленко был отправлен в Бисеровскую волость с назначением жительства в Березовских починках, где он пробыл до конца января 1880 года. Оттуда за самовольную отлучку в село Афанасьевское писатель был выслан сначала в вятскую тюрьму, а затем в Вышневолоцкую пересыльную тюрьму.

    Из Вышнего Волочка отправлен в Сибирь, но возвращен с дороги. 9 августа 1880 года вместе с очередной партией ссыльных он прибыл в Томск для дальнейшего следования на восток. Находился на ныне ул. Пушкина , 48.

    «В Томске нас поместили в пересыльную тюрьму, большой каменный одноэтажный корпус, - вспоминал впоследствии Короленко. - Но на следующий день в тюрьму явился губернаторский чиновник с сообщением, что верховная комиссия Лорис-Меликова, рассмотрев наши дела, постановила освободить несколько человек, а шестерым объявить, что они возвращаются в пределы Европейской России под надзор полиции. В их числе оказался и я…»

    С сентября 1880 года по август 1881 года жил в Перми в качестве политического ссыльного, служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге. Давал частные уроки пермским учащимся, в том числе дочери местного фотографа Марии Морицовне Гейнрих, ставшей впоследствии женой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

    В марте 1881 года Короленко отказался от индивидуальной присяги новому царю Александру ІІІ и 11 августа 1881 года был выслан из Перми в Сибирь. Вторично прибыл в Томск в сопровождении двух жандармов 4 сентября 1881 года и был доставлен в так называемый тюремный замок, или, как его именовали арестанты, «Содержащую» тюрьму (ныне перестроенный 9 корпус ТПУ на улице Аркадия Иванова, 4).

    Срок ссылки в Сибири отбывал в Якутии в Амгинской слободе. Суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжёлые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

    Литературная карьера

    В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) - период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нём заговорила читающая публика всей Российской империи.

    В январе 1886 года в Нижнем Новгороде Владимир Галактионович женился на Евдокии Семёновне Ивановской, которую давно знал; с ней он проживёт всю оставшуюся жизнь.

    В. Г. Короленко. Нижний Новгород, 1890-е годы.

    В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы », в которую вошли сибирские новеллы писателя. В эти же годы Короленко публикует свои «Павловские очерки», явившиеся результатом неоднократных посещений села Павлова в Горбатовском уезде Нижегородской губернии. В произведении описывается тяжёлое положение кустарей-металлистов села, задавленных нищетой.

    Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара » (1885), «В дурном обществе » (1885) и «Слепой музыкант » (1886). В них Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества. Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведённом на Украине, обогащённые наблюдениями, философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжёлые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя, полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

    В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала повесть «Без языка » (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

    В 1895-1900 годах Короленко живёт в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство » (главный редактор с 1904 года). В этот период публикуются новеллы «Марусина заимка » (1899), «Мгновение » (1900).

    В 1900 году писатель поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

    В 1905 году построил дачу на хуторе Хатки, и до 1919 года проводил здесь с семьёй каждое лето.

    В последние годы жизни (1906-1921) Короленко работал над большим автобиографическим произведением «История моего современника », которое должно было обобщить всё, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Произведение осталось незавершённым. Писатель умер, работая над его четвёртым томом, от воспаления легких.

    Похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила В. Г. Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк «Победа»). Надгробный памятник выполнен советским скульптором Надеждой Крандиевской.

    Публицистика и общественная деятельность

    Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым, злободневным вопросам современности. Он разоблачал голод 1891-1892 годов (цикл эссе «В голодный год »), привлёк внимание к «Мултанскому делу», обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с малороссийскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия », 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление », 1910).

    Владимир Короленко. Портрет И. Е. Репина.

    В своей литературной общественной деятельности обращал внимание на угнетённое положение евреев в России, был их последовательным и активным защитником.

    В 1911-1913 годах Короленко выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Именно В. Г. Короленко был автором обращения «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», которое было опубликовано 30 ноября 1911 года в газете «Речь», и перепечатано другими печатными органами и вышло отдельным изданием в 1912 г.

    В 1900 году Короленко наряду с Львом Толстым , Антоном Чеховым, Владимиром Соловьёвым и Петром Боборыкиным был избран почётным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, но в 1902 году сложил с себя звание академика в знак протеста против исключения из рядов академиков Максима Горького . После свержения монархии Российская академия наук в 1918 году избрала Короленко почётным академиком повторно.

    Отношение к революции и гражданской войне

    В 1917 году А. В. Луначарский говорил, что на должность первого президента Российской Республики подходит Короленко. После Октябрьской революции Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко - гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому » (1920) и «Письмах из Полтавы » (1921).

    Короленко и Ленин

    В. И. Ленин впервые упомянул о Короленко в своей работе «Развитие капитализма в России» (1899). Ленин писал: «сохранение массы мелких заведений и мелких хозяйчиков, сохранение связи с землей и чрезвычайно широкое развитие работы на дому, - всё это ведёт к тому, что весьма многие „кустари“ в мануфактуре тяготеют ещё к крестьянству, к превращению в мелкого хозяйчика, к прошлому, а не к будущему, обольщают ещё себя всяческими иллюзиями о возможности (посредством крайнего напряжения работы, посредством бережливости и изворотливости) превратиться в самостоятельного хозяина»; «для единичных героев самодеятельности (вроде Дужкина в „Павловских очерках“ Короленко) такое превращение в мануфактурный период ещё возможно, но, конечно, не для массы неимущих детальных рабочих». Ленин, таким образом, признавал жизненную правдивость одного из художественных образов Короленко.

    Вторично Ленин упомянул о Короленко в 1907 году. С 1906 года в печати стали появляться статьи и заметки Короленко об истязаниях малороссийских крестьян в Сорочинцах действительным статским советником Филоновым. Вскоре после публикации в газете «Полтавщина» открытого письма Короленко с разоблачениями Филонова, Филонов был убит. Началась травля Короленко за «подстрекательство к убийству». 12 марта 1907 года в Государственной думе монархист В. Шульгин назвал Короленко «писателем-убийцей». В апреле того же года в Думе должен был выступать представитель социал-демократов Алексинский. Для этого выступления Ленин написал «Проект речи по аграрному вопросу во второй Государственной думе». Упомянув в нём сборник статистических материалов департамента земледелия, обработанных неким С. А. Короленко, Ленин предостерёг от смешения этого лица со знаменитым однофамильцем, имя которого недавно было упомянуто на заседании Думы. Ленин отметил: «Обработал эти сведения г. С. А. Короленко - не смешивать с В. Г. Короленко; не прогрессивный писатель, а реакционный чиновник, вот кто этот г. С. А. Короленко».

    Есть мнение, что сам псевдоним «Ленин» был выбран под впечатлением от сибирских рассказов В. Г. Короленко. Об этом пишет исследователь П. И. Негретов со ссылкой на воспоминания Д. И. Ульянова.

    В 1919 году Ленин в письме к Максиму Горькому подверг резкой критике публицистическую работу Короленко о войне. Ленин писал:

    «Интеллектуальные силы» народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов неправильно. За образец возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру «Война, отечество и человечество». Короленко ведь лучший из «околокадетских», почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, пленённый буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (д е л а м и, при слащавых фразах «против» войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Нет. Таким «талантам» не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной горки) и гибели десятков тысяч…

    В 1920 году Короленко написал шесть писем Луначарскому, в которых критиковал внесудебные полномочия ЧК по вынесению смертных приговоров, а также призывал отказаться от идеалистической политики военного коммунизма, которая разрушает народное хозяйство, и восстановить естественные экономические отношения. По имеющимся данным, инициатива контакта Луначарского с Короленко исходила от Ленина. Согласно воспоминаниям В. Д. Бонч-Бруевича, Ленин надеялся, что Луначарский сумеет изменить негативное отношение Короленко к советскому строю. Встретившись в Полтаве с Короленко, Луначарский предложил, чтобы тот писал ему письма с изложением своих взглядов на происходящее; при этом Луначарский неосторожно пообещал опубликовать эти письма вместе со своими ответами. Однако на письма Луначарский не ответил. Короленко передал копии писем за границу, и в 1922 году они были опубликованы в Париже. Это издание вскоре появилось у Ленина. О том, что Ленин читает письма Короленко к Луначарскому, 24 сентября 1922 года сообщалось в «Правде».

    Псевдонимы

    • Архивариус;
    • В. К.;
    • Вл. К.;
    • Гм-гм;
    • Журналист;
    • Зритель;
    • Зырянов, Парфён;
    • И. С.;
    • К-енко, В.;
    • К-ко, Вл.;
    • Кор., В.;
    • Кор., Вл.;
    • Кор-о;
    • Кор-о, Вл.;
    • Корол., Вл.;
    • Кор-ский, В. Н.;
    • Король, Вл.;
    • Летописец;
    • Маленький человек;
    • Н. А.;
    • Н. О.;
    • Незваный, Андрей;
    • Не-статистик;
    • Нижегородец;
    • Нижегородский сотрудник «Волжского вестника»;
    • О. Б. А. (с Н. Ф. Анненским);
    • Обыватель;
    • Пассажир;
    • Полтавец;
    • Провинц. наблюдатель;
    • Провинциальный наблюдатель;
    • Простодушный читатель;
    • Прохожий;
    • Старожил;
    • Старый читатель;
    • Тентетников;
    • П. Л.;

    Семья

    • Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской - революционерке-народнице.
    • Двое детей: Наталья и Софья. Ещё двое умерли во младенчестве.
    • Сёстры жены П. С. Ивановская, А. С. Ивановская и брат жены В. С. Ивановский - были революционерами-народниками.

    В. Г. Короленко в кругу своей семьи. Слева направо: Евдокия Семёновна - жена В. Г. Короленко, Владимир Галактионович и его дочери - Наталья и Софья.

    Оценки

    Современники высоко ценили Короленко не только как писателя, но и как человека и как общественного деятеля. Обычно сдержанный И. Бунин сказал о нём: «Радуешься тому, что он живёт и здравствует среди нас, как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература и жизнь. Когда жил Л. Н. Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». А. Луначарский после Февральской революции высказал мнение, что именно Короленко следовало бы стать президентом российской республики. У М. Горького Короленко вызывал чувство «непоколебимого доверия». Горький писал: «Я был дружен со многими литераторами, но ни один из них не мог мне внушить того чувства уважения, которое внушил В[ладимир] Г[алактионович] с первой моей встречи с ним. Он был моим учителем недолго, но он был им, и это моя гордость по сей день». А. Чехов отзывался о Короленко так: «Я готов поклясться, что Короленко очень хороший человек. Идти не только рядом, но даже за этим парнем - весело».

    Библиография

    Издание произведений

    • Собрание сочинений в 6-ти переплетах. - СПб., 1907-1912.
    • Полное собрание сочинений в 9-ти томах. - Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, 1914.
    • Полное собрание сочинений, тт. 1-5, 7-8, 13, 15-22, 24, 50-51; Посмертное изда­ние, ГИЗ Украины, Харьков - Полтава, 1922-1928.
    • Сибирские очерки и рассказы, ч. 1-2. М., Гослитиздат, 1946.
    • Собрание сочинений в 10-ти томах. - М., 1953-1956.
    • В. Г. Короленко о литературе. М., Гослит­издат, 1957.
    • Собрание сочинений в 5-ти томах. - М., 1960-1961.
    • Собрание сочинений в 6-ти томах. - М., 1971.
    • Собрание сочинений в 5-ти томах. - Л., Художественная литература, 1989-1991.
    • История моего современника в 4-х томах. - Л., 1976.
    • Владимир Короленко . Дневник. Письма. 1917-1921. - М., Советский писатель, 2001.
    • Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. - М., 2002.
    • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. 1914-1916. - 2011. - 352 с. - 1000 экз. ;
    • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 2. 1917-1918. - 2012. - 448 с. - 1000 экз. ;
    • Неизданный В. Г. Короленко. Публицистика. Т. 3. 1919-1921. - 2013. - 464 с. - 1000 экз. ;
    • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 1. 1914-1918. - 352 с.
    • Неизданный В. Г. Короленко (1914-1921): дневники и записные книжки. - М.: Пашков дом, 2013. - Т. 2. 1919-1921. - 400 с.

    Экранизации произведений

    • Долгий путь (СССР, 1956, режиссёр Леонид Гайдай).
    • Полесская легенда (СССР, 1957, режиссёры: Петр Василевский, Николай Фигуровский).
    • Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссёр Татьяна Лукашевич).
    • Среди серых камней (СССР, 1983, режиссёр Кира Муратова).

    Музеи

    Вид на дачу от входа в музей.
    Посёлок Джанхот (Краснодарский край)

    • Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.
    • В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 работает музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
    • Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
    • На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 году открыт дом-музей писателя.
    • В Полтаве существует Музей-усадьба В. Г. Короленко - дом, в котором писатель прожил последние 18 лет жизни.
    • Ландшафтный заказник общегосударственного значения «Дача Короленко». Полтавская область, Шишакский район, село Малый Перевоз (бывший хутор Хатки). Здесь писатель отдыхал и работал летом с 1905 года.
    • Виртуальный музей В. Г. Короленко

    Память

    Библиотеки имени В. Г. Короленко

    • Харьковская государственная научная библиотека имени В. Г. Короленко
    • Черниговская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Короленко
    • Глазовская публичная научная библиотека имени В. Г. Короленко
    • Библиотека № 44 имени В. Г. Короленко в Москве
    • Библиотека в Ижевске
    • Воронежская областная библиотека для слепых имени В. Г. Короленко
    • Курганская областная специальная библиотека имени В. Г. Короленко
    • Районная библиотека № 13 в Перми
    • Центральная библиотека в Геленджике
    • Детская библиотека № 6 в Санкт-Петербурге
    • Библиотека № 26 в Екатеринбурге
    • Библиотека-филиал № 11, г. Запорожье
    • Детская библиотека в Новосибирске
    • Центральная библиотека в Мариуполе
    • Центральная районная библиотека им. В. Г. Короленко Нижегородского района в Нижнем Новгороде
    • Павловская центральная библиотека им. В. Г. Короленко. Павлово, Нижегородская область
    • Полтавский педагогический университет им. В. Г. Короленко.
    • Полтавская школа №10 1-3 ступеней им. В. Г. Короленко

    Улица Короленко

    Другие учреждения

    • В 1961 году Государственному русскому драматическому театру Удмуртии в Ижевске присвоено имя В. Г. Короленко, выступившего в качестве защитника удмуртских крестьян в Мултанском деле. О событиях дела поставлен спектакль «Русский друг».
    • В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).
    • Имя Короленко присвоено Полтавскому государственному педагогическому институту, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.
    • Средней общеобразовательной школе № 14 в Нижнем Новгороде
    • Учебно-воспитательному комплексу им. В. Г. Короленко в Харькове
    • Школе № 3 в Керчи
    • Школе № 2 в г. Ногинске (Подмосковье)
    • Имя было присвоено пассажирскому теплоходу СССР.
    • В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
    • В 1978 году к 125-летию писателя установлен памятник возле дачи в селе Хатки Шишакского района Полтавской области.
    • В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.