Краткая биография гаршин. Гаршин В.М. Краткая биография. Сказка «То, чего не было» Писатель гаршин биография

Гаршин Всеволод Михайлович – выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П. В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, – “Четыре дня”, “Трус”, “Из воспоминаний рядового Иванова”. В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н. М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ – “Красный цветок”. В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка “Лягушка – путешественница”. Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

Вариант 2

Гаршин Всеволод Михайлович остался в памяти русской прозы. На свет он появился 2 февраля 1855 г. на территории Екатеринославской губернии, в имении Приятная Долина (сейчас Донецкая область, Украина) в семье офицера при дворе. В возрасте пяти лет он впервые испытал неведомые чувства, которые впоследствии нанесут урон его здоровью, и окажут влияние на характер и мировоззрение.

Воспитателем старших детей на тот момент был П. В. Завадский, он же главарь подпольного политического общества. В него влюбляется мать Всеволода и уходит из семьи. Отец же, в свою очередь, обращается за помощью в полицию, и Завадский оказывается в ссылке в Петрозаводске. Чтобы быть поближе к любимому, мать переезжает в Петрозаводск. Но поделить ребенка родителям сложно. До девятилетнего возраста маленький Всеволод жил с отцом, но при переезде мать забирает его в Петербург и отдает учиться в гимназию.

После окончания гимназии в 1874 г. Гаршин становится студентом Горного института. Но наука на втором плане, на первый план выходит искусство и литература. Путь в литературу начинается с коротких очерков и статей. Когда в 1877 году Россия открывает войну с Турцией, Гаршин изъявляет желание воевать, и тут же идет в ряды добровольцев. Скорое ранение в ногу поставило крест на дальнейшем участии в боевых действиях.

Офицер Гаршин вскоре уходит в отставку, на короткое время став слушателем филологического факультета при университете в Петербурге. 80-е начались обострением наследственной психической болезни, первые проявление которой начались в отрочестве. Причиной тому во многом послужила казнь революционера Молодецкого, которого яростно защищал Гаршин перед властями. Его помещают на лечение в Харьковскую психиатрическую лечебницу на два года.

После лечения, в 1883 году, Гаршин создает семью с Н. М. Золотиловой, имеющей медицинское образование. Эти годы становятся самыми счастливыми в его жизни, и именно в эти годы выходит лучшее произведение, – рассказ “Красный цветок”. Его перу принадлежат также повествования “Сигнал” и “Художники”. Последним детищем, в 1887 году, стала детская сказка “Лягушка-путешественница”. Но в скором времени Гаршина снова настигает тяжелое обострение. Он не в силах справиться с депрессией. 24 марта 1888 года становится последним днем в жизни прозаика, он бросился в лестничный пролет. Вечный покой Всеволод Михайлович Гаршин обрел на кладбище в Петербурге.

(1888-04-05 ) […] (33 года)

Все́волод Миха́йлович Га́ршин (2 (14) февраля , имение Приятная Долина, Бахмутский уезд , Екатеринославская губерния - 24 марта (5 апреля) , Санкт-Петербург) - русский писатель , поэт, художественный критик.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Гаршины - старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

    С 1864 года он учился в Санкт-Петербургской 7-й гимназии, в 1868 году преобразованной в реальную гимназию (впоследствии Санкт-Петербургское первое реальное училище) . По окончании реальной гимназии в 1874 году Гаршин поступил в , но не закончил его. Война с Османской империей прервала его занятия: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, участвовал в боевых действиях, получил ранение в ногу. После войны был произведён в офицерский чин и вышел в отставку.

    Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте 33 лет совершил самоубийство , бросившись в лестничный пролёт (т.к. падение было с небольшой высоты, смерть наступила лишь после нескольких дней агонии). Писатель похоронен на «Литераторских мостках» , музее-некрополе Санкт-Петербурга .

    Брат - Евгений Михайлович Гаршин (1860-1931). Педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1884 году и преподавал русскую словесность в одной из С.-Петербургских гимназий. Его статьи и очерки печатали журналы «Исторический вестник», «Русское богатство», «Русская школа», «Звезда», Вестник изящных искусств, а также газеты «Голос», «Биржевые ведомости», другие издания. С 1901 года он директор Таганрогского Коммерческого училища, действительный статский советник. Е. М. Гаршин автор книг - «Новгородские древности», «Общественное и воспитательное значение археологии», «Критические опыты», «Русская литература XIX века» и некоторых других.

    Творчество

    Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня », сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: , «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и ; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков , где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

    И затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - . Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его - и будет уничтожено всё зло мира. В Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе . В сказке-аллегории о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: , где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора ; (пересказ легенды об Аггее), и другие.

    Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу , которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова . Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников , писем , исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

    Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

    Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор , сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

    «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина , не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

    В этом было временное спасение от мук совести , искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

    Факты

    Библиография

    • Рассказы, СПб., .
    • Вторая книжка рассказов, СПб., .
    • Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., .
    • Вторая кн. рассказов, 2-е изд., СПб., .
    • Третья кн. рассказов, СПб., .
    • Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., .
    • То же, в приложении к журналу «Нива» за .
    • Рассказы с биографией, написаны А. М. Скабичевским, издание Литературного фонда, П., .
    • Собрание сочинений, изд. Ладыжникова, Берлин, .
    • Избранные рассказы, Гиз, М., .
    • Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
    • В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. - Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
    • В. Гаршин. Сигнал. - Москва.: «Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ», 1936 г.
    • Всеволод Гаршин. Рассказы. - Москва.: «Советская Россия», 1976 г.
    • В. М. Гаршин. Сочинения. - Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
    • В. М. Гаршин. Красный цветок. - Москва.: «Новый Ключ», 2006 г. - ISBN 5-7082-0151-7 .

    Примечания

    Литература

    • С. А. Венгеров . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1892. - Т. VIII. - С. 163-164.
    • О. Давыдова. // Русский биографический словарь : в 25 томах / Издание Императорского Русского Исторического Общества. - М. : Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. - Т. 4: Гааг - Гербель. - С. 246-258.
    • Сборники о Гаршине: «Красный цветок», СПб.,

    Гаршин Всеволод Михайлович — выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 г. в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область, Украина) в дворянской офицерской семье. Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 году Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он начинает печатать, пишет очерки и искусствоведческие статьи. В 1877 году Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности. Гаршин быстро приобрел известность, особенной популярностью пользовались рассказы, в которых отразились его военные впечатления, — "Четыре дня", "Трус", "Из воспоминаний рядового Иванова". В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице. В 1883 писатель женится на Н.М.Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливыми в своей жизни, создан лучший его рассказ — "Красный цветок". В 1887 г. выходит последнее произведение — детская сказка "Лягушка — путешественница". Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия. 24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой — он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

    Источник: интернет

    То, чего не было.

    В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было
    двадцать восемь градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было
    везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена,
    было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым
    вишняком. Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми
    занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары. О
    домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес;
    собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза,
    прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она,
    очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом
    даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками,
    отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны
    были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками,
    продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не
    боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против
    кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного
    зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он
    принимал глупый вид и во все горло кричал: "какой ска-ан-да-ал!!"

    Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и
    сидело целое общество неспавших господ. То есть сидели-то не все; старый
    гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона
    разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница
    какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в
    слове. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка,
    навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле
    стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним,
    гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две
    мухи.

    Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует
    быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью
    своего мнения и характера.

    — По-моему, — говорил навозный жук, — порядочное животное прежде всего
    должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.
    Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот
    стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не
    будет в ответе. Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни
    без отдыха катает такой тяжелый шар — шар, мною же столь искусно созданный из
    навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным
    жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым
    сердцем мог бы сказать: "да, я сделал все, что мог и должен был сделать", как
    скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

    — Поди ты, братец, с своим трудом! — сказал муравей, притащивший во время
    речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он
    на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер
    пот со своего измученного лица. — И я ведь тружусь, и побольше твоего. Но ты
    работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы…
    попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что
    заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. — Никто за
    это и спасибо не скажет. Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем
    красна наша жизнь? Судьба!..

    — Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите
    на жизнь, — возразил им кузнечик. — Нет, жук, я люблю-таки потрещать и
    попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись
    вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, "что есть мир?", а вы
    говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо. Мир — мир, по-моему, очень
    хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и
    ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь
    никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда
    вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты. И
    с нее-то вижу, что миру нет конца.

    — Верно, — глубокомысленно подтвердил гнедой. — Но всем вам все-таки не
    увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете
    понять, что такое верста… За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я
    каждый день езжу с бочкой за водой. Но там меня никогда не кормят. А с другой
    стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом
    Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но
    сено там плохое. А вот в Николаеве, — это такой город, двадцать восемь верст
    отсюда, — так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда
    ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас
    кнутом… А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже… Да
    только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну
    да все-таки значительная часть.

    И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он
    что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а
    для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

    — Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь
    за ними, — сказала улитка. — Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я
    четыре дня ползу, а он все еще не кончается. А за этим лопухом есть еще лопух,
    а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не
    нужно — все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь.
    Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них
    голова болит и больше ничего.

    — Нет, позвольте, отчего же? — перебил кузнечик, — потрещать очень
    приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое.
    Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы
    набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница…

    — Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! — жалобно
    воскликнула гусеница: — я делаю это для будущей жизни, только для будущей
    жизни.

    — Для какой там еще будущей жизни? — спросил гнедой.

    — Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными
    крыльями?

    Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое
    понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего
    путного о будущей жизни.

    — К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, — затрещал, наконец,
    кузнечик. — Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? —
    обратился он к мухам, и старшая из них ответила:

    — Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат;
    барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и
    наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже
    довольно пожила на свете. А мы довольны.

    — Господа, — сказала ящерица, — я думаю, что все вы совершенно правы! Но с
    другой стороны…

    Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что
    почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

    Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим
    сапожищем на компанию и раздавил ее. Одни мухи улетели обсасывать свою
    мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным
    хвостом. Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку
    и ехать за водой, причем приговаривал: "ну, иди ты, хвостяка!", на что гнедой
    ответил только шептаньем.

    А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос,
    но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали,
    как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:

    — Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

    И она была совершенно права.

    // Май 27, 2010 // Просмотров: 20 592

    История жизни
    «Каждая буква стоила мне капли крови»

    Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.
    Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».
    В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских реальных гимназий. Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом». Один из товарищей Гаршина по гимназии впоследствии писал по этому поводу «Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».
    Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.
    В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали. Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.
    Обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян. День объявления Россией войны Турции Гаршин встретил так «12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход...» Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
    О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».
    11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу». Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», который был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина. В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.
    Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».
    Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства

    «…Бесстыдная толпа
    Не дремлет; скоро вьются сети
    Опутано израненное тело,
    И прежние мученья начались!..»

    В 1877 году в «Отечественных записках» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.
    В рассказе «Трус», написанном в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, потрясенный осознанием неисчислимых страданий, которые приносит людям война. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития. «Я не рассуждаю о войне, - пишет он, - и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови». Тем не менее, неприятие войны не стало для героя поводом для уклонения от участия в ней, которое он счел бы для себя бесчестьем.
    Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении. «Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами.. Останьтесь!»
    Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню - самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий...»
    В том же рассказе Гаршин дает описание боя, в котором, как бы забегая вперед, опровергает обвинение русской армии в мифической кровожадности, неоднократно звучавшее во время войны в Чечне «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И - дико и странно звучат эти слова - это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».
    В произведениях, посвященных мирной жизни, Гаршин, так же как и в военной прозе, выступает мастером социально-психологического рассказа. Его герой - «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» - внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни. Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Обычно именно по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.
    Писатель рассматривает социальные противоречия в их будничном обличье, однако будничное в его рассказах перестает быть таковым и приобретает характер давящего кошмара. Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.
    Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.
    Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
    Гаршин закончил свой рассказ словами «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
    Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин. Об этом свидетельствуют, может быть в чем-то по-детски наивные, сказки писателя «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее написанное им литературное произведение - «Лягушка-путешественница».
    В середине 1880-х годов Гаршин переживал творческий кризис. Жанр психологического рассказа перестал удовлетворять писателя, поскольку в нем основное внимание уделялось духовной драме главного персонажа, а окружающий его внешний мир оставался в стороне. «Я чувствую, - писал Всеволод Михайлович в 1885 году, - что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».
    В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».
    У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».
    В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи» «Один и тот же ежедневный «слух» - и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… - вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».
    Все эти удары Всеволод Михайлович перенести не смог. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.
    В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался «Хорошо или нехорошо выходило написанное - это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
    Однажды, беседуя с А.П. Чеховым, В.Г. Короленко высказал предположение, что если бы Всеволода Михайловича при жизни можно было оградить «от мучительных впечатлений нашей действительности, удалить на время от литературы и политики, а главное - снять с усталой души то сознание общественной ответственности, которое так угнетает русского человека с чуткой совестью...», то больная душа его могла бы обрести успокоение. Но Антон Павлович на это замечание ответил «Нет, это дело непоправимое раздвинулись какие-то молекулярные частицы в мозгу, и уж ничем их не сдвинешь...»
    В том и заключается драматизм ситуации, что в собственном творчестве Гаршин стремился всеми силами доброго и ранимого сердца, «одними своими нервами» связать распавшиеся «молекулярные частицы» мира, в котором он жил. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда, «ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других...».

    Биография и эпизоды жизни Всеволода Гаршина. Когда родился и умер Всеволод Гаршин, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

    Годы жизни Всеволода Гаршина:

    родился 14 февраля 1855, умер 5 апреля 1888

    Эпитафия

    «Чья совесть глубже всех за нашу ложь болела,
    Те дольше не могли меж нами жизнь влачить.
    А мы живем во тьме, и тьма нас одолела.
    Без вас нам тяжело, без вас нам стыдно жить!»
    Из стихотворения Николая Минского, посвященного памяти Гаршина

    Биография

    Драмы и трагедии в жизни Всеволода Гаршина начались с раннего детства. Уже в пять лет он стал невольным участником семейной переделки. Мать Всеволода — типичная шестидесятница — влюбилась в деятеля революционного движения Петра Завадского и покинула семью, прихватив с собой малолетнего сына. Отец Гаршина — представитель старинного дворянского рода — не захотел терпеть предательства и пожаловался на Завадского в полицию. В результате доноса последнего отправили в ссылку, и женщина, чтобы оставаться ближе к возлюбленному, последовала за ним и осела в Петербурге. Разумеется, данные события нашли отражение в дальнейшей жизни Всеволода Гаршина, значительно повлияв на его здоровье и мировосприятие.

    Поступив в Горный институт, Всеволод так и не заканчивает обучение. Он отправляется в армию и получает ранение в боевом сражении. Хотя ранение и не было серьезным, но о военной службе пришлось забыть. Получив офицерское звание, ему приходится уйти в отставку. После увольнения из армии Гаршин какое-то время посещает лекции в Петербургском университете, а после решает посвятить себя исключительно литературной деятельности.


    В 1877 г. Всеволод Гаршин приобретает известность, когда дебютирует со своим произведением «Четыре дня». В рассказе автор выражает искренний протест против насилия, войны и истребления человека человеком. В дальнейшем он пишет ряд произведений, посвященных этой теме. Перу Гаршина принадлежат и сказки для детей, которые, собственно, все равно несут в себе главную мысль — необходимость борьбы с несправедливостью в этом мире.

    Но пока писательская репутация Гаршина растет и крепнет, психическое здоровье писателя только расстраивается. Так, после публичной казни князя Молодецкого, приверженцем взглядов которого являлся Гаршин, его начинают посещать тревожные состояния. Примерно два года проводит русский прозаик в психлечебнице, и депрессия будто бы отступает. После выхода из больницы Гаршин женится, а последующие годы называет самыми счастливыми в своей жизни. Именно в этот период из-под его пера выходит его лучший рассказ — «Красный цветок».

    Правда, счастье Гаршина длится недолго: приступы тоски вновь его одолевают. 5 апреля 1888 г., пребывая в депрессивном состоянии, писатель предпринимает попытку самоубийства — бросается в лестничный пролет с четвертого этажа. Однако умирает не сразу, а впадает в кому на несколько дней. Смерть Гаршина наступила на пятый день комы, причиной смерти Гаршина послужили полученные от падения травмы. Похороны Всеволода Гаршина состоялись на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

    Линия жизни

    14 февраля 1855 г. Дата рождения Всеволода Михайловича Гаршина.
    1864 г. Поступление в петербургскую 7-ю гимназию.
    1872 г. Переход в реальное училище.
    1874 г. Поступление в Горный институт.
    1877 г. Творческий дебют: выход рассказа «Четыре дня».
    1882 г. Поступление на государственную службу при Гостином дворе.
    1883 г. Брак с Надеждой Золотиловой.
    1885 г. Начало сотрудничества с издательством «Посредник».
    30 марта 1888 г. Попытка самоубийства.
    5 апреля 1888 г. Дата смерти Гаршина.
    7 апреля 1888 г. Дата похорон Гаршина.

    Памятные места

    1. Поселок Бахмутское Екатеринославской губернии (ныне Донецкая обл.), где родился Гаршин.
    2. Горный университет в Санкт-Петербурге, где учился Всеволод Гаршин.
    3. Село Переездное, где находится усадьба-музей Всеволода Гаршина и памятник Гаршину.
    4. Памятник Гаршину в Старобельске (на пересечении ул. Октябрьской и Чернышевского).
    5. «Литераторские мостки» в Санкт-Петербурге, где похоронен Гаршин.

    Эпизоды жизни

    Считается, что именно выдающийся прозаик Всеволод Михайлович Гаршин узаконил жанр новеллы в русской литературе. Впоследствии для реализации своих литературных идей данный художественный жанр выбрал Антон Чехов.

    Начало литературного творчества Гаршина приходится на период разгара борьбы народников с самодержавием. Напряженная революционная действительность тяжело сказывалась на слабом здоровье и без того впечатлительного писателя. Всеволод Гаршин впадал в длительные депрессии всякий раз, когда узнавал о новой государственной расправе с очередным революционером.

    Завет

    «Часто один мощный художественный образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни; мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего я принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества».

    Сюжет о писателе Всеволоде Гаршине

    Соболезнования

    «Без него нам стыдно жить».
    Николай Минский, поэт

    «У него особый талант - человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьем к боли вообще».
    Антон Чехов, писатель