Краткая биография балакирева. История жизни

«Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие»

В. В. Стасов

2 января наступившего 2017 года исполнилось 180 лет со дня рождения одного из талантливейших композиторов XIX века, пианиста и дирижёра Милия Алексеевича Балакирева, которому досталась исключительная роль в истории русской музыкальной культуры - возглавить новое и яркое направление в ней, связанное с творчеством композиторов, вошедших в балакиревский кружок, получивший также названия «Новая русская музыкальная школа» и «Могучая кучка».

Историю не только русской, но и мировой музыкальной культуры невозможно представить без искусства Модеста Петровича Мусоргского

(фото слева) , Александра Порфирьевича Бородина (фото справа) , Николая Андреевича Римского-Корсакова - великих «кучкистов». Как же сформировалось необычное творческое содружество, и каким человеком и музыкантом был Балакирев?

Родился будущий композитор 2 января 1837 года (21 декабря 1836 года по старому стилю) в Нижнем Новгороде. Его отец, Алексей Константинович, был потомственным дворянином. Род Балакиревых был старинным, берущим своё начало в XIV веке. Первые письменные сведения о нём относятся к 1629 году. В записях же дворянских книг Нижегородской губернии о нём упоминается в 1798 и 1902 годах. Балакиревы записаны, в шестой части этих книг, в которую заносились только «древние благородные дворянские роды».

Герб Балакиревых

Военная служба была традицией в роду Балакиревых. Среди предков композитора многие плечом к плечу сражались с Дмитрием Донским, состояли на службе у Ивана Грозного и Петра Великого. Прадед композитора был секунд-майором, дед - лейтенантом морской артиллерии. Позже род Балакиревых обеднел. В результате отец Милия Алексеевича перешёл на штатскую службу и стал чином IX класса - титулярным советником, жалование которого было невелико.

Мама М.А. Балакирева, Елизавета Ивановна, была урождённой Яшеровой. Предположительно, она была из рода дворян, живших в Нижнем Новгороде. В семье Яшеровых было распространено имя Милий, которое в переводе с греческого означает «Яблочный».

В семье Балакиревых родились четверо детей - старший Милий и сестры Анна, Мария и Варвара (на фото справа - отец Балакирева с дочерьми)

Семья придерживалась традиционных христианских взглядов, и мальчик рос очень религиозным. Его даже поддразнивали дома, называя «будущим архиереем». Искренняя вера всегда оставалась для Балакирева до последних его дней опорой жизни и творчества.

С раннего возраста проявились музыкальные способности Милия. Сначала обучение музыки происходило в форме игры - отец подарил мальчику игрушечный орган. Затем, когда ему исполнилось 8 лет, мама и старшая сестра стали заниматься с ним игрой на фортепиано. Позже Елизавета Ивановна отвезла сына в Москву, где он получил 10 уроков у известного композитора, профессора консерватории Александра Ивановича Дюбюка (портрет слева ), который высоко оценил талант юного пианиста и настоятельно рекомендовал продолжать музыкальные занятия. Будущий композитор лишился матери, когда ему ещё не исполнилось 10 лет. Она умерла в 1847 году, когда Милий учился в гимназии.

30 декабря 1846 года Милий поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. В школьные годы Балакирев отличался весёлым нравом, слыл мастером проказ и считался «острым на язык». Сверстники его прозвали «коноводом».

Из-за тяжелого материального положения 6 сентября 1849 года, отец переводит сына в Нижегородский Александровский Дворянский институт, где он мог жить и обучаться за счет дворянства. Дочерей взяли на воспитание родственники. Учась в институте, Милий стал брать уроки музыки у Карла Карловича Эйзериха, знаменитого в Нижнем Новгороде дирижёра, пианиста, педагога и обладателя большой нотной библиотеки. Он не только учил, но и культурно развивал своих учеников (пение хором, знакомство с музыкой различных композиторов, ансамблевое музицирование). Карл Эйзерих, участвовал в качестве пианиста и дирижёра в музыкальных вечерах в доме нижегородского помещика Александра Дмитриевича Улыбышева (портрет справа ) - просвещённого дилетанта, мецената, одного из первых музыкальных критиков в России, автора первой русской монографии о Моцарте. Эта книга была известна не только в России, но и в Европе, тем более, что написана она была на французском языке (несколько лет Улыбышев был редактором газеты «Journal de St. Petersbourg»). На русский язык книгу о своём любимейшем композиторе переведёт П.И. Чайковский в 1890 году. Балакирев часто бывал у Александра Дмитриевича, беседовал с ним об искусстве и участвовал в концертах в качестве дирижёра, концертмейстера или пианиста. В 15 лет он занял ведущее положение среди музыкантов Нижнего Новгорода. Под влиянием Улыбышева молодой Балакирев начал формироваться как композитор. Милий называл Улыбышева вторым отцом или отцом в музыке. Ведь именно он дал молодому музыканту «путёвку в жизнь», а позже, перед смертью, завещал ему значительную часть своего состояния и уникальную нотную библиотеку. Руководя выступлениями музыкантов в доме Улыбышева, Милий проявил незаурядный талант организатора. Здесь же проявился его педагогический талант – именно ему приходилось разучивать партии с певцами-любителями. После отъезда Эйзериха из города, ученик его успешно заменил. Вот что писал о нём А.Д. Улыбышев: «Любо было смотреть, как он сидел за инструментом, спокойный, серьёзный, с огненными глазами…твердый в такте, как метроном…Балакирев обладает решительным талантом как сочинитель…» Кроме того, молодой музыкант дирижировал симфоническим оркестром в зале Дворянского собрания и в театре на Нижегородской ярмарке. Самыми яркими музыкальными впечатлениями в эти годы для Балакирева становится 1-й концерт для фортепиано с оркестром Ф. Шопена и опера М.И. Глинки «Жизнь за царя". Музыка этих композиторов на всю жизнь стала для него эталоном.

Ф. Шопен, концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Исп. Марта Аргерих

К этому времени относятся первые попытки сочинения Балакиревым музыкальных произведений: септета для фортепиано, струнных инструментов, флейты и кларнета (написана была лишь 1-я часть) и Фантазии на русские темы для фортепиано с оркестром (тоже не законченная).

В 1853 году Балакирев окончил институт и поступил вольнослушателем в Казанский университет на математический факультет, но в 1854 году возвратился в родной город. Невозможность дальнейшего обучения была связана с материальными трудностями (Милий жил на скудные средства, заработанные уроками игры на рояле), а также, с растущим увлечением музыкой. В Казани было написано несколько произведений, среди которых фортепианная фантазия на темы из оперы «Жизнь за царя» Глинки.

Фортепианная фантазия на темы из оперы «Жизнь за царя». Исп. А. Палей

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

В декабре 1855 года Улыбышев отвез Балакирева в Петербург и познакомил со своим другом - композитором М.И. Глинкой, который предсказал талантливому юноше большое будущее. Своей сестре Людмиле Ивановне Шестаковой Глинка сказал: «...в Балакиреве я нашёл взгляды, так близко подходящие ко мне во всём, что касается музыки. Со временем он будет второй Глинка». Дружба Балакирева с сестрой Глинки длилась долгие годы. Одно из свидетельств тому - фотография с её автографом, подаренная М.А. Балакиреву, в память о закладке в Смоленске 16 сентября 1883 года памятника М.И. Глинке.

На фото справа - Л.И.Шестакова. Фотография с её автографом, подаренная М.А.Балакиреву, в память о закладке в Смоленске 16 сентября 1883 года памятника М.И.Глинке.

Милий Алексеевич часто бывал у Глинки, играл ему свои произведения, включая и фантазию на темы из «Жизни за царя», участвовал в ансамблях для двух роялей. Уезжая в Берлин в 1856 году, незадолго до своей смерти, Глинка подарил Балакиреву свой портрет и музыкальные темы, среди которых были записанные в Испании. На одну из них молодой композитор в 1857 году написал «Увертюру на тему испанского марша».

? «Увертюра на тему испанского марша». Дирижёр - Е. Светланов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Позже, в память о своём любимом композиторе, он напишет переложение для фортепиано романса Глинки «Жаворонок».

Переложение для фортепиано романса Глинки «Жаворонок». Исп. Е. Бекман-Щербина

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Улыбышев, чтобы помочь молодому музыканту обустроиться в Петербурге, предпослал его появлению заметку, напечатанную в «Северной пчеле», где о Балакиреве говорилось следующее: «Он наш нижегородский дворянин, девятнадцати лет от роду и любитель (каких немного). Не спрашивайте, как и где он, не бывавши ни в Москве, ни в Петербурге, выучился музыке. Заезжие пианисты, которые давали здесь концерты, были его учителями, сами того не зная. Всматривался, прислушивался и узнавал. С девятого года он играл уже замечательным образом. Теперь он играет как виртуоз, и этим не ограничиваются удивительные музыкальные его способности. Во-первых, ему стоит прослушать один раз большую пьесу, исполненную оркестром, чтобы передать её без нот во всей точности на фортепьяно. Во-вторых, читает он с листа всякую музыку и, аккомпанируя пению, переводит тотчас арию или дуэт в другой тон, какой угодно (т.е., транспонирует - Н.С.)».

В Петербурге Балакирев становится известным в музыкальных кругах. Он с успехом исполняет свои фортепианные произведения, о нём пишут в газетах. Многие известные фамилии приглашают его для участия в домашних концертах, на которых бывают и члены царской семьи. Кроме того, он также работает частным учителем фортепианной игры, чем и зарабатывает себе на жизнь. В доме Глинки он познакомился с замечательным композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским, с композитором и критиком Александром Николаевичем Серовым, с Владимиром Васильевичем Стасовым (портрет слева) – художественным и музыкальным критиком, историком искусства, писателем, почётным членом Петербургской академии наук, который был старше Милия на 13 лет. Эта дружба сохранялась вплоть до смерти Стасова в 1906 году.

К лучшим сочинениям Балакирева в 50 - 60-е годы относятся: Увертюра на 3 русские темы, музыка к трагедии Шекспира «Король Лир», 14 романсов, в которых отразилось влияние вокального творчества Глинки и Даргомыжского, стремившихся звуками передать чувства героев, интонации речи и красоту стихов, лежащих в основе романсов. Балакирев написал около 50 романсов на стихи поэтов-современников - А.К. Толстого, Голенищева-Кутузова, Мея, Фета, но ближе всех ему были Кольцов и Лермонтов, на стихи которых написаны его лучшие романсы.

Романс «Песня Селима» на стихи М. Ю. Лермонтова из поэмы «Исмаил-Бей». Исп. В. Чернов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Песня золотой рыбки» на стихи М. Ю. Лермонтова из поэмы «Мцыри». Исп. Н. Казанцева

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Приди ко мне» на стихи А. Кольцова. Исп. А. Мартынов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Романс «Обойми, поцелуй» на стихи А. Кольцова. Исп. С. Лемешев. Дирижёр - В. Федосеев

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

Критик А. Н. Серов назвал эти романсы «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

В увертюре на 3 русские темы Балакирев (написана в 1858 г., 2-я редакция - в 1881 г.), как и Глинка в «Камаринской», использовал подлинные народные песни разных характеров и жанров. Вступление основано на былинном напеве «Как не белая берёза в поле прилегла» (былина про Добрыню), после развития которой появляются хороводная «Во поле берёзонька стояла» и плясовая «Я вечор млада во пиру была».

Увертюра на 3 русские темы. Дирижёр - Е. Светланов

Если вы видите эту надпись, значит ваш браузер не поддерживает аудио HTML5.

В 1856 году Милий Алексеевич познакомился с молодым военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи (портрет справа ), с которым вскоре подружился на основе общих музыкальных интересов.В 1857 г. он познакомился с выпускником школы гвардейских подпрапорщиков Модестом Петровичем Мусоргским, в 1861г. - с семнадцатилетним гардемарином Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, а в 1862 г. с профессором Медико-хирургической академии, доктором медицины, учёным - химиком, практикующим врачём и хирургом, автором многих научных трудов по химии и бальнеологии Александром Порфирьевичем Бородиным. Так, в 1862 году и образовался «балакиревский кружок». Все новые друзья Балакирева страстно увлекались музыкой, играли на различных инструментах и пробовали свои силы в деле сочинения музыки. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, правилами и приёмами оркестровки, с гармонией. Напомню о том, что он не имел профессинального музыкального образования, т.к. в это время в России ещё не было консерваторий. Авторитет Балакирева в то время был столь высок, что он сделался лидером и вождём кружка, будучи даже младше двух его членов - Бородина и Кюи. Римский -Корсаков в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни» пишет: «Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с чудесными, подвижными, огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние как никто другой». Кстати, о таланте и музыкальной памяти Балакирева ходили легенды. Одарён он был феноменально и музыкальная память у него была абсолютная. Любой мотив, любую пьесу он схватывал со слуха и мог немедленно повторить. Рассказывают о том, как Даргомыжский как-то отказался дать ему ноты своего нового романса, а после, когда Балакирев ушёл, воскликнул: «Что из того, что я не дал ему ноты? Ведь я сыграл при нём, стало быть, уж он знает!»

Занятия со своими товарищами-учениками Балакирев строил по методу свободного обмена творческими мыслями. Произведения всех членов кружка проигрывались и обсуждались. Отмечая недостатки, Милий Алексеевич подсказывал как следует их исправить. Нередко он сам дописывал какие-либо фрагменты произведений и инструментовал их. Большое место в занятиях занимало изучение произведений европейских и русских классиков. В.В. Стасов, ставший другом и идейным вдохновителем членов кружка, писал: «Беседы Балакирева были для товарищей его словно настоящие лекции, настоящий гимназический или университетский курс музыки. Кажется, никто из музыкантов не равнялся с Балакиревым по силе критического анализа и музыкальной анатомии». Кроме музыкальных, на занятиях обсуждались проблемы общественной жизни, литературные произведения общеэстетитческие вопросы. Кружковцы встречались с писателями - Тургеневым, Писемским, художником Репиным, скульптором Антокольским.

Слева - портрет Балакирева. Художник - Николай Мещанинов.

Продолжение следует.

Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

М илий Балакирев начал играть на фортепиано, когда ему было четыре года. В 25 лет он возглавлял кружок композиторов «Могучая кучка» и руководил Бесплатной музыкальной школой. Произведения Балакирева были известны во многих городах России и Европы.

«Здоровые цветки на почве русской музыки»

Милий Балакирев родился в 1837 году в Нижнем Новгороде, его отец был титулярным советником. Балакирев начал интересоваться музыкой в раннем детстве. Уже в четыре года он учился играть на фортепиано под руководством матери, позже брал уроки у дирижера Карла Эйзриха, испанского композитора Джона Фильда и музыкального педагога Александра Дюбюка.

Юный пианист познакомился с нижегородским меценатом и известным литератором Александром Улыбышевым. В его доме Милий Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры Михаил Щепкин и Александр Мартынов, долгое время жил композитор Александр Серов. В доме Улыбышева Милий Балакирев изучал музыкальную литературу и партитуры, выступал с домашним оркестром - сначала как пианист, а затем как дирижер.

В 1854 году Балакирев по настоянию отца поступил вольнослушателем на математический факультет Казанского университета. Через год он бросил учебу, чтобы заниматься музыкой. Милий Балакирев начал писать свои первые произведения - романсы и фортепианные пьесы. Вскоре начинающий композитор уехал с Александром Улыбышевым в Петербург, где познакомился с Михаилом Глинкой . По совету Глинки Балакирев начал выступать на концертах в качестве пианиста и писать собственную музыку с народными мотивами. Он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».

Балакиревский кружок и Бесплатная музыкальная школа

В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи , Модестом Мусоргским , Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным . В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях. Сказочные и эпические сюжеты появлялись и в симфонических произведениях, и в камерном вокальном творчестве каждого участника «Могучей кучки». Балакирев много путешествовал в поисках новых тем. Из поездки на Волгу он привез идею сборника «40 русских песен», а с Кавказа - наработки для фортепианной фантазии «Исламей» и симфонической поэмы «Тамара».

Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.

«Балакирева слушались беспрекословно, ибо обаяние его лично было страшно велико. …Каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой».

Николай Римский-Корсаков

В год образования «Могучей кучки» Милий Балакирев с дирижером Гавриилом Ломакиным открыл «Бесплатную музыкальную школу». Здесь занимались жители обеих столиц без социальных и возрастных ограничений «для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров… а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов». Ученикам преподавали пение, музыкальную грамоту и сольфеджио. Здесь проходили концерты «новой русской музыки» - Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и композиторов «Могучей кучки». Сборы от концертов шли на развитие школы.

Всемирно известный солист «Веймарского кружка»

В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме.

Он вернулся к работе в Бесплатной музыкальной школе. Балакирева преследовали материальные неудачи, возможностей для творчества не осталось. В это время распалась «Могучая кучка»: ученики Балакирева стали опытными и самостоятельными композиторами.

«Пока все были в положении яиц под наседкою (разумея под последней Балакирева), все мы были более или менее схожи. Как скоро вылупились из яиц птенцы - обросли перьями. Каждый полетел, куда его тянет по натуре его. Отсутствие сходства в направлении, стремлениях, вкусах, характере творчества и проч., по-моему, составляет хорошую и отнюдь не печальную сторону дела».

Александр Бородин

Милий Балакирев решил оставить музыкальное искусство и устроился на службу в Управление Варшавской железной дороги. Он зарабатывал уроками игры на фортепиано, но не писал музыку и не выступал на концертах, жил уединенно и замкнуто.

Лишь в 1880-х годах композитор вернулся в музыкальную школу. В эти годы он закончил «Тамару» и Первую симфонию, написал новые фортепианные пьесы и романсы. В 1883–1894 годах Балакирев управлял Придворной певческой капеллой и вместе с Римским-Корсаковым организовал там профессиональное обучение музыкантов. Композитор входил в «Веймарский кружок», который собирался у академика Александра Пыпина. На этих вечерах Балакирев исполнял целые музыкальные программы с собственными комментариями. По воспоминаниям дочери академика, только в 1898–1901 годах подобных программ в его репертуаре было 11. Симфоническая музыка Милия Балакирева в эти годы была известна по всей России и за рубежом - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине.

Милий Балакирев умер в 1910 году в возрасте 73 лет. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Данная статья служит продолжением нашего повествования о великой « » русских композиторов, которую собрал вокруг себя не менее замечательный человек, . А сейчас мы подробней узнаем о личности первого композитора, который стал работать с Владимиром Васильевичем.

Балакирев М.А. – глава “Могучей кучки”

Родился в семье Алексея Константиновича Балакирева 21 декабря 1836-го года. То есть, на момент образования « Могучей кучки» он был еще сравнительно молод. Но вернемся к годам его отрочества и юности.

Когда Милий был совсем еще юн, он учился игре на фортепиано у Александра Дюбюка, который и сам ныне известен как русский композитор и пианист. В свое время на него очень сильно повлиял Улыбышев.

Александр Дмитриевич – один из первых русских музыкальных критиков. Кроме того, он написал книгу о Моцарте, которая стала известна не только в России, но и в Европе. Занятно, что лишь в 1890-м году Петр Ильич Чайковский перевел ее на русский язык. Тогда было общепринято среди уважаемых людей говорить на иностранных языках, даже проживая в России. Какое-то время Улыбышев был редактором газеты «Journal de St.-Pétersbourg».

Также оказал влияние на направление творческого пути молодого композитора. Когда они повстречались в 1855-м году, он убедил юношу писать музыку в национальном духе.

Но особого музыкального образования Балакирев не получил. Точнее, тому образованию, которое у него было, он был обязан исключительно своим собственным усилиям. И в том же году, в котором он повстречался с Глинкой, он дал свой первый фортепианный концерт, на котором зарекомендовал себя как пианист-виртуоз.

Пройденный путь побудил его 18 марта 1862-го года открыть Бесплатную музыкальную школу, которая работала под покровительством императора. В школе регулярно устраивались концерты, которыми дирижировал как сам Милий, так и Ломакин. Первый руководил оркестровыми пьесами, а второй – хоровыми.

Но Ломакин, который вместе с Балакиревым основывал школу, вскоре оставляет работу в ней, и Милий становится единовластным директором школы вплоть до 1874-го года.

В 1866 г. Балакирев был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Милия Алексеевича, и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели шумный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Одно время, в конце шестидесятых годов, Балакирев дирижировал оркестром Императорского русского музыкального общества, который исполнял композиции « Могучей кучки» , а именно: Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и прочих.

Но в начале семидесятых годов Балакирев переживает слишком тяжелый душевный кризис, чтобы по-прежнему заниматься музыкой. Поэтому он отходит от дел. А чтобы зарабатывать на жизнь, начинает работать рядовым служащим на Варшавской железной дороге. Вновь вернуться к музыке он смог лишь в конце семидесятых.

Когда в 83-м году император назначил его заведовать придворной певческой капеллой, он смог организовать школьное дело на прочных педагогических началах. Кроме того, он собственноручно разработал программу научных классов, а в качестве инспектора музыкальных классов пригласил на должность Николая Римского-Корсакова.

За время управления Балакирева было перестроено здание певческой капеллы. Она превратилась в изящную архитектурную конструкцию с роскошными залами, кроме того, особое внимание было уделено развитию оркестрового класса. Это оказало самое благотворное влияние на певцов капеллы, которые из-за потери голоса были вынуждены прекратить занятия в хоре. Так они могли зарабатывать в привычной для себя обстановке, хоть и другим способом.

Умер Милий Алексеевич 16 мая 1910 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творческое наследие

Балакирев написал не так уж и много, но его произведения признаны и уважаемы. Так, среди его сочинений особенно выделяются сопровождение к «Королю Лиру», различные увертюры на национальные темы, фортепианные сочинения, вокальные произведения.

Особенно ярким было проявление таланта Балакирева в его ранних произведениях. В них отображалось все многообразие композиции, мелодичность… он очень тонко понимал суть оркестровки. Большое влияние на него оказало творчество Шопена и Глинки. Кроме того, он многое почерпнул, участвуя в ансамблях и дирижируя оркестром в доме Улыбышева.

Примерно в то же время он пробовал самостоятельно сочинять композиции. В связи с тем, что на математическом факультете Балакирев проучился менее двух лет, выживать ему удавалось лишь благодаря скудным заработкам от уроков музыки.

Несмотря на то, что иногда его дух оказывался сломленным, он смог возвращаться к любимому делу снова и снова, выказывая исключительную стойкость и верность своей любви сердешной.

Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

Музыкальные Сезоны