Контроль за реализацией программы в доу. Контроль в дошкольном образовательном учреждении Осуществление контроля в детском саду

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю пошаговую инструкцию по проведению тематического контроля и созданию сопровождающих документов в ДОУ .

Контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретного педагога или педагогического коллектива в целом.

Нормативно-правовая база контроля:

1. Положение о должностном контроле в ДОУ.

2. Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году:

  • циклограммы контрольной деятельности ДОУ;
  • план должностного контроля всех подразделений ДОУ;
  • план текущего контроля воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость.

4. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты.

5. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ»

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особого внимания и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условий для активизации профессионального самосовершенствования и развития творческого потенциала педагогов. Я считаю, что это напрямую зависит от улучшения материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения методической грамотности и технологической компетентности педагогов, создания системы поощрения и стимулирования сотрудников.

Поэтому, на мой взгляд, насколько качественно и своевременно будут выполняться эти условия, настолько грамотно будет выстроен воспитательно-образовательный процесс в детском саду и от этого зависит качественный уровень услуг, предоставляемых семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Одной из моих функций, как заместителя заведующей по УВР, является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Контроль учебно-воспитательного процесса и его результатов, а именно уровня знаний, умений и навыков детей, их развития должен быть тщательно спланирован.

Так, в августе мы совместно с заведующей составляем перспективный план контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, где мы предусмотрели тематический, фронтальный и оперативный контроль (Приложение 1) . В этот план нами включены следующие направления: охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки (при питании, одевании-раздевании, умывании), проведение развлечений, содержание книжных уголков, содержание и оформление уголков изодеятельности, содержание природных уголков, содержание и оформление музыкальных уголков, наличие дидактических игр по развитию речи, интеллектуальному развитию, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми, наглядная педагогическая пропаганда для родителей, проведение родительских собраний.

Так как работа заместителя заведующей по УВР состоит и из других обязанностей, то хочется при проведении контроля тратить на заполнение документов как можно меньше времени. С большим интересом изучив рекомендации о контроле в дошкольном учреждении К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Н.С. Голицыной, О.А.Скоролуповой, я начала использовать многие из них, либо на их основе составлять свои. При этом придерживаюсь основного правила при работе с картами: заложить в них как можно больше информации за наблюдаемым процессом, и в то же время сделать так, чтобы записей при этом было, как можно меньше.

Таким образом, я накопила пакет документов для контроля воспитательно-образовательного процесса по следующим разделам:

  1. карты для оценки режимных моментов: организации утренней гимнастики (Приложение 2) , умывания, питания, разнообразной деятельности детей на прогулке, организации сюжетно-ролевых игр.
  2. карты для контроля, которые отражают результаты проведения занятий с детьми по разделам программы: развитию речи, РЭМП, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности (Приложение 3) , конструированию.
  3. В третий раздел собираю практический материал для тематического и оперативного контроля. (Приложения 4 , Приложение 5 , Пиложение 6 ).

При этом разные направления контроля планирую ежедневно (например, занятия с детьми), еженедельно (например, подготовка к занятиям), ежемесячно (охрана жизни и здоровья детей, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми на месяц), 1 раз в квартал (например, наглядная агитация для родителей, проведение родительских собраний, содержание развивающей среды по разделам программы, исходя из годовых задач ДОУ).

В соответствующих графах, используя цветные геометрические фигуры фиксируем состояние работы по какому-либо вопросу: красный – высокий уровень, желтый – средний (допустимый) уровень, зеленый – низкий уровень, синий – неудовлетворительный (недопустимый) уровень, или знаки “++” – высокий уровень,“+” – допустимый уровень, “V” – низкий уровень, “–” – недопустимый уровень, или есть вопросы контроля, которые требуют ответа на вопрос “Выполняется ли определенное условие в группе или нет”, для чего использую такие обозначения, как “+” – соблюдается/выполняется необходимое условие, “–” – не соблюдается, “±” – частично выполняется/соблюдается.

Таким образом, своевременный, систематический и целенаправленный контроль воспитательно-образовательного процесса играет огромную роль в работе по повышению профессионального уровня методической грамотности и технологической компетентности педагогов, что в свою очередь, я считаю, положительно влияет на достижение высоких результатов в обучении и воспитании дошкольников. Так как условия современной жизни требуют образование высокого качества.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива - об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»

Лекция № 7
Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования

План

1. Контрольная функция - неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя.
2. Качество и эффективность контроля.
3. Нормативные документы об организации контроля.
4. Как оценивать результативность труда.
5. Оперативный контроль.
6. Тематический контроль.
7. Итоговый контроль.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н . Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю . Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

1. Контрольная функция - неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутришкольный контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции»1.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

М.М. Поташник и B.C. Лазарев утверждают, что благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

П.И. Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом».

М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, что характерно было для периода господства командно-административной системы, но и о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения.

В.П. Симонов называет контроль (самоконтроль) за ходом и результатами образовательного процесса третьим основным компонентом педагогического менеджмента и приходит к выводу, что контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени: предупредительный, текущий, итоговый, отсроченный.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

Система - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются: цели, задачи, содержание контроля, а также формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Построить систему внутрисадовского контроля - значит:

Определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
- отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
- выбрать формы, методы его проведения;
- определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
- распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. Качество и эффективность контроля

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) - на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

Что мы вкладываем в понятие эффективности?
- Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

Информированность;
- полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
- выбор целей;
- четкую спланированность;
- заинтересованность всех ее участников;
- повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:

Отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
- создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
- моделирование педагогического процесса;
- предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
- создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. Нормативные документы об организации контроля

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ (письмо от 11 июня 1998 г. № 33).

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль - это:

    проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;

    система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

Мониторинг - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Аудит - инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

    использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;

    организации методического обеспечения образовательного процесса;

    реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;

    соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;

    соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

    промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

    своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

    обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

    работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:

    честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;

    стремление к точности и уважение к очевидности;

    достоверность изложенных фактов;

    вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;

    уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;

    понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;

  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;

    уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;

    понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;

    действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
«Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

4. Как оценивать результативность труда

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

Самооценки воспитателя;
- оценки родителей;
- оценки руководителя (или экспертной группы);
- итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентовая). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку. Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса - словесные оценки результативности работы. Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

    Высокий уровень (отлично).

    Достаточный уровень (хорошо).

    Критический уровень (удовлетворительно).

    Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок

Оценка кадров - одна из важнейших функций в руководстве коллективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

Наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
- анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
- беседа (обязательно с обменом мнениями);
- анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
- хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
- изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
- устная или письменная проверка знаний.

5. Оперативный контроль

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Таблица 2. План оперативного контроля

День диагностики, регулирования и коррекции

Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:

1. Инструктаж тех, кто проводит и с кем будет проводиться ДРК.

2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.

4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

6. Тематический контроль

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

Таблица 3. План тематического контроля

Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ по _____ октября 200___ г.

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля; изучаются отдельные, заранее определенные вопросы; результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются. Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. Итоговый контроль

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегративной основе - проведение интегративных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

Вопросы по теме

1. Почему контрольная функция считается неотъемлемой частью управленческой деятельности руководителя?

2. От чего зависит качество и эффективность контроля?

3. В чем отличие оперативного контроля от тематического?

4. Перечислите разделы тематического контроля.

Задание.

Используя «Правила этики поведения инспектирующего», приведенные в лекции, проанализируйте и выделите пункты, которых вы реже всего придерживаетесь при проведении контроля в своем ДОУ.

1 Моисеев A.M., Капт А.Е., Лоресов А.В., Хомерин О.Г. Нововведение во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.

Технологические карты к тематическому контролю по теме "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" могут пригодиться как начинающим старшим воспитателям, так и опытнным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка-анкета

«Самооценка предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

Возрастная группа _________________________________________________

Воспитатель ______________________________________________________

Показатель

Выполнено

(5 баллов)

Частично выполнено

(3 балла)

Не выполнено

(0 баллов)

1.Соответствие развивающей среды группы возрастным особенностям:

Разработана модель ППРС, в соответствии комплексно-тематического планирования.

Младший возраст: присуще целенаправленность детской деятельности, целеполагание

Средний возраст: интерес к знаковой системе, выходы за пределы действительности

Старший дошкольный возраст: формируется произвольность психических процессов

  1. Зонирование в соответствии с ФГОС ДО:

Групповое пространство разграничено по 4 центрам развития;

  1. Соответствие оборудования и материалов санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам:

Игровое оборудование отвечает требованиям техники безопасности;

Игровое оборудование (игрушки) соответствует психолого-педагогическим и эстетическим требованиям;

Отсутствие в спальных комнатах мест для хранения методических материалов.

  1. Соответствие оборудования и материалов эстетическим требованиям:

Единство стиля в оформлении группы;

Цветовая гамма группы соответствует требованиям эстетики и обеспечения психологического комфорта ребенка;

Маркировка мебели в соответствии СанПин, укрепление предметов интерьера.

Присутствие в оформлении интерьера ДОУ продуктов детской деятельности

  1. Организация в ДОУ мониторинга предметно-развивающей среды:

Имеется план обновления ППРС на учебный год по результатам мониторинга на начало года.

  1. Наличие типов игрового оборудования для учебно - материального обеспечения:

Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей: оборудование для продуктивной деятельности (материалы для рисования, лепки, аппликации)

Оборудование для конструирования (строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумага разной фактуры и цвета, а также природные и бросовые материалы)

Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в реальном времени, (сенсорный материал, природные объекты для исследования их свойств и качеств)

Образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий)

Материалы и оборудование для физического развития, в том числе двигательной активности: (оборудование для ходьбы, бега и равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания, ОРУ)

Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития

Материалы и оборудование для социально-личностного развития

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития

В достаточном количестве представлены объекты для познавательно-исследовательской деятельности

Учет полоролевой специфики в организации ППРС группового пространства;

Соблюдение принципов

Информативность

Вариативность

Полифункциональность

Педагогическая целесообразность

Трансформируемость

  1. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

Наличие необходимой документации (правовая база, планирование и т.д.)

  1. Создание информационного пространства для родителей:

Итого количество баллов:

Итоговый результат:

Предварительный просмотр:

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов

в процессе реализации ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности ДО.

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

1. Достаточно ли Вы информированы о стандартах?

а) Даб) Нетв) Отчасти

2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?

а) Да б) Нет в) Отчасти

3. Владеете ли Вы умениями осуществлять деятельностный и личностный подходы в образовательной деятельности?

а) Да б) Нет в) Отчасти

4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении технологии организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников?

а) Да б) Нет в) Отчасти

5. Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других воспитателей?

а) Да б) Нет в) Отчасти

6. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС ДО?

а) Даб) Нет

7. Испытываете ли затруднения в составлении рабочих, парциальных программ?

а) Да б) Нет в) Отчасти

8. Способны ли вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?

9. Испытываете ли Вы проблемы с выбором форм,методов обучения и воспитания?

а) Даб) Нетв) Затрудняюсь ответить

10. Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью?

а) Даб) Нетв) Затрудняюсь ответить

11. Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на ФГОС ДО?

а) Даб) Нетв) Отчасти д) Затрудняюсь ответить

12. Какие затруднения, связанные с введением ФГОС ДО, Вы испытываете? (подчеркните, если испытываете ниже перечисленные трудности)

Недостаточно знаний, нет примерных основных образовательных программ,

Нет методической литературы,

Мало знаний, опыта,

Не знаю, как писать рабочие планы,

По какой программе работать группе,

Недостаток практической информации по данному вопросу.

Нет готовых методических разработок.

Нет конкретных единых требований к педагогическому процессу.

Отсутствие нормативно-правовой базы, материально-технического обеспечения

Свой вариант ответа:_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Анкетирование родителей (законных представителей)

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения.

1. Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг?

2. Информированы ли Вы о переходе дошкольного образования на новые образовательные стандарты?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

3. Основными источниками информации о введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для Вас являются (выберите не более трех вариантов ответа):

а) воспитатель и (или) администрация образовательного учреждения;

б) печатные средства массовой информации (газеты, журналы и т.д.);

в) электронные средства массовой информации (телевидение, радио и т.д.);

г) Интернет-сайт ДОУ;

4. Считаете ли Вы, что введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования положительно скажется на развитии и образовательных результатах вашего ребенка? Почему?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

5. Собираетесь ли продолжить знакомство с материалами ФГОС ДО самостоятельно?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

6. Наше образовательное учреждение планирует оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) по изучению ФГОС ДО. Согласны ли Вы посещать данные мероприятия?

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

Благодарим за сотрудничество!

Предварительный просмотр:

Диагностическая карта оценки педагогической компетентности воспитателя

ФИО воспитателя____________________________________________________________________

Характеристика компетентностей

Показатели оценки компетентностей

Само-оценка

Оценка эксперта

  1. Обеспечение эмоционального благополучия детей

Непосредственное общение с каждым ребенком

Умение составить устную и письменную характерис-тику воспитанника, отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

Умения выяснить индивидуальные потребности, возможности ребенка, трудности, с которыми он сталкивается в общении с родителями, сверстниками.

Умение организовать НОД с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира ребенка.

Умение построить индивидуализированную образова-тельную программу.

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

Умение учитывать точку зрения воспитанников в процессе оценивания достижений.

Умение сохранять спокойствие в трудных ситуациях.

Умение организовать педагогическую деятельность в гуманистическом направлении.

2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей

Создание условий для сво-бодного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

Знание ФГОС ДО и реализующих его программ.

Знание возрастных особенностей воспитанников.

Постановка образовательных задач, в соответствии с возможностями воспитанника

Создание условий для принятия детьми реше-ний, выражения своих чувств и мыслей

Демонстрация успехов воспитанников родителям, сверстникам, педагогам других ДОО

Знание интересов воспитанников, их внутреннего мира.

Умение показать роль и значимость полученных воспитанниками знаний и умений

Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоя-тельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проек-тной, познавательной и т.д.)

Умение применять полученные знания для объяснения воспитанникам социальных и природных явлений

Демонстрация личностно-ориентированных методов дошкольного образования.

Наличие своих «находок», методов и авторских разработок.

Знание современных достижений в области методики дошкольного образования, в том числе и в использование коммуникационно - информационных технологий.

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

Создание условий для по-зитивных, доброжелатель-ных отношений между детьми, в том числе при-надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возмож-ности здоровья

Умение убеждать воспитанников, что истина может быть не одна

Умение организовать педагогическую деятельность в позитивном направлении.

Интерес к внутреннему миру воспитанников предпо-лагает знания их индивидуальных и возрастных особенностей

Выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности воспитанни-ков

Обеспечение реализации «субъект-субъектного» подхода, ставит воспитанника в позицию субъекта деятельности

Помогает воспитаннику поверить в свои силы, утвер-дить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.

Развитие коммуникатив-ных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками

Знания по психологии в организации воспитательного процесса.

Умение педагога регулировать взаимоотношения в детском коллективе.

Умение создавать ситуацию успеха для воспитанни-ков.

Развитие умения детей работать в группе сверстников

Уметь разрабатывать индивидуально ориентирован-ные образовательные маршруты.

Знания возможностей конкретных воспитанников.

Умение организовывать образовательную деятель-ность в соответствии с возможностями воспитанни-ков.

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Создание условий для овладения культурными средствами деятельности

Умение ориентироваться в основных сферах матери-альной и духовной жизни и распознавать материаль-ные и духовные интересы воспитанников.

Умение ориентироваться в культуре.

Организация видов дея-тельности, способствую-щих развитию мышления, речи, общения, вообра-жения и детского творчества, личностного, физического и художест-венно-эстетического развития детей

Умение продемонстрировать свои достижения.

Умение показать роль и значение изучаемого матери-ала в реализации личных планов.

Поддержка спонтанной игры детей, ее обогаще-ние, обеспечение игрового времени и пространства

Умение выяснить индивидуальные потребности вос-питанников.

Знать интересы воспитанников, их внутреннего мира.

Оценка индивидуального развития детей

Знание видов педагогической оценки.

Знать многообразие педагогических оценок воспитанников.

Владение (применение) различными методами оценивания.

5. Взаимодействие с родителями

Непосредственное вовле-чения их в образователь-ную деятельность

Умение привлекать родителей в разработку образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.

Совместные проекты с семьей на основе выявле-ния потребностей и под-держки образовательных инициатив семьи

Профессиональная любознательность.

Умение пользоваться различными информационно – поисковыми технологиями.

Умение разрабатывать проекты и их реализовывать.

Умение использовать различные базы данных в образовательном процессе.

ФИО эксперта________________________

Дата ___________________

______________________________________________________________________________________

Совсем не выражен этот ориентир у педагога

Предварительный просмотр:

Карта наблюдения за деятельностью воспитателя

ФИО воспитателя______________________________________________________________

Принцип

Параметры

Требования

Оценка

Психологи-ческий комфорт

Стиль общения педагога с детьми

Педагог использует демократический стиль общения (проявляет доверие и уважение к детям, стремится наладить эмоциональный контакт с каждым ребенком, получать от детей обратную связь, стимулирует их к творчеству, инициативе, старается вовлечь каждого ребенка в активное участие в общих делах, создает условия для самовыражения и проявления индивидуальности каждого)

Занятая педаго-гом позиция в образовательном

процессе

Педагог занимает партнёрскую позицию, в зависимости от решаемых образовательных задач выступает в роли:

– организатора (создает развивающую предметно-пространственную среду, моделирует образовательные ситуации);

– помощника (создает доброжелательную атмосферу, вдохновляет, наблюдает за настроениеми состоянием детей, замечает и фиксирует успехи каждого, поддерживает в ситуации неуспеха,

отвечает на вопросы, помогает тем, кому это необходимо).

Общая атмосфе-ра в группе

Спокойный тон общения между всемиучастниками.

– Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

– Атмосфера доброжелательности,открытости.

– Для каждого ребенка создается ситуация успеха

Мотивационная основа включе-ния детей в дея-тельность

Педагог ориентируется на:

– личностно значимые мотивыт(стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, удовлетворение от процесса и результатов деятельности);

– познавательный интерес;

– эмоциональную сферу детей(стремление принять участие в судьбе персонажа, помочь кому-либо, порадовать близких и пр.)

Педагог использует адекватные методы и формы организации детской деятельности (соответствуютвозрасту, индивидуальным особенностям и возможностям детей, ихинтересам, потребностям).

Чередование видов деятель-ности и форм ак-тивности детей

Педагог рационально чередует виды детской активности (в том числе двигательной) и формы работы (парные, групповые и индивидуальные)

Развивающая

предметно-прос-транственная среда

– Образовательное пространство безопасно, оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям.

– Разнообразные материалы обеспечивают индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления; игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность детей.

Деятель-ности

Формы органи-зации детской деятельности

Педагог оптимально соотносит методы и приемы активизации детей:

– деятельностные (проблемные вопросы,побуждающий диалог, моделирование,экспериментирование, проекты и др.);

– репродуктивные (рассказ, объяснение, показ и др.).

Способы под-держки самосто-ятельности и

инициативы де-тей

Педагог помогает детям:

– понимать и самим формулировать цели своей деятельности;

– предвидеть результат;

– планировать свои действия;

– осознавать условия, которые позволили достигнуть цели.

Педагог организует взаимооценку и самооценку результата деятельности детей.

Минимакса

Уровень слож-ности содержа-ния

Способы под-держки самос-тоятельности и

инициативы детей

– Во всех видах деятельности педагог помогает детям зафиксироватьсделанный новый шаг, достижение

(совместное или индивидуальное).

– Организуется взаимодействие и взаимопомощь детей.

Целост-ности

Интеграция об-разовательных

областей

– Педагог использует приемы формирования у детей целостного представления о мире, бережногоотношения к природе и уважительного отношения к окружающим людям в контексте взаимосвязи «человек – природа–общество».

– Интеграция образовательных областейосуществляется на уровне общих целей и задач, методов и форм работы, видов детской деятельности, содержания.

– Педагог оптимально соотносит интеллектуальную и эмоциональную, интуитивную и логическую составляющие образовательногопроцесса.

Вариатив-ности

Педагог систематически включает вобразовательный процесс проблемные ситуации и задания, предполагающие различные (при этом правильные!) варианты решения

Способы под-держки самос-тоятельности

и инициативы детей

Педагог поддерживает самостоятельный выбор детьми материалов, видов активности, способов действия, участников совместной деятельности иобщения.

– Педагог поощряет выдвижение детьмисобственных гипотез, фиксирует все версии, не отвергая ни одной, подмечая

– Отрицательные оценки исключены; в случаях, когда ребенок ошибается, взрослый использует обороты типа: «Мишутка, это твой вариант, давайтеперь послушаем, как думают другие ребята», «Объясни, почему ты так думаешь?», «Молодец, ты разобрался в своей ошибке!»

– Педагог помогает детям осознать возможность существования разных точек зрения; побуждает детей слушать и слышать друг друга, быть терпимыми к иным мнениям

Творчества

Формы органи-зации детской деятельности

Используемые педагогом методы и формы работы способствуют самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной,

изобразительной, конструктивно-модельной и др.), сотворчеству детей и взрослых, нравственному развитию.

Непрерыв-ности

Методы и фор-мы, технологии, методики

Используемые методы и формы, технологии и методики обеспечивают преемственность в реализации основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

ИТОГО

Старший воспитатель _______________________ Дата_________________________________

Критерии оценки

0 - Совсем не выражен этот ориентир у педагога

1 - Слабо выражен этот ориентир у педагога

2 - Ориентир сформирован, но не всегда проявляется

3 - Сформирован хорошо, работает

4 - Не только сам проявляет этот ориентир, и может научить других


Материал подготовлен при использовании пособия:
Голицына Н.С. "Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ"

Контроль за реализацией программы

Некоторые педагоги, начиная работать старшим воспитателем, сразу стремятся утвердиться в этой должности и начинают активно осуществлять контроль за состоянием воспитательно-образовательного процесса. Это, конечно, важно и необходимо, но делать это надо не сразу, не с первых дней работы.

В первые месяцы можно ограничиться оперативным контролем, который позволяет собрать максимум информации за минимальное время и не особенно травмируя педагогов. А то, что приход методиста в группу волнует воспитателя, несомненно. Поэтому, начиная с оперативного контроля, методист постепенно и безболезненно подготовит педагогов к другим формам и методам контроля, которые дадут более полную и конкретную информацию об уровне педагогического мастерства воспитателей и степени реализации детьми Программы.

Однако любой контроль не является самоцелью. Он отражает состояние дел в детском саду. Составной его частью является педагогический анализ, позволяющий выявить причины успехов или неудач и определить перспективы дальнейшей работы.
Итак, оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает. Проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для работы в книжном уголке и т.д.

Таким образом, оперативный контроль даёт информацию для последующего, уже более длительного контроля и анализа в процессе целевых посещений или тематической проверки, то есть он осуществляет функцию регулирования.

Необходимо предусмотреть систему организации оперативного контроля, имея в виду, что он осуществляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно (анализ заболеваемости, выполнение натуральных норм, проведение спортивных развлечений, выполнение решений педсовета и т.д.), ежеквартально (выполнение сметы, проведение работы с семьёй, участие в методической работе и т.д.) Оперативный контроль осуществляется руководителем ДОУ, старшим воспитателем, врачом или медсестрой, завхозом, председателем профсоюзного комитета. Следует так же обеспечить гласность результатов оперативного контроля, представив его в таблице, в соответствующих графах которой можно показать цветом состояние работы по данному вопросу, а с помощью разных геометрических фигур – кто контролировал. Этот материал и является отчётом о проведении данного вида контроля.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль . Его цель – оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

  • Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;
  • Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;
  • Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;
  • Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;
  • Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Тематический контроль – более сложный и объёмный вид контроля. Он позволяет глубже изучить вопрос, вскрыть причины и определить направления оказания помощи. Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию Программы, воспитание и развитие ребёнка. Содержанием тематического анализа является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по определённым проблемам и, прежде всего по проблемам, указанным в годовых планах в виде конкретных задач.

Рассмотрим алгоритм действия в подобном случае. На основе анализа работы за прошедший учебный год было выявлено слабое освоение детьми того или иного раздела Программы. В годовом плане определены задачи совершенствования работы в этом направлении и намечен ряд мероприятий. После их проведения необходимо выяснить, насколько улучшилось состояние дел, какие проблемы ещё остались. Этому будет способствовать проведение тематической проверки. По её результатам могут быть определены направления работы, по которым необходимо дальнейшее улучшение работы, чтобы, таким образом, полностью реализовать годовую задачу.

Тематическая проверка может проводиться по итогам оперативного контроля, если он выявил недостатки, и нужно определить их причину и пути устранения. Возможны и другие поводы для проведения тематической проверки. Количество групп, выбранных для тематической проверки, определяется администрацией ДОУ исходя из общего количества групп или темы проверки.

Любая тематическая проверка, прежде всего, имеет определённую цель – например, необходимо выявить выполнение Программы по определённому разделу или состояние работы по формированию навыков и умений, тех или иных качеств личности ребёнка и т.д. Цель проверки не может быть сформулирована как вид детской деятельности или форма организации педпроцесса, например, занятие, сюжетно-ролевая игра и т.п. В процессе проверки любой формы организации воспитательно-образовательного процесса могут быть поставлены различные цели, и наоборот, определённые вопросы можно проанализировать, наблюдая разные формы работы с детьми.

Исходя из цели, определяется содержание методического контроля. Старшему воспитателю важно выяснить: что должны знать, уметь дети на данном этапе работы, что он должен увидеть в ходе проверки. Например, проверяя выполнение Программы по формированию грамматически правильной речи, следует выявить, как владеют дети согласованием слов в предложении, используют предлоги, образовывают множественное число имён существительных, употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных и т.п. Именно эти речевые навыки и умения и будут содержанием тематической проверки.

Содержание диктует формы организации деятельности детей , в которых оно наиболее полно и всесторонне раскрывается, поэтому недостаточно посмотреть одно занятие или игру. Следует проанализировать разные формы работы с детьми и выявить уровень усвоения знаний или воспитанности в организованной и самостоятельной деятельности детей. Например, анализируя уровень сформированности у детей временных представлений, надо не только посетить несколько занятий, где будут рассматриваться разные аспекты этой задачи (времена года, части суток, понятия вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентировка в часах), но и проанализировать, насколько дети овладели этими понятиями и пользуются ими в повседневной жизни, есть ли система в формировании у детей временных представлений.

Итак, определив содержание контроля, следует продумать, каким образом его изучать.

Ни одна тематическая проверка не может пройти без наблюдения педагогического процесса . Это основной метод любого контроля, так как он позволяет не только выявить уровень усвоения детьми Программы, но и определить степень владения педагогом методикой работы по данному вопросу. Наблюдение педагогического процесса может проводиться и самостоятельно, вне тематической проверки, как контроль по результатам текущей работы: контроль за выполнением предложений предыдущей проверки, проверка выполнения решений педсовета, внедрение материалов самообразования, передового опыта, материалов курсов, семинаров, консультаций, методических объединений и т.д.

Это и будет целью перечисленных наблюдений.

При подготовке к наблюдению важно не только чётко определить, что нужно посмотреть, но и выработать экономичную форму фиксации наблюдения, чтобы не делать громоздких записей во время просмотра, но иметь ёмкую и конкретную информацию для анализа. Наиболее приемлемой формой записи в этом случае являются блок-схемы. Чем подробнее будут разработаны вопросы в них, тем легче будет вычленить необходимую информацию и зафиксировать её условными значками или минимальным текстом.

После наблюдения занятия проводится его анализ, задача которого – показать педагогу, насколько целесообразно и методически правильно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие знаний, умений, навыков детей требованиям Программы и только после этого предложить свой анализ.

Интересную и достаточно объёмную информацию об уровне выполнения Программы по тому или иному разделу могут дать итоговые занятия. Используя этот метод контроля в тематической проверке, можно получить промежуточную информацию и скорректировать работу по проблеме. Итоговые занятия используются и как самостоятельный метод контроля в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке конечного результата деятельности педагога, время которого чётко определено. Например, звукопроизношение в конце года в средней группе, решение арифметических задач в конце года в подготовительной группе, знания детей о зиме и в конце февраля и т.д.

Примерное содержание и форма записи итогового занятия по выявлению представлений детей о времени в старшей группе


П\П
Фамилия, имя ребёнка Задания
1 2 3 4
1
2
3
4
20
Выводы:
  1. «Назови время года». Цель: определить время года по отрывку прозаического или стихотворного текста
  2. «Когда мы это делаем». Цель: соотнеси действия, совершаемые в определённые отрезки суток, с их названием (утро, день, вечер, ночь)
  3. «Было – будет». Цель: правильно назвать словом время событий: вчера, сегодня, завтра.
  4. «Неделька». Цель: знание детьми последовательности дней недели.

Одним из методов выявления уровня знаний всех группы и каждого ребёнка в отдельности является беседа с детьми. Он особенно эффективен для тех детей, которые слабо проявляют себя на занятиях.

При подготовке к беседе подбираются вопросы в соответствии с тематикой и возрастом детей, необходимый иллюстративный материал, выбирается наиболее приемлемая обстановка. Беседу проводит старший воспитатель, лучше – в присутствии воспитателя группы. Результаты фиксируются в блок-схеме, которая также заранее составляется старшим воспитателем. Количество детей должно быть достаточным для выявления состояния работы.

Примерная блок-схема


П\П
Фамилия, имя ребёнка Задания
1 2 3 4
1
2
3
4
20
Выводы:

Целесообразно составить перечень вопросов по разным темам в соответствии с Программой, на разные периоды года (начало, середина, конец), внести их в картотеку. Тогда ими можно пользоваться более динамично, так как при наличии картотеки их можно не записывать, указав только № карточки и номер вопроса.

Анализ детских работ также проводится в ходе тематической проверки, причём цель проверки не обязательно будет касаться выполнения Программы по рисованию, аппликации или лепке. Например, при проверке выполнения Программы по ознакомлению с окружающим целесообразно посмотреть, как это отражается в детских работах, а при проверке уровня развития речи – умение детей рассказывать о своей работе.

Как самостоятельный метод контроля анализ детских работ обязательно проводится после просмотра занятия по изобразительной деятельности, а также не реже одного раза в квартал для выявления уровня реализации Программы и коррекции работы по отдельным направлениям, например, уделить больше внимания рисованию по мотивам народного прикладного творчества, активизировать работу по обучению рисованию на широкой полосе листа и т.д.

Приступая к анализу детских работ, необходимо, прежде всего, уточнить, какими навыками и приёмами работы должны владеть дети на данном этапе, соотнеси их с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции решения изобразительных и технических задач – изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношения по величине и т.д. Эти вопросы могут войти в рубрики блок-схемы, в которую заносятся результаты проверки. Например, для анализа работ по лепке во второй младшей группе может быть составлена следующая блок-схема:


П\П
Фамилия, имя ребёнка Программные требования
Передача округлой формы Лепка удлинённой формы Сплющивание формы Соединение частей Украшение работы
1
2
20
Выводы по выполнению задач
Общие выводы и рекомендации

Выявлению причин отдельных недостатков в выполнении Программы способствует проверка плана. Она проводится только по отдельным темам, а не вообще в целом, причём за период не менее двух недель. Анализ плана используется также как самостоятельный метод контроля, в том числе предупредительного, так и в процессе тематических проверок. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки. Отбирая вопросы для анализа плана, следует, прежде всего, продумать, какова цель проверки: использование разных форм работы с детьми по данному направлению или решение задач по реализации определённого раздела Программы.

Пример постановки разных целей при анализе планирования подвижной игры
Цель: разнообразие подвижных игр по двигательной задаче.


П\П
Игры Выводы по группе
С бегом С прыжками С метанием С лазанием На равновесие
1
2
Выводы по видам игр

Цель: разнообразие подвижных игр по двигательной активности.


П\П
Игры Выводы по группе
Малой подвижности Средней подвижности Высокой подвижности
1
2
Выводы по видам игр

Цель: цикличность использования подвижных игр. Группа № ______

Планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников также может быть проанализирована по-разному.
Цель: выполнение Программы.

Содержание
знаний Виды работы вне занятий Выводы Экскурсии, целевые прогулки Рассматривание иллюстраций Беседы Чтение О Родине О Москве О родном городе О труде людей, знаменитых людях Об армии Общие выводы:

Выявить причины успехов или неудач в реализации Программы помогают анализ деятельности педагога, владение им методическими знаниями, практическими умениями и навыками руководства разнообразной детской деятельностью. Вот почему, наблюдая занятие или игру и анализируя знания, умения и навыки детей, следует определить вопросы для анализа деятельности педагога. Он может стать и самостоятельной целью наблюдения. В зависимости от уровня профессиональной подготовки воспитателя вопросы анализа могут быть поставлены по-разному. Анализируя работу начинающего педагога, следует обратить внимание на то, как он организует детей на занятие, обеспечивает интерес к обсуждаемой теме, как использует наглядность, как ставит вопросы, как активизирует детей, насколько реализовано заявленное программное содержание, и т.д. У опытного педагога эти вопросы не вызывают затруднений. Здесь важнее увидеть использование эффективных, нетрадиционных приёмов, способов организации детей, попытки расширения и углубления программного содержания на основе усвоения базиса знаний. Помимо наблюдений деятельности педагога, используются беседы с воспитателем по выявлению знания Программы, методики работы по изучаемой проблеме, умению видеть перспективы в своей работе со всей группой и с каждым ребёнком.

Результаты тематического контроля оформляются в справку или выступление на педагогическом совете по итогам проверки. Проведение отдельных методов контроля может быть зафиксировано в блок-схемах, но их анализ обязательно должен стать предметом обсуждения с педагогами индивидуально или, если методические ошибки носят массовый характер, коллективно. Если причиной выявленных недостатков является слабая компетентность педагогов, старший воспитатель выбирает формы оказания соответствующей методической помощи.

Фронтальный контроль предусматривает анализ выполнения Программы в целом, осуществление комплексного подхода к воспитанию детей. Как правило, фронтальный контроль предполагает анализ деятельности одной возрастной группы, но может быть организован и как контроль всех групп по одному вопросу.

Любой контроль не является самоцелью и не должен заканчиваться простой констатацией факта: дети не владеют знаниями, педагог не использует соответствующие методические приёмы и т.д. Неотъемлемая составная часть контроля – педагогический анализ, содержанием которого является определение причин успехов или неудач в реализации поставленных задач, а, выявив причины, уже можно определить пути исправления недостатков или способы распространения интересных педагогических находок.

Итак, зафиксировав результаты контроля при наблюдении занятия, анализе плана или собрав результаты тематической проверки, старший воспитатель приступает к анализу полученных материалов.

Проведя педагогический анализ наблюдения, беседы или комплекса использованных в ходе тематической проверки методов, необходимо сделать выводы и подготовить предложения. Если выводы основываются на анализе, они объективны и аргументированы. Если анализ сделан недобросовестно, поверхностно, на небольшом количестве просмотренного материала, они неубедительны. Конкретность предложений, выделение «болевых точек» в работе педагога, определение путей «лечения» позволят исправить положение, улучшить качество работы. Но если анализ выявил положительные результаты, в предложениях может быть отмечена рекомендация об обобщении опыта.