Консультация на тему: Посещение театра с ребёнком. Театр и дети: волшебная сила искусства

Беседа для детей старшего дошкольного возраста о театре

Описание:
Данная беседа рассчитана на дошкольников 5 – 7 лет и проводится в рамках изучения лексической темы «Театр» на театральной неделе в ДОУ

Цель : знакомство с театром, воспитание интереса к нему.

Задачи :
Познакомить детей с театром, историей театра, видами театра
Познакомить детей с театральными профессиями
Приобщать детей к театральной культуре

История возникновения театра.

Что это за красивое здание с колоннами, похожее на дворец? Это театр.
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда ещё не понимали. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким – нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая её музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Первые шаги русского театра также связаны с различными обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми весёлыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актёры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Главный герой скоморошьих представлений – весёлый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина. Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с учёным медведем – «медвежья потеха».
Постоянного театра на Руси тогда ещё не было. Такой театр открыл свой занавес в Ярославле. Его основателем был наш земляк Фёдор Григорьевич Волков. Федор Григорьевич Волков родился 20 февраля 1729 года в купеческой семье в Костроме, а с 10 лет жил в Ярославле. Был сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях. Юношей во время учёбы в Московской академии всё свободное время отдавал любимому увлечению – театру.
Вернувшись в Ярославль в 1749 году, Волков создаёт театральную драматическую труппу и ставит спектакли в обыкновенном сарае, позднее строится деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины. В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург, где ярославцы дали несколько спектаклей при дворе, а также публичных, после чего четырех лучших актеров оставили в столице, в том числе Волкова и его брата Григория. Их двоих причислили к придворному театру. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Директором театра был назначен драматург А. П. Сумароков, которому Волков сначала помогал в руководстве театром, а после заменил его. Волков обладал многими талантами: был замечательным актёром, стихотворцем, живописцем, музыкантом, скульптором.
Наш театр – первый национальный театр России. Называется он в честь его основателя: Академический театр драмы имени Фёдора Волкова.

Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.
Как создаётся опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всё это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово! В наше время в Москве был создан первый в мире музыкальный театр для детей. Он основан Наталией Ильиничной Сац. Она поставила в театре для детей оперы «Морозко», «Волк и семеро козлят», «Три толстяка», «Мальчик – великан»…

Есть театр оперетты. Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».
Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берётся балетмейстер – балетный режиссёр. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определённого настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лёгким, удобным для танца, красивым. Знаете, сколько балетов поставлено по сказкам? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конёк – горбунок». Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.

А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным.
Слово «драма» - по – гречески обозначает «действие». Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много.
Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны.
Есть ещё один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещё в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, во Франции – Полишинель, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актёрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках (кукловод управляет ими сверху, дёргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актёр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы), механические, теневые… В театре теней кукол вообще не видно, видны только их тени. Главным театром кукол в нашей стране стал Центральный театр кукол в Москве, его создатель и руководитель – Сергей Владимирович Образцов.

Театры всякие бывают,
И чего в них только нет!
Здесь спектакли вам сыграют,
Драму, оперу, балет.
Здесь на сцене можно встретить
Разных кукол и зверей.
Театр очень любят дети,
Так пойдём туда скорей.

Театральное здание
Театральное здание – дом для волшебных представлений. Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как большое промышленное предприятие.
А начиналось театральное здание с простой открытой площадки, как это было в древнегреческом театре. Гораздо позднее, в 17 веке, «театральное здание» скоморохов – кукольников заключалось в куске ярко раскрашенного холста. Посреди площади на ярмарке появлялся актёр – кукольник в странной одежде: вокруг пояса свисала почти до земли крашенина – нечто вроде юбки. Актёр поднимал руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху, по краю такой самодельной ширмы возникали и разыгрывали свои истории куклы. Иногда театральные представления разыгрывались прямо на площадях.
Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только коллектив специалистов. Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их акустика – создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются учёные – акустики.

Вот зал. На сцене театральный занавес. Он открывается только во время спектакля. Занавесы имеют большое значение: есть противопожарный железный занавес, отделяющий при необходимости сцену от зрительного зала, антрактный опускной, антрактный раздвижной, глушитель, поглощающий разные ненужные шумы.
В зале есть огромная красивая люстра. Во время спектакля свет в зале не горит, а сцена освещена. Наверху есть прожекторы – софиты. Их в зале много, и по бокам, и над сценой. Они освещают сцену и актёров лучами – то приглушёнными, то яркими, то белыми, то цветными.

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.
Сцена – часть театрального здания, где происходит представление. «Сцена» - слово греческое.
В древнегреческом театре это была лёгкая постройка, где переодевались и откуда выходили артисты. А играли они в орхестре – круглом или полукруглом открытом пространстве перед сценой, под открытым небом. Позднее местом для игры актёров стала площадка, образуемая высокой декоративной постройкой перед сценой. В древнеримском театре она занимала большую часть орхестры и стала называться просцениум. Из него и развилась современная сцена.
Здесь есть всё. И подземное царство, где спрятаны сложные механизмы, оно называется трюмом. Трюмы в зависимости от своего назначения бывают разной глубины. Сюда, например, может в случае надобности провалиться герой спектакля – как сквозь землю. Пол сцены – планшет – состоит из отдельных щитов размером 2 * 1,5 метра. Трюм и планшет составляют нижнюю сцену.
Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники, решётчатый настил, подъёмные устройства для декораций. В это театральное небо может вознестись волшебник, Баба – Яга…
Современная сцена – это сцена – коробка. Она отделена от зрителей портальной аркой. Часть сцены, выступающая перед ней, - просцениум – место, предназначенное главным образом для вставных эпизодов спектакля. Передняя часть сцены, вплотную примыкающая к занавесу, - авансцена; пространство за ней – игровая сцена, а у задней стены находится арьерсцена, где размещается, а иногда заранее заготавливается оформление спектакля. По обе стороны от портальной арки у боковых стен сцены расположены скрытые от зрителей пространства – карманы. Здесь готовятся к выходу артисты и хранятся необходимые для спектакля части оформления.
По бокам сцены на разных уровнях расположены рабочие площадки, с которых рабочие поднимают и опускают подвесные декорации. Рабочие площадки поднимаются несколькими ярусами и образуют так называемую верхнюю сцену. Над верхней сценой расположена колосниковая решётка – колосники. На ней установлены блоки для подвески декораций.
Оборудование верхней сцены состоит из сложной подъёмной системы, служащей для подачи на сцену и уборки под колосники части декораций.
Благодаря механическому оборудованию нижней сцены со сцены может мгновенно исчезнуть предмет или человек. Иногда в спектаклях сцена может крутиться. Она оборудована очень сложными механизмами. Пол у сцены не цельный, в него вделан вращающийся круг. Декорации на этом кругу поворачиваются, кулисы на колёсиках разъезжаются, и декорации сменяют друг друга прямо во время спектакля.
Рампа – граница между сценой и зрительным залом. Вдоль неё по самому переднему краю сцены устанавливаются осветительные приборы, невидимые зрителям (это лишь часть осветительной аппаратуры современного театра).
Перед сценой оркестровая яма. Тут стулья и разные музыкальные инструменты. Слово «оркестр» происходит от греческого термина орхестра. Так в греческом театре называлась круглая площадка, на которой выступали актёры. До середины 18 века оркестром называли место расположения музыкантов во время представления. Лишь позднее это слово приобрело современный смысл.
Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Торжественная одежда оркестрантов – одинакова для всех: у мужчин – чёрные фраки, у женщин – длинные – чёрные платья.
Слова дирижёр, дирижировать происходят от немецких и французских слов, которые означают «направлять», «руководить». Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Дирижёр определяет трактовку – настроение музыкального произведения. Так, например, танцевальную мелодию можно исполнять грустно или весело. Дирижёр становится соавтором композитора. Дирижёр необходим в каждом спектакле, который сопровождается музыкой.
Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму. В театре есть целое собрание – фонотека всяких звуков. Можно включить шум дождя, рокот волн, гул толпы, свист ветра…
Сцена оборудована сложной осветительной аппаратурой: рампа (нижний свет), подвесные софиты (верхний свет), выносной свет (из зрительного зала), контражурный свет (из глубины сцены), местный свет, скрытые подвесы, световые эффекты, отдельные светильники. Все они оснащены цветными светофильтрами тончайших оттенков, благодаря чему меняется окраска света. Свет создаёт нужное настроение и атмосферу, разнообразные сценические эффекты (дождь, снег, восход…) Специалисты по свету – осветители. Каждый спектакль расписан строго по минутам: когда и какой софит должен включиться, какой свет должен быть направлен на главного героя… У осветителей своя роль – как изобразить на сцене, например, рассвет, вспышки молнии, звёздное небо…
В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.
А теперь поднимемся на подмостки. Это ещё одно название площадки, на которой происходит театральное действие. Заглянем за краешек занавеса. Кто – то что – то приносят, уносят, расставляют. Это рабочие сцены должны успеть поменять декорации для следующего действия. Избушка в лесу, дерево, скамейка – это всё декорации.
Артисты выступают на сцене. Перед ней оркестровая яма, за ней – партер. В партере самые удобные места. А потом пол поднимается горкой – это амфитеатр. Над амфитеатром – бельэтаж, над ним ярусы, дальше галёрка, дальше ложи и балкон.
Мы узнали о премьере,
Дайте нам билет в партере.
Но билетов нет в театре –
Дайте хоть в амфитеатре,
На балконе, в бельэтаже,
На галёрке сядем даже.
Только слышится в ответ:
Всё! Аншлаг! Билетов нет.

Прежде, чем зрители пойдут в зрительный зал, они попадут в фойе. Здесь можно погулять и во время перерывов в спектакле. Часто в фойе на стенах висят фотографии артистов театра, фотографии сцен из спектаклей.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»
В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.

Художественное оформление спектакля
Спектакль создаётся и готовится не только на сцене, но и в театральном закулисье.
Художник – постановщик – очень важный человек в театре, один из создателей спектакля, его художественного оформления. Художественное оформление спектакля составляют декорации, бутафория, мебель, костюмы, грим, освещение.
Прежде всего художник пишет эскизы будущего оформления спектакля. По его эскизам создаётся макет – модель будущей декорации. Театральный макет – уменьшенная модель оформления спектакля. В нём воспроизводится сцена, декорации, мебель, бутафория, даже освещение – всё, что будет окружать актёров на сцене. Такой макет похож на кукольный домик. В нём бывают и куклы – фигурки актёров.
По проверенному макету изготавливают точные чертежи. Затем начинается изготовление декораций, мебели и бутафории столярами, бутафорами и художниками – декораторами. Готовые декорации передают на сцену для монтировки.
Декорация – оформление сцены и спектакля художником, общий вид места действия.
Сегодня декорационное искусство, создание сценической обстановки стали называть сценографией. Декорации делают в художественно – производственных мастерских. Есть живописно – декорационный цех: художники цеха мягких декораций расписывают задник сцены, кулисы, обивку мебели, скатерти… Обычную мешковину превращают в бархат с помощью красок. В цехе жёстких декораций столяры – краснодеревщики, токари, резчики делают театральную мебель. Она должна быть лёгкой, прочной, разборной. Ведь декорации перевозят на гастроли. Рядом со столярным цехом слесарный. Здесь работают специалисты по металлу, они делают старинные кубки, абажуры из проволоки, бутафорские мечи.
Рабочие сцены не путаются, куда что ставить и прикреплять. Перед спектаклем они тренируются, чтобы знать, как и когда сменить оформление, поменять декорации, ничего не перепутать.
Вот, например, лес на сцене – нарисованный. Рисунки стоят на ширмочках вдоль сцены. Эти ширмочки – кулисы. Художник, который работает над оформлением спектакля, расписывает красками и кулисы, и задник – большая картина в глубине сцены. Артистам из – за кулис удобно смотреть спектакль, видеть, когда им выходить на сцену.
Реквизит происходит от латинского слова, которое в переводе на русский язык обозначает «необходимый». Так называют подлинные и бутафорские вещи, необходимые по ходу спектакля: портфель, велосипед, веер, очки, посуда, лампы и многое другое. Это необходимо, чтобы зритель лучше представил себе обстановку и время действия персонажей.
Бутафория – итальянское слово, означающее хлам. Бутафория – предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих: мебель, скульптурные украшения, оружие, части костюма, люстры, подсвечники…
Они по виду не отличаются от настоящих, но делаются из более лёгких и дешёвых материалов: из картона, папье – маше, дерева, гипса, холста… В дело идут фанера, жесть, проволока, пенопласт, пластилин. А большие бутафорские предметы делаются разъёмными.
Вот, например, посуда сделана из папье – маше, фрукты – поролоновые, оружие – из дерева… Но на сцене есть и настоящие вещи: еда, спички… Всё, что во время спектакля уничтожается, каждый раз готовится заново.

В театре работает много людей, профессии которых очень важны и интересны: осветитель, звукооператор, музыканты, гримёры, сотрудники театральных цехов…
Над спектаклем работает много людей. Кто же самый главный?
Есть человек, который организует всё, что происходит на сцене, хотя сам перед зрителями не появляется. Это режиссёр. Главный человек в театре – режиссёр. От него зависит, каким будет новый спектакль, как будут играть актёры, как прозвучит пьеса. Режиссёр выбирает пьесу, назначает на роли актёров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как спектакль будет выглядеть внешне, какими будут декорации, следит за подбором света, грима, звука, за декорациями, костюмами, музыкой. Режиссёр проводит репетиции с актёрами, объясняет им, как правильно двигаться, когда сделать паузу, какие слова произносить громче, тише. Репетиция в переводе с латинского – повторение. В репетициях, в повторениях и состоит главный способ подготовки любого спектакля. Во время репетиций режиссёр и актёры сначала читают пьесу, обсуждают её, обдумывают характеры героев. Затем репетиции переносятся на сцену. А накануне премьеры – первого представления – проводится генеральная репетиция.

Актёр, артист
Искусство актёра – искусство создания на сцене образа человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре.
Амплуа – театральное понятие. Раньше театральный актёр выбирал себе роль одну на всю жизнь – амплуа: смешные роли или роли злодеев, роли героев или простаков. Сейчас это понятие уходит в прошлое. Современные актёры – универсальные – они играют разные роли и характеры.
Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку.
Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства.
В своей работе артист пользуется телом, мимикой, голосом, речью, жестами. Ему помогают память, наблюдательность, воображение, эмоциональность. Артист должен правильно, грамотно, красиво говорить. Сценическая речь – особое искусство, которое преподают в театральных учебных заведениях. Когда мы радуемся, грустим, сердимся, испытываем любое чувство, даже когда просто скучаем, мышцы нашего лица непроизвольно приходят в движение. Глядя на человека, мы можем определить, какое у него настроение, без всяких слов. Эти движения лицевых мышц, изменения выражения лица и называются мимикой. На сцене мимика – важная часть актёрского искусства.
Актёрский труд очень сложный. Актёрскому мастерству учатся годами: учатся владеть голосом, телом, жестами, мимикой, учатся быть наблюдательными, чтобы роль была правдивее. Сначала артисты играют роли в массовках, потом получают небольшие роли, а самые талантливые получают главные роли и становятся знаменитыми. Но есть примеры, когда актёр из маленькой роли делал шедевр. Не зря говорят: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры. Актёр профессия важная, он – главное лицо в спектакле. Театр – искусство коллективное. Каждый актёр должен согласовывать свою игру с игрой партнёра.
Гримёрные – комната, где актёры переодеваются, отдыхают, готовятся к выходу на сцену. В комнате большое зеркало, лампа, перед зеркалом много баночек, коробочек с красками, гримом, кисточки. Актёры сидят перед зеркалом, а гримёр накладывает грим – раскрашивает лицо. Гримёр – интересная театральная профессия. Опытный гримёр может до неузнаваемости изменить внешность актёра – может использовать накладные усы, бороды, брови, носы…; из молодого сделать старичка – нарисовать морщины, приклеить бороду… В театре постоянно пользуются гримом. Характер грима зависит от работы актёра над образом, замыслом режиссёра. Гримёр надевает артисту на голову парик. Разные парики, усы, бороды делают в постижёрном цехе мастера – постижёры.
Костюм помогает передать характер героя. В понятие театрального костюма входят все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы. Костюм для роли выбирается не по вкусу артиста. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля выполняет художник, тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра.
В театральном ателье можно найти много костюмов и обувь. В театре есть и обувная мастерская.
Художник нарисует костюм, портные подберут ткань. Можно даже выкрасить ткань – этим занимаются художники по росписи ткани.
Актёры делают всё, что скажет им режиссёр. Но каждый вносит в роль что – то своё. В театре все должны быть талантливыми.
Чтоб состоялась в театре премьера,
Долго готовят её костюмеры,
И осветители, и декораторы,
И драматург, и звукооператоры,
Главный художник, кассир, бутафоры,
Много хороших актрис и актёров,
Плотник, рабочие, токарь, гримёр,
А отвечает за всё режиссёр.

Спектакль
Прежде чем купить билеты в театр, нужно выбрать спектакль, который мы хотим посмотреть. Нам поможет в этом знакомство с репертуаром театра. Репертуар – список, перечень спектаклей, идущих в театре в данном сезоне. Поможет нам и театральная афиша – яркое, красивое объявление. На ней написано название спектакля, например: «Бременские музыканты. Музыкальная комедия по сказкам братьев Гримм. Премьера». Слово «премьера» означает «первый» – спектакль совсем новый.
Вот надпись «Касса». Над ней табличка «Аншлаг» - все билеты на спектакль проданы. Это слово происходит от немецких слов «афиша», «объявление». Так называют специальное объявление у кассы о том, что все билеты на спектакль проданы. Слово «аншлаг» можно употреблять и для обозначения полного сбора – вместо того, чтобы говорить «зал был полон». Значит, спектакль хороший.
Театральный спектакль делится на части – действия, или как их ещё называют – акты. В разных спектаклях разное количество действий. Антракт – перерыв между действиями, актами. Это слово происходит от французских слов, означающих в переводе «между» и «действие». Первое значение термина – перерыв между актами или действиями спектакля, концерта или представления. Он предназначен для отдыха исполнителей и перемены декораций. Но так же называется и небольшая музыкальная пьеса (музыкальный антракт). Она исполняется перед началом очередного действия в опере или спектакле с музыкой.
Пьеса делится на акты,
Между актами – антракты
.
Но вот звенит первый звонок, второй. Спектакль начинается после третьего звонка.

Чтобы помочь театральному делу, попытаться «остановить» яркие сценические мгновения создаются театральные музеи. В них хранятся и выставляются картины, скульптуры, рисунки, фотографии, посвящённые театру. Хранители и научные сотрудники театральных музеев собирают, берегут, изучают и показывают посетителям эскизы декораций и костюмов к спектаклям, сами костюмы великих актёров, предметы сценического быта, редкие фотографии, письма, документы, дневники и звуковые записи выдающихся мастеров сцены.
Используемые источники

Доченьке 2,5 года. Она любит книги, и не только, чтобы ей читала мама, но порой не прочь и маме почитать)Малышка знает несколько стихотворений и сказок наизусть, много детских стишков может закончить (последние слова строчек). Любит советские и российские мультфильмы. Нравится играть в игры, когда мама или папа говорят за куклу, мишку.

Мы решили, что пора дочку познакомить с театром. Для начала решили посетить театр сказки, но приятельница предложила нам билеты в другой театр. Мы согласились. Театр располагался в небольшом, но не лишенным уюта, помещении. Между рядами стояли небольшие столики, что было удобно, на них мы ставили угощение для наших малышей. Перед спектаклем вышел Петрушка, я так понимаю для разогрева) Он пытался увлечь детей прибаутками, играми. Сам спектакль был кукольным, в неплохом исполнении.

Первое, что я поняла после посещения театра - не ленитесь придти заранее, чтобы ребенок успел познакомиться с обстановкой, привыкнуть, чтобы не испугало большое количество незнакомых детей и взрослых в, чаще всего, небольшом помещении. Второе - подготовьте ребенка к тому, что в зале будет темно. Не все дети это переносят спокойно, тем более, если темнота наступит для них неожиданно. Моя девочка напряглась, а нескольких детей родители увели, т. к. не могли успокоить напуганных детей. Надо быть готовым к тому, что дети, в какой-то момент, захотят встать с места. Не надо сразу одергивать, шикать. Позвольте слезть с кресла, выйти, может из ряда (конечно, в разумных пределах). Я Катюшке периодически комментировала сказку на ушко («Посмотри, какое красивое платье у принцессы. Мне нравится. А ты бы хотела такое?». «Ой, а куда принц спрятался?» «Фу, какая капризная принцесса, некрасиво так себя вести, да? Вот, ты себя хорошо ведешь» и т. п.), рассказывала свои эмоции, вызывала интерес у маленькой зрительницы. Сказка была немножко не по возрасту (интерпретация «Принцессы на горошине»), но ребенок еще два дня со всеми делилась тем, куда она ходила и что видела.

Через полмесяца мы решили посетить другой детский театр. Дочка ждала этого дня. Что не понравилось, так это то, что покупая билет в этот театр, вы оплачиваете вход, но за вами не бронируется какое-то определенное место. Это доставляет некие неудобства. Также, при покупке билета в первый театр, нас спросили: ребенок будет сидеть на руках или на отдельном месте. Конечно, лучше держать ребенка на руках, т. к., малышу так будет спокойнее, особенно, если вы в театре в первый раз, есть возможность с комфортом и не доставляя неудобств другим зрителям общаться с ребенком, комментировать, да и видно ему будет лучше. Так вот, в первом театре мы и заплатили за одно место, а во втором, независимо от того, будет маленький зритель у взрослого на коленях или нет, пришлось покупать билет на каждого. Сказка «Три поросенка» была осовременена, но на этот раз у доченьки эмоций было еще больше, и конечно, положительных. Катюшка всем рассказывала, что делал волк, что так поступать нельзя, как танцевали поросята и т. п.

На именины моей девочки мы пошли в театр, с которого хотели начать, но так еще не посетили. Это интерактивный музей-театр сказки. Дети там не только сидят и смотрят, но и сами участвуют. Бесподобные декорации, как будто ты действительно в сказке, вместе с героями дети путешествуют (много комнат с разными декорациями), выполняют задания, общаются со сказочными персонажами и сами таковыми становятся. Скоро обязательно посетим еще раз.

В данный театр нужно записываться заранее, формируются группа из детей-ровесников.

В любой детский театр нам приходилось покупать билеты минимум за полмесяца. Помните об этом, если вы тоже решили познакомить своего ребенка с театром. И не забудьте его подготовить, рассказывать (периодически) о том, что его ждет, прибыть заранее и обязательно делиться впечатлениями после спектакля.

"Нужно, чтобы ребенок влюбился в театр"

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге», – говорил Вольтер. И действительно, театр – явление уникальное, его роль в воспитании и становлении личности сложно переоценить. Он развивает творческие способности, помогает детям научиться общаться, понимать себя и других, отличать добро от зла, решать не только свои проблемы, но и сопереживать другим. Но как в век компьютерных технологий привить ребенку любовь к театру, искусству, увлечь его театральными постановками? Об этом мы поговорили со Светланой Кочериной, руководителем детского музыкально-драматического театра «А-Я».

Светлана, как началось ваше знакомство с театром?

– Я была совсем не театральным ребенком, в театр ходила лишь однажды. Росла на рассказах о театре, о том, какой был театр времен моих бабушки, прабабушки, каким был МХАТ, как ставили «Синюю птицу». Я знала очень много разных спектаклей, биографии артистов довоенных, послевоенных. Но собственных впечатлений у меня практически не было. Театр был для меня легендой, сказкой. Это было нечто мифическое, куда хотелось попасть. Как только у меня появилась возможность, уже в старших классах, я стала чаще бывать в театре.



– Какие постановки привлекали?

– Особых предпочтений не было, хотелось чего-то современного.


– А как же классика?

– Она была слишком легендарной что ли, и казалась мне такой законсервированной, не про меня. Я воспринимала театр, как музей, где я очень люблю бывать. Красивый, интересный с исторической точки зрения, но мне казалось, что театр не имеет отношения к моей жизни, проблемам. В театре говорили не так, как мои ровесники, взрослые, с которыми я общалась. О разных проблемах рассказывалось таким языком, что они казались мне чем-то давним и давно прошедшим. И только потом, вчитываясь в тексты, я понимала, что об этом можно рассказать так, чтобы это было «про меня, о моих сверстниках, проблемах.


– Почему в таком случае вы потянулись к театру, если он «не про вас»?

– Хотелось найти то самое новое, интересное. Театр – это нечто сказочное, прекрасное, удивительное, которому хочется принадлежать, делать что-то новое, предлагать свое видение. Я начинала как драматург, писала тексты, занималась фестивалем, международным драматургическим конкурсом, потому что мне казалось – надо идти от текста. Постепенно поняла, что необязательно писать новые тексты, что и прежние, абсолютно современные – истории Шекспира, Гоголя бессмертные и всегда актуальные. Вопрос в том, как рассказать эти истории, какие интонации, ритмы использовать, чтобы они стали моим собственным переживанием.


– Как осовременить классику?

– Осовременивание не должно быть формальным. Когда я занималась конкурсом пьес для детей, меня как раз расстраивали пьесы, в которых Бабе-Яге давался мобильный телефон и таким образом обозначалась современность. Современность – это могут быть немного другие слова, другой язык, другой ритм подачи. У нас сейчас идет премьерный спектакль «Гамлет», для меня он отражает то самое осовременивание, когда нет интерпретаций образов, когда мы не придумываем за автора какой-то новый сюжет. Мы рассказываем эту же самую историю, не меняя героев, у нас никто не становится бандитом, представителем нетрадиционной ориентации, у нас нет интерпретации ради эпатажа, но есть современные костюмы, включение музыки, которая помогает рассказать эту историю по-новому. Для меня большой показатель, чтобы дети, посмотрев наши спектакли, могли сказать: «Ревизор» – это круто, это смешно. Когда мы это читали, мы так не смеялись». И оно смешно не потому, что актеры идут путем аниматорства и веселения публики, путем гегов или других клоунских примочек, а потому что делаются определенные акценты на текст. Например, у нас в «Ревизоре» часть диалогов, монологов превращены в зонги, при чем сделано это очень бережно. Нам учителя литературы говорят, что можно писать сочинения, посмотрев этот спектакль, там нет искажения текстов, все основные цитаты cохранены. Все самое важное очень старательно соблюдено. Сочетание бережного отношения к тексту и современного ритма, свежего взгляда на произведение – это моя концепция осовременивания. Мы работаем одной командой, нам самим очень интересно, мы знаем и любим эти тексты. В нашей команде люди разных поколений, разных убеждений, но мы говорим на одном языке. Нас объединяет общее желание рассказать эту историю зрителям так, чтобы она была понятна, интересна для детей и их родителей.



– Что дает театр ребенку?

– Возможность соприкосновения с другим миром – сказочным, удивительным, не таким, как обычная жизнь, но, с другой стороны, очень похожим и узнаваемым. Когда ребенок может узнать себя в любопытном слоненке, Красной Шапочке и в каком-то еще персонаже. Он дает душевное развитие, когда ребенок сопереживает, боится за того персонажа, который на сцене, чуть не плачет, что сейчас с ним может случиться непоправимое, а потом счастлив и радуется, когда все заканчивается хорошо. Тот самый катарсис, о котором можно говорить на примере античных трагедий, должен происходить в душе ребенка даже на спектаклях для малышей.



– На ваш взгляд, с какого возраста детям стоит посещать театр, чтобы рассказанные истории были им интересны и понятны?

– Думаю, с двух с половиной – трех лет. Ребенок начинает понимать, что это театр в тот момент, когда сам начинает говорить. Он осознает, что это не просто такая игра и развлечение, а другое пространство, другое измерение, с которым он может соприкоснуться, которое он может увидеть, когда вдруг сказка, которую ему читали родители, вдруг начинает оживать.


– Какие спектакли будут интересны маленькому зрителю?

– Надо начинать с тех постановок, сюжет которых знаком ребенку. Та же «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Белоснежка». Через известное можно начинать и знакомство с самим театром. Родителям важно проговорить с ребенком. Ребенок может сравнить – в сказке было так, а здесь немного иначе. Надо обсудить с ребенком, что ему понравилось, что нет и почему. Так ребенку будет чуть проще. А потом уже можно идти на что-то абсолютно новое. И приучать нужно ребенка к тому, что театральные впечатления важные, новые.


– Как научить ребенка анализировать, обсуждать увиденное?

– Родителям важно знать специфику восприятия ребенка. Некоторые дети готовы обсуждать сразу, их переполняет желание что-то высказать. А некоторых, наоборот, после спектакля одолевает усталость, они не готовы вообще говорить об этом. Стоит выждать какое-то время и потом обсудить с ребенком спектакль. Я бы задавала вопросы, чтобы изначально услышать мнение ребенка. Что именно понравилось, может, одежда, эпизод…


– А если ребенку понравились только костюмы?

– Это вполне нормально. Бывает, выходит мама с ребенком после спектакля «Красная Шапочка» интересуется, что понравилось. Ребенок отвечает – ежики. «Какие ежики, там же Красная Шапочка?» – недоумевает мама. На самом деле это здорово, что ребенку понравились ежики, это надо использовать, обсудить, а что за ежики, почему понравились. При это важно, чтобы и родители ответили на эти же вопросы, поделились своими впечатлениями. «Тебе ежики понравились, здорово, а мне Серый Волк, потому что…». Бывает, ребенок приходит домой, рассказывает бабушке или папе, мама начинает, ребенок подхватывает. Нужно втягивать ребенка в обсуждение, тогда он привыкнет делиться своими впечатлениями, анализировать, рассказывать о событиях.


– Современные дети получают массу впечатлений, играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы… Может ли в таких условиях им быть интересен театр, где они всего лишь зрители?

– Очень многое зависит от родителей и их отношения. Понятно, что в таком возрасте изначально решают родители, мы пойдем в театр или будем смотреть мультик. И от родителей зависит первое отношение к театру. Ребенок смотрит спектакль, он видит – мама вместе с ним, или отдельно, ему важно, увлечена мама происходящим на сцене или не может оторваться от планшета. Огромное значение имеет первый опыт, первая встреча с театром. В идеале, нужно, чтобы ребенок влюбился в театр, чтобы театр оказался абсолютно сказочным, тем, чего он не видит в обычной жизни, чтобы он приходил в театр и там была какая-то другая атмосфера, некая граница: свет погас, потом зажегся совершенно другой, не обыденный, необычный, волшебный и вдруг началось вот это действо. Я бы порекомендовала приходить с маленьким ребенком в камерные театры, чтобы это действо было на расстоянии вытянутой руки. Одно дело, когда большой зал и ребенок сидит далеко, наверху, и только в бинокль может увидеть, что происходит на сцене: какие-то маленькие люди суетятся и чем-то заняты. Здесь у нас первый ряд в полутора метрах от сцены. Сцена совсем чуть-чуть приподнята, все рядом – протяни руку и вот там уже начинается то самое волшебное пространство, в котором может случиться все что угодно, там могут летать, петь, танцевать. Ребенка захватывает действо, если артисты выходят не просто отрабатывать, мы тут временно, мы великие, хотим играть Гамлета на сцене Большого театра, но вот сейчас играем тут зайчика. Отыграем зайчика и потом пойдем страдать. Ребенок это чувствует. Если артисты действительно выкладываются, ребенок чувствует огромную энергетику, которая идет от актеров, он оказывается в этом поле, особенно когда зал маленький. И вот ребенок уже весь там, готов встать со своего места и идти вперед – советовать, помогать, спасать. И что важно – многие маленькие зрители просят повторно сходить на тот же спектакль, а спектакли разные, получается все по-разному. Фильм, мультфильм – это то, что всегда неизменно. Одно и то же мы можем записать и смотреть неоднократно. А у каждого спектакля свое лицо. Один немножко грустный, другой веселый, озорной, хулиганский. Возникает ощущение, что ты видишь то, чего никогда до этого не было и уже не повторится. Это твои уникальные впечатления. Хорошо бы, если бы и родители сумели как-то донести это до ребенка.


– Светлана, сейчас часто говорят, что современные дети стали другими. Вы э

то замечаете?

– Дети становятся более свободными, раскрепощенными, ярче выражают свои мнения, ощущения, эмоции. С другой стороны, стало сложнее завоевать внимание ребенка, потому что он привык к мультфильмам. Бывает, ребенок приходит в театр и говорит: мама дай планшет. Мама объясняет, что мы в театр пришли, а ребенок: я хочу планшет, хочу мультик. Нам нужно конкурировать с мультиками, гаджетами…


– Это реально? Каким образом театр может заинтересовать ребенка, привлечь и удержать его внимание?

– Живостью, непосредственность, личным отношением к происходящему. Особенно это ощущается в маленьком зале. Артист может взглядом общаться с ребенком, необязательно, что он должен что-то говорить, но какую-то реплику может акцентировать. Ребенок чувствует, что эта реплика адресована ему. Это совершенно другое ощущение. Большинство детей, процентов 95, которые к нам приходят, втягиваются, принимают эти условия игры и потом хотят прийти и поиграть еще.


– Дети приходят подготовленные?

– Разные. Все зависит от родителей. Одни ведут ребенка в театр, потому что сами им увлечены и понимают его важность для развития ребенка, другие – потому что кто-то посоветовал, сказал, что это круто. Родители, бывает, не хотят идти на спектакли. Привели – выполнили миссию, можно посидеть, кофе попить. До 7 лет мы не пускаем ребенка одного без сопровождения родителей, при том что уверены, в зале с ним ничего не случится и гарантируем, что ребенку будет хорошо и спокойно, но мы очень поощряем именно семейный подход. У нас есть акция – семейный билет, делаем скидку для семей.


– Во многих детских садах, центрах развития сейчас есть театральные студии. Нужны ли маленьким детям занятия театром?

– Безусловно, потому что это развитие ребенка лучше, чем любые другие развивайки. Ребенок учится говорить правильно, четко, владеть своей речью и речевым аппаратом, правильно дышать, подбирать слова, анализировать то, что он говорит, что чувствует тот или иной персонаж, произнося ту или иную фразу. Учится координации движений, становится собраннее. Уходит страх перед публичным выступлением. Потом вся школа строится у ребенка на публичном выступлении. Он учится считывать жесты, понимать, чувствовать партнера. И все это укладывается в игровой форме. Плюс вокал, развитие памяти, чтобы запомнить роль. Понимание, что за теми пятью минутами, тем моментом, когда длится роль ребенка на сцене, стоит работа, человек по сто раз повторяет одну и ту же роль. Театральная студия в этом плане всеобъемлющая, помогает всем. Она не обязательно делает человека талантливым актером, нодает те самые инструменты, о которых я говорила, чтобы ребенку комфортнее дальше общаться, развиваться.


– Студий очень много, как выбрать хорошую?



– Многие родители, приводя детей в театральные студии, опасаются, что ребенок заразится «звездной болезнью», будет думать только об актерской деятельности, и в дальнейшем его ждет глубокое разочарование, если карьера не сложится.

– Есть, конечно, такая опасность. Но все зависит от родителей и студии, где все это происходит.


– Как не попасть в такую историю?

– Ребенок должен видеть и понимать, что для того чтобы чего-то достичь, нужно много трудиться. Ошибка студии в том, что педагоги поощряют все, любое детское проявление. Это как раз и ведет к необоснованным ожиданиям, звездности. Театр – это тяжелая работа. Моя дочь, можно сказать, растет за кулисами, она говорит: я не пойду в театр работать. Возможно, она будет художником, архитектором, скорее всего, ей будет интересно попробовать себя в качестве сценографа. Но актрисой она быть не хочет. Она видит, какая это работа, какие усилия, во многом лотерея. Нужно понимать, что театр – это колесо фортуны. Человек может быть гениальным артистом, но не сможет себя реализовать, получить роль, которая сделает его известным: не сложилось, не произошла та самая встреча. Нужно пройти сотни кастингов и быть достойным, всегда готовым к этой встрече. Я долгое время вела детскую литературную студию, там другой аспект. Ребенок очень органичен. На своей внутренней органике, непосредственности, одаренности он может долгое время существовать, будучи юным актером или поэтом. Но если дальше ничего туда не вкладывается, не развивается привычка к работе, то и получается тот самый мелькнувший вундеркинд со сломанной судьбой. Стихи, над которыми все так умилялись, когда ребенку было шесть лет, в десять лет к ним было критическое отношение, а в четырнадцать его сверстники, которые овладевали мастерством и ремеслом, его обогнали. То же самое происходит и в театральной студии.


– Светлана, вы много работали с детьми, много общались с ними как со зрителями, находите с ним общий язык понимаете. А чему пришлось учиться, когда у вас появилась дочка?

– Одно дело, когда у тебя теоретические взгляды, другое – применять их на практике. Практика отличается. У меня ребенок сугубо театральный, с самого детства заражающая своей любовью к театру всех своих друзей, одноклассников. Я внимательно смотрю, что для нее важно, что не нравится в постановках.


– Главный критик?

– Скорее, внутренний камертон. Благодаря ей я поняла, как важен серьезный разговор с ребенком. Без сюсюканья, поддавков, без прямого нравоучения – хорошо или плохо. В любом возрасте не нужно упрощать ситуацию. Нужно открыто уметь сказать о какой-то проблеме. Спектакль – выжимка общения.


– Как понять ребенка и найти с ним общий язык?

– Для нас театр – это возможность после спектакля обсудить то, что для нас важно и по какой-то причине не было сформулировано. Когда мы обсуждаем, что тут происходит, почему так, мы лучше понимаем друг друга. У нас есть спектакль «Любопытный слоненок» для детей от 4-х лет и младшего школьного возраста по сказке Киплинга – о том, как у слона появился хобот. Сказка сама по себе довольно жесткая. Все родичи слоненка били, били. Потом он к крокодилу попал, который слоненка чуть не погубил. Мы с дочкой, которой было тогда лет пять, обсуждали, как соблюсти тот баланс, когда ребенок любопытен, у него есть много вопросов, а родители, у которых работа, дом, устали, им сложно остановиться и нормально ответить ребенку. И как мы должны находить общий язык, как должны идти на компромисс и понимать, что сейчас мы не будем отвечать на вопросы, а потом я все отложу и мы сядем и будем все это обсуждать. Это оказалось довольно важной для нас проблемой. И ее мы решили с помощью спектакля, обсудив эту ситуацию, лучше поняли друг друга, стали терпимее относиться к вопросам и усталости друг друга.


– С какими проблемами вам пришлось столкнуться в детском саду? Каким вы увидели дошкольное образование?

– Нам очень повезло с дошкольным образованием. При том, что мы с мужем были не детсадовскими детьми, а сугубо домашними, и у нас было некое предубеждение к детскому саду. Наслушались всяких рассказов от знакомых. А оказалось все по-другому, потому что моя дочь, сейчас учась в школе, вспоминает, как было хорошо, интересно, вкусно в детском саду, какие были хорошие воспитатели, да еще и играть можно было. То есть для нее это совершенно счастливое время. Детский сад был не просто местом хранения ребенка на то время, пока родители работают, а полноценное образовательное и развлекательное учреждение, где с детьми очень много занимались и многому их учили. Не на уровне математики или букв, а учили общаться друг с другом, вместе играть, вместе что-то делать, следовать правилам, что очень важно. Есть определенные правила, которые ребенок должен выполнять, понимать общее, частное. То есть мы воспринимали детский сад как очень хорошую школу – в смысле социализации ребенка. Это был самый обычный детский сад, ближайший к дому.


– Можно сказать, что детский сад полностью соответствовал вашим родительским запросом, вы получили от него все, что необходимо ребенку?

– Конечно, там были моменты, которые не очень нравились. Но совершенно правильно было объяснить ребенку, что не всегда в жизни рядом будет тот человек, который будет тебе безусловно нравиться. Вполне возможно, рядом окажется хулиган, который будет разливать компот и отнимать игрушки. Может быть, воспитательница, с которой у тебя не сразу наладятся отношения. Как раз эта школа – урок того, как наладить отношения, как правильно себя вести – и с воспитателем, и с девочкой-подружкой, и с хулиганом-мальчиком.


– То есть, тем родителям, у которых что-то не получается с детским садиком, нужно пересмотреть, прежде всего, свое отношение к этому?

– Да, безусловно. Убрать собственные страхи, боязни. Детский сад для многих родителей – это еще и реализация собственных комплексов или слишком высоких требований.


– А что не хватало в детском саду, что хотелось бы улучшить?

– Может быть, чтобы было больше воспитателей на большую группу, взрослых людей, которые могли бы лучше контролировать жизнь детей.


– Как понять своего ребенка, услышать его голос, узнать, что ему интересно?

– Самый главный вывод, который я для себя сделала – нельзя считать, что твой ребенок похож на тебя. И нельзя подходить к ребенку с меркой как к себе. «Вот я бы на его месте… вот со мной так…» У тебя может быть вот так, а у ребенка совершенно другие эмоции и реакции. Нельзя ожидать от него тех же реакций и поступков, как от себя. Ребенок – это как интересный взрослый человек, которого ты встречаешь в жизни, с которым нужно подружиться, наладить отношения. Здесь такой же подход. Как мы старательно узнаем своего собеседника, человека, с которым нас свела судьба.


– Но если собеседник – взрослый, наверное, воспитанный, то от ребенка нельзя этого ожидать. Он же ничего не знает, ничего не умеет. Как с ним общаться на равных? Это сейчас большая проблема для воспитателя.

– Воспитание – это одно. Есть общепринятые правила, которым ты ребенка учишь. Ребенок не умеет пользоваться ножом и вилкой, не умеет произносить какие-то слова. Но в любом возрасте, даже в самом маленьком, у него есть свои желания, эмоции, то, что вызывает у него радость или грусть – точно так же, как и взрослого человека. То есть вся эмоциональная составляющая, на мой взгляд, такая же, и если мы уважаем взрослого человека, его право на усталость, раздражение, слезы, желание общаться, то точно такой же подход должен быть к маленькому ребенку. Неважно, сколько ему – месяц, год, три года.


– А заставлять ребенка приходилось?

– Заставлять – нет. Уговаривать, убеждать, аргументировать, отстаивать собственное пространство, это, наверное, самое сложное.


– Компромиссы со стороны ребенка бывают?

– Да, конечно. Много и часто. Есть какие-то вещи, которые нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Здесь нужна определенная жесткость. Моя дочь вдруг в три года (говорят – кризис трех лет) стала устраивать скандалы посреди улицы – я не хочу туда идти, я здесь сяду, лягу, буду рыдать. Я перетаскивала ее на тротуар, дальше истерика продолжалась. Я садилась рядом на асфальт, доставала книжку, ребенок продолжал вопить. Я говорю – на проезжей части нельзя, мы отошли, здесь безопасно. Как только ты мне объяснишь, что нужно, я сразу буду с тобой общаться. Пока объяснений нет, я сижу и жду с тобой рядом.


– А как скоро пришли к согласию, когда такие ситуации стали редкостью?

– Вот таких случаев хватило двух раз, больше никогда с трех лет ничего похожего не повторялось.


– Какие качества, на ваш взгляд, нужно воспитать в детях?

– Я не очень верю, что родители или кто-либо еще могут воспитать качества в ребенке. Мне кажется, что в ребенке изначально заложены все основные качества, и мы можем только дать инструменты ребенку, как при помощи этих качества, которые у него есть, совладать с собой. Моя задача – эти качества понять и помочь ребенку с ними работать, использовать их для достижения своих целей. Как воспитать качество, например, быть усидчивым? У моей дочки этого нет, у нее, наоборот, избыток энергии. Она рисует тогда, как ей хочется. Но чтобы развиваться, ей надо понять, что рисовать нужно не только тогда, когда хочется, а нужно находить в себе те самые инструменты, чтобы организовать себя и хотя бы понемножку рисовать даже тогда, когда не хочется. Это не качество, у нее этого не будет. Но я ей помогаю найти те пряники и морковки, благодаря которым она усаживается и начинает что-то делать.


– Вы используете только пряники?

– Кнут может быть, но очень простой – пока не сделаны уроки, не может быть фильмов, мультфильмов, игр, кафе и т.д. При этом я прихожу и говорю – давай подумаем, как можно быстрее сделать уроки, чтобы твоего свободного времени стало побольше.


– Светлана, спасибо вам за содержательную беседу. В заключение не могу не спросить о ваших творческих планах.

– Могу рассказать о проекте, который мне очень хочется осуществить. С февраля мы начнем над ним работать. Он и театральный, и одновременно литературный. Я хочу организовать встречи с разными детскими писателями – поэтами, прозаиками, драматургами, приглашать их к нам, устраивать с ними театрализованные чаепития – для детей с родителями. Рабочее название этого проекта «Читаем вместе». Наши артисты должны делать для гостей небольшой театрализованный показ фрагмента их произведения. Чтобы и авторам было интересно посмотреть, как их произведение может оживать в театре, чтобы и зрители принимали в этом участие, вместе с артистами читали вслух эти произведения и видели, как выглядит это стихотворение на сцене, как читают артисты или сами дети. Возрастная аудитория зависит от автора. Сейчас мы ведем переговоры с различными авторами. Думаю, что первым автором у нас будет Наталья Волкова, которая пишет и для совсем маленьких детей. Наши артисты очень вдохновлены работой над поэтическими текстами современных авторов.

Материал к занятию.

Ольга Герасимова

В субботу мы с нашими детьми и родителями средней группы "Гномики" ходили в кукольный театр . Смотрели спектакль "Белоснежка и семь гномов".

Дети первый раз посетили театр . Как приятно, что в такой радостный момент для ребёнка были рядом не только родители, но и друзья. Ребята с восторгом рассматривали каждый этаж огромного театра , и с нетерпением ждали начало спектакля. Но вот и последний звонок. В зале гаснет свет, на сцене появляются артисты.

В антракте ребята обсуждают увиденное. Переживают за Белоснежку, смеются над весёлыми, озорными гномами и с нетерпением ждут продолжения сказки.


После окончания спектакля небольшая прогулка по городу. Дети и взрослые обменивались впечатлениями, делали фото на память.

Для детей это был настоящий праздник. Это был наш первый поход в театр , но я думаю что такие совместные походы в театр будут традицией в нашей группе.

Публикации по теме:

Не знаю как вы, а я очень люблю посещать наш театр!Мы часто ходим своей компанией и можем смотреть буквально любую постановку нашей труппы.

Для спектакля, в котором Дед Мороз вырастает, нужны три куклы разного размера. Для этого использовала сухие тыквы-бутылки. Разрисовала лица.

Тема: "Путешествие в мир кукол. " Задачи: - Продолжать знакомить детей с экспонатами "Музея кукол", умение использовать их в различных видах.

Кукла – это слово понятно и любимо всеми малышами. Она близка и понятна каждому человеку. Через кукольный мир мы все вошли в жизнь и постигли.

Мини-музей кукол «Путешествие в стану кукол» Проэкт. Мини – музей кукол. Воспитатель: Смирнова Мария Александровна. Участники проекта: воспитатели средней группы, педагоги и родители.

ОТЧЁТ об участии в мероприятии 04 октября 2016 года дети нашего детского сада посетили театр под названием «БАТАЛЕЙКА». Данный театр прошел.

В подготовительной группе «Росинка» были проведены различные мероприятия, посвященные дню начала Великой Отечественной войны. Мы проводили.