Консультация на тему: «Ознакомление детей с искусством. Значение знакомства с искусством детей дошкольного возраста

Наталья Махметова
«Знакомство детей с искусством» (из опыта работы)

Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания. Оно пробуждает в людях добрые чувства ко всему живому, сопереживания, формирует умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе. Процесс нравственно- эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир. Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной считается задача художественно-этетическое развитие детей . В старшей группе продолжается работа по ознакомлению с искусством по воспитанию умения воспринимать произведения живописи, скульптуры.

Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах Исаак Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е Репина

Формируются у детей умение внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы. Для этого в мы проводим игры «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель : развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

«К нам пришел волшебник «Я слушаю, Я ощущаю запах» Цель : Формировать умение детей описывать объекты , изображённые на картине, с помощью органов чувств.

«Кто о чем говорит» Цель : Формировать у детей умение составлять диалоги от лица объектов картины.

В своей работе мы использовали технологию Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. Просвещение 1992 года автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.

Развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим. Проводили игры «Что было, что будет» Цель : Формировать умение у детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«Перспектива» Цель : дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.

«Подзорная труба» Цель : Формировать у дошкольников умение выделять объекты, изображённые на картине.

При знакомстве с картинами натюрмортами мы организовываем выставку репродукций картин предлагаем, детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Когда все обойдут дети выскажут свое мнение.

На тематической недели «Грибы, ягоды» мы с детьми составляли композиции вырезанных из бумаге грибов и ягод, для этого знакомили с понятием , что такое натюрморт. Рассмотрели репродукции картин Лидии Доценко, Е. Сергеенко, А. Акименко, И. Кончаловского давали понятия какой натюрморт считается однопорядковый, а какой смешанный.

Так же проводились игры. «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»

Цель : Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.

«ИЗМЕНИ И ПОСМОТРИ»

Цель : показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе знакомили с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин А. И Сурикова «Автопортрет» , «Барышня со скрещенными на груди руками» , Левитан «Автопортрет» , Васильев «Старец» , дали понятия, что такое автопортрет и портрет. В играх, развивали наблюдательность. Например «Собери портрет»

Цель : Закрепление знаний о составных частях лица : лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Скульптура один из видов изобразительного искусства . В отличие от

живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический

материал. В окружающей действительности дети встречаются с

произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы,

памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - это вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор)

На тематической недели «Мой город» дети рассматривали фотографии памятник «Первопроходцем нефтяникам и газовикам» , обелиск «Советская Армия освободительница» , потом предлагали родителям сходить к памятникам и рассмотреть их. Так же рассматривали скульптуру малой формы «Лошадь» для показа лепки лошади в движение.

При знакомстве детей со скульптурой человека проводили такую игру. Она помогает лучше понять работу скульптора . Эта игра заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором» , а другой «материалом» , из которого

«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы и пр.,

добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют оби роли. И что самое главное, подобные игры побуждают детей к активной деятельности.

При создании образа лошади мы рассматривали скульптуру коня, где проанализировали, из каких объемных форм состоит фигура и как их соединить в целое. Обсудили, как легко добиться нужного движения при создание образа.

Как организовано планирование деятельности воспитателя и детей в нашей группе по ознакомлению с изобразительным искусством . Непосредственная деятельность по ознакомлению с искусством мы включили в познавательную деятельность по темам «Мой город Похвистнево» знакомили со скульптурой города, По теме «Осень» мы организовали выставку репродукций картин пейзажей, где определяли какая осень ранняя, золотая или поздняя изобразили художники в своих работах . На тему :«Дары осени» знакомили с натюрмортом , где детям предлагалось «войти» в картину и представить какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Через речевую деятельность «Составления творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» , Саврасова «Грачи прилетели» . Знакомство с художниками иллюстраторами проходит у нас в художественно-эстетической деятельности через чтение произведения и рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака «Почтальон» , К. Чуйковского «Федорино горе» , при рассказывание русской народной сказки «Зимовье» , чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей» , В. Сутеева «Кораблик» . Так же мы использовали как часть непосредственной деятельности детей при интеграции областей. При чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» знакомили с картиной Васнецова «Три богатыря» , при чтение рассказа Н. Подлесовой «Бронзовый солдат» рассматривали картину репродукции памятника «Неизвестному солдату» . Во время рисование на тему «Моя семья» , «Я-человек» закрепляли знание о портрете, познакомили по понятие мимика лица. На тематической недели «Как хлеб на стол пришел» при рисование по теме «Колоски» , знакомились с пейзажам Шишкина «Рожь» , Мясоедова «Страдная пора» . Знакомство с искусством включали мы и в творческие часы, где развивали умение различать цвета и оттенки, выделять средства художественной выразительности, как меняется содержание картины, чувство настроение в зависимости от изменения колорита.

По ознакомлению с жанрами нами использованы различные методы и приемы : чтение произведений, отгадывание загадок, речевые игры "Художественный салон" на умение составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности; "Найди лишний". «Художники-рестовраторы» , «Собери портрет» на закрепление жанров изобразительного искусства " Большое значение уделяем развитию самостоятельной художественной деятельности : стремлению проявить себя как в рисовании так в лепке, драматизации и т. д. В результате чего уровень развития по направлению художественно-эстетическом если сравнить с результатами учебного года 2012-2013 и результатами 2013-2014 года

2012-2013 2012-2013 2013-2014 2013-2014

сентябрь май сентябрь май

Как видно из таблицы уровень освоения программных задач по сравнению с прошлым годом повысился на 7%, а с началом года на 14%.

У детей стали разнообразней средства выразительности для создания образа в своей работе , передаче настроения, чувства. Переносили свои умения на создания работ для оформления группы, выставок, изготовления подарков. Привлекались родители к работе по ознакомлению детей с искусством , предлагали во время прогулок рассмотреть красоту природы, сходить к памятнику «Неизвестному солдату» , привлекали к созданию выставок «Моя любимая книга» , «Изготовления макетов мебели из бросового материала» , «Дары осени» , «Царство белого цвета»


Потребность в доброте и красоте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже изобретателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни… Невозможно при этом не вспомнить слова А.А.Блока - тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Как точно подмечено, как лаконично и в то же время ёмко охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия!
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой личности.
С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Почему важно развивать внутреннюю речь? Она помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника.
Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Глубокими и современными представляются слова Н.Г.Чернышевского: «Образованным человек называется тот, кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо, и что справедливо, и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти качества- обширные знания, благородство чувств- необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова»
Нетрудно заметить: постоянное общение человека с миром художественной литературы закладывает не только привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведёт к укреплению в нём возвышенных и благородных чувств и мыслей.
Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям.
На основе такой оценивающей активности и будет формироваться вкус как чувственно – оценочная способность человека.
Однако всё богатство произведения искусства не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана, в создание юного слушателя, зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Великий французский скульптор О.Роден говорил: «Смотрите, смотрите долго, смотрите ещё!», полагая, что восприятие работы художника - это тоже творческий процесс. Важно чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, ненавидеть, бороться. Показать, что каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык, что содержание его передаётся определёнными средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения.
Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач. Прежде всего, объёма знаний и представлений об искусстве. Далее – развитие способности выражать своё отношение к произведению, воспитание отзывчивости. Последнее подразумевает необходимость формирования представления, в частности, об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни и мира, объяснения смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изображаемому, передавая его в формах живописи.
Список литературы:
«Дошкольникам о живописи» Р.М.Чумичёва,
«Мы входим в мир прекрасного» С.Г.Маслова,
«Об искусстве – малышам» Э.Иванова)

  1. История изобразительного искусства – это огромная и невероятно интересная книга, которую можно читать бесконечно долго. А если радость открытия разделить со своими детьми, мир искусства наполнится новыми красками и эмоциями. В моей копилке – 8 лет учебы и практики, 2 года преподавания и, самое главное, 3 года счастливого материнства. Отвечая на вопросы моих друзей, слушателей и читателей, и наблюдая за дочкой, я выработала несколько универсальных формул, которые превратят знакомство с искусством в полезное и приятное времяпрепровождение.

1. «Когда начинать знакомить детей с искусством?» –
это самый главный вопрос, который мне задают в самом начале моих лекций и семинаров. Однозначный ответ на него я вам дать не могу, ибо все дети разные. Эффективнее всего начинать знакомить ребенка с изобразительным искусством тогда, когда он начинает говорить: чётко произносит отдельные слова, узнает предметы, изображенные на картинках в книжках, пытается строить первые предложения. 2,5 — 3 года – это тот возраст, когда ваш поход в музей или чтение книги уже превращаются в некий диалог, когда ребенок с легкость сможет ответить, кто изображен на картине или какого цвета платье у маленькой девочки. Так что это самый подходящий момент для начала знакомства с миром искусства.

Однако не стоит забывать о темпераменте и характере ребенка: некоторые дети-созерцатели могут неторопливо бродить по залам часами, а для других и две минуты около картины или книги – настоящая пытка, потому что надо бежать, исследовать и открывать. Не случится ничего страшного, если вы начнете немного позже, когда малыш будет готов к вашим рассказам о картинах и художниках.

2. С чего начать знакомство с искусством?
Изобразительное искусство изображает, поэтому начинайте с самых простых вопросов: «кто», «сколько», «какого цвета», «где». Фамилии и даты – это то, что тяжело запоминают не только дети, но и взрослые, поэтому начните лучше с жанров. Расскажите, что картины, на которых изображены деревья, поля, реки, деревенские домики, океаны с кораблями называются пейзажами , а полотна, на которых можно увидеть разных людей – это портреты . Вам поможет детская песня Григория Гладкова «Если видишь на картине» , слова которой я помню еще из своего детства. Жанры портрета, пейзажа и натюрморта там объясняются с помощью обычных предметов, образов и явлений, с которыми ваш ребенок уже хорошо знаком. Поэтому как минимум три жанра он запомнит и научится легко находить их среди многочисленных шедевров музейных залов.


Затем можно добавить еще несколько жанров – например, бытовой жанр , изображающий события повседневной жизни. Или можно углубиться в уже пройденные жанры, объяснив, что пейзаж, на котором художник написал море или океан, называется марина , а портрет, на котором перед нами предстает королева в нарядном платье или генерал в мундире с орденами, называется парадным портретом .

3. Можно ли эффективно заниматься дома?
Конечно, можно! Для этого есть огромное количество книг, на любой вкус и кошелек. Кроме того, я советую обзавестись репродукциями картин художников, которые будут интересны малышам. Это могут быть картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи, пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, шедевры — загадки Джузеппе Арчимбольдо, который составлял портреты из фруктов, овощей, книг и посуды, а также работы фламандских и голландских мастеров, на которых всегда много детей, животных и других деталей, которые ребенку интересно искать и находить вместе с мамой и папой. 
Можно найти изображение в хорошем разрешении на плотной бумаге или приобрести уже готовые альбомы — подборки.



4. Придумывайте творческие занятия.
Можно, например, показать волшебную формулу смешивания цветной гуаши и всего лишь из синего, желтого и красного получить еще 3 цвета. Ими можно написать свой собственный домашний шедевр в стиле Анри Матисса. Которого, кстати, дети очень любят за простоту форму и яркость цвета.

Ребенку 5-6 лет уже можно рассказать о теплом и холодном колорите, а потом вместе анализировать, какие оттенки предпочитает живописец в том или ином произведении. Можно вместе попробовать технику пуантилистов – художников, создающих картины из дробных мазков-точек. Для этого вам потребуется старый карандаш, обратной стороной которого удобно заполнять поверхность листа многочисленными точечками, превращающимися в яркую мозаику.

5. Как сделать поход в музей интересным?
Во-первых, помните о времени. Даже своим взрослым слушателям я не рекомендую экскурсии в стиле «весь музей за 3 часа». Я рекомендую ходить вдумчиво, выбирая 1-2 зала и углубляться только в одну тему. Например: «Французская школа живописи эпохи рококо», «Искусство Византии», «Скульптура Древней Греции». С детьми ходить в музей стоит по такой же схеме: один зал — одна тема — 35- 40 минут, которые помогут рассмотреть и запомнить самое интересное.

Попробуйте захватить с собой блокнот и лупу. Два этих предмета превратят рядовой поход в музей в увлекательное приключение, ведь вы теперь не просто мама и малыш, вы – известные исследователи искусства, которым надо найти и посчитать собак и коров, изображенных на картине, проверить есть ли на ней кракелюры (трещинки на поверхности) или обнаружить дату создания произведения, которую художник спрятал на старом камне или мшистом стволе ели. Все результаты можно заносить в блокнот. В нём же можно набросать свой шедевр, вдохновленный полотнами Пикассо или Серова.


Можно завести приятную традицию – на выходе из музея покупать 2-3 открытки с большего всего понравившимися картинами. Обязательно спросите ребенка, какая картина ему понравилась и запомнилась. Открытка станет не только приятным воспоминанием, но и полезным приобретением — можно собрать коллекцию, которая поможет вам провести семейную «угадайку».


«Ознакомление детей с искусством»
Искусство - средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении свей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Учитывая особенности искусства (тяготение разных видов искусства к взаимосвязи), мы используем интегрированный подход к изучению искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средства выразительности, материалов), форм его проявления.
Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. -Детям дошкольного возраста доступно восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.п.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).
- Знакомство с профессиональным искусством предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории искусства, средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений искусства (всевозможных выставок, театральных спектаклей).
- Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.
В нашей концепции эстетического воспитания искусство в педагогическом процессе используется нами в трех направлениях:
Искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей;
В ознакомлении детей с произведениями искусства как явлением отечественной и мировой художественной культуры;
В развитии художественного творчества и способностей детей. Образы искусства являются эталонами прекрасного.
В результате знакомства с искусством ребенок дошкольного возраста должен:
знать:
виды искусства, средства выразительности каждого из них;
материалы, оборудование, необходимые каждому из видов искусства;
произведения и авторов разных видов искусства;
не менее 3-4 художников-графиков (И.Билибина, Ю.Васнецова, Е.Чарушина и т.п.);
3-4 живописцев;
различные виды художественной, творческой деятельности, основной род занятий творческих людей (профессии).
уметь:
работать с различными материалами;
самостоятельно подбирать средства выразительности;
использовать средства выразительности для создания художественного образа;
выражать эмоции и чувства в различных видах деятельности, в речи.
Задачи знакомства с искусством детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Развивать интерес к искусству. Познакомить с основными видами искусства (народное - разных видов; изобразительное, архитектура, музыка, литература, театр, балет, кино, цирк). Учить отличать виды искусства по произведениям, художественным образам. Знать средства выразительности, материалы и оборудование разных видов искусства. Уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства. Уметь выражать в речи особенности искусства.
Учить передавать предметы, явления, чувства разными средствами выразительности.
Раскрыть перед детьми значение органов чувств человека для художественной деятельности, учить соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины и предметы народного декоративно-прикладного искусства рассматривают и т.п.).
Познакомить в доступной форме с историей искусства, видами искусства.
Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка. Учить видеть общее и особенное в искусстве. Формировать эмоционально положительное отношение к искусству.
Развивать художественное восприятие, мышление, память, воображение.
Учить различать народное и профессиональное искусство. Расширить спектр известных видов народного искусства (различные виды материалов, различные регионы страны и мира). Развивать чувство любви и бережного отношения к произведениям народного и профессионального искусства.
Производить беседы с детьми об искусстве, затрагивая темы: «Искусство в жизни людей, в быту», «Семья и художественное воспитание ребенка».
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности, как по собственному желанию, так и под руководством взрослых.
Требования к знаниям по видам искусства
1.Уметь называть вид, жанр искусства.
2.Знать произведения данного вида искусства(5-6): автор, название.
3.Знать средства выразительности разных видов искусства.
4.Знать материалы и оборудование, необходимое для данного вида искусства.
5.Уметь назвать профессии, связанные с искусством.
6.Уметь назвать основные действия, с помощью которых воплощается данный вид искусства (писать, танцевать, играть роль и т.д.)
7.Уметь выделять произведения разных видов искусства в окружающем мире.
8.Уметь действовать сообразно данному виду искусства, знать технические приемы и умело ими пользоваться в свободной художественной деятельности.
9.Уметь устанавливать связи между видами искусства.
10.Уметь выразить чувства, мысли языком искусства.
Ознакомление детей с искусством требует специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстрированного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).
Для того, чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра, и в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки, стали доброй традицией, как детского сада, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем - в доступной форме - рассказать детям о том, что такое портрет, натюрморт, картина, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. детей необходимо спросить бывали они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что бы они хотели узнать, где побывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: «любите ли вы рисовать? Какие названия цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И так далее.
Целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством. Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону искусства), где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр - драматизаций, самостоятельной художественной деятельности с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Взрослый должен умело руководить их действиями, что бы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятия с целью обогащения знаний детей в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей.


Приложенные файлы

Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Женя Ясная и сегодня я хочу поговорить с вами о том, как познакомить деток с искусством.

Начну я с того, что сделаю небольшую оговорку. Дело в том, что понятие Искусство – очень многогранно. Оно окружает нас в жизни повсюду и таит в себе множество видов – тут и музыка, и театр, и киноискусство, и литература, и другие. Я же буду говорить о знакомстве детей с изобразительными видами искусства (графика, живопись, скульптура), и немного — архитектурой.

Но, даже сузив тему, у нас остается огромное поле для деятельности, которое трудно изучить глубоко в рамках одного семинара. Поэтому я постараюсь вам рассказать о каких-то общих направлениях и путях, двигаясь по которым, вы уже сами сможете выбирать и придумывать различные способы и методы достижения желаемой цели.

Итак, начнем с любимого вопроса многих родителей – в каком возрасте начинать знакомить детей с искусством . Мой ответ – в любом! Главное начать!)) А если серьезно, то можно начинать с самого рождения. Или даже до. Будущей мамочке будет очень полезно сходить в картинную галерею, полистать альбомы по искусству – тут и положительные эмоции, и общение с прекрасным, и может быть даже открытие чего-то нового для себя.

Начинать знакомство с искусством с самого рождения, это, конечно, не значит, сразу начинать рассказывать биографии художников или смысл картин. Это в первую очередь – так называемое «воспитание глаза», т.е. окружение малыша произведениями искусства (конечно, в разумных пределах)). Чтобы уже в детства глаз ребенка постепенно воспитывался на лучших образцах изобразительного искусства, с детства вырабатывался хороший вкус.

ВЫСТАВКИ РЕПРОДУКЦИЙ

С самого рождения устраивайте дома на стенах выставки репродукций произведений искусства. Выбирайте не маленький формат (как минимум А4). Репродукции можно распечатать (только качество должно быть хорошим), а можно приобрести готовые (сейчас продают в папках) или календари по искусству.

Изображения на картинах лучше выбирать на первое время понятные, крупные, достаточно контрастные. Во время прогулок с малышом по дому периодически обращайте его внимание на картину, скажите, что на ней изображено: «Смотри, какая девочка!» или «Смотри, цветочки разноцветные. Какие красивые!», «А это лес. Деревья шумят в лесу: Шшшш!».

От просто рассматривания висящих на стене репродукций постепенно (по мере взросления) можно переходить и к разглядыванию художественных альбомов. Не нужно за один раз показывать много. Ориентируйтесь на заинтересованность малыша. Кстати, одним из видов графического искусства является книжная иллюстрация . Поэтому так важно иметь дома детские книги именно признанных мастеров этого вида искусства. Это точно также воспитывает вкус и глаз с детства, прививая тягу к прекрасному. Сутеев, Васнецов, Чижиков, Рачев, Владимирский, Конашевич – вот лишь очень малая часть художников-иллюстраторов, работы которых вы можете смело показывать малышам. (О некоторых признанных мастерах книжной иллюстрации я рассказываю в своем блоге «Болтая ножками»). А еще можно почитать на «Блоги мам», посвященной книжной иллюстрации.

Но, показывая альбомы, не отменяйте выставок! Они могут отлично взаимодополнять друг друга. Просто по мере взросления ребенка их можно усложнять, делать тематическими, добавлять новые репродукции. Особенно хорошо такие тематические выставки приурачивать к тем темам, которые вы изучаете с малышом в данный момент. Например, при изучении основных цветов (красный, желтый, синий и зеленый) можно устраивать выставки картин данных цветов. При этом постарайтесь подобрать работы разных жанров (можно уже понемногу вводить и абстрактную живопись), разных направлений и течений, разных художников. В каких-то темах можно использовать и репродукции скульптур (изучая человека, эмоции и т.д.).

Но если вы и не занимаетесь с малышом тематическими занятиями, вы все равно можете делать именно тематические выставки. Это могут быть как более конкретные выставки — «Цветы», «Осень», «Вода», «Птицы» и т.д., так и более абстрактные понятия «Радость», «Свежесть», «Тишина» и т.д. (выставки второго типа лучше проводить уже с более старшими детками).

По желанию и при наличии места, вы можете сделать специальный выставочный уголок для экспозиций. И «ходить» туда, как в настоящий выставочный зал или музей. Кстати, когда ребенок будет бегать по квартире самостоятельно, желательно перевесить всю выставку на уровень его глаз.

По мере усложнения выставок начинайте усложнять и рассказы по картинам. Это не значит, что нужно сразу выдавать всю историю их создания или биографию художника. Это еще успеется. Обращайте внимание ребенка на сюжет в картинах, детали, на настроение, цветовую гамму. Если картинка имеет четко выраженный простой жанр (натюрморт, пейзаж, портрет), то вы можете сказать об этом, но не зацикливайтесь на том, чтобы ребенок запомнил это понятие. Постепенно оно уложится у него в голове. Для «разбора» выбирайте сюжеты и предметы более-менее известные и понятные вашему малышу, лишь постепенно вводя новые. (далее все картинки увеличиваются по клику)

Приблизительно ваш рассказ по картине может быть таким (Поль Гоген. «Натюрморт с фруктами) :

«Давай посмотрим на картину. Что на ней изображено? Яблоки! Художник нарисовал четыре яблока – два зеленых и два красных. Яблоки сочные, крупные, так и хочется их съесть! Ты любишь яблоки? Какие тебе больше нравятся – зеленые или красные?»

Или (Ренуар. «Девочка с зонтиком»):

«Ой, посмотри, кто это на нас смотрит? Девочка! Красивая девочка? Тебе нравится? А что у нее в руках? Зонтик! Зачем нам нужен зонтик? От дождя прятаться или еще от яркого солнышка. Девочка вышла погулять в сад – видишь – на фоне нарисованы деревья, кусты, травка и цветы. Девочка уже нарвала маленький букетик, чтобы отнести его домой и поставить в вазу» и т.д.

Ребенку постарше можете уже задавать наводящие вопросы по картине. Если он затрудняется ответить – подскажите или подведите аккуратно к ответу.

(Толстой. «Малина, ветка, бабочка, муравей, лист»):

«Какие тут ягодки нарисованы? А какого цвета бабочка? А ты видишь муравья? Он совсем крохотный. Приглядись внимательно – он ползет по верхнему листику…»

При рассматривании тематической выставки, обратите внимание ребенка, как один и тот же сюжет или предмет изображался разными художниками и в разное время. Например, зима – у каждого художника она разная! Но мы все равно понимаем, что это зима. Как? По каким деталям?

Или хлеб. Как его изображали разные художники. У кого-то это целый стол, который ломится от караваев и батонов (Машков «Снедь московская») , у кого-то это всего лишь небольшой кусок черного хлеба (Петров-Водкин «Селедка»), а у кого-то и хлеб-то не сразу заметишь, а лишь приглядевшись внимательно к сюжету (Федотов «Завтрак аристократа») . Одни художники изобразили хлеб еще в стадии выпечки (Х. Аллингем «Горячий хлеб») , а другие – в поле на обеде колхозников (Серебрякова «Обед») . На какой картине хлеб выглядит самым аппетитным, который хочется сразу съесть?

Лет с 3-4 (в зависимости от вашего ребенка) знакомство с искусством можно углублять, расширять и усложнять. В какую сторону можно усложнять домашние выставки репродукций я уже писала ранее. Дополню только, что при изучении определенных жанров, можно будет устраивать и жанровые выставки; при изучении какого-либо художника – его выставки; при изучении какого-либо отдельного вида искусства (витраж, гравюра и т.д.) – тоже соответствующие выставки.

Кроме того, попробуйте изредка поиграть в настоящую галерею. Т.е. заранее объявите о предстоящей выставке (выбрать с ребенком какую-либо знакомую ему тему). Напишите афишу. Подготовьте билеты, бейдж для экскурсовода. Изобразите человека, попавшего на выставку. Пусть экскурсовод проведет вам экскурсию – расскажет о выставке, какой теме она посвящена, какие произведения представлены, расскажет о нескольких из них. Если маленький экскурсовод будет теряться, о чем говорить – задавайте ему наводящие вопросы, как любопытный посетитель. Попробуйте привлечь к игре и других членов семьи (или игрушки).

ИГРЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ

Кроме выставок с репродукциями можно подготовить и первые игры-задания. Например, развесив (или разложив) картины попросите ребенка выбрать все, где нарисована осень или все, где есть транспорт.

Лишняя репродукция

Примерно по тому же типу, что и игра выше будет следующее задание. Разложите перед малышом несколько репродукций. Попросите найти одну лишнюю. Если сможет – пусть объяснит, почему она лишняя (везде лето, а здесь — зима; это картины, а это скульптура; во всех картинах много желтого цвета, а здесь в основном синие оттенки). Если ребенок затрудняется объяснить свой выбор – подскажите ему.

Пазл

Разрежьте одну из картин на две-три части и попросите малыша собрать целую картину. Постепенно количество разрезных частей можно увеличивать.

Откуда деталь?

Нарисуйте (или распечатайте) несколько простых знакомых деталей с картин (например, яблоко, зеленый лист, зонт, корова и т.д.) положите перед ребенком несколько репродукций. Предложите угадать, откуда выпрыгнула эта деталь?

ЗНАКОМСТВО С ЖАНРАМИ ЖИВОПИСИ

Начинать изучение жанров живописи лучше с 3-4 лет и с самых простых – натюрморт, пейзаж, портрет, мифологический жанр, анималистический жанр (звучит сложно, но запомнить о чем он – просто – рисование животных).

Расскажите ребенку о главных особенностях жанров, что изображается на картинах. Устраивайте жанровые выставки, разглядывайте картины в книгах; пробуйте сами нарисовать (или сделать аппликацию); составляйте жанровые картины из подручных предметов (например, портрет из болтиков и гаек, натюрморт из игрушек, пейзаж из овощей-фруктов и т.д.).

Для закрепления изучаемого материала поиграйте в игры.

Узнай по описанию

Разложите перед ребенком несколько репродукций с разными жанрами. Предложите догадаться, о каком жанре вы будете говорить.

«На картинах этого жанра часто цветут сады и распускаются цветы, иногда может пойти дождь или снег» (Пейзаж)

«На картинах этого жанра тоже распускаются цветы, зреют ягоды, а еще встречаются вазы, тарелки и фрукты» (Натюрморт)

«Благодаря этому жанру мы знаем, как одевались люди в давние времена, какая была мода. Мы можем узнать, как выглядел тот или иной человек, даже не видя его фотографии». (Портрет)

«C картин этого жанра на нас глядят глаза животных и птиц. Мы можем почувствовать их грацию, увидеть их окрас, иногда – узнать о повадках». (Анималистический жанр).

После одного из описаний предложите малышу выбрать из представленных работ те, которые соответствуют, по его мнению, этому жанру. Пусть расскажет, что это за жанр и почему он выбрал именно эти репродукции.

Схемы

Нарисуйте на листочках (или рисуйте прямо на доске) простую схему одного из жанров. Попросите ребенка определить – схему какого жанра вы изобразили.

Один предмет

Подберите разножанровые картины, в которых используется один и тот же предмет (объект). Например, корзина – и в натюрморте, и в пейзаже; ковер – и в мифологическом жанре, и в портрете, и в натюрморте; веер — и в натюрморте, и в портрете. Скажите ребенку: на этих картинах спрятался один и тот же предмет. Найди его. В каких жанрах живописи использовали его художники?

Какие жанры используются?

Подберите несколько картин, в которых совмещаются сразу несколько жанров (портерт+пейзаж, портрет+натюрморт и т.д). Задача ребенка определить все жанры, которые присутствуют в данном произведении.

ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКАМИ

Кроме жанров вы можете потихоньку начать знакомство подросшего ребенка и с отдельными художниками. Понаблюдайте, какие картины больше интересуют вашего малыша, какого стиля, какого художника. Или, быть может, сам ребятенок проявит интерес и спросит – А кто нарисовал эту картину?

Не стремитесь рассказать малышу всю биографию. В таком возрасте ему это будет неинтересно. Постарайтесь рассказать какие-то его отличительные особенности, чем он знаменит, что привнес в искусство. Может быть, расскажете какие-то особенные интересные факты жизни. Для этого вам, конечно, придется сначала самим изучить биографию художника. Как вариант, вы можете воспользоваться выпускающимися сейчас книжками для детей по этой теме. Например, «Сказки о художниках » изд-ва «Белый город» (или эти же книги, собранные под двумя обложками «Очарованье русского пейзажа. Сказки о художниках » и «О чем расскажут старые картины »). Также книжки из серии Книги «Художники » изд-ва «Феникс-Премьер». Пока их четыре – «Гоген», «Моне», «Дега» и «Ван Гог ». Остальные книги вы сможете увидеть в конце статьи в Списке литературы.

Если ребенок сам выбрал этого мастера, спросите, чем он ему понравился, что привлекло в его работах.

Рассмотрите с малышом произведения данного художника, особенно самые знаменитые и известные. Расскажите, по возможности, чем они так знамениты. Старайтесь подбирать простые и доступные для понимания ребенка слова.

Посмотрите на работы – они все разные, но, в то же время, чем-то похожи. Попробуйте ответить на вопрос – чем же? Например, это был художник-портретист или у мастера преобладает какая-то цветовая гамма, или везде видны необычные мазки кисти (как у Ван Гога) и т.д.

Попросите малыша выбрать из всех работ ту, которая ему нравится больше всего. Попробуйте понять, какие чувства, эмоции испытывал художник при работе над этим произведением. Что хотел передать зрителю? Подумайте над сюжетом. Что было ДО того запечатленного момента и что могло случиться потом на картине.

Можно предложить ребенку попробовать повторить одну из картин или манеру художника.

Это не я рисовал!

Из нескольких репродукций попросите ребенка выбрать «лишнюю», т.е. не принадлежащую кисти художника.

Оживляем картину

Подберите одну или несколько картин художника и попробуйте их оживить. Если это портрет – постараться надеть похожую одежду, принять соответствующую позу. Если сюжетная картина, то расставить, например, кукол и игрушки, как на картине (т.е. повторить композицию). Если это натюрморт – еще проще. Найдите похожие предметы и расставьте их, как на картине.

Ты художник и я тоже…

Покажите ребенку несколько репродукций разных художников. Среди них пусть будет одна из картин, похожих на работу изучаемого мастера (тот же стиль, похожая манера). Попросите ребенка найти такую картину. Почему малыш обратил внимание именно на эту работу? Чем она похожа на полотна автора?

ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ

Скульптуру можете начать вводить на домашних выставках в виде репродукций постепенно. Объясните ребенку, в чем принципиальное отличие скульптуры от живописи и графики (объем и плоскость). Хорошо бы, конечно, посмотреть скульптуры вживую, особенно на первоначальном этапе знакомства. Чтобы ребенок на себе ощутил, что скульптуру можно обойти, что даже рельефные работы выдаются из пространства. Если у вас есть художественная галерея или музей – отлично. Если нет, то подойдут и статуи в парках и на площадях.

Скульптуры делают из разных материалов – камня, глины, металла, дерева. Покажите малышу репродукции таких скульптур и дайте потрогать образцы материалов. Попробуйте сделать сами скульптуру из глины. При таком способе детали прилепляются к основе постепенно. С ребенком постарше попробуйте вырезать скульптуру из камня. Для этого сделайте заготовку – налейте гипс в продолговатую емкость и дайте застыть. А затем предложите малышу стеками отсекать от заготовки все лишнее, чтобы получилась, например, голова. Обязательно следите за техникой безопасности!

Где картина, где скульптура

Подберите несколько парных репродукций. В каждой паре должно быть изображение одинаковых объектов, только в одном случае – это живописное полотно, в другом – скульптура (например, девушка; дерево; лошадь). Попросите ребенка подобрать соответствующие пары.

Не тот ракурс!

Попробуйте найти в интернете фото одно и той же скульптуры, запечатленной с разных сторон или под разными углами. Распечатайте. Добавьте одну-две репродукции совершенно другой скульптуры. Задача ребенка – найти эти чужие ракурсы.

ПРОГУЛКИ ПО ГОРОДУ

Знакомство с искусством можно продолжать и на прогулках по вашему городу. В любом, даже маленьком городке, найдутся свои интересные архитектурные объекты – статуи, памятники, мозаики, витражи, фрески, лепнина и т.д. Если же вам повезло жить в большом городе, то вам точно будет, где разгуляться и что посмотреть. Обратите внимание ребенка на объект, расскажите о нем простыми словами – что изображено, какая техника (скульптура, витраж…), отметьте какие-то существенные детали. Сфотографируйте объект. При фотографировании обратите внимание, что можно запечатлеть весь объект целиком, а можно отдельные детали (колонна, витая лестница, окно). Фото затем можно будет распечатать и использовать в своих играх уже дома. Например, попросите ребенка вспомнить, где вы видели этот объект, что находилось рядом. Что он помнит о данном объекте – какая это техника, что изображено и т.д. Если это архитектурная деталь, то пусть расскажет, от какого она объекта.

Можно, напротив, к одной из прогулок подготовиться заранее. Рассмотреть на фотографиях (в книгах), узнать интересные факты. И потом, уже на местности, предложить ребенку самому найти нужный объект (здание, скульптуру). Вспомнить, о чем вы говорили, рассмотреть особенности и детали. Потрогать (если это не запрещено).

Сделайте альбом с фотографиями особенно интересных архитектурных объектов вашего города.

ПОХОД В ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ГАЛЕРЕЮ

Отдельным пунктом хочу выделить поход в художественную галерею. Не спешите с этим. Маленьким деткам еще сложно выдержать продолжительное время в галерее. Покажите им одну-две наиболее значимых и интересных работ. Если сам ребенок заинтересуется – можно продолжить, нет – не настаивайте, не отбивайте навсегда охоту. Хорошо бы, конечно, начать с картин, которые ваш ребенок уже видел на репродукциях, но такая возможность есть далекоооо не у всех.

Не забывайте, что экспозиция в галерее рассчитана на взрослого человека. Поэтому, чтобы нормально рассмотреть картину, вам нужно будет поднять ребенка на свой уровень. Если же он у вас бегает внизу – не удивляйтесь, что многие работы его не захватывают)) – он их может попросту не видеть.

Если вам удалось посмотреть в галерее работу, с которой вы уже знакомились на репродукции – попробуйте уточнить у ребенка – чем отличаются оригинал и репродукция (размер, насыщенность, может быть видны пастозные мазки кисти, стали заметны какие-либо детали и т.д.)

Если все работы незнакомы вам по репродукциям, постарайтесь обратить внимание, прежде всего, на те, которые чем-то похожи на уже знакомые вашему малышу (например, похожий букет в вазе или тоже натюрморт с фруктами, или осенний пейзаж). Сравните картины – чем они похожи, а чем отличаются (хорошо, если вы захватите с собой саму репродукцию – проще будет сравнивать). Если дома у вас устроена тематическая выставка репродукций, предложите ребенку и в галерее найти работы с нужной темой.

Еще вариант – подготовиться к походу на выставку заранее. Т.е. заранее узнать, какие произведения будут представлены, найти их репродукции и рассмотреть с ребенком хотя бы некоторые из них. Малышу будет интереснее на выставке увидеть знакомые работы.

Посоветую вам также прочитать отличную книжку Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве ». В ней вы найдете еще много советов о том, как подготовиться к походу в музей или галерею.

ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Напоследок я предложу вам еще несколько общих игр, призванных закрепить знания по изобразительному искусству.

Фотография и картина…

Среди картин и фотографий постарайтесь подобрать несколько работ более-менее похожих (например, летняя лесная поляна, букет ромашек, женщина в красном платье, уборка хлеба и т.д. Поиск в Интернете поможет вам в этом). Распечатайте. Предложите малышу выбрать пары похожих работ, объяснив свой выбор.

Вспомнить все

Покажите ребенку одно из произведений. Предложите внимательно рассмотреть. Затем закройте репродукцию (или переверните). И спросите про какую-нибудь деталь. Например, какого цвета была шляпа у герцогини? Или сколько сосенок росло вдали? Или какое время суток изображено?
Вопросы подбирайте соответственно возрасту и способностям малыша, но постепенно можете усложнять игру.

В заключении мне хочется призвать вас, родителей, не бояться начинать знакомиться с искусством. Многие говорят о том, что для них самих это темный лес, а уж чтобы еще и ребенка чему-то учить… На самом деле все не так страшно. Я надеюсь, что вы убедились в этом, даже прочитав всего лишь мои размышления и советы по этому поводу. Да, конечно, родителям придется и самим что-то сначала почитать по теме, чтобы было о чем рассказывать ребенку. Но это естественно! Учитесь вместе с малышом, делайте открытия, узнавайте новое! Вместе это даже интереснее! В какой-то момент может даже случиться, что ваши мнения и вкусы с ребенком не совпадут. Это нормально! Это личное предпочтение каждого. Кому-то нравится графика, кому-то живопись. Один без ума от Пикассо, другой боготворит Рубенса и т.д. Но чтобы это мнение у малыша сформировалось, вам и нужно показать все многообразие искусства.
Кроме того, занятия, как я уже писала, с детства «воспитывают» глаз, помогают развивать зрительную память и само зрение (попробуйте отличить множество оттенков), глазомер, воображение и т.д. И, конечно же, обогащают внутренний мир ребенка, а параллельно и ваш. Уверена, что начав знакомство с искусством, вы откроете для себя много нового и удивительного, мир заиграет для вас новыми гранями и красками.

И кстати, вам совсем не обязательно уметь рисовать. Главное, это стремление научиться видеть и понимать. Но, не отрицаю, что после таких занятий вам и самим захочется взять в руку кисть (или стеку, или карандаш) и начать творить! И это чудесно!

В завершении я предоставляю вам список литературы, который поможет вам с детьми при знакомстве с искусством. Сюда я включила книги по искусству, в большей степени ориентированные на детей и не включила художественные альбомы по художникам, художественным галереям и направлениям, иначе список был бы бесконечным. Но такие художественные альбомы хорошо бы иметь дома, чтобы разглядывать в них репродукции и черпать из них информацию по искусству.

Женя Ясная

главный редактор журнала « «». Изд. «Мозаика-Синтез». Азбука. Животный мир Сказки о художниках Онлайн-школа «Учимся играя»