Конспект занятия по вокалу (методические рекомендации для педагога). Конспект открытого занятия по эстрадному вокалу "концертная деятельность, как один из методов активного обучения" Конспект открытого занятия по вокалу

План – конспект урока

Тема урока: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

1. Обучающие

Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у учащегося

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для:

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска учащихся в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии; исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало.

Используемая нотная литература:

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985.

2.Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д. Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта -

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. / Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ учащегося).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, используя скороговорку «Бобры добры идут в боры» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести учащихся к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Они должны сами найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ № 10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

В процессе работы учащиеся вспоминают теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды № 12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение учащихся, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащимся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

III . Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY . Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами песен.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

Восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

Улучшают дренажную функцию бронхов,

Положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

Повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

Улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение № 2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти­визировалась работа слюнных желез.

- «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иго­лочка». Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чис­тим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суста­вы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с от­крыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, что­бы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставлен­ного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози­цию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).

ЛИТЕРАТУРА

    Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:

Описание материала : представленный мной конспект открытого занятия по вокалу рассчитан для работы с детьми младшего возраста (5-7 лет). Тема занятия: «Волшебный массаж». Этот материал предлагается педагогам дополнительного образования и музыкальным руководителям в детских садах.

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто

(Сократ)

ТЕМА: «Волшебный массаж»

ЦЕЛЬ : Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.

ЗАДАЧИ :

Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.

Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.

Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.

Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.

Оборудование, дидактический материал:

Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление новой темы.

5. Творческая часть.

6. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент (2 мин.)

Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?

Ответ детей (проверка присутствующих)

Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:

· быть вежливыми и аккуратными на занятии;

· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.

· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.

· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.

2. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.

(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой - ДО, а вы…

Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.

Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике - нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.

Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.

Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.

(ответы детей)

Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)

Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»

Поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз

Сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)

Облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)

Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:

Верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение

Нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку

Вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево

Вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны

Упражнение «Поцелуй»

Растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.

Упражнение «Рыбка»

Упражнение «Машинка»

Педагог : Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).

Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:

Упражнение № 1

На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)

Упражнение № 2

Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 3

По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.

Упражнение № 4

Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 5

Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»

Упражнение № 6

До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.

Упражнение № 7

Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.

Упражнение № 8

По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Упражнение № 9

Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Упражнение № 10

Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»

Упражнение № 11

Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.

3. Изучение новой темы (20 мин.)

Педагог : Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).

Упражнения гигиенического массажа:

1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.

2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.

3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.

4. Подбородок - выполняем активные касательные движения вправо-влево.

Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.

Вибрационный массаж

1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».

2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».

4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».

5. Верхняя часть спины и груди - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».

Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).

4. Закрепление новой темы (5 мин.)

Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.

Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?

Шапокляк:

Кто людям помогает

Тот тратит время зря.

Хорошими делами

Прославиться нельзя

Ха-ха-ха-ха.

Я старуха Шапокляк.

Педагог : А зачем Вы к нам пришли?

Шапокляк : Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…

Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.

(ответ детей)

Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?

Дети : Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».

5. Творческая часть (4 мин.)

Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».

Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска - Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.

Шапокляк уходит.

6. Подведение итогов занятия (4 мин.)

Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.

Педагог снимает с детей головные уборы.

Педагог : Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если - нет, то грустные.

Дети прикрепляют нотки.

Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.

Используемая литература.

1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2008.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. - М., 2002.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.

6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. - М., 1996.

Я красиво петь могу.

Конспект занятия вокального кружка

в старшей группе, первый год обучения.

Составитель - Голубцова С. Л. музыкальный руководитель

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 86»

города Северодвинска.

Программное содержание:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Закреплять умение петь в унисон, а капелла , пропевать звуки, используя движения рук.
  3. Развивать звуковысотный, динамический и ритмический слух детей.
  4. Продолжить работу по развитию дыхания.
  5. Способствовать развитию у детей выразительного, эмоционального исполнения: пения без напряжения, плавного, напевного.
  6. Упражнять петь в микрофон.

Оборудование:

  1. Микрофон.
  2. Стаканчики с кипячёной водой, трубочки для коктейля.
  3. Карточки с гласными буквами.

Ход занятия:

Дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель. Ребята, я рада нашей новой встрече. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети пропевают: ""Здра-вству-йте"", по показу руки

А теперь поздороваемся друг с другом.

Пусть ваши ушки-контролёры выберут сегодня лучшее приветствие.

Дети встают в круг.

«Поздоровайся ласково с соседом справа», в микрофон.

Музыкальный руководитель. Чьё приветствие вам понравилось больше? Почему?

Выслушать несколько детских ответов.

Музыкальный руководитель. Сегодня на занятии мы с вами вспомним некоторые важные правила красивого пения. Одно вы уже назвали: нужно стараться протягивать гласные звуки, чтобы наше пение отличалось от обычной речи. Вы согласны со мной? Хорошие у вас ушки-контролёры. А теперь внимательно слушайте музыку и постарайтесь правильно показать ритм. (Половинка, 2 четверти).

Под музыку «Полька-хлопушка», проводится

ритмическая игра «Я – мои друзья».

По окончании игры, дети проходят на стулья около пианино.

Музыкальный руководитель. Какие замечательные мы с вами друзья, внимательные и добрые, бережно относимся друг к другу. А наш голос, как вы думаете, нуждается в бережном отношении?

Музыкальный руководитель. Что нужно делать, чтобы наш голос всегда оставался красивым?

Ответы детей:

Не кричать, не есть мороженое зимой на улице,

не пить холодную воду, не валяться в снегу.

Закалять горло.

Музыкальный руководитель. Поднимите руку, кто дома закаляет горло? Давайте вспомним, как мы это делали.

Раздать детям стаканчики с водой.

Сделать маленький глоток, поднять голову вверх,

и произносить протяжно звуки: А, Э, И, О, У.

Музыкальный руководитель. Молодцы! Но чтобы петь красиво, нужно знать ещё одно важное правило: уметь владеть своим дыханием. Вдох делать коротким и бесшумным, а выдох – долгим и плавным.

Раздать трубочки для коктейля.

По сигналу дирижёра дети делают вдох,

а выдыхают в воду через трубочку.

Музыкальный руководитель. Следующее важное правило: нужно хорошо открывать рот, и чётко произносить слова и тихо, и громко.

«Я иду по лесенке» - распевка.

Петь, изменяя динамику: f, p.

Музыкальный руководитель. (Испуганно) Наш знакомый крокодил, он кого-то проглотил. Кого?

Дети предлагают свои варианты.

Поётся распевка «Как кричит крокодил».

Музыкальный руководитель. Посмотрела на вас и вспомнила ещё одно важное правило: нужно уметь правильно сидеть или стоять во время пения. А вы помните это правило?

Исполняется песня «Петь приятно и удобно».

Музыкальный руководитель. Чтобы песню было интересно слушать, нужно передать её настроение, характер. В песне «Мама», какой характер, как нужно её петь?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Попробуйте спеть так, как вы сказали. И пусть наши гости оценят ваше выступление.

Дети исполняют песню «Мама».

Подвести итог выступления.

Музыкальный руководитель. За хорошее выступление полагается развлечение.

Начинаем мы играть и под музыку шагать.

Проводится музыкальная игра «Спой свою букву».

Сыграть 2-3 раза.

Музыкальный руководитель. Вот и закончилась наша игра. И наше занятие подошло к концу. Сегодня на занятии мы вспоминали важные правила красивого пения. Перечислите их ещё раз.

Дети называют.

Музыкальный руководитель. А теперь, как вежливые люди, давайте попрощаемся с нашими гостями и друг с другом до следующей встречи.

Дети поют: ""До-сви-да-ни-я"

Выходят из зала.


Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша правая рука - это змея. Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи, и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок. Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу и мы с вами сейчас отправимся в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в реке рак

Сунул руку Грека в реку

Рак за руку Грека цап.

И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку. (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!

Бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

Муниципального образования Динской район

Конспект открытого занятия

в вокальной студии

2 год обучения

«Там, где музыка живет»

Подготовила

Педагог дополнительного образования

Корж Татьяна Александровна

Станица Динская 2012

Пояснительная записка

к открытому занятию в вокальной студии «Настроение»

3-й год обучения

Мой педагогический стаж 16 лет. 12 из них я работаю в системе дополнительного образования. Считаю, что за это время мною наработан большой опыт. Перед современным педагогом дополнительного образования стоят задачи не только по учебному процессу. Сегодня педагог дополнительного образования должен быть активным участником педсоветов, умелым организатором творческого коллектива, уметь работать с родителями, быть пропагандистом педагогических идей.

Из множества проведенных мною открытых занятий данное занятие выбрано не случайно.

Во-первых: данное занятие проведено в рамках методической недели. Дата проведения апрель 20210 года, т.е. занятие проведено сравнительно недавно в группе 3-го года обучения. Эти ребята продолжают заниматься интересным и любимым делом.

Во-вторых, например данного занятия, я старалась представить возможности занятий хорового пения, как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

В моей педагогической практике широко представлен метод артпедагогики, который позволяет раскрыть у моих воспитанников творческие способности.

А моей программе несколько направлений и разделов. Самый объемный – это вокально-хоровая работа. Здесь, конечно, первостепенным является постановка голоса, его охрана. И без творческого подхода не обойтись. Разучивая тренировочные упражнения, я использую метод вокалотерапии. На данном занятии ярко представлены дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой.

Одним из этапов занятия являются упражнения, направленные на тренировку и стимуляцию физиологических процессов организма детей. Музыка является здесь ритмическим раздражителем. Важно отметить, что это замечательное средство коррекции ребят с проблемами ритма и координации движений. Такие элементы в занятии дают возможность ребятам стать уверенными и самостоятельными.

Цель этого занятия – научить раскрывать эмоциональный настрой в исполняемых произведениях.

Так как современные дети малоподвижны, они зачастую лишены общения со сверстниками, увлечены компьютерными играми, просмотром телевизора. И следствием всего этого является невнятная речь, отсутствие координации движений, замкнутость, ранимость. Все эти отрицательные факты не могут положительно сказываться на формировании здорового, счастливого, увлеченного ребенка!

Считаю, что представленное мною открытое занятие является ярким примером пропаганды здорового образа жизни. А грамотно выстроенные этапы занятия позволяют воспитанникам создавать и раскрывать музыкальный образ через движения.

Для достижения поставленной цели я определила основные задачи занятия:

    Воспитательную задачу – воспитать чувство ответственности, сопереживания за общее дело.

    Обучающую задачу – научить новым сценическим движениям для создания образа.

    Развивающую задачу – развивать и углублять знания в области искусства.

Все поставленные цели и задачи в ходе занятия были достигнуты.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

Дата: 12.04.2012

Тема: «Там, где музыка живет»

«Нетрадиционные формы обучения в вокально-хоровой студии «Настроение»

Цель: Проверка и закрепление знаний. Практическое использование музыкальной грамоты, навыков, вокально-хорового пения, знаний мировой художественной культуры.

Задачи: обучающая - расширение и закрепление знаний об отечественной

и мировой культуре, стимулирование интереса к искусству, литературе

развивающая - развитие творческих способностей: умение оценивать, размышлять, анализировать музыкальные произведения

воспитательная - формирование художественного вкуса, любви к музыкальному искусству, воспитание слушателя.

Форма занятия : - п у т е ш е с т в и е.

Ход занятия :

Педагог: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в интересный путь! Хотите попутешествовать?

Педагог: Тогда вперед, нас ждут интересные встречи с музыкальным искусством. Итак, вперед туда, где живет музыка! Наше путешествие не будет простым, чтобы попасть во все разделы нужно иметь с собой запас знаний, т.к. у нас на пути будут встречаться зашифрованные слова, отгадать и объяснить - главная наша задача. Только так мы сможем отправиться дальше в путь. Справитесь?

Педагог: Ну, тогда вперед!

Ребята подходят к инструменту. На крышке фортепиано находится зашифрованное слово, нужно вписать пропущенные буквы. Самый древний музыкальный инструмент

Педагог: Молодцы! Я думаю нам можно отправиться дальше. (Дети подходят к сцене). Предлагаю отправиться в путь на автомобиле! Звучит песня «Папа купил автомобиль» муз.А.Пугачевой, сл.Ю.Энтина

(На сцене находится уголок старого мастера. На столе среди стружек - музыкальные инструменты – скрипка и флейта)

Педагог: Ребята!. Что же это за место похоже на мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты. Услышать как звучит один из них мы можем только разгадав загадку: (на каком инструменте играл легендарный Орфей?, причем нужно вспомнить старинное название этого инструмента)

Как только дети разгадали название, на сцене появляется музыкант. Он держит в руках флейту. Слушание

Педагог: Давайте послушаем, какую мелодию играл Орфей для своей возлюбленной. Послушайте и скажите, какие чувства эта музыка пробуждает в вашем сердце? О чем говорит музыка?

(Звучит З.В Глюк "Мелодия") фортепиано - Корж Т.А., флейта- Дубовик Л. П.

Педагог: Я готова услышать ваши впечатления

Дети: Эта музыка очень волнительная, чувствительная, плавная, но в то же время очень печальная.

Педагог: Верно, вы все помните, чем закончилась эта история?

Дети: Когда Орфей стал вести Эвридику из царства тьмы, он не выполнил главного условия - не оглядываться назад. Сердце Орфея переполняли чувства, он оглянулся и Эвридика растаяла для него навсегда... Но осталась музыка, которую донес, до нас композитор З.В.Глюк, он написал первую оперу "Орфей".

Педагог: Я ваше внимание хочу обратить на то, что руки человека могут творить замечательные инструменты, но как вы думаете, только ли руки участвуют в создании музыки? Как рождается музыка?

Дети: Конечно, музыкант рождает звуки в своем сердце, а потом переносит их на нотный лист, а после исполняет на музыкальном инструменте.

Педагог: Верно, я вас всех прошу запомнить выражение «Музыка рожденная сердцем».

(учитель подводит ребят к новому стенду).

На стенде расположены картины в 3-х цветовых тонах: красный, голубой, желтый.

Педагог: Ребята! а не свернули ли мы с пути? А какая связь между музыкой и живописью? Ведь картины не умеет ни петь, ни разговаривать? Давайте разгадаем слово: Чем пользуется художник, чтобы пере дать настроение в своей работе, картине? /Краски/

Педагог: Давайте посмотрим на нашу выставку и проанализируем цветовые решения художников, Какими цветами пользуются художники, когда хотят изобразит море? /голубой, синий/ А скажите, бывает ли море желтым, золотым? /Бывает, если в нем отражается лунная дорожка/

А какого цвета будет больше, если мы рисуем осень? / желтого/

Педагог: Все верно, выбор того или иного цвета зависит от восприятия человека, от настроения, внутреннего мира художника.

Пение произведения.

Педагог: А сейчас я прошу вас пройти на ваши места, мы попробуем поработать над нашим произведением: муз. Р. Паулс сл. Аспазии "Колыбельная". Мы не зря говорили сейчас о картинах, красках, а чем пользуется музыкант, чтобы передать настроение произведения

Дети: Звуком.

Педагог: Верно. Музыкант тоже может придать звучанию различные оттенки

Ребята исполняют по партитуре

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

1. Работа с партитурами

Исполняют только альты до цифры 4.

Педагог использует в обращении с ребятами муз.термины: : унисон, пиано, форте, звуковедение.

Педагог: А теперь скажите, если бы вы были художниками, и у вас были бы сейчас краски, какие цвета больше всего присутствовали в вашей работе?

Дети: Голубой, золотой.

Педагог: Теперь исполним это произведений, но придадим звучанию именно эти цветовые оттенки.

Дети подымаются на сцену и исполняют произведение целиком

Педагог: Спасибо, сегодня наше путешествие подтвердило то, что без знаний музыкальной грамоты, уважения к искусству нам было бы просто не интересно. Но наше путешествие и встречи с музыкой не закончились. Я думая, что мы сможем смело продолжить путешествовать по этой чудесной стране. Расставаться всегда грустно, на память об этом дне я дарю вам эти маленькие нотки, пусть они сольются со звуками вашего сердца и наполнят его добротой и любовью. Мы побывали с вами, в мастерской старого мастера, послушали как звучит настоящая флейта, поговорили о картинах, красках а конечно исполнили наши произведения. Я очень довольна, а вы?

Педагог: Я говорю вам до свидания!

Список использованной литературы

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.

Дыхательная гимнастика – вводная часть открытого занятия

«Там, где музыка живет»

Творческие задания – рисуем музыку!