Конспект занятия по музыкотерапии с элементами ритмики и лечебной хореографии для детей подготовительной к школе группы с нарушением опорно-двигательного аппарата и дцп. Конспект открытого занятия "музыкотерапия"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКОТЕРАПИИ

«ЗВУКИ ВЕСНЫ»

ЦЕЛЬ: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ: музыкальные

  1. учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;
  2. анализировать программные произведения, соотнося их с весенними приметами;
  3. развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения;
  4. закреплять навык танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки;
  5. передавать различные музыкальные ритмы, ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке.

Психолого-педегогические

  1. способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
  2. формировать доброжелательное отношение к окружающим;
  3. научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А.Моцарт, «Весенняя песня» И.С.Баха, муз. Ф.Бейера «Быстрый ручеёк», запись «Голоса леса», песня «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой, П.И. Чайковского «Подснежник», муз. А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Материал: магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит «Весенняя» В.А.Моцарта, дети входят в зал.

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение? Какой общий характер музыки? (дети отвечают)

Педагог: да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. В зал влетает воздушный шарик-почтальон. Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину весны! Согласны? (да) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь! Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог : вот мы и в весеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Весны (подходят к магнитной доске) Где же нам искать части картины? Может поищем их на проталинках? Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк. Педагог предлагает для ручейка «Весеннюю песню» И.С.Баха. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, определяют состав исполнителей, композитора, находят его портрет из нескольких. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

Исполняется танцевальное упражнение «Змейка с воротцами»

На музыку Ф.Бейера «Быстрый ручеёк» дети находят часть картины. Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске).

Что же ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Назовите их! (ответы детей)

Педагог: я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.

Педагог: дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» на стихи В.Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук - тук да тук.

Всем друзьям своим на юг - тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт - туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг - туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал - тук да тук,

В жарких странах не бывал - тук да тук.

И понятно, почему - скучно дятлу одному.

(тук- четвертная длительность, туки - восьмые длительности).

Педагог: давайте, и мы с вами подпоём птицам: «Чвиль-виль-виль», поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню! Дети исполняют песню «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой

Педагог : и птицы к нам весной возвращаются, и дарят нам ещё одну часть картины. (прикрепляют на доску) Какие весенние приметы вы ещё знаете? (солнышко, цветы). Да, и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами»! (выяснить с детьми значение слова «красна») Какие ещё пословицы о весне вы знаете? (ответы детей) А сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в коммуникативную игру «Я – Цветок».

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я - цветочек Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского «Подснежник». Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх - словно цветок тянется к солнцу. Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки и произнесём пожелания друг другу. Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад. Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией

под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают. Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!» Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось».


Музыкотерапия

Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.

Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.

Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно себе представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Любой педагог, проработав в системе образования, замечает резкий рост детей с различными формами нарушений в поведении, с различными отклонениями в психике. Проще говоря, с каждым годом увеличивается число нездоровых детей, детей с нарушениями психоэмоциональной сферы. Всему этому способствуют всевозможные программы, имеющие учебно-дисциплинарную направленность, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, детей с психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – всё это защита от нелюбви. Ребенок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия

Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки – древнегреческого философа Пифагора -мы находим описание того, каким образоммузыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полюсной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора, пошла традиция, сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, чтоспособность музыки воздействовать на душевное состояние слушателей, связана с подражанием тому или иному характеру. Музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся: иные лады вызывают в нас уравновешенное настроение.

Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитиемузыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителяспециального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.

Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.

Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.

Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями,«конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.

Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.

Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.

Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:

1.Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.

2.Основная часть. Восприятие музыки.

3.Музыкальная релаксация. Аутотренинг.

В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

Используемый материал на занятиях

по музыкотерапии.

Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств ипереживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.

Двигательные упражнения.

1.«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Питеже»).

Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

2.«Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

3.«Крадущаяся кошка» (Д. Пучинни, Вальс музетты из оперы «Богема»). Движения по кругу, шагая на «раз», каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую.

4.«Порхающая бабочка» (А. Дворжак, юмореска). Лёгкие пружинистые шаги, с взмахом рук изображая бабочку.

5.«Любование цветком» (Н. Шопен, Вальс №7) Дети передают, по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.

6.«Вождение за нос»

Ритмические упражнения.

Главная особенность музыкально-ритмических упражнений – это акцентирование внимания не столько на внешнюю сторону обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных. На развитиии тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантонемии, построена программа по ритмической пластике Буренина. Дети учатся владеть собственным телом,нестандартному мышлению, психологической свободе. Для занятий музыкотерапией можно рекомендовать музыкально – ритмические композиции из «Ритмической мозаики», «Три поросёнка», «Цирковые лошадки», «Дети и природа», «Два барана», «Танцуйте сидя».

Восприятие музыки.

Для того чтобы музыка подействовала на ребёнка его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда чувства, эмоции, переживания.

Тема «Настроение, чувства в музыке»,котораявходит в программу«Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, является очень важной для понимания детьми музыки как вида искусства передающего настроения, чувства.

Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, предлагаемследующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана,«В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.

Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Не случайно, врачи- физиологи ставят знак равенства между здоровьем физическим и психическим при условии погружения ребенка в атмосферу душевного подъема обязательно связанного с положительными эмоциями. А музыка- это всегда только положительные эмоции.

Дыхательные упражнения.

Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.

Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностныеотношения детей в группе. Этим упражнениям мы даем образное название, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.

1.«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.

I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

II. Сильныйвыдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2.«Не доеная корова »-снимает мышечный зажим на уровне горла и шеи.

Вдох одновременно через нос и рот, затем петь, мычать любую мелодию на выдохе через нос, нижняя челюсть при этом опущена.

В заключении, можно акцентировать выдох, выталкивая оставшийся воздух мышцами живота.

3.«Сытая лошадь»-расслабление мышц лица и головы.

Упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

4.«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.

Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.

5.«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.

6.«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.

Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.

При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку,вызывая различные эмоции.

Например:

1.Упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гипоактивных детей), муз. М. Равеля. Павана; Болеро.

2.Упражнение для расслабления, снятия раздражительности (для гиперактивных детей), муз. Д. Шостаковича из фильма «Овод».

3.Упражнение,формирующее оптимистическое настроение «Радость жизни» муз. Ж. Бизе. Юношеская симфония, танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И Кальмана, Ф. Легара.

4. Упражнение, формирующее отношение к миру «Любимая мама» муз. Ф. Шопена. Ноктюрн.

5. Упражнение, на преодоление чувства стыда и застенчивости. «Я все умею» муз. И. Брамса. IV симфония. Ф. Лист. Прелюдия. И т. д.

Колесова Ирина Васильевна

музыкальный руководитель

Пояснительная записка.

Многочисленные исследования отводят исключительно важную роль двигательному анализатору в развитии речи и интеллекта, доказывает взаимосвязь двигательной и речевой сферы, их значение в психическом развитии ребёнка. При ДЦП особо страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Это отрицательно сказывается на формировании двигательной, речевой и интеллектуальной сферы ребёнка.

Проанализировав работы учёных (Жак Далькроза, Гринера В. А., Мастюковой Е. М., Ипполитовой М. В., Стерник О. А.), мы утвердились во мнении, что музыка, ритмика и лечебная хореография являются ценным средством для развития не только этих сфер, но и эмоционально-волевой сферы и личности в целом, которые так же страдают у детей с ДЦП. Отрабатывать в многочисленных вариантах упражнения, предназначенные для коррекции осанки, порочных установок в суставах конечностей и, что особенно важно, возможность переключения с одного движения на другое, поможет слово, речь, которые являются важнейшим регулятором поведения; темп, при котором совершается то или иное действие.

Столь же существенным, а иногда и определяющим эффективность, является музыкальное сопровождение. Музыка тщательно отобрана и соответствующая задачам и темпу движения, является сильным условием его стимуляции. Движение под музыку - специальная форма двигательной деятельности, когда движение в известном смысле регулируется музыкальным процессом. Только при содействии музыки способны регулироваться движения, которые не обнаруживаются очень ярко во всех других формах двигательной деятельности так отчётливо. Для детей с ДЦП музыка необходима, т. к. одним из её эффектов является релаксация - устранение напряжённости мышечного тонуса. Музыка не только способствует расслаблению тонуса мышц, но и стимулирует быстроту и силу выполняемого движения.

Наряду с общепринятой системой лечебной гимнастикой по методу В. Бобат и К. Бобат и других мною широко применяется так же лечебная хореография. В основе этого метода лежит принцип использования потенциальных возможностей, скрытых в положительных эмоциях, которые по выражению И. П. Павлова являются источником усиления деятельности коры головного мозга, важным фактором умножения творческой энергии людей.

Основой содержания хореографии является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения тренируют мышцы детей, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса. Основой лечебной работы является систематический классический тренаж. Опорой для использования упражнений и при изучении танцевальных элементов служит балетный станок. Дети держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии. Упражнения для коррекции двигательных нарушений средствами хореографии подбираются после определения и уточнения врачом (ортопедом, инструктором ЛФК) возраста ребёнка и тяжести его заболевания.

Предлагаю конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с различными формами ДЦП (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма и атонически-астатическая форма). У детей наблюдаются самые разнообразные синдромы нарушений: косоглазие, поретическое состояние жевательной мускулатуры, поражение подъязычного нерва. У всех детей нарушена общая и мелкая моторика, эмоционально-волевая сфера и поведение. По степени тяжести нарушений движений и сформированности двигательных навыков, дети имеют среднюю степень тяжести нарушений.

Исходя из практического опыта, считаю необходимым начинать занятие музыкотерапии со 2-й младшей группы, используя только элементы ритмики и лечебной хореографии. Основная работа по музыкотерапии начинается в старшей и подготовительной группах. Занятие два раза в месяц в течение часа.

Хочу обратить внимание на субъективное ощущение ребёнка занятий. Дети любят их, они удовлетворяют их потребности в движениях.

По окончанию занятий в конце учебного года и проведя обследование двигательной и речевой сферы, мы получили положительные результаты:

Прежде всего, у детей появилось стремление к выполнению предложенных движений, умение управлять ими.

Движения, выполняемые детьми под музыку, приобрели необходимую соразмерность и точность.

Улучшилось статическая и динамическая координация движений, снизился тонус мышц, появилась возможность активного подавления тонических рефлексов.

Дети стали правильно ориентироваться в пространстве. Стали стремиться выполнять движения так же, как и все здоровые дети.

Положительные результаты появились и в артикуляционной моторике, улучшилась просодическая сторона речи, появился контроль за своим произношением, более свободной и развёрнутой стала фразовая речь.

Список литературы:

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике; Поваляева М. А., справочник логопеда; Ростов - на - Дону; Феникс, 2001 г.
  2. Битова А. Л., Липес Ю. В., Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжёлыми нарушениями речевого развития, Методические рекомендации, 1994 г.
  3. Аллояров Х. А. «Музыкотерапия в трудах Ибн Сины». «Здравоохранения Таджика» - 80 г. № 5
  4. Басов М. А. «Движение под музыку», в книге «Избранные психологические произведения». - 75 г.
  5. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика». М., «Просвещение» - 85 г.
  6. Гринер В. А. «Логопедическая ритмика для дошкольников», Учпедгиз - 51г.
  7. Стерник О. А. «Использование элементов хореографии в лечении детей с церебральным параличом»; мед. журнал «Узбекистан» - 72 г.
  8. Шишкина В. А. «Движение + движение». М., «Просвещение» - 92 г.

Задачи занятия:

  1. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласовано и ритмично.
  2. Через занятие пробудить у детей интерес к истории карельского народа, к его жизни, мечтам, к его языку и поэзии.
  3. Через хореографические движения способствовать выработке у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.

Коррекционная задача по лечебной хореографии:

  1. Через многочисленные варианты упражнений корригировать осанку, опорные установки в суставах конечностей.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения с одного движения на другое.

Для занятий потребуется:

  1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».
  2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.
  3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.
  4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

1. Организационный момент.

Дети входят в зал друг за другом.

Логопед. Доброе утро ребятишки, девчонки и мальчишки. Я очень рада видеть вас в

зале, и хочу, друзья признаться, что люблю я по утрам гимнастикой

гимнастикой заниматься, что советую и вам. Всем она нам помогает, много

пользы от неё и хорошим настроением заряжает за усердие своё.

Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр и

порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но чтоб нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

2. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной реакции (авторские упражнения).

Логопед.

  1. Логопед. На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).
  2. Логопед. В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко поднимая ноги).
  3. Логопед. Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим (дети бегут на носочках).
  4. Логопед. Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами гребут, будто ранним утром по морю плывут (дети выполняют приставной шаг с пружинкой).
  5. Логопед.
  6. Логопед. А теперь парами гуляем, голубику и морошку собираем (дети парами гуляют по залу).

3. Развитие слухового внимания.

Логопед.

руки, выбирается водящий).

Логопед. Серёжа, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

«Серёжа, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

4. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед.

упражнение).

  1. «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).
  2. «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).
  3. «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги, на «два» - выпрямляется вперёд).
  4. «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на полупальцах, затем приседает).

Логопед

движения на середине зала).

  1. «Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя их глазами).
  2. Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та, та та - та та та, та та - та та та, та та).

5. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед.

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Логопед.

Логопед.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед.

Логопед.

Логопед.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать.)

Логопед.

Логопед.

Логопед.

ооОО АААА

7. Развитие музыкального слуха.

Логопед. Захотелось пошуметь, в колокольцы позвенеть.

Дети под музыку русской народной песни «Я на горку шла» выполняют движения колокольцами.

8.

Логопед.

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

9. Развитие певческого диапазона.

Логопед. Веселится народ, к гармонисту идёт, песни звонкие поёт.

Дети исполняют любую карельскую песню.

10. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед. Как у наших у ворот, собирается народ, танцевать сейчас пойдёт.

Дети выполняют танцевально ритмические движения под русскую народную мелодию «Ах вы сени мои сени» (использование танцевальных движений, которые укладываются в знакомый ритм).

Логопед. Вы то плясали дети, а гости устали, пусть и они попляшут с нами.

Дети и гости повторяют танцевальные движения (сидя).

11. Формирование навыка правильного произношения звуков.

Логопед. Веселится народ и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться в круг. Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона.

12. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад. По карельскому обычаю?

Дети: Счастья да радости!

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод, исполнив часть хоровода, подходят к гостям, кланяются и приглашают продолжить танцевать всем вместе. (музыкаА. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом,

Заведем хоровод.

2. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая

Ночи белые видал, руки вверх. Расходятся и опускают

Полюбил всей душой руки вниз.

Этот край дорогой.

3. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости Вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным

Голубику и морошку шагом. Затем размыкают руки, встают в одну

Собирать в лес пойдем. Линию и делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

Занятие по музыкотерапии

с элементами ритмики и лечебной хореографии

на материале использования фольклорного наследия

народов Карелии для детей подготовительной к школе группы

с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Копоткина Т. А.,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МДОУ № 108 «Снежинка», г. Петрозаводск.

Задачи занятия:

  1. Через слово и музыку способствовать преодолению двигательных, речевых и психических нарушений у детей.
  2. Учить каждого, без особых усилий подчиняться общему темпу, и действовать согласованно и ритмично.
  3. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
  4. Стимулировать двигательную активность и двигательную возможность при помощи слова и музыки.
  5. Формировать способность восприятию различных жизненных ситуаций, «вживание» в образцы других и выработку правильного отношения к себе через использования карельского фольклора.
  6. Содействовать становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим опытом поколений на основе активного использования историко-культурного наследия республики Карелия.

Коррекционно-оздоровительные задачи:

  1. Через хореографические движения развивать выработку у детей образца движений, нормализации мышечного тонуса, сохранению равновесия, развитию «чувства позы», необходимого для всякого движения.
  2. Тренировать подвижность, активность моторики, возможность переключения одного движения на другое.
  3. Использовать фонопедический метод (здоровосберегающую технологию) для развития голоса, мимики лица.
  4. Развивать слуховое внимание и память

Для занятий потребуется:

1. Диск с записями мелодий Государственного ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле».

2. Для исполнения танцевальных движений - кружевной платочек.

3. Музыкальные инструменты - бубенцы, колокольчики.

4. Балетная стойка, зеркала (для выполнения движений под контролем зрительных ощущений).

Вещный ряд:

Часть зала оформлена под карельскую избу. На заднем плане русская печка, стол, накрытый

яркой скатертью, на столе самовар, глиняная и деревянная посуда, скамейки накрытые

домоткаными половиками.

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Логопед. Здравствуйте, гости дорогие: старые и молодые, парни и девицы -

молодицы.

Зачем пожаловали?

Воспитатель. Хотим рассказать и показать, как издавна жил народ в северной Карелии,

в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться.

Логопед. Ну, что ж, гости дорогие, быть тому, чего желаете. Горница у нас большая,

да красивая какая, занимайте-ка места, слушайте, детвора.

Лес да лес на пол века

Глухомань, да тоска —

Так писали поэты

В те былые века.

В чистом поле,

В широком раздолье,

За тёмными лесами,

За зелёными лугами,

За быстрыми порожистыми реками,

В северном карельском крае стояла деревенька Уныллоу, и жил там

удивительный народ: унылые и все ворчуны.

2. Развитие мимической выразительности.

Дети сидят в центре зала и ведут неторопливый разговор.

Ребёнок: Деревня Уныллоу - скучное место.

Крестьяне в Уныллоу - сплошь ворчуны.

Дети: Оха - оха - хоха - хох!

Ребёнок: Всегда-то у них расползается тесто.

Дети: Ух! Ух! Уууууууу…

Ребёнок: Тощает скотина и дети больны.

Дети: Оха - оха - Оооооооо…

Ребёнок: Любимого нет у них времени года:

Жара не годится, мороз не хорош.

Дети: Эге - ге. Ээээээээ…

Ребёнок: Какая б с утра не стояла погода,

Из дома не выйдут они без галош.

Дети: Охо - хо - ня! Ня - ня - няяяяяя…

Ребёнок: Всё дуются, сердятся, злятся, боятся

Дети: Хо - хо - хо

Фу - фу - фу

Ню - ню - ню

Ай - ай - ай!

Ребёнок: А вдруг приключится такая беда:

А вдруг все напасти, да враз прекратятся -

На что же ворчать они станут тогда?!

Дети: Хм… Хм… Да - а…

Логопед: Да полно вам, народ, ворчать. Не годится унывать.

С шумом, песней и весельем и работа спорится, и скучать не приходится.

Как говорили в старину:

Дети: Лодырь, да бездельник, им праздник в понедельник.

Логопед: Приглашаю вас сегодня заглянуть в карельский лес, в край голубых озёр

и порожистых рек; в игры поиграть, песни спеть, да танцами порадоваться,

но что б нам весело было шагать, под музыку надо всё выполнять.

3. Развитие координации, внимания, памяти, быстроты двигательной

Логопед. Друг за другом повернитесь, спинки ровненько держите. Носом вдох, а

выдох - ртом, дышим глубже, а потом - шаг на месте, за ведущим все

Дети под музыку идут друг за другом и выполняют движения:

Логопед. - На носочках мы пойдём, выше сосенок растём (дети идут на носочках).

В лес зелёный мы пойдём, все пенёчки обойдём (дети идут высоко

поднимая ноги).

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса. Мы лисичку обхитрим, на носочках

пробежим, (дети бегут на носочках).

- Тишина стоит вокруг, повернулись детки в круг. Покажите, как поморы вёслами

гребут, будто ранним утром по морю плывут, (дети выполняют приставной шаг с

пружинкой).

- Лесорубам подражаем дружно, ножками потопать нужно (дробный шаг).

Я по горенке шла, клубок ниток нашла. Клубок маленький, нитки аленькие,

куда клубок катиться, туда и нитка тянется (дети под медленную музыку идут

хороводным шагом за логопедом, закручиваясь в улитку, под быструю музыку -

раскручиваются и образуют большой круг.)

4. Развитие слухового внимания.

Логопед. Собирайся народ, кто играть сейчас пойдёт? (Дети встают в круг, взявшись за

руки, выбирается водящий - из детей с сопровождающими и не умеющими

Логопед. Андрюша, мы сейчас в лесу, мы зовём тебя «Ау»! Ну-ка глазки закрывай, не

робей, кто позвал тебя узнай, поскорей. (Кто-то из ребят произносит:

«Андрюша, АУ»! Ребёнок открывает глаза, и по голосу узнаёт, кто его позвал).

дышим ровно, глубоко. (Дети под музыку двигаются друг за другом, затем подходят

к станку).

5. Хореографическая лечебная гимнастика у балетной стойки.

Логопед. Продолжаем мы разминку. Встаньте ровно, повернитесь, к спинке стула

прислонитесь, пятки вместе, начинаем все мы вместе. Что? (Дети называют

упражнение).

- «Плие» (Цель: Коррекция разгибательных бёдер и больших отводящих мышц

бедёр. Дети приседают, не отрывая пяток от пола, затем выпрямляются).

- «Фрапе» (На «раз» - нога ставиться на носок, на «два» - на пятку, на «три» - на

носок, на «четыре» - приставляют ногу к опорной ноге).

- «Тандью-батман» (На «раз» - правая нога прижимается к щиколотке опорной ноги,

на «два» - выпрямляется вперёд).

- «Ре-ле-ве» (Ребёнок стоит у стойки, держась за неё руками, поднимается на

полупальцах, затем приседает).

Логопед . Все платочки возьмём и под музыку начнём. (Дети выполняют танцевальные

движения на середине зала).

«Русский лирический» (Дети под плавную музыку танцуют с платочками, фиксируя

их глазами).

Логопед. Наши ручки хороши, потанцуем от души (Дети отхлопывают ритм: та та - та та та,

та та - та та та, та та - та та та, та та).

Дети отстукивают этот же ритм ногами, а затем ритмический рисунок переводится в танцевальное движение.

Дети выполняют упражнение «Ковырялочка».

6. Упражнение на развитие мимики и релаксации.

Логопед. Ножки ваши хороши, танцевали от души, а теперь немножко отдохнуть нам

нужно. В любой карельской избе примут гостей. Мы сейчас всей гурьбой по

селу пройдём, на людей посмотрим, да себя покажем, а под конец музыки

не зевайте, лавку в доме занимайте.

Дети ходят под музыку и приговаривают: «Уж и ходим мы,

уж и бродим мы,

по заулочкам,

по проулочкам.»

На конец музыки садятся.

Логопед. Как встречают гостей?

Дети отвечают «Пожалуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!»

Логопед. Но гости устали с дороги, сердитые, замёрзшие.

Дети выполняют за логопедом мимическое упражнение «Нахмурились».

Логопед. Но хозяйка печь затопила, тесто замесила, стало тепло, уютно.

Дети делают вдох и выдох.

Логопед. Мирно покачивается маятник старинных часов.

Дети раскачиваются из стороны в сторону и приговаривают: «Тик - так, так - так».

Логопед. У окошка прилегла и дремлет кошка.

Дети под колыбельную музыку имитируют поглаживание кошки.

Логопед. Кошка жмурится, закрывает глазки, засыпает.

Дети тоже «засыпают» (бросают руки вниз и произносят слова: «Закрываем глазки, спать, спать, спать. Открываем глазки, встать, встать, встать».)

Логопед. Полно, дрёма дремать - пора вставать.

Дети открывают глазки и поднимаются.

Логопед. Хозяйка капусту солит и приговаривает: «Мы капусту рубим, мы капусту

мнём, мы капусту солим, мы капусту трём».

Дети выполняют движения руками, имитируя соление капусты.

Логопед. Чувствуете, как пирогами запахло вкусно. Гости повеселели, облизнулись и

заговорили сначала тихо, а потом всё громче, и громче.

ооОО АААА

8. Развитие музыкального слуха и формирование навыка правильного произношения звуков .

Логопед: Захотелось пошуметь, в музыкальные инструменты позвенеть.

Дети под музыку исполняют шуточную песню: «Эх ты, душка, моя красотка», подражая

игре на шумовых инструментах.

Мальчик подходит к девочке и, напевая, спрашивает ее, а девочка отвечает:

1. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На барабане я играю. Тр…ры барабан мой.

2. Эх, ты душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. На балалайке я играю. Трен-ди-бренди балалайка.

Все дети: Трен-ди-бренди, Тр….ры барабан мой.

3. Эх, душка, моя красотка, на чем играешь, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на дудочке играю.Ду-ду, ду-ду моя дудка.

Все дети: Ду-д, ду-ду. Трен-ди-бренди. Тр…ры барабан мой.

4. Эх, душка, моя красотка, на чем играешб, не понимаю.

Я играю, все понимаю. Я на скрипочке играю. Пи-ки, пи-ки моя скрипка.

Все дети: Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

5. Эх, ты душка, моя крвсотка, на чем играешь, не понимаю.

На кокошнике играю. Ко-ка-ко-ка мой кокошник.

Все дети: Ко-ка-ко-ка мой кокошник. Пи-ки, пи-ки моя скрипка. Ду-ду, ду-ду моя дудка. Трен-ди-бренди балалайка. Тр…ры барабан мой.

Ко-ка, ко-ка…

Пи-ки, пи-ки…

Ду-ду, ду-ду…

Трен-ди-бренди…

Тр…ры барабан мой.

9. Развитие пространственной организации движения элементов карельского танца.

Логопед: Как у наших у ворот, собирается народ, хоровод он заведет.

Мальчики приглашают девочек и выводят их на середину зала. Девочки заводят

Хоровод: «Молодица» (танец, сочиненный карельским балетмейстером В. И Кононовым).

9. Подвижная народная игра.

Логопед. Веселится народ, и играть идёт.

Дети чётко произносят слова, выбрав считалкой водящего. Водящий становиться. в середину круга.

Ой, ребята, та ра ра

На горе стоит гора.

А на той горе - дубок,

А на дубе - воронок.

Ворон в красных сапогах,

Позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная. Да!

Ребёнок, стоящий в центре, танцует, имитируя движение ворона. Дети хлопают в ладоши.

10. Организация окончания занятия.

Логопед: Мы дружно играли, немножко устали, пора возвращаться в детский сад.

По карельскому обычаю пожелаем всем гостям что?

Дети отвечают: Счастья да радости,

Большого здоровья!

До нового лета!

До нового хлеба!

Дети делают поклон гостям и исполняют карельский хоровод. (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной в обработке)

1. На лугу у ворот, Дети идут по кругу хороводным шагом.

Где рябина растет, На проигрыш выставляют, то левую ногу на

Мы с друзьями сегодня носок, то правую, кружатся вокруг себя.

Заведем хоровод.

3. Кто в Карелии бывал, Дети идут в круг, плавно поднимая руки вверх.

Ночи белые видал, Расходясь, опускают руки вниз.

Полюбил всей душой

Этот край дорогой

2. Про Карелию споем. Из одного круга перестраиваются в два

В гости вас позовем, маленьких. Идут по кругу хороводным шагом.

Голубику и морошку Затем размыкают круг, встают в одну линию и

Собирать в лес пойдем. делают низкий поклон гостям.

Дети под музыку выходят из зала.

(под музыку Синисало Г. Р. «Утро» дети входят в зал)

Ведущий: Здравствуйте, дети дорогие! Зачем пожаловали?

Ребенок: Хотели мы услышать чудесную сказку. Откройте для сундучок,

полный словами. Пусть оживут волшебные предания.

Вед: Ну, что же, гости дорогие, быть тому, что желаете.

Отомкну словесный короб, с песней ларец я открою.

(звучит песня или музыка)

«Карелия, Карелия!

Над чащами, деревнями

Над синими озерами и топями болот

Идет многовековая родная сказка древняя

То небыль-побывальщина народная идет.

(Все устраиваются поудобнее. Девочки - кто вяжет, кто прядет, кто нити перематывает. Мальчики - косы точат, куют, все прислушиваются).

С 2-х сторон - рунопевцы.

1-й: Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу, быть готовым к песнопенью

И начать скорее слово.

Чтобы спеть мне песни предков,

Рода нашего напевы.

2-й: Золотой мой друг и братец,

Дорогой товарищ детства.

Мы споем с тобою вместе

Мы с тобой промолвим слово

Наконец мы увидались

С двух сторон теперь сошлись.

Вед: Много веков назад на территории нашей Карелии, в стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озер и порожистых рек, сложил народ эти предания, сказки и песни, которые называются рунами. Певцы садились друг против друга, брались за руки и покачиваясь, пели, вели неторопливый разговор:

1-й: Так давай свои мне руки

Пальцы наши вместе сложим

Песни славные споем мы

Начиная с самых лучших.

(песня из Кантиеле)

Елена Костромина
Музыкальное занятие с элементами музыкотерапии «Путешествие в сказочную страну»

Программное содержание :

Обучающие задачи :

Учить чувствовать и понимать настроение музыки , передавать его в

движениях, игре на музыкальных инструментах , соответствующих

характеру музыки .

Развивающие задачи :

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку , образ и

Развивать творческую фантазию, воображение.

Развивать чувство ритма, слухового внимания.

Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических

движений и игры на музыкально -шумовых инструментах.

Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную

Воспитательные задачи :

Прививать любовь к музыке , поэзии и изобразительному искусству.

Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.

Обогащать музыкальные впечатления детей .

Ход занятия:

Звучит спокойная, тихая музыка . Дети заходят в зал и подходят к музыкальному руководителю , здороваются.

Муз. руководитель : - Здравствуйте, ребята! Меня зовут… А теперь давайте поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и передайте своё тепло соседям. Тихонько пожмите руки, стоящим рядом с вами, ребятам.

(дети и МР садятся на ковер) Ребята, я хочу рассказать вам одну сказку (звучит музыка , слайды) . Где-то далеко-далеко, за морем-океаном, есть тридевятое царство, тридесятое государство, в котором все прекрасно, где всегда звучит музыка . В этой сказочной стране живет чудесная птица Счастья. Эта птица неземной красоты. Она дарит всем радость, добро и веселье (музыку выключить ) . А вы хотите попасть в сказочную страну к волшебной птице Счастья?

Ребята, открою вам тайну, чтобы попасть в сказку , нужно очень сильно всей душой, всем сердцем верить в чудеса. Вы верите, ребята, в чудеса? Тогда давайте закроем глаза и скажем : «Я верю в чудеса» и тогда оно, чудо, произойдет. (звучит музыка , дети закрывают глаза, говорят слова. Открывают глаза).

Вот теперь все в порядке. Вы готовы отправиться в дорогу. Тогда в путь! А поможет добраться до птицы Счастья, конечно, … (музыка ) . А точнее сказочная песня , которая называется «Молочная река» . Повторяйте за мной дружно все движения и тогда мы быстро доберемся до сказочной страны .

Танец «Молочная река» (аудиозапись)

(после танца дети присаживаются на стульчики, которые поставлены полукругом перед экраном телевизора)

Вот мы и дошли до сказочной страны (слайд) . Здесь много разных сказочных героев . Хотите узнать, кто же живет в волшебной стране ? Давайте посмотрим.

(просмотр слайдов с изображением злых сказочных героев под музыку «В пещере горного короля» , Э. Григ - 3).

Кого увидели? Какой у них характер? Давайте посмотрим вот на эти лица и определим, какое же настроение было у этого музыкального произведения . Почему?

(просмотр добрых героев, «Детская полька» , М. Глинка - 5) Какие герои по характеру? Какое настроение у музыки ?

А хотите оживить своей игрой на музыкальных инструментах волшебную музыку , чтобы она еще больше засверкала и заискрилась? Тогда давайте возьмем себе музыкальный инструмент и сделаем это музыкальное произведение композитора М. Глинки еще более радостной и веселой.

«Детская полька» , М. Глинка (метод музицирования : развитие навыков импровизации на детских музыкальных инструментах , развитие слухового восприятия, формирование жизнерадостного настроения).

Как сразу чудесно засверкала и ожила эта волшебная музыка ! Ребята, а вы не забыли, зачем мы пришли в сказочную страну ? А хотите, чтобы птица Счастья показалась вам? Для этого нужно закрыть глаза и 3 раза сказать волшебные слова : «Солнце в месяц обернись, чудо-птица покажись!» (переодеваюсь в птицу и под музыку «Вальс» , И. Штрауса выхожу к детям).

А вот и я - прекрасная птица радости и счастья. Здравствуйте, ребята!

Птица Счастья (стих о музыке )

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, -

Повсюду музыка слышна !

Здравствуйте, ребята! Я - птица Счастья. Я всем дарю добро и радость. А помогает мне в этом музыка , которая звучит в моей сказочной стране . Слышите, она звучит и приглашает нас всех на волшебный танец. Возьмите себе по волшебному перышку! (раздать разноцветные ленты, 3 цвета радости) . Можете пригласить на танец своего друга.

Танцевальная импровизация «Вальс» , И. Штраус - сын (передача волшебного радостного образа птицы в свободном творческом движении с разноцветными лентами; метод цветотерапии).

Спасибо вам за такой прекрасный танец. А я хочу сделать вам подарок – оставить на память о себе свой портрет. (выносится мольберт, на котором прикреплен силуэт птицы на ватмане) . Но вот беда – мой хвост совсем бесцветный. Помогите мне, пожалуйста, украсить мой хвост на этом рисунке с помощью разноцветных красок и этих волшебных кисточек. (дети встают возле мольберта, делают разноцветные мазки. Обратить внимание на используемые цвета (яркие, красивые) .

Рисование птицы Счастья (метод арттерапии : сближение детей, эмоциональное и моторное самовыражение, актуализация положительных эмоций, развитие творческого воображения).

Посмотрите, какой замечательный портрет у нас получился. Здесь только радостные, счастливые, теплые краски, ведь я - птица Счастья - всем дарю только тепло, свет, радость и любовь. И я желаю вам, ребята, чтобы вы всем и всегда дарили только хорошее настроение и добро.

Ну, а мне пришла пора прощаться с вами и вам надо возвращаться обратно в детский сад. Приходите еще к нам, в сказочную страну . Я очень буду рада вас видеть. До свидания, ребята!

Звучит спокойная музыка , дети прощаются, уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (вторая младшая группа).

Ребята вспоминают сказочных героев, название сказок. Отправляемся в сказочное путешествие на волшебном ковре самолете. Рассматриваем "заплатки".

Конспект НОД Путешествие в сказочную страну Путешествие в сказочную страну («Жихарка.» иллюстрирование башкирской народной сказки) Цель: Совершенствовать эстетическое восприятие.

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Театралию» Цель: Способствовать развитию сценического мастерства через различные виды музыкальной деятельности Задачи: Обучающие: Расширять музыкальный.

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .