Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели. Конспект ноод по развитию речи «составление описательного рассказа по картине а. саврасова «грачи прилетели План проведения НОД

Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:

Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Предварительная работа

    Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».

Заучивание отрывков стихотворений о весне

    Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.

    Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ;

    Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;

    Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,

    Загадывание загадок про времена года, птиц;

    Дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «День -ночь», «Зимующие и перелётные».

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, сказка «Как появилась картина «Грачи прилетели», рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи», голоса птиц в DVD -записи.

Словарная работа: сосулька, капель, грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачевник.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?

Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.

Сегодня, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.

Слайд (Показ портрета)

Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становится похожим на доброго доктора.

Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.

Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).

Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.

Такие картины как называю? (Пейзажами).

Ребята, а кроме пейзажей, какие есть еще виды картин? (Портреты, натюрморт).

Значит, А. Саврасов был художник – пейзажист.

И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.

Слайд картины

А сейчас я прочитаю вам сказку: «Как появилась картина «Грачи прилетели». Рассказчик. Однажды весенним мартовским днем художник Саврасов отправился за город посмотреть, где же весна задержалась. Грязь под ногами хлюпает, все кругом неказистое да старое. Ветер холодный, деревья, скрюченные какие-то, не на чем взгляд остановить. Как вдруг слышит громкий птичий крик. А это грачи галдят, будто делят что между собой. Подошел художник поближе к березам, где птицы собрались, и вдруг видит, что оторвался от стаи самый большой грач, летит, а в клюве у него что-то сверкает. За ним другие грачи кинулись, набросились на него, только пух и перья полетели. И вдруг прямо в руку Саврасова упало толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, но тут грачи на него набросились.

Саврасов. А ну прочь, разбойники! Вот я перья – то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!

Грач. Мил – человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Я главный в стае, самый старый грач, мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаем.

Саврасов. А чем же оно может вам помочь?

Грач. Да ведь оно волшебное. Посмотри-ка в него.

Саврасов смотрит.

Рассказчик. Батюшки святы! Что же это случилось. На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Все вокруг совершенно изменилось… как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести.

Грач. Ну, понял теперь, как мы находим родину? Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.

Саврасов. Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь на что вам нужно стеклышко чудесное. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам сумею свою родину как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.

Грач. У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда отдам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил – человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.

Саврасов. Спасибо тебе, грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее… «Грачи прилетели!».

Грач. Спасибо за уважение, художник. Мы ведь и правда на крыльях весну приносим. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.

Физминутка.

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе.

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

Беседа по картине.

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель:а давайте поиграем : игра «Узнай по описанию».

Слайды

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети: Береза

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: Грачи строят свои гнезда на вершинах берез. Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!

Как называются такие места?

Дети: Грачевники.

Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?

Дети: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.

Воспитатель: Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.

Дети: Гра-гра-гра!

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?

Дети: Твердый звук «Г».

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи».

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели. Выберут грачи себе парк или рощу. Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить.

Грачата - ранние птенцы. На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель: игра «Подбери слова»

Слайды

1) Чёрный, крикливый (грач)

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата)

Воспитатель: Что ещё изображено на картине?

Дети: Дома

Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?

Дети: Колокольня

Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель: Мы рассмотрели картину, а теперь давайте составим рассказ по картине. Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно.

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы -

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут. (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой: "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой.

(Исполнение заклички)

Уж вы, пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

(После исполнения заклички дети присаживаются. Звучат крики птиц, едва слышимые)

Рефлексия.

Воспитатель: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает?

Правильно, это весна.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.)

Расскажите о грачах. Что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т.д.)

Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.)

Какие деревья выбрали грачи? (Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.)

Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.)

Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.)

Какие облака? (Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т.д.)

Ребята, расскажите, каким вы видите снег? (Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым и т.д.)

Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.)

Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей).

Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Дети по желанию рассказывают по картине, придумывают название рассказам.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами, антонимами; учить выражать в слове свои впечатления, представления; умение воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация картин русских художников о весне, репродукция картины Саврасова “Грачи прилетели”, на столах учащихся карточки с дополнительным материалом.

Ход урока

Сообщение темы и цели.

Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев

В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
- О чем эти стихи? (О весне )

Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)

Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.

Послушайте пьесы П. И. Чайковского “Март ”, “Апрель ” из цикла “Времена года” и рассмотрите картины русских художников о весне.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Каким настроением проникнута эта картина?

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение – описание по картине Саврасова “Грачи прилетели”

Работа по картине.

Иван Алексеевич Бунин

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу “зайчики” трепещут...

О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?

Рассмотрите картину.

Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?

(радостное и грустное, слегка печальное настроение)

На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж .)

Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа.

Лирический пейзаж – поэтический, взволнованный, задушевный.

На своей картине Саврасов мастерски передаёт состояние природы. Это своего рода рассказ о том, что происходит в природе с приходой весны.Образ весенней природы, созданный художником, – это лирическое переживание увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее зрителя.

Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкуюгрусть.Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)

Как художник показывает нам приближение весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля.Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)

Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)

Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.

Что мы видим на переднем плане картины? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)

Обратите внимание на то, как художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, с какой любовью показал на ближнем плане грача с веточкой в клюве. И все это жизненно и правдиво, не оставляет зрителя равнодушным.

Что вы видите на заднем плане?(Деревню, бескрайние дали, просторы, широту русской земли.)

И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)

Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, “позади”. Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах.

Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)

Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)

Какие звуки могли бы услышать? (Птичьи крики, гомон, шум, взмах крыльев, журчание ручьев.)

Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи.Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)

Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

Попробуйте описать грачей, какие они?

На доске пары антонимов. Подбирая слова из списка антонимов, охарактеризуйте грачей.

(Мирные - драчливые, радостные - печальные, спокойные - крикливые, шумные - смирные, спокойные - суетливые, счастливые - грустные, беспечные - трудолюбивые.)

Найти в следующем небольшом тексте о весне слова, которые не подходят к содержанию картины, и заменить их антонимами.

Тает посветлевший снег. Стройные деревца будто наклонились от тяжести грачиных гнёзд. Небо покрыто голубыми облаками.Чистая вода стекает в пруд.

Написание сочинения и его проверка

Рассмотрите репродукцию картины известного русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская.

На картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Пейзаж изображает серую грязноватую весну. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. Но “обещание” весны сквозит в каждой детали картины.

Прилетели первые вестники весны - неугомонные грачи. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку.

Сколько звуков в этой картине! Перекликаются птицы, и звенит капель, шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, звучит колокол.

Ожидание весны передано и красками. В “унылом” колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев.

Художник воспринимает природу как живое существо. Живописная тема пейзажа великолепно выражена в поэтических строках Ф. Тютчева:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит.

Проанализируйте, с чего начинает описание автор текста.

  1. Какая основная мысль этого текста?
  2. Как она раскрывается?
  3. Какое настроение у Н. Борисовской?
  4. Что она чувствует, видя репродукцию картины?
  5. Что вы могли бы добавить к описанию картины?
  6. Найдите слова, с помощью которых части текста “связываются” в единое целое.
  7. Объясните, почему многие предложения в тексте начинаются с красной строки.
  8. Как вы думаете, почему в этом тексте много прилагательных? Найдите их.

Примерный план (готовый план)

1. Художник и его картина.

2. Пробуждение весны.

3. Грачи - главные герои картины.

4. Изобразительные средства картины.

5. Отношение к картине.

Сочинение учащегося.

Передо мной картина А. Саврасова “Грачи прилетели”. На ней изображены первые птицы – грачи на деревьях.

На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег. Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега. Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц.

На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой. Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая.

На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег.

Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.

Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его передал на картину.

После того, когда я посмотрела на картину, у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.

Сочинение учащегося.

На картине мы видим набухшие талой водой потемневшие сугробы, крыши деревенских домишек, забор. Талая вода наполнила небольшой пруд. Вдали виднеются поля, которые уже освободились от снега. Среди низких домов возвышаются церковь и колокольня. Над всем этим высокое весеннее небо, оно еще не стало чистым, но голубизна уже проглядывает сквозь облака.

В центре картины корявые берёзки, на них много грачиных гнёзд. Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину. Глядя на картину, мы как будто слышим их радостные беспокойные крики. Птицам сейчас нужны каждый прутик, каждая веточка. Мы видим, как под деревом на снегу трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.

Смотрю на картину и ощущаю запах весны, слышу её звуки. Художник показал красоту ранней весны. Он вложил в картину свою душу.

Передо мной картина А.Саврасова “Грачи прилетели”.

А.К.Саврасов – замечательный русский художник. Перед нами его картина “Грачи прилетели”

Итог урока.

Написание сочинения.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательная – учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

Коррекционно- развивающая- развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать воображение с помощью приема «Вхождение в картину» . Развивать мелкую моторику, используя приемы оригами.

Кррекционно-воспитательная - воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа: ввести в пассивный словарь детей слова часовня, грачевник, активизировать использование в активной речи слов пейзаж, деревня, слов определений.

Предварительная работа: рассматривание весенних пейзажей, наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, рассматривание репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели» , беседа о видах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж.

Материал к занятию: письмо прикрепленное к воздушным шарам, репродукция картины «Грачи прилетели» , цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, клеенки, веточки березы, запись спокойной музыки.

Ход занятия

(Учитель-логопед и дети стоят на ковре и ведут беседу)

Учитель-логопед: Ребята, какое сейчас время года?

Правильно, весна. Но посмотрите на улицу: еще лежит снег, еще холодно, можно сказать зима.

Д: -Это ранняя весна.

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Что лишнее?» . Хорошо ли вы знаете приметы ранней весны? Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя и почему? Следите за произношением звуков.

Тает снег, улетают на юг перелетные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелетные птицы не улетают на юг, а прилетают с юга) .

Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха. (Ранней весной еще бывают заморозки, но сильные морозы уже не трещат) .

Набухают почки, созревают яблоки, грачи начинают строить гнезда, солнце не только ярко светит, но и греет. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом и осенью) .

С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной) .

Ой, ребята, что это там за окном?

(За окном воздушные шары с прикрепленным к ним большим конвертом)

Учитель-логопед: Очень интересно, кто прислал нам письмо таким необычным способом. Выйду я на улицу и принесу письмо в группу, мы его прочтем и узнаем, кто прислал нам его.

(Вношу письмо, читаю)

- «Здравствуйте, дорогие ребята. Спешу к вам в гости с весенними подарками. Впереди себя посылаю моих верных гонцов – грачей. До встречи. Ваша Весна» .

Учитель-логопед: Ребята, так от кого же это письмо?

Д: - Его написала Весна.

Учитель-логопед: Верно, оно от Весны. Кого послала весна впереди себя?

Д: - Грачей.

Учитель-логопед: Дети, а вы уже видели в нашем городе грачей?

Я еще не видела, видимо они еще в пути. Зато я сегодня принесла вам картину, которую написал русский художник Алексей Саврасов, на ней он изобразил грачей. Называется она «Грачи прилетели» . Садитесь на стульчики и рассмотрите картину.

(Даю детям время рассмотреть картину)

Учитель-логопед: К какому жанру относится эта картина?

Д:- Пейзаж.

Учитель-логопед: Какие еще жанры знаете?

Д: - Натюрморт, портрет.

Учитель-логопед: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Д: -Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда.

Учитель-логопед: Расскажите мне о грачах, что они делают?

Д: -Поправляют, ремонтируют гнезда.

Учитель-логопед: Ребята, представьте, что вы попали в картину, закройте на минутку глаза, что вы слышите?

Д: - Грачи громко кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись домой, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.

Учитель-логопед: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей. Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник. Как можно назвать эти березки на картине?

Д: - Грачевник.

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Д: -Здесь тихо, спокойно. Это окраина деревни, видно несколько домиков и часовню. Вдалеке виден лес.)

Учитель-логопед: Ребята, встаньте в кружочек, поиграем с кубиком, какой стороной он к вам повернется, к той картинке подбираем слова-признаки, соответствующие нашей картине «Грачи прилетели» .

Снег – Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, подтаивший…

Березы –тонкие, длинные, корявые, старые, толстая…

Солнце – неяркое, ленивое,

Облака (небо) – Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, хмурые, низкое, грустное, холодное…

Учитель-логопед: Молодцы. Какие хорошие, точные слова подобрали.

Учитель-логопед: Какие вы внимательные, молодцы.

Учитель-логопед: А сейчас посмотрите, у меня на столе лежат мнемоквадраты, которые помогут вам составить рассказ. Берите по одной карточке и рассказывайте. Рассказ вы будете придумывать по цепочке - один начнет, другой продолжит.

Учитель-логопед: Сейчас я думаю надо немного отдохнуть.

Весна, весна красная!

Весна, весна красная! Идут по кругу, взявшись за руки.

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью. Идут в противоположную сторону.

С великой милостью:

С льном высоким, Останавливаются, тянут руки вверх, встают на носочки, делают вдох.

С корнем глубоким, Опускают руки, приседают, делают выдох.

С хлебами обильными. Взявшись за руки, бегут по кругу.

Может кто-то хочет самостоятельно рассказать? (слушаем рассказы) .

"Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами сельский пейзаж. Это окраина деревни: видно несколько деревенских домов и часовню. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Они поправляют, ремонтируют гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились рассказы. А знаете, что я придумала? Давайте сейчас сделаем бумажных грачей, посадим на нашу веточку, может, и весна быстрее наступит. Согласны?

Учитель-логопед: Перед тем как вы начнете работать нужно размять наши пальчики, сделаем из них птичек и полетаем. Молодцы.

Учитель-логопед: Теперь приступаем к работе, кто сделает птичку, может выбрать веточку и посадить ее. (Дети делают птичку, помогаю при необходимости) .

  1. Итак, берем квадратный лист черного цвета.
  2. Сгибаем его по диагонали.
  3. Загибаем боковые стороны к линии сгиба.
  4. Нижние стороны тоже нужно загнуть к линии сгиба.
  5. Разогнуть нижние стороны.
  6. По линиям сгиба сделать надрезы
  7. По надрезам загнуть кверху.
  8. Верхний угол загнуть вниз (это будущая голова)
  9. Сложить заготовку пополам, приклеить глаза.

Учитель-логопед: Посмотрите ребята, что это у нас получилось? (Грачевник) .

Учитель-логопед: Грачи в народе всегда были символами весны. Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнезда высоко, лето будет хорошим, если низко - холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

Учитель-логопед: Ребята, а вам понравилась картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» ?

Учитель-логопед: Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Д: -Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.

Учитель-логопед: Молодцы, мне тоже понравилось как вы занимались, какие красивые у вас получились рассказы по картине и я приготовила для вас сюрприз.

Галина Манухова
Конспект НООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

«Составление описательного рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

1. Программное содержание :

1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

2. Дать энциклопедическое понятие, кто такой «грач » .

3. Уточнить, когда именно, в каком весеннем месяце прилетают грачи , приметы весны.

4. Развивать речь детей , расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий

2. Методы и приёмы.

1. Вопросно-ответное упражнение (беседа) .

2. Д/и «Узнай по описанию » .

3. Игра «Подбери слово» (существительное в согласовании с прилагательным в роде и числе ).

4. Д/и «Кто больше назовёт действий.

5. Чтение рассказа «Прилетели грачи » по Г. Скребицкому.

6. Составление рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Материал : картина А . Саврасова «Грачи прилетели » , сюжетные картинки о разных периодах весны (ранняя, поздняя) .

Ход занятия.

Дети подходят к картине , рассматривают её , а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель : Какое время года изобразил на картине художник ?

Дети : Весна

Воспитатель : Какая это весна?

Дети : Это ранняя весна

Воспитатель : Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети : Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель : Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети : Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель : Какая земля?

Дети : Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель : Какой месяц изображён на картине ?

Дети : Март

Воспитатель : Как называют его в народе?

Дети : Протальник

Воспитатель : А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети : Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель : игра «Узнай по описанию » .

Воспитатель : Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети : Грач .

Воспитатель : Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Дети : Соловей.

Воспитатель : У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети : Береза

Воспитатель : Расскажите о березах , которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети : Старые, изогнутые

Воспитатель : Что творится на берёзах?

Дети : Грачи устраивают гнёзда .

Воспитатель : игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель : Что делают грачи ?

Дети : Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г . Скребицкого «Прилетели грачи » .

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели . Выберут грачи себе парк или рощу . Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить .

Грачата - ранние птенцы . На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель : игра «Подбери слова»

1) Чёрный, крикливый (грач )

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата )

Воспитатель : Что ещё изображено на картине ?

Дети : Дома

Воспитатель : Что виднеется вдали за берёзами?

Дети : Колокольня

Воспитатель : Что больше всего понравилось в этой картине ? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель : Мы рассмотрели картину , а теперь давайте составим рассказ по картине . Воспитатель рассказывает один из вариантов , затем просит детей рассказать самостоятельно .

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит весна не за горами.

Итог занятия.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Публикации по теме:

Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине Л. А. Фаттахова «Сабантуй» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка» Конспект непосредственной.

Конспект НОД в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Ваня не боится мороза» МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Составление описательного рассказа.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. . Программное содержание: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить.