Конспект урока "процентное отношение двух чисел". Отношения














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

обучающие

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Отношение двух чисел”;
  • ликвидация пробелов знаний учащихся в решении задач на части;
  • развивающие

    • расширение кругозора учащихся;
    • пополнение словарного запаса;
    • развитие мышления, внимания, умения учиться;

    воспитательные

    • привитие интереса самостоятельного изучения учебного материала с передачей информации учащимся-одноклассникам;
    • формирование умения слушать и слышать, понимать объяснение, вести дискуссию, отстаивать правильность рассуждений.

    Оборудование: Мультимедиапроектор, экран; у каждого ученика тетрадь и учебник, автор Мордкович А.Г., Зубарева И.И., 6 класс, 2008 г.

    Ход урока

    Вступительное слово учителя:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению следующей главы учебного курса математика-6 “Отношения вокруг нас”. Вам наверно немного странно слышать такое название темы, ведь кажется, что в нём нет математического смысла. Эпиграфом урока возьмём следующие слова:

    В математике есть своя красота,
    как в живописи и поэзии”.
    Н.Жуковский

    Давайте поговорим об отношениях, что содержит в себе это понятие?

    Понятие отношения в обществе:

    Каждый человек рождается внутренне не свободным. К сожалению, нельзя то же сказать об обществе в которое он входит и которое он изменяет своим появлением, - будь то семья, нация, государство либо всё человечество. Каждое из них обладает системой отношений между своими сочленами,которая определяет их положение в обществе. А потому сын рабыни, как правило, был рабом, сын короля мог стать королём.

    Понятие отношения в математике:

    Для решения практических задач человеку часто приходится сравнивать величины - массу, расстояние, время, скорость, стоимость, объём, площадь и т.д.

    Существует два способа сравнения величин. Первый состоитв нахождении их разности и отвечает на вопрос: “На сколько больше (меньше)?”. Второй состоит в нахождении частного и отвечает на вопрос “ Во сколько раз больше (меньше)?”.

    Эти два вида сравнения имеют специальное название - разностное сравнение и кратное сравнение. Они часто встречаются в практической жизни, но служат для разных целей. Разностное сравнение указывает разность, то есть, на сколько величины отличаются друг от друга, а кратное – даёт качественную оценку этого отличия.

    Для результата кратного сравнения двух чисел или двух величин в математике используют термин отношение: частное двух чисел. (Определение на слайде, решение задачи №1).

    • В математике рассматривают отношение только для положительных чисел.
    • Отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты.
    • Например: 17:2 или 17/2.

    Отношение двух чисел показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

    Решение задачи №2.

    Термин отношение используется и в решении задач.

    Решение задачи №3. (Выделяется время на обдумывание решения, заслушиваются предложения учащихся, рассматриваются два способа решения)

    Решение задачи №4. (Задача на проверку запоминания термина отношение)

    Разгадывание ребуса - заинтересовывание учащися к изучению последующего материала.

    Домашнее задание:

    • Правило страница 209, 212.
    • № 980, 985.
    • Творческое задание: где применяется пропорция (на неделю).

    Частное двух чисел называют отношением этих чисел.
    Так с помощью букв записывают отношение чисел a и b, причем, а – предыдущий член, b – последующий член. (Напоминание: дробная черта означает знак деления).

    Процентное отношение.
    Правило. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, нужно одно число разделить на другое, а результат умножить на 100.
    Например, вычислить, сколько процентов составляет число 52 от числа 400.
    По правилу: 52: 400 × 100 - 13 (%).
    Обычно такие отношения встречаются в задачах, когда величины заданы, а нужно определить, на сколько процентов вторая величина больше или меньше первой (в вопросе задачи: на сколько процентов перевыполнили задание; на сколько процентов выполнили работу; на сколько процентов снизилась или повысилась цена и т. д.).
    Решения задач на процентное отношение двух чисел редко предполагают только одно действие. Чаше решение таких задач состоит из 2-3 действий.

    Примеры
    Задача 1.
    Завод должен был за месяц изготовить 1 200 изделий, а изготовил 2 300 изделий. На сколько процентов завод перевыполнил план?
    1-й вариант
    Решение:
    1 200 изделий - это план завода, или 100% плана.
    1) Сколько изделий изготовил завод сверх плана?

    2 300 - 1 200 = 1 100 (изд.)
    2) Сколько процентов от плана составят сверхплановые изделия?
    1 100 от 1 200 => 1 100: 1 200 × 100 = 91,7 (%).

    2-й вариант
    Решение:
    1) Сколько процентов составляет фактический выпуск изделий по сравнению с плановым?
    2 300 от 1 200 => 2 300: 1 200 ×100 = 191,7 (%).
    2) На сколько процентов перевыполнен план?
    191,7 - 100 = 91,7 (%)
    Ответ: на 91,7%.

    Задача 2.
    Надо вспахать участок поля в 500 га. В первый день вспахали 150 га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от всего участка?
    Решение
    Чтобы ответить на вопрос задачи, надо найти отношение (частное) вспаханной части участка ко всей площади участка и выразить его отношение в процентах:
    150/500 = 3/10 = 0,3 = 30 %
    Таким образом, мы нашли процентное отношение, то есть сколько процентов одно число (150) составляет от другого числа (500).

    Задача 3.
    Рабочий изготовил за смену 45 деталей вместо 36 по плану. Сколько процентов фактическая выработка составляет от плановой?
    Решение
    Для ответа на вопрос задачи надо найти отношение (частное) числа 45 к 36 и выразить его в процентах:
    45: 36 = 1,25 = 125 %.

    Задача 4.
    В семенах сои содержится 20 % масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои?
    Решение.
    В задаче требуется найти указанную часть (20 %) от известной величины (700 кг). Такие задачи можно решать способом приведения к единице. Основное значение величины – 700 кг. Её мы можем принять за условную единицу. А условная единица и есть 100 %. Так как пропорциональная зависимость прямая Кратко условия задачи можно записать так:

    Составим пропорцию и найдем неизвестный член пропорции:

    Ответ: 140кг.

    Нахождение числа по его процентам.
    Задача 1.
    Из хлопка-сырца получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480 кг волокна?
    Решение
    480 кг волокна составляют 24 % от некоторой массы хлопка-сырца, которую примем за Х кг. Будем считать, что Х кг составляют 100 %. Теперь кратко условие задачи можно записать так:

    Ответ: 2000кг = 2т.
    Эту задачу можно решить и иначе.
    Если в условии этой задачи вместо 24 % написать равное ему число 0,24, то получим задачу на нахождение числа по известной его части (дроби). А такие задачи решают делением. Отсюда вытекает ещё один способ решения:
    1) 24 % = 0,24; 2) 480: 0,24 = 2000 (кг) = 2 (т).
    Чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить проценты в виде дроби и решить задачу на нахождение числа по данной его дроби.

    Вопросы к конспектам

    В саду растет 5 кустов желтых роз. Это составляет 25% от всех роз в саду. Сколько кустов роз в саду?

    Приведите отношение к отношению натуральных чисел:

    Чтобы доехать до базы отдыха, турист проехал 80км, что составляет 40% всего пути. Какое расстояние осталось проехать, чтобы доехать до базы?

    Конспект урока.

    Литература:

    Предмет: математика 6 класс

    Тема сегодняшнего урока: «Отношение двух чисел». На уроке Вы узнаете, что называют отношением двух чисел и что показывает отношение двух чисел. А так же, научитесь находить отношение двух чисел.

    Давайте рассмотрим и решим задачу. Дан деревянный брусок длиной 4 метра. От этого бруска отпилили кусок длиной 3 метра. Какую часть бруска отпилили?

    Для начала узнаем, какую часть от бруска составляет 1 метр. Длина куска равна 4 метрам, поэтому 1 метр из четырех, это 1: 4 бруска. Следовательно, 3 метра будут составлять 3:4 бруска. Ответ мы можем записать как в виде обыкновенной дроби, так и в виде десятичной дроби и в процентах. =0,75=75%.

    Итак, отношением двух чисел называют частное этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

    Заметим, что если значения двух величин выражены одной и той же единицей измерения, то отношение этих величин называют отношением этих величин(отношением масс, отношением длин и т.д.)

    Решим еще одну задачу. Масса книги 1 килограмм, а масса ее переплета 50 грамм. Нужно найти отношение массы переплета к массе всей книги.

    Для того, чтобы найти отношение масс нам нужно, обе величины привести к одинаковой единице измерения. 1 килограмм = 1000 грамм. Значит, отношение массы переплета к массе книги будет равно , после сокращения получим =0,05 или 5%. Итак, масса переплета составляет 0,05 массы всей книги, или масса переплета составляет 5% массы всей книги.

    На уроке Вы узнали, что называют отношением двух чисел и что показывает отношение двух чисел. А так же, научились находить отношение двух чисел.

    Литература:

      Математика.6 класс. Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др., 2013.-288 с.

      Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой по математике 5-6 классы. Автор - Минаева С.С. - 2014 год.

      Математика. 6 класс (И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович) 2009

    Предмет: математика 6 класс

    Тема урока: Отношение двух чисел.

      Что называют отношением двух чисел?

    а) разность двух чисел;

    б) частное двух чисел;

    в) произведение двух чисел;

    г) сумму двух чисел.

      Что показывает отношение двух чисел?

    а) насколько первое число больше второго;

    б)ничего;

    в) насколько первое число меньше второго;

    г) во сколько раз первое число больше второго .

      Чему равно отношение а к в?

    а);

      Чему равно отношение 12 к 18?

    а)

      Отношение 3 к 7 равно…?

    б) ;

      Найдите неправильный вариант записи отношения 7 к 14?

    в) 7:1 ;

      Укажите отношение 2 к 5 в виде десятичной дроби?

    б) 0,4 ;

      Укажите отношение 4 к 5 в процентах?

    б) 75%

    в) 80% ;

      Укажите отношение 8 к10 в процентах?

    а);

    б) 75%

      В классе 12 мальчиков и 11 девочек. Чему равно отношение количества девочек к количеству мальчиков?

    б) 2:1;

    г) 11:12 .

      Масса новогоднего подарка 3 килограмма, а масса его упаковки 150 грамм. Сколько процентов от веса всего подарка составляет его упаковка?

    б) 5%;

    г ) 30% .

      От рулона обоев длиной 8 метров обрезали кусок длиной 2 метра. Чему равно отношение длины куска обоев к длине всего рулона?

    в) 0,25;