Конспект урока чтения в бианки музыкант. Открытый урок по литературному чтению "В.В.Бианки «Музыкант»". заключительное слово учителя

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2 класс

В. В. Бианки «Музыкант»

Учитель: Аксенова С. А.

Цель : познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе; учить делать выбор в пользу добра; освоение норм нравственного отношения к окружающему миру.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

ОБОРУДОВАНИЕ : портрет В. Бианки; карточки, картина, музыка С. Рахманинова, фломастер, лист бумаги

Ход урока

1. Организационный момент

а) Прием «Передай улыбку»

б) Психологический настрой

    Я на уроке литературного чтения

    Это мой любимый урок

    Я буду внимательным и активным

    Я стану чище и добрее

2. Введение в тему урока

а) Музыка С. В. Рахманинова

    Какое чувство вызвала у вас музыка?

    Каким должен быть человек, чтобы написать такую музыку?

    Эту музыку написал русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов

    С. В. Рахманинов сказал когда – то очень мудрые слова: «Кто музыки не носит сам в себе, тот – холоден»

    Как вы понимаете эти слова?

    Не каждому человеку дано быть талантливым художником, писателем,композитором.Но во власти каждого быть добрым, внимательным, отзывчивым, сострадающим

а) Портрет писателя.

Виталий Валентинович Бианки -известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого – орнитолога*. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои – животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Его произведения рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

*орнитолог – человек, изучающий птиц

б) В. Бианки «Отчего я пишу про лес»

« Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду. по голосу. по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей»

в) Работа над пословицей

«Каково дерево, таков и плод»

г) Божья заповедь

Почитай родителей своих

4. Постановка целей урока

    Прочитайте название рассказа В. Бианки.

    Можете ли вы определить по названию, о ком будет этот рассказ?

    А по загадке?

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь.)

    Сегодня познакомимся с рассказом В. Бианки «Музыкант»

5. Чтение рассказа учителем и подготовленным учащимся.

6. Словарная работа

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль стен избы.

Медвежатник – человек, который охотится на медведей.

7.Обсуждение рассказа

    Понравился вам рассказ?

    Что делал старик, когда встретил колхозника?

    Что сказал ему колхозник?

    Как поступил старик?

    Что удивило старого медвежатника?

Почему старик не стал стрелять?

8.Физминутка

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки. плечи,

Чтоб сидеть нам было легче.

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо –влево, раз и два.

Думай. думай. голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

9.Закрепление изученного. Повторное чтение. Работа с заданиями.

10. Составление плана пересказа. Озаглавливание частей.

    Совет колхозника

    «Кто же это в лесу на струне играет?»

    Хорошо поет щепка!

    «Да как же в него стрелять. когда он такой же музыкант. как я?»

11.Подведение итогов урока

    С каким рассказом познакомились на уроке?

    Какое название дали бы вы?

12.Рефлексия

    Нарисуйте смайлик. Отразите свое отношение к уроку.

13.заключительное слово учителя

УСЛЫШЬТЕ, ЛЮДИ, БОЖЬЕ СЛОВО,

ОТКРОЙТЕ СЕРДЦЕ НАРАСПАХ,

ОНО ЗАПОЛНИТСЯ ЛЮБОВЬЮ,

УЙДЕТ ОТТУДА ЗЛО И СТРАХ.

И ВЫ ПОЙМЕТЕ, ЧТО НА СВЕТЕ

ЕСТЬ ЦЕННОСТИ СОВСЕМ НЕ ТЕ,

И ПОЛЕТИТЕ ВЫ НА КРЫЛЬЯХ

НАВСТРЕЧУ СЧАСТЬЮ И МЕЧТЕ.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»

УМК Школа России

Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок, развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий.

Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с заданием, презентация.

Методы работы : объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Ход урока

I . Организационный момент:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки. Урок начнем со стихотворения «Доскажи словечко»

1.На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Следи за текстом, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

5. Ответы полные давайте И на уроке… не зевайте.

Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

II . Проверка домашнего задания

Посмотрите на доску: УТЯТА СТРЕКОЗА АЛЁША

Как эти слова связаны с домашним заданием?

Какое домашнее задание выполняли? (пересказать часть рассказа Б.Житкова «Храбрый утенок»)

Проверка дом. задания

III . Новый материал

Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?

Я вам предлагаю разгадать кроссворд. СЛАЙД

Б

И

А

Н

К

И

3.Как звали утёнка, который спас друзей от стрекозы? (Алёша) 4.Как называется произведение Л. Н. Толстого, в котором мальчик спасает от собак беззащитное существо? (Котёнок)

5. Кто напугал детей в произведении Чарушина «Страшный рассказ»? (ёжик)

Чему учат эти рассказы?

(Надо любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к «братьям нашим меньшим», знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защитить животных и оказать им помощь).

Что заметили интересного? Какое слово получилось? (Бианки)

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

Вот так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь.

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Знакомство с биографией и творчеством писателя.(портрет) СЛАЙД

В этом году исполнилось 122 года со дня рождения писателя.Свою необычную фамилию он получил от своего деда –итальянца. В.В.Бианки вырос в семье ученого-биолога. Отец Бианки работал в музее и мальчик с малых лет был его посетителем. А дома всегда было много зверья, птиц, был аквариум с рыбками, черепахи, ящерицы, змеи.

Большую часть своего детства Бианки проводил в деревне около леса, куда часто ходил с отцом-ученым. Вот там, в лесу, отец учил его терпеливо наблюдать за животными, растениями, учил записывать свои наблюдения. И вот эти записи пригодились писателю, когда он стал взрослым. Для детей он начал писать в 28 лет. Герои Бианки – это не только звери, птицы и насекомые, но и их друзья – люди.Он написал около трехсот произведений. Все они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить ее. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

Задания:

    О каких увлечениях В.В. Бианки вы узнали?

    Чему учат книги В.В.Бианки?

Много книг В.В.Бианки есть у нас в библиотеке. Вы можете взять и прочитать (выставка книг).

Работа с выставкой книг.

- Ребята, посмотрите на парту. Здесь представлено ещё одно задание.

- Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а из оставшихся букв соберите слово.

карточка №1

К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

МУЗЫКАНТ.

- Кто такой музыкант, как вы думаете? (Мнения детей.)

С. И.Ожёгов даёт такое определение слову «музыкант».

«Музыкант – человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте».

Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

БИАНКИ МУЗЫКАНТ (СЛАЙД)

Какова же тема сегодняшнего урока?

Чему будем учиться на уроке чтения? Выберите из предложенных вариантов.

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний

- На минутку мы окунёмся в мир классической музыки. Вы прослушаете сейчас отрывок из музыкального произведенияАнтонио Вивальди. А какие музыкальные инструменты вы услышали? СЛАЙД

- А какой из них звучал наиболее ярче, звучнее? Как вам показалось?

Слайд - Да, ребята, это скрипка, - инструмент душевный, звучный, тонкий, которым владели и владеют многие знаменитости.

Я думаю, что вы можете назвать мне и другие музыкальные инструменты, да?

(Дети называют: баян, пианино, аккордеон, балалайка) СЛАЙД

А теперь внимательно прослушайте рассказ. Следите за моим чтением и подумайте про себя как музыка может быть связана с творчеством Бианки, который писал о животных.

Чтение рассказа учителем. (Чтение с остановками и прогнозированием)

1 остановка:

Что делал старик, когда встретил колхозника?

Как сказать по-другому «пиликал на скрипке».

Пойдет ли старик на охоту или нет, как вы думаете?

2 остановка:

Как поступил старик?

Что он услышал в лесу?

Какие чувства он испытывает при этом? Подтвердите словами текста.

Почему он удивился?

Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

3 остановка :

Кто же издавал в лесу тонкий, ласковый звук?

Что делал медведь? Подтвердите словами текста.

Как он услышал свою музыку? Прочитай.

А старик? Прочитай.

Какой вывод можно сделать? (они оба неравнодушны к музыке, животные и люди чувствуют одинаково)

Как поступит старик с медведем?

4 остановка:

Как поступил старик с медведем?

Почему он не убил зверя, он же медвежатник? (увидел в нем такого же музыканта)

Какие чувства испытывает охотник, объясняя, почему он не смог стрелять в медведя?

А как бы вы поступили на месте охотника?

Это произведение рассказ или сказка? Почему?

Почему рассказ называется «Музыкант»?

Что удивило вас в рассказе «Музыкант»? (мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково).

Подтвердились ли ваши предположения? Кого же Бианки назвал музыкантом?

(Медведя и человека.)

Каким вы себе представили медведя?

На карточке № 2 у вас даны слова, выберите те, которые характеризуют медведя.

Неуклюжий большой

Маленький бурый

Косолапый хитрый

Ленивый слабый

А знаете ли вы происхождение слова «медведь»?

Послушайте сказку Бианки– «Разговор сороки с медведем», и вы узнаете, почему медведя так назвали.

Какой вопрос, стрекотуха?

Итак, почему же медведя так назвали? Кто был внимательным и кто скажет нам, почему зайца назвали беляком, глухаря – глухарём?

Физминутка. Слайд
Идёт медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг,
На двух руках, на двух ногах,
Мы тоже можем так.
В лесу пастух трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже можем так.

Закрепление изученного материала

Повторное чтение текста

При чтении текста вам встретятся трудные слова, мы сейчас прочитаем и разберём их значение СЛАЙДЫ

Рас-спро-сил – расспросил

Ос-то-рож-но- осторожно

Рас-щеп-лён-ном-расщеплённом

За – ва – лин – ка – завалинка

Мед-ве-жат-ник – медвежатник– человек, который охотится на медведей.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Опушка –край леса

Давайте перечитаем текст и озаглавим каждую часть.

(1 часть – 2чел.. 2 часть – 3чел, 3часть – 2 чел и + раб с иллюстрацией, 4 часть – чит. по ролям)

По мере чтения частей текста появляется план. СЛАЙД

План.

1.Медвежатник – музыкант.

2. Красивые звуки.

3. Медведь – музыкант.

4.Такой же музыкант, как и я.

Работа с иллюстрацией (после чтения 3 части)

Рассмотрите иллюстрацию на стр 144 (дети рассматривают) - Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. - Сравните, как слушали музыку старик и медведь - Найдите в тексте эти строки (в 3 части), прочтите мне их.

А 4 часть прочтём по ролям, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.)

Почему охотник не смог убить медведя, который, как и он сам, любил музыку? (Страсть к охоте оказалась слабее, чем любовь к музыке. Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, не способен совершить плохой поступок. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.)

Итог урока

А о чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(-надо беречь животных, природу) Недаром стала крылатой фраза:

«КРАСОТА СПАСЁТ МИР»!

Выполните следующее задание:

Собери пословицу: (работа в парах)

карточка№ 3. Красив тот, (кто поступает красиво)

Красота сердца (дороже красоты лица)

Человека узнают по тому (что его окружает)

Давайте ещё раз посмотрим на этого могучего красивого зверя.

А я сегодня чуть-чуть хочу дополнить ваши знания о медведях, только самым интересным.

СЛАЙДЫ (про Бурого медведя) – (сообщения 3 учеников)

1. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, что ….

Сегодня на уроке мне было интересно потому, что ….

Домашнее задание

Пересказ самой интересной, на ваш взгляд, части

№1. К М Е У Л В З Д Ы Г Д К О А Н Ф Т

Шифр: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 16

Неуклюжий большой

Маленький бурый

Косолапый хитрый

Ленивый слабый

№ 3. Красив тот, дороже красоты лица

Красота сердца что его окружает

Человека узнают по тому кто поступает красиво

Эй, мишка – медведь, на вопрос ответь.

Какой вопрос, стрекотуха?

Почему тебя медведем назвали? Вот глухарь - понятно, он весной глухой. Заяц – беляк – понятно – он зимой белый. А вот медведь – непонятно!

Хе- хе! Бестолковая ты птица! Медведь – значит «мёд ведающий». Знает, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

1.Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров.

2.Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

3.За развалистую походку медведя прозвали косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям. Ходит по лесу не торопясь.

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе

Название ОУ: МОУ СОШ №7 с. Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края

Дата добавления материала:

Описание материала.

УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова. «Родная речь» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2009

Тема. В.Бианки. «Музыкант».

Цели: познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант»; развивать речь, мышление, интерес к изучению природы; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Задачи: продолжить обучение пересказу текста по опорным словам; совершенствовать умение составлять план произведения, работать в парах; отрабатывать грамотное выразительное чтение.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Ответы полные давать,

Чтоб потом вам получать

Только лишь оценку «5»!

    Речевая разминка.

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь - лесной…медведь.

    Проверка домашнего задания. Слайд 2 .

Пересказ по плану сказки Б.Житкова «Храбрый утёнок».

    Хозяйка кормит утят.

    Боятся стрекозы.

    Может быть утята заболели?

    Алёша обещает помочь.

    Утёнок сдержал слово.

    Стрекоза больше не прилетала.

    Сообщение темы урока. Слайд 3 .

Сегодня мы познакомимся с писателем Виталием Валентиновичем Бианки и его рассказом «Музыкант».

    Знакомство с новым произведением.

а) беседа учителя с учащимися об авторе.

Ребята, знакома вам фамилия писателя? Кто из вас читал его книги? Назовите, какие?

Многие названия его произведений содержат любопытный вопрос. Например, «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Где раки зимуют?», «Чьи это ноги?».

Учитель показывает детям названные книги.

Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года (116 лет назад!) в семье биолога. Писатель закончил Петербургский университет, где с большим интересом изучал жизнь растений и животных. Виталий Валентинович жил в разных районах нашей страны и много путешествовал, свои впечатления от путешествий он воплощал в детских произведениях.

Слайд 4 .

Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Эту любовь мы видим уже в самих названиях произведений. Например, «Снегирушка – милушка», «Пёрышко» и другие.

б) чтение учителем произведения (делаю смысловые паузы после каждой части, дети отвечают на вопросы).

Слайд 5 .

г) словарная работа (выполняется в ходе чтения)

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

в) проверка первичного восприятия рассказа по вопросам. Слайд 6 .

    На чём играл старый медвежатник?

    Что сказал ему колхозник?

    Зачем медвежатник пошёл в лес?

    Что он услышал, когда отдыхал в лесу?

    Какую картину увидел старик в лесу?

    Почему он не убил медведя?

6. Чтение рассказа учащимися (про себя).

Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике.

7. Составление плана рассказа. Слайд 7 .

Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

Слайд 8. План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

8.Физминутка.

Идёт медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух руках, на двух ногах,

Мы тоже можем так.

В лесу пастух трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

9. Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

Слайды 9 – 1 2 .

10. Дополнительное задание к рассказу «Музыкант». Слайд 1 3 .

а) работа в парах

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

б) проверка выполнения задания. Слайды 14-15.

11. Сообщения о медведях заранее подготовленных учащихся. Слайд 16.

Ребята, я просила вас из Интернета, детских журналов или книг подобрать стихи, рассказы, загадки о медведях.

Примерный ответ учащегося.

На Севере нашей страны, в царстве снега, холода и льда живут белые медведи.

Бурые медведи живут в лесной полосе, в горах. Бурый медведь один из крупных представителей хищников. Вес медведя достигает 300 кг, длина тела более 2 метров. У нас в Ставропольском крае медведи встречаются редко, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.

Самые глухие горные места, заросшие скалистые балки, побережья рек – любимые места обитания медведей. Ходит по лесу не торопясь, лишь иногда останавливается и начинает принюхиваться, прислушиваться. Но в момент охоты или опасности медведь преображается. Всё его огромное тело напрягается, зверь становится ловок и быстр в движениях. Несмотря на то, что медведь хищник, по существу он всеядный. Может лакомиться фруктами, ягодами, лесными орехами, каштанами, муравьями, мёдом диких пчёл, рыбой. Длинные и очень твёрдые когти позволяют ему прекрасно лазать по деревьям.

12. Выставка книг В. Бианки.

В нашей школьной библиотеке и классной библиотечке много книг В. Бианки. Я советую вам их прочитать. Одной из самых известных писательских работ Бианки является «Лесная газета», где он увлекательно пишет о жизни в лесу.

13. Рефлексия.

Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

14. Домашнее задание : чтение и пересказ рассказа «Музыкант» по плану и опорным словам.

Источники:

1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Родная речь».1 часть. М., «Просвещение», 2008

2. Климанова Л.Ф. Методическое пособие к учебнику «Родная речь». 2 класс. М., «Просвещение», 2005

    Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 20104.

    Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999

5. www . kirovregion . ru / cgi - bin / news / index . cgi ? id =5473

6. www . animal - forum . ru / viewtopic . php ? p =2320

7. www . baby - scool . narod . ru / media / book / img / foto / index . html .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Ильинская средняя общеобразовательная школа

Хотынецкого района Орловской области

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конспект урока

литературного чтения

во 2 классе

по теме

« В.В. Бианки "Музыкант"»

Подготовила:

учитель начальных классов

Залыгина С.А.

2015 год

Конспект и презентация для урока литературного чтения по теме:

В.Бианки. «Музыкант» во 2 классе

УМК «Школа России»

Учебник: Л.Ф. Климанова. «Родная речь» в 2-х ч. М., «Просвещение», 2014

Тема . В.Бианки. «Музыкант».

Цели : Учить работать с художественным, текстом (формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;

Познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие:

Развивать устную речь учащихся;

Развивать образное и логическое мышление;

Расширять кругозор детей;

Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

Воспитательные:

Воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

Воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

Воспитание критического мышления.

Тип урока . Урок открытия новых знаний. Комбинированный

Методы работы : объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.

Планируемые результаты:

регулятивные УУД:

1) учащиеся формулируют тему и цели урока;

2) принимают и удерживают учебную задачу.

3) оценивают свою работу, деятельность;

4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении.

познавательные УУД:

    ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;

    используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей .

коммуникативные УУД:

    слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;

    формируют навыки учебного сотрудничества.

личностные УУД:

    осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;

    воспитывают любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Добро пожаловать на урок литературного чтения

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Девиз нашей работы:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

А у вас какое сегодня настроение? Покажите своё настроение: Солнышко-всё у меня будет хорошо; солнышко и тучка - немного волнуюсь; тучка – у меня ничего не получится.

Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране "О братьях наших меньших"

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Ребята, кого называют "братьями меньшими"?

А какие писатели рассказали нам о них?

Какое домашнее задание вам было задано?

Проверим домашнее задание.

Прочитайте выразительно рассказ Бориса Житкова «Храбрый утёнок».

Скажите, кто вам из ребят понравился больше?

Почему.

Молодцы вы справились с домашней работой хорошо! Оцените своих одноклассников.

III . Речевая разминка.

    Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.

    Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. СЛАЙД 1

Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.

Прочитаем её тихо, громко, ещё громче.

Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно.

Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе).

IV. Мотивация к учебной деятельности.

(У доски выставка книг) СЛАЙД 2

Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора В. Бианки)

А можно догадаться, о чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)

- По выставке книг и по страничке учебника определите тему нашего урока

    Сегодня познакомимся с произведением Виталия Бианки «Музыкант». (Учебник страница 142)

Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда.

    Как вы думаете, о ком или о чём будет говориться в этом рассказе?

Как называется произведение?

Скажите значение слова “музыкант”. (Выслушиваются ответы детей)

Музыкант - артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой. (словарь Ожегова) - РАБОТА СО СЛОВАРЁМ

    Физкультминутка
    - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши.

    Игра «Определи музыкальный инструмент» ( Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина).

    V. Постановка учебной задачи:

- Зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: познакомиться с творчеством В.В. Бианки;

познакомиться с его произведением «Музыкант»;

учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.

VI. Работа по теме урока. Работа с текстом во время чтения

а) словарная работа СЛАЙД 4

Медвежатник – охотник на медведя;

Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы;

Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;

Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

б) первичное чтение.

Учитель - Я буду читать рассказ, а ваша задача – слушать внимательно, после прочтения я задам вам несколько вопросов.

в) проверка общего понимания содержания.

Учитель - Вы прослушали внимательно начало рассказа, а теперь ответьте на вопросы:

    О чём я прочитала ? (ответы детей ).

    Ответьте на вопросы усложнённого теста по прослушанному произведению.
    Тест
    1) Что делал старик, когда встретил колхозника?
    а) ловил рыбу;
    б) играл на скрипке;

    в) играл на баяне;

    2) Что сообщил колхозник старику?

    а) что он видел в лесу медведя;

    б) что он собрал много грибов;

    в) что в лесу много ягод;


    3) Как поступил старик?
    а) остался сидеть на завалинке;

    б) пошёл поговорить с соседом;

    в) пошёл в лес;
    4) Какой звук услышал старик?

    а) красивый тонкий звук;

    б) как рубят деревья;

    в) пронзительный комариный писк;


    5) Кого он увидел в лесу?
    а) зайца;
    б) лису;
    в) медведя.

Парная проверка

2) - Пойдёт старик на охоту или нет? (ответы детей ). РАБОТА СО СЛОВАРЁМ (ЛЕС) СЛАЙД 5

Лес – это природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы, звери.

Стихотворение о лесе, сообщение о медведе. (СТЕПАН, ДАША)

а) Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

б) СЛАЙД 6 Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, в глухих лесах. Они отличные охотники, но часто питаются лесными ягодами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь - большой любитель мёда: даже укусов пчёл не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверь заботится о берлоге, где можно поспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосёт. Да и не сосёт он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей можно иногда спутать с человеческими следами. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: медведь проворен и может догнать даже лошадь.

    Чтение 4 части

а) Отработка техники чтения- чтение в пол голоса (СТР 144, 1 абзац)

б) Чтение про себя(СТР 144, ДИАЛОГ)

в) Чтение вместе с учителем (БУКСИР)

б) Беседа по части

- Что услыхал старик в лесу? (звук «Дзенн»).

Как вы понимаете словосочетание «красивый звук»? (Чистый, нежный, приятный, хочется еще раз его послушать.)

Что увидел старик на опушке леса? Ответ найдите в тексте и прочитайте. (Старик и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом…)

Как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук.)

Как поступит старик с медведем?

VII Физкультминутка

Топай, мишка,хлопай,мишка,

Покружись со мной, братишка,

Руки вверх,вперёд и вниз

Улыбнись и садись.

VII I . Продолжение работы по теме урока

1). Составление плана рассказа . Слайд 7. Слайд 8

Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа.

План рассказа «Музыкант».

1 часть. Старый медвежатник любил музыку.

2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.

3 часть. Медведь – музыкант.

4 часть. Охотник пожалел медведя.

2) Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам.

Слайды 9 – 12.

1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь.

2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзенн!», удивился, пошёл, опушка.

3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает.

4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал.

3) Дополнительное задание к рассказу «Музыкант». Слайды 13, 14, 15

а) работа в парах, в группах

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги.

Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.

Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!

IX Закрепление нового материала.

1) Выборочное чтение.

Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац).

Как старик услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).

Как медведь играл на щепках? (с.143.)

Как медведь слушал музыку? (с. 143).

Как оценил старик игру музыканта? (с.143).

2) Анализ произведения

Определите жанр произведения.

- Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика.

- Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте.

Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов?

Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа.

И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит?

(Слушаются ответы учащихся).

Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать

так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы.

Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста.

Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение.

- «Дзенн»- это звукоподражание.

X Рефлексия . (да + или нет -)

1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ

2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.

3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).

4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)

5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.

6. Старик убил медведя? (-)

Поменяйтесь заданиями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).

Встаньте те, у кого всё верно! МОЛОДЦЫ!

Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

XI. Домашнее задание: чтение и пересказ рассказа «Музыкант»

Итог:

Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

Если урок научил вас быть чуточку добрее, значит, вместе с рассказами об"братьях наших меньших" мы прониклись в мир милосердия, сострадания

Довольны ли вы своей работой на уроке? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Нарисуйте выражения ваших лиц на солнышках (Грустное или веселое)

В природе столько красоты
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.


Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи ,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

(В. Чижов)

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению Виталия Валентиновича Бианки «Музыкант»

Подготовила учитель начальных классов Чекмарёва Анна Юрьевна

2012 год.
Тема урока: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант». Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать внимание, мышление; прививать любовь к природе. Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий. Оборудование: портрет и книги Бианки, карточки с биографическим текстом, с тестами для проверки первичного восприятия текста, рисунки для рефлексии, презентация ко всем этапам урока.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Речевая разминка На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь) На доске: Мишка и мушка. Мишка брёл лесной опушкой. Повстречался мишка с мушкой. Закричала мушка грозно: - Уходи, пока не поздно! – Гром тут грянул, как из пушки. Убежал медведь с опушки. - Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле? Чтение стихотворения вместе с учителем.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение вслух отдельными учениками стихотворения.
3. Определение темы и цели урока
На доске запись: Заходер Крылов Пушкин Носов Чуковский Токмакова - Установите, с чьим творчеством мы познакомимся на уроке. Его фамилию можно определить по первым буквам имён писателей, чьи фамилии вы видите на доске. - Заходер Борис (б), Крылов Иван (и), Пушкин Александр (а), Носов Николай (н), Чуковский Корней (к), Токмакова Ирина (и). Получилась фамилия Бианки. Значит мы на уроке познакомимся с творчеством Бианки Виталия Валентиновича. - Атеперь определим название произведения, которое мы будем читать. Чтобы его определить, вам потребуется знание алфавита и шифр.
На доске запись: 14 21 9 29 12 1 15 20 - По номерам букв определите слово, которое является названием произведения. - Произведение называется «Музыкант»
На доске появляется запись: Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока. - Цель урока: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки; познакомиться с его произведением «Музыкант»; учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.
4. Подготовительная работа

    Работа с биографией автора.
- Приступим к работе над поставленной целью. Я расскажу вам о Бианки. Вы прослушаете биографию очень внимательно. Затем я раздам вам тексты о писателе с пропущенными словами, а вы восстановите их по памяти.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. От отца - ученого-орнитолога - талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду.
Разными были интересы, таким же - образование. Вначале - гимназия, затем - факультет естественных наук в университете, позднее - занятия в институте истории искусств. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал (правда, не всегда по своей воле). Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки тогда, в начале 20-х годов, жил в Бийске, где преподавал биологию в школе, работал в краеведческом музее. Осенью 1922-го Бианки с семьей вернулся в Петроград. В те годы в городе при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Маршак и привел однажды с собой Виталия Бианки. Вскоре в журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В том же, 1923 году, вышла первая книжка («Чей нос лучше»). Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- А теперь на листочках, которые у вас на столах, поработайте в парах. Восстановите биографию Бианки, вставив пропущенные слова. - Виталий Бианки родился…году…в городе… . Фамилия ему досталась от предков - … . Отец его был учёным - … . В семье Бианки было… мальчиков. В их квартире хранился небольшой… . Летом семья Бианки уезжала в деревню … . Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное … . Ему было … лет. Первое ружьё ему подарили в … лет. Он очень любил … и … . Бианки много путешествовал. Особенно запомнились походы по … . В Петрограде в литературном кружке он познакомился с … . Первый рассказ Бианки был опубликован в журнале «…» . А самой знаменитой книгой стала книга «…» .
Если вам будет трудно, то воспользуйтесь словами для справок.
«Воробей»,зоопарк, Петербург, итальянцы, орнитолог, 5 лет, трое детей, Лебяжье, путешествие, 13 лет, поэзия и футбол, Алтай, Чуковский, Маршак, «Лесная газета».
2.Словарная работа.
Медвежатник – охотник на медведей Завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы Опушка – край леса
- В произведении В. Бианки «Музыкант» вам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Назовите эти слова.
Устанавливается лексическое значение слов.
    Предопределение учащимися содержания нового произведения.
- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и последнее предложение: И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве, попытайтесь определить, о чём в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
5. Чтение нового произведения учителем
6. Проверка первичного восприятия
- Чьё предположение оказалось более точным?(Учащиеся высказывают своё мнение). - Ответьте на вопросы усложнённого текста по прослушанному произведению так, чтобы получился связный рассказ. Тест 1) Что делал старик, когда встретил колхозника? а) ловил рыбу; б) играл на скрипке; в) играл на баяне; 2) Что сообщил колхозник старику? а) что он видел в лесу медведя; б) что он собрал много грибов; в) что в лесу много ягод;
    Как поступил старик?
а) остался сидеть на завалинке; б) пошёл поговорить с соседом; в) пошёл в лес;
    Какой звук услышал старик?
а) красивый тонкий звук; б) как рубят деревья; в) пронзительный комариный писк;
    Кого он увидел в лесу?
а) зайца; б) лису; в) медведя;
    Как поступил старик?
а) … …; б) … …; в) … … .
7.Физкультминутка - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. - Если я назову дерево, то вы подпрыгните на месте. Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина.
8. Чтение текста учащимися
Установка: определить жанр произведения.
9.Анализ произведения
- Определите жанр произведения. - Это рассказ. Это небольшое по объёму произведение. В нём мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика. - Кого автор называет музыкантом? - Автор называет музыкантом старика и медведя. Они оба любили музыку и играли каждый на своём инструменте. - Кто же является главным действующим лицом из этих двух музыкантов? - Главное действующее лицо – старик – охотник. С ним связаны все события рассказа. - И с ним связана основная мысль рассказа. А в чём она состоит? (Слушаются ответы учащихся). - Природа разнообразна и удивительна. В ней много тайн и чудес. Задача человека – беречь природу, не губить её понапрасну. Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека. Даже необдуманно и без необходимости сорванный цветок на лесной поляне – это травма для природы. - Найдите в рассказе «Музыкант» один словесный и один звуковой приём художественной изобразительности текста. - Красивый тонкий звук, как струна запела. Это сравнение. - «Дзенн»- это звукоподражание.
10.Подведение итогов урока
- Скажите, о творчестве какого автора мы говорили на сегодняшнем уроке. - С каким его произведением познакомились? - Как в нём отражается характер творчества этого писателя?
11.Рефлексия
- На доске изображены три медведя: улыбающийся, равнодушный, грустный. Если вам понравился урок, поставьте точку около улыбающегося медведя. Если урок не затронул ваших чувств, то поставьте точку около равнодушного медведя. Если вам почему-то урок очень не понравился, поставьте точку около грустного медведя.

Литература.

    Г.А. Бакулина. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров:ВГПУ, 2000. Г.А. Бакулина. Уроки литературного чтения. Развиваем интеллект, творчество, активность. 2класс.- Киров, 2007. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к УМК Л.Ф. Климановой и др. «Школа России»). – Москва. «ВАКО»,2012.