Конспект НОД в старшей группе. Тема «Богатыри земли русской»

О Т К Р Ы Т О Е З А Н Я Т И Е

в подготовительной группе.

«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

Воспитатель:

ЦЕЛИ:

1. Воспитание мужественности у мальчиков.

2. Закрепление знаний о героях сказок и героях Великой Отечественной войны.

ОБОРУДОВАНИЕ:

аснецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», портреты героев ВОВ.

ПОДГОТОВКА:

Словарная работа: экскурсовод, экскурсанты, богатыри, витязь , застава, клинок, орден, гимнастерка, автомат, Герой Советского Союза.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в картинную галерею. Тема экскурсии – «Богатыри Земли Русской». У нас как в настоящем музее будет несколько залов. Экскурсоводом буду я, а вы, экскурсанты, будете мне помогать. А вот и наш первый зал. Выставлены картины В. Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», и А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».

Тихо звучит музыка, звон колоколов.

Экскурсовод.

Богатыри – слово древнее. Что оно обозначает?

Дети:

Богатырь – сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.

Экскурсовод:

Как еще называли богатырей?

Дети:

Экскурсовод:

Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, кого из богатырей вы узнали?

Дети:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Экскурсовод:

На какой картине они все изображены?

Дети:

«Богатыри».

Экскурсовод:

Кто написал эту картину?

Дети:

Васнецов.

Экскурсовод:

Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почувствовали. Богатыри повернули головы. Они предвидят битву. Дети, опишите Илью Муромца, какое у него лицо, каков он сам? Что вы знаете о его характере, о происхождении?

Дети:

Илья Муромец – крестьянский сын. Он уже не молодой, добрый. Сильный, спокойный, рассудительный, степенный, умный. Он победил Соловья-разбойника, Чудо-Юдо. Служил он не за богатство, не за славу, защищал Землю Русскую, народ.

Экскурсовод:

Как имя второго богатыря?

Дети:

Добрыня Никитич.

Экскурсовод:

О чем говорит это имя?

Дети:

Добрыня – добрый, его любил народ.

Экскурсовод:

Кто может рассказать об этом богатыре?

Дети:

Ответы детей.

Экскурсовод:

Я дополню ваши ответы. Далеко о Добрыне шла слава: он и статен, и высок, и грамотен, и в бою смел, и на пиру весел. Добрыня и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.

В славном городе Ростове рос Алеша, по прозвищу Попович. С малых лет копье держал, из лука стрелял, коней укрощал. На заставу взяли его старшие товарищи, чтобы учить его ратной службе, чтобы он стал богатырем. Каким вы видите Алешу Поповича?

Дети:

Сильный, красивый, задумчивый, любит играть на гуслях.

Экскурсовод:

Как стоят богатыри?

Дети:

Рядом, они дружны, плечом к плечу, не оставят в беде друг друга. Не пробиться врагу через богатырскую заставу.

Экскурсовод:

Когда есть такая защита – народ себя чувствует сильным, надежна защита молодецкая.

В картине художник воспел непобедимый русский народ. Васнецов говорил: «Мы не щадили себя, боролись и будем бороться за независимость нашей земли. Русские люди никогда не боятся того, что сулит им будущее. И в наши дни народ славит своих защитников. Слава богатырям Земли Русской!»

Переходим в следующий зал. Что вы здесь видите?

Дети:

Портреты мужчин, военных.

Экскурсовод:

Это, ребята, герои Великой Отечественной войны. Давайте рассмотрим несколько портретов.

Выставлены портреты героев ВОВ, не обязательно упомянутые, можно по выбору воспитателя.

Экскурсовод:

Вот портрет Сизова Бориса Ивановича. Что вы можете рассказать о нем?

Дети:

Сильный, храбрый, отважный, молодой. На нем гимнастерка с погонами и орден, в руке у него клинок.

Экскурсовод:

Обратите внимание на его лицо – какое оно мужественное, у него смелые глаза, решительный взгляд, он как бы зовет в бой своих товарищей.

Это русский, гвардии старший лейтенант Сизов. В марте 1945 года гитлеровцы появились в районе штаба дивизии. Сизов возглавил сводный отряд. Но силы были не равны. Когда кончились патроны, он выхватил клинок и бросился в рукопашную схватку, увлекая за собой товарищей. Раненый Сизов сражался до последней капли крови. Ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

А вот портрет Героя Советского Союза Асанова Даира Асановича. Он по национальности киргиз. В годы войны был наводчиком оружия. В одном из боев он уничтожил 8 танков, 6 бронемашин и 40 автоматчиков противника. Когда орудие вышло из строя, он отстреливался из автомата. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать об этом человеке?

Дети:

Он сильный, храбрый, у него открытый смелый взгляд.

Экскурсовод:

Каким бы храбрым ты ни был, но один в поле не воин. А когда мы вместе – мы сила.

На войне бойцы сложили много пословиц и поговорок. А знаете ли вы их?

Дети:

Умелый боец везде молодец.

Хорош в строю – силен в бою.

Солдатское дело – воевать храбро и умело

Русский солдат – не знает преград.

Красна девушка косами, а солдат – орденами.

Друг за друга стой – и выиграешь бой.

Экскурсовод:

Наш народ перенес страшную и тяжелую войну и вышел победителем. Только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.

Ребенок:

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо дедам и отцам!

Экскурсовод:

Вы так же будете защищать свою Родину от врагов? Какими должны стать наши мальчики?

Давайте перейдем в следующий зал. Он еще пустой, но мы его украсим рисунками. Вы сейчас сами будете художниками. Мальчики нарисуют картины на тему «Я будущий защитник», а девочки могут нарисовать картины на тему «Какими мы хотим видеть наших мальчиков, когда они станут взрослыми».

Ребята за партами рисуют под песню «Богатырская сила».

Рисунки используются для оформления групповой книги по проекту «Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на войне».

Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои – Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -
ДЕТСКИЙ САД № 1888

Тематическое занятие «Сильна Россия богатырями!»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Колыданова Г.А.

МОСКВА 2013 Тематическое занятие в подготовительной группе «Сильна Россия богатырями!»

Воспитатель ГБОУ ЦРР д/с № 1888 Северное Медведково г. Москвы .

Колыданова Г.А.

Цель: Формировать представление и углублять знания детей о прошлом Руси, о ее защитниках- богатырях; вспомнить, что такое былина и кто такие былинные герои - Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич; воспитывать нравственные основы, опираясь на образы старинных героев; продолжать знакомить с богатым языком былин и народных песен-сказаний; воспитывать чувство гордости и уважения к героям, воспетым народом и не забывающим их; закрепить и расширить знания детей о творчестве великого художника В.М.Васнецова по картине «Богатыри»;обогащать словарный запас детей: стольный град, летописец, сказитель, гусляр, старец, басурман, былина, сказание, булава, колчан,палица, лук, шлем, ратник, снаряжение, доспехи, кольчуга; учить последовательно, связно и выразительно рассказывать о богатырях, подбирать точно слова, описывая их внешний вид.

Предварительная работа : Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри», знакомство с былинами: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Добрыня Никитич и Алеша Попович», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», рисование богатырей в доспехах; прослушивание отрывков из музыкальных произведений «Садко», «Сражение Ильи Муромца с Соловьем - разбойником».

Ход занятия:

Воспитатель:

«Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И не одна еще стихия,

Не победила твой народ!

Из тьмы веков ты восставала,

И становилась все сильней!»

Россия, Родина, Русь. Слово «Русь» пришло к нам из далекой древности и осталось с нами. Мы говорим: «Матушка - Россия!» Все в ней нам дорого. Поэтому мы ее бережем и защищаем. Ребята, кто такие защитники Отечества?

Ответы детей: Это воины, богатыри, которые охраняют и защищают Родину, любят ее и волнуются и делают все для того, чтобы был мир.

Звучит «Утро» Э. Грига.

Воспитатель :

« Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!»

Ребята, какие чувства у вас вызвало это стихотворение?

Ответы детей : Чувство гордости за свою Родину.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

В давние времена на Русь часто нападали, совершали набеги, нападения враги, которые разоряли села и деревни, грабили и увозили награбленное. Все то, что создал простой народ. И каждый раз на защиту Земли русской вставали ее воины - бесстрашные богатыри! Их народ и прозвал защитниками матушки- Земли русской за смелость и силу, ум и подвиг. Народ складывал о них песни, былины, сказки и все это дошло и до наших дней.

Звучит песня «Богатырская сила» А.Н. Пахмутовой. Входят « богатыри» - мальчики в костюмах и исполняют танец богатырей. Представляются, читают стихи:

«Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата!»- говорят не зря!

С поля боя нет возврата, за спиною Русь!

Мать- Земля, родные хаты…

Эй, смелее в бой, ребята!»

Меч и лук, копье, булава, щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырь земли родной!»

Показ картины В. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель :

Многие композиторы и поэты считают за честь говорить о русских богатырях. Не один Илья Муромец был богатырем на Русской земле. Их было много, из них трое были самые главные.

«Богатыри» — картина Виктора Васнецова . Распространённое название картины — « Три богатыря » является неправильным. Васнецов работал над картиной почти двадцать лет. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи . Вот они, ребята, богатыри Земли русской.

Кто написал эту картину?

Кто может назвать, как зовут богатырей?

Как одеты богатыри?

Как называется одежда, одетая на богатырях?

Зачем богатырям такая одежда?

С кем сражались богатыри?

Какие кони под нашими богатырями? Опишите их.

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы и познакомились с богатырями: сильными и смелыми, любящими свою Землю.

Послушайте, как я расскажу вам о славных богатырях Земли русской. Охраняют заставу от вражеских сил три богатыря, три силача, три удальца. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в невысокие холмы, посреди пожухлой травы и изредка проглядывающих маленьких ёлочек. Небо пасмурное и тревожное, означает грозящую богатырям опасность.

Все под стать: смелые и сильные. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец- славный богатырь. В нем чувствуется и сила, и мощь, и мудрость.У него мужественное и благородное лицо. Отличительной особенностью его облика является широкая борода с проседью. Он не молод. И конь, как хозяин, спокоен, только косит глазом в сторону врага да потряхивает бубенчиками под челкой. Конь силен, и кажется, если сдвинется с места, то загудит под ним наша Земля- матушка. Вот так сила! Илья Муромец отлично вооружен: одет в железную кольчугу, на голове- защитный шлем, а в руках у него булатная палица да щит с длинным копьем. А за спиной свисает колчан со стрелами. Внимательно и зорко всматривается богатырь в даль степную. Не видно ли врага? Он готов к бою, но напрасно проливать человеческую кровь не будет. Честно служит Илья Муромец. Для него главное - это спокойствие и мирная жизнь.

По правую руку от Ильи Муромца еще один богатырь земли русской - Добрыня Никитич. Известный и любимый народом воин. Одежда на нем богатая и добротная. Он сильный и умелый воин, отлично стреляет из лука, искусен в боях. Этим и заслужил всенародную славу и любовь. И если Илья Муромец был крестьянский сын, то самый молодой богатырь- Алеша Попович- сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как его товарищи, но он ловок и умен, быстр, и находчив. Этим и заслужил в народе славу. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь косит глаза да лук держит наготове. А конь его ему под стать: наклонил голову, уши навострил и сам смотрит в сторону врага. Три богатыря такие разные, но у них одна общая цель: охранять Родину.

Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами. А что такое Былина?

Ответы детей

Слово «былина» произошло от слова быль, было, то есть,то что было когда-то давно. Об этом и говорится в былинах.

Кто слагал Былины о богатырях? (Ответы детей)

Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. Послушайте и скажите, о ком можно так сказать?

«Он — рослый, прямой и упрямый,
В кольчуге. С шеломом стальным,
И конь его, тяжкий как мамонт,
Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!
А очи горят добротой.
Как будто бы взор его синий
Забрызгало волжской водой».

Воспитатель : Правильно. Так можно сказать только о богатыре .

А теперь поиграем. Игра «Подбери слова, близкие по смыслу»

Богатырь (защитник, силач, воин)

Храбрец (смельчак, герой, рыцарь)

Храбрый(смелый, ловкий, отважный, бесстрашный, мужественный)

Богатырский (храбрый, могучий, сильный)

Игра «Назови пословицу о богатырях и дружбе.

Воспитатель : Ребята, а какие пословицы подошли бы к нашим богатырям? Воспитатель бросает детям мяч, а дети называют пословицы.

Ответы детей:

Сам погибай, а товарища выручай.;

Трудно в учение, легко в бою.;

Жить - Родине служить.;

Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.;

Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.;

Сражайся смело за правое дело.;

Доброе братство милее богатства.;

За правое дело стой смело.

Не родом богатырь славен, а подвигом.;

Кто смел, тот и на коня сел.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц.

Познакомлю вас еще с одной пословицей: «Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно. У богатырей одна цель - не пропустить врага и крепко стоять на страже Родины.

Кто такой богатырь?

Дети:

«Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган, Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей, И стариков, и матерей!

Храбры, честны, сильны

Богатыри Земли!»

Воспитатель :

Выберите слова, характеризующие человеческие качества богатырей:

Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный,

мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый,

жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.

Ответы детей.

Воспитатель:

А теперь мы станем богатырями и немного разомнемся.

Физкультминутка « Дружно встали»

(под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»)

«Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево)

Буквой Л расставим ноги,

(ноги расставить)

Точно в танце - руки в боки,

(руки поставить на пояс)

Наклонились влево,вправо

(наклоны влево, вправо)

Получается на славу!»

Воспитатель: А теперь, ребята, ответим на вопросы викторины по русским былинам, которые мы читали.

1. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын. )

2. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )

3. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома. )

4. Что обозначает слово «Муром»? (Древнерусское «мур» - стена каменная, защита, оплот. )

5. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец. )

6. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

7. Существует много опер на сказочные сюжеты. В основу какой оперы легла былина? (Оперы Н. Римского-Корсакова «Садко». )

Воспитатель : Вот как много интересного мы узнали о богатырях Руси.

А теперь, ребята, попробуем разгадать кроссворд.

7

1








2




3


6





4







5







По горизонтали:

1-оружие богатырей ввиде деревянной палки с шаром на конце.

2-оружие, из которого стреляют стрелами.

3-предохранительное вооружение богатырей.

4-древний музыкальный инструмент со струнами.

5-человек, рассказывающий былины и сказки.

По вертикали:

1-русская народная эпическая песня о подвигах богатырей.

6-чем обладают богатыри.

7-название посуды, из которой пили воду богатыри.

ОТВЕТЫ

По горизонтали 1. Булава 2. Лук. 3. Доспехи.4.Гусли. 5. Старец.
По вертикали: 1. Былина. 6. Сила. 7.Чаша.

Воспитатель : Молодцы! Вот и получилось у нас слово русское и могучее «Богатырь».

И наши мальчики, когда станут взрослыми, тоже станут охранять и защищать нашу Родину и не пускать на нашу святую Землю врагов.

«На лбу бывают шишки, под глазом - фонари.

Уж если вы - мальчишки, то вы - богатыри!»

А сейчас я каждому мальчику подарю на память о нашем занятии небольшие медальки, на которых написано «Богатырь». Спасибо за занятие.


Конспект НООД по рисованию для детей подготовительной группы

Тема: «Богатыри земли русской»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Программные задачи:

Обучающие:

Продолжать закреплять умение рисовать человека, соблюдая пропорции частей тела

Совершенствовать умение рисовать красками

Развивающие:

Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова

Развивать творческое воображение, чувство цвета

Воспитательные:

Продолжать воспитывать гордость за свой народ через ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, формировать патриотические качества на материале легенд, сказок, стихов, исторических событий нашей Родины.

Оборудование:

Демонстрационное: репродукция картины М.В.Васнецова «Богатыри »;

образец - рисунок педагога, музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

Раздаточное: альбомы для рисования, простые карандаши, салфетки, вода, краски акварельные, кисти №3, №5

Ход деятельности:

1. Организационный момент:

Звучит музыка композитора Н.Римского-Корсакова (тема шествия богатырей)

В группу входят 3 мальчика, одетые в русские национальные рубахи, в шлемах, встают перед детьми и воспитатель загадывают загадку:

Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете.
Одного напомню я -
Это Муромец Илья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это такие к нам пришли?

Ответы детей (русские богатыри)

Ребята читают стихи про богатырей:

1 ребенок: Если богатырь на страже,

Может быть уверен каждый –

От врагов защищены

Рубежи родной земли.

2 ребенок: Навстречу ворогу чужому,

Чтоб защитить родимый кров,

Стеной стоит наш богатырь огромный

И не уступит наш заставы ров.

3 ребенок: Богатыри в твореньях Васнецова

Раскрыли русские черты:

И меч, и шлем – все образцово

Рождают гордости мечты.

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, а кто такие богатыри, это вымышленные герои или они существовали действительно?

Ответы детей (это сильные, крепкие и смелые воины, но они жили давно и защищали свою землю от врагов, как солдаты)

Воспитатель: Правильно, ребята, вы все верно сказали, а наших мальчиков мы можем назвать богатырями?

Ответы детей (конечно, ведь они будущие защитники нашей родины)

Воспитатель: Живут на земле Красота, Добро, Радость, но есть на земле и злые силы, одолеть которые могут только смелые, сильные, бесстрашные Богатыри.

Посмотрите на эту репродукцию. В Третьяковской галерее она занимает целую стену.

Дети рассматривают репродукцию «Богатыри»

Полюбуйтесь на эту картину. Как вы думаете, о чем, о ком эта картина?

(о богатырях)

Какое настроение она создает? (Гордости, надежности, защиты)

Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей)

Вот и В. М. Васнецов назвал ее просто и коротко – «Богатыри».

Богатырь – значит смелый и храбрый воин, удачный в бою.

Воспитатель: Остановились в поле три всадника. Это русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, вглядываются, а не враг ли там вдали. Они вооружены.

Вопрос к детям: Чем вооружены богатыри? (щитом и мечом) А во что одеты? (в доспехи)

Шлем фигурный на голове с высоким шишаком. Щит и ножны меча украшены.

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова, он представлял богатырей такими, а какими вы представляете себе богатырей?

Давайте их нарисуем!

А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

Основная часть:

Дети садятся за столы.

Воспитатель показывает детям, как лучше расположить альбом (вертикально), как сориентироваться на листе, сделать набросок карандашом, соизмерить пропорции частей тела.

Выбрать краски для раскрашивания богатыря дети могут самостоятельно.

Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи.

3. Итог занятия (рефлексия)

По окончанию рисования дети показывают друг другу своих богатырей и делятся впечатлениями.

Воспитатель: Молодцы, ребята какие красивые, сильные богатыри у вас получились. С ними нам не страшны никакие враги! Мы гордимся нашими героями. И будем больше узнавать историю нашей России. Этому будут помогать нам сказки, былины, картины, книги.


Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.



Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.


Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.


Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.


Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне. Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал. Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.


Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве в Кожевенной слободе. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.


ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.


Микула Селянинович – любимейший народный герой, пахарь-богатырь. Никто не в силах сравниться с ним ни по силе, ни по могуществу. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с тягою (силой) земною, которую небрежно обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина», - поучает былина о Вольге и Микуле. Она возвышает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным: «деревенским людом Русь кормиться»


А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне

Актуальность:

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, изучить историю и культуру страны как свою собственную биографию. "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоеванного русскими людьми на протяжении долгих столетий. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших победах, памятниках, литературе, языке. Национальные отличия сохранятся на поколения, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Цель проекта: обогащение ребенка знаниями об истории России.

Задачи проекта:

  • формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;
  • воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональное переживание;
  • развитие интеллектуальной компетентности ребёнка;
  • развитие творческих способностей ребенка.

Длительность проекта: февраль.

Участники проекта: воспитанники группы, семьи воспитанников, воспитатели, воспитатель изодеятельности, музыкальный руководитель.

План образовательной деятельности воспитателя по проекту.

(интеграция областей "Познание" + "Коммуникация" + "Социализация" + "Художественное творчество")

Нед Тема Цель Творческая деятельность
I Богатырская Русь

Рассказ по картине Васнецова "Три богатыря". Рассматривание иллюстраций.

Закрепляем умение рассматривать картину. Формируем умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки. Самостоятельное придумывание события (предшествующее, последующее).
Беседа о гербах. Рассказ воспитателя об украшении счетов различными эмблемами. Познакомить с одеждой и оружием богатырей. Знакомить с историей русского костюма. Изготовление щитов, шлемов, кольчуг.
Просмотр диска "Богатырская слобода". Дать представление о прошлом древних богатырей, их жизненном укладе. Познакомить с историческими фактами жизни богатырей родного края. Воспитывать гордость за богатырскую мощь России. Выставка рисунков по теме "Богатырская застава".
Худ. Литература

"Бой на калиновом мосту", "Никита Кожемяка", "Добрыня и Змей", "Василиса Микулишна".

Формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений. Развитие литературной речи. Приобщение к словесному искусству, в т.ч., художественного восприятия и эстетического вкуса. Расширение словарного запаса. Выставка детских рисунков по сказкам.
Ф.Э.М.П.

"Строители Кремля".

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Формировать навыки чтения плана. Развивать память, внимание, навыки количественного и порядкового счета, решать арифметические задачи.
Конструирование

"Богатырская застава".

Формировать конструкторские навыки, направленное воображение. Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям. Предварительные зарисовки сооружений, анализ схем, конструкций. Формировать совместную поисковую деятельность. Изготовление макета "Богатырской слободы". Работа с родителями: изготовление деталей к макету "Богатырская слобода".
Развитие речи.

"Москва не сразу строилась".

Развиваем связанную речь путем составления рассказа". По серии картинок "История Московского Кремля". Объяснить, откуда произошло название "Кремль", "крепость", "укрепление". Рассказать, что все старинные русские города начинались со строительства кремля для защиты от врагов. Развиваем фонематический слух, умение определять место звука в слове. Выставка рисунков "Старинные города".
Сюжетно - ролевые игры "Защитники древнего Кремля". Воспитываем интерес к русской истории, объяснить, что успех обороны зависел от дисциплины и слаженности всех воинов.
"Аппликация"

Украшение шлемов и щитов.

Закрепляем навыки вырезания по контуру, складывания листа в четверо, вырезание геометрических фигур. Развивать творческий замысел, воображение. Закрепляем навыки работы с ножницами, клеем.
II Эскадрон гусар

Художественная литература

Чтение стихотворения М. Лермонтова "Бородино".

Учить осмысливать содержание произведения. Побуждать к размышлениям над тем, зачем люди пишут стихи а другие их слушают и заучивают наизусть. Учить рассказывать о том, что узнали, осмысливать характеры персонажей, воспитывать любовь к родному краю и стране, формировать образность речи.
Аппликация + конструирование

"Изготовление киверов из цветного картона и бумаги"

Учить работать самостоятельно и в коллективе, закрепляя уверенность в том, что общий результат зависит от усилий каждого. Развивать навыки конструирования по предложенному рисунку или словесному описанию. Учить поиску новых конструктивных решений, поощрять творческую инициативу. Закреплять навыки работы с бумагой и ножницами, кистью и клеем.
Развитие речи.

Составление рассказа по одной из картин о Бородинском сражении.

Знакомить с содержанием картины. Учить составлять описательный рассказ по картине; правильно употреблять местоимения и предлоги в речи; обогащать речь эмоционально окрашенной лексикой; развивать эмоциональную отзывчивость на происходящее; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Раскрашивание силуэтов русских солдат.
Ознакомление с окружающим.

"Москва - столица России". Значение для истории полководца Кутузова. Чтение сказки "Царь-пушка".

Познакомить с достопримечательностям Москвы, ее памятными местами, памятниками древности. Объяснить происхождение названий Царь-колокол, Царь-пушка (фотоиллюстрации). Рассмотреть портрет Кутузова, рассказать о великом полководце. Воспитывать любовь к родине, объяснить значение слова "патриотизм". Заучить поговорку "Пришел Кутузов - бить французов". Рисование кремля, царь-пушки.
Ф.Э.М.П.

Число 9. Составление и решение задач с использованием раздаточного материала (гусары).

Развивать навыки количественного и порядкового счета. Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. Решать арифметические задачи (например, вычислить для скольких гусар понадобится определенное количество сабель). Учить измерять величину предмета условной меркой (высота стены крепости). Рассказать о старинных мерах длины.
Сюжетно-ролевая игра "Семья" - "Собираемся в лесу". Развивать и усложнять известный сюжет. Учить самостоятельно распределять роли; помочь выстроить сюжет игры. Закреплять правила поведения в общественных местах. Выставка рисунков гусар 1812г., дам с характерными деталями одежды (длинное платье, шарф, шляпка, высокая прическа).
III По морям, по волнам.

Ф.Э.М..П. + аппликация

"Корабли на рейде".

Систематизирование знания о числе 8 и цифре 8; формировать представление о составе числа 8 из двух меньших; закреплять умение создавать коллективную композицию; упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основные форму и детали; воспитывать желание принимать участие в общественной работе, добиваясь хорошего качества своего изображения. Коллективная работа "Корабли на рейде".
Художественная литература.

"Про матроса Василия"

Знакомить детей с новым художественным произведением, рассказывающем об истории Российского флота и его героях. Учить воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мыслей. Расширяем словарный запас. Коллективная работа - коллаж "По морям, по волнам"
Развитие речи.

"Веселое путешествие на остров грамматики".

Развиваем навык построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Развиваем словарь: подбор определений и эпитетов к слову "вода". Усвоение названий морских профессий и профессиональных действий. Развитие связной речи - формируем навыки составления предложений по картине и составления короткого рассказа по картине. Развиваем социальные навыки (работа в группе, учитывание мнения других). Развиваем умение отстаивать свое мнение. Развиваем умение придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Развиваем творческое мышление.
Ознакомление с окружающим.

"Водный транспорт".

Закрепляем названия водных видов транспорта. Проследить вместе с детьми историю водного транспорта: от плота к лодке, парусным кораблям и т.д. Показ моделей старинных парусных судов. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира, уважение к людям "водных" профессий, интерес к водным путешествиям, романтике дальних странствий. Объясняем значение слов паро-ход, ледо-кол и т.д. Работа по словообразованию: корабль - кораблестроитель, парус - парусник, море - моряк, река - речник. Обогащение словаря: галера, фрегат, гардемарин. Активизация словаря: капитан, боцман, кок, штурман, юнга, радист.
Рассказ о крейсере "Варяг" и капитане В. Рудневе. Рассказ о герое СССР В. Кускове Учить осмысливать содержание рассказа. Формировать оценочное отношение к героям рассказа. Учить пересказывать рассказ (совместное пересказывание). Рисунки героического крейсера "Варяг".
Строительная игра из напольного конструктора Обыграть сделанную из конструктора постройку, закрепляя профессиональные действия военных моряков.
Ф.Э.М.П.

"Плыви, плыви кораблик".

Закрепляем знания детей геометрических фигур: отличительные признаки треугольник, квадрат, обобщающее понятие многоугольник; навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду. Развиваем внимание и память; творческое воображение, логическое мышление, приемы умственных действий, речь, быстроту реакции, познавательный интерес; навыки самостоятельной и коллективной работы.
Конструирование из бумаги "Парусник". Развивать навыки работы с бумагой, выполнение аккуратных, точных сгибов, завитков. Отрабатывать навыки сгибания бумаги по вертикали, горизонтали, пополам. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу. Развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм.
IV На страже Родины.

Ознакомление с окружающим.

Беседа "Наша армия родная"

Углублять знания о российской армии. Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах Защитников Отечества во время ВОВ.
Ф.Э.М.П. + Аппликация Учить решать задачи на нахождения суммы, записывать арифметическое действие, используя знак "+", придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее знания и умения. Совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и схематических изображений; развивать чувство цвета, творческие способности.
Художественная литература.

"Шинель" Е. Благинина.

Отработка с детьми выразительного чтения стихотворения. Продемонстрировать детям, как по разному могут звучать стихи в зависимости от интонации прочтения. Организована родителями фото выставка "Наши деды и отцы", "Мой прадедушка - герой".
Конструирование.

"Военный самолет".

Сообщить детям новую информацию о различных видах воздушного транспорта. Закрепляем навыки складывания листа бумаги пополам, вырезание по контуру. Развиваем самостоятельный творческий замысел, умение использовать в работе ранее полученные знания, умения, навыки.
Ф.Э.М.П.

Математические задачи.

Пограничник с собакой.

Систематизировать знания о составе числа 10 и цифрах 1, 0; учить раскладывать число 10 на 2 меньших и получать из 2х меньших одно большее. Закреплять навык ориентирования на листе бумаги. (графический диктант)
Экскурсия в мини-музей боевой славы Д/С.

Обобщающая беседа "Герои русской земли".

Обобщение знаний детей о героическом прошлом и настоящем нашей родины. Побуждение к самостоятельному связному рассказыванию о полученных знаниях. Воспитание любви и уважения к защитникам родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов.

План физ.инструктора к проекту "Герои русской земли" область "Здоровье" и "Физическая культура".

Подвижные игры.

1 неделя "Богатыри"

"Бой богатырей".

Цель: удержать равновесие и при этом вытолкнуть противника за линию круга. Дети делятся на пары и попарно размещаются в обручах. По команде Воеводы начинается бой. Игроки должны суметь удержаться в обруче, вытолкнув соперника за его границы.

"Взятие крепости".

Цель: развитие меткости, силы, ловкости, чувства равновесия. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда занимает свою крепость, которую должна защищать. Выталкивая соперников с её стен. Во время взятия крепости соперника дети забрасывают их снежками.

"Царь и Воевода".

Цель: повышение двигательной активности детей с учетом индивидуальных особенностей развития. Из группы детей выбирются 2 героя "Царь", который будет давать задания пойманным детям и "Воевода", который будет ловить нарушителей. Дети выполняют разнообразные движения под музыку. По сигналу они все должны убежать в "домик", "Воевода" ловит. Всех пойманных отводят к царю. Царь придумывает задание каждому пойманному (например: присесть 10 раз, прыгнуть 20 раз, пробежать круг задом наперед и т.п.). После выполнения задания Царя игрок возвращается в игру. Воспитатель помогает Царю выбрать задания ориентируясь на физические возможности пойманного игрока.

2 неделя "Гусары"

Эстафета "Эскадрон в городе"

Цель: закрепление навыков бега с подлезанием. Развитие координации. Ориентировки в пространстве. Дети делятся на две команды-два эскадрона. Первый участник бежит на среднюю линию, поднимает обруч (открывает ворота). Второй подбегает перехватывает обруч. В это время первый пролезает в него и, обегая стойку, возвращается в команду. После этого третий начинает выполнять действия. Игра продолжается до тех пор. Пока весь эскадрон не побывает в городе и не вернется обратно.

"Бравый наездник"

Цель: Закреплять умение прыгать на фитболле с продвижением вперед. Дети прыгают по залу на фитболлах, по команде застывают на месте.

"Полет на ядре"

Цель: развитие координации движения, ориентировки в пространстве. Дети зажимают мяч между колен и бегают по залу. По сигналу "Цель" "ядро" отпускается и игрок замирает на месте.

"Меткий стрелок".

Цель: развитие меткости, скорости реакции. Дети делятся на 2 команды, находящиеся по разные стороны от сетки. По сигналу начинают перебрасывать мячи через сетку на поле противника. Самыми меткими считаются игроки, сумевшие поймать мяч в руки и быстро перебросив его обратно.

3 неделя "По морям, по волнам"

"Спасение матросов".

Цель: закрепление умения выполнять челночный бег по-одному и в парах. Дети-матросы на тонущем корабле. На противоположной стороне игровой площадки обруч - "Остров Спасения". Остаться на острове может только тот кто спас от гибели товарища. Первый игрок оббегая обруч возвращается за вторым, Второй с ним добегает до обруча и возвращается за третьим, а первый остается на острове. Когда все матросы переправлены на остров. Над островом поднимается флаг команды.

"Морской бой".

Цель: Развитие меткости. Дети получают по 3 заряда (мяч или мешочек с песком). Их задача сбить "корабли" противника метким попаданием.

"Свистать всех наверх".

Цель: Развитие скорости реакции, ориентировке в пространстве. Закрепить понятия "колонна, шеренга, круг". По сигналу все дети разбегаются в рассыпную по игровой площадке. По команде возвращаются в свои отряды, выполняя команду ведущего. Строятся в колонну. В шеренгу или в круг.

4 неделя "На страже Родины".

Проводиться музыкально-спортивный праздник

"Наша Армия сильна".

План воспитателя изодеятельности по проекту

"Герои русской земли"

(интеграция областей "Художественное творчество"+ "Познание"+ "Коммуникация")

Неделя Вид деятельности Задачи Продуктивная деятельность (результат)
1 неделя Показ слайдовой презентации

"Богатырская Русь" и "История русской одежды" ("Познание"+ "Коммуникация")

Худ.творчество (рисование): "Богата земля русская богатырской силой"

Худ.творчество (лепка):

"Три богатыря"

(работа в творческих группах)

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Оживить представление о былине, как о реальных исторических фактах, закрепить знания детей о былинных героях- Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Познакомить детей с одеждой и оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. Расширить знания детей об истории русского народного костюма и его традициях. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.

Формировать умение рисовать фигуру человека используя схему рисования, рисовать одежду, передавая её характерные особенности. Совершенствовать умение создавать сюжетную композицию в рисунке, передавая свои накопленные знания и умения. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Формировать умение лепить фигуру человека и лошади из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций. Воспитывать умение работать коллективно.

Выставка детских рисунков по теме: "Богата земля русская богатырской силой"

Выставка детских лепных работ: "Три богатыря"

2 неделя Просмотр слайдовой презентации "Русские гусары" и "Дамы гусарской эпохи"

("Познание"+ "Коммуникация")

Худ. творчество (рисование): "Удалой гусарский эскадрон"

Худ. творчество (рисование): "Эскадрон гусар"

- формирование у детей патриотических чувств, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра картин, посвященных Бородинскому сражению, расширить знания детей о героях Бородинского сражения- М.И.Кутузов, А. Суворов и т.д.;

Развивать интеллектуальную компетентность детей о гусарской эпохе;

Расширить знания детей об одежде и традициях русского народа гусарской эпохи.

Совершенствовать умения оформлять и раскрашивать силуэты (гусары), соблюдая направления штриховки. Совершенствовать умения планировать работу. Инициировать активность творческой деятельности для дальнейшего применения результатов работы в различной продуктивной деятельности.

Совершенствовать умения детей рисовать фигуру человека; оформлять рисунок соответственно его теме; развивать внимание при рассматривании элементов гусарского мундира и умение передавать увиденное в рисунке. Формировать навык закрашивания применяя приемы - штрихования и растушовки. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность. Совершенствовать умения планировать свою работу.

Использование готовых гусарских силуэтов в игровой и образовательной деятельности-ФЭМП

Выставка детских рисунков по теме: "Эскадрон гусар"

3 неделя Просмотр слайдовой презентации "История Российского флота"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Ветер парус раздувает" (рисование)

"По морям плывет кораблик" (рисование кораблей для коллективной коллажной работы"

- знакомство детей с историей развития Российского флота, формирование у детей чувства гордости за свою Родину;

Пополнить знания детей о великой роли Петра I для России в кораблестроении;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, полученных от просмотра хроники героических подвигах броненосца "Потемкин" и "Варяг", крейсера "Авроры";

Развивать интеллектуальную компетентность детей о Российском флоте;

Обогатить словарный запас слов детей.

Совершенствовать умение детей при рассматривании отмечать особенности, детализировать изображение; развивать умение рисовать парусные корабли. Формировать чувство цветоощущений и сюжетного построения композиции.

Закреплять знания детей о разных видах кораблей; совершенствовать умение рисовать их. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Формировать умение рисовать простые сюжеты по замыслу. Закреплять знания о цвете. Воспитывать умение работать коллективно, интерес к изобразительной деятельности, способствовать овладению композиционных умений; поощрять творческую инициативу.

Выставка детских рисунков "Под парусом, стремительно"

Коллаж "По морям, по волнам"

4 неделя Просмотр слайдовой презентации "На страже Родины"

("Познание"+ "Коммуникация")

Художественное творчество: "Боевая техника" (рисование)

"Отважные парашютисты" (лепка+конструирование)

- воспитание уважения к защитникам Родины, ?гордость за свой народ, любовь к Родине;

Развивать представление о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей;

Продолжить знакомство с понятием "большая родина и малая", научить понимать и объяснять их значение. ?

Совершенствовать умения планировать свою работу. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать патриотические чувства, уверенность, инициативность.

Формировать умение лепить фигуру человека из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения рук и ног (с характером движения); поощрять творческую инициативу. Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы и пропорций.

Конструирование: изготовление полиэтиленового парашюта.

Выставка детских рисунков "Наша Армия сильна!"

Коллективная композиция лепных работ: "Отважные парашютисты"

План музыкального руководителя по проекту "Герои русской земли"

(интеграция областей "Музыка"+ "Здоровье")

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Задачи музыкального воспитания:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар.

1 неделя проекта:

Зарядка - "Богатыри"

Слушание музыки - 1. Песня "Богатырская сила" А.Пахмутова, Н. Добронравов.

2. Опера Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".

"Три чуда", чудо второе "Тридцать три богатыря".

2 неделя проекта:

Зарядка - "Гусары"

Слушание музыки - 1. Марши: "Гусарский марш" А.Петров,

"Гусарский марш" А.Свиридов

2. Песня "Гусарская эпоха" А Варламов

3 неделя проекта:

Зарядка - "Моряки"

Слушание музыки - 1. Марш "Прощание Славянки"

2. Песня "Морячка" О. Газманова

3. "Музыкальные загадки" (Звуки: салют, стрельба, шум моря,

морской прибой.)

Музыкально-ритмические движения - танец "Яблочко"

Пение - "Морской капитан"

4 неделя проекта:

Зарядка - "Наша Армия сильна"

Слушание музыки - 1. Дидактическая игра "Найди сходство и различия"

(музыка песни "Будёновец" Я.Дубравиной и "Солдатик"

Г.Куриной)

2. Песня "Три танкиста"

Пение - "Наша Родина сильна"

Комплекс зарядки для детей подготовительной группы "Богатыри"

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег на носочках". Лёгкий бег на носочках по кругу, врассыпную, по кругу. ?

3 упражнение. "Враги богатырей - сказочные карлики и великаны". Соответственно музыке ходьба большими шагами на носках, руки тянутся вверх (великаны), ходьба вприсядку, руки держат колени (карлики).

4 упражнение. "Богатырский конь". 1)Поскоки по кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки вытянуты вперёд, кулаки сжаты (держат поводья)

2) боковой галоп, руки на поясе.

Дети берут гантели.

5 упражнение. "Силачи". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклоны туловища то вправо, то влево, делая большие махи руками с гантелями.

6 упражнение. "Земелюшка родная". Подъём рук вверх, наклон, положить на пол гантели, выпрямиться.

7 упражнение. "Богатырская застава". Подъём прямой ноги вперёд и двух рук одновременно. Чередовать правую и левую ногу.

8 упражнение. "Богатырский размах". Полуприседания с разведением рук в стороны.

Повторение "Марш".

9 упражнение. "Достань солнышко (потягивание)" (выпрямляет позвоночник). Руки поднять вверх.

Зарядку составили: муз.рук-ль Диденко И.А.

воспитатель Галушко О.К.

провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы "Гусары"

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал "Марш по кругу, врассыпную". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Поскоки". По кругу, одна нога впереди, другая сзади, руки на пояс.

3 упражнение. "Носочки-пяточки". Ходьба по кругу на носках, на пятках.

Дети берут гимнастические палки (по одной на человека).

4 упражнение. "Ура". Подъем правой руки с палкой вверх(палка находится в вертикальном положении), опустить вниз. Переложить палку в левую руку и повторить упражнение.

5 упражнение. "Качели". Положить палку на плечи, наклон туловища вперёд, выпрямиться.

6 упражнение. "Палочка-стоялочка". Поставить палку на пол вертикально, держась правой рукой обойти палку по кругу. Сменить руку на левую, повторить упражнение.

7 упражнение. "Высокое колено". Палку держать двумя вытянутыми перед собой руками на уровне пупка, поднимать по очереди колено, пытаясь достать палку коленом.

8 упражнение. "Атака". Поднять вверх вертикально палку правой рукой и помахать палкой по кругу. То же упражнение выполнить левой рукой.

Повторение "Марш по кругу, врассыпную"

9 упражнение. "Высоко" . Руки через стороны поднять вверх- вдох, опустить вниз-выдох.

Зарядка для детей подготовительной группы "Моряки".

Зарядка выполняется под музыку.

1 упражнение. Вход в зал парами "Марш по кругу парами, перестроение друг за другом". Четкая ходьба с энергичной работой рук и ног.

2 упражнение. "Бег". Лёгкий бег по кругу, врассыпную, по кругу.

3 упражнение. "Шторм". Прыжки по комнате поочередно на одной и на другой ноге.

4 упражнение. "Был юнгой - стал капитаном!" ?Ноги на ширине плеч. Присесть на корточки, опустив руки на колени и наклонив голову. Встать, потянувшись, поднять руки вверх.

5 упражнение. "Смотровой". Выпад вправо, одна нога впереди согнута в колене, другая сзади прямая, рука правая - "козырёк", левая на пояс. Повторить упражнение влево.

6 упражнение. " Драим палубу". Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклонять туловище то вправо, то влево, делая большие махи руками.

7 упражнение. "Пляска матроса". Глубокое приседание, подъём туловища с выставлением ноги на пятку по очереди правую, левую.

8 упражнение. "На море качка". Стоим прямо, ноги врозь, руки опущены. Сгибая слегка правую ногу и поворачивая туловище направо, достать рукой пятку. То же - в другую сторону.

9 упражнение. "Пустые бочки". Лежим на спине на полу, над головой вытянутые руки. Перекатываемся на бок, потом на живот, на другой бок и снова на спину. Голова между руками, руки прямые.

10 упражнение. "Пройди по веревке" . Положите на пол вытянутую веревку. Ребёнок должен пройти по ней, сохраняя равновесие.

11 упражнение. "Чайка". Ходьба по кругу друг за другом, размахивая руками, как птица машет крыльями.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Зарядка для детей подготовительной группы

"Наша Армия сильна!"

Зарядка выполняется под музыку.

(стульчики расставлены заранее в центре зала)

1. Обычная ходьба в колонне.

2. Ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек).

3. Бег со сменой направления.

4. Ходьба "змейкой" вокруг стульчиков.

1 упражнение. "Лётчики"

И.П. - сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.

1 - Поднять руки в стороны.

2 - Опустить вниз, вернуться в исходное положение.

Дозировка:?5 - 6 раз.

2 упражнение. "Танкисты"

И.П. - сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом.

(cмена положения ног)

1 - Левая нога выпрямлена вперед, правая - под стулом.

2 - Правая нога выпрямлена вперед, левая - под стулом.

Дозировка: 5 - 6 раз.

3 упражнение. "Пограничники"

И.П. - сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 - Наклониться вправо.

2 - Вернуться в исходное положение.

3 - Наклониться влево.

4 - Вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

4 упражнение "Моряки"

И.П. - стоя на четвереньках, сиденье стула - под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.

1 - Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох)

2 - Вернуться в И.П. (выдох)

5 упражнение. "Артеллеристы"

И.П. - стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.

1 - Присесть.

2 - Встать, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 4 - 5 раз.

6 упражнение "Ракетчики"

И.П. - сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены - находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.

1 - Поднять правую ногу вперед-вверх.

2 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

3 - Поднять левую ногу вперед-вверх.

4 - Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

Дозировка: 6 раз.

7 упражнение. "Десантники"

И.П. - стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.

Прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.

Дозировка: 2 серии по 10 прыжков.

Воспитатель предлагает детям убрать стулья.

3 часть: Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.

Зарядку составила и провела: муз.рук-ль Диденко И.А.

Эффективность проекта:

1 неделя: "Богатырская Русь"

Эффективность:

  • русские народные былины основаны на реальных героях древней Руси;
  • значение геральдики для человека, защищавшего свою Родину;
  • история одежды военной и бытовой, её предназначение для людей Руси;

2 неделя: "Эскадрон гусар"

Эффективность:

  • знаменитое стихотворение М.Лермонтова основано на реальных исторических событиях;
  • знания о великом военно - начальнике М.И.Кутузове;
  • история гусарского мундира и бытовой одежды, а так же нарядная одежда для балов;
  • обогащение словарного запаса слов ребенка.

3 неделя: "По морям, по волнам"

Эффективность:

  • история возникновения и развития Российского флота;
  • знакомство с морскими легендами Петровских времён;
  • герои бронепалубного крейсера "Варяг"
  • герой Великой Отечественной войны, моряк - Виктор Кусков;
  • обогащение словаря ребенка.

4 неделя: "На страже Родины"

Эффективность:

  • расширить представление детей о различных родах войск нашей Российской Армии;
  • развитие детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • воспитание нравственно-патриотических качества: гуманизм, гордость, желание сохранить мир своей Родины и Отечества;
  • воспитание гражданской ответственности и чувство гордости за свою страну.