Конспект НОД по изо в средней группе «Дымковские барашки. План-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему: Конспект НОД по ИЗО

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №95 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития воспитанников «Смешарики» г. Орска»

Конспект занятия

ОО «Художетсвенно-эстетическое развитие» вид деятельности: изобразительная деятельность - рисование

«Рябиновая веточка»

для детей средней группы (4-5 лет)

Составитель:

воспитатель

Соколова Н.В.

Орск 2016

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое» (рисование), ФЭМП.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Цели деятельности педагога:

Образовательные: Учить детей изображать гроздь рябины, рисовать ягоды и листья отпечатками пальцев, вызвать эмоционально - эстетический отклик на тему занятия.

Развивающие : Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования различных техник, для создания выразительного образа грозди рябины, развивать культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные : Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, любовь к природе, учить рисовать ягоды рябины используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем).

Предварительная работа : рассматривание рябины, чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций, картин; дидактические и словесные игры.

Материалы и оборудование : гроздь рябины, гуашь красного и зеленого цветов, салфетка на каждого ребенка, ватные палочки на каждого ребенка, кисточки, альбомные листы, заготовленные заранее иллюстрация дерева рябины, силуэты снегирей, аудиозапись (Чайковский. Времена года.)

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении.

Дети: об осени.

Воспитатель: Как вы догадались? Что происходит осенью?

Дети: листья на деревьях пожелтели, листья опадают с деревьев.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой сказочный букет из листьев приготовила нам Осень. Ребята давайте с вами вспомним как называются наши листочки…

У березы лист какой?- березовый

У рябины лист какой?-……

У клена лист какой-........

У дуба лист какой?-…….

Вот сейчас мы с ними и поиграем. Мальчика должны собрать листья Рябиновые и дубовые, а девочки березовые и кленовые- будьте внимательны.

2. Подвижная игра «Осенние листочки»

Дети становятся в круг. На полу разбросаны листья. Воспитанники вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения:

Воспитатель:

Осенние листочки, летите в кузовок.

А теперь мы проверим правильно ли мальчики собрали листочки,ничего не перепутали.

А девочки правильно собрали?

Воспитатель: Ребята возьмите себе в руку по одному листочку, который вам больше нравится. А теперь вспомним с вами где у нас право, а где лево, где верх, а где низ.

Посмотрите на свои листочки внимательно, у кого листочки красного цвета пусть они прилетят на нижнюю часть стола

А листочки желтого цвета прилетят на верхнюю часть стола.

Зеленые листочки пусть прилетят в левую часть стола, а оранжевые листочки в правую часть стола.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы!

А ещё осенью в лесу поспевают на рябине ягоды. Любимое лакомство снегирей. Зимой в лесу холодно, голодно, а у птичек еда на веточках.

Я для вас из леса рябинку принесла. Посмотрите внимательно, какие у неё ягодки дружные, одна возле другой растёт. Ягодок много, они собраны в кисть или гроздь.

Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой)

Ребята, я совсем забыла, сегодня утром пролетала Сорока- белобока и рассказала, что в лесу произошла беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине.

А скоро уже снегири прилетят, а лакомства любимого нет! Давайте поможем снегирям, нарисуем ягоды на рябине. Поможем?

3. Рисование

Тогда садитесь на стулья.

Сегодня мы с вами будем волшебниками, кисточкой рисовать будем и ватными палочками

Я беру ватную палочку и обмакиваю его в краску (не всю палочку, а кончик) и прикладываю его к грозди. Посмотрите ватная палочка грязная, что нужно сделать?

Да, вытереть салфеткой хорошо.

(Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас.)

Обмакиваем ватную палочку в краске, прикладываем к ладошке, чуть-чуть вперед-назад. Еще раз попробуем (2-ой раз) обмакиваем в краску и прикладываем.

Теперь можно и птичкам помочь. Вы дружные ребята? (да). Вот и птичкам мы будем помогать вместе.

Можно приступить к работе. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо (чтобы ягоды были сочные). Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птичкам хватило, одна ягодка возле другой.

А какого цвета у нас краска (красного). Молодцы

(Помогаю в процессе работы.)

Когда заканчиваете, вытирайте ватную палочку салфеткой.

Ой, какие красивые ягоды на рябине у вас и сколько их много. А чего ещё не хватает у нашей грозди.(листьев). так же рисуем листья, только используем кисточки. Опускаем кисточку в зелёную краску и рисует на том месте, где должны располагаться листья.

Молодцы ребята, постарались очень красивые получились у вас гроздья!

Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь снегирям не страшна зима.

Ой! Смотрите, снегири к нам прилетели. Как им нравятся ваши работы, молодцы постарались, спасли снегирей от голодной зимы. Вам понравилась наша работа?

Конспект занятия по изодеятельности (рисование) «Ёжик» в средней группе.

Программное содержание :

Учить рисовать животных методом тычка. Формировать умение создавать выразительный образ. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки. Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе, среде обитания животных и их повадках. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, творческую самореализацию, любовь к природе.

Материал: - игрушка-ёжик, -1\2 листа белой бумаги с контурным рисунком ежа;

Гуашь коричневого цвета; - фломастер на каждого ребёнка;

Кисточки для рисования; образец: на одном только контур ежа, картинка ёж.

Ход занятия:

Воспитатель: Вы послушайте, ребятки, загадаю вам загадку:

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек. Это наш приятель. (Ёжик)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик. Ведь вы наверняка видели этого зверька на рисунках, в мультфильмах. (Воспитатель показывает картинку с изображением ежа). Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у него короткие с маленькими коготками. Что-то мы ещё забыли? Дети: Колючки.

Воспитатель: Ну, конечно, колючки! На спине носит ёж колючие иголки. А как же ежу без иголок? Они спасают его от врагов.

Воспитатель (от имени ёжика): Я, как ёлка,Весь в иголках,Ловлю смело я мышей.

И хотя я очень колкий,обижать меня не смей.

Я в лесу живу, но в дома я тоже вхож. Это я - забавный ёж.

Воспитатель: а вот теперь мы познакомились. Ребята поняли, что ёжик лесной житель. Правда, ребята?

Воспитатель: Ребята, ёжик был на улице и у него замёрзли и лоб и щёчки и нос. Давайте поможем ему согреться.

Массаж лица «Ёжик»

Жа-жа-жа. Мы в группе встретили ежа (слегка касаясь пальцами провести по лбу 3 раза)

Жу-жу-жу. Подошли мы все к ежу (слегка касаясь пальцами провести по щекам 3 раза)

Ужа-ужа-ужа. Впереди замёрзла лужа (приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны)

Жок-жок-жок. Надень, ёжик, сапожок (кулачками массировать крылья носа)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, ёжик согрелся. Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? Дети: Осень

Воспитатель: А что ёжик осенью делает? Дети: Впадают вспячку.

Воспитатель: А давайте у него спросим: «Почему не спишь ты, ёжик? Ходишь, бродишь вдоль дорожек? »

Воспитатель (от имени ёжика): Ох, ребята! Живу я один в большой лесной деревне, скучно мне, вот и не могу уснуть. Может быть, вы подскажете, что мне делать?

Воспитатель: ребята, как же нам ёжику помочь? Что же нам сделать, чтобы у него друзей много стало?

Дети: Нарисовать, слепить.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Мы ему друзей нарисуем. Но сначала немного отдохнём.

Физкультминутка «Ёж с ежатами»

Под огромною сосной, (Дети ежата бегут за воспитателем – ежом)

На полянке на лесной, куча листьев где лежит

Ёж с ежатами бежит.

Мы вокруг всё оглядим (Делают повороты головой)

На пенёчках посидим (Приседают)

А потом все дружно спляшем (Кружатся)

Вот так ручками помашем (Машут ручками)

Помахали, покружились (Убегают на свои места)

И домой заторопились. (Садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем рисовать ёжика. Посмотрите на листочки, на них изображён контур ежа. Левой рукой придерживаем листочек, а указательным пальцем правой руки мы обведём этот контур на листочке. Ещё раз вспомним, что колючки у ежа растут только на спинке, а мордочка без колючек. Теперь посмотрите, я покажу вам, как рисовать иголочки у ёжика. Теперь возьмите в руку кисточку, держите тремя пальцами правой руки, и приступайте к работе. И у вас получится вот такой замечательный ёжик (воспитатель показывает образец)

Воспитатель: Ребята, вы закончили рисовать колючки ёжику? Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что ещё мы не нарисовали? Дети: Глаза, уши, нос.

Воспитатель: Правильно. У вас у каждого на столе есть фломастер. Возьмите и дорисуйте ёжику глазки, нос и ушки. (Дети рисуют)

Итог занятия:

Молодцы, ребята! А как вы думаете, понравились ёжику друзья, которых мы нарисовали? Воспитатель (обращаясь к ёжику): Ёжик, тебе друзья нравятся? И он может смело отправляться обратно, в свою лесную деревню, со своими новыми друзьями. А теперь выставка наших работ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

“ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК”

(МБДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)

Конспект

интегрированного НОД по изо – деятельности

в средней группе

Тема: «Лишайник ягель»

г. Лабытнанги

Тема: «Лишайник ягель».

Возрастная группа: с редняя группа.

Цель: познакомить детей с лишайником ягелем (оленьим мхом), с лесной феей тундры Миснэ, совершенствовать умение отгадывать загадки, познакомить с новой техникой рисования губкой, развивать наблюдательность, умение отвечать на вопросы, память, расширять кругозор, воспитывать любознательность и интерес к природе тундры.

Словарь: тундра, лишайник ягель, олений мох, Миснэ – лесная фея, амулет, олени, север, родной край.

Материал: иллюстрации лишайника ягеля (или засушенный мох), сказочный персонаж (лесная фея Миснэ), национальное украшение (амулет ненки), листы бумаги, губки, гуашь.

Литература:

1. «Растительный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1981.

2. Арктика – мой дом, Природа севера земли (полярная энциклопедия школьника), М., Северные просторы, 2001.

3. «Ненцы» (очерки традиционной культуры), С.-Пб., 1995.

Методические приемы:

1. Игровая мотивация.

Воспитатель замечает на столе национальное украшение – амулет.

В: Ребята, посмотрите, что я нашла. Красивое украшение. Это не вы его потеряли? (ответы) Это украшение похоже на амулет. Давайте рассмотрим, из чего он сделан? (бусинки, кусочки меха, дерева…) Я никогда такого украшения не видела, а вы? Интересно кому это принадлежит? (воспитатель переворачивает амулет и замечает надпись) Здесь что – то написано. Прочитать? (да):

«Дремлет лес, едва дыша, в нем живет, я знаю,

Миснэ – добрая душа, веточка лесная» (Юван Шесталов)

Появляется кукла в национальной одежде.

М: Здравствуйте! Я Мисне – лесная фея тундры.

В: Как ты оказалась у нас?

М: Всё очень просто. Вы позвали меня заклинанием.

В: Но мы не колдовали.

М: И не надо колдовать. Заклинание вы прочитали на моем амулете. Я его потеряла, а теперь я нашла его у вас. Спасибо за помощь, я очень тороплюсь. Поэтому ухожу.

В: Подожди, Мисне, не уходи. Что случилось, почему ты так торопишься?

М: Как вы не знаете? В тундре намело очень много снега, а мои друзья могут погибнуть без пищи и мне надо отыскать для них еду.

В: А кто твои друзья?

М: Я вам сразу не скажу, а загадаю для ребят загадку:

«У него рога большие и ветвистые такие!

Их носить ему не лень, а зовут его …..(олень)»

В: Ребята, как вы думаете, чем питаются олени? (травкой) Правильно. Так ведь зимой нет травы. Миснэ, где взять траву зимой?

М: Трава оленья называется лишайником ягелем или оленьим мхом (показывает иллюстрации или гербарий с лишайником ягелем). Отдельное растение ягеля напоминает какое-то причудливое дерево, которое стелется по земле. Зимой его можно найти под снегом. Олени роют копытом снег и находят ягель под снегом.

В: Ягель, мох, лишайник – неужели все это одно и тоже?

М: Для оленей да! Это их пища! Зимой ее может не хватать.

В: Ребята, что мы можем сделать, чтобы оленям хватило ягеля на зиму? (ответы) Каким образом? (предположения) А что ещё можно придумать? (ответы детей) Я вам подскажу, давайте нарисуем для них лишайник ягель и, Миснэ отнесет его оленям.

М : А я вас научу играть в мою любимую игру «Оленья упряжка». Вставайте парами (тройками, четверками), беритесь за руки и скачите как олени за мной.

2. П./и «Оленья упряжка» (дети встают парами, тройками, четверками и передвигаются, взявшись за руки, по групповой комнате).

В: Ребята, вам понравилось кататься в оленьей упряжке? (да) Олени хотят есть. Нарисуем для них корм.

3. Объяснение техники рисования воспитателем.

В: Перед вами гуашь и листы бумаги. Какие цвета нам понадобятся для рисования лишайника ягеля (оленьего мха)? Сегодня мы будем рисовать губками. На влажную, но хорошо отжатую губку наносятся полоски цветной краски. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу, и проводятся непрерывные или прерывные линии. Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы.

4. Рисование детьми лишайника ягеля.

(воспитателем проводится индивидуальная работа, словесные рекомендации, коррекция движений в технике рисования губкой и т. п.)

5. Итог занятия.

В: Миснэ, посмотри, какие рисунки получаются у детей.

М: Такого красивого ягеля я никогда не видела. Молодцы, ребята! Как это у вас получается (ответы)

Помните ли вы, как называется это растение? Чем она отличается от других растений?

В: Что вам понравилось сегодня делать больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

М: Спасибо, ребята! Теперь я смело могу идти в тундру и покормить оленей мхом, лишайником ягелем. До свидания.

Энциклопедическая выдержка: ЛИШАЙНИК ЯГЕЛЬ , или олений мох (Cladonia rangiferina). Это один из самых крупных наших лишайников, высота его достигает 10-15 см. Отдельное растение ягеля напоминает какое-то причудливое дерево в миниатюре – у него есть более толстый «ствол», поднимающийся от земли, и более тонкие извилистые «ветки». И ствол и ветки к концам постепенно становятся тоньше и тоньше. Кончики их почти совсем сходят на нет – они не толще волоса. Если положить на чёрную бумагу рядом несколько таких растений, получается красивое белое кружево. Ягель имеет беловатую окраску. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания он твердеет и становится очень хрупким, легко крошится. Достаточно малейшего прикосновения, чтобы от лишайника отломились кусочки. Эти мельчайшие обломки легко переносятся ветром и могут дать начало новым растениям. Именно с помощью таких мельчайших обломков в основном и размножается ягель. Ягель служит одним из важнейших кормовых растений для оленей в тундре. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега.

Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой

Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада

(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Основная литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

(25 занятий из 35 ≈ 70%)

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

(10 занятий из 35 ≈ 30%)

К концу года дети могут:

ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.



Сентябрь

I неделя

Занятие №1

Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .

Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.

Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.

Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).

II неделя

Занятие №2

Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.

Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).

III неделя

Занятие №3

Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.

Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.

IV неделя

Занятие №4

Тема занятия : « Красивые цветы ».

Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.

Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Октябрь

I неделя

Занятие №5

Тема занятия : « Золотая осень ».

Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.

Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

I I неделя

Занятие №6

Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.

Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.

I II неделя

Занятие №7

Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.

Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.

Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №8

Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.

Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.

Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.

Ноябрь

I неделя

Занятие №9

Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .

Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №10

Тема занятия : « Маленький гномик ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.

Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №11

Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».

Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №12

Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.

Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.

Декабрь

I неделя

Занятие №13

Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:

На руке моей перчатки.

Пальцы в ней играют в прятки.

В каждом малом уголочке

Пальчик, словно в теремочке!

Сколько будет уголков,

Столько будет теремков!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.

Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.

I I неделя

Занятие №14

Тема занятия : « Снегурочка ».

Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.

Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.

Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №15

Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .

Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Строит матушка – зима?

Не проехать, ни пройти!

Белый город на пути!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.

Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).

I V неделя

Занятие №16

Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )

Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Январь

I I неделя

Занятие №17

Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.

Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

I II неделя

Занятие №18

Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .

Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Под березками, в теньке,

Дед облезлый на пеньке!

Весь сосульками оброс,

В рукавичку прячет нос.

Кто же этот старичок?

Отгадай…

(Снеговичок.)

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.

Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.

I V неделя

Занятие №19

Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».

Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Февраль

I неделя

Занятие №20

Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .

Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.

Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.

I I неделя

Занятие №21

Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .

Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.

Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №22

Тема занятия : « Развесистое дерево ».

Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.

Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №23

Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .

Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.

Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

Март

I неделя

Занятие №24

Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».

Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.

Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №25

Тема занятия : « Девочка пляшет ».

Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №26

Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .

Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.

Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №27

Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .

Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.

Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

I V неделя ».

Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87.

План занятия «Раскрасим сказку»

Выполнила: Шуткина А.В.

ПДО по ИЗО

МБДОУ №141

Воронеж 2016

Тема . Раскрасим сказку. (Занятие для детей 4-5 лет).

Цель занятия: Вызывать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Развивать цветовое восприятие.

Выполнить цветовое решение нарисованного педагогом заранее пейзажа, выполнить упражнения направленные на выявление эмоциональной связи между рисованием и музыкой.

Оборудование :фломастеры, гуашь, вода, салфетки, кисти №6 и №10 альбомные листы, ватман А2

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами научимся рисовать настроение музыки, а ещё познакомимся со сказочным гномом и даже будем выручать его из беды.

Дети, познакомьтесь с весёлым гномом по имени Бом. Но что это с нашим гномом? Видите, ребята он стоит грустный и мокнет под дождиком.

Ребята вы любите сказки? (Дети:да) Тогда слушайте. Я расскажу вам сказку про гнома по имени Бом и злую волшебницу.

Жил –был Бом, весёлый гном, он любил мороженое и играть в прятки с такими же как он гномиками. В сказочной стране гномов всегда светило солнце, было светлое голубое небо, росли удивительной красоты деревья и цветы. Однажды Бом отправился за мороженым в местный магазинчик, накупив мороженого, конфет и прочих сладостей он сел на велосипед и поехал домой. Ехал он не спеша, насвистывая весёлый мотивчик. (играет весёлая музыка) Вдруг откуда то появилась старушка похожая на бабу Ягу и попросила Бома перевести её через дорогу, наш гномик уже представлял себе как приехав домой сядет в тенёчек под изумрудно-зелёную яблоньку и начнёт уплетать мороженое, конфеты и к тому же он испугался вида старушки. Как вы ребята догадались – он сделал вид, что не слышит её и уехал. А старушка эта была волшебницей, и за то, что гном не помог ей она его заколдовала. Посмотрите на наш рисунок на большом листе, что вы там видите? (Дети отвечают «пейзаж с домиком»)

Но что там не так? Чего не хватает? (Дети отвечают «красок, цветов»)

Да, ребята,это такой бесцветный,как будто пустой рисунок. Теперь догадались как волшебница заколдовала гнома? Она стёрла все краски в его стране и теперь он даже не может узнать своего родного домика, стоит и плачет под дождём.

Но мы ему можем помочь. Мы поможем гномику, дети? (ответ: да)

Сначала мы с вами послушаем музыку и вы попробуете её нарисовать, это может быть солнышко или тучка с дождиком или что-то другое из вашей фантазии или просто какой-то салют из цветов, цветные кляксы всё, что угодно. Ваш рисунок расскажет о вашем настроении от прослушанной музыки. (Педагог по музыке включает на магнитофоне грустную, тихую мелодию в миноре, дети слушают примерно 2 минуты, затем им даётся 5 минут, чтобы нарисовать её на альбомном листе кистью и гуашью – цвет любой, затем включается весёлый марш мажор и после 2-х минут даётся новый альбомный лист и рисуется второй рисунок)

А теперь мы будем раскрашивать наш пейзаж. У каждого из вас есть палитра, на ней вы видите несколько цветов давайте их назовём(учитель показывает и называет вместе с детьми цвета на палитре) , причём там есть 2 оттенка зелёного и 2 оттенка жёлтого цвета. Сначала мы раскрасим фломастерами цветы для пейзажа. (Детям раздаётся по 3 заготовленных из белой бумаги цветка) Теперь вы будете закрашивать небо, затем будете смешивать зелёные и жёлтые цвета и полученными смесями закрашивать полянку, деревья, у нас должны получиться деревья зелёные, но разных оттенков. Вспомним, что Бом хотел отдохнуть под какой яблонькой? (дети: под изумрудно-зелёной) Итак, приступаем. (Дети берут в руки кисти, намешивают на палитре цвета и коллективно раскрашивают пейзаж, учитель каждые 10 минут советует отходить от работы всем детям 3 шага назад, чтобы с расстояния оценить нарисованное, как делают настоящие художники) После окончания раскрашивания пейзажа дети наклеивают на клей пва раскрашенные ими цветы и педагог незаметно прикрепляет на булавке изображение весёлого гнома Бома и ещё одного гномика.

Завершение занятия. Итак, мы с вами порисовали музыку, давайте посмотрим на наши рисунки: после второй мелодии почти все нарисовали солнышки, что же это значит? (Что весёлая музыка похожа на солнце отвечают дети. Педагог: Главное, что мы с вами сегодня пробовали рисовать музыку и у нас это получилось. А какое у нас настроение с вами после занятия покажите на свои рисунки.(Дети и педагог вместе рассматривают рисунки)

Итак, дети, посмотрите какой же у нас теперь Бом весёлый, добрый, он узнал свой домик и даже встретил своего друга Бима и дарит ему цветочек просто так, наверное потому он стал таким добрым, что мы ему помогли, мы своим примером научили его, что друг другу надо помогать. А какой мы с вами красивый пейзаж нарисовали все вместе!(Педагог и дети отходят на 2 метра от рисунка и любуются своей работой)

Данное занятие рассчитано на формирование таких качеств личности воспитанников, как эмоциональная отзывчивость, а именно предполагается сочувствие к персонажу сказки; занятие направлено на то, чтобы воспитанники приобретали такие качества личности как коммуникабельность, умение договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.

Конкретность и реалистичность цели с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей реализуется в полном объёме, так как задание представляет собой цветовое решение простого пейзажа с домиком гнома, разбор элементов пейзажа по цвету, закрашивание элементов с помощью кисточек, материал – гуашь, также применяется пальчиковая живопись, что ранее с детьми изучалось и применялось на занятиях. Занятие длилось 40 минут, что вполне хватило на выполнение задания.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется в виде музыкального сопровождения (фортепиано) Занятие направлено на выявление связи музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания.

Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

Занятие соответсвует уровню развития и возрастным особенностям воспитанников, так как в ходе его продолжает укрепляться и обогащаться представление детей о цветах и оттенках листвы деревьев, закрепляется навык смешивания цветов и получения новых оттенков.(светло-зелёный, изумрудно-зелёный, жёлто-зелёный)

Тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы недели «Знакомство с цветами и их оттенками»

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.