Конфликт в повести ася какой он. Сочинения по произведению "Ася" « Сочинения « Сочинения. Почему повесть так называется

Практически каждый из известных русских классиков в своем творчестве обращался к такому литературному жанру как повесть, её главными характеристиками являются средний объем между романом и рассказом, одна развернутая фабульная линия, небольшое количество персонажей. Знаменитый писатель-прозаик ХIX века Иван Сергеевич Тургенев не раз на протяжении всей своей литературной деятельности обращался к данному жанру.

Одним из его самых известных произведений, написанном в жанре любовной лирики, является повесть «Ася», которое также часто относят к элегическому жанру литературы. Здесь читатели находят не только красивые пейзажные зарисовки и тонкое, поэтическое описание чувств, а еще и некоторые лирические мотивы плавно переходящие в сюжетные. Еще при жизни писателя повесть была переведена и опубликована во многих европейских странах и пользовалась большой полярностью читателей как в России, так и за рубежом.

История написания

Повесть «Ася» Тургенев начал писать в июле 1857 года в Германии, в городе Зинцег-на-Рейне, там же и происходят описываемые в книги события. Закончив книгу в ноябре того же года (написание повести немного затянулось по причине болезни автора и его переутомления), Тургенев отсылает произведение в редакцию российского журнала «Современник», в котором её давно уже ждали и опубликовали в начале 1858 года.

По признанию самого Тургенева на написание повести его вдохновила увиденная в Германии мимолетная картина: из окна дома на первом этаже выглядывает пожилая женщина, а в окне второго этажа виднеется силуэт молодой девушки. Писатель, задумываясь над увиденным, придумывает возможную судьбу для этих людей и так создает повесть «Ася».

По мнению многих литературных критиков, эта повесть носила для автора личный характер, поскольку в её основе лежали некоторые события, имевшие место в реальной жизни Тургенева, а образы главных героев имеют явную связь, как с самим автором, так и с его ближайшим окружением (прототипом для Аси могла стать судьба его незаконнорожденной дочери Полины Брюэр или его сводной сестры В.Н.Житовой, также родившейся вне брака, господин Н.Н., от лица которого ведется рассказ в «Асе» имеет черты характера и схожую судьбу с самим автором).

Анализ произведения

Развитие сюжета

Описание событий, происшедших в повести, ведется от лица некого Н.Н., имя которого автор оставляет неизвестным. Рассказчик вспоминает свою молодость и его пребывание в Германии, где на берегах Рейна он знакомится со своим соотечественником из России Гагиным и его сестрой Анной, которую тот опекает и называет Асей. Молодая девушка своей эксцентричностью поступков, постоянно меняющимся нравом и удивительной привлекательной внешностью производит на Н.Н. большое впечатление, и он хочет узнать о ней как можно больше.

Гагин рассказывает ему непростую судьбу Аси: она его незаконнорожденная сводная сестра, родившаяся от связи его отца с горничной. После смерти её матери отец забрал тринадцатилетнюю Асю к себе и воспитал, как подобает барышне из хорошего общества. Гагин после смерти отца, становится её опекуном, сначала отдает её в пансионат, потом они уезжают жить за границу. Теперь Н. Н., зная неясное социальное положение девушки, которая родилась у матери-крепостной и отца-помещика, понимает, чем вызвано нервное напряжение Аси и её немного эксцентричное поведение. Ему становится глубоко жаль несчастную Асю, и он начинает испытывать к девушке нежные чувства.

Ася, подобно Пушкинской Татьяне, пишет письмо господину Н. Н. с просьбой о свидании, тот, неуверенный в своих чувствах, колеблется и дает обещание Гагину, не принять любовь его сестры, потому что жениться на ней он боится. Свидание Аси и рассказчика проходит сумбурно, господин Н.Н. упрекает её в том, что она призналась в своих чувствах к нему брату и теперь они не могут быть вместе. Ася в смятении убегает, Н.Н. осознает, что действительно любит девушку и хочет её вернуть, но не находит. На следующий день, придя в дом Гагиных с твердым намерением просить руки девушки, он узнает, что Гагин и Ася покинули город, он пытается их найти, но все его усилия тщетны. Больше никогда в своей жизни Н.Н. не встречает Асю и её брата, и в конце своего жизненного пути он осознает, что хотя у него и были другие увлечения, по-настоящему он любил только Асю и он до сих пор хранит высушенный цветок, который она ему когда-то подарила.

Главные герои

Главная героиня повести Анна, которую брат называет Асей, молодая девушка с необычной привлекательной внешностью (тонкая мальчишеская фигура, короткие вьющиеся волосы, широко распахнутые глаза в окаймлении длинных и пушистых ресниц), непосредственным и благородным характером, отличающаяся пылким темпераментом и непростой, трагической судьбой. Рожденная от внебрачной связи горничной и помещика, и воспитанная матерью в строгости и послушании, после её смерти она долго не может привыкнуть к своему новой роли барыни. Она прекрасно понимает свое ложное положение, поэтому не умеет себя вести в обществе, всех дичится и стесняется, и в то же время самолюбиво хочет, чтобы никто не обращал внимания на её происхождение. Рано оставшись одна без родительского вниманиея и предоставленная сама себе, Ася не по годам рано задумывается о жизненных противоречиях, её окружающих.

Главную героиню повести, как и другие женские образы в произведениях Тургенева, отличает удивительная чистота души, нравственность, искренность и открытость чувств, тяга к сильным чувствам и переживаниям, желание совершать подвиги и великие деяния на благо людей. Именно на страницах этой повести и появляется такое общее для всех героинь понятие тургеневская барышня и тургеневское чувство любви, которое для автора сродни революции, вторгающейся в жизнь героев, проверяя их чувства на стойкость и способность выживать в непростых жизненных условиях.

Господин Н.Н.

Главный мужской персонаж и рассказчик повествования, господин Н.Н., имеет черты нового литературного типа, который у Тургенева пришел на смену типажа «лишних людей». У этого героя напрочь отсутствует типичный для «лишнего человека» конфликт с окружающим миром. Он абсолютно спокойный и благополучный человек с уравновешенной и гармоничной самоорганизацией, легко поддается ярким впечатлениям и чувствам, все его переживания просты и естественны, без фальши и притворства. В любовных переживаниях этот герой стремится к душевному равновесию, которое бы переплеталось с их эстетической завершенностью.

После встречи с Асей его любовь становится более напряженной и противоречивой, в последний момент герой не может полностью отдаться чувствам, потому что они омрачены разглашением тайны чувств. Позже он не может сразу сказать брату Аси, что готов жениться на ней, потому что не хочет нарушать переполняющее его чувство счастья, а также опасаясь будущих перемен и ответственности, которую ему придется брать за чужую жизнь. Все это приводит к трагической развязке, после своего предательства он теряет Асю навсегда и уже поздно исправлять сделанные им ошибки. Он потерял свою любовь, отверг будущее и саму жизнь, которая могла бы у него быть, и расплачивается за это на протяжении всего своего лишенного радости и любви существования.

Особенности композиционного построения

Жанр данного произведения относится к элегической повести, основу которой составляют описание любовных переживаний и меланхолических рассуждений о смысле жизни, сожаления о несбывшихся мечтах и печали о будущем. В основе произведения лежит красивая история любви, которая завершалась трагической разлукой. Композиция повести построена по классическому образцу: завязка сюжета - встреча с семьей Гагиных, развитие сюжета — сближение главных героев, возникновение влюбленности, кульминация — разговор Гагина с Н.Н. о чувствах Аси, развязка — свидание с Асей, объяснение главных героев, семья Гагиных покидает Германию, эпилог — господин Н.Н. размышляет о прошлом, сожалеет о несбывшейся любви. Изюминкой данного произведения, является использование Тургеневым старинного литературного приема сюжетного обрамления, когда в повествование вводится рассказчик и дается мотивация его поступков. Таким образом, читатель получает «рассказ в рассказ», предназначенный для усиления смысла рассказанной истории.

В своей критической статье «Русский человек на рандеву» Чернышевский резко осуждает нерешительность и мелочный робкий эгоизм господина Н.Н, образ которого немного смягчен автором в эпилоге произведения. Чернышевский же наоборот, не выбирая выражений, резко осуждает поступок господина Н.Н и выносит свой приговор таким же, как и он. Повесть «Ася», благодаря глубине своего содержания, стала настоящей жемчужиной в литературном наследии великого русского писателя Ивана Тургенева. Великий писатель как никто другой сумел передать свои философские размышления и раздумья о судьбах людей, о той поре в жизни каждого человека, когда его поступки и слова могут навсегда изменить её в лучшую или худшую сторону.

Ольга ЕРЁМИНА

Нарушая правила игры...

Повесть И.С. Тургенева «Ася»

1

«Ася» - одна из самых лиричных повестей Тургенева. Часто её издают вместе с повестями «Первая любовь» и «Вешние воды» под общим названием «Повести о любви».

Её появление в 1858 году в журнале «Современник» знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Повесть вызвала многочисленные отклики, среди которых наибольшую известность приобрела статья Н.Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

В школьной программе по литературе советского периода была отражена именно точка зрения Чернышевского, который в актуальной для того времени полемике подчеркнул в тургеневском герое типические черты дворянского либерала: дряблость натуры, неспособность к решительной борьбе.

Традиция, основанная на идеологической доминанте своего времени, проросла и укоренилась в работах литературоведов.

Обратившись спустя почти полтора века к работе знаменитого критика, мы ясно видим, во-первых, тенденциозность произведённого Чернышевским разбора повести, во-вторых, эмоционально-оценочный характер эпитетов, направленных в адрес главных героев (господин Н.Н. - “дряннее отъявленного негодяя”, Ася - “существо зависимое, существо оскорбляемое”).

Отзывы других литераторов того времени тоже основаны на эмоциях. В.П. Боткин писал, что «Ася» далеко не всем нравится. По его мнению, лицо Аси не удалось. П.В. Анненков и Салтыков-Щедрин восторгались повестью, Некрасов тоже восхищался, но сцену свидания хотел изменить, “смягчить и поубавить” упреки Н.Н. в адрес Аси.

Всё это помогает нам понять, как воспринималась повесть современниками, но не проясняет основного вопроса: что хотел показать нам сам Тургенев? О каком чувстве он нам поведал?

Исследователи творчества Тургенева пишут о “тайном” психологизме автора: “Своеобразие и сила тургеневского анализа, его неповторимость и сохраняющееся очарование заключаются в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своей слиянности с окружающим миром.

Эта направленность тургеневского психологизма обнаружилась в его ранних повестях и отчётливо прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. В этой сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории” .

Но попытаемся всё же…

За последнее десятилетие в школьных программах появилось много произведений, ранее не изучаемых, и столь же многое исчезло. Однако «Ася» осталась на прежнем месте.

Программа под редакцией Г.И. Беленького предлагает изучать повесть в 8-м классе, акцентируя внимание учеников на следующих вопросах: «Образ тургеневской девушки: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обречённого на одиночество. Приёмы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести» .

Программа под редакцией А.Г. Кутузова включает повесть в курс 9-го класса. Опорные темы сформулированы несколько иначе: «Проблема счастья в повести. Автор и рассказчик. Образ тургеневской девушки. Лиризм повести» .

В обеих программах так называемый тип тургеневских девушек - литературоведческое обобщение. В него также включают образы Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой и Марианны .

Внимание тургеневских девушек сосредоточено на вопросе самоутверждения женской личности; они эмоциональны, решительны и стремятся изменить жизнь. В обществе того времени активно обсуждается “женский вопрос” (эмансипация женщин, доступ к высшему образованию, уравнение женщины в правах с мужчиной).

Представляется ошибочным, что при первой встрече школьников с образом девушки в произведении Тургенева программа предлагает тему-обобщение, которую возможно раскрыть лишь на широком литературном материале.

Тема «Поэтическая атмосфера повести» соответствует теме «Лиризм повести». «Автор и рассказчик» - тема, требующая хорошей теоретической подготовки. Проблема счастья в повести не представляется осевой проблемой. Три формулировки в программе Беленького носят явную психологическую направленность: «Сложность характера Аси», «Драма рассказчика, обречённого на одиночество» и «Приёмы психологической характеристики героев». Предполагается, что, изучая литературные приёмы (портреты героев, динамика их поступков, описания природы), ученики поймут характер главных героев.

2

Н о не будем забывать, что психологизм Тургенева - “тайный”.

Обратим сначала наше внимание на историю семьи Гагиных, которую мы узнаём в восьмой главе из уст самого Гагина.

Отец его, Николай Гагин, “человек весьма добрый, умный, образованный”, женился рано, по любви. Жена его умерла, когда сыну едва исполнилось шесть месяцев. Отец жил с маленьким сыном в деревне и двенадцать лет никуда не выезжал, занимаясь его воспитанием. Любимой комнатой отца была огромная и мрачная комната, где скончалась его жена и “где даже днём зажигались свечки”. Отец был для сына “вечно унылым и молчаливым наставником”. Вероятно, он горевал о рано умершей жене, посвятив все свои силы воспоминаниям. Обращаясь к классификации Фромма, мы скажем, что любовь Николая Гагина к покойной жене носила идолопоклоннический характер с некрофилическим оттенком. Отец Гагина создал вокруг себя иллюзорный мир и жил в нём, избегая столкновений с реальностью, не пытаясь реализовать себя как личность.

До двенадцати лет, до отъезда с дядей в Петербург, маленький Гагин рос в этом застывшем, иллюзорном мире, который, естественно, заложил фундамент его личности.

Спустя несколько лет после смерти жены Николай Гагин сошёлся с горничной своей жены, Татьяной. Когда младший Гагин поступил в юнкерскую школу, Асе, незаконнорождённой дочери помещика, было уже два года. Татьяна не согласилась стать женой барина и жила с дочерью у своей сестры, скотницы.

Что же было причиной отказа Татьяны?

Сам Гагин узнаёт об этом из рассказа камердинера Якова, который слышал слова Татьяны и так передаёт их: “Покойница Татьяна Васильевна... во всём были рассудительны и не захотели батюшку вашего обидеть. Что, мол, я вам за жена? какая я барыня? так они говорить изволили, при мне говорили-с”. Почему Яков считает, что согласие Татьяны в ответ на просьбы барина стать его женой могло обидеть просящего? В чём эта обида?

Отношения помещиков и крестьян были регламентированы определёнными социальными ролями. Это явление можно назвать большой игрой социума того времени. По правилам этой игры человек в течение жизни не мог изменить свою роль, так как господствующее христианское сознание утверждало, что власть - от Бога, и изменить что-либо в этом мире - значит нарушить волю Господа. (Вспомним, что именно в церкви видел в детстве Татьяну Гагин. Она “смиренно и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному”.)

У Татьяны, видимо, присутствовало интуитивное понимание того, что она (говоря современным языком) не может соответствовать социальной роли барыни, что отношение крестьян к ней и к её дочери всегда будет двусмысленным, с негативным оттенком. Желая избежать злоречия, она воспитывала дочь в строгости, стремилась к тому, чтобы Ася усвоила роль крестьянки.

Ещё через семь лет Ася осталась сиротой и очутилась в господском доме. Её отец, не смея признать её открыто как свою дочь, говорил, что взял её “на прокормление”. Гагин, рассказывая Н.Н. историю Аси, произносит такую фразу: “Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда её взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку”.

Так что же должно было произойти в душе Аси?

Глубокое потрясение должна была испытать детская душа, для которой весь мир перевернулся с ног на голову. Нарушился незыблемый, казалось бы, порядок, установленный для неё матерью, порядок, которому подчинялось всё вокруг. Вспомним, что повесть писалась в 1857 году. Господину Н.Н. - рассказчику - 45 лет, на момент повествования ему 25 лет (это 1837 год), Асе 17 лет, то есть Яков рассказывает Гагину о событиях десятых годов XIX века, взяли же Асю в дом барина примерно в 1826 году. Это начало царствования Николая I, который ужесточил существовавший тогда порядок, и о возможности событий 1861 года опасно было даже думать.

Ася, получившая атрибут дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, внешнее почтение со стороны слуг), не получила тем не менее дворянского статуса. Она не была законной дочерью и чувствовала себя “на прокормлении”. Её судьба целиком зависела от настроения отца: “...бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет”.

Одну социальную роль у неё отняли, а другую не присвоили. Можно предположить, что случилось бы с этой девочкой, если бы помещик Гагин умер, не успев завещать её сыну, или если бы сын отказался признать Асю как сестру и, соответственно, как наследницу имения. В крестьянскую среду она вернуться уже не могла, но среди дворян она чувствовала бы себя ущербной (современные школьники хорошо знают подобную ситуацию на примере образа Натальи из фильма «Петербургские тайны»).

На формировании характера Аси сказалась искусственная изоляция от мира: “...кроме его (отца. - О.Е. ) она никого не видала”. Это привело к отсутствию опыта общения именно в том возрасте, когда развиваются основные навыки социальной ориентации.

Любил ли отец свою дочь? Гагин говорит Н.Н., что Ася у отца “пользовалась совершенной свободой”. “Он не баловал её, то есть не нянчился с нею; но он любил её страстно и никогда ей ничего не запрещал; он в душе считал себя перед нею виноватым”. Позже сын как бы берёт часть вины отца на себя, потакая во всём своей сестре.

Может ли творческая, созидательная любовь, которую Фромм называет истинной, основываться на чувстве вины? Это исключено. Любовь на основе вины граничит с истерией и вызывает протест в якобы виноватом. Протест вызывает агрессию, осознаваемая агрессия - стыд, что, естественно, отражается на отношении к объекту желанием вновь загладить вину.

Именно эти истерические метания часто именуются “страстной любовью”.

Жёсткое распределение социальных ролей в то время закрывало возможность позитивного выхода из сложившийся ситуации, что превращало её в бесконечное движение по кругу.

Гагин рассказывает: “Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин её отец; но она так же скоро поняла своё ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренились, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир (курсив наш. - О.Е. ) забыть её происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею”.

Гордилась потому, что мать была прекрасной, простой, строгой и умной женщиной; стыдилась потому, что, рождённая матерью-крестьянкой, не могла чувствовать себя естественно в дворянской среде; стыдилась стыда, так как по достоинству оценивала лучшие качества своей матери. Всё существо девочки протестовало против искусственной и надуманной ситуации, в эпицентре которой она оказалась.

Именно целый мир должен был забыть её происхождение. Она ощущала духовное родство с крестьянами, позже, за границей - “с людьми круга низшего”, но они не признавали в ней свою. И в дворянской среде её также не считали своей (например, в пансионе), указывая ей на её происхождение.

Гагин продолжает: “Вы видите, она многое знала и знает, чего не должно бы знать в эти годы...”

Не должно для кого? По обычаю воспитания детей в дворянских семьях детям не положено было знать того, что было известно Асе о взаимоотношениях мужчин и женщин, о жизни простого народа и о многом, о чём, возможно, даже не догадывался её брат.

Независимость в данном случае означает необусловленность мнений, суждений и поступков определённой социальной ролью. Во времена, когда о человеке судили преимущественно по социальному статусу, закреплённому за ним от рождения, человек мог вынести неопределённость положения только при огромной духовной силе. В эпоху, когда человек прежде своего имени называл свою сословную принадлежность, вынести полную независимость было крайне сложно.

“Неправильно начатая жизнь, - подытоживает Гагин, - слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел”. Неправильно - значит, не соответствуя общепринятым правилам.

Позже, оставшись сиротой, Ася привязалась к брату, затем “выжила” в петербургском пансионе четыре года. “Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой...”

После семнадцати лет, когда оставаться долее в пансионе стало невозможным для Аси, Гагин выходит в отставку, забирает сестру и едет с нею за границу.

В те времена девушка могла стать самостоятельной, только выйдя замуж. На что мог надеяться Гагин, возможно, скрывая от самого себя эту мысль? Гагин надеялся выдать Асю замуж, понимая, что дворянские предрассудки многим не позволят взять в жёны девушку, рождённую крестьянкой. Он и надеялся на возможность такого брака, и убеждал себя в противном, что в результате выразилось в навязывании Н.Н. своих мыслей. “Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе”, - пишет он в последней записке другу. “Какие предрассудки? ...что за вздор!” - кричит Н.Н., но его возражения запоздалы: их никто не слышит.

“Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а вблизи ни одной руки, которая бы её направила”, - говорил Гагин о жизни Аси в отцовском доме. Стал ли сам Гагин для Аси “рукой, которая бы её направила”? Нет, в общении с сестрою брат продолжил линию отца, потакая всем её причудам: “…я обязан быть снисходительным с нею”.

Путешествуя с братом по Германии, Ася отчаянно ищет себя, пытается понять сущность своей личности, интуитивно чувствуя, что социальная роль ещё не составляет человеческой индивидуальности. Но мир вокруг неё таков, что все проявления души строго регламентированы социумом. Знакомясь с Н.Н., она сначала дичится, потом принимает роль шаловливой девочки, свойственную ей, видимо, в общении с отцом. После она кажется рассказчику “совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной”, которой брат поручает позаботиться о том, чтобы “суп был не слишком жидок”. После чтения «Германа и Доротеи» ей хочется быть “домовитой и степенной как Доротея”.

Ни одна из этих ролей не соответствует полностью её натуре. Наедине с собой она “пожирает глазами” книгу, смотрит на подошедшего Н.Н. “важно и строго”. Она часто задумывается, прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Наблюдательный рассказчик замечает в первый вечер знакомства: “Ни одно мгновенье она не сидела смирно: вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову”.

“Всё существо её стремилось к правде”, - пишет об Асе Тургенев. Найти правду, найти себя - значит, познать смысл своей жизни, выйти на свою дорогу.

В первом разговоре с Н.Н., произошедшем после его возвращения из путешествия по горам, Ася предстаёт перед нами искренней и открытой девушкой, которая впервые не надевает на себя маски, не пытается скрыть свои чувства и желания.

“Ах, мне хорошо”, - говорит она и мечтает: “Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?”

Может быть, это желание - плод размышлений о судьбе своего отца, который ушёл из жизни, не оставив в ней заметного следа. Она ведёт себя как наивный и добрый ребёнок, невинно спрашивая Н.Н.: “А что вам нравится в женщинах?” Н.Н. восклицает: “Какой странный вопрос!” Чем же странен этот вопрос? Следуя правилам игры, семнадцатилетняя девушка-дворянка не может спрашивать мужчину о подобных вещах: это считается неприличным.

“Ася слегка смутилась.

Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать всё, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить”.

“Тайный” психологизм Тургенева проявляется здесь в речевой характеристике персонажа. В реплике Аси, которая с молоком матери впитала певучую русскую речь, звучит откровенный галлицизм: “Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли?” Так, испугавшись своей откровенности, своего несоответствия роли барышни, Ася призывает на помощь грамматический строй неродного языка.

Обучаясь в пансионе и наблюдая соотечественников за границей, Ася составила себе представление, как должна вести себя благовоспитанная барышня. Сложность не в том только, чтобы научиться играть, но, главным образом, в том, что Ася понимает условность этой игры, поверхностность и порочность. В пансионе она видит, что под маской девушки из богатой и знатной семьи может скрываться обыкновенное невежество. Чтобы понять себя, ей нужно посмотреться в зеркало - не кривое, искажающее действительность пристрастным отношением, а спокойное, исполненное благожелательности. Пансион в этом смысле был кривым зеркалом: там девушка оценивалась по набору умений - играть на фортепьяно, рисовать, шить, танцевать... Если этих умений нет, значит, нет никаких способностей.

Ася удивляется, когда Н.Н. говорит, что она умна, и с “наивной любознательностью” спрашивает: “А я умна?”

“- Я сама не знаю иногда, что у меня в голове, - продолжала Ася с тем же задумчивым видом. - Я иногда самой себя боюсь, ей-богу. Ах, я хотела бы... Правда ли, что женщинам не следует читать много?”

Искреннюю попытку заглянуть в себя, высказать свои заветные желания Ася обрывает сама, вспоминая об условностях игры мужчины и женщины. По представлениям, господствовавшим в дворянском обществе, женщина должна была быть хорошенькой и глупенькой. Читать много ей не полагалось. Показателен факт, что вплоть до конца XIX века двери университетов были закрыты для женщин. Женщина могла получить образование только дома или в пансионе. Но и с этим образованием она могла оставаться только женой: служить женщина не имела права.

“- ...Правда ли, что женщинам не следует читать много?

Много не нужно, но...

В этом порыве видна глубокая потребность в водительстве, в самопознании, осознании своего места в мире, смысла своей жизни. Не просто мужчина-любовник нужен ей, а мудрый наставник, которому она могла бы доверять на пути познания своей души.

Может ли Н.Н. стать для Аси таким другом?

3

М олодой барин двадцати пяти лет, здоровый, весёлый, богатый, путешествует по Европе: “Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица - именно лица”. Желание Н.Н. видеть новых людей, весело идти в толпе, кричать вместе с другими, смотреть, как другие кричат, его радостное и ненасытное любопытство может объясняться как желание узнавать новые виды игр, усваивать новые правила. Именно поэтому Н.Н. не любит знакомиться за границей с соотечественниками: их “самодовольное и презрительное, часто повелительное” выражение лица, типичное дома, совершенно не соответствует тону, принятому за границей. Чувствуя это, “человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал”.

В свою очередь, желание узнавать новые правила игры порождается стремлением преодолеть ощущение одиночества путём переживания единства с группой людей.

Н.Н. с удовольствием играет в общепринятые игры. Одна из них называется “оскорблённая любовь”. Об этой любви он повествует, соблюдая соответственный высокопарный стиль: “Я искал уединения: я только что был поражён в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми - и со мною, грешным, - сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощёкому баварскому лейтенанту. Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почёл долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству - чем молодость не тешится! - и поселился в З.”

Гагин тоже знает правила игры, затеянной Н.Н., и вздыхает два раза из вежливости, когда Н.Н. рассказывает ему тайну несчастной любви.

Официальным воспоминанием о коварной вдове завершался каждый день Н.Н. Познакомившись с Гагиными, он не смог продолжать эту игру. С досады на Гагиных Н.Н. предпринимает поход по склонам хребта и пытается “воскресить в себе образ жестокосердой вдовы”. Усилия Н.Н. остались тщетны: “Помнится, когда я принялся мечтать о ней, я увидел перед собою крестьянскую девочку лет пяти, с круглым любопытным личиком, с невинно выпученными глазёнками. Она так детски простодушно смотрела на меня... Мне стало стыдно её чистого взора, я не хотел лгать в её присутствии и тотчас же окончательно и навсегда раскланялся с моим прежним предметом”.

У нас в России сейчас широко известна работа основоположника трансакционного анализа Эрика Берна «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди». Описывая подробно наиболее типичные игры, Берн замечает, что любая игра как таковая подменяет собой подлинное человеческое общение, познание души другого человека. Взаимодействие людей в подавляющем большинстве основано на играх и ритуалах, сценарии которых разработаны со всей детальностью, что и создаёт видимость общения и взаимопонимания.

Истинное общение вне условностей игр и ритуалов и в наши дни встречается крайне редко. Именно о нём говорил Антуан де Сент-Экзюпери, называя его “самой большой роскошью”.

Именно такого общения и была лишена Ася в течение всей своей жизни, именно к такому общению стремилась её душа.

Мог ли брат дать ей такую возможность? Мы видим, что Гагин - человек добрый и искренний - тщательно обманывает самого себя в том, что касается его жизни и будущего. Занимаясь за границей живописью, он делает это постольку-поскольку, внутренне уже примирившись с тем, что художника из него не выйдет.

Чем меньше человек верит в искренность своей игры, тем более он нуждается во внешних подтверждениях, в атрибутах своей роли. У Гагина такими атрибутами являются шляпа a la Van Dyck и блуза. У Н.Н., играющего в несчастную любовь, - записочки вдовы. Они честно играют свои игры, почти срастаясь с ними. Лишь Ася, которая постоянно меняет роли, не играет по существу - она ищет себя.

Ася признаётся Н.Н., что иногда ей кажется, будто она скоро умрёт: “Умереть лучше, чем жить так...” Так - без цели переезжая с места на место, не понимая себя, не видя смысла в жизни. Ася верит Н.Н., верит его словам: “Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья”.

На следующий день происходит диалог, который хотелось бы процитировать и дать к нему комментарии. Ася говорит:

“- Помните, вы вчера говорили о крыльях?.. Крылья у меня выросли - да лететь некуда.

Помилуйте, - промолвил я, - перед вами все пути открыты...

Ася посмотрела мне прямо и пристально в глаза.

Вы сегодня дурного мнения обо мне, - сказала она, нахмурив брови”.

Попытаемся прокомментировать каждую реплику героев.

“Крылья у меня выросли - да лететь некуда”. Выросли крылья - возникло чувство, которое поднимает от земли, - любовь. Это совсем не то, что Фромм называет зрелой любовью зрелых личностей, - это, скорее, влюблённость. Но переживается она не менее ярко и в силу конкретных обстоятельств более трагично.

Итак, Ася говорит, что чувствует любовь, но не имеет возможности выразить её: “лететь некуда”. По правилам игры девушка не может первой признаться в любви, обнаружить своё чувство.

“- Помилуйте, - промолвил я, - перед вами все пути открыты...” Как воспринимает эти слова Ася? “Все пути открыты” - в контексте сказанного значит, что возможны все способы выражения этого чувства. Такое понимание слов Н.Н. вызывает следующую реплику, которая выглядела бы совершенно нелогичной в другом контексте: “Вы сегодня дурного мнения обо мне”, то есть считаете меня способной нарушить освящённые традицией правила. Тем не менее Ася получает от Н.Н. разрешение на поступки, выходящие за рамки общепринятых норм.

После вальса с Асей Н.Н. чувствует тайное беспокойство на сердце. Возвращаясь к себе домой, он просит перевозчика пустить лодку вниз по течению. Этот поступок очень символичен в контексте повести. Там, где кончается игра и надо начинать действовать самостоятельно, там Н.Н. “поднимает вёсла”, или, как мы привыкли говорить, пускает события на самотёк. Он признаётся: “Я не хотел заглядывать в самого себя”. Утро последнего дня он проводит “в каком-то полусне сознания”. Можно предположить, что он привык быть пассивным в отношениях с женщинами, привык, что они принимали решения, а не он. Это подтверждается его отношениями с коварной вдовой, которая его покинула. Можно заключить, что Н.Н. нуждается в невротической любви, основанной на отношении мальчика к своей матери, в которых мать - сильная женщина - чрезмерно опекает ребёнка. Эта любовь должна иметь симбиотический характер, причём Н.Н. будет играть в ней роль пассивную.

Ася в соответствии с скрытыми желаниями Н.Н. делает первый шаг: она назначает ему свидание у каменной часовни. Позже она идёт ещё дальше: переносит место свидания в дом фрау Луизе, где ждёт Н.Н. в отдельной комнате, чтобы им никто не мог помешать. О вполне определённых ожиданиях говорит таинственный вид старухи сводни и её разочарование, когда она обнаруживает, что Ася уже ушла.

Гагин, встревоженный признанием Аси в любви к Н.Н., приходит к другу. В разговоре с ним он более всего обращается к его разуму, называет Н.Н. благородным, благоразумным человеком. Под этим подразумевается, что оба они - Гагин и рассказчик - знают правила игры и будут их соблюдать.

“Уверяю вас, мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства...”

Сам Гагин соблюдает правила: “...она спрашивала меня, не рассказал ли я вам её историю, - я, разумеется, сказал, что нет...”

В разговоре с другом он решает быть откровенным и узнать, нравится ли ему Ася. Нарушая все правила, понимая, что вопрос, который его тревожит, - “верх неприличия”, он всё же спрашивает: “Но... ведь вы не женитесь на ней?” Н.Н. отвечает неопределённо, и двое “благоразумных” мужчин вырабатывают новые правила игры: рассказчик “во избежание беды” “должен был идти на свиданье и честно объясниться с Асей; Гагин обязался сидеть дома и не подавать вида, что ему известна её записка...”

Оба нарушают установленные правила: Гагин идёт к часовне, а Н.Н. оказывается не в состоянии честно объясниться с Асей.

Н.Н. слышит от Гагина: “Другая умела бы всё скрыть и выждать - но не она”. Скрыть и выждать - значит вести игру. Рассказчик внутренне согласен с этим утверждением Гагина. Но посмотрим, в чём он обвиняет Асю: именно в том, что она не смогла скрыть своих чувств, разыграть равнодушную, затаив влюблённость. Он обвиняет Асю, что она вела любовную интригу не по правилам: “Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...”

Сценарий, типичный для кокетки того времени, описывает А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» (напомним признание Аси, что она хотела бы быть Татьяной):

Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя…

Н.Н. пытается доказать Асе, что она имеет дело с “честным человеком”, а в голове у него звенит мысль, что “всё искажено, обнаружено”. Искажены искренние отношения, обнаружены условность и пустота всяких правил, бессмысленность жизни, протекающей в границах усреднённой нормы.

Н.Н. пытался поступать в рамках моральных норм того времени: нельзя было оставаться с девушкой наедине, целовать её, не будучи её женихом, иначе девушка считалась безнравственной и опозоренной.

Основной конфликт в душе Н.Н. - конфликт между непосредственными, искренними движениями сердца и могуществом игры, между простотой и чистотой чувства и паутиной условностей. Самораскрытие, самореализация человека может произойти только при отказе от условностей. Только так можно выйти на уровень глубокого обобщения. Н.Н. был дан шанс выйти из игры, чтобы начать полноценно жить. Но герой не смог этого почувствовать даже в последний момент, прощаясь с Гагиным, уже поняв, что он любит Асю: “Я чуть было не постучал в окно. Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору... «До завтра, - подумал я, - завтра я буду счастлив...»”

Спустя двадцать лет рассказчик говорит: “Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если б её положение не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял...”

Сцена свидания у современников вызвала больше всего споров. Помним, что Некрасов хотел даже смягчить слова Н.Н. Но именно в этой сцене Тургенев с поразительной точностью описывает положение человека испуганного, готового впасть в истерику, лишь бы снять с себя ответственность за ситуацию.

Н.Н. говорит о себе, заканчивая повествование: “Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна”.

В этих словах мы видим попытку обмануть самого себя: не злодейка судьба осудила его на одиночество, но он сам выбрал такой путь. Как некогда хранил он записки вдовы, так теперь хранит он записки Аси. И задаётся тем же вопросом, который произнесла вслух Ася: что останется после нас? Спрашивает самого себя, оглядываясь на прошедшую жизнь, в которой он не сумел сделать того, что мог бы.

О чувстве Аси мы уже говорили: оно было порождено потребностью самореализации. Если говорить о чувстве Н.Н., то его вообще трудно назвать любовью: это нарциссичная “тоска безумных сожалений”, бездеятельная и безответственная. Он был воспитан так, что не умел проявлять заботу о ком-либо и нести ответственность даже за свои поступки.

Не положение Аси в обществе, не её происхождение, а инфантильность и незрелость главного героя привели повесть к печальному концу.

Примечания

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М.: Наука, 1979. С. 174, 205.

Программа по литературе. 5–11 классы / Под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1–11 классы. М.: Мнемозина, 2001. С. 44.

Программа по литературе. 5–11 классы / Под редакцией А.Г. Кутузова // Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы. М.: Просвещение, 1995. С. 33.

Шаталов С.Е. Указ. соч. С. 63.

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина - та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина) - типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
  3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.
  4. Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

    Тема

    1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство - это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
    2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
    3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
    4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

    Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, - то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику - буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

…Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, - про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Любовный сюжет в тургеневском произведении. Общие мотивы. По мере того, как повесть стремится к финалу, нам снова и снова вспоминается «Рудин». Ответ господина Н. - «невозможно» - в ответ на мечты Аси пойти с богомольцами, «прожить недаром» - поразительно напоминает, сказанное Рудиным в момент решающего свидания («разумеется, покориться»). Смысл и слова Асиной записки почти буквально повторяют сказанное Натальей при последней их встрече: «Я поделом наказана <…>. Прощайте».

На сравнительно малом повествовательном пространстве повести (а значит, и крупнее, и более выпукло) Тургенев показывает схожую ситуацию: девушка, намного превосходящая силою духа мужчину. Разумеется, господин Н. - не Рудин. У него нет порывов, идеалов, приводящих на баррикады. Он сам охарактеризовал себя, говоря о симпатичном ему Гагине: «Эта была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без <…> внутреннего жара». Имя, данное Тургеневым своему герою, можно расшифровать традиционно: «Н.» - неизвестный. Но «Н.» - может означать также «никто». Фигура без «внутреннего жара», безликий персонаж.

Реальное и символическое значение финала. Господин Н. спешит догнать Асю. Он бросает последний взгляд на те места, где так много пережил. Глазам его предстают две картины. Он вновь видит молодую служаночку Ганхен: «Лицо ее было бледно, но не грустно; молодой, красивый парень стоял с ней рядом и, смеясь, рассказывал ей что-то…» «А на другой стороне Рейна, - продолжает повествователь, - маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня». Так символически вырисовываются возможные пути Аси. Она могла, погоревав, как Ганхен, забыть господина Н. и быть счастливой с другим. А могла остаться навсегда с разбитым сердцем, оплакивая несостоявшееся счастье. Решение автор передает на суд читателей.

«И я не увидел их более - я не увидел Аси <…>. Она навсегда для меня исчезла». Неподдельная печаль сквозит в этих словах. Но читательское сочувствие отчасти снимается признанием Н. Герой сознается, что в те времена «не слишком долго грустил по ней: я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женою». Повествователь настаивает, что такие мысли были следствием не боязливого эгоизма, но молодости: «Я был тогда молод - и будущее <…> казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было… и еще лучше, еще прекраснее?..»

Спустя годы он восклицает с глубоким волнением: «Нет!» Настоящая любовь бывает лишь раз: «Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее в моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» Короткий эпизод в маленьком германском городке оказался главным событием всей жизни тургеневского героя: «Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума <…>, который она некогда бросила мне из окна».

Неизменно рядом с любовью звучит у Тургенева тема смерти. Так в этой повести герой перед лицом близкой кончины размышляет о том, что «…рука, давшая мне его (цветок ) <…>, быть может, давно уже тлеет в могиле. И я сам - что сталось со мною? Что осталось <…> от тех блаженных тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений?» Человеческая жизнь быстро подходит к концу. Природа вечна. Она и больно ранит и успокаивает - вспомним финал «Отцов и детей». В «Асе» эта заветная мысль писателя выражена так: «…Легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека - переживает самого человека».